Экономические науки Economic sciences
УДК 336.71
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА САМОРАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Е.А. Абрамова
Ивановский государственный химико-технологический университет
В статье предложены базовые направления региональной стратегии и механизм ее реализации для выбранных региональных зон РФ, что может послужить отправной точкой при разработке антикризисной стратегии саморазвития конкретного региона с учетом особенностей внутреннего развития и имеющегося потенциала территории; конкретизированы направления социально-экономической политики депрессивного региона с целью повышения его саморазвития.
Ключевые слова: социально-экономическая система, депрессивный регион, классификация, саморазвитие, региональная политика.
В рамках государственного управ- фикации регионов приобретает сущест-
ления процесс типологизации и класси- венное значение.
Рис.1. Схема авторской классификации ре]
Прежде всего, он необходим для системного описания, для диагностики социально-экономического и финансово-
по уровню развития потенциалов (2011 г.)
го положения регионов, а также для осуществления задач государственной региональной политики. Анализ сущест-
вующих типологий и классификаций регионов РФ в экономической литературе позволил автору разработать новую классификацию по уровню потенциала саморазвития территорий. Выделенные группы типичных регионов (высокоразвитые,
развитые, среднеразвитые, менее развитые и слаборазвитые) подразделяются на подгруппы, по критерию развития потенциалов [1] (рис. 1). Группы регионов, входящие в авторскую классификацию представлены в таблице 1.
Таблица 1
Группы регионов в авторской классификации по уровню социально-экономического
развития (2011г.)
Высокоразвитые регионы
Федеральная столица (1) г. Москва
Лидеры - сырьевые, экспортоориенти-рованные (5) Тюменская обл., Сахалинская обл., Чукотский АО, Республика Саха (Якутия), Республика Коми
Развитые регионы
Финансово-экономические центры (3) г. Санкт - Петербург, Ленинградская обл., Московская обл.
Успешные промышленно развитые (4) Свердловская обл., Татарстан, Красноярский край. Мурманская обл.
Успешные промышленно аграрные (5) Приморский, Хабаровский, Камчатский, Краснодарский края, Архангельская обл.
Успешные сырьевые (2) Амурская обл., Магаданская обл.
Среднеразвитые регионы
Индустриально развитые (16) Ярославская, Вологодская, Липецкая, Самарская, Челябинская, Оренбургская, Кемеровская, Башкорстан, Калужская, Воронежская, Нижегородская, Томская, Новосибирская, Омская, Калининградская области, Пермский край
Аграрно - индустриальные (14) Белгородская, Курская, Тамбовская, Ростовская, Астраханская, Тверская, Тульская, Новгородская, Смоленская области, Республика Карелия, Республика Хакасия, Иркутская обл., Забайкальский край, Еврейская АО
Менее развитые регионы
Депрессивные аграрные (11) Рязанская обл., Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Республика Мордовия, Орловская обл., Брянская обл., Ульяновская обл., Саратовская обл., Волгоградская обл., Ставропольский край, Марий Эл
Депрессивные - старопромышленные (6) Владимирская. Ивановская, Пензенская, Кировская, Псковская, Костромская области
Отсталые аграрные (7) Республика Дагестан, Курганская обл., Алтайский край, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Адыгея
Слаборазвитые регионы
С нереализованным потенциалом (4) Карачаево - Черкесская Республика, Чеченская республика, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика
С недостаточно развитым потенциалом, изолированные от экономических центров (2) Республика Калмыкия, Республика Тыва
На основе разработанной автором классификации, в исследовании предлагается матрица выбора основных направлений региональной стратегии и механизмы ее реализации для каждой конкретной региональной зоны РФ, с целью определения приоритетных направлений
Базовые направления региона,
и областей деятельности территорий в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Рекомендуемые стратегии носят базовый характер, так как каждому конкретному региону присущи свои определенные особенности в развитии и саморазвитии (табл. 2).
Таблица 2
й стратегии и механизм ее реализации
Группа регионов Предлагаемая стратегия Механизм реализации стратегии
Высокоразвитые (6) Стратегия активного расширения деятельности как на национальном, так и на внешнеэкономическом уровне (наступательная) Целесообразно реализовать поддерживающий механизм контроля, осуществлять развивающее финансирование, отходить от моноспециализации
Развитые (14) Стратегия диверсифицированного роста (диверсификация и инновация в производстве) Целесообразно реализовать стимулирующий контроль со стороны государства, поиск резервов для повышения бюджетной эффективности, увеличения бюджетной «емкости», развивать новые производства
Среднеразвитые (30) Стратегия активной обороны деятельности региона (оборонительная) В данном сегменте расположены регионы со значительной ролью крупного бизнеса, поэтому необходима его правовая поддержка со стороны государства. Необходимо осуществлять поддерживающее финансирование путем предоставления налоговых льгот
Менее развитые регионы (24) Антикризисная стратегия на основе вертикальной интеграции (кластеризация) В данном сегменте расположены регионы со значительной ролью малого бизнеса, поэтому необходима его правовая поддержка со стороны государства. Необходимо осуществлять поддерживающее финансирование путем предоставления налоговых льгот, стимулировать самозанятость населения
Слаборазвитые (6) Антикризисная стратегия на основе горизонтальной интеграции (реструктуризация бизнеса) Целесообразно выявлять внутренние резервы развития, привлекать специалистов и инвестиции, создавать инновационные зоны
Автор считает, что предлагаемые региональные стратегии могут служить региональным властям отправной точкой при разработке собственной антикризисной стратегии саморазвития с учетом особенностей внутреннего развития и имеющегося потенциала территории.
Для группы «менее развитые регионы», в частности для депрессивных территорий, автор предлагает комплекс деловых предложений и рекомендаций, касающихся повышения саморазвития социально-экономических систем.
Первое направление связано с повышением капитализации исследуемой территории, а значит, и с повышением привлекательности (конкурентоспособности) региона. Основное направление повышения капитализации Ивановской области кроется в создании новых технологий и новых проектов, связанных с использованием высококвалифицированных специалистов, имеющихся на территории, тем самым сократив миграцию и «маятниковую» миграцию и обеспечив трудоустройством население малых городов и повысить бюджетную наполняемость региона.
Последующие предлагаемые направления связаны с раскрытием повышения капитализации региона.
Второе направление отражает возможность развития кластеризации в регионе, что будет способствовать эффективному использованию внутренних ресурсов территории. В Ивановской области в настоящее время формируется текстильно-промышленный кластер, в рамках которого предполагается выпуск инновационной продукции (производство синтетического волокна ПЭТФ), что вызывает повышенный интерес инвесторов. Для создания инновационного социально-ориентированного типа экономического развития территории за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма в области предусмотрено создание турист-ско-рекреационного кластера «Плес»,
Волжского туристического кластера, проектов «Палехская жар-птица», «Родина Бабы-Яги» Фурмановского района. Включение Ивановской области, как депрессивной территории, в крупные проекты позволит повысить уровень развития и саморазвития области. Идея сочетания саморазвития и государственной поддержки регионов базируется на финансовой поддержке разработанных проектов. Помощь государства, в этом случае, выражается в развитии государственно-частного партнерства, реализации принципа софинансирования, субсидировании процентных ставок по кредитам и др. После формирования кластеров в Ивановском регионе задачами региональной политики должны стать: проведение диагностики кластеров; стимулирование развития кластеров; мониторинг деятельности кластеров и оценка эффективности кластерной политики. Реализация кластерной политики позволит обеспечить повышение саморазвития региона за счет роста объемов производства, доли инновационной продукции и производительности труда участников кластера, увеличение объемов прямых инвестиций в экономику региона, повышение использования внутренних ресурсов.
Третьим направлением государственной и региональной политики является управление развитием самостоятельной занятости населения. Нами предлагаются следующие программы поддержки самозанятости со стороны государственных и региональных властей:
- информационная поддержка (обеспечение доступа к информационным базам данных; реализацию специальных программ обучения для сотрудников малых предприятий; предоставление сведений из реестра субъектов малого предпринимательства и др.);
- имущественная поддержка (предоставление в пользование нежилых помещений и др.);
- финансовая поддержка (субсидии на создание малого бизнеса; субсидирование части затрат на уплату процентов за кредит исходя из сложившейся ставки рефинансирования; микрозаймы предприятиям малого бизнеса; применение налоговых льгот, в части вычетов из корпоративного подоходного налога в размере инвестиций на новое оборудование; предоставление возможности получения грантов в форме бюджетной субсидии начинающим организациям малого бизнеса и др.);
- поддержка при реализации продукции (обеспечение спроса на товар региональным заказом; развитие различных форм кооперирования, которые охватят фермерские хозяйства, сельское подсобное хозяйство (ЛПХ), городское подсобное хозяйство и др., в связи с чем, индивиды, самостоятельно занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, будут уверены в ее гарантированном сбыте; ориентация предприятий на внешний рынок);
- поддержка в рамках рационального использования региональных ресурсов (предоставление земель сельскохозяйственного назначения в аренду на льготных условиях на длительный срок (до 50 лет) с передачей в собственность для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, для личного подсобного хозяйства, для садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, для служебных наделов.
Четвертое направление, способствующее повышению саморазвития региона, является формирование инвестиционной стратегии, в которую входит: создание эффективной информационной системы для привлечения потенциальных инвесторов; стимулирование инвестора к осуществлению инвестиционной деятельности на территории Ивановского региона (проведение конкурсов и тендеров по отбору инвестиционных проектов, претендующих на получение государст-
венной поддержки в форме субсидирования (возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам на инвестиционные цели за счет средств областного бюджета); выделение инвестору бюджетных ассигнований из областного бюджета и субсидии на софинансирование объектов капитального строительства; предоставление бюджетных гарантий; предоставление налоговых каникул инвесторам, осуществляющим капиталовложения в экономику районов области (например, по налогу на имущество или землю при создании новых производств, строительстве объектов, реконструкции уже существующих объектов); использование практики инвестиционного договора, имеющего дополнительные правовые гарантии в части обязательств по выдаче разрешительных документов, необходимых для реализации инвестиционного проекта, обязательств по развитию производственной и социальной инфраструктуры; разработка механизма залога региональных и муниципальных земель в качестве гарантийного обеспечения привлекаемых в регион инвестиций. По нашему мнению, центральной линией региональной политики в сфере привлечения инвестиций должны стать: усиление их социальной направленности; ориентация на создание новых рабочих мест; повышение доходов бюджетов и населения депрессивного региона.
Пятое направление касается создания нефинансовых институтов развития Ивановской области, в частности, развития индустриальных парков (ИП). В настоящее время в регионе есть опыт функционирования трех технопарков: «Родники», «Иваново-Вознесенск», «Ки-нешма». Однако мы считаем, что отсутствие законодательных и иных нормативно-правовых актов, относительно создания, регистрации, функционирования, работ по привлечению и деятельности резидентов индустриальных парков, государственной поддержки может привес-
ти к неправильному развитию данного финансового института. Внедрение соответствующего законодательства обеспечит режим для наибольшего благоприятствования деятельности субъектов-резидентов индустриальных парков и создание экономических, правовых, организационных условий функционирования ИП на территории Ивановской области. В качестве финансовой поддержки развития нефинансовых институтов предлагается в рамках федеральных целевых программ выделить специальные разделы, обусловливающие создание особых фондов, направленных на финансирование развития технопарков, специальных экономических зон, промышленных и индустриальных парков, транс-портно-логистических центров, специализированных торгово-складских зон. Развитие нефинансовых институтов приведет к созданию новых рабочих мест, наполняемости местного бюджета, налаживанию и укреплению международного сотрудничества.
Таким образом, разработанная автором матрица выбора основных направлений региональной стратегии носит универсальный характер и может быть рекомендована для практического применения при разработке концепций, стратегий, программ социально- экономического развития регионов, а также общефедеральных документов в сфере регулирования регионального развития. Предложенный автором комплекс деловых предложений по повышению уровня развития и саморазвития территорий обращен к экономической политике государства и к органам регионального управления депрессивными территориями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова Е.А. Определение стратегических направлений социально-экономического саморазвития регионов РФ на основе метода типологии // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2014. - №1. -С.15-22.
Рукопись поступила в редакцию 21.05.2014.
REGIONAL POLICY OF SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS' SELF-DEVELOPMENT
E. Abramova
In the article the basic ways of regional strategy and mechanism of its realization for Russian Federation chosen regional zones which can serve as starting point when concrete region self-development crisis strategy with the internal development peculiarities and existing territory potential recording carrying out are offered; the ways of depressed region social and economic policy for the purpose of its self-development improvement are concretized.
Key words: social and economic system, depressed region, classification, self-development, regional
policy.