Научная статья на тему 'Управление привлечением иностранных инвестиций в Ульяновской области'

Управление привлечением иностранных инвестиций в Ульяновской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
735
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / "УТЕЧКА КАПИТАЛА" / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ / "ЗОНТИК ДЛЯ ИНВЕСТОРА" / ЗОНЫ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ / ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ / "THE LEAKAGE OF CAPITAL" / "UMBRELLA FOR THE INVESTOR" / FOREIGN INVESTMENTS / ULYANOVSK REGION / INVESTMENT CLIMATE / INVESTMENT DECLARATION / SUPPORT MEASURE / THE ZONE OF PROSPECT DEVELOPMENT / PRIORITY PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лапин Анатолий Евгеньевич, Алиуллов Ильдар Фаргатович, Олейник Юлия Игоревна

Предметом исследования является оценка инвестиционной политики России в сфере привлечения иностранных инвестиций c позиции региональной экономики. Проанализирован опыт привлечения иностранных инвесторов на территорию субъектов Российской Федерации на примере Ульяновской области. Представлена характеристика инвестиционных проектов на территории области с участием иностранных инвесторов, показаны перспективы и проблемы их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign Investments in the Economy of the Subjects of the Russian Federation: Tendencies, Possibilities and Problems (based on the materials of Ulyanovsk region)

The object of the research is estimation of the investment policy of Russia in the sphere of attraction of foreign investments in the regional economy. The experience of attracting foreign investors onto the territory of the subjects of the Russian Federation is analyzed on the example of Ulyanovsk region. The article shows the characteristics of the investment projects in the region with the participation of foreign investors, the prospects for and problems of their implementation.

Текст научной работы на тему «Управление привлечением иностранных инвестиций в Ульяновской области»

Лапин А.Е. Алиуллов И.Ф. Олейник Ю.И.

УПРАВЛЕНИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация

Предметом исследования является оценка инвестиционной политики России в сфере привлечения иностранных инвестиций с позиции региональной экономики. Проанализирован опыт привлечения иностранных инвесторов на территорию субъектов Российской Федерации на примере Ульяновской области. Представлена характеристика инвестиционных проектов на территории области с участием иностранных инвесторов, показаны перспективы и проблемы их реализации.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, Ульяновская область, инвестиционный климат, «утечка капитала», инвестиционная декларация, меры поддержки, «зонтик для инвестора», зоны перспективного развития, приоритетные проекты.

Организация эффективного управления инвестиционным процессом, подразумевающим привлечение инвестиций, является ключевым фактором устойчивого социально-экономического развития территорий. Однако не все субъекты РФ способны его организовать. Необходимо учитывать политику федеральных властей в отношении инвестиционной деятельности, понимая, что эффективность системы управления зависит в большей степени от мер региональной поддержки и степени их согласованности.

Прежде чем обозначить меры, применяемые региональными органами власти для повышения инвестиционной привлекательности, остановимся на факторах, ее формирующих. Перечислим основные проблемы, с которыми сталкиваются субъекты РФ при решении задачи привлечения инвестиций в экономику региона: 1. Неразработанность системы гарантий и возврата инвестиций (отсутствие системы страхования как от коммерческих, так и от политических рисков; отсутствие залоговых и страховых фондов, крупных финансовых институтов -банков и др.).

2. Слабое правовое обеспечение инвестиций (система налогов и тарифов однобока и концептуально сориентирована лишь на пополнение бюджета; в то же время сам бюджет фактически не стимулирует развитие производства за счет инвестиций).

3. Отсутствие финансовых механизмов привлечения инвестиций (неразвитость рынка ценных бумаг; низкая ликвидность предприятий; износ основных фондов на 50-60%).

4. Политические риски, связанные в первую очередь с бюрократизацией чиновничьего аппарата (формализм и административная «слепота» ответственных чиновников в вопросах выдачи разрешений на строительство, ведения хозяйственной деятельности, выделения земельного участка и т.д.).

5. Недостаточная развитость инфраструктуры для нормальной организации бизнеса (отсутствие свободных площадок, обеспеченных инженерной инфраструктурой, слабое развитие транспортных коммуникаций, связи; завышенные тарифы на электроэнергию и транспортировку) и др.

Все это создает определенные трудности для запуска инвестиционного проекта на территории того или иного региона, особенно для иностранных инвесторов. При этом необходимо учитывать не только современные тенденции общемировой и российской экономики, потребности региона, но и наличие собственного потенциала (научно-технического, производственного, кадрового и пр.). Успешная самоидентификация субъекта РФ, определение приоритетов развития - залог позитивного роста экономики региона.

Более того, наличие высокой межрегиональной конкуренции выступает существенным препятствием для регионального развития, в том числе в вопросах привлечения иностранных инвестиций. Это можно проследить из изменения структуры поступлений иностранных инвестиций в экономику субъектов РФ, которая показывает сравнительную привлекательность субъекта РФ для иностранных инвесторов. Так, в структуре поступивших в Приволжский федеральный округ иностранных инвестиций с 2004 по 2011 г. произошли некоторые изменения. При сохранении лидеров (Самарская и Нижегородская области, Пермский край, Республика Татарстан) и аутсайдеров (Пензенская область, Чувашская и Удмуртская республики, Республика Марий Эл) наблюдается перераспределение долей между регионами. Наиболее значительно увеличили свой вес в структуре поступления иностранных инвестиций в Приволжском федеральном округе: Пермский край (с 13,9 до 24,5%), Нижегородская область (с 3,3 до 14,3%); уменьшили - Самарская область (с 45,5 до 26,8%), Республика Татарстан (с 24,7 до 12,3%) [3].

Снижение доли в структуре поступления иностранных инвестиций отнюдь не говорит нам о том, что привлекательность субъекта РФ в качестве инвестиционной площадки снизилась, - это свидетельствует о том, что другие регионы стали более активны и успешны в совершенствовании региональной инвестиционной политики.

Кроме того, на фоне сложившейся ситуации регионам с каждым годом все сложнее конкурировать с федеральным центром за привлечение инвестиций. Инвесторы с недоверием относятся к их предложениям об инвестиционном сотрудничестве. Нередки случаи, когда соседние субъекты «переманивают» инвесторов за счет дополнительных льгот и преференций для перспективных проектов. Поэ-

тому каждому региону приходится искать все новые способы привлечения инвесторов на свою территорию.

Рассмотрим региональную инвестиционную политику в области привлечения иностранных инвестиций на примере Ульяновской области. Следует отметить, что доля Ульяновской области в структуре поступления иностранных инвестиций в Приволжском федеральном округе незначительна. К тому же в период с 2004 г., когда данный показатель составил 2%, (мы наблюдаем постепенное снижение до 1,3% в 2010 г. и до 1% в 2011 г.,) переместившись по доле с 7-го на 10-е место среди 14 регионов Приволжского федерального округа. Это говорит нам в первую очередь о том, что Ульяновской области тяжело конкурировать с соседними регионами в вопросах привлечения иностранных инвесторов. Можно также предположить, что сформированная в регионе система привлечения инвестиций неэффективна или же не определены приоритеты развития региона, основанные на имеющемся потенциале, для стимулирования притока иностранных инвестиций.

Таким образом, значимость Ульяновской области как площадки для иностранных капиталовложений среди субъектов ПФО снижается. Еще более неоднозначной выглядит динамика поступлений иностранных инвестиций в регион по сравнению с общероссийской тенденцией (см. рис. 1).

Рисунок 1

Динамика поступления иностранных инвестиций в Российской Федерации и Ульяновской области в 2004-2011 гг. (2004 г. - 100%)

При относительно стабильном росте инвестиций в целом по Российской Федерации (исключением был лишь период кризиса 2008-2009 гг.), в динамике инвестиций Ульяновской области мы можем наблюдать как резкие скачки («инвестиционные бумы»), так и достаточно глубокие спады притока иностранных инвестиций. Помимо снижения поступления в регион иностранных инвестиций в 2009 г. на 87% по сравнению с 2008 г. на фоне общего спада экономики, в 2011 г., несмотря на ее восстановление, также наблюдается снижение инвестиций до 67,5 млн. долл. против 102,8 млн. долл. в 2010 г. (сокращение составило 35%). А в 2009-2011 гг. обозначилась тенденция падения привлекательности для иностранных инвесторов, что

подтверждается снижением доли Ульяновской области в структуре поступивших в Приволжский федеральный округ иностранных инвестиций.

В связи с растущей конкуренцией в экономическом пространстве РФ, а также учитывая тот факт, что Ульяновская область стала делать акцент именно на «знаковых» инвесторах - мировых лидерах различных сфер производства, - руководство региона пришло к понимаю необходимости нового подхода к их привлечению: обеспечению наиболее благоприятных условий для ведения бизнеса. В регионе достаточно хорошо развита система государственной поддержки инвестиционных проектов. При ее формировании исходили из того, что обеспечить динамичное развитие можно только путем повышения эффективности функционирования внутренней экономики за счет привлечения значительных объемов прямых инвестиций для развития конкурентоспособных отраслей и производств. При этом основной упор был сделан на формировании широкой законодательной базы, регулирующей инвестиционную привлекательность субъекта РФ. При ее разработке учитывались пожелания инвесторов не только в части налоговых льгот, преференций, но и в части снятия административных барьеров, минимизации временных и финансовых издержек при реализации проектов. Региональные органы власти не выбирают инвесторов, а создают условия для прихода их в экономику региона.

Для уже существующих организаций либо создавших обособленное подразделение с целью реализации инвестиционных проектов, которым присвоен статус приоритетного, Законом Ульяновской области № 019-З0 от 15.03.2005 «О развитии инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области» предусматриваются следующие меры государственной поддержки (в части налогов, подлежащих зачислению в областной бюджет Ульяновской области):

- установление пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций

в размере 13,5% (снижение на 4,5%),

- установление налоговой ставки 0% по налогу на имущество организаций;

- установление налоговой ставки 0% по земельному налогу;

- установление налоговой ставки 0% по транспортному налогу.

Указанные меры государственной поддержки предоставляются на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более 8 лет. Из областного бюджета Ульяновской области в течение 8 лет ежегодно субсидируются затраты по уплате налога на прибыль организаций и НДФЛ (в части, подлежащей уплате в областной бюджет, - 6,5%). Таким образом, первые 8 лет реализации проекта инвестор фактически не платит налоги в региональный бюджет. Предусматриваются субсидии с целью возмещения затрат инвесторов на подведение, подключение и технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения, затрат на приобретение в собственность земельного участка, предназначенного для реализации инвестиционного проекта, затрат по уплате процентов по кредитам и займам, привлеченным с целью финансирования издержек, подлежащих субсидированию. Общий размер субсидий определяется исходя из суммы затрат в пределах налоговых платежей в консолидированный бюджет Ульяновской области.

Помимо этого, чтобы избежать возможности создания административных барьеров для инвесторов и, более того, помочь им в общении с органами власти, Правительством области разработана «дорожная карта» всех этапов реализации проекта со строгой фиксацией сроков по каждому из этапов [5]. Для этого были

подписаны соглашения о сотрудничестве со всеми федеральными и муниципальными органами исполнительной власти, в которых зафиксировали сроки рассмотрения документов. В результате максимальный срок предоставления земельного участка инвестору с момента подачи заявки до заключения договора аренды, при условии проведения публичных слушаний, составляет 180 дней. К примеру, компании «SABMiller» (ЮАР) понадобилось 137 дней на эту процедуру, а французской компании «FM-Logistic» (Франция) всего 93 дня.

Среди основных направлений региональной инвестиционной политики (в сфере привлечения иностранных инвестиций) можно выделить:

1. Создание в Ульяновской области промышленных зон, обеспеченных всей необходимой инфраструктурой, и индустриальных парков. 5 сентября 2007 г. принят Закон Ульяновской области № 121-ЗО, которым была утверждена областная целевая программа «Формирование и развитие промышленных зон на территории Ульяновской области на 2008-2010 гг.».

2. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры (в первую очередь, это проект «Волжский транзит»). В рамках этого проекта с завершением строительства моста через реку Волгу в Ульяновске планируется создание логистического центра, объединяющего все виды транспортных перевозок. Кроме того, данный проект предусматривает создание новой федеральной трассы «Москва-Уфа», которая станет альтернативой трассе М-5 «Урал» и позволит сократить расстояние от Москвы до Уфы более чем на 300 км.

3. Целевое привлечение иностранных инвесторов в приоритетные сектора региональной экономики: производство авто- и авиакомпонентов, стекла и стеклянной тары, цемента и отделочных материалов, пищевую промышленность, - представленными такими компаниями, как «Continental», «Henkel», «Fiat», «Ceresit» и др.

4. Разработка программ кадрового обеспечения развиваемых отраслей, в частности программы подготовки кадров для авиационной, стекольной промышленности и промышленности строительных материалов.

5. Разработка пакета документов территориального планирования и градостроительной документации, схемы территориального развития Ульяновской области и генеральных планов всех районных центров.

Эти действия направлены в первую очередь на снятие инфраструктурных ограничений: для того, чтобы инвестор, придя в регион, не задумывался ни об инвестиционных площадках, ни о проблеме с кадрами, ни о транспортных ограничениях. Своеобразным итогом проделанной работы явилась Инвестиционная декларация Ульяновской области - документ, закрепляющий основные принципы взаимоотношений с инвесторами на территории региона, принятый 13 декабря 2010 г. в рамках итогового заседания региональной конференции «Стратегия социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года. Программа на 2010-2013 гг.». В десяти пунктах сформулированы единые принципы работы для органов государственной власти, местного самоуправления, бизнес-сообщества, общественных организаций Ульяновской области [6]:

1. Привлечение инвестиций признается главным инструментом развития региона.

2. Постулируется равенство важности как российских, так и иностранных инвестиций.

3. Отдается предпочтение проектам с высокой производительностью труда, энергоэффективностью и экологичностью.

4. Выражается готовность предложить инвестору самые выгодные в России условия для реализации проектов.

5. Гарантируется освобождение инвестора от всех затрат, не связанных с реализацией проектов.

6. Создается единая проектная команда из представителей органов власти и инвестора для эффективной реализации проектов.

7. Соблюдается право инвестора на свободный выбор партнеров (подрядчиков, поставщиков, любых других контрагентов).

8. Создаются необходимые условия для обеспечения инвестиционных проектов высококвалифицированными кадрами.

9. Одной из основных задач Правительства считается создание комфортной среды проживания для жителей и гостей региона.

10. Выражается готовность реагировать на новые вызовы времени и меняться для проведения эффективной инвестиционной политики.

Немаловажное значение для иностранного инвестора помимо развитой системы налоговых льгот и преференций, отсутствия административных барьеров имеет наличие свободных инвестиционных площадок, обеспеченных инженерной инфраструктурой в виде особых региональных промышленных зон.

На современном этапе взаимодействие власти и бизнеса является одним из важнейших условий успешного социально-экономического развития любой территории. Органы публичной власти и бизнес должны работать согласованно в общих интересах, формируя партнерские модели взаимоотношений в различных сферах. Такой моделью можно считать особые экономические зоны, которые создаются за счет государственных средств (федеральных и региональных) для реализации проектов инвесторов.

В настоящее время в Ульяновской области реализуются проекты по созданию трех промышленных зон, при их обосновании акцент делался именно на возможности привлечения иностранного капитала.

1. Портовая особая экономическая зона расположена на территории аэропорта «Ульяновск-Восточный», обладающего соответствующими техническими характеристиками. «Ульяновск-Восточный» не имеет никаких ограничений по взлетной массе воздушных судов (ВС) и способен их принимать до 40 в час. Близость портовой особой экономической зоны к основным предприятиям ульяновского авиационного кластера, формируемого на базе ЗАО «Авиастар - СП», входящего в госкорпорацию «ОАК», будет способствовать успешности проектов, связанных с техническим обслуживанием ВС ввиду наличия научно-производственной базы и при условии подготовки высококвалифицированных специалистов. Оптимизация схемы снабжения и поставок, использование методики управления запасами JIT (Just In Time) сделает возможной на территории зоны интеграцию российских и зарубежных (европейских и американских) авиапроизводителей, так как размещение такого рода производства потребует условий для транспортировки комплектующих или готовых изделий. По состоянию на начало 2012 г. три компании получили от Минэкономразвития РФ статус резидента зоны. Ее территория примерно соответству-

ет нынешней территории международного аэропорта «Ульяновск-Восточный». Общая предполагаемая площадь составляет 642 га и при необходимости может быть увеличена в два раза. Концепция портовой особой экономической зоны была разработана таким образом, чтобы подобрать диверсифицированный состав проектов, в совокупности дающих синергетический эффект, в том числе: по развитию терминально-логистической инфраструктуры; в сфере ремонта и обслуживания воздушных судов; по строительству завода по сборке реактивных самолетов ECLIPSE-500 (Люксембург) и пр.

2. Промышленная зона «Новоульяновск» обладает следующими логистическими параметрами: расстояние до трасс федерального значения - 1 км; расстояние до аэропорта - 15 км; расстояние до железнодорожных путей - проходят по границе промышленной зоны; расстояние до грузовых речных портов - 3 км (причальная стенка в г. Новоульяновске). Промышленная зона «Новоульяновск» находится в 10 км от г. Ульяновска (610 тыс. чел.) и в непосредственной близости от г. Новоульяновска (16,5 тыс. чел.). В данной промышленной зоне определены дополнительные участки для жилищной застройки, складская и деловая части зоны. Она обеспечена всеми необходимыми инженерными коммуникациями (газ, электричество, вода, канализация). Специализация зоны - размещение промышленных производств (в основном строительных материалов).

3. Промышленная зона «Заволжье» обладает следующими характеристиками: прямой выход (минуя город) к автомобильным трассам федерального и регионального значения; примыкание к существующей индустриальной зоне; близость к существующей развитой инженерной инфраструктуре; наличие железнодорожной ветки. На территории промзоны уже размещаются производства иностранных инвесторов (компании «SABmiller» и «Mars»).

И наконец, отсутствие комфортной, по мировым меркам, среды для жизни и работы инвесторов на территории региона - одна из наиболее сложных проблем, требующая решения вопросов обеспечения безопасности, благоустройства, транспортной доступности, строительства гостиниц хорошего уровня и арендуемого жилья, преодоления языковых и культурных «барьеров». Помимо этого необходимо с учетом имеющихся преимуществ и возможностей сформировать положительный имидж региона.

В настоящее время продолжается работа по поиску новых инвесторов в разрезе наиболее приоритетных для Ульяновской области отраслей, пополняются базы данных потенциальных инвесторов в этих отраслях. В них включены около 1000 отечественных и зарубежных компаний, каждой из которых подготовлены и направлены соответствующие коммерческие предложения. Выставки, инвестиционные форумы, ярмарки позволяют представлять инвестиционный потенциал региона, искать партнеров на международном уровне. На всех выставочных мероприятиях, в которых участвует Ульяновская область, организуется деловая программа встреч и переговоров с потенциальными инвесторами с целью расширения сотрудничества с зарубежными странами во всех сферах.

Ульяновская область заинтересована в привлечении инвестиций как в традиционные для региона отрасли, так и в новые, становление которых только начинается.

К традиционным отраслям региона относятся:

1. Автомобилестроение и производство автокомпонентов. На территории региона расположено ОАО «Ульяновский автомобильный завод» (УАЗ) и более 90 предприятий, производящих комплектующие для всех автомобильных заводов России. Завод уже имеет опыт сотрудничества с иностранными инвесторами, в частности с корейской компанией «Dymos» (поставка коробок передач для автомобилей УАЗ), компаниями «Bosch» и «Siemens» (поставка свечей зажигания, электрооборудования). Кроме того, на территории региона реализуется проект компании «Таката-Петри АГ» (Япония), специализирующейся на производстве автокомпонентов.

2. Авиастроение и производство авиакомпонентов. В последние годы региональное авиастроение серьезно сдало позиции на рынке самолетов, за 20082011 гг. не было произведено ни одного воздушного судна. На площадке ЗАО «Авиастар-СП» начата работа по созданию регионального технопарка для инвесторов в сфере производства авиакомпонентов. В этой связи основной специализацией особой портовой экономической зоны является техническое обслуживание ВС. Специально для поддержки данной отрасли Региональным правительством совместно с госкорпорацией «ОАК» разработана программа кадрового обеспечения отрасли, включающей как направления подготовки и переподготовки специалистов, так и их социальную поддержку вплоть до льготного обеспечения жильем. В 2006 г. был подписан договор о намерениях с компанией «Eclipse Aviation Eastern Europe» (Люксембург) о производстве на территории комплекса шестиместных самолетов-такси ECLIPSE-500. Однако пока этот проект не получил дальнейшего развития.

3. Пищевая и перерабатывающая промышленность. Данная отрасль переживает период бурного роста. В регионе реализуют свои масштабные проекты такие крупные компании мирового уровня, как «SABMiller», «Мага» и др. Ведется подготовительная работа по созданию новых предприятий пищевой индустрии на территории промышленной зоны «Заволжье».

4. Производство строительных материалов. Развитие отрасли обусловлено наличием богатой сырьевой базы, в том числе связанной с наличием крупнейших в стране запасов цементного сырья, что стало причиной строительства трех новых цементных заводов. На базе месторождений сырья для грубой керамики ведется строительство четырех кирпичных заводов. Кроме того, в Ульяновской области имеются большие запасы леса, извести, диатомитов и других видов сырья для выпуска стройматериалов. Активно реализуются проекты строительства заводов сухих строительных смесей компаний «Henkel» и «Ceresit». Среди активно развивающихся, перспективных для привлечения иностранного капитала в регион отраслей можно выделить:

1. Стекольное производство. Ключевым фактором развития этого сектора является уникальная сырьевая база. На территории субъекта располагаются крупные запасы кварцевых песков хорошего качества. Для их разработки построен завод стеклянной тары чешской компании «SkloStroj», ведется строительство горно-обогатительного комбината немецкого концерна «Quarzwerke», осуществляется подготовка к строительству завода крупнолистового стекла и т.д. Помимо развития добывающих производств регион заинтересован в приходе

инвесторов в сферу производства строительного стекла, посуды, оптоволокна, медицинского и оптического стекла с высокой добавленной стоимостью. 2. Туристический бизнес. В советские годы активно культивировался туризм, связанный с именем В.И. Ленина. Сейчас Ульяновская область заинтересована в развитии оздоровительного, палеонтологического, этнического туризма, в реализации разнообразных программ выходного дня. Этим определяется потребность региона в создании отельной инфраструктуры, отвечающей международным стандартам качества. Этим обусловлен приход на территорию области такого инвестора, как «Hilton Worldwide». Строительство гостиничного комплекса «Hilton Garden Inn» планируется завершить в 2012 г. В 2009 г. региональные власти пришли к решению о создании для организации наиболее эффективной работы с иностранными инвесторами особого института в форме акционерного общества со стопроцентным участием Правительства области -Корпорации развития Ульяновской области. В настоящее время Корпорация полностью обеспечивает поиск и привлечение инвесторов, подбор и предоставление им сформированных земельных участков, административное сопровождение проектов в режиме «одного окна», предоставление сервисных услуг по набору персонала, поиску партнеров и подрядчиков и т.д. Можно сказать, что за короткий срок она стала своеобразным единым диспетчерским центром, оптимизирующим процесс вхождения инвестора в регион. Это позволило серьезно снизить административные риски, потому что, когда организация сама тратит огромное количество времени и сил на поиск и привлечение инвесторов, она становится максимально заинтересованной в том, чтобы помочь инвестору решить и все административные проблемы.

Несмотря на столь активные действия региональных властей по привлечению иностранных инвестиций, их объем в 2011 г. был на уровне 2005-2006 гг. Понять причину столь значительного снижения поступления иностранных инвестиций (при росте общего объема капиталовложений в экономику региона в 2011 г. на 27%) во многом позволяют инвестиционные рейтинги, в основе которых лежит оценка инвестиционного климата (совокупности политических, экономических, юридических, социальных, бытовых, климатических, природных, инфраструктурных и других факторов, предопределяющих степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования» [7]). При этом природные и инфраструктурные факторы определяют потенциал, а экономические, социальные, политические, законодательные факторы относят к рискам инвестирования.

Подобную оценку ежегодно проводит рейтинговое агентство «Эксперт-РА», ранжирующее интегральные показатели потенциала и риска среди субъектов РФ и получающее при этом сравнительную оценку [8].

Таблица 1

Изменение оценок риска и потенциала Ульяновской области среди регионов РФ

Показатель.,^'' годы 2005-2006 2006-2007 2007-2008 2008-2009 2009-2010 2010-2011

Ранг риска 60 67 39 11 14 25

Ранг потенциала 50 51 49 49 49 51

Показатель потенциала региона, несмотря на активную организацию производственных инвестиционных площадок, остается относительно стабильным за рассматриваемый период. Что же касается ранга инвестиционного риска, то с 2005 г. наблюдается его снижение, свидетельствующее об улучшении, что, в свою очередь, является следствием реализации принятых инвестиционных стратегий и улучшения законодательства. Однако с 2010 г. происходит «слом» тенденции: при снижении экономического риска произошел рост ранга (ухудшение ситуации) за счет значительного увеличения социального и управленческого риска. В 2011 г. при продолжающемся росте социального риска был зафиксирован значительный рост и экономического риска, что привело к снижению поступления иностранных инвестиций (рис. 1). В целом инвестиционный климат Ульяновской области в 2007 г. имел оценку «3С1» (пониженный потенциал - высокий риск), а с 2008 г. - «3В1» (пониженный потенциал - умеренный риск).

Такая оценка инвестиционного климата негативно сказывается на социально-экономическом положении региона в ПФО. Среди проблем в сфере привлечения инвестиций в Ульяновской области следует отметить постоянную необходимость региона конкурировать с сильными соседями - лидерами округа: Республикой Татарстан и Самарской областью. Примером неблагоприятного исхода конкурентной борьбы служит переход инвестиционного проекта компании «ISUZU» (Япония) по производству автомобилей в Республику Татарстан, на территорию промышленно-производственной зоны «Алабуга». К тому же в соседние области уходят не только инвесторы, но и квалифицированные специалисты, привлекаемые более высокой заработной платой (по уровню заработной платы Ульяновская область в 2010 г. занимала 66-е место из 83 субъектов РФ и 10-е из 14 субъектов ПФО). Низкие издержки на оплату труда изначально выступали как фактор привлечения компаний, но сейчас они скорее тормозят развитие региона, испытывающего «кадровый голод». Необходимо разрабатывать новые системы подготовки специалистов под инновационные производства, возрождать практику целевого «заказа» специалистов в учебных заведениях с гарантией последующего трудоустройства.

В заключение авторы хотели бы заметить, что в сложившихся условиях регионам приходится самим бороться за «место под солнцем» и чтобы обеспечить свое дальнейшее развитие, им необходимо создавать условия для привлечения инвестиций. При этом иностранные инвестиции перестают считаться ненадежными, опасными для целостности экономики страны - сегодня важны любые финансовые ресурсы, привлекаемые на территорию. И чем скорее регионы перестанут рассчитывать только на сырьевую базу и начнут создавать инфраструктуру для повышения инвестиционной привлекательности, тем быстрее они запустят механизм модернизации производства и тем самым сформируют механизм устойчивого развития России в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ // СЗ РФ. - 12.07.1999. - № 28. - Ст. 3493.

2. Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России. Заседание от 30.03.2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.i-russia.ru/all/weekthemes/4032 (дата обращения: 15.12.2011).

3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 17.12.2011).

4. Статистический сборник. Социально-экономическое положение ПФО в 2010 году. - М.: ФСГС, 2011. - С. 46.

5. Постановление Правительства Ульяновской области «О некоторых мерах по реализации закона Ульяновской области от 15.03.2005 № 019-З0 «О развитии инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области» от 01.12.2010 № 418-П [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://law.ulgov. ru/news/5264.html (дата обращения: 05.12.2011).

6. Пресс-служба Правительства Ульяновской области. 13.12.2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ulgov.ru/news/index/permlink/id/15992/ (дата обращения: 17.12.2011).

7. Управление инвестиционной деятельностью в регионах Российской Федерации / О.Ф. Быстров; Институт управления и права. - М.: ИНФРА-М, 2008.

8. Рейтинговое агентство «Эксперт-РА» - рейтинги, исследования, обзоры, конференции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.raexpert.ru/ (дата обращения: 20.03.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.