Научная статья на тему 'Международные связи субъектов Сибирского федерального округа: политические аспекты'

Международные связи субъектов Сибирского федерального округа: политические аспекты Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
554
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ РЕГИОНОВ ГОСУДАРСТВ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / INTERNATIONAL CONNECTIONS OF REGIONS OF STATES / POLITICAL COMPONENT OF INTERNATIONAL CONNECTIONS OF REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дубровина Ольга Юрьевна

В статье автор на примере деятельности субъектов Сибирского федерального округа рассматривает политические аспекты международных связей регионов России. По мнению автора, в последнее время в международных отношениях и внешней политике государств появилась региональная составляющая, а в международных связях регионов политическая компонента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Дубровина Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The International Connections of the Regions of the Siberian Federal Okrug: Political Aspects

The author examines the political aspects of the international connections of the regions of Russia through the analysis of the activity of the regions of the Siberian Federal Okrug. The author comes to the conclusion that lately the international relations and foreign policy acquired the regional component, and the international connections of the regions acquired the political character.

Текст научной работы на тему «Международные связи субъектов Сибирского федерального округа: политические аспекты»

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ СУБЪЕКТОВ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА: ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

О.Ю. Дубровина

Кафедра международных отношений Сибирский институт международных отношений и регионоведения ул. Ватутина, 17/1, Новосибирск, Россия, 630078

В статье автор на примере деятельности субъектов Сибирского федерального округа рассматривает политические аспекты международных связей регионов России. По мнению автора, в последнее время в международных отношениях и внешней политике государств появилась региональная составляющая, а в международных связях регионов — политическая компонента.

Ключевые слова: международные связи регионов государств, политическая составляющая международного сотрудничества субъектов Российской Федерации.

Международное сотрудничество регионов России в конце ХХ — начале ХХ! в. вышло на качественно новый уровень. В широком спектре международных связей появилась политическая составляющая. Подтверждением данного явления может служить то, что международная деятельность субъектов Российской Федерации стала эффективным инструментом реализации внешнеполитических задач Российского государства. Регионы России нередко становятся инициаторами новых идей и механизмов для реализации российской внешней политики. Это подтверждает целый ряд фактов.

В последнее время начал функционировать правовой и политический механизм, позволивший расширить участие регионов в выработке и реализации международной стратегии Российской Федерации. Политический механизм позволил придать постоянный и системный характер внешней деятельности субъектов Федерации. Это проявляется в деятельности регионов в Консультативном совете субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России, в участии в Совете глав субъектов (СГС) при МИД России, в открытии и деятельности представительств Министерства иностранных дел в регионах страны и т.д. Международное сотрудничество регионов стало весомым фактором в формировании системы взаимодействия России с сопредельны-

ми странами. Оно позитивно влияет на формирование по периметру границ Российской Федерации пояса доверия и добрососедства, способствует ускорению интеграционных процессов.

Развитие международных связей регионов создало новые формы международного взаимодействия, в которых просматривается политическая составляющая. Рассмотрим их на примере международного сотрудничества субъектов Сибирского федерального округа (СФО).

К таким формам можно отнести: посещение субъектов СФО главами иностранных государств, правительств и руководителями ведомств иностранных дел; встречи Президента России с главами зарубежных государств на территориях субъектов Российской Федерации; включение представителей регионов в состав общегосударственных делегаций на переговорах с зарубежными странами; посещение регионов Сибири дипломатами зарубежных государств; регулярные встречи глав субъектов с руководителями регионов зарубежных стран; участие регионов в международных организациях; сотрудничество регионов с консульствами и другими представительствами иностранных государств, расположенными на территориях субъектов; участие представителей регионов в межправительственных комиссиях; проведение презентаций регионов России в посольствах зарубежных стран, аккредитованных в России, и другие. Рассмотрим эти формы более подробно.

Посещение субъектов СФО главами иностранных государств, правительств и руководителями ведомств иностранных дел. За последнее время округ посетили видные государственные деятели ФРГ, Бельгии, США, Италии, Монголии, Швейцарии, Словении, Франции, Великобритании, Японии, КНР, Канады, Республики Корея, КНДР и других стран. Проходили встречи губернаторов сибирских регионов с Президентом Республики Польша А. Квасьневским (2002 г.) (См.: [14]), Президентом Республики Киргизия А. Акаевым (2002 г.) (См.: [11]), Председателем Всекитайского Собрания Народных Представителей Липеном [1. С. 267], Председателем Государственного комитета обороны КНДР Ким Чен Иром [1. С. 267]. В Сибирских регионах побывали Премьер-министр Монголии Н. Энхбаяр (2006 г.) (См.: [6]), Президент ФРГ Х. Кёлер (2010 г.) и другие. В феврале 2010 г. по приглашению Президента Бурятии Улан-Удэ посетила монгольская делегация, возглавляемая Государственным секретарем Министерства иностранных дел и торговли Монголии, Председателем монгольской части Подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству Д. Цоргбаатаром.

Интерес руководителей глав государств и правительств к регионам России говорит о возрастающей роли субъектов Российской Федерации на международной арене.

Встречи Президента России с главами зарубежных государств на территориях субъектов Российской Федерации. Такая форма дает возможность увязывать действия субъектов с федеральным Центром при осуществлении ими международных связей.

В 2002 г. состоялась встреча В.В. Путина с Премьер-министром Японии Ё. Мори в г. Иркутске (См.: [6]). Это событие убедительно продемонстрировало возрастание роли и реального влияния сибирских регионов на некоторые аспекты формирования и реализации внешнеполитического курса России.

В 2003 г. в Омске состоялась встреча президентов Российской Федерации В.В. Путина и Республики Казахстан Н. Назарбаева, в которой приняли участие представители приграничных регионов обоих государств (12 субъектов Российской Федерации и 7 — Республики Казахстан) (См.: [8]).

В 2006 г. в Томске проходил российско-германский саммит с участием Президента России В.В. Путина и Канцлера Германии А. Меркель. В рамках саммита Владимир Путин провел совещание с сибирскими губернаторами по вопросам социально-экономического развития и международного сотрудничества регионов Сибирского федерального округа. Во время встречи прошел восьмой раунд российско-германских межгосударственных консультаций (См.: [9]). На встречах обсуждались проблемы международного сотрудничества регионов. Это подтверждает тот факт, что регионы перестают быть пассивными участниками международного сотрудничества, они начинают играть все более активную роль в данном процессе.

Включение представителей регионов в состав общегосударственных делегаций на переговорах с зарубежными странами. Примером развития договоренностей, достигнутых на высшем уровне, с участием представителей регионов является реализуемая при поддержке МИД России в Сибирском федеральном округе российско-канадская программа «Обмен опытом в области управления развитием северных территорий» на примере Эвенкийского и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономных округов, выбранных в качестве «пилотных» регионов (См.: [7]).

В 2003 г. во время визита в Россию Министра иностранных дел Франции господина Вильпена во встрече принимал участие Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе (См.: [10]).

В ноябре 2005 г. Губернатор Читинской области принял участие в межправительственных переговорах в Китае, в подписании российско-китайских документов Председателем Правительства Российской Федерации с Премьером Госсовета КНР (См.: [4]).

Включение представителей регионов в состав общегосударственных делегаций на переговорах с зарубежными странами показывает, что обсуждать вопросы и подписывать договоры, если проблемы, обсуждаемые во время встречи, затрагивают интересы субъектов, уже невозможно без их участия.

Посещение регионов Сибири дипломатами зарубежных государств. Ежегодно сибирские регионы посещают десятки послов зарубежных стран. Богатство Сибири привлекает иностранные государства. Сотрудничество с ее регионами носит подчас стратегический характер. Даже немногие примеры подтверждают это. Так, в сентябре 2005 г. Новосибирск посетил Чрезвычайный и Полномочный Посол Германии в России Вальтер Юрген Шмид (См.: [12]). В марте 2007 г. Новосибирск посетила Чрезвычайный и Полномочный Посол Государства Израиль

Анна Азари (См.: [13]). Посол Франции Станислас де Лабуле посетил Иркутск в декабре 2008 г. (См.: [5]). В декабре 2009 г. Новосибирск посетил Посол Испании. В феврале 2009 г. Красноярский край посетил зам. министра-советника по политическим вопросам Посольства США в РФ Д. Костеланчик. В апреле 2010 г. состоялся визит в Барнаул Посла США по особым поручениям г-на М. Вервие-ра и Чрезвычайного и Полномочного Посла США в Российской Федерации г-на Д. Байерли. В мае 2010 г. Иркутск посетил Чрезвычайный и Полномочный Посол Франции.

14—20 марта 2010 г. был осуществлен визит делегации Посольства Эстонии в Красноярский край. Делегацию возглавлял Чрезвычайный и Полномочный Посол Эстонии в Российской Федерации Симму Тийк. В марте 2010 г. Томск и Новосибирск посетил советник по науке Посольства Исламской Республики Иран. Посещение регионов России ведущими дипломатами иностранных государств говорит о возрастающей роли субъектов Российской Федерации во внешней политике страны, о признании регионов активными участниками международного общения. Дипломаты знакомились с регионами и их потенциалом на месте, подписывали соглашения о международном сотрудничестве с руководителями субъектов. Это говорит о том, что российские регионы по своему экономическому, научному и культурному потенциалу подчас бывают сопоставимы с потенциалом некоторых государств, а иногда и выше. Этот факт подтверждает также процессы демократизации, происходящие в стране, в том числе и в международной сфере.

Участие регионов в международных организациях. После вступления России в Совет Европы (СЕ) в 1996 г. к сотрудничеству в рамках международной организации были приобщены и субъекты страны. Они стали членами Конгресса местных и региональных властей Европы (КМРВЕ), который является одним из основных подразделений СЕ. Активное участие в деятельности КМРВЕ принимают и субъекты, входящие в Сибирский Федеральный округ.

Ярким примером участия регионов России в международных организациях является участие регионов Сибири в ШОС. Так, например, Председателем Делового Совета ШОС является губернатор Иркутской области Д.Ф. Мезенцев, который регулярно совершает рабочие поездки по странам ШОС. Например, в марте—апреле 2009 г. он посетил Китай, Казахстан, Таджикистан. Во время поездок обсуждались вопросы межпарламентского сотрудничества России и ее регионов с данными странами.

Сотрудничество регионов с консульствами и другими представительствами иностранных государств, расположенными на территории СФО. Следует отметить, что территория СФО достаточно привлекательна для международного сотрудничества. Так, на территории округа находятся представительства 6 иностранных государств: Генеральное консульство Федеративной Республики Германии (г. Новосибирск); Генеральные консульства Монголии (г. Иркутск, г. Кызыл (Республика Тыва), г. Улан-Удэ (Республика Бурятия); Генеральное консульство Польши (г. Иркутск); Генеральное консульство Болгарии (г. Новосибирск); Вице-консульство Республики Киргизия, Представительство Израиля

(г. Новосибирск — Израильский культурно-информационный центр); отделение Посольства Республики Белоруссия (г. Новосибирск) (См.: [3]) .

Кроме того, в округе расположены семь представительств МИД России (Новосибирск, Барнаул, Иркутск, Красноярск, Омск, Улан-Удэ, Чита) и три их отделения (Горно-Алтайск, Томск, Кызыл) (См.: [3]).

Динамичное расширение в последние годы партнерских связей на международном уровне, активными участниками которых выступают субъекты Сибирского федерального округа, становится все более весомым фактором, важным и перспективным компонентом межгосударственных отношений России с мировым сообществом.

Международная и внешнеэкономическая деятельность субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа являются составными частями внешней политики России. В Сибири в сфере международной деятельности сложилась хорошая практика объединения усилий Аппарата Полномочного представителя Президента РФ СФО, представительств МИД России, органов власти субъектов СФО и Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение».

Уникальной формой международных связей является сотрудничество законодательных органов государственной власти российских приграничных территорий с законодательными структурами регионов сопредельных государств. Примером такого сотрудничества могут служить связи законодательных органов Алтайского края и Республики Алтай с законодателями Восточно-Казахстанской области в рамках Международного Координационного Совета «Наш общий дом Алтай». С целью укрепления сотрудничества 27—29 января 2010 г. Алтайский край посетила делегация Восточно-Казахстанской области, которая приняла участие в заседании Алтайского краевого законодательного собрания.

2010 г. Омск посетил депутат Европарламента от Латвии Иварс Годманис. Во время визита прошла встреча с первым заместителем Председателя Правительства Омской области. Были обсуждены вопросы экономических и культурных связей Омской области и Латвийской Республики.

2—5 марта 2010 г. Иркутск посетила делегация префектуры Исикава (Япония) во главе с депутатом Законодательного Собрания префектуры Накамурой Исао. Во время встречи обсуждались вопросы сотрудничества, проблемы в сфере экономики и экологии. Исао предложил открыть прямое авиасообщение между Иркутском и Канадзавой.

Участие представителей регионов в межправительственных комиссиях. Это еще одна из форм, которая подтверждает наличие политической составляющей в международном сотрудничестве субъектов Российской Федерации. Подтверждением появления такой формы могут служить следующие примеры. В июне 2009 г. в Омске состоялось 15 заседание Межправительственной российско-германской комиссии по проблемам российских немцев, в котором приняли участие представители субъектов СФО. В ноябре 2009 г. состоялось 5 заседание Смешанной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, в которой приняли участие Правительство Омской области и Министерства эко-

номики Словацкой Республики. Как видим, проведение заседаний межправительственных комиссий уже не проходит без участия регионов, их мнение обязательно учитывается при осуществлении международного сотрудничества на межправительственном уровне.

Проведение презентаций регионов России в посольствах зарубежных стран, аккредитованных в России. Это еще одна из форм, подтверждающая наличие политической составляющей в международных связях регионов. Для примера можно назвать презентацию Омской области в Посольстве Испании в Российской Федерации, а также в представительствах зарубежных торговопромышленных палат, аккредитованных в Москве, которая прошла в 2010 г.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы: в международных связях регионов России в начале ХХ1 в. появилась политическая составляющая. Это говорит о новой политической тенденции в развитии международных региональных связей, которая постоянно усиливается под воздействием как внутренних, так и внешних факторов. Субъекты Российской Федерации в своем сотрудничестве с зарубежными странами исходят из того, что основными целями является использование региональной политики для обеспечения внешнеполитических и внешнеэкономических интересов России на международной арене [2. С. 108], а государство осуществляет внешнюю политику России с учетом интересов субъектов Российской Федерации, через согласованность действий Центра и регионов. Все это открывает широкие перспективы для работы и деятельности регионов России на международной арене, поскольку именно у них существует определенный потенциал и возможности для содействия в осуществлении внешнеполитических целей и задач РФ. Расширение внешних связей российских регионов дало возможность приблизить внешнюю политику России к интересам рядовых граждан, способствовать улучшению условий их жизни. Тем самым решается одна из ключевых задач внешней политики — создание благоприятных внешних условий для экономического развития и процветания страны.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в последнее время в международных отношениях и внешней политике государств появилась региональная составляющая, а в международных связях регионов — политическая компонента.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Драчевский Л.В. Международные и внешнеэкономические связи сибирских регионов: опыт становления и развития // Дипломатический вестник. — М., 2003.

[2] Основные положения региональной политики в Российской Федерации (Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. № 803) // Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. — М., 2002.

[3] Текущий архив Представительства МИД РФ в СФО (г. Новосибирск). — 2010.

[4] иИЬ: http://www.chita.ru/news/print/6616/

[5] ЦЯЬ: http://www.mid.ru/dip_vest.nsf/99b2ddc4f717c733c32567370042ee43/ 6cce3a6e6212de77c3256cfa002dcbce

[6] URL: http://www.mongolia.mid.ru/press_13.html

[7] URL: http://www.nakanune.ru/news/2006/01/31/v_jugre_obsudjat_kanadsko-rossijjskoe

[8] URL: http://www.newsru.com/russia/15apr2003/nazar.html

[9] URL: http://www.newsru.com/russia/26apr2006/tomsk.html

[10] URL: http://www.rg.ru/2003/12/01/reg-enisey/posol-anons.html

[11] URL: http://www.rian.ru/politics/20020717/193015.html

[12] URL: http://ria-sibir.ru/viewnews/10067.html?cdate=2005-11-22

[13] URL: http://www.sibfo.ru/news/press-release.php?action=art&nart=3382 [ 14] URL: http://www.zauralom.net/site/printpage.php?id=302&text=news

THE INTERNATIONAL CONNECTIONS OF THE REGIONS OF THE SIBERIAN FEDERAL OKRUG: POLITICAL ASPECTS

O.Yu. Dubrovina

The Department of International Relations Siberian Institute of International Relations and Regional Study Vatutina str., 17/1, Novosibirsk, Russia, 630078

The author examines the political aspects of the international connections of the regions of Russia through the analysis of the activity of the regions of the Siberian Federal Okrug. The author comes to the conclusion that lately the international relations and foreign policy acquired the regional component, and the international connections of the regions acquired the political character.

Key words: international connections of regions of states, political component of international connections of regions of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.