Алёна СТЕПУРИНА
ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ РЕГИОНОВ ФЕДЕРАТИВНЫХ ГОСУДАРСТВ
В статье система международных отношений рассматривается как трёхуровневая система. Анализируется влияние глобализации на развитие международных отношений и связей регионов федеративных государств как обладающих большей свободой участия в международных отношениях, чем регионы унитарных государств.
In the article the system of international relations is represented as a three-level system. The article touches the problem of international relations of regions of federative states, as possessing more freedom in this sphere than regions of unitary states possess.
Ключевые слова:
глобализация, регионализация, регионы государств с федеративным устройством, международные региональные связи, асимметрия участия регионов в глобальных процессах, наркотрафик, международная преступность, угроза суверенитету; globalization, regionalization, regions of federative states, international regional relations, asymmetry of region’s involvement in global processes, drug-traffic, international crime, vulnerability of sovereignty.
На сегодняшний день становится очевидным тот факт, что развитие глобализации в современном мире протекает параллельно с ещё более активными процессами регионализации мира путём создания различных по формам интеграционных группировок, близких по уровню к задачам развития стран, преследующих цели объединения своих усилий как для более эффективного участия в глобализации, так и для совместной защиты от связанных с этим угроз и лучшей адаптации к её новым вызовам. Процесс активного вхождения регионов государств в международную жизнь становится объективной реальностью1.
В науке существует точка зрения, согласно которой выделяются два аспекта региональной интеграции: регионализм и регионализация. Регионализм при этом воспринимается в качестве «интеграции сверху» и реализуется через формальные институты и договорённости на межгосударственном уровне. Регионализация же, в свою очередь, реализуется через спонтанное сближение и взаимопереплетение экономик стран региона2.
Регион — это государственное территориальное образование, соответствующее уровню, непосредственно предшествующему уровню государства, имеющее правительство, которое располагает соответствующими политическими полномочиями3. Таким образом, международные региональные связи — это связи регионов государств, выходящие за пределы государственных границ и осуществляемые с зарубежными странами, их регионами, местными властями иностранных государств, международными организациями, иностранными юридическими и физическими лицами. Осуществляя международные связи, регионы как части государств обязаны подчиняться существующим в международном праве принципам и нормам.
Именно регионы государств с федеративным устройством наиболее мобильно организовывают свою международную деятельность в процессе глобализации, так как конституциями государств им предо-
1 Плотникова О.В. Международное сотрудничество регионов: концептуальные подходы. — Новосибирск, 2005, стр. 45—46.
2 Либман А. Модели корпоративной интеграции: региональные особенности // Мировая экономика и международные отношения, 2008, № 5, стр. 47.
3 Восток / Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений / Под. ред. А.Д. Воскресенского. — М., 2002, стр. 8—10.
СТЕПУРИНА
Алёна
Николаевна — аспирант Сибирского института международных отношений ирегионоведения, г. Новосибирск а1епа-
ставлена большая самостоятельность и свобода в осуществлении международных связей, чем регионам унитарных государств, а степень свободы и самостоятельности регионов в сфере международного сотрудничества закреплена посредством разделения полномочий между центром и регионами. Таким образом, наряду с «публичным» уровнем формируется региональный уровень внешней политики государств. Практическое воплощение идей глобализации посредством осуществления международных связей регионов предполагает поиск гармонии между интересами центра и регионов. В противном случае возникает угроза целостности государства.
Федерализм выступает ключевым элементом, удерживающим разные регионы в составе единого государства. Федерализм упорядочивает деятельность регионов на международной арене. По существующей в научных кругах оценке, федерализм «органически связан с регионализмом», представляет собой его институциональное выражение, политико-правовое оформление1.
Регионы как акторы международных связей с разрешения федерального центра могут вступать в международные организации и их структуры, которые специально созданы для развития сотрудничества регионов. Политическое и правовое регулирование международной деятельности регионов федераций в различных странах имеет как существенные отличия, так и целый ряд схожих характеристик. Вопрос о признании за субъектами федераций права на международную деятельность варьируется достаточно широко. Согласно конституциям федеративных государств, внешняя политика — дело федерации, и международная правосубъектность их регионов сильно ограничена2. Однако можно выделить два вида федераций относительно закрепления внешнеполитической компетенции. К первой относятся федерации, в которых конституционный законодатель полностью лишает входящие в это государство субъекты федерации всякой внешнеполитической самостоятельности (США, Канада), но при этом на практике
1 Плотникова О.В. Международное сотрудничество регионов: концептуальные подходы. — Новосибирск, 2005, стр. 133-134.
2 Лафитский В.И. Основные черты и тенденции развития федерализма в зарубежных странах // Федерация в зарубежных странах. — М., 1993, стр. 978.
штаты и провинции принимают участие в международном общении в ограниченном объёме, только по вопросам, входящих в их исключительную компетенцию. Вторая группа федераций включает ФРГ и Швейцарию, где тенденция централизации сферы внешних сношений проявляется в ослабленном виде и конституции этих государств не лишают полностью земли права на осуществление внешних связей3.
Осуществляя международные связи, регионы преследуют определённые цели — политические, экономические, гуманитарные и социокультурные, которые весьма многообразны и исходят из существующих интересов федеративных государств и их регионов4. Вследствие принципа рационального распределения функций и разграничения полномочий в сфере международных отношений между центром и регионами, регионы осуществляют достижение этих целей в строгом соответствии полномочиями, предоставленными им положениями конституций, и под контролем федеральных властей, так как федеративное государство обладает «монополией» на осуществление внешней политики и руководство органами осуществления внешней политики. В связи с этим возможное посягательство федерального центра на законно признанные права субъектов федерации путём заключения международных соглашений по вопросам, входящим в компетенцию этих субъектов, подрывает их автономию, порождает конфликты в федеративных отношениях, а главное — в конечном счёте вызывает дисбаланс в федеративной системе и ставит под угрозу само федеративное устройство. Потому особо важно выработать баланс между политическим центром и периферией; между региональными и государственными интересами; между государственной властью и властью в регионах.
Появление регионального уровня международных отношений связано с событиями в Европе, где, начиная со второй половины XX в., целенаправленно создавалась система международных связей регионов на общеевропейском, региональ-
3 Конституционное право зарубежных стран. — М., 2001, стр.133.
4 Синицкий С.В. Экономическое развитие Сибирского макрорегиона в контексте его интеграции в глобальную экономику (риски, угрозы и преимущества) // Известия Иркутской государственной экономической академии, 2008, № 1, стр. 77—81.
ном и субрегиональном уровнях, формировался механизм сотрудничества регионов. Регионализация — это глубинный динамичный процесс увеличения объёмов, частоты и многообразия экономических связей между хозяйствующими субъектами всех форм собственности, а также государствами в рамках одного определённого региона, непременно сопровождающийся нарастанием количества и качества совместно образуемых и реализуемых элементов их экономической политики и практики. Однако регионализация имеет далеко не однозначные последствия. Наряду с позитивными результатами, которые выражаются в возможности комплексного подхода к решению совместными усилиями трансграничных проблем, есть и негативные. В первую очередь, это относится к проблеме внутригосударственного сепаратизма, что влечёт за собой опасность распада государства1. Другая проблема расширения взаимосвязанности мира является результатом поляризации мира на бедные и богатые страны и регионы. В то же время экономическое и технологическое развитие, информатизация мирового сообщества и современный транспорт способствуют увеличению масштабов внутренней и внешней миграции, основной проблемой которой становится нелегальная миграция, приобретающая огромные масштабы. В «нелегитимный» людской оборот ежегодно вовлекаются миллионы людей, потоки которых управляются организованной криминальной сетью, превращающей нелегальную миграцию в прибыльный бизнес. В результате нелегальные перемещения приводят к маргинализации мигрантов, криминализации всей сферы миграционных отношений и, соответственно, ряду экономических проблем в глобальном масштабе, затрагивающих также напрямую регионы и государства. Глобальная экономика не признаёт границ, жизнь выплёскивается за национальные рамки, появляются многочисленные региональные и глобальные проблемы: рост народонаселения, нехватка продовольствия и питьевой воды, деградация окружающей среды, эпидемии, отсталость и нищета, наркомания, наркот-
1 Абрегова С.А. Институт национального государства в глобализирующемся мире // Гуманитарные и социально-экономические науки, 2008, № 3, стр. 66—70.
рафик и терроризм, теневая экономика и международная преступность. Этот набор быстро приобретает глобальный характер: масштабы ежегодного оборота мировой экономики составляют более 20% официального мирового производства, преступный бизнес, действующий поверх границ, собирает 1,5 трлн долл. в год2. Всё это связано с тем, что в условиях глобального мира территориальные, административные, экономические и политические рамки становится создать не так легко, как раньше. Идёт процесс глобализации организованной преступности. Другой составляющей проблемы, связанной с ростом глобальных процессов, является экологическая опасность. Человечество замкнуло на себя в 10 раз больше энергопотоков, чем это необходимо для гармоничного существования животного и растительного мира на Земле3, что грозит отклонениями в перераспределении энергии, утратой устойчивости биосферы, накоплением экологических неприятностей.
Расширение возможностей регионов по поиску ресурсов на международной арене для разрешения стоящих пред ними локальных проблем имеет, с одной стороны, положительные последствия как для федеративного государства в целом, так и для самих административно-территориальных единиц. Международные связи регионов способствуют реализации как региональных, так и общегосударственных интересов, укреплению доверия и взаимопонимания с иностранными государствами, упрочению двусторонних отношений. Таким образом, можно сказать, что глобализация через регионы государств является альтернативой глобализации через государства, а регионализация представляет одну из форм интеграции, высшей из которых является глобализация. С другой стороны, глобализация через государства таит в себе опасности и политические риски.
2 The size and development of Shadow Economies and Shadow Economy Labor Force of 22 Transition and 21 OECD Countries: What do we really know? Invited paper prepared for the Round Table Conference: «On the formal Economy». — Sofia, Bulgaria, April 18—20, 2002, p. 43.
3 Данилов-Данильян В., Лосев К. Глобальный экологический вызов: теоретический анализ и возможные сценарии // Грани глобализации. Трудные вопросы современного развития. — М., 2003, стр. 255-257.