Самыгин С. И.
Д. с. н., профессор кафедры управления персоналом и социологии Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
Эл. почта: багуа.такз\тоУюЬ@дта\1.сот
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
В представленной статье проводится анализ организационноэкономических аспектов формирования и реализации региональной инвестиционной политики в Российской Федерации, обосновывается необходимость смещения акцентов регулирования инвестиционной деятельности на региональный уровень, проводится анализ механизмов ее реализации, а также их эффективности на современном этапе.
Ключевые слова: инвестиционная деятельность, инвестиционные
процессы, региональная инвестиционная политика, региональное инвестиционное законодательство
Одним из основных факторов, определяющих перспективное развитие благосостояния общества, является уровень инвестиционной активности в региональной экономике. Создание условий, обеспечивающих нормальное течение инвестиционных процессов, становится одной из важнейших функций государства, ведущей формой реализации которой выступает создание организационных основ осуществления экономической деятельности.
Социально-экономические причины возникновения и
функционирования инвестирования, а в более широком смысле -инвестиционного процесса, лежат в общественном разделении труда. В условиях свободного рынка одни субъекты имеют имущество, как правило, деньги, но не имеют возможности либо желания приобрести на них дополнительное имущество, у других, наоборот, есть такая возможность, однако их финансы ограниченны. Соответственно в инвестировании так же, как при торговле, происходит товарообмен, но своеобразный: субъект, имеющий средства, то есть инвестор, меняет принадлежащее ему имущество, но не на другой товар, а на обещание (обязательство) лица, получившего средства, передать (выплатить) в будущем имущество, как правило, деньги в объеме, превосходящем переданное, и тем самым получить доход (выгоду).
М.Ю. Маковецкий, анализируя сущность инвестиционного процесса, рассматривает его с трех точек зрения:
- с воспроизводственной точки зрения инвестиционный процесс - это последовательные этапы трансформации сбережений в инвестиции;
- с институциональной точки зрения инвестиционный процесс предполагает наличие сети финансовых учреждений и системы финансовых рынков;
- с функциональной точки зрения инвестиционный процесс - это совокупность отношений между участниками инвестиционной деятельности, складывающихся на стадии аккумулирования инвестиций, их перераспределения и использования в рамках экономической системы. [1]
Инвестиционный процесс можно рассматривать в политической плоскости, как деятельность государства и его органов, прежде всего во внешнеполитической сфере, направленной на улучшение инвестиционного климата. Инвестиционный процесс - это в какой-то мере и явление социального порядка. Инвестирование предполагает появление новых рабочих мест и, как результат, трудовую миграцию. Вложение в пенсионные фонды и обеспечение жизнедеятельности пенсионеров за счет получения негосударственных пенсий - один из столпов социальной стабильности в обществе. Таким образом, инвестиционный процесс - это многогранное явление, изучение которого возможно в рамках различных отраслей человеческих знаний.
Современное состояние отечественной экономики требует реализации структурных преобразований, направленных на формирование конкурентоспособного производства, базирующегося на инновационной основе. Особенно актуальными становится разработка и реализация механизмов активной государственной политики в инвестиционной сфере, а также гибкого и модифицирующегося взаимодействия рыночных структур и государственного регулирования. [2]
Важнейшим средством повышения эффективности инвестиционного потенциала российских регионов, проведения целенаправленной экономической политики является государственное регулирование инвестиционной деятельности. В экономической политике последних лет достаточно четко просматривается реализация идеи о повышении роли государства и строительства «государственного капитализма» с учетом социального компонента.
Состояние современной экономической теории дает немало оснований для пристального внимания к экономической роли государства. Сам факт всемирного распространения рыночных принципов поставил на повестку дня вопрос об изменении этой роли как в региональном, так и национальном и глобальном масштабе. Вместе с тем на рубеже второго-третьего тысячелетия возникли такие проблемы (и глобальные, и национальные), которые могут быть решены или смягчены лишь при активном государственном воздействии. Что же касается России и других постсоциалистических стран, то здесь научный и практический интерес к анализу экономических функций государства связан с поиском оптимальной роли последнего как в трансформационных процессах, так и в становлении новой модели национального развития.
Инвестиционная деятельность в рыночных условиях хозяйствования является предпринимательской деятельностью и осуществляется на инвестиционном рынке, состоящем из рынка объектов реального инвестирования, рынка объектов финансового инвестирования и рынка объектов инновационных инвестиций.
Исторический опыт показывает, что государство и другие государственно-правовые образования всегда относились и должны относиться к числу наиболее надежных партнеров в имущественных отношениях. [3]
При ориентированности инвестиционной стратегии в целом на перенос центра тяжести с государственного инвестирования на формирование
инвестиционной среды, благоприятной для частных инвесторов, и перевода капиталов посредством совершенствования денежно-кредитных, налоговых, амортизационных и иных методов обе составляющие государственной инвестиционной политики (как государственное инвестирование, так и государственное регулирование инвестиционной деятельности) должны быть направлены на поддержку приоритетных отраслей и производств, носить взвешенный и системный характер. Высокую степень приоритетности следует придать эффективным программам развития жизнеобеспечивающих отраслей и сфер народного хозяйства, поддержки отечественных производителей и обеспечения внутреннего спроса в экономике.
Отдельным аспектом участия государства в инвестиционной деятельности является региональная инвестиционная деятельность, которая важна для становления национальной экономики. Подтверждением данного тезиса может служить то обстоятельство, что в Европейском союзе в качестве необходимого условия успешного экономического развития рассматривается именно формирование и осуществление региональной инвестиционной политики. [4]
В условиях глобализации для любой страны важным условием устойчивости и экономической независимости становится способность как отдельных регионов, так и страны в целом быстро реагировать на изменения внутренней и внешней конъюнктуры, осуществлять оперативную адаптацию за счет арсенала средств инвестиционного развития экономики.
Механизм государственного регулирования региональных инвестиционных процессов представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования. В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 25.02.1999 №Э9-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» органы государственной власти для регулирования инвестиционной деятельности используют следующие формы и методы:
- совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
- установление субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
- защит интересов инвесторов;
- предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
- расширение использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
- принятие антимонопольных мер;
- развития финансового лизинга в Российской Федерации;
- проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
- создание возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.
На основании данного закона субъекты Российской Федерации на региональном уровне устанавливают и формы прямого участия в инвестиционной деятельности. При этом в Российской Федерации закреплены единые принципы осуществления инвестиционной деятельности в стране: равенство прав инвесторов на осуществление инвестиционной деятельности; свободы договоров и выбора объекта инвестиций (кроме случаев, когда законодательством прямо запрещено инвестирование в какие-либо объекты); самостоятельное осуществление инвестиционной деятельности (определение объемов, направлений, размеров и эффективности инвестиций); защита прав и законных интересов инвесторов (в том числе владения, пользования, распоряжения объектами и результатами инвестиций), включая защиту инвестиций (от национализации и реквизиции, от изменения законодательства, от незаконных действий государственных
органов) и полное возмещение инвестору всех убытков, причиненных отчуждением имущества и незаконными решениями государственных органов, а также принцип взаимовыгодности инвестиций.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности на региональном уровне обеспечивается региональными органами власти в пределах их компетенции с целью поддержания, стимулирования или предотвращения инвестиционных процессов и осуществляется в соответствии с государственными инвестиционными или целевыми программами; прямым управлением государственными инвестициями; предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств; проведением финансово-кредитной политики (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), политикой ценообразования, амортизационной политикой; контролем за соблюдением государственных норм и стандартов.
Методы регулирования инвестиционной деятельности органами управления региона подразделяют на три группы:
- группу непосредственного (прямого) воздействия на хозяйственную деятельность (путем прямого безвозвратного вложения бюджетных средств в соответствии с выбранными приоритетами);
- группу опосредованного централизованного воздействия; в уё составе методы конкурсного размещения средств бюджетов на возвратной, срочной и платной основе или на условиях закрепления в государственной собственности части акций;
- группу предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального и регионального бюджетов;
-группу косвенного воздействия, базирующуюся на создании благоприятного инвестиционного климата в регионе (путем установления
специальных налоговых режимов, механизма начисления амортизации, защиты интересов инвесторов; предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами; расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения, принятия антимонопольных мер). [5]
Условием эффективности государственной инвестиционной политики на региональном уровне является разработка концепции структурной перестройки производственного сектора, особенно в части приоритетных направлений, на базе которой должны быть определены стратегии и механизм инвестирования для различных групп предприятий, масштабы, формы и методы государственной поддержки, модели организации производственных структур с учетом реально сложившихся в российской экономике условий, в том числе и институциональных.
Вместе с тем, по мнению многих экономистов, в России на сегодняшний день практически отсутствует федеральная инвестиционная политика, в результате чего основная нагрузка по формированию инвестиционной политики ложится на регионы. [6] Такой подход является обоснованным ввиду огромной протяженности и разнообразия региональных особенностей нашей страны, подталкивая власти к осознанию важности развития именно регионально ориентированной инновационно-инвестиционной политики.
Основными элементами инвестиционной политики в субъектах Российской Федерации являются: принятие собственного законодательства, регулирующего инвестиционный процесс; предоставление (в пределах своих полномочий) инвесторам различных льгот и стимулов финансового и нефинансового характера; создание организационных структур по содействию инвестициям; разработка и экспертиза инвестиционных проектов за счет государственных источников финансирования; оказание содействия инвесторам в получении таможенных льгот; предоставление гарантий и
поручительств банкам под выделенные ими средства для реализации отобранных на конкурсной основе инвестиционных проектов;
аккумулирование средств населения путем выпуска муниципальных займов.
Одним из инструментов инвестиционной политики регионов,
направленной на улучшение инвестиционного климата, выступает
законодательная деятельность.
В последние годы акценты в правовом регулировании инвестиционной деятельности переместились на региональный уровень. Это обусловлено усилением роли субъектов Федерации в экономической и правовой сфере, острой потребностью регионов в инвестиционных ресурсах и отсутствием достаточно внятной стратегии государства по привлечению частных инвестиций в отечественную экономику.
При этом решаются следующие первоочередные задачи субъектов Федерации: устранение законодательным путем препятствий на пути доступа частных инвесторов к хозяйственной деятельности на территории региона, создание эффективного механизма предоставления инвесторам на уровне субъектов Федерации льгот и привилегий, а также защита интересов региона на внутреннем и внешнем рынках от недобросовестной конкуренции и монополизации.
Как показывает анализ законодательства субъектов Федерации, правовое регулирование инвестиционной деятельности на уровне регионов
осуществляется по ряду направлений:
1) вопросы социально-экономического развития региона - определение приоритетных отраслей народного хозяйства и приоритетных предприятий; разработка и принятие целевых инвестиционных программ региона по созданию импортозамещающих производств, по повышению конкурентоспособности отдельных отраслей и отдельных объектов;
2) организационные вопросы - порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями, лицензирование, создание специальных
структур в органах государственной власти субъектов РФ, непосредственно реализующих программы поддержки и привлечения инвестиций;
3) вопросы льгот и привилегий - предоставление и обеспечение гарантий прав инвестора; создание льготного режима инвестиционной деятельности -предоставление льгот и освобождений по налогам и сборам в части, зачисляемой в бюджет субъектов Федерации или в местный бюджет, предоставление инвестиционных налоговых кредитов; вопросы ускоренной амортизации; льготные условия пользования землей; льготные ставки по арендной плате за недвижимость, за пользование недрами, природными ресурсами;
4) вопросы бюджетного финансирования и обеспечения инвестиционной деятельности - прямое участие субъектов Федерации, муниципальных образований в финансировании инвестиционных проектов; предоставление инвестиционных кредитов на льготных условиях за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; выпуск региональных ценных бумаг; создание целевых инвестиционных фондов; предоставление государственных гарантий субъектов Федерации, гарантий муниципальных образований по обеспечению исполнения обязательств инвесторами; создание залогового фонда субъектов Федерации;
5) вопросы государственного контроля и защиты государственных интересов - осуществление государственного контроля за инвестиционной деятельностью; создание эффективного механизма защиты национальных интересов и интересов регионов от незаконных действий инвесторов, связанных со злоупотреблением предоставленными правами, с недобросовестной конкуренцией и ограничительной деловой практикой; разработка механизма компенсации возможных экологических и социальных потерь. [7]
Вместе с тем практика показывает, что региональная инвестиционная политика в условиях становления рыночной среды находится в стадии формирования с точки зрения экономического и организационного
механизма ее реализации. Многие регионы не готовы вести инвестиционную политику в рыночных условиях. Одной из причин такой ситуации является, к сожалению, недостаточный опыт и квалификация региональных властей в проведении инвестиционной политики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Маковецкий М.Ю. Роль рынка ценных бумаг в инвестиционном обеспечении экономического роста //Финансы и кредит. -2003. -№ 21.- С. 7-16.
2. Иванов Г.И, Инвестиции: сущность, виды, механизмы функционирования.
- Ростов н/Д: Феникс, 2002.
3. Гильманов Э.М. Инвестиционная деятельность государства в расходах бюджета Российской Федерации //Финансовое право.-2007.-№ 10.- С.64.
4. Акопян О.А. Законодательство в области инвестирования в капитальные вложения // Журнал российского права. 2010. N 2. С. 13 - 22.
5. Чуб Б. А. Управление инвестиционными процессами в регионе /- М. : Буквица, 2004.
6. Грицына В., Курнышева И. Особенности инвестиционного процесса // Экономист. М.-2006.-№3.
7. Мухетдинова Н.М. Региональные проблемы современного инвестиционного роста России //Государственная власть и местное самоуправление. 2007, N 4.