Научная статья на тему 'Аспекты инвестиционной деятельности в Арктике'

Аспекты инвестиционной деятельности в Арктике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
832
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ / THE ARCTIC / INVESTMENTS / INVESTMENT POLICY / INVESTMENT INFRASTRUCTURE / GOVERNMENT REGULATION / SUBSOIL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пыткин А. Н., Баландин Д. А., Вавилова М. С.

Раскрыты основные принципы, факторы, особенности и механизмы инвестиционной деятельности в Арктике – стратегически значимого региона для устойчивого развития национальной экономики. Особое внимание уделяется формам и инструментам государственного регулирования эксплуатации природных ресурсов региона и экономического стимулирования инвестиций.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the basic principles, factors, characteristics and mechanisms of investment activity in the Arctic as a strategically important region for sustainable development of the national economy are considered. Particular attention is given to the forms and instruments of the state regulation of the region’s natural resources exploitation and economic investment promotion spheres.

Текст научной работы на тему «Аспекты инвестиционной деятельности в Арктике»

УДК 332.1:338.2:330.322

АСШНЖТШ

А.Н. Пыткин,

Пермский филиал Института экономики УрО РАН

Д.А. Баландин,

Пермский филиал Института экономики УрО РАН

М.С. Вавилова,

Пермский филиал Института экономики УрО РАН

Раскрыты основные принципы, факторы, особенности и механизмы инвестиционной деятельности в Арктике - стратегически значимого региона для устойчивого развития национальной экономики. Особое внимание уделяется формам и инструментам государственного регулирования эксплуатации природных ресурсов региона и экономического стимулирования инвестиций.

Ключевые слова: Арктический регион, инвестиции, инвестиционная политика, инвестиционная инфраструктура, государственное регулирование, недропользование.

В современных мировых условиях возрастания спроса на полезные ископаемые и биологические ресурсы Арктика все больше привлекает к себе международное внимание. Истощение традиционных, более доступных, месторождений нефти и газа, а также совершенствование технологий и оборудования их добычи и транспортировки обусловили обострение конкурентной борьбы за добычу углеводородов в Арктике. За право эксплуатации российского арктического шельфа

ведут борьбу ведущие арктические державы: Дания, Канада, Норвегия, США. При этом борьба за обладание и контроль над экономическим оборотом углеводородного сырья Арктического региона Российской Федерации все чаще выходит за рамки классической конкуренции и переносится из геоэкономической в политическую и военную плоскости.

Помимо экономических характеристик, это связано и с его военно-стратегическим положением. Протяженность се-

Работа выполнена при финансовой поддержке программы фундаментальных исследований УрО РАН (проект № 12-7-8-008-АРКТИКА).

верной государственной границы в регионе составляет почти 20 тыс. км. Здесь базируется северный флот Российской Федерации, находятся предприятия оборонно-промышленного комплекса. Особое значение Северного морского пути для экономики России определяется его ролью основной транспортной артерии, связывающей европейские и дальневосточные порты Российской Федерации, а также устья судоходных рек Сибири с прилегающими районами и позволяющей интегрировать природный и промышленный потенциал арктических территорий в мировую экономику. Следует отметить, что в связи с возможным потеплением климата ряд стран проявляет особую заинтересованность в придании Северному морскому пути статуса «международного транспортного коридора», значительно сокращающего протяженность транспортных коммуникаций между Европой и юго-восточной Азией.

Задачи формирования современного энергетического сектора, а также переориентации добывающих отраслей на высокотехнологические, инновационные и наукоемкие производственные процессы, восстановления и развития инфраструктуры Северного морского пути, выработки четких государственных позиций при реализации региональной инвестиционной политики в Арктике как определяющей комплексное развитие российских северных территорий входят в состав приоритетных направлений развития экономики России [1]. Развитие богатейших запасов природных ресурсов территорий Арктики позволит повысить экономический потенциал Российской Федерации, вывести развитие нашей страны на качественно новый уровень. Безусловно, освоение и развитие территорий Арктического региона невозможно без эффективной инвестиционной деятельности и обусловливает необходимость совершенствования действующих механизмов и инструментов инвестирования и экономического стимулирования. В настоящей статье раскрыты отдельные аспекты инве-

стиционной деятельности региона, полученные в ходе проведения ориентированных фундаментальных научных исследований Арктики.

Сущностное понимание инвестиций как экономической категории применительно к Арктике имеет свою специфику [4]. Во-первых, целевая ориентация инвестиций в регионе не только охватывает предпринимательский сектор экономики, но и обеспечивает мультипликативный социальный эффект, улучшение качества жизни и экологической безопасности аборигенного и пришлого населения, сохранение традиционных национальных укладов, развитие социальной, жилищной и инженерной инфраструктуры.

Во-вторых, суровые природно-климатические условия и пространственные характеристики Арктики обусловливают необходимость более высоких капитальных затрат для освоения территории в сравнении с другими регионами. Значительный объем средств в форме реальных инвестиций необходим для производственного переоснащения и ускоренного внедрения инновационных технологий на предприятиях добывающей и перерабатывающей отраслей, повышения конкурентоспособности региона и страны в целом, структурной диверсификации экономики и сбалансированного развития различных сфер экономической деятельности Арктического региона.

Главной особенностью инвестиционного рынка Арктического региона является значительная доля инвестиций в недропользование, переработку сырья, морской и трубопроводный транспорт и добычу биологических водных ресурсов. Следует отметить определяющее влияние государственного регулирования инвестиционного процесса, поскольку главный объект инвестиций - недра - находится в государственной собственности.

Реализация эффективной инвестиционной деятельности определяется состоянием и доступностью источников инвестиционных ресурсов, в том числе госу-

дарственных инвестиций, инвестиций коммерческих организаций, иностранных инвестиций (рис. 1).

Рынок инвестиционных ресурсов Арктического региона имеет ряд особенностей:

- значительная доля государственных инвестиций в силу особенностей структуры экономики и природно-территориальных характеристик региона;

- особые льготы и преференции корпорациям с государственным участием, осуществляющим добычу и реализацию углеводородов и минерального сырья;

- способность кредитного рынка финансировать арктические проекты, в том числе вследствие достаточно высокого кредитного рейтинга заемщиков;

- развитость рынка лизинговых операций, что предоставляет дополнительные возможности финансирования капиталоемких проектов в сфере недропользования и переработки сырья;

- высокая потенциальная доходность инвестиций по сравнению с уровнем предпринимательского риска долгосроч-

ных проектов, в частности в сфере недропользования;

- обострение конкурентной борьбы за право самостоятельного освоения месторождений арктического шельфа со стороны частных компаний, лоббирование корпоративных интересов на правительственном уровне;

- повышенный интерес в силу обострения конкуренции за освоение природных ресурсов со стороны иностранных инвесторов.

Формирование направлений инвестиционной деятельности в Арктическом регионе должно соответствовать следующим принципам:

- согласованности направлений инвестиционной деятельности в Арктическом регионе с региональными и федеральными стратегиями развития;

- институциональной поддержки, в том числе нормативно-правовой, инфраструктурной и финансовой, для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

- минимизации антропогенной нагруз-

Рис. 1. Источники инвестиций в Арктический регион

ки на экосистему региона при обустройстве социальной инфраструктуры вблизи месторождений полезных ископаемых, заключающийся в регулировании численности постоянного населения и исследования целесообразности возникновения новых стационарных поселений;

- комплексности оценки потенциала региона и инвестиционных проектов, которая обусловливается тем, что необходимо определить предполагаемые объемы вовлекаемых ресурсов, в том числе малоиспользуемых, экономическую отдачу, а также влияние реализуемых проектов на состояние окружающей среды и жизнедеятельности аборигенного и пришлого населения. Необоснованные управленческие решения в сфере осуществления реальных инвестиций Арктического региона трудно компенсировать, поэтому необходимо участие государства и потенциальных инвесторов в разработке методологической базы комплексной инвестиционной оценки;

- оптимизации системы расселения населения, который заключается в формировании современной социальной, культурной и образовательной инфраструктуры, структур технического и технологического обслуживания в опорных поселениях региона, в том числе центров национальной культуры и образования коренных малочисленных народов Арктики;

- сбалансированности объемов добычи и воспроизводства возобновляемых природных ресурсов.

Заинтересованность и активность потенциальных инвесторов в освоении Арктики определяется параметрами социально-экономического пространства как на региональном, так и федеральном уровне [2, 3]. Среди ключевых факторов инвестиционной среды региона можно выделить следующие:

- нормы и направления государственной инвестиционной и налоговой политики, в том числе формирующих систему прямой поддержки инвесторов, а также в форме государственных гарантий, преференций и налоговых льгот;

- создание институциональных, организационных и экономических инструментов, призванных обеспечить развитие Арктического региона в любых финансово-экономических условиях;

- формирование в Арктическом регионе зон опережающего экономического роста и промышленных кластеров;

- диверсификация профессиональной ориентации трудовых ресурсов и применение экономически целесообразного вахтового метода организации труда;

- уровень развитости социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры;

- переход на экологоориентированные технологии;

- степень интернационализации и интеграции добывающей и перерабатывающей отрасли Арктического региона в единое экономическое пространство Российской Федерации и систему мирового разделения труда;

- уровень экономической безопасности региона;

- уровень инфляции и безработицы;

- динамику доли рентабельных хозяйствующих субъектов;

- рост доходов населения;

- информационную прозрачность государственного регулирования и рыночных механизмов развития экономики;

- возможность беспрепятственного перераспределения в регионе финансового, человеческого и производственного капиталов, а также готовой продукции.

Мировая глобализация, попытки интернационализации недр Российской Арктики и Северного морского пути, обусловленные обострением конкурентной борьбы между транснациональными корпорациями на рынках углеводородов и последствиями климатических изменений окружающей среды, реваншистские устремления правящей российской элиты по преодолению последствий системных преобразований в стране после распада Советского Союза формируют новые векторы государственной инвестиционной политики в регионе, такие как:

- реализация стратегических интересов России в мировом сообществе, гарантирующая национальную безопасность;

- динамичное развитие недропользования, перерабатывающих отраслей, энергетического комплекса, транспорта, рыбного хозяйства; научно-инновационной и социальной сферы;

- увеличение доходов государственных и местных бюджетов;

- обеспечение устойчивого повышения качества жизни населения.

- развитие законодательства и нормативно-правовой базы в сфере реализации инвестиционного процесса и поддержки инвестиционного протекционизма в регионе.

Реализация государственной инвестиционной политики по выделенным направлениям предполагает проведение оценки потребности Арктического региона в инвестиционных ресурсах в отраслевом и территориальном разрезе с использованием программно-целевого метода на основании данных индикативного анализа целесообразности и эффективности инвестиционных предложений с учетом социальных, институциональных и экологических ограничений.

Для систематизации оценки потребности Арктики в инвестиционных ресурсах в отраслевом и территориальном разрезе авторами предлагается использовать следующий подход. Территориям региона присваивается номер от 1 до S, отрасли нумеруются от 1 до М. Формируется матрица потребностей в инвестиционных ресурсах I = | ,г = 1^,у = 1,М следую-

щего вида:

I =

/„ і

і« і

12

— I Л

11М

22

V ^1

і

і

(1)

Инвестиционные потребности в территориальном ^ 15 1, г = 1,5) и отраслевом

(1ВГ . = 1,М ) разрезах определяются путем суммирования элементов матрицы (1) по строкам и столбцам соответственно, а именно:

М

(2)

(3)

2=1

1 5 2 х 5М У

где I. - потребность в инвестиционных

ресурсах для г-й территории и.-й отрасли экономики Арктического региона в денежных единицах.

где 15г - потребность Арктического региона в инвестиционных ресурсах на г-й территории, в денежных единицах; 1В. -

потребность Арктического региона в инвестиционных ресурсах в .-й отрасли экономики, в денежных единицах.

Таким образом, общая потребность

региона в инвестиционных ресурсах определяется как сумма всех элементов матрицы (1) или с учетом формул (2) и (3) согласно равенству (4).

5 М 5 М

1л„ =Ц I. =1 Д=!1В,. (4)

г=1 1=1 1 =1 1=1

где I лк - общая потребность Арктиче-

ского региона в инвестиционных ресурсах, в денежных единицах.

Все инвестиционные проекты Арктического региона группируются в разрезе территорий и отраслей в соответствии с матрицей потребностей (1). На г-й территории и в .-й отрасли экономики Арктического региона будет реализовываться N., г = 1,5, . = 1, М инвестиционных проектов. Для N. = 0 соответствующий элемент матрицы потребностей (1) имеет также нулевое значение. Другими словами, если на г-й территории .-я отрасль экономики не представлена для инвестиционных целей, то финансирование не предусматривается.

Совокупный объем капитальных вложений на реализацию инвестиционного проекта определяется затратным методом как сумма расчетных показателей по всем статьям калькуляции расходов на проект.

Поэтому инвестиционные потребности Арктического региона в разрезе территорий и отраслей, формирующие матрицу потребностей (1), с учетом детализации по проектам рассчитываются как N.

1 =£1 к , (5)

к=1

где I .к - потребность в инвестиционных

ресурсах для к-го проекта в .-й отрасли экономики на -й территории Арктического региона, в денежных единицах.

Следует отметить, что в связи с пространственными характеристиками Арктического региона, вхождением в его состав значительного числа субъектов Российской Федерации, стохастическими изменениями факторного поля при оценке потребности в инвестиционных ресурсах на длительную перспективу допускаются интервальные значения стоимостных показателей капиталовложений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Механизм инвестиционной деятельности в Арктическом регионе представляет собой систему из трех основных элементов [5]:

- инструменты государственного регулирования и стимулирования инвестиционной деятельности;

- инвестиционные средства государственного и муниципального бюджетов и хозяйствующих субъектов предпринимательского сектора;

- инвестиционная инфраструктура региона.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Арктическом регионе осуществляется через инструменты прогнозирования и программно-целевого планирования, механизмы государственных инвестиций, субсидий и льготного кредитования. Следует отметить, что в отличие от других территорий Российской Федерации, природно-ресурсные особенности и стратегическое значение Арктики в обеспечении национальной безопасности определяют прерогативу федерального регулирования инвестиционной деятельности в регионе.

Инвестиционная деятельность в Арк-

тическом регионе направляется государством через такие формы регулирования, как совершенствование действующего законодательства, бюджетно-финансовая и налоговая политика, специальные налоговые режимы, льготные условия природопользования, финансовое планирование и т.п. (рис. 2).

Государственное финансовое планирование инвестиционной деятельности Арктики осуществляется на основании прогнозных показателей динамики инвестиционной активности, процессов и структурных изменений в экономике региона. Прогнозирование предполагает проведение комплексного анализа инвестиционного потенциала и рисков в территориальном и отраслевом разрезах.

Инвестиционная деятельность в Арктическом регионе характеризуется преобладанием таких инструментов государственного регулирования, как:

- государственно-институциональное управление (лицензирование и ограничение отдельных видов деятельности);

- политика привлечения иностранных инвесторов (концессии и государственный протекционизм);

- механизмы создания инвестиционных и венчурных фондов.

Государственно-институциональное управление в Арктическом регионе реализуется посредством инструментов финансово-бюджетной политики, направленных на перераспределение рентного дохода от эксплуатации невозобновляемых природных ресурсов в пользу других секторов экономики. Последствия глобальных финансовых кризисов показали, что именно показатели инвестиционной активности первыми реагируют на деструктивные изменения в национальных экономиках. В отличие от большинства развитых стран, на рынках которых обращались финансовые активы с завышенной (часто фиктивной) стоимостью, национальный стабилизационный фонд, формирующийся в основном за счет природной ренты, позволил России поддержать отечественный банковский сектор и

Рис. 2. Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности в Арктическом регионе

отрасли экономики.

Государственно-институциональное управление в Арктическом регионе предполагает в частности:

- повышение эффективности реализации федеральных, отраслевых, региональных и инвестиционных программ, направленных на решение проблем устойчивого развития региона;

- совершенствование механизма координации деятельности федеральных и региональных органов государственной ис-

полнительной власти и органов местного самоуправления, представителей общин коренных народов региона, общественных объединений и бизнеса в экономической, социальной, экологической и культурной сферах региона;

- выделение минерально-сырьевых центров Арктики при решении задач государственного управления фондом недр, координацию геологоразведочного и лицензионного процессов с учетом возможностей транспортной и энергетической

инфраструктур;

- совершенствование системы технического и технологического регулирования в областях природопользования, охраны окружающей среды, экологической безопасности, гидрометеорологии, строительства и других видов хозяйственной и иной деятельности с учетом региональных особенностей.

Одним из основных направлений инвестиционной деятельности в Арктике является сотрудничество Российской Федерации на межгосударственном уровне по привлечению капитала, что должно основываться на соотношении отечественного спроса на услуги и инфраструктуру и предложениях иностранных инвесторов по финансированию проектов освоения региона.

Еще одним важнейшим источником финансирования выступают инвестиционные и венчурные фонды, деятельность которых направлена на развитие научной и научно-производственной сферы Арктического региона. Одной из основных задач государственного регулирования в этой сфере является стратегическое управление формированием пакета целевых фундаментальных и прикладных научных исследований и их финансовое обеспечение за счет федеральных и региональных исследовательских фондов.

Формирование действенного механизма инвестиционной деятельности в Арктическом регионе предполагает взаимодействие государства и предпринимательского сектора посредством создания таких институциональных форм, как финансово-промышленные группы, государственно-частное партнерство, реализация политики государственного протекционизма, государственной экспертизы инвестиционных проектов, система государственных гарантий.

Инфраструктура инвестиционной деятельности Арктического региона представлена такими составляющими, как:

- инструменты интеграции региона в российскую и мировую экономику;

- обеспеченность трудовыми и финан-

совыми ресурсами;

- конъюнктура мировых товарных рынков;

- коммуникации, инженерная и финансовая инфраструктура;

- инструменты страхования и хеджирования рисков.

Формирование результативного механизма инвестиционной деятельности в Арктике обеспечит рост федеральных и региональных бюджетных доходов за счет ренты от использования природных ресурсов, углубление специализации арктических территорий в национальной экономической системе, а также вовлечение в хозяйственную деятельность региона его инвестиционного потенциала. Значительная капиталоемкость инвестиционных решений в регионе требует проведения более глубоких комплексных пред-проектных исследований и регулирования их реализации программно-целевыми методами, федеральной и территориальной нормативно-правовой базой, в частности по вопросам конкурсного отбора.

Так, в Мурманской области, развитом промышленном регионе, с незамерзающими портами на Баренцевом море, инвестиционная политика в основном ориентирована на реализацию проектов перерабатывающей и химической промышленности, металлургии, судостроения, рыбоводства и транспортной инфраструктуры. В малонаселенных территориях Арктического региона с богатейшими запасами углеводородов и других полезных ископаемых инвестиционные ресурсы направлены на развитие добывающих отраслей и магистрального трубопроводного транспорта.

Таким образом, можно констатировать, что государственная инвестиционная политика в условиях обострившейся международной конкуренции как определяющий фактор динамичного развития реального сектора экономики должна обеспечивать реализацию инвестиционных направлений в Арктике с учетом интересов национальной безопасности и стратегических целей развития экономи-

ки региона и страны. Освоение богатей- путем перераспределения ренты между

ших природных запасов территорий Арк- отраслями экономики и субъектами госу-

тики позволит повысить экономический дарства, а также формирования специаль-

потенциал Российской Федерации, вывес- ных фондов будущих поколений, аккуму-

ти развитие нашей страны на качественно лирующих часть доходов от эксплуата-

новый уровень. Долговременная устойчи- ции природных ресурсов, даже по завер-

вость экономики Арктического региона и шении жизненного и технологического

страны в целом должна обеспечиваться циклов разработки месторождений.

Библиографический список

1. Проект Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. - М., 2011 // Информационно-справочная система «Консультант Плюс».

2. Пыткин А. Н., Баландин Д. А. Анализ инвестиционного потенциала Арктического региона // Проблемы региональной экономики / Изд-во Института экономики и управления УдГУ. - 2012. -№ 3-4.

3. Пыткин А. Н., Баландин Д. А. Основные инвестиционные риски недропользования в Арктическом регионе // Российское предпринимательство. 2013. - № 6.

4. Пыткин А. Н., Загоруйко И. Ю. Основные положения инвестиционной деятельности в Арктическом регионе Российской Федерации // Проблемы региональной экономики: изд-во Ин-та экономики и управления УдГУ. - 2012. - № 3-4.

5. Пыткина С. А., Главацкий В. Б. Особенности механизма инвестиционной деятельности в Арктическом регионе Российской Федерации - Там же. - С. 112-117.

THE ARCTIC INVESTMENT ASPECTS

A.N. Pytkin, D.A. Balandin, M.S. Vavilova

In the article the basic principles, factors, characteristics and mechanisms of investment activity in the Arctic as a strategically important region for sustainable development of the national economy are considered. Particular attention is given to the forms and instruments of the state regulation of the region’s natural resources exploitation and economic investment promotion spheres.

Keywords: the Arctic, investments, investment policy, investment infrastructure, government regulation, subsoil.

Сведения об авторах

Пыткин Александр Николаевич, доктор экономических наук, директор, Пермский филиал Института экономики УрО РАН, 614990, г. Пермь, ул. Ленина 13А; e-mail: pfie@mail.ru Баландин Дмитрий Аркадьевич, научный сотрудник, Пермский филиал Института экономики УрО РАН, e-mail: pfie@mail.ru

Вавилова Мария Сергеевна, научный сотрудник, Пермский филиал Института экономики УрО РАН, e-mail: finansy.pfie@mail.ru

Материал поступил в редакцию 15.04.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.