Научная статья на тему 'Особенности государственного регулирования и стимулирования инвестиционной деятельности в зарубежной и отечественной практике'

Особенности государственного регулирования и стимулирования инвестиционной деятельности в зарубежной и отечественной практике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4911
436
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Синергия
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ / МЕХАНИЗМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ / INVESTMENTS / INVESTMENT ACTIVITY / STATE REGULATION / DIRECT AND INDIRECT TOOLS / REGULATION MECHANISMS / STIMULATION MECHANISMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аллахярова Э. С., Иванова Г. А., Нанакина Ю. С.

В статье рассмотрены теоретические и методологические основы формирования и развития механизмов государственного регулирования инвестиционной деятельности в зарубежной и отечественной практике; уточнен и обоснован теоретический и понятийный аппарат процесса, инструментов и механизмов как совокупности элементов системы регулирования и стимулирования инвестиционной деятельности на современном этапе развития экономики.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article theoretical and methodological basics of formation and development of state regulation machineries of investment activity in foreign and domestic practice are covered; the theoretical and conceptual framework of process, tools and mechanisms as sets of elements of system of regulation and stimulation of investment activity at the present stage of development of economy is specified and reasonable.

Текст научной работы на тему «Особенности государственного регулирования и стимулирования инвестиционной деятельности в зарубежной и отечественной практике»

Государственное регулирование общественных отношений

УДК 338.23

Э.С. Аллахярова, Г.А. Иванова, Ю.С. Нанакина

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И

СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина

Аннотация: В статье рассмотрены теоретические и методологические основы формирования и развития механизмов государственного регулирования инвестиционной деятельности в зарубежной и отечественной практике; уточнен и обоснован теоретический и понятийный аппарат процесса, инструментов и механизмов как совокупности элементов системы регулирования и стимулирования инвестиционной деятельности на современном этапе развития экономики.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, государственное регулирование, прямые и косвенные инструменты, механизмы регулирования, механизмы стимулирования.

UDC 338.23

E.S. Allakhyarova, G.A. Ivanova, Yu.S. Nanakina

FEATURES OF STATE REGULATION AND STIMULATION OF INVESTMENT ACTIVITY IN FOREIGN AND DOMESTIC PRACTICE

Leningrad state university named after A.S. Pushkin

Abstract: In article theoretical and methodological basics of formation and development of state regulation machineries of investment activity in foreign and domestic practice are covered; the theoretical and conceptual framework of process, tools and mechanisms as sets of elements of system of regulation and stimulation of investment activity at the present stage of development of economy is specified and reasonable.

Keywords: investments, investment activity, state regulation, direct and indirect tools, regulation mechanisms, stimulation mechanisms.

Основу современной рыночной экономики отдельных стран и мировой экономики в целом составляют отношения, связанные с инвестированием в производство материальных и духовных ценностей. В процессе проведения макромасштабных политических, экономических и социальных реформ, которые направлены на создание подходящих условий для устойчивого экономического роста, именно инвестициям и инвестиционной деятельности отводится ведущее место.

Предложенная федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» трактовка, определяет инвестиции как денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Инвестиционная деятельность, указанным законом, представляется вложением инвестиций и осуществлением практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [1-2]. Сфера инвестиционной деятельности не ограничивается предпринимательскими проектами, а ее результат -только прибылью. В качестве объектов инвестиций выступают и организации социальной инфраструктуры региона: образование, наука, здравоохранение, культура.

Дискуссии исследователей о необходимости государственного регулирования экономической деятельности ведутся уже не одну эпоху, не теряя своей актуальности и в наше время. Объективная необходимость такого рода регулирования экономики подтверждается всем ходом ее развития. В различные периоды истории господствовали разные точки зрения о необходимости и допустимом уровне участия государст-

ва в управлении экономикой, формах и методах такого участия, но сам факт неизбежности государственного регулирования не подвергался сомнению.

Так, Адам Смит еще в 1776 году, указывая на необходимость государственного вмешательства в рыночные процессы, отмечал, что распоряжения правительства могут продолжительное время держать рыночную цену многих товаров намного выше их естественной цены. Речь в данном случае идет прежде всего о влиянии государства на равновесное состояние с помощью фиксированных цен, превышающих равновесные [3].

Особую актуальность в наше время приобретает теория Джона Мейнарда Кейнса, сложившаяся сразу после окончания Великой депрессии 30-х годов XX века, из опыта самого глубокого экономического кризиса прошлого столетия, аналогом которого многие именуют нынешний мировой финансовый кризис. Теоретическая ценность кейнсианства заключается в возможности анализа работы рыночного механизма в отдельных взаимодействующих сегментах: рынок товаров и услуг, финансовый рынок и рынок труда. Расширение денежного предложения, следующее из экспансивной кредитно-денежной политики, приводит к снижению нормы процента на финансовых рынках, что стимулирует инвестиции и, следовательно, рост производства [4]. Структуру данного механизма можно представить в следующем виде: повышение ликвидности в экономике - снижение нормы процента - рост инвестиций. Согласно макроэкономической теории, созданной Кейнсом, главным стимулом эффективного спроса в условиях кризиса являются государственные инвестиции.

Основной целью государственного регулирования инвестиционной деятельности является развитие экономической системы, создание благоприятных условий привлечения инвестиций, необходимых для модернизации и инновационного обновления экономики.

Как показывает практика, наибольший успех достигается, когда регулирование

инвестиционном деятельности носит целенаправленный характер и является составляющей общей стратегии развития экономики. Иными словами, государство становится одним из участников инвестиционного процесса, имея собственную политику, направленную на решение экономических и социальных задач. Таким образом, формируется государственная инвестиционная политика, которая предусматривает создание реальных возможностей и условий для инвестирования, а также активное участие государства на инвестиционном рынке [5-6].

Формирование эффективной системы государственного регулирования инвестиционной деятельности в России обусловливает интерес к зарубежной практике, оценка которой позволяет выявить достижения, пригодные для использования в отечественной экономике.

Повышенный интерес вызывает КНР, развитие экономики которого свидетельствует об эффективности реализации разработанной руководством Китая инвестиционной составляющей стратегии экономического роста. Анализ сложившейся в этой стране системы государственного управления развитием инвестиционной деятельности на макро- и мезоуровнях позволяет сфокусировать внимание на ее наиболее значимых положениях и результатах.

1. Долгосрочная целевая функция государственного регулирования инвестиционной деятельности определяет приоритетные направления развития науки и высоких технологий, перспективные секторы экономики, являющиеся основными абсорбентами инвестиций. В числе направлений развития науки и технологий - аэрокосмическая и оптико-волоконная связь, биотехнологии и генная инженерия, микроэлектроника и информатика, новые энергосберегающие технологии, производство оборудования для охраны и улучшения окружающей среды, медицинской тех-

ники. В составе перспективных секторов экономики - высокорентабельные экс-портоориентированные отрасли обрабатывающей промышленности - легкая, текстильная и пищевая индустрии; капиталоемкие отрасли промышленности с ориентацией на внешний и внутренний рынки - машиностроение, металлургия и химическая промышленность; инфраструктура, представленная транспортом, связью, энергетикой и сферы хозяйственной деятельности, продукция которых пользуется гарантированно высоким спросом на внутреннем рынке, в качестве примера можно выделить операции с недвижимостью.

2. Освоение продуктивных форм ин-ституционализации экономического пространства территорий, таких как свободные экономические зоны, предприятия с иностранным капиталом, технопарки, обеспечивает концентрацию национальных и иностранных инвестиций при использовании разных режимов регулирования, учитывающих фазу их жизненного цикла и приоритеты задач, решаемых государством на каждой из них.

3. Комплектация мер, призванных обеспечить рост масштабов и повышение эффективности инвестиционной деятельности осуществляется посредством различных по характеру и способу воздействия методов и инструментов государственного регулирования. В их числе:

- учреждение государственной Китайской инвестиционной корпорации, ориентированной на долгосрочное стратегическое инвестирование за рубежом. Ее капитал формируется путем передачи ей 200 миллиардов долларов из валютных запасов страны, а механизм капитализации предусматривает выпуск Министерством финансов КНР специального десятилетнего облигационного займа в размере 1,55 триллион юаней и использование этих средств для выкупа указанной части национальных валютных запасов;

- инвентаризация вновь строящихся объектов и субъектов их возведения для проверки соблюдения действующих законов, стандартов, нормативов. Она мо-

жет быть оценена как превентивное средство воздействия на размеры капитальных вложений, их отраслевое и территориальное распределение;

- допуск иностранных инвесторов в ограниченный перечень наукоемких предприятий китайской оборонной промышленности [7].

В позиционировании достижений современной практики государственного управления развитием инвестиционной деятельности в Японии сфокусируем внимание на следующих характеристиках.

1. Дополнение сложившейся системы индикативного планирования развития экономики происходит путем использования инструментария программно-целевого управления, реализуемого при разработке крупных инвестиционных проектов, связанных с ин-ституционализацией экономического пространства территорий - созданием технопарков, а также экономических зон разных видов.

2. Повышенная роль государства выражается в организации и финансировании развития технопарков как элементов инновационной системы, с деятельностью которых связывается реализация курса на активное развитие собственных научных исследований и разработок, укрепление научно-технического потенциала страны.

3. Общественно-частное партнерство, являющееся интеграцией усилий центрального правительства, местных властей и частного бизнеса, осуществляется для решения задачи активизации процесса привлечения иностранных инвестиций. Одной из сфер их приложения являются так называемые зоны свободного импорта, финансирование создания которых осуществляется местными властями и частными компаниями при участии Центрального банка Японии, предоставляющего кредиты для финансирования их инфраструктуры. Такие зоны создаются в морских портах и международных аэропортах, представляя собой сочетание зон сво-

бодной торговли и импортозамещающих производственных зон [7].

Важно сделать акцент на следующих моментах характеристик практики государственного регулирования в Ирландии.

1. В позиционировании целевой функции государственного управления инвестиционной деятельностью обратим внимание на выбор в качестве приоритетного объекта инвестирования сектора информационно-телекоммуникационных технологий как необходимого элемента формирующейся в стране новой экономики. Повышение его инвестиционной привлекательности государство обеспечивает посредством действий, охватывающих не только экономическую, но и социальную сферу. Так, государством осуществлены значительные вложения в высшее образование по соответствующим специальностям, а также в создание инфраструктуры, необходимой информационным компаниям, прежде всего современных систем связи, для создания кадрового ресурса информационно-телекоммуникационных технологий.

2. Государством определяются четкие критерии выбора реципиентов его инвестиционной поддержки в индустриальном секторе экономики. Их состав включает: выпуск продукции для секторов ирландского рынка, конкурентоспособных по отношению к мировой продукции; производство для реализации преимущественно на мировых рынках таких продуктов, которые предусматривают использование местных материалов, сельскохозяйственной продукции или других природных ресурсов; производство товаров или услуг с использованием достижений научно-технического прогресса, предназначенных для внешнеторговых компаний.

3. К формированию благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов реализуется комплексный подход. Заметим, что пакет условий, создаваемых государством, включает прежде всего инфраструктурную и финансовую поддержку. Специально созданное правительством страны Управле-

ние индустриального развития имеет в своем распоряжении ряд промышленных парков, где расположены готовые здания промышленного назначения для тех инвесторов, которые не планируют строить собственные объекты. Управление индустриального развития Ирландии также предоставляет инвесторам земельные участки для строительства промышленных помещений по их собственным проектам. Финансовая поддержка осуществляется в форме грантов и налоговых льгот. Управление выдает гранты иностранным инвесторам, вкладывающим капитал в промышленное производство и сектор услуг, предназначенных для мирового рынка. Кроме того, предоставляются гранты на реализацию проектов в области НИОКР и профессиональной подготовки. Для покрытия расходов на приобретение земельных участков, зданий и технологического оборудование предусмотрено предоставление капитальных субсидий [8-9].

Анализ практики государственного регулирования инвестиционной деятельности в Соединенных штатах Америки позволяет зафиксировать ряд принципиально важных позиций.

1. Разнообразие создаваемых в отдельных штатах свободных экономических зон и инструментария их государственного регулирования. В настоящее время по количеству созданных свободных экономических зон США занимают лидирующую позицию в мире. В стране действуют три основных их типа: зоны внешней торговли, технологические парки и предпринимательские зоны. Они вносят существенный вклад в развитие регионов страны и способствуют расширению и диверсификации ее внешней торговли. Современные зоны внешней торговли предоставляют широкий спектр услуг. В них завозимый товар не только складируется, сортируется и упаковывается. В зонах его можно заново переработать, осуществить сборку определенных видов продукции из компонентов местного или

иностранного производства или даже создать отдельные виды производств на базе продукции, поступающей в зону или создаваемой в ней. Обычно предпосылками организации свободных торговых зон являются выгодное географическое положение - близость к международным транспортным артериям, крупным промышленным центрам, районам приграничной торговли, и наличие развитой инфраструктуры - грузовые терминалы, складские помещения, подъездные пути, разгрузочно-погрузочная техника, устойчивое электро-, водо- и теплоснабжение. Поэтому зоны внешней торговли обычно размещаются в портах и аэропортах или вблизи от них. К предпринимательским зонам относятся зоны, непосредственно не связанные с обслуживанием внешней торговли. Исходное понятие свободной зоны здесь размывается, так как таможенные льготы отходят на второй план или вообще отсутствуют, а основную роль играют различные налоговые, финансовые и административные стимулы. Обычно они размещаются в экономически депрессивных районах крупных городов, имеющих наиболее высокий уровень безработицы [8].

Для получения статуса предпринимательской зоны район, выделяемый для этих целей, должен отвечать ряду требований, наиболее важные из них следующие:

- более 70% жителей района должны иметь личный или семейный доход ниже 80% среднего дохода жителей данного города или всей страны;

- уровень безработицы в районе должен значительно превышать таковой в городе или во всей стране [7].

Основное ограничение, применяемое при организации предпринимательских зон, касается срока их функционирования. В большинстве штатов он составляет 10-20 лет, федеральные предпринимательские зоны создаются на 20 лет, и в дальнейшем срок этот может быть продлен [8]. Экономические стимулы и льготы, предоставляемые таким зонам, включают в себя:

- налоговую скидку предприятию за каждого дополнительно принятого на работу человека до 2 тысяч долларов;

- 5%-ную скидку на налоги, выплачиваемые при строительных и ремонтных работах;

- отмену налога на увеличение капитала компании [7].

Технологические парки (технико-внедренческие зоны) являются территориально сгруппированной совокупностью научных лабораторий и производственных помещений, предоставляемых на льготных условиях в аренду венчурным фирмам, занятым коммерческим освоением перспективных научных и технологических нововведений [10-11]. Исследователи отмечают, что подавляющая часть технопарков ныне не получает какие-либо привилегии от государственных организаций, хотя в 1950—1960-х гг. они пользовались такими льготами как: снижение налога на ускоренную амортизацию капитала, скидка с налога на инвестиции, предназначенные на исследования и развитие высокотехнологической продукции.

2. Активное использование различных институциональных форм государственно-частного партнерства призвано обеспечить приток инвестиций в обновление инновационного потенциала экономики страны и ее территорий - штатов [8]. Среди них следует выделить Инновационное партнерство США, в рамках которого штаты и федеральные ведомства, университеты и промышленность сотрудничают в области устранения барьеров для применения новых технологий, в реализации программы стимулирования технологической конкурентоспособности регионов, традиционно получающих меньшее государственное финансирование. Широко применяемой формой кооперации исследовательских структур университетов, федеральных ведомств, федеральных лабораторий, властей штатов и территорий, частного

сектора промышленности, а также кредитно-финансовых учреждений служат государственно-частные кооперационные соглашения в области исследований и разработок и инновационно-

технологические партнерства. Государственно-частные кооперационные соглашения инициированы правительством США для стимулирования передачи технологий из 700 федеральных лабораторий, в основном частным компаниям [7-8]. При заключении такого рода соглашений государственная научная организация предоставляет в общее пользование свои исследовательские ресурсы - кадры, системы обслуживания, материальную базу и интеллектуальную собственность, в том числе в виде патентов. Конкретная цель кооперационных соглашений - передача технологий из государственного научного сектора в частнопредпринимательский производственный сектор и государственное содействие повышению технологического уровня последнего. Технологические партнерства используются для освоения технологий в промышленности. Как правило, их участниками выступают фирмы, не конкурирующие друг с другом и представляющие весь инновационный цикл создания и освоения новых технологий.

3. Обеспечение взаимодействия разных уровней публичной власти ориентировано на повышение инвестиционной привлекательности территорий. В качестве его объектной базы выделяются процессы формирования промышленных кластеров, развития интеллектуального капитала в университетах, создания благоприятной налоговой среды; совершенствование системы обучения предпринимателей [12-13].

Анализ регулирования инвестиционной деятельности в развитых странах позволяет выделить ряд характерных особенностей инвестиционной политики, таких как:

- преимущественное использование форм косвенного регулирования, в частности налоговой и амортизационной политики;

- повышение роли регионов - местных властей в разработке и реализации инвестиционной политики, в принятии и реализации инвестиционных решений;

- направленность государственной инвестиционной политики на структурную перестройку путем выделения отраслевых приоритетов;

- формирование систем координационного управления, связанных с пропорциональным участием частных, смешанных и общественных организаций и согласованием их действий;

- отсутствие специального законодательства в отношении регулирования иностранных инвестиций, что фактически свидетельствует о предоставлении национального режима для зарубежных инвесторов;

- ориентация на комплексное использование источников финансирования инвестиций, как аккумулирование внутренних инвестиционных ресурсов, так и привлечение внешних инвесторов.

Что касается развивающихся стран, то большинство из них идут по пути развитых стран, активизируя косвенные методы. В то же время присутствует практика применения административных рычагов и прямого участия государства в инвестиционном процессе. Особенно сильна роль государства в азиатских странах. Кроме того, в условиях дефицита внутренних инвестиционных ресурсов создаются привилегированные условия для иностранных инвесторов. Достаточно слабо развиты институциональные формы регулирования инвестиционной деятельности [14-15].

Государство всегда осуществляет инвестиционное регулирование в экономическом секторе в соответствии с определенной инвестиционной политикой, выраженной комплексом правовых, административных и экономических действий государства, направленных на расширение и активизацию инвестиционных процессов.

Основными элементами правовой базы государственного регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации в настоящее время являются федеральные законы [3]:

- от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»;

- от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;

- от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

- от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;

- от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;

- от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

- В отечественной экономической литературе принято выделять две группы методов, при помощи которых государство регулирует инвестиционную деятельность: методы прямого и косвенного (непрямого) регулирования [16]. Все формы государственного регулирования на инвестиционные процессы подразделяются на три блока: правовой, административный и экономический [17].

- Инструменты прямого регулирования реализуются через инструменты правового (законодательного), административного и экономического влияния. Методы косвенного регулирования осуществляются только экономическими средствами. Система инструментов государственного управления инвестиционной деятельностью на уровне субъекта Федерации [18] представлена в таблице 1.

Таблица 1

Инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности

Инструменты (формы и методы) государственного регулирования инвестиционной

деятельности

П] ямые Прямые и косвенные

Правовые Административны Экономические

е Активно- Фискально- Прочие

структурные структурные

• принятие • регистрация; • • доходные и • земельное

законов и • лицензирование; государственная расходные статьи регулирование;

иных • квотирование; поддержка: бюджета; • координация

нормативных • Применение - прямая • специальные внешнеторговой

правовых системы санкций (финансами, налоговые деятельности и

актов; и ограничений; активами, режимы; контроль за ее

• заключение • разработка и гарантиями); • осуществлением

договоров, утверждение - косвенная дифференциация субъектами

инвестицион- распоряжений, (квотами, налоговых инвестиционной

ных и указов и т.д.; тарифами, ставок в рамках деятельности;

кредитных • введение льготами, законодатель- •

соглашений; административ- соглашениями, ства; антимонопольная

• принятие ных мер; затрагивающими • налоговые политика;

региональных • согласительно- будущие льготы; • экологическая

инвестицион- разрешительные доходы); • освобождение политика;

ных (распорядитель- - инвестицион- от налогов; • организацион-

программ; ные) процедуры; ные и • дотации, но-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• защита прав • управление реинвестицион- субсидии, управленческие

и законных региональной ные субвенции, формы

интересов государственной скидки; бюджетные воздействия

субъектов собственностью - продажа или ссуды (информационно

инвестицион- использование -аналитическое

ной на обеспечение,

деятельности льготных методы

условиях повышения

объектов инвестиционного

недвижимого имиджа, РR)

имущества;

• государствен-

ное

финансирование;

• государствен-

ное

участие:

госзакупки,

государственное

потребление;

• прямое

проектное

финансирование

Действующий механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности обеспечивает разные

типы воздействия государства, осуществляемые посредством применения данных форм и методов.

Рисунок 1 - Типы воздействия государства на инвестиционную деятельность

Рассмотрим составляющие каждого из блоков.

1. Институциональное воздействие осуществляется посредством следующих основных методов:

- кластеризации (создание и развитие кластеров);

- пространственной фокусировки бизнеса (создание особых экономических зон различных видов);

- создания и развития института общественно-частного партнерства;

- формирования институтов развития (инвестиционных, венчурных фондов и др.);

- формирования и интеграции элементов инновационной системы региона (технопарков, агентств по трансферу технологий, консалтинговых организаций, создаваемых с участием органов власти и др.).

Обратим внимание на использование потенциала кластеризации для привлечения инвестиций в обрабатывающий сектор и отрасли «новой» экономики. В этой связи, хотелось бы сделать акцент на действиях органов государственной власти субъектов РФ, реализующих меры по формированию, например, в

Томской области - информационно-телекоммуникационного и биотехнологического кластеров, Самарской области автомобильного, авиационно-

космического, химического, агроиндуст-риального кластеров, Новосибирской области - кластеров по разработке силовой электроники, энергетического машиностроения, технологических установок и новых материалов, информационных технологий и биотехнологий.

2. Экономико-организационное воздействие в составе своих основных методов содержит:

- программирование социально-экономического развития страны, региона;

- финансовое обеспечение инвестиционной деятельности;

- кадровое обеспечение инвестиционной деятельности.

К основным инструментам, используемым властями, относятся:

- целевые программы федерального, регионального, местного уровней, обеспечивающие привлечение и реализацию инвестиций (бюджетных, частных) под достижение конкретных результатов деятельности в отдельных секторах, отрас-

лях, видах деятельности;

- проектное финансирование;

- бюджет развития субъекта РФ, изначально ориентированный на финансирование проектов, имеющих повышенную социально-экономическую значимость (инновационных, импортозамещающих, экспортоориентирован-ных и др.);

- каскадное финансирование (предполагает запуск бюджетных средств только после достижения определенного объема частных инвестиций);

- инвестиционные налоговые кредиты;

- налоговые льготы инвесторам;

- субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам банков;

- государственные и местные субсидии под рост числа рабочих мест;

- государственные и местные гарантии по кредитам частных банков;

- гранты органов власти регионального уровня на реализацию проектов в области НИОКР и профессиональной подготовки кадров;

- бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда РФ, субъекта РФ [14].

Рассмотрим более детально ряд инструментов экономико-организационного воздействия государства, обеспечивающих развитие инвестиционной деятельности.

Одним из них является предоставление инвесторам гарантий и поручительств региональных администраций по кредитам. Общая сумма областных государственных гарантий устанавливается на следующий финансовый год при утверждении областного бюджета и не может превышать лимита, устанавливаемого законами субъектов об областном бюджете на соответствующий год [19-20]. Указанный лимит государственных гарантий не может быть больше суммы, предусмотренной к погашению в данном году в соответствии с ранее выданными гарантиями. Срок государственной гарантии на инвести-

ционные цели ограничен. Государственные гарантии предоставляются, как правило, на возмездной основе. Размер и условия платы за гарантию определяется администрациями регионов в договоре поручительства на предоставление государственных гарантий. Обычно размер платы за предоставление государственных гарантий не превышает 5% годовых от суммы полученной гарантии [21]. При предоставлении гарантий к инициатору инвестиционного проекта предъявляется ряд требований [20]:

- по минимальному объему вложений собственных средств;

- отсутствие просроченной задолженности по налоговым платежам и по ранее выданным кредитам перед территориальным бюджетом;

- отсутствие признаков банкротства организации — получателя гарантии;

- срок окупаемости инвестиций не должен превышать определенной величины.

Предоставление бюджетных ссуд, как правило, осуществляется в пределах бюджетного года, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, по решению экспертного, координационного или иного совета и имеет четко определенный целевой характер.

Наиболее привлекательным и часто используемым методом государственного регулирования выступает налоговая политика, которая реализуется через такие формы как налоговые льготы, инвестиционный налоговый кредит, налоговые скидки [22]. Широкое распространение получили льготы по налогу на прибыть в части, зачисляемой в региональные бюджеты, по налогу на имущество. Период предоставления налоговых льгот, как правило, ограничен сроком окупаемости инвестиционных проектов.

Предоставление инвестиционных налоговых кредитов осуществляется, как правило, на платной основе в размере от / до % ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Срок пользования кредитом — от шести

месяцев до пяти лет [14]. В законодательстве ряда субъектов РФ есть ограничения по доле кредита от общей величины инвестиционных вложений и по стоимости имущества инициатора проекта, которое должно обеспечивать возврат кредита - залоговое обеспечение.

Подходы к предоставлению субсидий по инвестиционным банковским кредитам во всех регионах достаточно схожи. Отличаются только категории лиц, претендующих на получение субсидий, условия и размер предоставляемых возмещений по банковским процентам.

3. Инфраструктурное воздействие содержит в своем составе такие методы как:

- строительство и использование транспортной, сетевой, водохозяйственной и иных инфраструктур, необходимых для функционирования и развития хозяйствующих субъектов — реципиентов инвестиций;

- организация деятельности государства как девелопера [14].

В характеристике названных методов отметим, что государство может либо финансировать из бюджета создание необходимой инфраструктуры на отведенных под инвестиционные проекты земельных участках, либо, наоборот, выкупать у инвестора построенные им инфраструктурные объекты. Возможен чисто рыночный подход, при котором строительство подобных объектов передается профессиональным девелоперам, они за свои деньги готовят территории, а потом продают их инвесторам. В отличие от налоговых льгот компенсация инфраструктурных затрат не нарушает правил здоровой конкуренции.

К основным инструментам, используемым властями при данном типе воздействия на инвестиционную деятельность, относятся:

- аренда объектов производственной инфраструктуры, относящихся к государственной собственности;

- трастовое управление объектами инфраструктуры, осуществляемое частными лицами;

- концессии, обеспечивающие не только привлечение инвестиций в развитие инфраструктуры, но и повышение качества управления ее объектами за счет привлечения частных лиц к менеджменту в сфере их эксплуатации [5].

4. Маркетинговое обеспечение предполагает наличие следующих методов:

- позиционирование инвестиционной привлекательности страны, регионов, муниципальных образований;

- разработка и реализация маркетинговой стратегии страны, регионов, муниципальных образований [5].

К основным инструментам маркетингового обеспечения, используемым властями, относятся PR-компании инвестиционной привлекательности территории: организация участия в инвестиционных форумах, международных выставках, проведение конференций для потенциальных инвесторов, адресная рассылка информации потенциальным инвесторам.

5. Информационное обеспечение содержит:

- мониторинг динамики и результатов инвестиционной деятельности, состояния инвестиционной привлекательности страны, регионов, муниципальных образований;

- составление и ведение реестров инвестиционных площадок и перспективных зон индустриального развития, составление и ведение реестров инвестиционных предложений регионов, муниципальных образований, субъектов хозяйствования [5].

Итак, к основным инструментам реализации информационного обеспечения относятся:

- интернет-порталы, посвященные инвестиционной деятельности на территории субъектов РФ, муниципальных образований, где должны фиксироваться: инвестиционный потенциал территории (субъекта РФ, его муниципальных образований) и основные инвестиционные проекты, меры и условия государствен-

ной поддержки и др.);

- каталоги инвестиционных проектов, доступные потенциальным инвесторам;

- рейтинги инвестиционной привлекательности регионов, муниципальных образований, устанавливаемые ведущими экспертными структурами национального и международного уровней;

- статистические и информационные материалы, отражающие состояние условий и факторов, определяющих результаты инвестиционной деятельности регионов, муниципальных образований.

- Таким образом, участие государства в регулировании инвестиционной деятельности выражается в следующих формах [14]:

Государство выступает в качестве системообразующего фактора, так как создает нормативно-правовую базу, единую для всех участников инвестиционного процесса, включая и реализацию реальных проектов.

Государство само является субъектом инвестиционной деятельности, выделяя бюджетные средства на конкурсной основе непосредственным инвесторам.

Государство определяет стратегию поведения инвесторов на рынке инвестиционных товаров, а также объем и структуру государственных инвестиций.

Список литературы

1. Болаев К. К., Манджиева Д. В., Хулхачиева Г. Д. Анализ современного состояния инвестиционной деятельности региона // Вестник НГИЭИ. 2016. № 9 (64). С. 73-84.

2. Никитина Е.А. Проблемы государственного регулирования инвестиционной деятельности // Финансы. 2004. № 9. С.19-21.

3. Исабекова О. Инвестиционная политика и ее составляющие // Инвестиции в России. 2007. № 9. С.25-30.

4. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. Избранное / Дж.М. Кейнс; вступ. статья Н.А. Макашевой. - М.: Эксмо. 2007.

5. Нанакина Ю.С., Бакина Е.В. Роль бизнес-инкубатора в малом инновационном предпринимательстве // Прогнозирование инновационного развития национальной экономики в рамках рационального природопользования: материалы Всерос. науч. -практ. конф. с междунар. участием (14 ноября 2014 г.) / Перм. гос. нац. исслед. ун -т.

- Пермь, 2014.- С.141-147.

6. Сизова Д.А. Особенности кредитования субъектов малого предпринимательства в России // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Москва, 2004. - 25 с.

7. Лисица В. Правовое регулирование иностранных инвестиций в странах Азии, Северной и Южной Америки // Инвестиции в России. 2007. № 7. С. 12-18.

8. Нанакина Ю.С. Механизмы государственного регулирования и активизации инвестиционной деятельности регионов // Научный поиск. 2017.-№1.- С.60-68.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Рахматуллина Ю.А., Кабирова А.С. Государственные и муниципальные финансы.

- Уфа, 2014. - 110 с.

10. Голубцов С.А., Голубцова О.П. Государственное управление устойчивым развитием территорий Российской Федерации // В сборнике: Институциональные и инфраструктурные аспекты развития различных экономических систем Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 111-116.

11. Киямова Э.Р. Эффективное взаимодействие между региональной властью и бизнесом - важнейшее условие развития государственно-частного партнерства // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 3. С. 103-106.

12. Воронов В.В., Рачко Э.Э., Бийжанова Э.К. Оценка конкурентоспособности регионов и управление факторами ее повышения (опыт Евросоюза на примере Латвии) // Социологические исследования. 2012. № 5. С. 69-78.

13. Онуфриева А.С. Государственное регулирование воспроизводства основного капитала в промышленности России. - Москва, 2006. - 203 с.

14. Ежиков А. С. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / А. С. Ежиков, И. Е. Рисин. - М.: КНОРУС, 2014. - 240 с.

15. Шелкунова Т.Г., Газаева К.С. Роль государственного финансового контроля в управлении экономикой регионов России // В сборнике: Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации. сборник статей победителей III Международной научно-практической конференции. 2016. С. 89-93.

16. Белоусова О. Государственные инвестиционные программы: методология оценки, экспертиза, аудит эффективности // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 5. С.83-92.

17. Воронов В.В., Лавриненко О.Я., Сташане Я.В. Оценка динамики межрегиональных различий (европейский опыт) // Социологические исследования. 2014. № 1 (357). С. 29-39.

18. Валиуллин Х.Х., Шакирова Э.Р. Неоднородность инвестиционного пространства России: региональный аспект // Проблемы прогнозирования. 2014. № 1. С.157-163.

19. Полтева Т. В., Колачева Н. В. Методы определения ставки дисконтирования при оценке эффективности инвестиционных проектов // Вестник НГИЭИ. 2015. № 3 (46). С. 82-85.

20. Чистяков П.А. Региональные аспекты реализации федеральных целевых программ // Региональные исследования. 2011. № 1. С. 117-124.

21. Кузнецова О.В. Проблемы оценки федеральной инвестиционной политики как фактора регионального развития // Региональные исследования. 2014. № 4. С. 125-133.

22. Коломак Е.А. Субфедеральные налоговые льготы и их влияние на распределение инвестиций по регионам: эмпирический анализ // Регион: экономика и социология. 2000. № 2. С.22.

Информация об авторе:

Information about the author:

Аллахярова Элина Сейрановна,

Заполярный филиал ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина», г. Норильск, Россия

Allahyarova Elina Seyranovna,

Polar Division «Leningrad State University named after A.S. Pushkin», Norilsk, Russia

Иванова Галина Анатольевна,

Старший преподаватель, Заполярный филиал ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина», г. Норильск, Россия

Ivanova Galina Anatolevna,

Senior Lecturer Polar Division «Leningrad State University named after A.S. Pushkin», Norilsk, Russia

Нанакина Юлия Сергеевна,

Кандидат экономических наук, доцент, Заполярный филиал ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина», г. Норильск, Россия

Nanakina Julia Sergeevna, Candidate of economic Sciences, Associate Professor, Polar Division «Leningrad State University named after A.S. Pushkin», Norilsk, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.