Ольга ДУБРОВИНА
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ РЕГИОНОВ (на примере Новосибирской обл.)
Статья посвящена политическому механизму осуществления международных связей регионами России. Для более глубокого раскрытия проблема рассматривается на конкретном примере международных связей Новосибирской обл.
The article is devoted to the political mechanism of international connections of Russian regions. The problem is examined on a specific example of international connections of the Novosibirsk region for its more comprehensive scrutiny.
Ключевые слова:
регионы, регионализм, международные связи, политический механизм, международные соглашения, представительства регионов государств; regions, regionalism, international connections, political mechanism, international agreements, representative offices of the regions.
Политический механизм осуществления международных свя -зей регионов (МСР) государств включает в себя региональ -ные политические, организационные и правовые методы, которые применяют регионы государств при реализации междуна -родного сотрудничества. Рассмотрим политический механизм реа -лизации МСР на примере Новосибирской обл.
Новосибирская обл. выбрана не случайно. Новосибирск зани -мает важное геополитическое положение. География и простран -ство для Новосибирска являются основополагающими факторами. Отталкиваясь от геополитического положения, мы констатируем тот факт, что Новосибирская обл. находится в самом центре России. В ней проживает 2,7 млн чел. А Новосибирск — 3 - й по величине город в стране и крупнейший город за Уралом.
По южным рубежам Новосибирской обл. проходит государ -ственная граница Российской Федерации. Здесь субъект граничит с Павлодарской обл. Республики Казахстан (граница составляет 317 км) — значит, Новосибирская обл. является пограничной. С одной стороны, наличие границы обусловливает стремительное развитие приграничного сотрудничества, с другой — такое сосед -ство порождает ряд проблем, связанных с нелегальной миграцией выходцев из стран СНГ, а также с ввозом контрабандной и некаче ственной продукции из сопредельного государства. Следует также отметить, что Павлодарская обл. Казахстана является слаборазви -тым регионом, который существует в основном за счет интенсив -ного товарообмена с регионами РФ. Таким образом, Новосибирск является своеобразным мостом между Западом и Востоком, Севером и Югом, что во многом обусловливает его широкие международные связи.
Новосибирск является индустриальным городом, промыш -ленность которого представлена предприятиями черной и цвет ной металлургии, металлообработки и машиностроения, стан костроения, приборостроения, электротехники и электроники, а также предприятиями легкой и пищевой промышленности. Промышленная структура города сформировалась в результате пере -базирования заводов и фабрик из западных регионов СССР в центр
ДУБРОВИНА
Ольга
Юрьевна —
к.полит.н.,
координатор
Новосибирского
регионального
отделения
Национального
союза политологов
olgаdubrovinа@
mail.ru
страны во время Великой Отечественной войны. После войны созданная структура была сохранена и приумножена. Сегодня Новосибирск является крупным промыш -ленным, транспортным и финансовым центром.
Он также является крупным культур -ным, образовательным и научным цен тром. Региональный уровень политиче -ского механизма осуществления междуна -родных связей включает в себя регулятив -ную, организационную и функциональ -ную составляющие.
Регулятивная составляющая включает в себя региональный уровень правовых норм, регулирующих МСР. В соответствии с Конституцией РФ регионы имеют право издавать собственные законы и иные пра вовые акты по вопросам, которые отне сены к их полномочиям.
На региональном уровне можно выде -лить 2 вида правовых актов: Конституции и Уставы субъектов РФ и законы и иные акты субъектов РФ, регламентирую щие международные связи. Что касается Новосибирской обл., то здесь следует отметить, что в регионе приняты право вые документы, регулирующие между народные связи: Устав Новосибирской области; закон о международных, внеш -неэкономических и межрегиональных связях; постановления Правительства Новосибирской области. Документы закрепляют право области на междуна родное сотрудничество с регионами зару бежных стран и, с согласия Правительства Российской Федерации, с органами го сударственной власти иностранных госу дарств1. Документы разрешают заключать и расторгать международные соглашения, которые должны утверждаться законом области. Как видим, область подчиняется законам страны, регулирующим междуна родную деятельность субъектов. Согласно Уставу, к полномочиям Новосибирской обл. отнесены международные связи обла -сти, к совместному ведению — координа -ция международных связей и выполнение международных договоров РФ. В Законе о международных, внешнеэкономических и межрегиональных связях дано определе -ние: международные и внешнеэкономи ческие связи Новосибирской обл. — это связи с иностранными партнерами, осу
1 Устав Новосибирской области от 18.04.2005 № 282- ОЗ (ред. от 08.07.2010) // Ы!р:/^шо. ги/116
ществляемые в торгово экономической, научно технической, экологической, гуманитарной, культурной и в иных обла стях2. Как видим, в Законе отсутствуют политические отношения и связи, как этого требуют Конституция РФ, законы страны и другие документы, рассмотрен ные выше. В законе дано определение международного соглашения — это согла -шение, заключенное Новосибирской областью с иностранным партнером об осуществлении международных и внеш неэкономических связей (ст. 1). Опыт показывает, что международное сотрудни чество стало регулироваться только пер вом десятилетии XXI в., а в 1990- х гг. эти связи в основном развивались стихийно.
Организационная составляющая поли -тического механизма международ -ных связей Новосибирской области. В Новосибирской обл. с целью организа ции и осуществления международного сотрудничества создана система орга нов и структур, занимающихся данным направлением деятельности. К основ ным из них относятся: Законодательное собрание Новосибирской области3; Губернатор — Председатель Правительства Новосибирской области4; Администрация Губернатора Новосибирской области; Правительство Новосибирской обла сти5; Комитет внешнеэкономического сотрудничества, который является струк турным подразделением Администрации Губернатора и Правительства Новосибирской области; представитель ства Новосибирской области за рубежом.
Важную роль в развитии международ ного сотрудничества Новосибирской обл. играют политические и междуна родные структуры, находящиеся на тер ритории региона, такие как Аппарат полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе, расположенный в г. Новосибирске;
2 Закон Новосибирской области от 13.11.2000 № 125 - ОЗ «О международных, внешнеэкономических и межрегиональных связях Новосибирской области» (далее — Закон № 125 - ОЗ) // Сборник нормативных и правовых актов Новосибирской области 2000. — Новосибирск : Новосибирский областной Совет депутатов, 2001, с. 222.
3 До 2010 г. — Новосибирский областной совет депутатов.
4 До 2010 г. — Глава Администрации Новосибирской области.
5 До 2010 г. — Администрация Новосибирской области.
Представительство МИД России в Новосибирске; иностранные представи -тельства на территории Новосибирска: консульские учреждения, торговые, эко -номические и культурные представитель -ства зарубежных стран, визовые центры, представительства иностранных фирм, предприятий и учреждений.
В Новосибирске в сфере международного сотрудничества сложилась эффективная практика объединения усилий Аппарата полномочного представителя Президента РФ, Представительства МИД России в Новосибирске и органов власти Новосибирской обл. Представительство МИД России в Новосибирске было открыто в 2003 г. Оно действует на основе положения «О представительстве МИД Российской Федерации на территории Российской Федерации»1. Перед предста -вительствами поставлена задача контроля за соблюдением норм международного права при осуществлении МСР субъек -тами федерации. Это связано с тем, что в начале XXI в. в регионах практически отсутствовали специалисты в сфере меж дународного права и часто деятельность регионов осуществлялась непрофессио -нально.
Другая задача — оказание помощи субъ -екту федерации в подготовке и проведении мероприятий международного характера. Это весьма важный момент, связанный с тем, что регионы регулярно посещают руководители и дипломаты иностран -ных государств, что требует соблюдения единого государственного протокола, за который отвечает МИД России.
Следующая задача — информирование органов государственной власти субъекта федерации по основным вопросам внеш -ней политики РФ. Россия на международ -ной арене выступает как единое целое, и не может быть стратегических расхожде ний между действиями представителей субъектов федерации и внешнеполитиче ским курсом страны.
Немаловажной задачей является веде ние аналитической и справочной работы по вопросам компетенции представитель -ства. Россия — многорегиональное госу-
1 Приказ от 11.03.2002 № 2792 «Об утверждении положения о представительстве МИД Российской Федерации на территории Российской Федерации» (в ред. Приказа МИД РФ от 10.07.2006 № 9454) // http://bаse.consultаnt.гu/cons/cgi/online. cgi?гeq=doc;bаse= LАW;n=62231
дарство, каждый из ее субъектов имеет свои особенности, на их территории про ходит много международных событий и мероприятий, которые должны быть систематизированы, проанализированы, и информация о них должна быть вовремя передана в МИД России.
Что касается представительств Новосибирской обл. за рубежом, то сле дует отметить, что они действуют на основании Положения, утверждаемого Губернатором Новосибирской обла -сти. Представительства создаются в форме юридического лица. Они пред ставляют интересы области за рубежом. Представительства области открываются на основании соглашений субъекта феде рации с регионами иностранных госу дарств. Руководитель представительства согласовывает свою деятельность с послом РФ в государстве, на территории которого расположено представительство. Контроль за деятельностью представительства осуществляется Комитетом внешнеэконо -мическогосотрудничестваНовосибирской области2. Так, Новосибирская обл. в 1993 г. учредила свое представительство в ФРГ (Информационно - экономический центр во Франкфурте - на- Майне)3.
Следует отметить, что территория Новосибирской обл. достаточно привле кательна для международного сотрудни -чества. Так, на территории области нахо -дятся представительства иностранных государств, которые можно разделить на несколько групп.
Консульские учреждения4. В Новосибирске открыто Генеральное консуль ство Республики Узбекистан, Генеральное консульство ФРГ, Генеральное консульство Украины, Вице - консульство Кыргызской Республики.
Отделения дипломатических представительств зарубежных стран5. В Новосибирске открыты и активно осу ществляют свою деятельность отделе ние Посольства Республики Беларусь; канцелярия Посольства Итальянской Республики; отделение Торгового отдела Посольства Республики Корея (Корейская ассоциация содействия торговле и инве стициям).
2 Закон № 125 - ОЗ, с. 223.
3 Новосибирский городской государственный архив, ф. 703, оп. 1, д. 7, 1993, л. 3.
4 http://www.novosibiгsk.mid.ru/predstvа.html
5 Там же.
Торгово-экономические представительства: представительство
Института внешней торговли Италии
— ИЧЕ; Новосибирское отделение Представительства немецкой экономики в Российской Федерации; Новосибирский офис Корейского центра развития биз неса; Уполномоченный Торгового представительства Республики Казахстан в Российской Федерации по Новосибирской области.
Культурные представительства1.
Помимо экономического сотрудничества, Новосибирск активно взаимодействует с зарубежными странами в культурной и образовательной сферах. Здесь успешно работают: Израильский культурный центр при Посольстве Государства Израиль в Российской Федерации; француз ский культурно информационный центр «Альянс Франсез — Новосибирск»; муни -ципальный культурный центр «Сибирь
— Хоккайдо»; Институт Конфуция (КНР); Центр итальянской культуры в г. Новосибирске; Немецкий культур ный центр им. Гете в Новосибирске; Информационный центр германской службы академических обменов (ДААД); региональный офис американских сове тов по международному образованию.
Визовые центры2. Активная деятельность города в сфере международного туризма потребовала открытия визовых центров. Сегодня в Новосибирске открыты визо вый центр Великобритании; объединен ный визовый центр Болгарии, Греции, Дании, Исландии, Испании, Мальты; визовый центр Италии.
Функциональная составляющая поли тического механизма международных связей Новосибирской обл. включает в себя согласование, соглашения, уведом ления, координацию. В целях развития взаимовыгодныхторгово экономических, культурных, гуманитарных и иных связей Новосибирской обл. с иностранными пар -тнерами и согласования позиций органи зуются визиты делегаций Новосибирской обл. за рубеж. Зарубежные поездки делега ций Новосибирской обл. носят рабочий, деловой характер. Возможные в ходе рабо -чих зарубежных поездок встречи с руко -
1 http://www.novosibiгsk.mid.гu/pгedstvа.html
2 Там же.
водителями страны пребывания носят не -официальный характер. Подготовку визитов делегаций Новосибирской обл. осуществляет Правительство Новосибирской области в соответствии с порядком, установленным Губернатором
— Председателем Правительства. Что касается визитов иностранных гостей в Новосибирскую обл., то здесь следует отметить, что предложения субъектов РФ о приглашении иностранных деле гаций (на уровне глав государств и пра вительств, высших должностных лиц международных организаций) должны согласовываться с МИДом России. Важным моментом в функциональной составляющей политического механизма осуществления МСР России является не только согласование, но и уведомление. Правительство области в обязательном порядке через МИД России информирует посольства России в странах, в которые выезжает официальная делегация, о пред стоящей поездке. Российские дипломати ческие представительства в иностранных государствах оказывают выезжающим за рубеж официальным делегациям субъек тов РФ консультативное и организацион ное содействие.
Пребывание в Новосибирской обл. иностранных делегаций с официальным или рабочим визитами регламентируется Основными положениями государст венной протокольной практики.
Согласно международному праву, международные договоры РФ, затраги -вающие вопросы, относящиеся к веде нию Новосибирской обл., заключаются по согласованию с Правительством Новосибирской области, о чем Правительство Новосибирской области уведомляет Законодательное Собрание области. Проекты международных согла -шений Новосибирской обл. (включая проекты соглашений об открытии пред ставительств) подлежат согласованию с Министерством иностранных дел РФ и другими уполномоченными федераль ными органами исполнительной власти и представляются для этого не позднее, чем за месяц до подписания. Таким образом, Правительство России осуществляет кон троль за содержанием соглашений и за их исполнением, осуществляет регулирова -ние международных связей РФ.