Научная статья на тему 'Межтерриториальное и международное сотрудничество регионов Сибирского федерального округа'

Межтерриториальное и международное сотрудничество регионов Сибирского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1531
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регион / ресурсы / инвестиции / сотрудничество / азиатско-тихоокеанский регион / region / resources / investments / cooperation / asian-pacific region

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Самаруха Алексей Викторович

Дана характеристика ресурсной составляющей, инвестиционной привлекательности и природно-климатических особенностей Сибирского федерального округа и его регионов, рассмотрены современные проблемы и перспективы развития международных отношений и сотрудничества последних со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Определены приоритетные направления внешнеэкономической деятельности регионов СФО и даны конкретные рекомендации по формированию механизмов привлечения долгосрочных инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The characteristic of a resource component, investment appeal and natural and climatic features of Siberian Federal District (SFD) and its regions is given. Modern problems and prospects of development of the international relations and cooperation of the regions of the Siberian Federal District with the countries of Asian-Pacific region are considered. The priority directions of foreign-economic activity of SFD regions are defined and specific recommendations on the formation of mechanisms of long-term investments attraction are made.

Текст научной работы на тему «Межтерриториальное и международное сотрудничество регионов Сибирского федерального округа»

A.B. САМАРУХА

зам. директора по региональной экономике НИИ саморегулирования и развития предпринимательства Байкальского государственного университета экономики и права, кандидат экономических наук, доцент, г. Иркутск e-mail: samarukha_alex@mail.ru

МЕЖТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РЕГИОНОВ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА*

Дана характеристика ресурсной составляющей, инвестиционной привлекательности и природно-климатических особенностей Сибирского федерального округа и его регионов, рассмотрены современные проблемы и перспективы развития международных отношений и сотрудничества последних со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Определены приоритетные направления внешнеэкономической деятельности регионов СФО и даны конкретные рекомендации по формированию механизмов привлечения долгосрочных инвестиций.

Ключевые слова: регион, ресурсы, инвестиции, сотрудничество, Азиатско-Тихоокеанский регион.

УДК 339.9:332.1 ББК 65.5

A.V. SAMARUKHA

Deputy Director of Regional Economy of Research Institute of Self-Regulation and Business Development of Baikal National University of Economics and Law, PhD of Economics, associate professor, Irkutsk

e-mail: samarukha_alex@mail.ru

INTERTERRITORIAL AND INTERNATIONAL CO-OPERATION OF THE REGIONS OF SIBERIAN FEDERAL DISTRICT

The characteristic of a resource component, investment appeal and natural and climatic features of Siberian Federal District (SFD) and its regions is given. Modern problems and prospects of development of the international relations and cooperation of the regions of the Siberian Federal District with the countries of Asian-Pacific region are considered. The priority directions of foreign-economic activity of SFD regions are defined and specific recommendations on the formation of mechanisms of long-term investments attraction are made.

Keywords: region, resources, investments, cooperation, Asian-Pacific region.

В настоящее время, в период глобализации мировой экономики, социально-экономическое развитие региона во многом зависит от международного законодательства, экономических, политических, военных и иных санкций, от ценовой политики на международных товарных и иных рынках, от проявлений мирового финансового кризиса. В Сибирском регионе международное влияние на экономику и культуру имеет существенное значение. Зарубежными экономическими и культурными партнерами опорных городов Сибири являются более 60 стран мира. По экспортноимпортным операциям круг участников меж-

дународных отношений остается практически неизменным. Подавляющее большинство сделок заключается с партнерами из стран Азиатско-Тихоокеанского региона — Китая, Японии, Монголии, Кореи, Индии.

В современной научной литературе различают пять основных направлений исследования и прогнозирования социально-экономического развития региона: человеческий потенциал, экономика, экология, финансы и управление. При этом как все виды деятельности общества относятся к одному из представленных направлений, так и внешнеэкономическая деятельность относится к на-

* Печатается при поддержке проекта ФБ-10 «Теоретические аспекты стратегического управления социально-экономическим развитием Сибирского региона при переходе на инновационную модель экономики» (РНП 2.1.3/276).

© А.В. Самаруха, 2010

правлению «экономика», а международное сотрудничество и культурный обмен редко находят должное отражение в итоговых документах. В современных условиях инвестиционного дефицита очень важны международный имидж и стабильная перспектива надежных инвестиционных, экономических и культурно-политических отношений.

В отдельных субъектах Федерации, входящих в СФО, таких, например, как Иркутская область, международный аспект в прогнозировании их социально-экономического развития особо важен, так как несколько крупных корпораций фактически является собственностью зарубежных компаний, и, соответственно, международный климат напрямую определяет развитие не только отдельных крупных предприятий, но и целых населенных пунктов.

Учитывая также различные межрегиональные, региональные, отраслевые, межотраслевые, холдинговые, картельные, межмуниципальные и иные отношения, как внутри-, так и внешнеэкономические, можно сделать вывод о целесообразности выделения в системе прогнозирования отдельного направления — межтерриториальное сотрудничество и международные отношения, в рамках которого на научной основе возможно разрабатывать механизмы, обеспечивающие экономический и социальный подъем, снижение экологической нагрузки, повышение безопасности и социальной справедливости, что особенно важно и принципиально в сфере стратегического управления Сибирским макрорегионом и входящими в его состав субъектами Федерации.

На протяжении многих лет сотрудничество с зарубежными странами являлось монополией федеральных структур. Несмотря на то что муниципальные образования получили возможность самостоятельно строить отношения с иностранными партнерами, политика и стратегия деятельности органов местного самоуправления в сфере международных и внешнеэкономических связей должны лежать в русле приоритетов, определенных Правительством Российской Федерации исходя из экономической, культурной и политической целесообразности и выгодности.

Проведение осмысленной долгосрочной политики в отношении соседних регионов и международного сообщества со стороны представителей окружных, субъектных и муни-

ципальных властных структур, общественных и научных организаций, бизнес-сообщества, закрепленной в программных документах, касающихся долгосрочного социально-экономического развития территории, укрепляет уверенность зарубежных партнеров и повышает инвестиционную, социальную, коммерческую, туристическую, миграционную, жилищную и иную привлекательность и конкурентоспособность региона.

В сфере обязанностей и возможностей окружных и региональных органов власти (субъектов Федерации) находится несколько направлений, основными из которых являются:

1. В области межрегионального и межму-ниципального сотрудничества:

- обеспечение реализации долгосрочных стратегических планов в экономической, социальной и экологической сферах на инновационных принципах в соответствии с доктриной устойчивого развития;

- регулирование выравнивания уровня социально-экономического развития территорий, поддержка объединительных и укрепительных процессов, обеспечение информационной поддержки, проведение референдумов и т.д.;

- обеспечение позитивного имиджа, инвестиционной и жилищной привлекательности территорий;

- организация межрегиональных и межмуниципальных встреч и переговоров по социальным, экономическим, экологическим, культурным, этническим, конфессиональным и другим вопросам;

- организация национальных и межтер-риториальных турниров, праздников, дней культуры, туристических туров, установление экономических связей, побратимских отношений между городами и т.д.;

- создание новых рабочих мест за счет организации и поддержки новых производств по глубокой переработке сырья;

- создание межмуниципальных потребительских рынков готовой местной продовольственной и промышленной продукции.

Процесс укрупнения регионов через объединение различных субъектов Российской Федерации, происходящий в настоящее время, необходим по многим причинам. Одним из важнейших направлений укрепления государственности России является снижение дотационности регионов, что может быть

достигнуто на основе объединения регионов в целях повышения степени их экономической интеграции, получения эффекта масштаба производства и мультипликативного эффекта в социально-экономическом развитии.

2. В сфере ближне- и дальнезарубежного международного сотрудничества:

- обеспечение выполнения международных договоров;

- регулирование внешнеэкономической деятельности;

- обеспечение участия округа и его регионов в федеральных международных проектах;

- обеспечение позитивного международного имиджа, инвестиционной и миграционной привлекательности России, округа и его регионов;

- регулирование таможенного законодательства;

- квотирование, регулирование и контроль миграционных потоков;

- организация международных встреч и переговоров по геополитическим, социальным, экономическим, экологическим, культурным, этническим, конфессиональным и другим вопросам;

- организация международных турниров, праздников, дней культуры, туристических туров, установление побратимских отношений между городами;

- инициирование, организация и подде-

ржка реализации международных инвестиционных, индустриальных, экологических, научно-технических, культурно-массовых,

молодежных и других проектов;

- организация программ культурного,

научно-технического, образовательного,

кадрового и туристического обмена.

Сибирский федеральный округ, образованный 13 мая 2000 г., включает в себя 16 субъектов Федерации, в том числе: четыре республики (Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия); два края (Алтайский, Красноярский); шесть областей (Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Читинская); четыре автономных округа (Агинский Бурятский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский, Эвенкийский). По числу субъектов Федерации он занимает второе место после Центрального федерального округа, в который входит 18 субъектов. Административным центром округа является Новосибирск [6].

СФО занимает уникальное геополитическое положение. Он расположен в центральной части Евразии. Общая площадь округа — 5 114,8 тыс. км2, т.е. 30% общей площади территории России [2, с. 47].

Природа Сибири весьма разнообразна: таежные леса Западно-Сибирской равнины, горные хребты, степи и лесостепи, зона вечной мерзлоты — тундра. В Сибири много рек и озер (самое глубоководное озеро в мире — Байкал — содержит 20% всей пресной воды планеты). Крупнейшая река России — Обь — по длине и ширине бассейна занимает четвертое место в мире после Амазонки, Конго и Миссисипи. Климат Сибири резко континентальный: холодная продолжительная зима и короткое жаркое лето [7].

В СФО входят районы с экстремальными условиями для проживания. К районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям относится значительная часть территории СФО: полностью территории трех субъектов — Республики Тыва, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов; частично территории шести субъектов — Республики Бурятия, Республики Алтай, Красноярского края, Иркутской, Томской и Читинской областей.

На севере округ выходит к Северному Ледовитому океану и омывается Карским морем и морем Лаптевых. На северо-западе, западе и юго-западе он соседствует с Уральским федеральным округом, на востоке — с Дальневосточным федеральным округом, а именно с Республикой Саха (Якутия) и Амурской областью. По южным рубежам СФО проходит государственная граница Российской Федерации, где субъекты округа граничат с северными областями Республики Казахстан (общая протяженность границы — 2 697,9 км), с северными регионами Монголии (общая протяженность границы составляет 3 316,2 км) и с северными областями Китайской Народной Республики (1 255,5 км). Общая протяженность государственной границы составляет около 7 269,6 км [там же].

Наличие протяженной границы, с одной стороны, обусловливает стремительное развитие приграничного сотрудничества, а с другой — порождает ряд проблем, связанных с необходимостью держать под контролем огромное пространство Российской Федерации с тем, чтобы ограничить поток нелегальных

мигрантов из стран бывшего СССР и КНР, а также ввоз контрабандной и запрещенной продукции из сопредельных государств.

Сибирь является естественным перекрестком железнодорожных, водных, автомобильных и воздушных путей из Европы в Азию. Транспортный коридор Транссиб, проходящий по наиболее освоенным и заселенным районам Сибири, уже сегодня соединяет страны Западной Европы со странами Юго-Восточной Азии, Казахстаном, Монголией, Китаем, а в перспективе — с Корейским полуостровом и Японией. Уникальное геополитическое положение Сибири позволяет ей быть мостом между Европой и Азией. Через СФО проходят основные транзитные потоки России (грузовые и пассажирские перевозки) из европейской части страны в азиатскую и в обратном направлении. Доля Сибирского федерального округа в общей протяженности железных дорог России составляет 17,5% (второе место), автомобильных дорог (общего и ведомственного пользования) — 16,8% (третье место), судоходных внутренних водных путей России — 29,7% (первое место) в стране [7].

Таким образом, сибирское пространство является своеобразным мостом между западом и востоком, севером и югом и во многом обусловливает широкие международные связи субъектов СФО.

Численность населения округа, по официальным данным, составляет 20,5 млн человек (около 14,3% населения России), причем удельный вес городских жителей — 70,5% (или 14,3 млн человек).

Сибирь хранит до 70% разведанных запасов природных ресурсов России, стоимость которых предварительно оценена на сумму свыше 30 трлн дол. США, а прогнозируемые запасы минерального сырья оцениваются еще в 150 трлн дол. США [4, с. 78].

На территории СФО сосредоточено 85% общероссийских запасов свинца и платины, 80% — угля и молибдена, 71% — никеля, 69% — меди, 44% — серебра, 40% — золота. Общая площадь лесного фонда составляет 346,32 млн га. Сибирь является одной из важнейших лесных зон на планете, где ежегодно производится более 40 млн м3 деловой древесины и пиломатериалов. Общие запасы древесины основных лесообразующих пород — 31 058,17 млн м3 [7]. Таким образом, сегодня Сибирский регион являет-

ся главным поставщиком российской нефти (более 70%), природного газа (более 90%), угля (более 80%). По оценкам геологов, запасы никеля, цветных, редких и благородных металлов и алмазов — одни из самых крупных в мире [7].

Следует отметить, что инвестиционные проблемы в СФО нарастают, и если ситуация не изменится, то все многообразие стратегических планов по социально-экономическому развитию Сибири так и останется на бумаге. СФО находится на предпоследнем месте по объему инвестиций в основной капитал, опережая только Дальневосточный округ. Общий объем инвестиций в СФО составил 8,2% общероссийского уровня. По показателю инвестиций в основной капитал на душу населения СФО вообще занимает последнее место в России [1, с. 87].

Иностранные инвестиции идут главным образом в сырьевые секторы. Уровень и структура инвестирования не могут обеспечить не только ускоренное развитие экономики, но и простое воспроизводство основных фондов.

Инвестиции в добывающие отрасли инерционны, отдача от них будет не скоро. В идеале период ожидания должен сглаживаться опережающим ростом обрабатывающей промышленности, но некогда мощное сибирское машиностроение в настоящее время находится в упадке. Одни предприятия превращены в городские рынки, другие раздроблены, третьи утратили технологии и кадры, авиазаводы перебиваются непрофильной продукцией.

Ведущей отраслью экономики СФО является промышленность. Доля округа в общем объеме промышленного производства Российской Федерации превышает 12% [2, с. 231]. Сегодня регионы СФО имеют сравнительные конкурентные преимущества в таких отраслях, как цветная металлургия, черная металлургия, электроэнергетика, лесная и деревообрабатывающая, химическая и нефтехимическая, топливная промышленность, промышленность строительных материалов, машиностроение и металлообработка, пищевая и легкая промышленность. Во многом именно эти отрасли определяют структуру экспорта субъектов СФО и создают определенные предпосылки для развития международного сотрудничества регионов.

Следует отметить, что целый ряд регионов СФО имеет традиционно мощную научно-

техническую базу. Так, в Новосибирске действуют отделения трех российских академий наук: СО РАН (Сибирское отделение Российской академии наук), СО РАСХН (Сибирское отделение Российской академии сельскохозяйственных наук), СО РАМН (Сибирское отделение Российской академии медицинских наук), в состав которых входит более 100 научно-исследовательских организаций, а также сеть научно-опытных станций.

Соответственно, еще одно важное направление внешнеэкономического сотрудничества, прежде всего со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Шанхайской организации сотрудничества, — это развитие рынка высоких технологий.

Особое место в этом направлении занимают разработки институтов СО РАН: ГНЦ Института физики прочности и материаловедения СО РАН — по технологиям новых материалов, Института лазерной физики СО РАН — по оптоэлектронным и лазерным технологиям, Института биохимии СО РАН и Института цитологии и генетики СО РАН — по биотехнологиям, ГНЦ Института катализа СО РАН — по химическим технологиям и катализу. Перечень только важнейших разработок сибирских институтов, подготовленных к внедрению и предлагаемых для широкого использования, состоит из 150 наименований. Развивая наукоемкий экспорт, только Сибирское отделение, по оценке экспертов, способно обеспечить рост экспорта Сибири не менее чем на 1 млрд дол. [5, с. 48].

В рамках других направлений организации Сибири имеют связи и сотрудничают также со странами Европейского экономического сообщества (ЕЭС), странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и т.д.

Территория СФО достаточно привлекательна для международного сотрудничества. Здесь находятся представительства семи иностранных государств: генеральные консульства Германии, Монголии, Польши, Болгарии, Южной Кореи, представительства Израиля, Республики Беларусь.

Кроме того, в округе расположено семь представительств МИД России (Новосибирск, Барнаул, Иркутск, Красноярск, Омск, Улан-Удэ, Чита) и три их отделения (Горно-Алтайск, Томск, Кызыл) [3].

Динамичное расширение в последние годы партнерских связей на межрегиональ-

ном уровне, активными участниками которых выступают субъекты Сибирского федерального округа, становится все более весомым фактором межгосударственных отношений России с мировым сообществом.

В Сибири в сфере международной деятельности сложилась хорошая практика объединения усилий аппарата полномочного представителя Президента РФ, представительств МИД России, органов власти субъектов СФО и межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение».

Органами государственной власти субъектов округа заключено 195 соглашений о сотрудничестве с зарубежными партнерами. Из них 92 — межрегиональные соглашения, 82 — соглашения между органами государственной власти субъектов Федерации и федеральными либо региональными правительствами и министерствами иностранных государств. Основная часть заключенных соглашений приходится на страны СНГ. Здесь лидером по их количеству является Казахстан [3].

Взаимодействие представительства МИД России с генеральными консульствами иностранных государств, расположенных на территории СФО, способствует поступательному развитию двусторонних отношений между государствами, совершенствованию механизмов информирования федеральных и региональных органов исполнительной власти об официальной позиции государства по актуальным проблемам международной политики, согласованного взаимодействия с Министерством иностранных дел РФ по вопросам подготовки и проведения зарубежных визитов всех уровней, реализации требования закона о неукоснительном соблюдении единой внешнеполитической линии Российской Федерации. Положительную роль в этом сыграло создание Совета глав субъектов РФ при Министерстве иностранных дел России.

В настоящее время, несмотря на кризисные проявления, есть все предпосылки для активного развития международных связей регионов СФО и превращения сибирского пространства в мощный индустриальный плацдарм для продвижения геоэкологических, геоэкономических и геополитических интересов России в Азии.

Экономическую необходимость проведения целенаправленной внешней политики в Сибири и ее регионах подтверждает постоянно растущий интерес и вновь увеличивающи-

еся после кризиса объемы внешнеторгового оборота. Основной проблемой, затрудняющей проведение анализа внешнеторговой деятельности организаций, является отсутствие не только постоянного или периодического, но даже разового и точечного ее мониторинга и, следовательно, необходимой и достаточной статистической информации для выявления объективной картины и выработки действенных мер по усилению положительных и устранению негативных факторов, влияющих на положение дел в этой сфере.

Значимость международного обмена научными, научно-техническими и новейшими технологическими знаниями для Сибири, ее опорных регионов, муниципальных образований и организаций заключается, с одной стороны, в возможности использования мирового научно-технического опыта и повышения на этой основе технического и технологического уровня региональных производителей, с другой стороны, в возможности коммерческой реализации на мировых рынках собственных научно-технических достижений, что в условиях сырьевой направленности регионального экспорта является эффективным способом рационализации структуры внешнеэкономических связей и постепенного перехода на инновационный сценарий развития региональной экономики.

Один из самых активных регионов СФО в сфере международного сотрудничества — Иркутская область, важнейшая задача которой заключается в необходимости актуализации инвестиционной, туристической, культурной, научно-технической информационных баз и обеспечения доступа к ним российского и зарубежного населения, организаций и властных структур.

Потенциальным ресурсом для решения задач, стоящих перед администрацией округа и его регионов, могут стать международные экономические организации, в частности Международный и Европейский банки реконструкции и развития (МБРР и ЕБРР), Международная финансовая корпорация (МФК), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Международная ассоциация франчайзинга (МАФ). Кроме того, специалисты данных организаций могут оказывать консультационную, организационную, техническую, информационную и другие виды поддержки.

Программа (либо иной программный или стратегический документ) социально-экономического развития регионов на долгосрочный период должна включать следующие аспекты по направлению «Международные отношения»:

- внешнеэкономическая деятельность в разрезе основных групп участников, по видам деятельности, отраслям, кластерам с отражением финансирования и административной поддержки инвестиционных и инновационных проектов, экономического эффекта, структуры собственности, особенностей управления, экологических и социальных аспектов;

- культурные, спортивные, образовательные, научные, религиозные, общественные связи — обмен делегациями по программам изучения иностранных языков, проведение конференций по обмену опытом в области спорта, музыки, художественных искусств, медицины, технологий, начального, среднего и высшего образования и т.д., организация концертов, гастролей, конкурсов, олимпиад, турниров, интерактивного общения, информационной поддержки и т.д.;

- политическое международное сотрудничество — взаимодействие с правоохранительными органами зарубежных стран, обеспечение проведения международных встреч на высоком и высшем уровнях, прием правительственных, военных, научных и других делегаций, групп наблюдателей различных международных организаций, взаимодействие с международными представительствами, диаспорами, культурными национальными обществами, посольствами, дипломатами, развитие дружественных отношений с городами-побратимами, проведение дней зарубежной культуры, развитие имиджа гостеприимного края и добрых русских городов и поселков, воспитание у молодежи менталитета приветливого, терпимого, доброго и великодушного народа с целью улучшения имиджевой и инвестиционной привлекательности региона;

- мониторинг международных рейтингов региона по туризму, экономике, культуре, человеческому потенциалу, изучение механизмов оценки рейтинга и реализация мероприятий по улучшению показателей;

- туризм — развитие инфраструктуры для транзитного, комплексного туризма, развитие въездного и выездного делового, техногенного, культурного, природного,

экологического, этнографического, исторического, молодежного, образовательного, научного и других видов туризма;

- миграционный аспект — обеспечение соблюдения законодательства всеми участниками международных трудовых отношений, противодействие незаконной миграции.

В рамках стратегии социально-экономического развития Сибири, а также в рамках комплексной программы и детальных планов по направлению «Международные отношения» необходимо закрепить программы международного сотрудничества в вопросах экологии, туризма, образования, культуры, торговли, промышленных технологий, инноваций и инвестиций.

Регионы СФО, и в том числе Иркутская область, обладая существенным количеством достопримечательностей и инвестиционно привлекательных производств, способны за счет создания единого стержня мероприятий, закрепленных в комплексном программном документе и тематических подпрограммах, значительно увеличить экономический и социальный эффекты от внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества, что в совокупности с общим программным развитием всех сфер деятельности будет способствовать росту человеческого потенциала населения Сибири.

Современное, сопровождаемое кризисом развитие мировой, и в том числе российской, экономики ставит серьезные вопросы о финансировании технологического рывка и экологического восстановления регионов. Нехватка

собственных инвестиционных ресурсов определяет целесообразность создания механизмов их активного привлечения из зарубежья. В этой связи формирование Министерством регионального развития России стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г. определяет основы целенаправленного экономического роста и социального развития. При этом, на наш взгляд, в сфере международных отношений и сотрудничества необходимо ориентироваться на фактически сформированные и развивающиеся связи, прежде всего с Китаем. Механизм привлечения китайских долгосрочных инвестиций может быть основан на приглашении рабочей силы из КНР с условием полного самостоятельного инвестирования ими проектов по созданию на территории Дальнего Востока и Байкальского региона промышленных производств (легкая промышленность, АПК, сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, машиностроение и т.д.), ориентированных на обработку и глубокую переработку сырья, реализацию определенной части продукции на внутренних региональных рынках, с созданием руководящих, контролирующих и производственных вакансий для российских граждан, а также с установлением обязательного первичного согласования и последующего жесткого контроля за соответствием уровня внедряемых технологий высоким инновационным и экологическим требованиям. Одновременно необходимо всесторонне повышать обороноспособность России и человеческий потенциал нации.

Список использованной литературы

1. Ковалева Г.Д., Якунина Т.А., Волкова О.И. Влияние прямых иностранных инвестиций на внешнюю торговлю Сибири // Регион: экономика и социология. 2002. № 3.

2. Регионы России: Социально-экономические показатели. М., 2003.

3. Текущий архив представительства МИД РФ в Сибирском федеральном округе. Новосибирск, 2004.

4. Титаренко М.Л. Россия лицом к Азии. М., 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Титаренко М.Л. Сибирь и Дальний Восток как стратегическая база интеграции России в АТР // Пробле-

мы Дальнего Востока. 2002. № 6.

6. URL: http://www.rags.ru/akadem/all/33-2005/33-2005-81.html.

7. URL: http://www.sfo.nsk.su/.

Bibliography (transliterated)

1. Kovaleva G.D., Yakunina T.A., Volkova O.I. Vliyanie pryamykh inostrannykh investitsiy na vneshnyuyu torgovlyu Sibiri // Region: economika i sotsiologiya. 2002. № 3.

2. Regiony Rossii: Sotsial'no-economicheskie pokazateli. M., 2003.

3. Tekushchiy arkhiv predstavitel'stva MID RF v Sibirskom federal'nom okruge. Novosibirsk, 2004.

4. Titarenko M.L. Rossiya litsom k Azii. M., 1998.

5. Titarenko M.L. Sibir' i Dal'niy Vostok kak strategicheskaya baza integratsii Rossii v ATR // Problemy Dal'nego

Vostoka. 2002. № 6.

6. URL: http://www.rags.ru/akadem/all/33-2005/33-2005-81.html.

7. URL: http://www.sfo.nsk.su/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.