Научная статья на тему 'Кластеризация как форма привлечения инвестиций в региональную экономику'

Кластеризация как форма привлечения инвестиций в региональную экономику Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
531
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / НАУКОЕМКОЕ ПРОИЗВОДСТВО / АВИАСТРОЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шубина Т.Н., Романченко В.А.

Для обеспечения эффективного функционирования региональной экономики, подчеркивается в статье, необходимо постоянное совершенствование ее структуры, повышение конкурентоспособности посредством специализации и кооперации, что наглядно выражается в особенностях создания региональных кластеров. Для их развития требуются инвестиции, размер которых зависит от объема имеющихся ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кластеризация как форма привлечения инвестиций в региональную экономику»

УДК 332.1

КЛАСТЕРИЗАЦИЯ КАК ФОРМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ

Т. Н. ШУБИНА, ассистент кафедры экономики и организации производства Е-mail: t. shubina@ulstu. ru

В. А. РОМАНЧЕНКО, ассистент кафедры экономики и организации производства Е-mail: quantumless@yandex. ru Ульяновский государственный технический университет

Для обеспечения эффективного функционирования региональной экономики, подчеркивается в статье, необходимо постоянное совершенствование ее структуры, повышение конкурентоспособности посредством специализации и кооперации, что наглядно выражается в особенностях создания региональных кластеров. Для их развития требуются инвестиции, размер которых зависит от объема имеющихся ресурсов.

Ключевые слова: структура экономики, региональный кластер, наукоемкое производство, авиастроение, государственно-частное партнерство, инвестиции.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ульяновской области на период 2011-2020 гг. в качестве важнейших целей динамичного развития экономики региона определены:

• рост реальных денежных доходов населения;

• повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции;

• развитие экспортно ориентированных и наукоемких производств.

Добиться повышения благосостояния населения можно различными средствами. Экстенсивные

(количественные) пути развития в конечном счете оказываются тупиковыми из-за возрастающей потребности в ресурсах и их неизбежного истощения. Структура современной региональной экономики предполагает диверсификацию и возможную в связи с этим специализацию. Регионы имеют потребность в развитии тех направлений, которые делают их уникальными по сравнению с другими регионами. Это происходит благодаря региональной специализации (различные ресурсы - различные предпосылки для развития) и конкуренции как движущей силы развития.

При анализе необходимого состава ресурсов для развития или старта нового направления экономического развития территории администрацией региона может быть принято решение о привлечении недостающих ресурсов извне. Механизм повышения благосостояния региона посредством привлечения инвестиций показан на рисунке. Темпы роста валового регионального продукта (ВРП) и объема инвестиций в Ульяновской области представлены в табл. 1.

Как видно из табл. 1, темп роста инвестиций по отношению к темпу роста валового регионального продукта замедляется. Таким образом, для обеспе-

Таблица 1

ВРП и инвестиции Ульяновской области в 2006-2010 гг., млрд руб.

Год Инвестиции в основной капитал Валовой региональный продукт Темп роста инвестиций, % Темп роста ВРП, °%

2006 21,9 102,0 - -

2007 35,0 124,7 160 122,3

2008 48,5 150,7 138,6 120,9

2009 48,7 152,6 100,4 101,3

2010 44,8 185,3 92 121,4

тивных правовых актов, регламентирующих:

- субсидирование процентных ставок по кредитам для инвесторов;

- субсидирование затрат на подготовку кадров для авиационного и ядерно-инновационного кластеров.

Во-вторых, внедрение механизмов государственно-частного партнерства в целях реализации проектов как в реальном секторе экономики, так и в социальной сфере.

чения динамичного развития Ульяновской области необходимо повышение экономической эффективности функционирования экономики региона за счет привлечения значительных объемов внешних инвестиционных ресурсов в конкурентоспособные отрасли и производства.

Реализация данной цели подразумевает выделение перспективных сфер и секторов экономики Ульяновской области и привлечение прямых инвестиций для их развития. Ориентация на преимущественное привлечение прямых инвестиций позволит увеличить конкурентоспособность предприятий Ульяновской области и повысить эффективность экономики региона.

основная цель инвестиционной политики на 2012 г. заключается в повышении конкурентоспособности Ульяновской области з а счет с о здания благоприятных условий для ведения эффективного бизнеса и, как следствие, увеличения налогооблагаемой базы и количества рабочих мест с заработной платой выше средней по Ульяновской области [2].

Для реализации данной цели необходимо решение следующих первоочередных задач.

Во-первых, совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы Ульяновской области в сфере инвестиционной деятельности, в частности, принятие норма-

Анализ имеющихся ресурсов

Оценка возможностей по использованию ресурсов

Поиск инвестора

Механизм повышения благосостояния региона посредством привлечения инвестиций

Формирование и развитие кластеров является эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции. Этому способствует необходимая концентрация капитала, кадров, соответствующих условий инфраструктуры и др.

Независимо от направления вложения (человеческий капитал, материальный капитал, технологии) привлекаемые инвестиции являются комплементарными, дополняющими и поэтому не имеют приоритетного значения. При этом инвесторы пользуются общими преференциями, а также получают возможность участия в определении направления развития кластера.

Единственным законодательным механизмом на данный момент являются Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации, утвержденные распоряжением Минэкономразвития России от 26.12.2008 № 20636-АК/Д19.

В соответствии со сложившейся российской практикой под кластером понимается «объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. При этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации» [4].

При привлечении инвестиций для развития кластера необходимо исходить из реальной потребности в определенных ресурсах. При этом недостаток ресурсов не должен быть критическим (подсчет может базироваться на контроле пакета акций/участия в капитале организации или планируемой выгоде). При выявлении недостатка ресурсов развитие кластера сопряжено с поиском конкурентных преимуществ (для создания этого кластера) уже не только качественного характера (структура ресурсов), но и количественного (состав ресурсов). В этом случае поиск инвесторов предполагает создание более благоприятных условий (налоговые преференции, повышение доли участия в кластере).

Формирование благоприятной инвестиционной среды и решение вышеуказанных задач требует применения определенных инструментов, в качестве которых можно назвать следующие:

1) формирование индустриальных парков и промышленных зон;

2) формирование кластеров на территории региона;

3) обеспечение административной поддержки инвестиционных проектов;

4) внедрение и развитие механизмов государственно-частного партнерства (например, в форме концессий);

5) совершенствование инвестиционного законодательства;

6) подготовка высококвалифицированных кадров для реализации целей региональной инвестиционной политики.

При поиске и привлечении инвесторов необходимо также соблюдать баланс частных и государственных инвестиций. Для большей точности следует рассчитывать их соотношение в пропорции участия в капитале акционерных предприятий. Особую важность при этом представляет категория риска. Рисковые направления должны не просто «спонсироваться» государством в лице региональных властей, но и в большей степени иметь информационную и консультационную поддержку для развития. Именно государство способно в первую очередь снижать трансакционные издержки для участников, координируя их действия.

исходя из перечисленных в методических рекомендациях составляющих кластера, возможно выделить следующие ресурсы, необходимые для функционирования кластера:

1) трудовые;

2) материальные;

3) технологические;

4) научно-образовательные;

5) финансовые;

6) административные;

7) информационные;

8) логистические;

9) управленческие.

В целом эти ресурсы являются составляющими бизнес-среды кластера.

кластер для своего развития требует критического количества ресурсов. Без этого количества создание кластера является нерациональным, так как затраты на поиск ресурсов во времени и финансах превысят нормальные. Кроме того, неравномерный и неравноценный доступ к ресурсам должен выражаться в конкуренции, выступающей не только внешним фактором развития, но и внутренним, что в совокуп-

ности со специализацией и кооперацией приводит к понятию кластера в трактовке М. Портера [1].

В Ульяновской области выделяют несколько кластеров, основные из которых представлены в табл. 2.

Как видно, перечисленные кластеры объединяет значительность вложений и распределение значительной части веса привлекаемых средств административным путем - определение количества необходимых средств и отнесение на долю «абстрактного» инвестора из частного бизнеса. К сожалению, стоит признать, что отнесение 80 % требуемых инвестиций на долю частных предприятий (в случае с авиакластером) ошибочно в силу недостаточности преференций.

Информация о кластере ядерной медицины явно недостаточно, и все же данные говорят о том, что вложения будут осуществляться в первую очередь государством, а предприятия частного сектора не будут участвовать в проекте напрямую.

Кластер деревообработки не является таковым по составу имеющихся ресурсов, несмотря на характеристику, данную разработчиками стратегии [8].

Особое внимание следует уделить авиационному кластеру, имеющему среди других наибольшее количество необходимых ресурсов. Инвестиционное состояние кластера показывает следующее: из заложенных в проект 8,9 млрд руб. (на 2009-2011 гг.) иные средства составляют 7,3 млрд руб. (82 %), исходя из наименований других источников эти средства относятся к внебюджетным средствам ЗАО «Авиастар-СП» [5]. При этом строчка «по согласованию» указывает на необязательность, что вполне закономерно может и не дать планируемый эффект. Это обстоятельство отмечено в отчете правительства Ульяновской области:

- прямая зависимость развития авиационно-промышленного комплекса от федеральных органов государственной власти;

- фактическое отсутствие крупных инвесторов и заказчиков;

- слабая внутренняя и внешняя производственная кооперация организаций, входящих в авиационный кластер Ульяновской области;

- отсутствие существенных результатов по увеличению портфеля заказов на производство самолетов ЗАО «Авиастар-СП» [7].

Выдвижение инициативы о создании кластера в регионах начинается с выделения и оценки лидирующего вида экономической деятельности (ВЭД). Например, машиностроение Самарской области. Исторически сложившийся в Поволжье один из флагманов российского автомобилестроения - Тольяттинский автозавод, обзаведшийся сетью поставщиков и подрядчиков автокомплектующих. В определенной степени противоположность ему составляет автомобильный кластер Ленинградской и Калужской областей. Главными аспектами при привлечении инвестиций со стороны крупнейших иностранных автопроизводителей стали грамотные условия размещения производства, в первую очередь инфраструктура индустриальных парков. Сами парки являются аспектом инновационной экономической политики.

Изначально для ЗАО «Авиастар-СП» были предоставлены льготы по налогу на имущество согласно постановлению от 23.09.2009 № 35/342-П «Об утверждении областной целевой программы «Ульяновск - авиационная столица» на 2009-2011 годы». Лишь после окончания ее срока действия и введения программы 2012-2014 гг. были предложены льготы по налогу на имущество. Льгота по налогу на имущество составила 0,95 % (2,2 % согласно законодательству) [7]. В 2010-2011 гг. (программа была подписана 23.09.2009 г. и действовала вплоть до конца 2011 г.) ЗАО «Авиастар-СП» получен совокупный чистый убыток в размере 3 823 476 тыс. руб.

За 2010-2011 гг. эффект от действия программы экономии от льготы по налогу на имущество, согласно расчетам (табл. 3), составляет 114,5 млн руб. Согласно отчету о выполнении программы -122,8 млн руб. [7]

Таблица 2

Кластеры Ульяновской области

Наименование кластера География Период оформления Объем инвестиций

Авиационный Ульяновск и Ульяновская область 2009 г. (ОЦП «Ульяновск -авиационная столица») 9 млрд руб. (2009-2011 гг.), 23 млрд руб. (2012-2014 гг.)

Ядерной медицины Димитровград Конец 2010 г. (начало строительства Центра ядерной медицины) 100 млрд руб. (2020 г.)

Деревообработка и производство мебели Ульяновск - -

Таблица 3 Льготы по налогу на имущество ЗАО «Авиастар-СП»

Год Сумма налога, тыс. руб. Льгота, тыс. руб. Выгода/выпадающий доход бюджета, тыс. руб.

2010 93 524,4 40 385,5 53 138,9

2011 107 944,9 46 612,6 61 332,3

В соотношении к объему предполагаемых затрат это составляет 0,017, или же 1,7 % выгоды, что при сравнении со ставкой рефинансирования, являющейся стандартной величиной оценки капитала, меньше чем в 4,7 раза средней величины ставки рефинансирования ЦБ РФ за 2010-2011 гг.

Противоречивость инвестиционной политики проявляется также в следующем: доля ОАК в уставном капитале ЗАО «Авиастар-СП» составляет почти 90 %. ОАК принадлежит на 93 % Федеральному агентству по управлению государственным имуществом и Внешэкономбанку, т. е. государству [3]. Таким образом, лишь 10 % капитала конечного исполнителя инвестиционной программы и 16 % основного держателя (ОАК) принадлежат частным лицам.

Такой подход наглядно демонстрирует недостаточность финансовых льгот для заинтересованного участия инвесторов, кроме того бюджет области недополучил эти выплаты, предоставив льготы. В связи с полученными убытками не имеет смысла говорить о налоговых отчислениях.

Таким образом, повышение экономического благосостояния является естественным стремлением каждого региона. Претворение этой цели в жизнь -насущная задача региональных властей. Одним

из механизмов регионального развития является привлечение инвестиций в кластеры.

Список литературы

1. Актуальные проблемы развития социально-экономических систем в современных условиях / под ред. М. Н. Кондратьева, Е. В. Баландина, С. А. Глухова, ИВ. Нилова, Т.Н. Шубина, В. А. Романченко. Ульяновск: УлГТУ, 2012.

2. Инвестиционный меморандум Ульяновской области. URL: http://www. ulregion. com/pressroom/ press_release/1657.

3. Компании. URL: http://www. uacrussia. ru/ru/ companies /index. php?id4=42.

4. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации: письмо Минэкономразвития России от 26.12.2008 № 20 615-АК/Д19.

5. Областная целевая программа «Ульяновск -авиационная столица» на 2009-2011 гг. URL: http:// zakon. scli. ru/ru/legal_texts/legislation_RF/printable. php?do4=document&id4=cdec2b47-6b4d-49ac-9704-4c42c08f1a5a.

6. областная целевая программа «Ульяновск -авиационная столица» на 2012-2014 гг. // «Ульяновская правда» от 02.09.2011 № 98.

7. о реализации постановления правительства Ульяновской области «Об утверждении областной целевой программы «Ульяновск - авиационная столица России» на 2009-2011 гг. URL: http://ul-avia. ru/consortium/report.

8. Проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» до 2020 г. URL: http://ulmeria. ru/ru/ content/2020-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.