Ольга ДУБРОВИНА
ВКЛАД КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА СУБЪЕКТОВ РФ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИМ СВЯЗЯМ ПРИ МИД РОССИИ В РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ РЕГИОНОВ
В данной статье раскрывается роль Консультативного совета субъектов РФ по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России в развитии международных связей регионов.
The article reveals the role of The Advisory Board on International and External Economic Connections of the Constituent Entities of the Russian Federation under the Russian Department of Foreign Affairs in the development of international connections of regions.
Ключевые слова:
регион, регионализация, Консультативный совет субъектов РФ по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России, международные связи регионов; region, regionalization, The Advisory Board on International and External Economic Connections of the Constituent Entities of the Russian Federation under the Russian Department of Foreign Affairs, international connections of regions.
ДУБРОВИНА
Ольга
Юрьевна —
к.полит.н.,
координатор
Новосибирского
регионального
отделения
Национального
союза политологов
olgаdubrovinа@
mail.ru
Консультативный совет субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России (КС) был создан в 1994 г., вскоре после рас -пада Советского Союза, в период, когда полностью отсутствовал правовой и политический механизм регулирования международ -ного сотрудничества регионов России. Правовое поле, в котором можно было бы осуществлять, контролировать, регулировать и координировать международную деятельность субъектов РФ, еще предстояло создать. Конституцией России, принятой в 1993 г., на Министерство иностранных дел была возложена роль координатора международной деятельности всех структур как на федеральном, так и на региональном уровнях. Каждый день возникали вопросы, которые требовали принятия решений, отвечающих как интересам субъектов федерации, так и задачам проведения единой внешнепо литической линии государства. В этих условиях МИД искал формы политического регулирования МСР России. В отсутствие правового пространства в этой сфере создавались консультативные структуры по регулированию международных связей субъектов РФ.
Одной из таких структур и стал Консультативный совет. Его рабо -той руководил Председатель — Первый заместитель Министра ино -странных дел России. Заседания Совета проводились один -два раза в год. Постоянным органом КС в период между его заседаниями являлся Секретариат КС, функции которого исполнял Департамент по связям с субъектами федерации, парламентом и общественно политическими организациями МИД России1, ответственный в министерстве за координацию международных связей регионов2.
КС осуществлял свою деятельность на основе Положения, в кото -
1 Позже переименован в Департамент по связям с субъектами федерации, парламентом и общественными объединениями.
2 Положение «О Консультативном совете субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России» от 15 декабря 1994 г. // Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ. — М., 2002, с. 473.
ром было сказано, что основной целью деятельности Совета является создание и совершенствование механизма координа ции МСР в интересах обеспечения единой внешнеполитической линии Российского государства. На заседаниях Совета прово -дился обмен опытом межрегионального и приграничного сотрудничества, распро странялась полезная для регионов инфор мация.
I заседание КС состоялось в декабре 1994 г. Оно было посвящено рассмотре нию правовых аспектов и практике МСР России, а также вопросам консульского обеспечения международных связей рос сийских регионов и работе представи тельств МИДа России в субъектах феде рации1. По результатам первого заседания стало очевидным, что деятельность субъ ектов РФ в сфере МСР требует координа ции с деятельностью МИДа России и что назрела политическая необходимость при нятия соответствующего правового доку мента. По предложению КС в 1995 г. был подготовлен и подписан указ президента, утвердивший «Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации». В нем говорилось о взаимодействии МИДа с органами государственной власти субъ -ектов РФ. К одной из основных задач дея тельности МИДа России была отнесена координация международных связей субъ ектов РФ. В Указе и Положении пропи -сывался механизм координации МСР РФ. Он включал в себя оказание помощи реги онам со стороны МИДа в деле сотрудниче ства с иностранными дипломатическими и консульскими представительствами на территории РФ, открытие представи тельств МИДа России в регионах страны. Территориальные органы стали входить в систему Министерства иностранных дел России. МИД был наделен правом при нимать решения, обязательные для испол нения субъектами РФ. С введением в дей ствие указа президента пробелы в законо дательстве начали постепенно заполняться нормативными актами МИДа.
В июне 1995 г. прошло II заседание КС2. На заседании обсуждались: условия
1 Бюллетень Консультативного совета субъектов федерации по международным и внешнеэко номическим связям при МИД России. — М., 1994, № 1.
2 Бюллетень Консультативного совета субъек тов федерации по международным и внешнеэко номическим связям при МИД России. — М., 1995, № 2.
открытия и основные принципы функ ционирования представительств регионов в зарубежных странах, а также иностран ных представительств в субъектах России; подготовка и подписание субъектами соглашений с зарубежными партнерами; осуществление визитов руководителей субъектов федерации за рубеж, прием ино странных делегаций в регионах России и другие вопросы. По итогам II заседания КС был принят целый ряд рекомендаций, которые позволили центру воздействовать на характер и эффективность международ -ных связей регионов. Основным итогом совещания стало принятие 15 июля 1995 г. федерального закона «О международных договорах Российской Федерации». Закон определил понятие международного дого -вора РФ, порядок принятия и исполне -ния международных договоров России. В нем были определены права государства и субъектов в этой сфере.
III заседание КС проходило в январе 1996 г.3 На заседании обсуждались вопросы разграничения предметов веде ния между федеральными органами го сударственной власти и органами госу дарственной власти субъектов РФ в обла сти международных связей. Их законода тельное обеспечение стало наиболее важ ной проблемой построения Российского государства. По итогам заседания Совета 12 марта 1996 г. был издан указ президента «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполити ческой линии Российской Федерации». В документе было сказано, что МИД России обязан координировать междуна -родные связи субъектов РФ, а субъекты в свою очередь обязаны информировать МИД о своей международной деятель -ности. Послам России было вменено в обязанность осуществлять координацию деятельности и контроль за работой пред ставительств субъектов РФ, находящихся в государстве пребывания.
IV заседание КС состоялось в мае 1996 г.4 На нем обсуждался вопрос разгра -ничения полномочий между федераль
3 Бюллетень Консультативного совета субъек тов федерации по международным и внешнеэко номическим связям при МИД России. — М., 1996, № 3, с. 7.
4 Бюллетень Консультативного совета субъек тов федерации по международным и внешнеэко номическим связям при МИД России. — М.,1996, № 4.
ными органами государственной власти и органами государственной власти субъ ектов РФ в области международных и внешнеэкономических связей, его зако нодательное обеспечение. Заседание КС проходило совместно с комитетами по международным делам Государственной Думы и Совета Федерации ФС РФ. На заседании было предложено принять федеральный закон, который бы четко регламентировал порядок установле ния международных связей субъектами федерации. Важным итогом обсужде -ния проблем на КС стало издание Указа Президента РФ от 03.06.1996 «Основные положения региональной политики Российской Федерации». В нем гово рилось, что внешняя политика России должна осуществляться с учетом интере сов субъектов РФ, через согласованность действий центра и регионов. В указе был прописан механизм реализации регио нальной политики в области внешних связей.
V заседание КС, проходившее в декабре 1996 г., было посвящено проблемам раз -вития международных связей субъектов РФ с регионами государств — участников СНГ и стран Балтии1. На заседании были сформулированы основные цели РФ при менительно к СНГ: всемерное содействие развитию интеграционных процессов в экономике; укрепление стабильности, урегулирование локальных конфлик тов; обеспечение безопасности России и других стран СНГ; решение через меха низмы сотрудничества и интеграции гуманитарных проблем граждан России и соотечественников, живущих в стра нах Содружества. Было подчеркнуто, что важнейшее место в реализации этих задач занимают отношения на уровне регионов государств. КС стал реальным звеном в координации сложного и многообразного процесса активного выхода российских регионов на внешние связи.
VI заседание, состоявшееся в мае 1997 г.2, было посвящено правовым, экономиче ским, гуманитарным и другим аспектам развития межрегионального сотрудниче
1 Бюллетень Консультативного совета субъек тов федерации по международным и внешнеэко номическим связям при МИД России. — М., 1997, № 5.
2 Бюллетень Консультативного совета субъек тов федерации по международным и внешнеэко номическим связям при МИД России. — М., 1997,
№ 6.
ства субъектов РФ с зарубежными пар -тнерами. Консультативный совет рассмо -трел вопросы об основных направлениях внешней политики РФ и деятельности зарубежных представительств субъектов федерации. Было отмечено, что создание и функционирование представительств регионов России сопряжено с определен ными трудностями и проблемами. При открытии представительств за рубежом нередко выявляются факты нарушений субъектами РФ международных обяза тельств России. МИД России стремился обеспечить единую внешнеполитическую линию государства, уберечь регионы от ошибок, наносящих ущерб прежде всего им самим и России в целом. Исходя из рекомендаций участников VI заседания КС, Министерство иностранных дел раз работало Рекомендации по подготовке документов об открытии представительств субъектов РФ за рубежом, а также Типовое положение «О представитель стве субъекта Российской Федерации за рубежом». В Типовом положении было сказано, что представительства субъектов РФ создаются на территории иностран ных государств в целях содействия разви тию внешнеэкономических, культурных, гуманитарных и иных связей субъекта федерации с иностранными партнерами.
В декабре 1997 г. состоялось VII засе -дание КС3. На повестку дня был вынесен вопрос о привлечении иностранных инве стиций в экономику российских регио нов. Обсуждение данного вопроса было обусловлено тяжелым положением рос сийской экономики, несовершенством инвестиционного и налогового законо дательства, слабо развитой инфраструк турой для приема иностранных инве стиций, слабой координацией действий соответствующих российских структур.
VII заседание КС ускорило принятие федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», в котором говорилось, что субъекты РФ в пределах своей компетенции могут уста навливать дополнительные гарантии и льготы иностранным инвесторам, помимо тех, которые предусмотрены федеральным законодательством.
Вопрос о мерах по дальнейшему разви
3 Бюллетень Консультативного совета субъек тов федерации по международным и внешнеэко номическим связям при МИД России. — М., 1998, № 7.
тию приграничного сотрудничества субъ -ектов РФ обсуждался на VIII заседании КС, которое состоялось в июне 1998 г.1 На заседании было отмечено, что при -граничное сотрудничество РФ и ее субъ ектов с регионами зарубежных государств становится все более весомым фактором в формировании системы взаимодей -ствия России с сопредельными странами. Оно позитивно влияет на формирование по периметру границ РФ пояса доверия и добрососедства, способствует ускорению интеграционных процессов в рамках СНГ. В этот период еще не была разработана общегосударственная концепция пригра -ничного сотрудничества, оставалась сла -бой законодательная и договорно - правовая база. Консультативный совет обратился к правительству РФ с просьбой активизи ровать работу по формированию общего -сударственной концепции приграничного сотрудничества, учитывающей специфику регионов России. Она была принята в
2001 г
На IX заседании КС обсудил вопросы сотрудничества российских регионов с партнерами в странах — участниках СНГ Заседание состоялось в январе 1999 г.2 Работа на направлении СНГ оставалась стратегическим приоритетом во внешней политике России. На региональном уровне Совет предложил постепенно переходить к долгосрочному региональному сотрудни честву со странами СНГ в увязке с долго срочными межгосударственными программами.
X заседание КС, состоявшееся в мае 1999 г, было приурочено к 50 -летию Совета Европы3. На обсуждение был вынесен во -прос о сотрудничестве с Советом Европы в развитии местной и региональной демо -кратии в России, международных и пригра -ничных связей субъектов РФ. В заседании приняли участие представители СЕ. Была отмечена роль СЕ в сближении государств континента, рассмотрены конкретные
1 Бюллетень Консультативного совета субъек тов федерации по международным и внешнеэко номическим связям при МИД России. — М., 1998, № 8.
2 Бюллетень Консультативного совета субъек тов федерации по международным и внешнеэко номическим связям при МИД России. — М., 1999, № 9.
3 Бюллетень Консультативного совета субъек тов федерации по международным и внешнеэко номическим связям при МИД России. — М., 1999, № 10.
вопросы взаимодействия регионов России с Советом Европы, с Конгрессом местных и региональных властей СЕ.
В феврале 2000 г. состоялось XI засе -дание КС, на обсуждение которого был вынесен вопрос о роли ассоциаций эко номического взаимодействия субъектов РФ в развитии международных, внеш -неэкономических и приграничных связей субъектов РФ4.
XII заседание КС проходило в январе
2001 г. и было посвящено вопросу разви -тия российско белорусского межрегио нального сотрудничества как одному из важных факторов процесса формирова ния Союзного государства5. Члены КС отметили, что с подписанием 8 декабря 1999 г. Договора о создании Союзного государства и Программы действий по реализации его положений процесс инте грации двух стран вышел на качественно новый уровень. Межрегиональные связи благоприятно воздействовали на темпы и качественное содержание интеграции.
XIII заседание КС проходило в апреле
2002 г. На КС обсуждался вопрос меж регионального сотрудничества России и Украины6. На заседании было отмечено, что одним из ключевых компонентов сотрудничества России и Украины явля ются межрегиональные связи. Активное обсуждение показало, что Россия и Украина заинтересованы в углублении межрегионального сотрудничества.
На XIV заседании КС, состоявшемся в марте 2003 г., было рассмотрено участие субъектов РФ в работе по обеспечению интересов российских соотечественников в странах СНГ и Балтии7. На заседании КС было подчеркнуто, что защита интересов и прав соотечественников за рубежом выве дена в разряд приоритетов внешней поли тики РФ. Итогом заседания стала актив
4 Бюллетень Консультативного совета субъек тов федерации по международным и внешнеэко номическим связям при МИД России. — М., 2000, № 11.
5 Бюллетень Консультативного совета субъек тов федерации по международным и внешнеэко номическим связям при МИД России. — М., 2001, № 12.
6 Бюллетень Консультативного совета субъек тов федерации по международным и внешнеэко номическим связям при МИД России. — М., 2002, № 13.
7 Бюллетень Консультативного совета субъек тов федерации по международным и внешнеэко номическим связям при МИД России. — М., 2003, № 14.
ная деятельность регионов по поддержке соотечественников за рубежом и содей ствию их добровольному переселению в Россию, принятие целевых региональных программ. В 2005 г. в МИДе был создан профильный департамент по данному вопросу1. В 2006 г. была принята соответ ствующая государственная программа2. В настоящее время к ней присоединились более 30 субъектов, итогом стала помощь в переселении более 30 тыс. чел.
На XV заседании Совета, состоявшемся в апреле 2004 г., рассматривались про -блемы сотрудничества российских регио -нов с европейскими партнерами в рамках Совета Европы3. На заседании присутство -вала делегация СЕ. В ходе дискуссии под -черкивалась необходимость формирова -ния единого общеевропейского простран -ства, важность развития дружественных, партнерских отношений России с госу дарствами, входящими в Совет Европы и Евросоюз, в т.ч. на региональном уровне.
На XVI заседании КС рассматривался вопрос о состоянии приграничного и меж регионального сотрудничества субъектов федерации и мерах по повышению его эффективности. Заседание проходило в апреле 2005 г.4 Приграничные и межрегио -нальные связи субъектов РФ становились эффективным инструментом реализации внешнеполитических задач государства и важным фактором развития регионов.
Участники XVII заседания КС, состо -явшегося в апреле 2006 г.5, обсудили во -прос о ходе реализации федерального закона «О координации международных и внешнеэкономических связей субъек тов Российской Федерации» от 04.01.1999 и дальнейшем повышении эффективно
1 Департамент по работе с соотечественниками за рубежом МИД России.
2 Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637).
3 Бюллетень Консультативного совета субъек тов федерации по международным и внешнеэко номическим связям при МИД России. — М., 2004, № 15.
4 Бюллетень Консультативного совета субъек тов федерации по международным и внешнеэко номическим связям при МИД России. — М., 2005, № 16.
5 http://www.mid.ru/bdomp/ns - dipecon.nsf/e
354с388363а583743256а0с003Л^/Ш7288918 с9ВЬес325717700293ссЬ
сти его применения. На заседании Совета отмечалось, что закон о координации является эффективным нормативно правовым актом, способствующим созда нию благоприятных условий для развития международных связей субъектов федера ции в русле общегосударственной внеш ней политики. С целью развития необхо димой правовой базы члены КС выдви нули предложение о принятии закона о приграничном сотрудничестве.
В июне 2007 г. состоялось XVIII заседа -ние КС6. В ходе заседания обсуждался во -прос о взаимодействии представительств МИДа России на территории РФ с адми нистрациями субъектов РФ и повышении его эффективности. На заседании было подчеркнуто, что повышение эффектив ности международных связей российских регионов является важнейшей задачей, направленной на обеспечение нацио нальных интересов страны, на содействие социально экономическому развитию российских регионов.
В мае 2008 г. состоялось XIX заседание КС. На Совете рассматривался вопрос поддержки соотечественников, прожива ющих за рубежом. Обсуждались проблемы подготовки региональных программ под держки соотечественников. В сентябре 2008 г. было создано Россотрудничество — профильное агентство, занимающееся вопросами связей с соотечественниками и их поддержкой.
В ноябре 2009 г. состоялось XX и послед -нее заседание КС, на котором обсужда -лись проблемы межрегионального и при граничного пространства СНГ. Анализ состояния приграничного сотрудничества в России показал важность проводимой КС работы по этому направлению. С уче том предложений КС был сформирован план мероприятий по развитию пригра ничного сотрудничества на ближайший период и перспективу
Подводя итог, можно сделать следую -щие выводы: Консультативный совет был форумом представителей субъектов феде рации и специалистов, которые на экс пертном уровне находили решение раз личных проблем, возникающих в сфере международной деятельности регионов.
6 http://www.mid.ru/bdomp/ns - dipecon.nsf/
d40150c5434322e043256d970036а6e1/43256а0c 0033ЬПас325730900532е®