Научная статья на тему 'Влияние государственной инвестиционной политики на интенсификацию региональной инновационной деятельности'

Влияние государственной инвестиционной политики на интенсификацию региональной инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Литвиненко В.А., Дёмик Н.К.

В работе анализируется инвестиционная политика субъектов Российской Федерации. Особое внимание уделяется методам государственного регулирования инвестиционной деятельности на государственном уровне. Предложены приоритетные направления и организационно-экономичес-кие мероприятия инвестирования для повышения эффективности инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses investment policy of Russian Federation entities. Special attention is paid to methods of state regulation of investment activity on the state level. At the same time the article identifies the priority directions, organization and economic investment measures in order to raise the efficiency of innovative work.

Текст научной работы на тему «Влияние государственной инвестиционной политики на интенсификацию региональной инновационной деятельности»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Канд. экон. наук В. А. Литвиненко

Н. К. Дёмик

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА ИНТЕНСИФИКАЦИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В работе анализируется инвестиционная политика субъектов Российской Федерации. Особое внимание уделяется методам государственного регулирования инвестиционной деятельности на государственном уровне. Предложены приоритетные направления и организационно-экономичес-кие мероприятия инвестирования для повышения эффективности инновационной деятельности.

Ключевые слова: инвестиционная ситуация, инструменты инвестиционной политики, налоговые льготы, инвестиционные ресурсы.

Среди субъектов Федерации по инвестиционной активности заметно выделяется небольшая группа регионов, в которых сконцентрировано более 60% всех инвестиций в основной капитал России; они лидируют также по величине капиталовложений на душу населения. Данный кластер финансово сильных регионов с крупной промышленностью, взявших курс на формирование экономических реформ, характеризуется также высокими показателями затрат на технологические инновации.

Такой высокий уровень концентрации инвестиций в небольшой группе субъектов Федерации означает, что в большинстве остальных регионов инвестиционная ситуация складывается намного хуже. Наименьшие объемы инвестиций привлекают регионы с низким уровнем экономического развития. Это преимущественно аграрно-индустриаль-ные республики Северного Кавказа и национальные образования Сибири и Дальнего Востока, в которых незначительна роль добывающей промышленности.

Заметно различаются российские регионы и по источникам финансирования инвестиций. В относительно благополучных в экономическом отношении регионах с развитой промышленностью и значительным количеством успешно работающих компаний более высокая доля собственных средств в инвестировании (Татарстан, Пермский край и Самарская область, Ханты-Мансийский автономный округ и др.). В Москве велика доля бюджетного финансирования (инвестирование из столичного бюджета). Для Санкт-Петербурга, где хорошо развита финансово-кредитная инфраструктура, характерна большая доля в источниках инвестирования заемных средств. Заемные средства также играют большую роль в экспортно-ориентированных регионах (Астрахан-

ской, Белгородской, Сахалинской, Томской областях, Ямало-Ненецком автономном округе), предприятиям которых банки и иные кредитные организации предоставляют кредиты, поскольку они обеспечены и, как правило, возвращаются в срок. Наиболее высока доля бюджетных источников финансирования капиталовложений в слаборазвитых регионах, поскольку они мало привлекательны для частных инвесторов.

Основная часть расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации направляется на текущие нужды (выплату заработной платы с начислениями работникам бюджетной сферы, финансирование жилищно-коммунального хозяйства и государственного управления) и лишь незначительная часть расходов - на инвестиции.

Лидерами в разработке собственной инвестиционной политики, региональных инвестиционных программ выступают Москва, Санкт-Петербург, Новгородская, Нижегородская, Свердловская, Самарская, Псковская области, Республики Саха (Якутия), Коми, Татарстан. Следует подчеркнуть, что во многих российских регионах уже накоплен богатый опыт взаимодействия, сформировались необходимые правовая инвестиционная среда и институты сопровождения приходящих в регион инвесторов от нулевого цикла до завершения инвестиционного проекта (получение лицензий, содействие в выделении земельных участков и подключении к коммунальным службам и др.).

Можно отметить, что формы и методы стимулирования инвесторов российскими регионами соответствуют мировой практике (таблица). Таким образом, основными элементами инвестиционной политики в субъектах РФ являются следующие: принятие собственного законодательства, регулирующего инвестиционный процесс; предоставление (в пределах своих полномочий) инвесторам различных льгот и стимулов финансового и нефинансового характера; создание организационных структур по содействию инвестициям; разработка и экспертиза инвестиционных проектов за счет государственных источников финансирования; оказание содействия инвесторам в получении таможенных льгот; предоставление гарантий и поручительств банкам под выделенные ими средства для реализации отобранных на конкурсной основе инвестиционных проектов; аккумулирование средств населения путем выпуска муниципальных займов.

Одним из инструментов инвестиционной политики регионов, направленной на улучшение инвестиционного климата, выступает законодательная деятельность. В последние годы акценты в правовом регулировании инвестиционной деятельности переместились на региональный уровень. Это обусловлено усилением роли субъектов Федерации в экономической и правовой сферах, острой потребностью регионов в инвестиционных ресурсах и отсутствием достаточно внятной стратегии

государства по привлечению частных инвестиций в отечественную экономику. При этом решаются следующие первоочередные задачи субъектов Федерации: устранение законодательным путем препятствий на пути доступа частных инвесторов к хозяйственной деятельности на территории региона, создание эффективного механизма предоставления инвесторам на уровне субъектов Федерации льгот и привилегий, защита интересов региона на внутреннем и внешнем рынках от недобросовестной конкуренции и монополизации.

Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности на региональном уровне

Прямые методы Косвенные методы

Целевые региональные программы развития промышленности, сельского хозяйства, других отраслей Налоговые ставки и стимулирующее льготное налогообложение

Региональные бюджетные, внебюджетные фонды Льготное налогообложение

Прямые капитальные государственные вложения Налоговые каникулы

Региональные стандарты и нормы Льготные ставки по ссудам

Квотирование Кредитные меры стимулирования экспорта: предоставление прямых экспортных кредитов; рефинансирование экспортных кредитов; страхование экспортных кредитов; государственные гарантии кредитов на развитие приоритетных с точки зрения развития региона производств

Лицензирование Инвестиционный налоговый кредит

Региональные контрольные пакеты акций Региональные и муниципальные займы

Региональная и муниципальная собственность Платежи за использование региональных и муниципальных ресурсов

Стимулирование спроса и регулирование цен Платежи за загрязнение окружающей среды

Государственное финансирование НИОКР Гарантии и льготы кредитным учреждениям региона, предоставляющим инвестиции в экономику региона

Субсидирование затрат предприятий на патентование изобретений за рубежом

Так, с одной стороны, многие регионы России за короткий срок сформировали более цельную и последовательную, чем на федеральном уровне, инвестиционную политику. С другой стороны, качественного перелома не происходит: несмотря на то, что развивается довольно на-

пряженная конкурентная борьба между регионами за инвестора путем предоставления все новых льгот, гарантий и т. п., масштабного притока инвестиций пока нет. Без объединения усилий федеральных, региональных и местных органов власти, государственного и альтернативного секторов экономики трудно рассчитывать на переход экономики к устойчивому экономическому росту.

Реализация инвестиционных проектов в большинстве случаев происходит на региональном и муниципальном уровнях, а потому потенциальному инвестору важно знать о намерениях властей. В условиях рыночной экономики минимальное требование к властям со стороны инвестора - это эффективно функционирующая институциональная среда и стабильная налоговая политика. При выполнении этих требований инвестор теоретически способен взять на себя все остальные вопросы реализации инвестиционных проектов. Проблемой переходной экономики является то, что нормальные рыночные институты еще не начали функционировать. В этой связи очень важна нацеленность властей субъекта на преодоление имеющихся институциональных препятствий, что выражается в существовании политики привлечения инвестиций в регион. Эта политика должна отражать позиции властей по основным аспектам инвестиционной деятельности:

1. Наличие органов и должностных лиц, ответственных за привлечение инвестиций, а также возможность курировать инвестиционные проекты представителями власти как потенциальная защита от противозаконных действий отдельных представителей власти.

2. Приоритетные направления инвестирования, что определяет заинтересованность властей в этих проектах.

3. Существование рынка производственных площадок.

4. Наличие рабочей силы требуемой квалификации и возможность ее подготовки на месте.

5. Налоговые льготы и условия их получения.

6. Порядок предоставления земли, величина арендной платы за землю.

Приоритетные направления инвестирования

В идеале приоритетные направления инвестирования должны соответствовать имеющемуся потенциалу региона (привлекательность для инвестора) и учитывать тенденции и желаемые направления развития региона (привлекательность для администрации, реализующей определенную стратегию развития региона).

Около трети регионов по результатам исследования определили для себя приоритетные виды деятельности для инвестиций. Проработка приоритетных направлений варьируется от достаточно общих положе-

ний (промышленность и сельское хозяйство в Воронежской области) до детализированных, например, производство изделий из бумаги и картона в Пензенской области. В ряде регионов виды деятельности, являющиеся приоритетными, определяются по отчетным данным. Встречаются также случаи, когда государственная поддержка инвестиционной деятельности, хотя и осуществляется по приоритетным направлениям, сами эти направления не уточняет. Например, в Вологодской области помимо информации, что приоритетные направления деятельности определяются правительством, выяснить на сайте ничего не удалось.

На этом фоне выделяются субъекты, которые наилучшим образом определяют приоритетные виды деятельности:

1. Выделение направлений инвестирования, наиболее эффективных в краткосрочной и долгосрочной перспективе (Тверская область). Так, в краткосрочном периоде в Тверской области приоритетными остаются электроэнергетика, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, в долгосрочной перспективе - создание наукоемких, инновационно ориентированных производств.

В Ростовской области приоритетные отрасли для инвестирования указаны с точностью до года - на период до 2010 г.

2. Выделение основных направлений развития административно-территориальных единиц субъекта, которые могут представлять интерес для потенциальных инвесторов (как уже сложившиеся, так и перспективные). Такая информация представлена на сайте Калужской области.

Рынок строительных (производственных) площадок

Самый эффективный способ использования незанятых площадей, с одной стороны, и привлечения инвесторов - с другой - это информирование потенциальных инвесторов о возможностях использования этих площадей. В этой связи задача властей субъекта - создать рынок неиспользуемых площадок, взяв на себя работу по систематизации и обобщению информации о свободных площадках, представляющих интерес для инвесторов.

Для инвесторов представляют интерес различные типы площадок: площадки под новое строительство ^геепйеЫв), неиспользуемые здания и сооружения, объекты незавершенного строительства. При этом для малого бизнеса интерес скорее представляют свободные офисные и складские помещения, в то время как для среднего и крупного бизнеса - целые неиспользуемые здания и сооружения, объекты незавершенного строительства, а также площадки под новое строительство. По результатам исследований выявлено, что только около трети из них со-

держат информацию о площадках, предлагаемых для сдачи или реализации. Рынок трудовых ресурсов и привлекательность региона как места для жилья является одним из основных аспектов инвестиционной привлекательности региона.

Для инвестора обучение всегда сопряжено с длительностью и высокими затратами, особенно на ранней стадии организации бизнеса. Роль поставщика кадров для бизнеса должны брать на себя власти, формирующие систему образования в регионе. Так, в Ленинградской области ведется каталог организаций области, осуществляющих подготовку и повышение квалификации кадров рабочих и специалистов. Однако только в двух регионах выявлены предложения властей о готовности взять на себя часть задач по подготовке трудовых ресурсов для инвестиционных проектов (Ростовская и Самарская области).

Налоговые льготы и условия их получения

Наиболее распространенными видами налоговых льгот для стимулирования инвестиций оказались льготы на налог на прибыль (33 субъекта) и на налог на имущество (28 субъектов). Реже встречаются льготы по налогу на землю (9 субъектов) и на транспорт (4 субъекта).

Так, субъекты используют различные механизмы предоставления налоговых льгот:

- на все инвестиционные проекты (Тверская, Калужская, Белгородская, Томская и другие области);

- на одобренные инвестиционные проекты (Новгородская и Псковская области - в разрешительном порядке по утвержденным администрацией области проектам без ограничения видов деятельности; Краснодарский край - для организаций, реализующих инвестиционные проекты, одобренные высшим исполнительным органом государственной власти);

- на инвестиционные проекты по приоритетным направлениям развития (Ярославская область, Республика Ингушетия, Ростовская область и др.);

- на проекты, включенные в программу (Вологодская область, Республика Алтай);

- на все инвестиционные проекты в заявительном порядке (Псковская область);

- организациям, созданным с участием иностранного капитала (Республика Мордовия).

Срок действия законов о предоставлении налоговых льгот составляет от неопределенного до одного года, например, в Калужской области, где ежегодно при утверждении областного бюджета принимаются законы о льготах по налогам, зачисляемым в областной бюджет. Такая

же ситуация была отмечена еще в ряде регионов. Сроки предоставления налоговых льгот также варьируют от двух налоговых периодов (Орловская область по налогу на имущество) до более длительных.

Наилучшие решения:

- предоставление налоговых льгот проектам, соответствующим приоритетным направлениям развития региона;

- увязка срока предоставления налоговых льгот с расчетным сроком окупаемости проекта;

- предоставление льгот различным субъектам инвестиционной деятельности, помимо предприятий, инвестирующих собственные или заемные средства (ст. 7 закона Тверской области от 18 мая 1995 г. № 6 «О налоговых льготах инвесторам на территории Тверской области»).

Порядок предоставления земли, величина арендной платы за землю

Проведенный анализ показал, что только небольшая часть субъектов Федерации (15% изученных сайтов) стремится сделать земельные отношения максимально прозрачными (Кировская и Нижегородская области); возможность длительной аренды земельных участков инвестором предусмотрена в Брянской и Пензенской областях.

Большое значение имеет заинтересованность муниципального образования в регулировании земельных отношений. Наилучшим примером на уровне муниципалитета является Егорьевский район Московской области, где действует Положение о порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования «Егорьевский район Московской области» от 20 октября 2004 г. № 63/8.

Рассмотрим основные рекомендации местным властям в отношении политики и действий властей по привлечению инвестиций:

1. В регионе должна быть четко выражена политика привлечения инвестиций. Намерение привлекать инвестиции должно быть сформулировано в документах (политика, стратегия), а также закреплено на уровне законов и программ развития. Политика должна отражать существенные аспекты инвестиционной деятельности.

2. Властями должны быть определены приоритетные направления инвестирования. Понимание потенциала субъекта, его сильных и слабых сторон должно быть учтено в стратегии развития региона, а также должно определять приоритетные направления инвестирования. Необходимо выделять приоритетные направления в краткосрочном периоде (за счет существующей инфраструктуры и ресурсов) и учитывать глобальные тенденции и желаемое направление развития в долгосрочном периоде.

3. Для преодоления административных барьеров важны практика «одного окна», институт «поводырей» - кураторство инвестиционных проектов.

4. Предоставление налоговых льгот проектам, соответствующим приоритетным направлениям развития региона. Срок предоставления налоговых льгот целесообразно увязывать со сроком реализации инвестиционного проекта. Эти льготы предоставляются различным субъектам инвестиционной деятельности, кроме предприятий, инвестирующих собственные или заемные средства.

5. Организация рынка свободных производственных и строительных площадей. Реализацию новых проектов выгоднее осуществлять на уже имеющейся инфраструктуре. Это касается как среднего, так и малого бизнеса, для которых создается реестр пустующих офисных помещений, а также крупного бизнеса с целыми пустующими производственными площадками.

6. Регулирование земельных отношений. Для крупных инвестиций принципиальным остается вопрос приобретения земли в собственность. Для этого необходимо закрепить порядок передачи и выкупа земли в собственность. Также должен быть определен размер или хотя бы порядок расчета величины арендной платы за землю.

7. Содействие инвесторам в обеспечении рабочей силой. Помимо развития района как привлекательного места для жилья власти должны брать на себя часть вопросов, касающихся подготовки рабочей силы нужной квалификации. Эту задачу можно решить с помощью выдачи субсидий на частичное финансирование обучения, а также на организацию специализированных обучающих программ для одобренных инвестиционных проектов.

8. Целесообразно иметь путеводитель инвестора, который поможет сориентироваться на территории субъекта, найти все необходимые организации (финансовые, страховые, других участников инвестиционного процесса). В раздел «Что и сколько стоит для инвестора» должны быть включены стоимость офисных помещений, жилья, квадратного метра земли, промышленной недвижимости, зарплата, тарифы, прожиточный минимум, потребительская корзина.

9. Заинтересованность в привлечении инвестиций на уровне муниципалитетов, особенно в решении земельного вопроса.

По результатам исследования и на основе данных Аналитического центра правительства Московской области, Росстата были выявлены основные негативные факторы развития инвестиционных процессов в регионе и определены меры по их нейтрализации.

По данным Федеральной службы государственной статистики, к факторам, сдерживающим инвестиционную активность в Московской

области, относятся недостаток собственных финансовых средств и сложность привлечения заемных. Это вызвано низкой прибыльностью инвестиций в основной капитал, сложностью получения кредитов, инвестиционными рисками по долгосрочным вложениям. Поэтому необходимо принять ряд активных мер по привлечению инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики как из банковско-финансовой сферы, так и из средств населения. Среди них можно выделить следующие:

- законодательное расширение оборота объектов, являющихся потенциальным обеспечением долгосрочных заемных средств (недвижимость и земля);

- разработку четких процедур реализации залогов по кредитам;

- повышение прозрачности промышленных предприятий на основе применения механизмов оценки рейтинга их надежности и перехода на международные стандарты учета и отчетности;

- создание систем синдицирования банковского капитала для финансирования капиталоемких проектов (банковские и лизинговые пулы, консорциумы), финансирования капиталоемких инвестиционных проектов (финансирование НИОКР, развитие технической инфраструктуры);

- развитие фондового рынка в Московской области;

- создание акционерных обществ по реализации инвестиционных проектов в реальном секторе экономики с размещением части акций среди населения, в том числе под гарантии правительства Московской области;

- обеспечение условий для развития рынка корпоративных ценных бумаг и поощрения их эмиссии;

- содействие обращению ценных бумаг Московской области на фондовом рынке Московской области;

- массовое привлечение мелких инвесторов на фондовый рынок;

- обеспечение широкого выбора финансовых инструментов как индивидуальному, так и институциональному инвестору.

На данный момент в структуре привлеченных инвестиционных ресурсов средства от эмиссии ценных бумаг составляют всего 0,13%. В целом же в структуре преобладают кредиты банков, заемные средства других организаций и бюджетные средства. Следует отметить, что бюджетные инвестиции в развитие сетей инженерной и транспортной инфраструктуры - база устойчивого развития региона. Среди мер по развитию инфраструктуры области следует отметить необходимость развития и модернизации магистральных инженерных сетей и головных сооружений (водо-, газо-, энергоснабжение и телекоммуникации); создание на территории области технополисов - территорий с высокораз-

витой инфраструктурой, подведенными инженерными сетями, транспортными коммуникациями; развитие системы сбора и переработки твердых бытовых отходов.

В настоящее время ведущей целью инвестирования в основной капитал является замена изношенной техники и оборудования, не обновлявшихся в последние 1,5-2 десятилетия. Это актуально для 70% предприятий реального сектора экономики.

В условиях недостатка собственных и сложности привлечения долгосрочных заемных средств важное значение имеет развитие системы лизинга. Правительственная поддержка системы лизинга обеспечит не только ускоренное обновление основных фондов, но и более рациональное использование бюджетных средств.

Совершенствование правовой базы инвестиционного процесса -эффективное средство повышения привлекательности региона для инвесторов. На наш взгляд, в ближайшее время необходимо скорейшее принятие закона «Об инвестиционной деятельности в Московской области», проект которого был внесен с Московскую областную думу в 2002 г., но до сих пор не принят. В него должны быть включены меры по поощрению развития реального сектора экономики, отвечающего спросу населения и развитию наукоемких отраслей. Среди них можно особо выделить следующие:

- стимулирование создания рыночных инвестиционных инструментов (страхование инвестиций; развитие промышленного лизинга, гарантийно-залогового механизма; развитие рынка корпоративных ценных бумаг);

- расширение возможностей получения налоговых льгот (налог на прибыль и имущество) для организаций, занимающихся инвестиционной деятельностью по приоритетным направлениям развития области, особенно внедрением и разработкой новой техники и технологий;

- государственная поддержка инвестиционной деятельности посредством государственных гарантий, налоговых кредитов и льгот;

- государственные инвестиции и целевые инвестиционные программы;

- координация деятельности различных органов и уровней власти для достижения максимальной эффективности вложенных в экономику региона средств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ состояния инвестиционной активности в регионе позволяет выделить комплекс мер по ее повышению на стратегических направлениях развития Московской области:

- формирование информационных ресурсов в сфере инвестиционной деятельности;

- развитие инфраструктуры инвестиционной сферы;

- совершенствование законодательной базы в рамках закона «Об инвестиционной деятельности в Московской области».

Применение этих мер должно способствовать переходу экономики региона к устойчивому развитию в рамках интенсивного сценария, который характеризуется сбалансированной структурой экономики с преобладанием высокотехнологичного сектора и сферы услуг; преобладанием интенсивного развития экономики в сочетании с экстенсивным; качественным ростом инвестиционной активности, изменением структуры инвестиций в пользу высокотехнологичного сектора экономики и сферы услуг; интенсивным ростом инновационной активности; повышением уровня и качества жизни населения Московской области.

Таким образом, из вышесказанного следует, что в нашей стране есть и инвестиции, и средства для инвестиций, а также соответствующие механизмы для их привлечения. Вместе с тем есть понимание того, что только привлечение внебюджетных инвестиций может решить все социальные и экономические проблемы. Однако накопилось достаточно много проблем, которые сдерживают привлечение инвестиций на региональный уровень, которые тормозят привлечение внебюджетных частных инвесторов. Это вызывает необходимость усиления роли государственного регулирования в формировании и реализации государственной инвестиционной политики.

Список литературы

1. Бланк И. А. Основы инвестиционного менеджмента : в 2 т. -Сер. «Библиотека финансового менеджера». - Киев : Ника-Центр, 2001.

2. Вахрин П. И. Инвестиции. - М. : Дашков и Ко, 2004.

3. Инвестиционная политика / под ред. Ю. Н. Лапыгина. - М. : КноРус, 2005.

4. Исследование рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов (1996-2006 гг., по годам) / Рейтинговое агентство «Эксперт РА» // www.raexpert.ru/database/regions

5. Катасонов В. Ю. Инвестиционный потенциал экономики: механизмы формирования и использования. - М. : Анкил, 2005.

6. Проблемы инвестиционной политики в регионах РФ // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2007. - № 1 (318).

7. Раевский С. В., Третьяков А. Г. Инвестиционная активность в регионе. - М. : Экономика, 2006.

8. Состояние инвестиционной активности в Московской области в 2006 году. - М., 2007.

9. Чапек В. Н. Инвестиционная привлекательность экономики России. - Сер. «Высшее образование». - Ростов н/Д., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.