ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 332.146: 336.564.2 332.146: 336.563 338.246.027
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
© 2012 г. Ю.В. Трифонов, О.В. Рокунова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
Пкступала в редакцаю 03.11.2011
Рассмотрены основные направления и формы государственной поддержки инновационной деятельности предприятий в Нижегородской области, даны предложения по налоговому стимулированию инновационной деятельности промышленных предприятий в регионе.
Ключевые слква: государственное регулирование, инновационная деятельность, региональная экономическая политика, инфраструктура инновационной деятельности, налоговое стимулирование.
Направления экономической политики на уровне регионов обусловлены стратегическими ориентирами социально-экономического развития России - это привлечение инвестиций, активная инновационная политика, развитие «новой экономики», стимулирование развития малого наукоемкого бизнеса.
В результате обзора возможностей и методов государственной поддержки инновационной деятельности в регионах России можно отметить следующие направления: региональные целевые программы по развитию инноваций; стимулирование инновационной деятельности за счет государственной поддержки, в том числе налоговое стимулирование, предоставление грантов и премий за счет бюджетных средств, создание технопарков, бизнес-инкуба-торов; создание технико-внедренческих особых экономических зон [1].
Нормативная правовая база инновационной деятельности в Нижегородской области включает:
• Закон Нижегородской области от
14.02.2006 г. № 4-З «О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области»;
• Постановление Правительства Нижегородской области от 06.04.2006 г. № 108 «О предоставлении государственной поддержки субъектам инновационной деятельности, реализующим приоритетные инновационные проекты Нижегородской области, и предприятиям легкой промышленности»;
• Закон Нижегородской области от 01.02.2007 г. № 7-З «О грантах Нижегородской области в сфере науки и техники»;
• Постановление Правительства Нижегородской области от 03.04.2007 г. № 99 «О порядке предоставления грантов Нижегородской области в сфере науки и техники»;
• Постановления Законодательного собрания Нижегородской области от 25.11.2008 г. № 1280-ГУ «Об утверждении Положения о премии Нижегородской области в сфере науки и техники», № 1323-ГУ «Об утверждении Положения о премии Нижегородской области имени И.П. Кулибина», № 1307-ГУ «Об утверждении Положения о премии Нижегородской области «За качество и конкурентоспособность».
В сентябре 20011 г. Законодательное собрание Нижегородской области приняло в первом чтении проект закона «О промышленной политике», основной целью которого является развитие реального сектора экономики в регионе. В соответствии с проектом закона приоритетными направлениями промышленной политики станут: внедрение инновационных и наукоёмких технологий, модернизация промышленной политики, развитие промышленной инфраструктуры.
Для стимулирования инновационной деятельности в регионе правительство области формирует инновационную программу, министерство промышленности и инноваций ежегодно проводит конкурсный отбор инновационных проектов с целью присвоения им статуса приоритетных (табл. 1) и предоставления
Таблаца 1
Действующие приоритетные инновационные проекты Нижегородской области
№ п/п Наименование организации Год заключения соглашения Название проекта
1 ОАО «Технопарк «Система-Саров» 2006 Создание и развитие регионального высокотехнологичного кластера как центра производственно-технологической поддержки инновационной деятельности в Нижегородской области (в рамках Открытого технопарка на базе технологий РФЯЦ-ВНИИЭФ)
2 ООО «ГлобалТест», г. Саров 2006 Разработка, изготовление пилотной партии и освоение серийного производства вихретоковых датчиковых систем
3 ОАО «Арзамасское НПП «ТЕМП-АВИА» 2007 Увеличение мощности производства акселерометров, датчиков линейных ускорений и угловых скоростей собственной разработки
4 ФГУП «ОКБ машиностроения имени И.И. Африкантова» 2007 Источники электрической и тепловой энергии на основе технологий атомного судостроения
5 ОАО «Русполимет» 2007 Новые промышленные технологии точной штамповки и прокатки колец авиационного и наземного применения
6 ООО «Пешеланский гипсовый завод «Декор-1» 2007 Организация производства гипсостружечных плит
7 ООО «Производственное предприятие «Ока-Медик» 2007 Освоение и производство новых видов изделий медицинского назначения
8 ООО «Корунд» 2007 Организация нового производства сложных полиэфиров (корундинолов) - лаков мощностью 30 тысяч тонн в год
9 ОАО «Заволжский моторный завод» 2008 Освоение производства перспективных двигателей
10 ЗАО «Борская торфяная компания» 2008 Изготовление твердого экологически чистого топлива на основе торфа с утилизацией накопленных и образующихся нефтеотходов
11 ООО «ЗАРАКС» 2008 Создание предприятия по переработке изношенных автомобильных шин
12 ЗАО «Континент Электротехсервис» 2009 Организация серийного производства электрических аппаратов новой конструкции, новых видов шкафов электрических и противопожарных крупногабаритных
13 ЗАО «Хемкор» 2009 Организация производства труб из поливинилхлорида (ПВХ) мощностью 23.4 тыс. тонн в год
14 НОАО «Гидромаш» 2009 Внедрение инновационной технологии механической обработки корпусных деталей взлетно-посадочных устройств летательных аппаратов
15 ЗАО «Элкаб»-Кабельный завод 2009 Производство инновационного импортозамещающего кабеля NYM
16 ОАО «Арзамасское НПП «ТЕМП-АВИА» 2010 Разработка и производство инновационной продукции: авиационных пилотажно-навигационных приборов
17 НОАО «Гидромаш» 2010 Внедрение инновационной технологии механической обработки деталей звеньев подкосов для агрегатов авиационной техники
18 ООО «Заволжская мебельная компания» 2010 Внедрение инновационных технологий обработки стекла для расширения ассортимента выпускаемой продукции
следующих мер государственной поддержки в соответствии с законом [2]: финансирование инновационной деятельности за счет средств областного бюджета, предоставление инвестиционного налогового кредита; предоставление налоговых льгот; предоставление государственных гарантий области по обеспечению исполнения обязательств по возврату денежных средств и частичная компенсация процентной ставки по кредитам коммерческих банков, привлекаемых для реализации приоритетных инновационных проектов на территории Нижегородской области; освобождение от арендной платы
за земельные участки, используемые в целях реализации приоритетного инновационного проекта, в части платежей, зачисляемых в областной бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.
Основными критериями приоритетного инновационного проекта Нижегородской области [3] являются: 1) внедрение и коммерциализация научно-технических разработок и технологий, обеспечивающих: рост производительности
труда, снижение себестоимости выпускаемой продукции, выпуск инновационных товаров;
2) социальная эффективность; 3) положительный бюджетный эффект для консолидированного бюджета Нижегородской области; 4) соответствие приоритетным направлениям науки, технологий и техники Нижегородской области; 5) соответствие Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года.
Одним из приоритетных инновационных проектов, получивших поддержку в рамках этого закона как субъект инфраструктуры инновационной деятельности, является технико-внедренческий Открытый парк в поселке Сатис Ди-веевского района, строительство которого осуществляется на базе РФЯЦ-ВНИИЭФ на принципах частно-государственного партнерства с участием АФК «Система». Основные направления деятельности парка - цифровое проектирование и имитационное моделирование, телекоммуникации; участие в исследованиях и разработках по новым навигационным системам, включая национальную систему ГЛОНАСС; новые прорывные технологии для нефтегазодобычи на континентальном шельфе РФ; технологии передачи энергии и энергосбережение, системы управления для ТЭК; системы безопасности.
Важным направлением государственного стимулирования инновационного развития экономики является использование налоговых и амортизационных льгот для предприятий и организаций, осуществляющих НИОКР, использование полученных результатов в производстве и реализации товаров (выполнение работ, оказание услуг).
В октябре 2011 г. в рамках Форума «Россия единая - 2011» Координационный совет отделений Российского союза промышленников и предпринимателей в Приволжском федеральном округе провел круглый стол «Партнерство бизнеса и власти как фактор инвестиционной политики», результаты которого показали, что бизнес заинтересован в получении налоговых льгот для осуществления инновационной деятельности, в том числе по налогу на имущество организаций и НДС.
Принимая решение об инвестициях в основные фонды, предприятие сталкивается с проблемой увеличения платежей по налогу на имущество организаций, не все расходы можно сразу полностью учесть при расчете налога на прибыль.
Льгот, способствующих обновлению основных фондов предприятий обрабатывающих производств или занятых НИОКР на федеральном уровне вне особых экономических зон и инновационного центра «Сколково», не предусмотрено. Существует возможность предоставления льгот или пониженных налоговых ставок регионами, что реализовано в той или иной ме-
ре законами 27 регионов, при этом лучшие условия для обновления основных фондов установлены в Санкт-Петербурге, Иркутской области, Калужской области, Ставропольском крае, Смоленской области, Республике Татарстан, Хабаровском крае.
В Нижегородской области освобождены от налога на имущество организации, реализующие приоритетные инвестиционные или инновационные проекты (п. 6, 7 ст. 2.1 Закона [4]) в отношении имущества, используемого для реализации приоритетного инновационного [3] или инвестиционного [5] проекта Нижегородской области.
Срок действия налоговых льгот ограничен сроком окупаемости проекта и составляет не более пяти лет, в исключительных случаях Законодательное собрание по представлению правительства области принимает решение о продлении для указанного инвестора срока действия налоговых льгот, но не более чем на два года; общая сумма льгот не может превышать сумму инвестиций, направленных на реализацию конкретного приоритетного проекта Нижегородской области.
Освобождены от налога на имущество организации, выполняющие государственный оборонный заказ по созданию ядерных боеприпасов, в объеме работ которых НИОКР составляют не менее 70%, - в размере 25% от суммы, подлежащей перечислению в бюджет.
Льготные ставки установлены и в Нижегородской области с 2008 г. для организаций обрабатывающих производств, научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро в отношении приобретенных и вновь введенных в действие основных средств (новых, реконструированных и модернизированных) [4]: -0% -в течение 1-го года, -0,55% - в течение 2-го года, -1,1% - в течение 3-го года с момента ввода в эксплуатацию .
Нижегородская область относится к субъектам, установившим льготы по налогу на прибыль в виде снижения ставки с 20% до 15.5% (ст. 284 НК РФ,[6]) за счет средств, зачисляемых в бюджет субъекта РФ (18% из 20%).
Для субъектов инновационной деятельности установлено снижение ставки по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, в зависимости от удельного веса выручки от реализации инновационного проекта (табл. 2). Снижение составляет (максимально) до 4.5% при условии, что удельный вес выручки, полученной от реализации приоритетного инновационного проекта Нижегородской области, составляет свыше 50% в общей сумме выручки.
Таблаца 2
Налоговые льготы, установленные ст. 11 закона «О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Нижегородской области» [5]
Удельный вес выручки, полученной от реализации приоритетного инновационного проекта Нижегородской области, в общей сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг), % Снижение ставки по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджет Нижегородской области,%
от 0.5 до 2 0.5
от 3 до 10 1.0
от 11 до 15 1.75
от 16 до 20 2.25
от 21 до 30 2.75
от 31 до 40 3.25
от 41 до 45 3.75
от 45 до 50 4.0
свыше 50 4.5
В качестве полезного опыта отдельных субъектов Российской Федерации по данному виду налогового стимулирования можно рассмотреть опыт Республики Татарстан, в которой налоговые льготы субъектам инвестиционной деятельности предоставляются на больший, чем в Нижегородской области, срок, до 7 лет с момента начала инвестиций, а субъектам инвестиционной деятельности, реализующим проекты в отрасли машиностроения, до 13 лет с момента начала инвестиций [7].
В Новосибирской области снижение ставки налога на прибыль ставится в зависимость не от удельного веса выручки, полученной от реализации инновационного проекта, в общей сумме выручки, а от объема капитальных вложений, связанных с реализацией инвестиционного проекта [7] (ст. 6.2 Закона Новосибирской области от 16.10.2003 г. № 142-ОЗ «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области»). Если сумма превышает 4% от налогооблагаемой прибыли организаций за налоговые (отчетные) периоды с начала реализации проекта, то ставка устанавливается минимальная - 15.5%, в т.ч. в бюджет Новосибирской области - 13.5%.
В соответствии со ст. 66, 67 НК РФ [6] организации может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит, т.е. организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Нижегородская область относится к регионам, установившим возможность предоставления инвестиционного налогового кредита на осуществление инновационной деятельности на срок от одного года до пяти лет [2]. Проценты, взимаемые за пользование инвестиционным налоговым кредитом, устанавливаются по став-
ке в пределах от 1/2 до 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
По данным министерства промышленности Нижегородской области, регион занимает 1-е место в ПФО по уровню инновационной активности. В 2010 г. объем отгруженной инновационной продукции промышленных предприятий составил 73 млрд руб. За два года он вырос вдвое. Экспорт инновационной продукции за пределы страны в 2010 г. увеличился по сравнению с 2009 г. в 14 раз. Объем финансирования приоритетных инновационных проектов в Нижегородской области в 2011 г. составит 4.2 млрд руб., что в 14 раз больше уровня прошлого года.
В ближайшие два года правительство области планирует увеличить объем инновационной продукции еще на 20%, в том числе за счет увеличения объема инвестиций в приоритетные инновационные проекты региона, который к 2013 г. достигнет почти 10 млрд руб., бюджетный эффект от реализации приоритетных инновационных проектов в 2011 г. составит 47 млн руб., а к 2013 г. увеличится до 172 млн руб.
Хотя Нижегородская область имеет достаточный научный потенциал и привлекательное географическое расположение территории, особых экономических зон технико-внедренческого типа в области пока не зарегистрировано. В целом по стране особых зон такого типа всего четыре: в Томске, в Санкт-Петербурге, на территории Московской области в г. Дубна, на территории г. Москвы ОЭЗ «Зеленоград».
На территории Нижегородской области создана мощная инфраструктура поддержки инновационной деятельности, которая включает следующие организации: ГУ «Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор» (НИБИ), Бизнес-инкубатор ООО «Опора», ГОУ «Нижегородский научно-информационный центр», Инновационно-технологический центр Нижего-
родского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (ИТЦ), Нижегородский научный центр РАН, Нижегородский областной центр новых информационных технологий, Некоммерческое партнерство «Нижегородский региональный центр наноиндустрии», Нижегородский инвестиционный центр энергоэффективности, Технико-внедренческий Открытый парк в поселке Сатис Дивеевского района Нижегородской области, ИТ-парк Анкудиновка.
НИБИ создан в 2007 г. в результате сотрудничества правительства Нижегородской области и правительства Российской Федерации и является ключевым элементом инфраструктуры поддержки малых инновационных предприятий в Нижегородской области. НИБИ предлагает своим клиентам предоставление на льготных условиях в аренду оборудованных офисных помещений; консультационные услуги в сфере менеджмента, маркетинга, ведения бухгалтерского учета; помощь в подготовке бизнес-плана; оказание содействия в поиске инвестиций и многое другое. Рассмотрение конкурсных проектов проходит не реже одного раза в квартал.
По данным, представленным на сайте, в НИБИ размещено 17 компаний. Шесть компаний вышли из инкубатора и успешно продолжают функционировать на рынке, в том числе поисковая система нового поколения ООО «Дик-тум», проект DorogaTV, который признан лучшим инновационным проектом 2009 года по версии Russian Mobile VAS Awards. На юбилейной выставке-форуме «Дни малого и среднего бизнеса России 2011», состоявшейся в мае 2011 года в Москве, пятью медалями «Лауреат ВВЦ» были награждены сотрудники компаний - резидентов бизнес-инкубатора по итогам конкурса «Лучший инновационный проект».
Официальным представителем Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в регионе является Инновационно-технологический центр (ИТЦ), структурное подразделение Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (ННГУ), функционирующее на принципе самоокупаемости. ИТЦ проводит прием заявок из ПФО на безвозмездное финансирование по федеральной программе «Старт». Основными партнерами ИТЦ ННГУ по выполнению инновационных проектов являются: Российская сеть трансфера технологий (RTTN), Франко-Российская технологическая сеть (RFR), Концерн высоких биомедицинских технологий TEBAID (Италия), Клуб частных инвесторов при ИТЦ, Британский совет, Civilian Research & Developement Foundation (США). Для изобретателей ИТЦ предоставляет услуги по оптимизации изобретательского процесса, подготовку
приемлемых для инвесторов инвестиционных предложений и лицензионных соглашений. Инвесторам предоставляются консультационные услуги, услуги венчурного инвестирования в перспективные компании с последующей продажей своей доли акций.
Перспективным с точки зрения развития экономики и социальной политики является направление по привлечению молодежи в инновационное предпринимательство [8, 9]. ИТЦ в 2011 г. приступил к формированию молодежных команд для развития малых инновационных предприятий и реализации инновационных проектов.
Бизнес-инкубатор «Опора» организован в 2004 г. на территории ЗАТО г. Сарова. По данным правительства области, к 2010 г. при его поддержке создано 15 малых инновационных предприятий, школа инновационного бизнеса, профинансировано 20 проектов, объём реализации - 166.7 млн руб., объём налоговых платежей - 21.1 млн руб. Бюджетная эффективность данного проекта составила 121%. Общий объём внешнего финансирования составил 93 млн руб., в том числе ЗАО «Объединение БИНАР» -53.85 млн руб., зарубежные программы - 21.82 млн руб., государственные фонды (гранты) -15.28 млн руб., региональная поддержка (гранты) - 2.05 млн руб. Наиболее перспективными являются два проекта компании «Бинар Ко» -«Микрометан» и «Нано-корунд».
Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области в настоящее время реализует следующие государственные программы поддержки и развития инновационных предприятий.
1. Компенсация затрат действующих малых инновационных предприятий, связанных с участием в выставочно-ярмарочной деятельности в размере 60% от общей стоимости произведенных и документально подтвержденных затрат по участию в мероприятиях, но не более 100 тыс. руб. для одного предприятия [10].
2. Возмещение затрат по оплате образовательных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, сотрудники которого или сам предприниматель прошли обучение по направлениям, которые соответствуют их деятельности и необходимы для становления или развития собственного дел. Возмещение устанавливается в размере 80% от произведенных субъектом малого и среднего предпринимательства расходов по обучению сотрудников или предпринимателя не чаще одного раза в год, но не более 20 тыс. руб. на каждого сотрудника или предпринимателя [11].
Таблица 3
Предлагаемые показатели для оценки инновационной деятельности организаций в Нижегородской области
№ п/п Наименование показателя инновационной деятельности организации Нормативное значение показателя Весовой коэффициент показателя
1 Эффективность затрат на научные исследования и разработки, соотношение Не менее 1 2
2 Количество полученных патентов, штук Не менее 1 2
3 Количество поданных заявок на выдачу патентов, штук Не менее 1 1
4 Доля роялти и паушальных платежей в выручке организации, % Не менее 2 1
5 Доля нематериальных активов в общем объеме активов организации, % Не менее 2 1
6 Доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме созданной в регионе инновационной продукции в расчете на одного работника организации, % Не менее 0.03 2
7 Доля отгруженной инновационной продукции на экспорт в общем объеме отгруженной продукции организации, % Не менее 10 1
8 Доля созданных рабочих мест в основном производстве от среднесписочной численности работников организации, % Не менее 5 1
3. Программа предоставления микрозаймов и поручительств реализуется Агентством по развитию системы гарантий для субъектов малого предпринимательства Нижегородской области.
4. Ведение реестра инновационных малых и средних предприятий Нижегородской области в рамках реализации Комплексной целевой программы развития малого предпринимательства в Нижегородской области на 2006-2010 гг. [12] с 01.09.2010 г., которое осуществляет НИБИ. К настоящему времени в реестре зарегистрировано 122 предприятия.
В 2011 г. по итогам смотра «Лучший регион Российской Федерации по развитию малого и среднего предпринимательства и созданию для этого наиболее благоприятных условий» Нижегородская область была награждена дипломом победителя. В 2011 г. на поддержку малого бизнеса из областного и федерального бюджета было выделено около 200 млн руб.
В конце сентября 2011 г. открыт новый инновационный бизнес-инкубатор в городе Дзержинске, который должен стать важнейшим инфраструктурным звеном в реализации проекта нефтехимического кластера. В планах областного правительства открытие бизнес-инкубаторов в районных промышленных центрах области: Лыскове, Павлове и Выксе.
Для оказания более эффективной государственной поддержки инновационной деятельности, по мнению авторов, было бы целесообразно поддерживать не только внедрение новых технологий и производство новых для Нижегородской области товаров, но также оказывать
поддержку инновационно активным предприятиям, критерии отнесения к которым необходимо установить законом Нижегородской области либо постановлением областного правительства.
Региональными законами об инновационной деятельности зачастую установлено, что отбор выполняется экспертными комиссиями, но методика и четкие критерии для отбора инновационных проектов для оказания господдержки в этих законах отсутствуют. Лишь некоторые нормативные акты содержат критерии для отбора [13], но эти критерии, как и в Нижегородской области, не имеют количественной оценки.
Подобный опыт есть в Санкт-Петербурге, где постановлением городского правительства утверждена методика отнесения организаций к инновационному типу [14]. В методике предложена система показателей инновационной деятельности организаций и их нормативные значения. Для подтверждения соответствия показателей значениям и коэффициентам, установленным методикой, используются статистическая и финансовая отчетность.
Авторы предлагают применить для оказания государственной поддержки систему показателей, представленную в табл. 3. Возможно оказание поддержки действующим предприятиям, вносящим весомый вклад в увеличение доли наукоемкой продукции в Нижегородской области и экспорта этой продукции за пределы территории России. Критерии и их размер для определения доли участия предприятия необходимо также установить законом либо постановлением областного правительства.
Список литературы
1. Федеральный закон от 22.07.2005г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (ред. от 18.07.2011г.). Документ из информационного банка СПС КонсультантПлюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;bas e=LAW;n= 117143;div=LAW;mb=LAW;opt= 1;ts= 1F8F 2F6B2553737E4F 5AAC56A1DCD08A
2. Закон Нижегородской области от 14.02.2006 г.
№ 4-З «О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области» (в ред. законов Нижегородской области от 06.08.2009 г. № 105-З, от 04.08.2010 г. № 118-З, от 03.06.2011 г. № 75-З) URL: http ://www. government-nnov. ru/_data/obj ects/
0005/6268/105-Z.doc, http://www.government-nnov.ru/_ data/objects/0006/9085/H8-Z.doc, http://www.govern-ment-nnov.ru/_data/objects/0008/ 6316/75-Z.doc
3. Постановление Правительства Нижегород-
ской области от 06.04.2006 г. № 108 «О нредоставле-нии государственной поддержки субъектам инновационной деятельности, реализующим приоритетные инновационные проекты Нижегородской области, и предприятиям легкой промышленности» (в ред. от 03.11.2009 г.) URL: http://www.government-
nnov.ru/_data/objects/0005/9822/59822.rtf
4. Закон Нижегородской области от 27.11.2003г. № 109-З «О налоге на имущество организаций» (в ред. законов Нижегородской области от 01.11.2007г. № 144-З, от 07.07.2008г. № 8б-З, от 08.08.2008г. № 95-З, от 05.06.2009 г. № 73-З, от 04.02.2010г. № 18-З) URL: http://www.government-nnov.ru/_data/objects/25993/ 144-Z.doc, http://www.government-nnov.ru/_data/ obj ects/0006/1388/18-Z.doc
5. Закон Нижегородской области от 31.12.2004г. № 180-З «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Нижегородской области» (в ред. законов Нижегородской области от 04.05.2008г. № 47-З, от 25.12.2008г. № 178-З, от 31.03.2010г. № 53-З, от 03.05.2011г. № 49-З) URL: http://www.government-nnov.ru/_data/obj ects/33722/47-Z.doc, http://www. government-nnov.ru/_data/objects/0004/6141/178-Z.doc, http://www.government-nnov.ru/_data/objects/0006/ 4155/53-Z.doc
6. Налоговый кодекс Российской Федерации
(часть вторая) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ (ред. от 19.07.2011г.). Документ из информационного банка СПС КонсультантПлюс. URL: http://base.consul-
tant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=11734 4;div=LAW
7. Проблемы налогового стимулирования модернизации промышленных предприятий Нижегородской области // Вестник Законодательного собра-
ния Нижегородской области № 3 2010г. URL: http://www.zsno.ru/data/objects/1502/re_files/V estnik_3 _2010.pdf
8. Федеральный закон от 24.07.2007г. № 209-ФЗ
(ред. от 27.12.2009 г.) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Документ из информационного банка СПС Консуль-тантПлюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/
online.cgi?req=doc;base=LAW;n=115870;div=LAW;mb =LAW;opt=1;ts=1E31A40AE6ACD4E1DFC8FBEBAF B16BA1
9. Закон Нижегородской области от 05.12.2008г. № 171-З «О развитии малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области» (в ред. от 04.12.2009г. № 237-З). URL: http://nibi.nnov.ru/sites/ default/files/O_razvitii_malogo_i_srednego_predprini-matelstva_v_NO.doc
10. Постановление Правительства Нижегородской области от 14.12.2010 г. № 915 «О нредоставле-нии субсидий на компенсацию затрат действующих малых инновационных предприятий, связанных с участием в салонах, выставках, конференциях, ярмарках, деловых миссиях и иных мероприятиях, связанных с продвижением на региональные и международные рынки продукции, товаров и услуг и предусматривающих экспонирование и показ (демонстрация в действии)». URL: http://nibi.nnov.ru/sites/ de-fault/files/Postanovlenie_915_ot_14.12.2010.doc
11. Постановление Правительства Нижегородской области от 02.12.2010 г. № 861 «О порядке нре-доставления субсидий на возмещение затрат субъектам малого и среднего предпринимательства по оплате образовательных услуг». URL: http://www.msp. nnov.ru/ content/download/attached,716/download.php
12. Постановление Правительства Нижегородской области от 16.12.2005 г. № 315 «Об утверждении комплексной целевой программы развития малого предпринимательства в Нижегородской области на 2006-2010 годы». URL: http://nibi.nnov.ru/sites/ default/files/Koncepciya_0.doc
13. Закон Республики Башкортостан от
28.12.2006 г. № 400-З «Об инновационной деятельности в Республике Башкортостан». (в ред. Закона РБ от 24.11.2008 г. № 71-з). URL: http://ufa.regionz.ru/ index.php?ds=6451
14. Постановление Правительства Санкт-Петер-
бурга от 20.07.2007 г. № 881 (в ред. Постановлений Правительства Санкт-Петербурга от 22.07.2008 г. № 878, от 11.06.2009 г. № 667) «Об Основах инновационной политики в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы». URL: http://www.cedipt.spb.ru/upload/files/
about/documents/20 07 2007%20N%20881.rtf
STATE SUPPORT FOR INNOVATION ACTIVITY OF ENTERPRISES AT THE REGIONAL LEVEL
Yu. V. Trifonov, O. V. Rokunova
The paper examines main areas and forms of state support for innovative activity of enterprises in the Nizhni Novgorod region. Some proposals are made regarding tax incentives for innovative activity of industrial enterprises in the region.
Keywords: state regulation, innovative activity, regional economic policy, infrastructure of innovation activity, tax incentives.