Ольга ДУБРОВИНА
ОПЫТ И ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИМ СВЯЗЯМ ПРИ МИД РОССИИ В 2005-2009ПГГ.
В статье рассматривается опыт и особенности деятельности Консультативного Совета субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России в 2005-2009гг., который, по мнению автора, оказывал содействие регионам в создании законодательной базы по международному сотрудничеству, в установлении эффективных внешних связей, совершенствовании механизмов взаимодействия между субъектами федерации.
The article examines the experience and features of activity of The Consultative Council of the Regions of the Russian Federation on international and foreign economic relations under the Ministry of Foreign Affairs in 2005-2009 which rendered a considerable assistance to the regions in creation of the legislative basis of international cooperation, in establishing effective external connections, improving the machinery of coordination between the regions.
Ключевые слова:
Консультативный Совет, субъекты Российской Федерации, международные и внешнеэкономические связи, МИД России; Consultative Council, regions of Russian Federation, international and foreign economic relations, Ministry of Foreign Affairs of
К началу XXI в. в России практически полностью сформировалась нормативно-правовая база, регулирующая и координирующая деятельность субъектов Российской Федерации на международной арене. В этой связи деятельность Консультативного Совета субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России была направлена на повышение эффективности международных связей субъектов Российской Федерации, систематизацию и распространение позитивного опыта взаимодействия региональных и федеральных органов власти в международной сфере.
Большое внимание в России в указанный период уделялось приграничному сотрудничеству регионов. В современных условиях приграничные и межрегиональные связи субъектов Российской Федерации стали эффективным инструментом реализации внешнеполитических задач государства. Они также влияют на улучшение положения дел в самих субъектах, способствуют повышению жизненного уровня и занятости населения, его деловой активности, становятся важным фактором развития регионов. 26 апреля 2005 г. состоялось заседание Консультативного Совета, на котором был рассмотрен вопрос «О состоянии приграничного и межрегионального сотрудничества субъектов Российской Федерации и мерах по повышению его эффективности»1. Консультативный Совет определил приоритеты в сфере приграничного сотрудничества2. Особое
1 Бюллетень Консультативного Совета субъектов Российской Федерации помеждународным и внешнеэкономическим связям при МИД России. — М., 2005, № 16.
2 Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 09 февраля 2001 г. № 196-р) // Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. - М., 2002, с. 284.
Russia.
ДУБРОВИНА
Ольга Юрьевна — аспирант, атташе Представительства МИД России в г. Неввиибирсае olgadubruvma@ mail.ru
внимание обращалось на то, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации должны совместно координировать международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации, выполнять международные договоры, регулировать приграничное сотрудничество1. Совет рекомендовал принять закон «О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации»2. КС обратил особое внимание на необходимость равноправного использования природных ресурсов сопредельных регионов3.
Возрастающая внешняя активность регионов требовала налаживания торгово-экономических, производственных и иных связей между самими субъектами Российской Федерации. В этом контексте требовалось совершенствовать обмен информацией между субъектами федерации не только об их внешнеэкономических проектах, но и реальном потенциале межрегиональных торгово-экономических связей, инвестиционном климате, природных ресурсах и т.д.4 Повышение отдачи международных связей российских регионов требовало дальнейшего совершенствования и отладки механизма межведомственной координации. Обсуждение вопроса «О ходе реализации Федерального закона “О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации” от 4 января 1999 г. и дальнейшем повышении эффективности его применения» состоялось на заседании Консультативного Совета 26 апреля 2006 г.5
Было отмечено, что координация является эффективным средством, способствующим созданию благоприятных условий для развития международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации. Она позволяет осуществлять общегосударственную внешнюю политику6.
Вопрос «О взаимодействии предста-
1 Там же, с. 288.
2 Там же, с. 9.
3 Там же, с. 11.
4 Там же, с. 8.
5 Повестки дня заседаний Консультативного Совета субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России // Специальная информационная система по внешнеполитическим вопросам МИД России, с. 6.
6 Там же, с. 7.
вительств МИД России на территории Российской Федерации с администрациями субъектов Российской Федерации и повышении его эффективности» обсуждался на заседании Консультативного Совета 26 июня 2007 г. Было отмечено, что субъекты Российской Федерации во взаимодействии с МИДом России и его территориальными органами — представительствами МИДа в регионах ведут активную работу по развитию международных и внешнеэкономических связей. Это позволяет проводить общегосударственную внешнюю политику. При этом было подчеркнуто, что повышение эффективности международных и внешнеэкономических связей российских регионов является важнейшей задачей, направленной на обеспечение национальных интересов страны, на содействие социально-экономическому развитию российских регионов. Обсуждались вопросы оказания представительствами консульских услуг. Консультативный совет принял рекомендации, направленные на дальнейшее улучшение взаимодействия представительств МИДа России с администрациями субъектов Российской Федерации7.
Большое внимание Консультативный Совет уделял работе регионов с соотечественниками за рубежом. Так, 12 мая 2008 г. на заседании Консультативного Совета был рассмотрен вопрос «О ходе разработки и реализации субъектами Российской Федерации региональных программ поддержки соотечественников, проживающих за рубежом».
Участники заседания ознакомились с опытом работы с соотечественниками за рубежом правительств Москвы и Санкт-Петербурга, обсудили вопросы подготовки региональных программ поддержки соотечественников. Совет принял рекомендации, направленные на дальнейшее улучшение реализации субъектами Российской Федерации региональных программ поддержки соотечественников, проживающих за рубежом8.
Весьма актуальными в рассматриваемый период были вопросы активного ис-
7 Торгово-промышленная палата Оренбургской области // http://www.orenburg-cci.ru/ved/struct95. Ыш1
8 Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы // http://www.moskvaimir.mos.ru/news/9025. Мт1?уеаг=2008&топШ=5
пользования экономического, культурного и человеческого факторов в сотрудничестве со странами СНГ, использования имеющегося потенциала межрегиональных и приграничных связей субъектов Российской Федерации, развития и углубления интеграционных процессов в рамках Содружества. 3 ноября 2009 г. на заседании Консультативного Совета на повестку дня был вынесен вопрос «О задачах по наращиванию межрегионального и приграничного сотрудничества в свете основных направлений внешней политики России на пространстве СНГ». Было обращено внимание на необходимость интенсификации межрегиональных и приграничных связей, диверсификацию их направлений. Было рекомендовано продолжить работу по формированию общих рынков товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов, а также совершенствованию механизмов платежно-расчетных отношений с целью перехода на новую модель взаимоотношений. Большое внимание было уделено проблематике гуманитарного сотрудничества, являющегося одним из ключевых факторов сохранения дружбы и взаимопонимания на пространстве СНГ1. С учетом предложений КС был сформирован план мероприятий по развитию приграничного сотрудничества на ближайший период и на перспективу2.
Подводя итог, следует отметить, что в
1 О заседании Консультативного Совета субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России // Объединенный пресс-центр при Главном федеральном инспекторе по Удмуртской Республике // http://federal.udm.ru/federalnaya_ vlast_v_ur/mimsterstva/mid_rf_v_izhevske/detail. html?itemid=482366
2 Выступление С.В. Лаврова на заседании
Консультативного Совета субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России // Официальный сайт МИД России; http://www.mid.ru
период с 2005 по 2009 гг. Консультативным Советом при МИД России была проделана большая работа по координации международных связей субъектов Российской Федерации. В связи с изменениями, происходящими в социально-политической и экономической жизни России, развитием международного сотрудничества субъектов Российской Федерации происходило расширение круга вопросов и проблем, выносящихся на обсуждение Консультативного Совета. Решения Совета имели большое практическое значение. Благодаря деятельности Совета, субъекты Российской Федерации сформировали договорную базу международного сотрудничества регионов, определились с основными партнерами из стран СНГ и направлениями сотрудничества с ними. Заключенные рамочные соглашения постепенно стали реализовываться в конкретные проекты3.
Консультативный Совет оказывал содействие регионам в создании законодательной базы по международному сотрудничеству, помогал им в установлении полезных и эффективных внешних связей, совершенствовал механизмы взаимодействия с субъектами федерации. Благодаря деятельности Совета, был установлен баланс между двумя основополагающими принципами: сохранением территориальной и политической целостности российского государства, проведением единой внешней политики и обеспечением оптимальных возможностей для установления и развития международных связей субъектов федерации.
3 Справка об основных направлениях работы Департамента по связям с субъектами Российской Федерации, парламентом и общественно-политическими организациями // Официальный сайт МИД России; http: // www.mid.ru