УДК 336.027 Костин Иван Васильевич
кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономики организаций
и управления персоналом
Калужского филиала Финансового университета
при Правительстве Российской Федерации
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ И МЕХАНИЗМОВ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ
Kostin Ivan Vasilyevich
PhD in Economics, Assistant Professor of the Business Economy and HR Management Department, Kaluga branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation
DESCRIPTION OF THE BASIC BUDGET REGULATION METHODS AND MECHANISMS FOR INVESTMENT ACTIVITIES IN THE REGIONS
Аннотация:
Данная статья посвящена рассмотрению методов и механизмов бюджетного регулирования инвестиционной деятельности, применяемых регионами. В рамках проведенных исследований уста-новлены особенности применяемых методов, механизмов бюджетного регулирования инвестиционной деятельности и обосновывается приоритетность развития финансовых партнерств при реализации инвестиционных проектов.
Ключевые слова:
бюджетное регулирование, роль бюджетного регулирования, прямые и косвенные методы бюджетного регулирования, механизмы бюджетного регулирования инвестиционной деятельности.
Summary:
This article deals with budget regulation methods and mechanisms for investment activities in the regions. In the course of the undertaken research the author establishes peculiarities of the applied methods and mechanisms of the budget regulation over the investment activities and substantiates priority of the financial partnership development during investment projects implementation.
Keywords:
budgetary regulation, role of budgetary regulation, direct and indirect methods of budgetary regulation, budgetary regulation mechanisms of investment activity.
В системе государственного регулирования экономики важное место занимает бюджетное регулирование. В зависимости от используемых регионами в бюджетном регулировании инструментов, методов и их целевой направленности во многом определяется инвестиционная привлекательность региона, решения им задач социально-экономического развития территории. В связи с этим вопросы, касающиеся повышения эффективности бюджетных расходов, предоставления налоговых льгот и бюджетных гарантий, осуществления государственных закупок и т.д. в настоящее время в контексте задач активизации инвестиционной деятельности приобретают все более актуальный характер. Все это требуют объективной оценки сложившейся практики и выработки рациональных подходов в формировании и реализации бюджетной политики в сфере инвестиций. Сложность решения этой задачи заключается в том, что на сегодня отсутствует правовая характеристика и однозначное толкование в экономической литературе термина «бюджетное регулирование» [1; 2; 3]. По нашему представлению под бюджетным регулированием следует понимать совокупность финансово-экономических методов прямого и косвенного действия в целях стимулирования и создания благоприятных условий для привлечения инвестиций. В целом эффективность бюджетного регулирования определяется достижением поставленных целей по привлечению инвестиций, с одной стороны, и ростом налогового потенциала, с другой стороны. В отдельных случаях, в качестве определяющих могут выступать показатели экономической, социальной или экологической эффективности.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности согласно Закону «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее - Закон 39-Ф3) осуществляется в двух формах:
- создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности;
- прямое участие государства в инвестиционной деятельности [4].
Перечисленные в Законе методы создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, по нашему мнению, не в полной мере позволяет органам государственной власти выполнять регулятивные функции. Поэтому возникает необходимость в уточнении содержательной части указанных выше форм, предопределяющих их регулятивную функцию.
В целях осуществления бюджетного регулирования государство использует разнообразные методы и инструменты, оказывая тем самым различное влияние на динамику и параметры развития инвестиционных процессов в экономике.
Относительно других методов государственного регулирования эффективность использования бюджетных методов регулирования определяется тем, что они гораздо легче поддаются корректированию со стороны государственных органов, чем другие экономические методы, так как находятся в сфере непосредственного влияния государства и могут применяться в оптимальном сочетании для получения наибольшего эффекта.
В экономической литературе различают прямые и косвенные методы регулирования. Прямые методы регулирования непосредственно воздействуют на субъект хозяйствования и ограничивают его экономические свободы. Косвенные, или рыночные, методы действуют обезличенно и направлены на управление мотивациями и логическими действиями субъектов хозяйствования для достижения поставленных целей экономического развития. Косвенные методы регулирования экономикой, органично вписываясь в механизм рыночных отношений, в большинстве государств мира получили наиболее широкое распространение.
Мировой и отечественный опыт показывает, что в краткосрочном периоде более эффективны инвестиционные государственные расходы, а в долгосрочном определяющей темпы роста инвестиций, как правило, является налоговая база и величина налоговой нагрузки. Поэтому основной задачей государственных органов является определение приоритетов развития и запуск таких механизмов бюджетной политики, которые позволят сгладить противоречия фискальной и стимулирующей функций бюджетного регулирования инвестиций.
Ведущая роль бюджетного регулирования экономики заключается в том, что ее механизмы могут одновременно оказывать воздействие, как на количественную, так и на качественную составляющие основных факторов экономического развития: капитала и труда.
Инвестиционные капитальные расходы бюджетов разных уровней формируют государственный капитал, который в свою очередь оказывает воздействие на развитие экономики. Но количественный рост государственного капитала (увеличение числа объектов инфраструктуры, количества государственных предприятий и т.д.) не всегда способствует развитию экономики. Поэтому важно добиваться с ростом государственного капитала и адекватного влияния на экономический рост в регионе.
Значение государственных бюджетных расходов состоит еще в том, что они могут оказывать позитивное долгосрочное влияние на занятость населения, производительность труда частного сектора посредством снижения не производительных расходов, экономии времени и т.д. за счет развития объектов инфраструктуры, развития услуг, способствующих экономическому развитию.
Наряду с этим, роль бюджетного регулирования может выражаться в способствовании привлечения финансовых ресурсов в отрасли, где в сложившейся ситуации непосредственные производители не в состоянии самостоятельно накапливать инвестиционные ресурсы. Посредством предоставления субсидий по компенсации уплаты части процентов по кредиту, налоговых льгот, гарантий и использования других методов побуждается интерес у инвесторов осуществлять инвестиции в соответствующие отрасли экономики региона.
Эффективность бюджетного регулирования во многом определяется способностью органов власти региона выбрать схему бюджетного воздействия, которое максимально способствует активизации инвестиционных процессов и экономическому развитию региона. К сожалению, в ряде случаев, на практике приходится констатировать отсутствие комплексного подхода в реализации мероприятий бюджетного регулирования. Очень часто не просчитываются последствия от принимаемых решений или в обоснование приводятся показатели, носящие косвенный, в ряде случаев частный и не совсем значимый для экономики региона характер.
Перечень прямых и косвенных методов бюджетного регулирования инвестиций представлен в таблице 1.
Бюджетные субсидии и субвенции многие исследователи относят к неэффективной для бюджета форме поддержки инвестиционного проекта, реализуемого частными инвесторами, поскольку предусматривают осуществление прямых бюджетных расходов на безвозмездной и безвозвратной основе.
В то же время это самая простая и удобная форма получения бюджетной поддержки для инвестора. Именно получение бюджетных субсидий и субвенций не требует от лица, реализующего инвестиционный проект, прохождения конкурса, возврата полученных средств и предоставления обеспечения.
Налоговые льготы предоставляются по категориальному признаку, в связи с чем, какой-либо отбор получателей затруднен.
Таблица 1 - Прямые и косвенные методы бюджетного регулирования инвестиционной деятельности
Прямые методы бюджетного регулирования инвестиций Косвенные методы бюджетного регулирования инвестиций
бюджетное законодательство; приватизация; бюджетные инвестиции; гарантии займов; прямые субсидии; налоговые льготы; государственный (муниципальный) заказ; гранты; предоставление в аренду государственного (муниципального) имущества; государственно-частное партнерство. дотации, ссуды, процентные субсидии; прямые субсидии; снижение цены на выкупаемую недвижимость; бюджетный кредит; налоговый кредит; предоставление бюджетных гарантий; предоставление льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами; р е структуризация задолженности уплаты налогов.
Проведенный нами анализ практики предоставления налоговых льгот различными регионами показал, что наибольший объем льгот, как ни странно, предоставляется в наиболее бедных дотационных регионах, тогда как законодательство наиболее успешных субъектов РФ, например, г. Москвы, каких-либо налоговых льгот для инвесторов не устанавливает.
В рамках ордолиберальной концепции регулирования можно выделить пассивные (регулирование порядка) и активные (процессные) методы государственного воздействия на инвестиционный процесс (рисунок 1).
Рисунок 1 - Активные и пассивные методы и инструменты стимулирования инвестиций
В зависимости от финансового механизма повышения инвестиционной привлекательности экономики региона, отдельных ее отраслей роль бюджета может иметь различное значение. В таблице 2 приведены сравнительные характеристики механизмов повышения инвестиционной привлекательности, функционирующие на уровне субъектов РФ. Безусловно формирующиеся механизмы повышения инвестиционной привлекательности потенциально в большей степени сориентированы на привлечение в максимальных масштабах инвестиций из разных источников.
Таблица 2 - Традиционные и формирующиеся финансовые механизмы повышения инвестиционной привлекательности, функционирующие на уровне субъектов РФ
Традиционные механизмы | Формирующиеся механизмы
Основной принцип
Ориентация на бюджетные ресурсы Ориентация на формирование системы финансовых партнерств для реализации инвестиционных проектов
Механизмы
а) предоставление налоговых льгот и преференций инвесторам. Данная мера является наиболее распространенной и действует практически во всех регионах Российской Федерации; б) субсидирование части процентной ставки по кредитам. Данный вид поддержки зависит от уровня сбалансированности бюджета региона: как правило, данный тип поддержки используют регионы со стабильной финансовой ситуацией; в) предоставление государственных гарантий (в том числе создание региональных фондов поручительств или региональных гарантийных фондов); г) создание гарантийных фондов (как правило, для малого бизнеса). а) привлечение в регион дополнительных финансовых ресурсов, в частности финансирование проектов по линии международных финансовых организаций, федеральных институтов развития и т.д.; б) развитие механизмов государственно-частного партнерства; в) создание институтов поддержки инвестиционных проектов со стороны банковской инфраструктуры и других финансовых институтов (снижение процентной ставки по кредитам, увеличение сроков кредитов и т.д.).
Условия предоставления
Практически во всех регионах действует дифференцированный подход к предоставлению налоговых льгот и другим видам поддержки этой группы. Основными критериями являются объем инвестиционного проекта, тип проекта (производственный, инфраструктурный и т.д.) и другие. Как правило, данные механизмы используются для реализации достаточно крупных (стратегических) инвестиционных проектов или проектов программного типа, основанных на кластерном подходе и включающих несколько инвестиционных проектов.
Ограничения
Как правило, такие механизмы, как «субсидирование процентной ставки» и «гарантии бюджета», не используются регионами с низким уровнем социально-экономического развития и высокими финансовыми рисками. Данный тип инструментов ограничен: а ) для территорий с низким уровнем социальноэкономического развития и высокими финансовыми рисками, а также для регионов, где по объективным обстоятельствам (географическое положение, численность населения и т.д.) не могут быть реализованы крупные инвестиционные проекты); б) для территорий с низким уровнем финансовой инфраструктуры. Ограничением развития данного типа механизмов является несовершенство федеральной нормативно-правовой базы в области государственночастного партнерства.
Обобщение научной литературы и наши наблюдения привели нас к заключению, что инвестиционный процесс в развитых странах характеризуется высокой долей привлеченных ресурсов, среди которых существенную долю занимают кредиты, субсидируемые государством. Государство осуществляет как прямое субсидирование капитальных вложений, так и косвенное регулирование инвестиционных процессов посредством денежных выплат или предоставления различных льгот. С изменением состояния экономики меняются направления и степень вмешательства государства в различные ее сферы.
Таким образом, рассмотренные методы и механизмы бюджетного регулирования свидетельствуют о различной практике их использования в регионах РФ и за рубежом. Вместе с тем опыт зарубежных стран и регионов РФ свидетельствуют об активизации использования механизма бюджетного регулирования, ориентированного на формирование системы финансовых партнерств в реализации инвестиционных проектов. Такой подход позволяет, с одной стороны, минимизировать бюджетные расходы, с другой - обеспечивать благоприятные условия инвестирования и получение максимального результата от реализации инвестиционных проектов.
Ссылки:
1. Бюджетное регулирование. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / колл. авторов под общ. ред. А.Г. Грязновой. М., 2004.
2. Дьякова Е.Б. Бюджетное регулирование предпринимательства на региональном уровне // Вестник Волгоградского государственного университета: научно-теоретический журнал. Серия 3. Экономика. Экология. 2010. № 1 (16). С. 101-109.
3. Казанская А.Ю. Учебно-методическое пособие для самоподготовки к практическим занятиям (в вопросах и ответах). Таганрог, 2007
4. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями и дополнениями) ООО «НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС"». 2012. URL: http://base.garant.ru/12114699/3/
References (transliterated):
1. Byudzhetnoe regulirovanie. Finansovo-kreditniy entsiklopedicheskiy slovar' / col. of authors under general ed. of A.G. Gryaznova. M., 2004.
2. D'yakova E.B. Byudzhetnoe regulirovanie predprinimatel'stva na regional'nom urovne // Vestnik Volgogradskogo gosudar-stvennogo universiteta: nauchno-teoreticheskiy zhurnal. Series 3. Ekonomika. Ekologiya. 2010. № 1 (16). P. 101-109.
3. Kazanskaya A.Y. Uchebno-metodicheskoe posobie dlya samopodgotovki k prakticheskim zanyatiyam (v voprosakh i otve-takh). Taganrog, 2007
4. Federal'niy zakon ot 25 fevralya 1999 g. № 39-FZ «Ob investitsionnoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federatsii, osushchestvlyaemoy v forme kapital'nykh vlozheniy» (s izmeneniyami i dopolneniyami) OOO «NPP "GARANT-SERVIS"». 2012. URL: http://base.garant.ru/12114699/3/