Глобализация и общество
Ольга ПЛОТНИКОВА
РЕГИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРОУСТРОЙСТВЕ (на примере унитарных государств)
Данная статья посвящена региональному измерению в международных отношениях. На примере международных связей регионов унитарных государств показаны основные тренды современного мира.
The article is devoted to the regional dimension in international relations. Main trends of the modern world are showed on the example of international relations of unitary states' regions.
Ключевые слова:
глобализация, регионализация, тренды, региональное измерение; globalization, regionalization, trends, regional dimension.
Современную конфигурацию международных отношений и мироустройства в целом определяют глобализация и регионализация. Эти процессы непосредственно затраги -вают и такую важную сферу внешней деятельности государств, как международные связи на региональном уровне. В совре -менном мире регионализм и глобализация развиваются как два динамичных процесса, оказывающих взаимное влияние друг на друга. Известно, что глобализация подразумевает рост взаимосвя -занности между различными частями земного шара, и она может достигаться не только через систему международных отношений, но и через регионализацию. Процесс регионализации может рас -сматриваться как инструмент сохранения региональной идентич -ности в условиях глобализации. Развитие регионов государств и их международных связей способствует гомогенизации междуна -родного пространства. Это свидетельствует о том, что логика раз -вития глобализации и регионализации совпадает, разница заклю -чается в масштабе.
Глобализация может достигаться в результате взаимодействия регионов. Выход субнациональных регионов на международную арену, распространение их деятельности за пределы националь -ных границ, так называемая «локализация внешней политики государств» являются результатами процессов глобализации, про -исходящих в мире, процессов усиления взаимозависимости и вза имовлияния. Таким образом, глобализация через регионы госу -дарств является дополнением к глобализации через государства.
Регионы, обладая разнообразными ресурсами, сумели замкнуть на себя важнейшие экономические потоки. Некоторые регионы, благодаря своему пограничному положению, имея хорошо развитую инфраструктуру, становятся точками соприкосновения государств. Выгодно используя свое географическое положение, они превра щаются в центры притяжения иностранных партнеров, экспортно импортных товарных потоков и их последующего проникновения в ПЛОТНИКОВА глубь территории государства. Расширение возможностей регионов
Ольга по поиску ресурсов для решения стоящих перед ними локальных
Васильевна - проблем на международной арене дает положительные результаты
д.полит.н, как для государства в целом, так и для самих регионов.
профессор, Международное сотрудничество на субнациональном уровне
ректор СИМОиР, стало настолько необходимым для социально - экономического раз -
г. Новосибирск вития регионов, что даже унитарные государства вынуждены при -
plotnikova-ov@ знавать право своих территориальных сообществ на осуществление
mail.ru международных связей.
По форме государственного устройства многие страны мира являются унитарными государствами. Их насчитывается около 170 из 193 стран — членов ООН. В унитарных государствах вопросы осущест -вления международных отношений и свя -зей, внешней политики находятся строго в руках центральных органов власти. И тем не менее центральная власть, осуществляя международные отношения и внешнюю политику, не может не учитывать активно развивающиеся в мире процессы глобали -зации и регионализации.
Исходя из особенностей деятельности унитарных государств, рассмотрим на примере нескольких стран опыт осущест вления международных связей регионами этих государств. Рассмотрим влияние регионализма на развитие этих процес сов.
Международные связи регионов Польши.
Деятельность регионов Польши на международной арене строго регламентирована и осуществляется под руководством цен тральных органов власти, и прежде всего Министерства внутренних дел и админи -страции, а также Министерства иностран ных дел Республики Польша.
В Польше после проведения в стране административной реформы 1998 — 1999 гг. особенно четко стала просма триваться взаимосвязь вдоль вертикали власти в сфере международного сотруд ничества. В результате реформы воевод ские органы местного самоуправления приобрели значительные права в сфере осуществления международных связей. Эти права были зафиксированы в ст. 6 («Международное сотрудничество») Закона о воеводском самоуправлении от 5 июня 1998 г.1 В соответствии с этим зако -ном сеймику воеводства предоставлены права выбора и утверждения приоритетов воеводства в вопросах развития между народного сотрудничества, определения его основной географической направлен ности, а также намерений по присоеди -нению к международным региональным объединениям. Вместе с тем закон под -черкивает, что сотрудничество воеводства с регионами других государств должно осуществляться в строгом соответствии с внутренним законодательством, внеш ней политикой государства и его между
народными обязательствами в границах компетенций воеводства.
Статья 77 вышеуказанного закона наде -ляет воеводства правами выдвижения «зарубежных инициатив», среди которых выделяются права по заключению соглашений о региональном сотрудни -честве, а также вступлению в междуна родные региональные объединения2. И в данном случае как приоритеты междуна родного сотрудничества, так и зарубеж ные инициативы требуют соответствую щего согласования с уполномоченными центральных министерств. Полученные министерством иностранных дел зако нодательные компетенции в вопросах международного сотрудничества воеводств потребовали выработки кон цепции взаимодействия министерства с органами самоуправления воеводств, а также с воеводами. Прежде всего, это касалось определения принципов и порядка выдачи министром иностран ных дел согласия на решения сеймика воеводства по приоритетам международ ного сотрудничества.
В вопросе организации международного сотрудничества воеводств МИД Польши стремится, прежде всего, сформировать сеть конкретных контактов с регионами стран — членов ЕС. Важным также счи -тается присутствие представителей орга нов местного самоуправления воеводств в европейских структурах, таких как Комитет регионов Европейского союза, Конгресс местных и региональных вла -стей Совета Европы, Ассамблея регио -нов Европы. Осуществляются активные усилия по созданию Совета сотрудниче -ства Республика Польша — Европейский союз, а также совместной комиссии регионов Польши и Комитета регионов ЕС. Руководство Польши в своей внеш ней политике значительное внимание уделяет вопросу развития межрегиональ ного сотрудничества, в первую очередь с регионами стран ЕС, а также соседних с Польшей государств. Особые надежды при этом поляки возлагают на получение доступа к различным финансовым фон дам Комиссии Евросоюза, предназначен ным для поддержания и развития межре -гионального и приграничного сотрудни чества.
Анализ географической направленно
1 Закон о воеводском самоуправлении от
05.06.1998 г.
2 Там же, ст. 77.
сти международного сотрудничества вое водств Польши свидетельствует об урав новешенном подходе поляков к вопросу установления контактов с регионами стран — членов Евросоюза и регионами стран соседей, расположенных к югу и востоку от границ Польши. В частности, 14 польских воеводств (всего их 16) заключили 32 соглашения или приняли совместные декларации о сотрудничестве. В качестве главных партнеров воеводств выступают регионы Италии (14 согла -шений), 2 е место занимают регионы Франции (4 региональных соглашения) и земли ФРГ (4 соглашения), затем реги -оны Дании (3 соглашения). Следующие места занимают Литва (2 соглашения), а также Швеция, Словакия, Венгрия, Украина (по 1 соглашению). С итальян -скими регионами заключили соглашения 11 воеводств Польши, причем итальян ские регионы Венето, Фриула — Венеция — Джиула, Ломбардия и Сардиния заклю -чили соглашения о сотрудничестве с 2 регионами Польши. Во Франции 3 реги она имеют соглашения с 3 воеводствами (Нор — Па -де - Кале имеет соглашения с
2 польскими воеводствами — Опольским и Силезским).
Договорно правовой основой разви тия российско - польских межрегиональ -ных связей стали подписанные в 1992 г.
3 межправительственных «зонтичных» соглашения о межрегиональном и при граничном сотрудничестве, в т.ч. о сотруд -ничестве Калининградской обл. и Санкт Петербурга с польскими воеводствами. 9 из 16 польских воеводств установили прямые контакты с российскими партне рами и подписали соответствующие доку менты. Заключено соглашение о сотруд ничестве между Калининградской обл. и приграничными польскими воеводствами (Поморское, Варминьско Мазурское).
Активность в установлении связей с реги -онами Польши проявляют администрации Калининградской, Московской, Курской, Нижегородской, Липецкой, Саратовской обл., а также Санкт - Петербурга, Самары, Казани и других городов.
Несмотря на то что главный вектор раз вития межрегиональных связей Польши направлен все же в сторону стран — участниц ЕС, имеется также реальный потенциал развития контактов поль ских городов и воеводств с городами и регионами России, в первую очередь
с Калининградской обл., западными и северо западными регионами страны.
Международные связи регионов Италии.
Жесткому контролю со стороны центральных органов власти подвергаются международные связи регионов Италии. Ежегодно автономные провинции пред ставляют в Департамент по связям с областными органами самоуправления при Совете министров, а также в МИД страны, Министерство промышленности и внешней торговли и областным комис сарам правительства программу между народных мероприятий с разбивкой по отраслям и сферам международной дея тельности, а также сведения о предпола гаемых расходах из местного бюджета и средств частного капитала.
Министр по связям с областными орга нами самоуправления вправе выразить свое несогласие с представленной про граммой (ответ дается в течение 45 дней). Повторное представление программы с учетом поправок и исправления замеча ний разрешается в течение 20 дней. Если от правительства в течение 30 дней не посту пило никаких замечаний, то программа считается утвержденной. То есть, на согла -сование действий итальянских провин ций в сфере осуществления международ ных связей может уйти от 2 до 3 месяцев. Исключение составляют области Италии со специальным статусом и автономные провинции Тренто и Больцано, которым законодательство разрешает в пределах их компетенции непосредственно осущест -влять директивы Евросоюза.
Международные связи регионов Испании. В Испании сфера внешней политики относится к исключительной компетен ции центрального правительства, которое достаточно строго следит за выполнением данного положения. На любые попытки автономий выйти за рамки действующего законодательства во внешнеполитической или внешнеэкономической областях сле -дует незамедлительная реакция центра. Если возникают какие либо трения в этой сфере между центром и автономными сообществами, то официальный Мадрид использует заложенный в Основном законе Испании механизм их разрешения, а именно обращение в Конституционный суд.
Что касается таких стран, как Швеция, Финляндия, Нидерланды, то следует отме тить, что их регионы располагают большой
самостоятельностью по осуществле нию международных связей и более значительными возможностями влиять на формирование и осуществление внешней политики государства.
Международные связи регионов Швеции. Широкими полномочиями по осуществле -нию международной деятельности поль -зуются коммуны и ландстинги Швеции. Они развивают связи со своими зарубежными партнерами по различным направ лениям — от внешнеэкономического до культурного сотрудничества и укрепления гуманитарных контактов. Сотрудничество осуществляется и в таких областях, как здравоохранение и региональное плани -рование. Ландстинги имеют право запро -сить финансовые средства у Шведского управления международного сотрудниче ства в области развития (СИДА). Это го -сударственная организация, действующая в структуре МИДа Швеции. Ежегодно ландстингам для осуществления междуна родных связей эта организация выделяет сотни миллионов крон. Это говорит о том, что международное сотрудничество реги онов Швеции имеет финансовую прави тельственную поддержку.
Международные связи регионов Финляндии. В Финляндии международная деятельность регионов не регламентиру ется законами, т.к. здесь нет отдельного за -конодательства, регулирующего осущест вление региональными властями международных связей. Им предоставлена пол -ная свобода действия. На практике губер нии и коммуны руководствуются в своей международной деятельности Уставом Конгресса местных и региональных вла -стей Европы, Декларацией Ассамблеи регионов Европы, Европейской рамочной конвенцией о приграничном сотрудниче стве территориальных сообществ и властей и другими документами межрегиональ -ного и приграничного сотрудничества.
Если возникают спорные вопросы, то решение принимает Высший администра тивный суд Финляндии.
Региональные и местные власти обла -дают полномочиями на проведение пере говоров по реализации проектов между народного сотрудничества, а также имеют право официально представлять свои регионы в межправительственных между народных организациях.
Международные связи регионов Нидерландов. В Нидерландах регионы осуществляют широкую программу международного сотрудничества. При этом местные власти свободны в выборе направления их деятельности, кото рая не ограничивается правительством страны, а также не регламентируется каким либо законом. Особое внимание регионы уделяют сотрудничеству в обла -сти образования и культуры. При этом связи осуществляются с учетом исторических особенностей и местных тра диций. В стране специально создаются различные фонды для финансирования проектов в иностранных государствах, в т.ч. и в России. Для координации своих действий нидерландские регионы объе динились в организацию, которая назы вается «Арнемский диалог». В рамках деятельности данной структуры регионы регулярно консультируются и обменива ются информацией.
Таким образом, проанализировав влия ние регионализма на развитие междуна родных связей регионов унитарных госу дарств, можно прийти к выводу, что даже унитарные государства под воздействием регионализма вынуждены осуществлять более гибкую политику в отношении регионов в сфере осуществления между народных связей, предоставляя им все больше прав и возможностей. Но в данных государствах регионы не обладают госу дарственными правовыми признаками, все уровни власти включены в единую общегосударственную администрацию, и вся международная деятельность регио нов строго регламентирована и осущест вляется под руководством центральных органов власти.