Научная статья на тему 'Организационно-экономические аспекты реализации региональной инвестиционной политики'

Организационно-экономические аспекты реализации региональной инвестиционной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНОЕ ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / INVESTMENT ACTIVITIES / INVESTMENT PROCESSES / INVESTMENT POLICY OF THE REGION / INVESTMENT LEGISLATION OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самыгин С. И.

В представленной статье проводится анализ организационно-экономических аспектов формирования и реализации региональной инвестиционной политики в Российской Федерации, обосновывается необходимость смещения акцентов регулирования инвестиционной деятельности на региональный уровень, проводится анализ механизмов ее реализации, а также их эффективности на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organizational and economic aspects of formation and realization of the regional investment policy in the Russian Federation are investigated in the article. The necessity of turning attention exactly to the regulation of investment activities on the regional level is explained, the methods of its realization and efficiency are also analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические аспекты реализации региональной инвестиционной политики»

Самыгин С. И.

Д. с. н., профессор кафедры управления персоналом и социологии Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Эл. почта: багуа.такз\тоУюЬ@дта\1.сот

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

В представленной статье проводится анализ организационноэкономических аспектов формирования и реализации региональной инвестиционной политики в Российской Федерации, обосновывается необходимость смещения акцентов регулирования инвестиционной деятельности на региональный уровень, проводится анализ механизмов ее реализации, а также их эффективности на современном этапе.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, инвестиционные

процессы, региональная инвестиционная политика, региональное инвестиционное законодательство

Одним из основных факторов, определяющих перспективное развитие благосостояния общества, является уровень инвестиционной активности в региональной экономике. Создание условий, обеспечивающих нормальное течение инвестиционных процессов, становится одной из важнейших функций государства, ведущей формой реализации которой выступает создание организационных основ осуществления экономической деятельности.

Социально-экономические причины возникновения и

функционирования инвестирования, а в более широком смысле -инвестиционного процесса, лежат в общественном разделении труда. В условиях свободного рынка одни субъекты имеют имущество, как правило, деньги, но не имеют возможности либо желания приобрести на них дополнительное имущество, у других, наоборот, есть такая возможность, однако их финансы ограниченны. Соответственно в инвестировании так же, как при торговле, происходит товарообмен, но своеобразный: субъект, имеющий средства, то есть инвестор, меняет принадлежащее ему имущество, но не на другой товар, а на обещание (обязательство) лица, получившего средства, передать (выплатить) в будущем имущество, как правило, деньги в объеме, превосходящем переданное, и тем самым получить доход (выгоду).

М.Ю. Маковецкий, анализируя сущность инвестиционного процесса, рассматривает его с трех точек зрения:

- с воспроизводственной точки зрения инвестиционный процесс - это последовательные этапы трансформации сбережений в инвестиции;

- с институциональной точки зрения инвестиционный процесс предполагает наличие сети финансовых учреждений и системы финансовых рынков;

- с функциональной точки зрения инвестиционный процесс - это совокупность отношений между участниками инвестиционной деятельности, складывающихся на стадии аккумулирования инвестиций, их перераспределения и использования в рамках экономической системы. [1]

Инвестиционный процесс можно рассматривать в политической плоскости, как деятельность государства и его органов, прежде всего во внешнеполитической сфере, направленной на улучшение инвестиционного климата. Инвестиционный процесс - это в какой-то мере и явление социального порядка. Инвестирование предполагает появление новых рабочих мест и, как результат, трудовую миграцию. Вложение в пенсионные фонды и обеспечение жизнедеятельности пенсионеров за счет получения негосударственных пенсий - один из столпов социальной стабильности в обществе. Таким образом, инвестиционный процесс - это многогранное явление, изучение которого возможно в рамках различных отраслей человеческих знаний.

Современное состояние отечественной экономики требует реализации структурных преобразований, направленных на формирование конкурентоспособного производства, базирующегося на инновационной основе. Особенно актуальными становится разработка и реализация механизмов активной государственной политики в инвестиционной сфере, а также гибкого и модифицирующегося взаимодействия рыночных структур и государственного регулирования. [2]

Важнейшим средством повышения эффективности инвестиционного потенциала российских регионов, проведения целенаправленной экономической политики является государственное регулирование инвестиционной деятельности. В экономической политике последних лет достаточно четко просматривается реализация идеи о повышении роли государства и строительства «государственного капитализма» с учетом социального компонента.

Состояние современной экономической теории дает немало оснований для пристального внимания к экономической роли государства. Сам факт всемирного распространения рыночных принципов поставил на повестку дня вопрос об изменении этой роли как в региональном, так и национальном и глобальном масштабе. Вместе с тем на рубеже второго-третьего тысячелетия возникли такие проблемы (и глобальные, и национальные), которые могут быть решены или смягчены лишь при активном государственном воздействии. Что же касается России и других постсоциалистических стран, то здесь научный и практический интерес к анализу экономических функций государства связан с поиском оптимальной роли последнего как в трансформационных процессах, так и в становлении новой модели национального развития.

Инвестиционная деятельность в рыночных условиях хозяйствования является предпринимательской деятельностью и осуществляется на инвестиционном рынке, состоящем из рынка объектов реального инвестирования, рынка объектов финансового инвестирования и рынка объектов инновационных инвестиций.

Исторический опыт показывает, что государство и другие государственно-правовые образования всегда относились и должны относиться к числу наиболее надежных партнеров в имущественных отношениях. [3]

При ориентированности инвестиционной стратегии в целом на перенос центра тяжести с государственного инвестирования на формирование

инвестиционной среды, благоприятной для частных инвесторов, и перевода капиталов посредством совершенствования денежно-кредитных, налоговых, амортизационных и иных методов обе составляющие государственной инвестиционной политики (как государственное инвестирование, так и государственное регулирование инвестиционной деятельности) должны быть направлены на поддержку приоритетных отраслей и производств, носить взвешенный и системный характер. Высокую степень приоритетности следует придать эффективным программам развития жизнеобеспечивающих отраслей и сфер народного хозяйства, поддержки отечественных производителей и обеспечения внутреннего спроса в экономике.

Отдельным аспектом участия государства в инвестиционной деятельности является региональная инвестиционная деятельность, которая важна для становления национальной экономики. Подтверждением данного тезиса может служить то обстоятельство, что в Европейском союзе в качестве необходимого условия успешного экономического развития рассматривается именно формирование и осуществление региональной инвестиционной политики. [4]

В условиях глобализации для любой страны важным условием устойчивости и экономической независимости становится способность как отдельных регионов, так и страны в целом быстро реагировать на изменения внутренней и внешней конъюнктуры, осуществлять оперативную адаптацию за счет арсенала средств инвестиционного развития экономики.

Механизм государственного регулирования региональных инвестиционных процессов представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования. В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 25.02.1999 №Э9-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» органы государственной власти для регулирования инвестиционной деятельности используют следующие формы и методы:

- совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

- установление субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

- защит интересов инвесторов;

- предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

- расширение использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

- принятие антимонопольных мер;

- развития финансового лизинга в Российской Федерации;

- проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

- создание возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

На основании данного закона субъекты Российской Федерации на региональном уровне устанавливают и формы прямого участия в инвестиционной деятельности. При этом в Российской Федерации закреплены единые принципы осуществления инвестиционной деятельности в стране: равенство прав инвесторов на осуществление инвестиционной деятельности; свободы договоров и выбора объекта инвестиций (кроме случаев, когда законодательством прямо запрещено инвестирование в какие-либо объекты); самостоятельное осуществление инвестиционной деятельности (определение объемов, направлений, размеров и эффективности инвестиций); защита прав и законных интересов инвесторов (в том числе владения, пользования, распоряжения объектами и результатами инвестиций), включая защиту инвестиций (от национализации и реквизиции, от изменения законодательства, от незаконных действий государственных

органов) и полное возмещение инвестору всех убытков, причиненных отчуждением имущества и незаконными решениями государственных органов, а также принцип взаимовыгодности инвестиций.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности на региональном уровне обеспечивается региональными органами власти в пределах их компетенции с целью поддержания, стимулирования или предотвращения инвестиционных процессов и осуществляется в соответствии с государственными инвестиционными или целевыми программами; прямым управлением государственными инвестициями; предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств; проведением финансово-кредитной политики (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), политикой ценообразования, амортизационной политикой; контролем за соблюдением государственных норм и стандартов.

Методы регулирования инвестиционной деятельности органами управления региона подразделяют на три группы:

- группу непосредственного (прямого) воздействия на хозяйственную деятельность (путем прямого безвозвратного вложения бюджетных средств в соответствии с выбранными приоритетами);

- группу опосредованного централизованного воздействия; в уё составе методы конкурсного размещения средств бюджетов на возвратной, срочной и платной основе или на условиях закрепления в государственной собственности части акций;

- группу предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального и регионального бюджетов;

-группу косвенного воздействия, базирующуюся на создании благоприятного инвестиционного климата в регионе (путем установления

специальных налоговых режимов, механизма начисления амортизации, защиты интересов инвесторов; предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами; расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения, принятия антимонопольных мер). [5]

Условием эффективности государственной инвестиционной политики на региональном уровне является разработка концепции структурной перестройки производственного сектора, особенно в части приоритетных направлений, на базе которой должны быть определены стратегии и механизм инвестирования для различных групп предприятий, масштабы, формы и методы государственной поддержки, модели организации производственных структур с учетом реально сложившихся в российской экономике условий, в том числе и институциональных.

Вместе с тем, по мнению многих экономистов, в России на сегодняшний день практически отсутствует федеральная инвестиционная политика, в результате чего основная нагрузка по формированию инвестиционной политики ложится на регионы. [6] Такой подход является обоснованным ввиду огромной протяженности и разнообразия региональных особенностей нашей страны, подталкивая власти к осознанию важности развития именно регионально ориентированной инновационно-инвестиционной политики.

Основными элементами инвестиционной политики в субъектах Российской Федерации являются: принятие собственного законодательства, регулирующего инвестиционный процесс; предоставление (в пределах своих полномочий) инвесторам различных льгот и стимулов финансового и нефинансового характера; создание организационных структур по содействию инвестициям; разработка и экспертиза инвестиционных проектов за счет государственных источников финансирования; оказание содействия инвесторам в получении таможенных льгот; предоставление гарантий и

поручительств банкам под выделенные ими средства для реализации отобранных на конкурсной основе инвестиционных проектов;

аккумулирование средств населения путем выпуска муниципальных займов.

Одним из инструментов инвестиционной политики регионов,

направленной на улучшение инвестиционного климата, выступает

законодательная деятельность.

В последние годы акценты в правовом регулировании инвестиционной деятельности переместились на региональный уровень. Это обусловлено усилением роли субъектов Федерации в экономической и правовой сфере, острой потребностью регионов в инвестиционных ресурсах и отсутствием достаточно внятной стратегии государства по привлечению частных инвестиций в отечественную экономику.

При этом решаются следующие первоочередные задачи субъектов Федерации: устранение законодательным путем препятствий на пути доступа частных инвесторов к хозяйственной деятельности на территории региона, создание эффективного механизма предоставления инвесторам на уровне субъектов Федерации льгот и привилегий, а также защита интересов региона на внутреннем и внешнем рынках от недобросовестной конкуренции и монополизации.

Как показывает анализ законодательства субъектов Федерации, правовое регулирование инвестиционной деятельности на уровне регионов

осуществляется по ряду направлений:

1) вопросы социально-экономического развития региона - определение приоритетных отраслей народного хозяйства и приоритетных предприятий; разработка и принятие целевых инвестиционных программ региона по созданию импортозамещающих производств, по повышению конкурентоспособности отдельных отраслей и отдельных объектов;

2) организационные вопросы - порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями, лицензирование, создание специальных

структур в органах государственной власти субъектов РФ, непосредственно реализующих программы поддержки и привлечения инвестиций;

3) вопросы льгот и привилегий - предоставление и обеспечение гарантий прав инвестора; создание льготного режима инвестиционной деятельности -предоставление льгот и освобождений по налогам и сборам в части, зачисляемой в бюджет субъектов Федерации или в местный бюджет, предоставление инвестиционных налоговых кредитов; вопросы ускоренной амортизации; льготные условия пользования землей; льготные ставки по арендной плате за недвижимость, за пользование недрами, природными ресурсами;

4) вопросы бюджетного финансирования и обеспечения инвестиционной деятельности - прямое участие субъектов Федерации, муниципальных образований в финансировании инвестиционных проектов; предоставление инвестиционных кредитов на льготных условиях за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; выпуск региональных ценных бумаг; создание целевых инвестиционных фондов; предоставление государственных гарантий субъектов Федерации, гарантий муниципальных образований по обеспечению исполнения обязательств инвесторами; создание залогового фонда субъектов Федерации;

5) вопросы государственного контроля и защиты государственных интересов - осуществление государственного контроля за инвестиционной деятельностью; создание эффективного механизма защиты национальных интересов и интересов регионов от незаконных действий инвесторов, связанных со злоупотреблением предоставленными правами, с недобросовестной конкуренцией и ограничительной деловой практикой; разработка механизма компенсации возможных экологических и социальных потерь. [7]

Вместе с тем практика показывает, что региональная инвестиционная политика в условиях становления рыночной среды находится в стадии формирования с точки зрения экономического и организационного

механизма ее реализации. Многие регионы не готовы вести инвестиционную политику в рыночных условиях. Одной из причин такой ситуации является, к сожалению, недостаточный опыт и квалификация региональных властей в проведении инвестиционной политики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Маковецкий М.Ю. Роль рынка ценных бумаг в инвестиционном обеспечении экономического роста //Финансы и кредит. -2003. -№ 21.- С. 7-16.

2. Иванов Г.И, Инвестиции: сущность, виды, механизмы функционирования.

- Ростов н/Д: Феникс, 2002.

3. Гильманов Э.М. Инвестиционная деятельность государства в расходах бюджета Российской Федерации //Финансовое право.-2007.-№ 10.- С.64.

4. Акопян О.А. Законодательство в области инвестирования в капитальные вложения // Журнал российского права. 2010. N 2. С. 13 - 22.

5. Чуб Б. А. Управление инвестиционными процессами в регионе /- М. : Буквица, 2004.

6. Грицына В., Курнышева И. Особенности инвестиционного процесса // Экономист. М.-2006.-№3.

7. Мухетдинова Н.М. Региональные проблемы современного инвестиционного роста России //Государственная власть и местное самоуправление. 2007, N 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.