Научная статья на тему 'Региональный опыт развития системы инвестиционно- инновационной деятельности'

Региональный опыт развития системы инвестиционно- инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
697
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ / ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ / REGION / INVESTMENT / INNOVATION / TECHNOLOGY CLUSTERS / PROGRAMES OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронов Н. П.

В статье на примере Новосибирской области РФ рассмотрен передовой управленческий опыт регионального развития системы инвестиционно-инновационной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL EXPERIENCE OF INVESTMENT AND INNOVATION ACTIVITY SYSTEM

The article as an example of the Novosibirsk region of Russia considered advanced management experience of regional development of investment and innovation

Текст научной работы на тему «Региональный опыт развития системы инвестиционно- инновационной деятельности»

УДК 911.3

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ИНВЕСТИЦИОННОИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.П. Воронов

В статье на примере Новосибирской области РФ рассмотрен передовой управленческий опыт регионального развития системы инвестиционно-инновационной деятельности

Ключевые слова: регион, инвестиции, инновации, технологические кластеры, программы развития

По наиболее распространенному значению термина регион, которое соответствует

понятийному аппарату государственной политики и административного права, что используется в странах Евросоюза, под регионом понимается крупне йшая администр ативно -терр иториальная единица субнационального уровня, которая непосредственно подчинена центральному органу государственной власти, имеет свою выборную и исполнительную власть, собственный бюджет, а также является правоспособной.

Проблемы формирования и проведения

государственной региональной политики как

скоординированной системы действий,

осуществляемых органами государственной власти вместе с органами местного самоуправления для обеспечения дееспособного управления общественным, политическим и социально-

экономическим развитием регионов, их территориальных общин и направленных на введение единых социальных стандартов гарантированных государством, всегда остаются главными задачами внутренней политики государства.

Развитыми странами мира при решении проблем регионального развития в исторической ретроспективе было введено комбинацию нескольких подходов к проведению государственной региональной политики, среди которых можно выделить следующие наиболее распространенные:

- перераспределение общего экономического роста в стране для обеспечения сбалансированного регионального развития и всяческая помощь депрессивным регионам;

- реструктуризация экономики регионов, которая опирается на максимальное использование внутреннего потенциала региона и ориентирована на

Воронов Николай Петрович - КМУ, канд. экон. наук, доцент,е-шаЛ: [email protected]

создание полюсов регионального роста, которые базируются на определенных преимуществах региона;

- приоритетное развитие наиболее развитых регионов, так называемых экономических локомотивов с созданием "полюсов роста";

- региональное саморазвитие на базе учета интересов регионов и возложение ответственности за развитие регионов на местные власти;

- региональный подъем путем

развития инновационной среды в регионе, поддержки малого и среднего бизнеса по инициативе и ответственности

региональных органов власти и поддерживаемых правительством [1].

Следует отметить, что по мировой практике в современных условиях инновационного направления мирового развития к постиндустриальному обществу последний подход становится определяющим в комбинации отмеченных подходов к формированию региональной политики.

В современных условиях развитие регионов должно осуществляться на основе наиболее полного использования их экономического, инвестиционного, инновационного и ресурсного потенциала, обеспечения структурной перестройки региональных производств на передовой технологической базе, создание новых производственных мощностей,

ориентированных на усиление

конкурентных преимуществ экономики регионов, а также оптимального сочетания интересов государства и региона для достижения на этой основе повышения уровня жизни людей, оптимальной специализации регионов в производстве товаров и услуг [2].

Передовой управленческий опыт регионального развития системы

инвестиционно-инновационной деятельности

рассмотрим на примере Новосибирской области РФ [3-5].

По оценкам ведущего рейтингового агентства «Эксперт РА» Новосибирская область относится к группе регионов со средним потенциалом и умеренным риском. В рейтинге среди регионов Российской Федерации Новосибирская область занимает 19 место по инвестиционному потенциалу [5]. Наибольшие предпосылки созданы для инновационного развития (7 место среди

регионов Российской Федерации) [6]. Высоко

оценены также возможности институционального потенциала и трудовых ресурсов региона. Новосибирской области присуждено 3-е место среди регионов РФ за лучшие законодательные условия для инвестирования. Администрация Новосибирской области заинтересована во взаимовыгодном сотрудничестве и готова

поддержать инициативы инвесторов.

Основные факторы, обеспечивающие

инвестиционную привлекательность

Новосибирской области:

- выгодное географическое положение

(область расположена на пересечении авиационных, железнодорожных, водных и

автомобильных магистралей, связывающих

восточные районы страны с европейскими; близость стран - участников СНГ);

- развитая транспортная инфраструктура;

- развитая производственная инфраструктура;

- развитая нормативно-правовая база, предусматривающая льготный налоговый режим для инвесторов, направленная на стимулирование инвестиционной активности;

- наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов;

- наличие условий для полноценного отдыха, туризма и лечения.

По оценке специалистов и администрации области, наиболее привлекательными для инвесторов являются пищевая промышленность, промышленность строительных материалов, связь, торговля и сфера услуг.

В Новосибирской области принят ряд нормативно-правовых актов, обеспечивающих ведение инвестиционной деятельности. Основным является закон Новосибирской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области». Закон устанавливает правовые и экономические аспекты государственной поддержки инвесторов. Право на получение налоговых льгот имеют инвесторы, вкладывающие собственные или привлеченные средства в инвестиционные проекты, прошедшие конкурсный отбор.

На территории Новосибирской области

реализуются следующие виды

государственной поддержки

инвестиционной деятельности:

- введение дифференцированных налоговых ставок и льгот по налогам в части, зачисляемой в областной бюджет;

- изменение срока уплаты налогов и

сборов в областной бюджет,

предоставление инвестиционного

налогового кредита;

- предоставление субъектам ведения

инвестиционной деятельности льгот по аренде имущества, являющегося

государственной собственностью

Новосибирской области и необходимого для реализации инвестиционных проектов;

- предоставление инвесторам

бюджетных кредитов из средств областного бюджета;

- предоставление гарантий в качестве обеспечения исполнения обязательств инвестора, возникающих в процессе реализации инвестиционных проектов;

- обеспечение залогом исполнения обязательств инвестора, возникающих в процессе реализации инвестиционных проектов;

- инвестиции из средств областного бюджета;

- предоставление за счет средств областного бюджета субсидий для компенсации части процентной ставки по банковским кредитам, полученным инвесторами Новосибирской области на цели развития производства.

Органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают для субъектов инвестиционной деятельности льготы по местным налогам, сборам и определяют иные меры поддержки. Закон Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения

отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» устанавливает налоговые льготы, основания, порядок и условия их применения инвесторами.

Постановлением Губернатора

Новосибирской области определены перспективные направления

инвестиционной деятельности,

проводится процедура публичного рассмотрения крупных долгосрочных инвестиционных проектов, претендующих на государственную поддержку.

На уровне муниципальных образований (г. Новосибирск, г. Бердск и др.) приняты и реализуются

муниципальные правовые акты о муниципальной поддержке инвесторов, которые реализуют инвестиционные проекты на территории муниципального образования.

На территории Новосибирской области действуют 16 федеральных целевых программ, 12 из которых направлены на решение проблем социального характера. Крупнейшая федеральная целевая программа экономического и социального развития области - «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-10 гг. и до 2015 г.)». Основными целями программы являются сокращение различий в социально-экономическом развитии Новосибирской области по сравнению с другими регионами Российской Федерации, уменьшение разрыва по основным показателям социально-экономического развития, создание благоприятной среды для инвестиционной деятельности, повышения эффективности государственной поддержки (строительства) в развитии объектов социальной и линейной инженерной инфраструктуры, обеспечение экономической самостоятельности области. Также разработаны и выполняются 20 областных целевых программ по вопросам развития промышленности, инвестиционной политики, поддержки малого предпринимательства, здравоохранения, охраны окружающей среды, содействие занятости, социальной защиты и поддержки населения.

Многопрофильный научно-образовательный и промышленный комплекс, опыт разработки и производства высокотехнологичной продукции, развития инновационной инфраструктуры позволили Новосибирску - административному центру области, единственному из российских городов, получить статус технополиса и войти в состав Всемирной ассоциации технополисов [6]. Промышленный сектор города имеет развитую структуру, состоящую из высокотехнологичных производств со значительной долей предприятий военно-промышленного комплекса. Одним из факторов роста экономики является реализация крупных инвестиционных проектов,

осуществляется как российскими, так и зарубежными инвесторами: компании «Марс», «Хайнекен» - в пищевой промышленности, «Рекс»

- в производстве упаковки, «Макси-групп» -

строительство электрометаллургического завода.

Новосибирская область имеет уникальный научно-образовательный потенциал. На ее территории расположены отделения Российской академии наук, академии медицинских наук, академии сельскохозяйственных наук; наукоград Кольцово с градообразующим предприятием -государственным научным центром вирусологии и биотехнологии «Вектор», а также более 60 отраслевых научно-исследовательских,

конструкторско-технологических и

проектных институтов, более 100 крупных и 1700 малых предприятий,

осуществляющих технико-внедренческая деятельность, 44 высших учебных

заведения, в том числе 27

государственных вузов и филиалов. В научно-образовательных учреждениях области работает более 30 тысяч человек (4,2% работающих), из них около 2290 докторов и около 7150 кандидатов наук, что составляет более половины научного потенциала Сибирских регионов.

Многопрофильный региональный комплекс в совокупности с научной и промышленной базой технополиса Новосибирск образует технико-

внедренческую структуру национального масштаба, способную обеспечить разработку и сопровождение наукоемкой продукции на мировом уровне по многим направлениям производств, готовить

специалистов высшей квалификации по большинству основных специальностей. Миссией региональной научно -

технической и инновационной политики Новосибирской области является создание условий для динамичного развития

экономики области за счет организации новых производств на базе

инновационных технологий и разработок научно-образовательного комплекса

области. Цели научно-технической и инновационной политики области [6]:

- диверсификация и рост

конкурентоспособности региональной экономики;

- ускоренное развитие

высокотехнологичных отраслей

производства;

- высокий уровень развития науки и профессионального образования;

- повышение уровня качества жизни населения.

Для достижения этих целей

администрацией Новосибирской области совместно с партнерами в сфере науки, образования, производства и бизнеса осуществляется системная работа по решению следующих задач:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создание правовых, экономических

и управленческих механизмов

стимулирования вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции и услуг;

- подготовка научных и инженерных кадров, менеджеров инновационного бизнеса;

- формирование научно-производственных кластеров (объединений) на основе инновационноинвестиционных проектов и программ;

- формирование и развитие современной инфраструктуры инновационной деятельности;

- развитие межрегионального и

международного научно-технического

сотрудничества,

- развитие социальной сферы, обеспечивающей благоприятные условия жизнедеятельности Новосибирского научнообразовательного комплекса.

Для развития инновационной деятельности используются следующие законы Новосибирской области:

- о научной деятельности и научно -технической политики;

- о государственной поддержке

инвестиционной деятельности;

- о мерах государственной поддержки товаропроизводителей;

- о государственной поддержке малого предпринимательства;

- о государственной поддержке

крестьянских (фермерских) хозяйств и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве;

- о налогах и особенностях

налогообложения отдельных категорий

налогоплательщиков;

- о молодежной политике.

На базе этих законов осуществляется государственная поддержка предприятий и учреждений в сфере производства, науки, образования и научного обслуживания. В частности, предоставляются льготы по налогам на прибыль и имущество, зачисляемых в областной бюджет, представляются инвестиционные налоговые кредиты, осуществляется

субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам, предоставляются льготы по налогу на землю, предоставляются прямые инвестиции для реализации инновационных проектов, имеющих значительный экономический или социальный эффект и др..

В области создан областной научный совет, которым руководят три сопредседателя -Губернатор области, председатель областного Совета депутатов и председатель Сибирского отделения РАН; научный экспертный совет; высший экономический совет, в состав которых входят ведущие ученые, которые имеют успехи в инновационной деятельности. Администрацией Новосибирской области в 1996 году создан Новосибирский областной фонд поддержки науки и высшего образования, который способствует проведению региональной научно-технической политики. Мэрией г. Новосибирска при активном

участии ученых сформирована городская целевая программа «Научно-

промышленная и инвестиционная политика г. Новосибирска». Создан Новосибирский фонд «Дом

промышленности», одной из задач которого является промышленное освоение экономически эффективной наукоемкой техники и технологий. В рамках реализации инновационноинвестиционных программ и проектов осуществляется процесс формирования технологических кластеров - научных, образовательных и производственных интегрированных структур, действующих в определенной сфере и обеспечивающих создание и серийный выпуск новой наукоемкой продукции. На сегодняшний день самые крупные кластеры сложились по направлениям: «силовая электроника», «биотехнологии» и «информационные технологии». Основу кластеров

составляют комплексные инновационные проекты, ориентированные на трансфер высоких технологий, объединяющих организации академической, отраслевой и вузовской науки, малые, средние и крупные предприятия.

В Новосибирской области сформирован перечень приоритетных инновационно-инвестиционных программ и проектов, использующих конкурентные преимущества региона и которые являются основой научно-технической и инновационной политики области. Осуществляется реализация проектов по следующим направлениям [6]:

- общественно-гуманитарные проблемы человека и социума: образование, культура, нравственность, молодежная политика, демократические свободы и т.п.

- силовая электроника Сибири (новые материалы, пластины и структуры, приборы и системы);

- здоровьесберегающей технологии (генотерапия и генодиагностика, биоинженерия и иммунокоррекция, стволовые клетки, фотодинамическая терапия, системы жизнеобеспечения человека, лекарственные средства и др.);

- развитие транспортного комплекса Новосибирска как мультимодального транспортного узла;

- научно-технологическое и

экономическое обеспечение

агропромышленного комплекса;

- индустрия программных продуктов

и информационных систем (моделирование процессов, автоматизация и управление, базы данных, телекоммуникации и сети и т.д.);

- создание методов и средств противодействия терроризму (методы профилактики, выявления и идентификации, медико-санитарные средства защиты и др.);

- энергосбережения (новые технологии

генерации и снижения потерь, создание приборов и систем, оптимизация энергопотребления, сооружения и коммуникации и т.п.);

- лазерные и электронно-лучевые технологии;

- каталитические технологии на основе нового поколения катализаторов;

- новые материалы (монокристаллы для электронной и ювелирной промышленности, композиты, наноматериалы, биметаллические и

т.д.);

- научно-технологическое обеспечение

стройиндустрии, в том числе дорожного строительства (новые материалы на основе местного сырья, методы и приборы диагностики, технологии повышения надежности и долговечности, архитектурно-технические решения и др.

Вошло в практику публичное рассмотрение крупных инвестиционных проектов с участием губернатора. Их освещение позволяет донести информацию до потенциальных инвесторов. Кроме того был сделан шаг к формированию специальных мероприятий по привлечению инвестиционных ресурсов. Поддержку инвестиционных проектов можно разделить на два направления. Первый -собственно финансовая поддержка - система льгот и преференций, предоставляемых тому или другому инвестору. Преференции иногда довольно ощутимы, однако, для инвестора решающим является другой вопрос - организационный. Поэтому, именно второму направлению организационно-политической поддержки, сегодня уделяется большое внимание. Тот факт, что проект получает государственную поддержку, уже является стимулом и фактором решения основных вопросов согласования документации (оформление земельного участка, технических условий и т.д.). Есть случаи, когда губернатор лично включается в эти процессы сопровождения. Как правило, это вопросы, связанные с согласованием действий естественных монополий.

В регионе присутствуют компании, которые выступают с несколькими проектами в различных областях. И если власть создает условия, благоприятные для инвесторов, они базируются в регионе. Об успешности того или иного проекта можно судить не по факту его реализации, а по факту его работы, поскольку бизнес вкладывает деньги с целью получения прибыли. Подмеченная закономерность - чем больше инвестиционный

проект, тем успешнее его реализация [7]. Власть как раз в большей степени занимаемся крупными проектами. Любые изменения, будь то изменения в составе акционеров или еще что, непременно отражаются на реализации проекта. Однако на сегодняшний день невозможно назвать ни одного проекта в регионе, реализация которого прекратилась бы полностью. Крупнейшие инвестиционные проекты иннвацийнои направленности Новосибирской области приведены в Таблице 1.

Инвесторов в Новосибирской области ждут выгодные условия. Так в 2010 году были введены дополнительные меры по повышению инвестиционной

привлекательности области [8]. Усиленны уже апробированные механизмы господдержки инвесторов - налоговые льготы и субсидирование процентных ставок по кредитам. По этим направлениям потенциальным инвесторам предлагаются одни из самых выгодных в стране условий. Кроме того, введена система особых инвестиционных режимов для целого ряда районов области. Эта система имеет дифференцированный характер, точно учитывает особенности социально-экономического развития

каждой территории. В целом, по оценкам специалистов, объем инвестиций в экономику области может вырасти почти на 20% и достигнуть 100 миллиардов рублей.

Все управленческие решения, даже текущего характера, принимаются с учетом положений Стратегии развития Новосибирской области до 2025 года. Стратегия представляет собой

комплексный прогноз

взаимообусловленности развития

отраслей народного хозяйства, разработанный с учетом различных сценариев развития современных социальных и экономических процессов

[9].

Стратегия - это, по сути, совокупность целей развития

Новосибирской области. В качестве логически связанных, ключевых задач определены - совершенствование системы управления, активизация

инвестиционного процесса, построение «экономики знаний» и необходимое для всего перечисленного повышение качества жизни населения. Собственно стратегическая цель в том, чтобы сделать

Новосибирскую область главным инновационным центром востока страны, что отвечает современным условиям межрегиональной и

международной конкуренции. В управленческом плане Стратегия также достаточно детально проработана - здесь прописан довольно

внушительный инструментарий. Документ является основой для принятия управленческих решений и планов тактического характера. Причем особенности новой системы планирования такие, что важнейшие решения в какой либо сфере не должны приниматься без учета перспектив развития других отраслей. В частности стратегия социально-экономического развития

Новосибирской области на период до 2025 года содержит разделы [9]:

1. Стартовые условия развития

Новосибирской области.

2. Особенности и этапы разработки

Стратегии.

3. Оценка конкурентных особенностей и потенциала Новосибирской области, проблем и стратегических ресурсов роста.

4. Цели, задачи и сценарии долгосрочного развития Новосибирской области.

5. Сценарии долгосрочного развития Новосибирской области.

6. Приоритетные инвестиционные проекты долгосрочного развития.

7. Стратегические приоритеты социальной политики.

8. Инновационная стратегия и политика перспективного развития Новосибирской области

[10].

9. Территориально-отраслевые кластеры -

направления реализации конкурентных

преимуществ Новосибирской области.

10. Механизмы реализации Стратегии

социально-экономического развития

Новосибирской области.

Литература

1. Г осударственная политика развития малого и среднего предпринимательства. Электронный ресурс -

http:revolution.allbest.ru/economy/ 000064555_ 0.html

2. Кузьменко Л.М. Методические основы управления развитием экономики региона. Автореф. дис ... д-ра экон. наук: 08.02.03. - Ин-т экономики пром-сти. - К., 2004.

3. Проблемы формирования

инвестиционной политики Новосибирской области - Електронний ресурс -http://www.bestreferat.ru/referat-83831 .html.

4. Государственная поддержка

инвестиционной деятельности - Електронний ресурс -

http://works.tarefer.ru/28/100146/index.html.

5. Россия: Сибирский федеральный

округ. Новосибирская область -

Характеристика. - Електронний ресурс -

http : //www. polpred.com/?cnt= 195&fo =6&obl=71 &dsc= 1

6. Опыт развития системы

инновационной деятельности в

Новосибирской области. Новосибирская Инновационно-Инвестиционная Корпорация Новинкор (НОВИНКОР). - Електронний

ресурс - http://novinkor.novo-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

sibirsk. ru/InnovW orld.php?id=5

7. Чем крупнее инвестпроект, тем успешнее его реализация // Журнал «Стратегии успеха», № 1-2(40), январь 2008 г.

8. Инвесторов в Новосибирской

области ждут выгодные условия -Електронний ресурс -

http://sibkray.ru/news/2009-12-23/7027/

9. Стратегия социальноэкономического развития Новосибирской

области на период до 2025 года. ЗАО

«Стратегия-ЦЕНТР» - Електронний ресурс -http://www. strategy-

center.ru/page.php?vrub=inf&vparid=852&vid=

853&lang=rus

10. Инновационная стратегия

перспективного развития Новосибирской

области. - Малое и среднее

предпринимательство Новосибирской области (разд. 4, 8 - Стратегии социальноэкономического развития Новосибирской

области на период до 2025 года) -

Електронний ресурс -

http ://msp. nso.ru/info. php?id=612(img/file/r5. doc ).

Крупнейшие инвестиционные проекты (иннвационной направленности) Новосибирской _________________________________области 10]_________________________________________

N Название проекта Краткое описание проекта Мощность проекта, основные параметры Срок реализации, годы Инвестиционные затраты, млн руб.

1 Создание научнотехнологического парка в новосибирском Академгородке Строительство 50 тыс. кв. м офиснолабораторных и 30 тыс. кв. м производственных помещений, общественно-делового центра, бизнес-инкубаторов, центра коллективного пользования, двух жилых микрорайонов площадью 360 тыс. кв. м. Создание полного комплекса услуг инновационной инфраструктуры. Профильные направления технопарка -информационные технологии, силовая электроника и приборостроение, биомедицина и биотехнологии Объем инновационной продукции и услуг -30,5 млрд. руб., в том числе на экспорт -7,9 млрд. руб. 2006 -2015 Более 21 000

2 Строительство промышленно- логистического парка Промышленнологистический парк планируется рядом с новосибирским аэропортом «Толмачево». На территории будут размещены крупные промышленные предприятия и современные складские комплексы Проектная мощность -62 млрд руб. товарной продукции к 2015 году до 2015 60 000

3 Создание лекарственных средств с использованием конвейера на базе электронно-лучевой технологии (ЗАО «Сибирский центр фармакологии AXIS -технология позволяет: - изменять в положительную сторону свойства фармацевтических субстанций, - сокращает срок создания новых Предполагаемая площадь застройки -15 га. Фармацевтическое производство (8000 кв. м) Учебнолабораторный центр (3000 кв. м), 2007-2012 1150

и биотехнологии»)

продуктов с 8-10 до 34 лет,

- сокращает затраты на создание новых продуктов с 1 млрд до 20-30 млн у. е.,

- позволяет превратить процесс создания новых продуктов в «конвейер»,

- снижает себестоимость производства

Блок доклинических испытаний (1500 кв. м)

Киевский международный университет, г. Киев, Украина

REGIONAL EXPERIENCE OF INVESTMENT AND INNOVATION ACTIVITY SYSTEM

N.P. Voronov

The article as an example of the Novosibirsk region of Russia considered advanced management experience of regional development of investment and innovation

Key words: region, investment, innovation, technology clusters, programes of development

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.