уже несколько поколений северных корейцев вынуждены жить в состоянии постоянной готовности к войне. Для того чтобы глубже понять сущность конфликтного состояния граждан Северной Кореи, следует раскрыть основные принципы современной военной доктрины КНДР.
KABYLINSKY Boris Vasil'evich, Cand.Sci. (Philos.), Associate Professor of the Chair of Customs Administration and Security, North-Western Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (57/43 Sredniy Ave, V.O., St. Petersburg, Russia, 199178; boris_kabylinskiy@mail.ru)
POLITICAL CULTURE AND SOCIAL CONFLICT IN NORTH KOREA: IDEOLOGY
Part 1
Abstract. The attention of the middlebrow in the mass virtual culture on the post-Soviet space is artificially sharpened in three main zones of conflict tension: the foreign and domestic policy of US President D. Trump; the situation in Ukraine; and the threat of world stability in North Korea. Domestic social networks, various popular resources are filled with negative comments, provocations and other manipulative tools that form stereotypical thinking among Russians about North Korea. However, the North Korean reality is fundamentally different from the images distributed in the domestic and western electronic mass media space. The author's goal is to share his experience of personal observation of North Korean everyday realities and make a feasible contribution to the clarification of some topical issues of its ideology, military doctrine and social order from the point of view of culture and conflict analysis.
Keywords: closed society, ideology, social conflict, North Korea, mass media, stereotypes of thinking
КОЛЫХАЛОВ Максим Игоревич — аспирант Сибирского института международных отношений и регионоведения (630075, Россия, г. Новосибирск, ул. Народная, 14; maxim_kolykhalov@mail.ru)
МОДЕЛЬ И ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ КАНТОНОВ ШВЕЙЦАРИИ
Аннотация. В данной статье проводится классификация международных связей кантонов Швейцарии через призму различных критериев, которые позволили подробно и всесторонне проанализировать данную проблему. Для решения этой задачи были изучены история, особенности и принципы формирования Швейцарского государства, форма и принципы государственного устройства, распределение властных полномочий между центром и регионами, координация международных связей регионов государства, полномочия регионов в сфере международных связей, представительство интересов регионов государств за рубежом. С помощью данных критериев описывается модель международного сотрудничества швейцарских регионов, определяются ее особенности.
Ключевые слова: кантон, Швейцария, международные связи, критерии анализа, регион государства
Активизация процессов глобализации и регионализации выводит на первый план проблематику международной деятельности регионов государств. В Швейцарской Конфедерации ввиду особенностей формирования и развития государства сложился особый тип участия регионов в международной жизни. Таким образом, исследование международных связей кантонов Швейцарии весьма актуально. С этой целью будем использовать методологию исследования
международных связей регионов государств, разработанную такими учеными, как О.В. Плотникова, О.Ю. Дубровина и др. [Дубровина 2013; Плотникова, Дубровина 2013а; 20136; 2016; Плотникова 2005; 2013; 2014а; 20146; 2015].
Для описания модели международных связей кантонов Швейцарии сформулируем необходимые критерии.
1. История, особенности и принципы формирования Швейцарского государства. Истоки возникновения Швейцарской Конфедерации относятся к 1291 г., когда кантоны Ури, Швиц и Унтервальден подписали Союзный договор, который также называется Клятвой Рютли. В этой хартии кантоны дали клятву верности и обещали оказывать друг другу всяческую помощь как внутри, так и вне своих земель [Конституционное право... 2012: 424]. В дальнейшем формирование Швейцарского государства происходило путем объединения исторических областей (кантонов), фактически являющихся независимыми государственными образованиями, как на добровольной основе, так и в результате завоеваний. Внутренние отношения между кантонами вплоть до конца XVIII в. были свободными, а союз не имел постоянных органов центрального управления. Верховную власть осуществлял Tagsatzung — периодически созываемое собрание представителей кантонов. Каждый из кантонов проводил самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, однако эти действия не должны были противоречить интересам других кантонов и союза. Таким образом, регионы Швейцарского государства — кантоны — имеют исторически обусловленную значительную свободу в области международных связей.
2. Форма и принципы государственного устройства. Форма государственного устройства Швейцарии закреплена в Союзной конституции Швейцарской Конфедерации от 18 апреля 1999 г.1 Анализ Конституции показывает, что фактически Швейцария является федеративной парламентской республикой. Ветви власти представлены следующими органами.
Исполнительная власть — Союзный совет. Согласно ст. 174 Конституции, Союзный совет является носителем верховной руководящей и исполнительной власти в Швейцарии. В Союзном совете действует принцип равенства его членов, а президент, согласно ч. 1 ст. 25 закона об организации правительства и администрации от 21 марта 1997 г., является «первым среди равных»2.Задачи Союзного совета прямо названы в законодательстве и включают в себя управление страной, участие в законодательном процессе, руководство Союзной администрацией, осуществление внешней и внутренней политики, взаимодействие с общественностью и ее информирование о принимаемых решениях [Staatsrecht 2011: 311].
Законодательная власть — Союзное собрание. Швейцарская Конституция определяет Союзное собрание как «верховную власть» в стране (ч. 1 ст. 148 Конституции). Компетенция Союзного собрания распространяется на следующие области: законодательство, международные отношения, финансовые вопросы, формирование Союзного совета, избрание канцлера, союзных судей, назначение высшего командного состава вооруженных сил, высший надзор за всеми государственными органами. Помимо всего прочего, Союзное собрание является гарантом конституций кантонов.
Судебная власть — Союзный суд. Состав судей и его полномочия закреплены в
1 Bundesverfassung der Schweizerischen Eidgenossenschaft vom 18. April 1999 (Stand am 1. Januar 2016) [Союзная конституция Швейцарской Конфедерации от 18 апреля 1999 года (в ред. от 1 января 2016 г.)]. SR 101. Доступ: https://www.admin.ch/opc/en/classified-compilation/19995395/index.html
2 Regierungs- und Verwaltungsorganisationsgesetz vom 21. März 1997 (Stand am 1. April 2012) [Федеральный закон об организации правительства и администрации от 21 марта 1997 г. (в ред. от 1 апреля 2012 г.)]. SR 172.010. Доступ: https://www.admin.ch/opc/en/classified-compilation/19970118/index.html
законе о Союзном суде 2005 г.1 Союзный суд является высшей судебной властью в стране. Он рассматривает апелляции на решения кантональных судов, жалобы на решения Союзной администрации. К тому же Союзный суд выполняет и роль конституционного суда, т.к. рассматривает конституционные жалобы на решения кантональных и союзных властей.
Территориальная целостность прямо не закреплена в Конституции, однако она гарантируется перечислением всех кантонов в ст. 1 и отсутствием права сецессии регионов.
Таким образом, основными принципами государственного устройства Швейцарии являются: верховенство парламента (Союзного собрания), однако с очень широкими полномочиями исполнительной власти (Союзного собрания); договорная форма создания федеративного государства; существенная политическая децентрализация; равноправие субъектов федеративного государства; значительная гетерогенность регионов по национальному, языковому, культурному признакам и их масштабам; широкие права и полномочия регионов; отсутствие права сецессии регионов государства.
3. Распределение властных полномочий между центром и регионами. Конституция Швейцарии закрепляет принцип субсидиарности при распределении властных полномочий. По Конституции кантоны суверенны, поскольку их суверенитет не ограничен Союзной конституцией; они осуществляют все права, которые не переданы Союзу (ст. 3), и сами определяют, какие задачи ими выполняются в рамках их компетенции (ст. 43). Федеральный же центр принимает на себя задачи, требующие единообразного регулирования (ст. 42).
Реализация властных полномочий федеральным центром в Швейцарии имеет существенные особенности по сравнению с другими федеративными государствами. Федеральные органы исполнительной власти в кантонах не образуются, а функции исполнения федерального законодательства и актов Союзного совета возлагаются на органы власти кантонов. В этих условиях для реализации своей политики федеральный центр прибегает к обсуждению и согласительным процедурам с регионами, ведет поиск консенсуса.
4. Координация международных связей регионов государств. Конституция Швейцарии дает право кантонам самостоятельно осуществлять международные связи в рамках своей компетенции (за исключением дипломатических, политических и военных вопросов). Согласно ст. 56 Конституции, кантоны в сфере своей компетенции могут заключать международные соглашения, которые не должны противоречить праву и интересам Союза, а также правам других кантонов. Кантоны должны информировать Союз о предстоящем соглашении до его заключения. С нижестоящими иностранными властями кантоны могут осуществлять международные связи непосредственно. Сотрудничать с зарубежными странами кантоны могут через посредство Союза.
Представленное кантональными властями международное соглашение рассматривается федеральным департаментом иностранных дел (министерство) на соответствие законам и интересам Конфедерации. Департамент информирует кантоны, которые являются участниками соглашения, о результате рассмотрения в течение 2 месяцев после подачи на рассмотрение и публикации информации.
Кантоны, которые не являются участниками соглашения, но интересы которых затрагиваются в соглашениях, информируют договаривающиеся стороны о любых имеющихся возражениях в течение такого же срока. При наличии воз-
1 Bundesgesetz über das Bundesgericht vom 17. Juni 2005 (Stand am 1. Juli 2013) [Закон о Союзном суде от 17 июня 2005 г. (в ред. от 1 июля 2013 г.)]. SR 173.110. Доступ: https://www.admin.ch/opc/de/classified-compilation/20010204/index.html
ражений Конфедерации или сторонних кантонов кантоны, которые являются стороной соглашения, должны пытаться достичь взаимоприемлемого решения со стороной, заявившей такое возражение. Если решение не будет достигнуто, Союзный совет или сторонние кантоны могут подать официальное возражение Союзному собранию в течение 6 месяцев после публикации информации о соответствующем соглашении1.
Согласно ч. 3 ст.172 Конституции, Союзное собрание одобряет или не одобряет договоры кантонов между собой и с зарубежными партнерами, если Союзный совет или кантоны заявляют возражения.
5. Полномочия регионов в сфере международных связей. Кантоны Швейцарии имеют право вступать в отношения со вторичными субъектами международного сотрудничества напрямую. В качестве вторичных субъектов могут выступать регионы зарубежных государств и международные организации. Кантоны Швейцарии активно принимают участие в международных организациях общеевропейского уровня, таких как Конгресс местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ), Ассамблея европейских регионов (АЕР), Совет европейских муниципалитетов и регионов (СЕМР), Ассоциация европейских приграничных регионов (АЕПР). Участие кантонов в экономическом сотрудничестве в рамках европейских регионов характеризуется преимущественной ориентацией на основных торговых партнеров Швейцарии — Германию и Францию.
В ряде кантонов созданы специализированные организации трансграничного сотрудничества (в кантоне Женева — Региональный франко-женевский комитет, Совет озера Леман, Рабочее сообщество Западных Альп) [Плотникова 2005: 171].
6. Представительство интересов регионов государств за рубежом. Практическую деятельность по осуществлению внешнеэкономических связей кантонов осуществляют ведомства экономического развития (ВЭР) при кантональных министерствах экономики, которые выступают в качестве посредников между частными структурами и местной администрацией, оказывают консультационные услуги. Для стимулирования внешнеэкономических связей ВЭР ведут информационную работу за рубежом, принимая участие в организации и проведении бизнес-семинаров для иностранных предпринимателей, посвященных практике экономической деятельности в кантоне. Ведомства занимаются также организацией визитов представителей иностранных компаний, заинтересованных в сотрудничестве со швейцарскими партнерами2.
Подводя итог, необходимо отметить, что модель международных связей кантонов Швейцарии имеет ряд особенностей: права кантонов закреплены в кантональных конституциях и гарантируются Союзным собранием; ярко выражен принцип субсидиарности в разделении властных полномочий; координация деятельности кантонов в сфере международных связей происходит на основе принципов согласования и консенсуса; существует несколько языково-культурных регионов (немецкий, французский, итальянский), и соответствующие кантоны тяготеют к сотрудничеству с соответствующими государствами; кантоны обладают вторичной международной правосубъектностью и имеют право вступать в отношения со вторичными субъектами международного сотрудничества напрямую, а с государствами — при посредничестве Конфедерации; большая часть
1 Regierungs- und Verwaltungsorganisationsgesetz vom 21. März 1997 (Stand am 1. April 2012) [Федеральный закон об организации правительства и администрации от 21 марта 1997 г. (в ред. от 1 апреля 2012 г.), ст. 62]. SR 172.010. Доступ: https://www.admin.ch/opc/en/classified-compilation/19970118/index.html
2 Практика осуществления международных и внешнеэкономических связей в некоторых зарубежных странах. - Архив МИД. Доступ: http://archive.mid.ru/bdomp/sbor.nsf/fe3845c0f6d9b35443256c8a004e8835 /97233e910a2f1e0643256c8b004a1cdf!0penDocument
регионов являются приграничными и активно участвуют в европейских организациях трансграничного сотрудничества. Отдельные аспекты международных связей кантонов Швейцарии, безусловно, могут представлять интерес при формировании и реализации аналогичной политики регионов России.
Список литературы
Дубровина О.Ю. 2013. Региональное измерение внешней политики: сущность и содержание. — Власть. № 3. С. 76-80.
Конституционное право зарубежных стран (под ред. А. Колябина). 2012. М.: Студенческая наука. 2325 с.
Плотникова О.В. 2005. Современная система международных региональных связей (политологический аспект): автореф. дис. ... д.полит.н. М. 304 с.
Плотникова О.В. 2013. Деятельность регионов государств на международной арене: основополагающие принципы. — Сибирский международный. № 15. С. 5-13.
Плотникова О.В. Дубровина О.Ю. 2013а. Международные связи регионов государств: теория и практика: учебник для вузов. Новосибирск: Сибирский институт международных отношений и регионоведения. 272 с.
Плотникова О.В., Дубровина О.Ю. 2013б. Глобализация и регионализация, их влияние на международное сотрудничество регионов государств. — Власть. № 2. С. 134-136.
Плотникова О.В. 2014а. Международные отношения государств и международные связи регионов государств: общее и особенное. — Власть. № 12. С. 65-69.
Плотникова О.В. 2014б. Влияние глобализации и регионализации на международное сотрудничество регионов государств. — Сибирский международный. № 16. С. 5-7.
Плотникова О.В. 2015. Регионы России, их типы и особенности. — Сибирский международный. № 17. С. 37-43.
Плотникова О.В., Дубровина О.Ю. 2016. Международные связи регионов государств: характеристика и особенности: учебник. М.: Норма; ИНФРА-М. 192 с.
Staatsrecht (G. Biaggini, T. Gächter, R.Kiener, Hrsg). 2011. Zürich; St. Gallen: Dike Verlag AG. 887 s.
KOLYKHALOV Maksim Igorevich, postgraduate student of Siberian Institute of International Relations and Regional Studies (14 Narodnaya St, Novosibirsk, Russia, 630075; maxim_kolykhalov@mail.ru)
THE MODEL AND FEATURES OF INTERNATIONAL RELATIONS OF THE CANTONS OF SWITZERLAND
Abstract. This article classifies the international relations of the cantons of Switzerland through the prism of various criteria, which allowed making a detailed and comprehensive analysis of this problem. To solve this problem, the author studied the history, peculiarities and principles of the formation of the Swiss state, the form and principles of the state structure, the distribution of power between the center and the regions, coordination of international relations of the regions of the state, the powers of the regions in the sphere of international relations, representation of the interests of the regions of states abroad. With the help of these criteria, the model of international cooperation of the Swiss regions is described, and its features are defined.
Keywords: canton, Switzerland, international relations, criteria of analysis, region of state