Научная статья на тему 'Особенности влияния глобализации на международные связи регионов федеративных государств'

Особенности влияния глобализации на международные связи регионов федеративных государств Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
782
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / РЕГИОНЫ ГОСУДАРСТВ С ФЕДЕРАТИВНЫМ УСТРОЙСТВОМ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ / АСИММЕТРИЯ УЧАСТИЯ РЕГИОНОВ В ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ / НАРКОТРАФИК / МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / УГРОЗА СУВЕРЕНИТЕТУ / ASYMMETRY OF REGION'S INVOLVEMENT IN GLOBAL PROCESSES / GLOBALIZATION / REGIONALIZATION / REGIONS OF FEDERATIVE STATES / INTERNATIONAL REGIONAL RELATIONS / DRUG-TRAFFIC / INTERNATIONAL CRIME / VULNERABILITY OF SOVEREIGNTY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Степурина Алёна Николаевна

В статье система международных отношений рассматривается как трёхуровневая система. Анализируется влияние глобализации на развитие международных отношений связей регионов федеративных государств как обладающих большой свободой участия в международных отношениях.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the system of international relations is represented as a three-level system. The article touches the problem of international relations of regions of federative states, as possessing more freedom in this sphere than regions of unitary states possess.

Текст научной работы на тему «Особенности влияния глобализации на международные связи регионов федеративных государств»

Алёна СТЕПУРИНА

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ РЕГИОНОВ ФЕДЕРАТИВНЫХ ГОСУДАРСТВ

В статье система международных отношений рассматривается как трёхуровневая система. Анализируется влияние глобализации на развитие международных отношений и связей регионов федеративных государств как обладающих большей свободой участия в международных отношениях, чем регионы унитарных государств.

In the article the system of international relations is represented as a three-level system. The article touches the problem of international relations of regions of federative states, as possessing more freedom in this sphere than regions of unitary states possess.

Ключевые слова:

глобализация, регионализация, регионы государств с федеративным устройством, международные региональные связи, асимметрия участия регионов в глобальных процессах, наркотрафик, международная преступность, угроза суверенитету; globalization, regionalization, regions of federative states, international regional relations, asymmetry of region’s involvement in global processes, drug-traffic, international crime, vulnerability of sovereignty.

На сегодняшний день становится очевидным тот факт, что развитие глобализации в современном мире протекает параллельно с ещё более активными процессами регионализации мира путём создания различных по формам интеграционных группировок, близких по уровню к задачам развития стран, преследующих цели объединения своих усилий как для более эффективного участия в глобализации, так и для совместной защиты от связанных с этим угроз и лучшей адаптации к её новым вызовам. Процесс активного вхождения регионов государств в международную жизнь становится объективной реальностью1.

В науке существует точка зрения, согласно которой выделяются два аспекта региональной интеграции: регионализм и регионализация. Регионализм при этом воспринимается в качестве «интеграции сверху» и реализуется через формальные институты и договорённости на межгосударственном уровне. Регионализация же, в свою очередь, реализуется через спонтанное сближение и взаимопереплетение экономик стран региона2.

Регион — это государственное территориальное образование, соответствующее уровню, непосредственно предшествующему уровню государства, имеющее правительство, которое располагает соответствующими политическими полномочиями3. Таким образом, международные региональные связи — это связи регионов государств, выходящие за пределы государственных границ и осуществляемые с зарубежными странами, их регионами, местными властями иностранных государств, международными организациями, иностранными юридическими и физическими лицами. Осуществляя международные связи, регионы как части государств обязаны подчиняться существующим в международном праве принципам и нормам.

Именно регионы государств с федеративным устройством наиболее мобильно организовывают свою международную деятельность в процессе глобализации, так как конституциями государств им предо-

1 Плотникова О.В. Международное сотрудничество регионов: концептуальные подходы. — Новосибирск, 2005, стр. 45—46.

2 Либман А. Модели корпоративной интеграции: региональные особенности // Мировая экономика и международные отношения, 2008, № 5, стр. 47.

3 Восток / Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений / Под. ред. А.Д. Воскресенского. — М., 2002, стр. 8—10.

СТЕПУРИНА

Алёна

Николаевна — аспирант Сибирского института международных отношений ирегионоведения, г. Новосибирск а1епа-

[email protected]

ставлена большая самостоятельность и свобода в осуществлении международных связей, чем регионам унитарных государств, а степень свободы и самостоятельности регионов в сфере международного сотрудничества закреплена посредством разделения полномочий между центром и регионами. Таким образом, наряду с «публичным» уровнем формируется региональный уровень внешней политики государств. Практическое воплощение идей глобализации посредством осуществления международных связей регионов предполагает поиск гармонии между интересами центра и регионов. В противном случае возникает угроза целостности государства.

Федерализм выступает ключевым элементом, удерживающим разные регионы в составе единого государства. Федерализм упорядочивает деятельность регионов на международной арене. По существующей в научных кругах оценке, федерализм «органически связан с регионализмом», представляет собой его институциональное выражение, политико-правовое оформление1.

Регионы как акторы международных связей с разрешения федерального центра могут вступать в международные организации и их структуры, которые специально созданы для развития сотрудничества регионов. Политическое и правовое регулирование международной деятельности регионов федераций в различных странах имеет как существенные отличия, так и целый ряд схожих характеристик. Вопрос о признании за субъектами федераций права на международную деятельность варьируется достаточно широко. Согласно конституциям федеративных государств, внешняя политика — дело федерации, и международная правосубъектность их регионов сильно ограничена2. Однако можно выделить два вида федераций относительно закрепления внешнеполитической компетенции. К первой относятся федерации, в которых конституционный законодатель полностью лишает входящие в это государство субъекты федерации всякой внешнеполитической самостоятельности (США, Канада), но при этом на практике

1 Плотникова О.В. Международное сотрудничество регионов: концептуальные подходы. — Новосибирск, 2005, стр. 133-134.

2 Лафитский В.И. Основные черты и тенденции развития федерализма в зарубежных странах // Федерация в зарубежных странах. — М., 1993, стр. 978.

штаты и провинции принимают участие в международном общении в ограниченном объёме, только по вопросам, входящих в их исключительную компетенцию. Вторая группа федераций включает ФРГ и Швейцарию, где тенденция централизации сферы внешних сношений проявляется в ослабленном виде и конституции этих государств не лишают полностью земли права на осуществление внешних связей3.

Осуществляя международные связи, регионы преследуют определённые цели — политические, экономические, гуманитарные и социокультурные, которые весьма многообразны и исходят из существующих интересов федеративных государств и их регионов4. Вследствие принципа рационального распределения функций и разграничения полномочий в сфере международных отношений между центром и регионами, регионы осуществляют достижение этих целей в строгом соответствии полномочиями, предоставленными им положениями конституций, и под контролем федеральных властей, так как федеративное государство обладает «монополией» на осуществление внешней политики и руководство органами осуществления внешней политики. В связи с этим возможное посягательство федерального центра на законно признанные права субъектов федерации путём заключения международных соглашений по вопросам, входящим в компетенцию этих субъектов, подрывает их автономию, порождает конфликты в федеративных отношениях, а главное — в конечном счёте вызывает дисбаланс в федеративной системе и ставит под угрозу само федеративное устройство. Потому особо важно выработать баланс между политическим центром и периферией; между региональными и государственными интересами; между государственной властью и властью в регионах.

Появление регионального уровня международных отношений связано с событиями в Европе, где, начиная со второй половины XX в., целенаправленно создавалась система международных связей регионов на общеевропейском, региональ-

3 Конституционное право зарубежных стран. — М., 2001, стр.133.

4 Синицкий С.В. Экономическое развитие Сибирского макрорегиона в контексте его интеграции в глобальную экономику (риски, угрозы и преимущества) // Известия Иркутской государственной экономической академии, 2008, № 1, стр. 77—81.

ном и субрегиональном уровнях, формировался механизм сотрудничества регионов. Регионализация — это глубинный динамичный процесс увеличения объёмов, частоты и многообразия экономических связей между хозяйствующими субъектами всех форм собственности, а также государствами в рамках одного определённого региона, непременно сопровождающийся нарастанием количества и качества совместно образуемых и реализуемых элементов их экономической политики и практики. Однако регионализация имеет далеко не однозначные последствия. Наряду с позитивными результатами, которые выражаются в возможности комплексного подхода к решению совместными усилиями трансграничных проблем, есть и негативные. В первую очередь, это относится к проблеме внутригосударственного сепаратизма, что влечёт за собой опасность распада государства1. Другая проблема расширения взаимосвязанности мира является результатом поляризации мира на бедные и богатые страны и регионы. В то же время экономическое и технологическое развитие, информатизация мирового сообщества и современный транспорт способствуют увеличению масштабов внутренней и внешней миграции, основной проблемой которой становится нелегальная миграция, приобретающая огромные масштабы. В «нелегитимный» людской оборот ежегодно вовлекаются миллионы людей, потоки которых управляются организованной криминальной сетью, превращающей нелегальную миграцию в прибыльный бизнес. В результате нелегальные перемещения приводят к маргинализации мигрантов, криминализации всей сферы миграционных отношений и, соответственно, ряду экономических проблем в глобальном масштабе, затрагивающих также напрямую регионы и государства. Глобальная экономика не признаёт границ, жизнь выплёскивается за национальные рамки, появляются многочисленные региональные и глобальные проблемы: рост народонаселения, нехватка продовольствия и питьевой воды, деградация окружающей среды, эпидемии, отсталость и нищета, наркомания, наркот-

1 Абрегова С.А. Институт национального государства в глобализирующемся мире // Гуманитарные и социально-экономические науки, 2008, № 3, стр. 66—70.

рафик и терроризм, теневая экономика и международная преступность. Этот набор быстро приобретает глобальный характер: масштабы ежегодного оборота мировой экономики составляют более 20% официального мирового производства, преступный бизнес, действующий поверх границ, собирает 1,5 трлн долл. в год2. Всё это связано с тем, что в условиях глобального мира территориальные, административные, экономические и политические рамки становится создать не так легко, как раньше. Идёт процесс глобализации организованной преступности. Другой составляющей проблемы, связанной с ростом глобальных процессов, является экологическая опасность. Человечество замкнуло на себя в 10 раз больше энергопотоков, чем это необходимо для гармоничного существования животного и растительного мира на Земле3, что грозит отклонениями в перераспределении энергии, утратой устойчивости биосферы, накоплением экологических неприятностей.

Расширение возможностей регионов по поиску ресурсов на международной арене для разрешения стоящих пред ними локальных проблем имеет, с одной стороны, положительные последствия как для федеративного государства в целом, так и для самих административно-территориальных единиц. Международные связи регионов способствуют реализации как региональных, так и общегосударственных интересов, укреплению доверия и взаимопонимания с иностранными государствами, упрочению двусторонних отношений. Таким образом, можно сказать, что глобализация через регионы государств является альтернативой глобализации через государства, а регионализация представляет одну из форм интеграции, высшей из которых является глобализация. С другой стороны, глобализация через государства таит в себе опасности и политические риски.

2 The size and development of Shadow Economies and Shadow Economy Labor Force of 22 Transition and 21 OECD Countries: What do we really know? Invited paper prepared for the Round Table Conference: «On the formal Economy». — Sofia, Bulgaria, April 18—20, 2002, p. 43.

3 Данилов-Данильян В., Лосев К. Глобальный экологический вызов: теоретический анализ и возможные сценарии // Грани глобализации. Трудные вопросы современного развития. — М., 2003, стр. 255-257.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.