Научная статья на тему 'Сущность и методы управления региональными инвестиционно-инновационными проектами (на примере Северо-Западного региона)'

Сущность и методы управления региональными инвестиционно-инновационными проектами (на примере Северо-Западного региона) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малышев Денис Перфильевич

Определена сущность региональных инвестиционно-инновационных проектов. Выполнен анализ и систематизация методов управления региональными инвестиционно-инновационными проектами в субъектах Северо-Запада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article defined the essence of regional investment-innovation projects. Methods of management of regional investment-innovation projects in the North-West are analyzed and systematized.

Текст научной работы на тему «Сущность и методы управления региональными инвестиционно-инновационными проектами (на примере Северо-Западного региона)»

УДК 332.1

Д.П. Малышев

СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ (НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО РЕГИОНА)

Исследования последних лет показывают, что наиболее значимыми факторами, которые сдерживают инновационную активность предприятий, являются, прежде всего, экономические факторы [1, 2]. В то же время к числу главных факторов, препятствующих активизации инновационной деятельности на региональном уровне, на наш взгляд, относится недостаточный уровень развития методов управления региональными инвестиционно-инновационными проектами (РИИП). При этом в современной литературе отсутствует четкое толкование данного понятия.

Проведенный анализ литературных источников позволил выявить три основных подхода к определению сущности понятия «инвестиционный проект». Так, ресурсный подход под инвестиционным проектом понимает вложение капитала на определенный срок с целью извлечения дохода [3, 4]. Логический подход предполагает, что инвестиционный проект - это последовательность действий, связанных с обоснованием объемов и порядка вложения средств, их реальным вложением, введением мощностей в действие, текущей оценкой целесообразности поддержания и продолжения проекта и итоговой оценкой результативности проекта по его завершении [5]. Предлагается также системный подход [6], когда под инвестиционным проектом понимается система взаимосвязанных намерений, документов и мероприятий по осуществлению целей инвестиционных вложений, обеспечивающих заданные производственные, социальные и финансово-экономические результаты. При рассмотрении инвестиционного проекта с позиций региональной экономики необходимо использовать, на наш взгляд, именно системный подход.

В методических рекомендациях Инвестиционного фонда РФ [7] под региональным инве-

стиционным проектом предлагается понимать инвестиционный проект, имеющий региональное и межрегиональное значение, осуществляемый на условиях государственно-частного партнерства, направленный на социально-экономическое развитие субъекта (субъектов) РФ в части создания и (или) развития объектов транспортной, инженерной или энергетической инфраструктуры государственной собственности субъектов РФ и (или) муниципальной собственности, стоимость которого составляет не менее 500 млн р. Однако в данном определении учитываются только проекты в части инфраструктуры, а региональные инвестиционные проекты должны, с нашей точки зрения, затрагивать также и бизнес и социальную сферу региона. Кроме того, чтобы соответствовать определению регионального инвестиционного проекта сумма проекта должна составлять не менее полумиллиарда рублей. На наш взгляд, для различных субъектов РФ и сфер региональной экономики суммы проектов, имеющих региональное или межрегиональное значение, должны различаться ввиду имеющихся отличий в текущем состоянии определенной сферы региона, масштабах проекта и его содержании.

В данном определении регионального инвестиционного проекта отсутствует также весьма важная его составляющая - инновационная. В целях инновационного развития экономики России современные стратегии регионов в большинстве случаев предполагают реализацию инновационного сценария. Таким образом, можно утверждать, что региональные инвестиционные проекты без инновационного наполнения будут не в полной мере соответствовать современным инновационным стратегиям развития субъектов РФ. В связи с необходимостью инновационного развития экономики России

и ее регионов, которое связано, прежде всего, с реализацией комплекса взаимосвязанных проектов, нами предлагается использовать понятие «региональный инвестиционно-инновационный проект».

Под региональным инвестиционно-инновационным проектом будем понимать систему взаимосвязанных мероприятий по осуществлению целей инвестиционных вложений, имеющих региональное (межрегиональное) значение и обеспечивающих инновационное развитие субъекта (субъектов) РФ в части создания и (или) развития объектов инфраструктуры, бизнеса или социальной сферы. Отличительной чертой данного определения является выделение таких атрибутов проекта, как его инновационный характер и сфера реализации.

Поскольку одним из основных факторов, препятствующих активизации инновационной деятельности на региональном уровне, является недостаточный уровень развития методов управления РИИП, то в связи с этим актуальными задачами будут анализ и систематизация лучшей практики формирования комплексной системы этих методов. Далее в качестве объекта исследования рассмотрим субъекты СЗФО, в качестве предмета исследования - инвестиционную и инновационную политику регионов, практику применения методов поддержки РИИП.

Под методом управления РИИП будем понимать совокупность инструментов воздействия на РИИП, используемых органами власти федерального и регионального уровней для достижения поставленных целей. При этом, с точки зрения предмета исследования, большее значение имеет региональный уровень управления.

Для анализа и систематизации методов государственного регулирования инвестиционной деятельности в субъектах Северо-Запада в [8] был использован подход, согласно которому все методы группируются по целевому признаку: обеспечивающие интересы государства в инвестиционной сфере; направленные на создание общих благоприятных условий инвестиционной деятельности; методы мобилизации источников финансирования инвестиционной деятельности. Однако основной акцент здесь делается на ме-

тоды мобилизации источников финансирования инвестиционной деятельности, не описаны критерии отнесения методов мобилизации к определенным группам, не учтена также инновационная составляющая инвестиционного процесса, что непременно отражается на управлении РИИП. В связи с этим возникает объективная необходимость рассмотрения методов управления РИИП именно с точки зрения инновационной составляющей.

В ходе проведенного анализа нами выявлены и систематизированы методы государственного регулирования инновационной деятельности регионов как важной инновационной составляющей целостного механизма управления РИИП. Данные методы также предлагается группировать по целевому признаку: обеспечивающие интересы государства (региона) в инновационной сфере; направленные на создание общих благоприятных условий инновационной деятельности; методы мобилизации источников финансирования РИИП.

Анализ показывает, что в регионах Северо-Запада среди методов управления РИИП наиболее распространены методы, обеспечивающие интересы государства (региона) в инновационной сфере, отнесенные нами в первую группу. Так, контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделенных на финансирование инновационного проекта, широко используется во всех субъектах СЗФО (см. табл. 1).

В следующую группу мы отнесли методы, направленные на создание общих благоприятных условий инновационной деятельности. При этом во всех субъектах Северо-Запада используется создание инновационной инфраструктуры в качестве метода регулирования инновационной деятельности. Кроме этого, в половине из рассмотренных регионов развитие получили такие методы, как создание специального регулирующего органа в инновационной сфере и оказание информационно-консультационных услуг.

В третью группу вошли методы мобилизации источников финансирования РИИП, которые, в свою очередь, разделяются на методы мобилизации собственных, привлеченных и заемных источников (см. табл. 2).

Таблица 1

Методы управления РИИП

Субъекты Северо-Запада

я я а к яа я г р

а ск я а с д ка с я а а к ая бу

Методы управления ьс ел г н а х р < к с д е о л о т а р г к и н и л а д а а 1-е н и н е к с н й £ р у М с д о а о г в о Н ка с я о к с П ия 5 а а « Коми р е Й С кт н а С Итого

Обеспечивающие интересы государства (региона)

в инновационной сфере:

контроль за целевым использованием бюджетных средств + + + + + + + + + + 10

разработка и реализация инновационной политики + + + + + + + + + 9

экспертиза (оценка, проверка) инновационных проектов + + + 3

Направленные на создание общих благоприятных условий

инновационной деятельности:

создание инновационной инфраструктуры + + + + + + + + + + 10

создание специального регулирующего органа в иннова- + + + + + 5

ционной сфере

оказание информационно-консультационных услуг + + + + + 5

проведение выставочно-ярморочных мероприятий + + + + 4

организация сопровождения участия субъектов инновацион- + + + 3

ной деятельности в ФЦП

сопровождение инновационных проектов, получивших + + 2

финансовую поддержку из средств областного бюджета

проведение мониторинга в целях определения приоритет- + 1

ных направлений инновационного развития

организация проведения научно-исследовательских работ + 1

в области инновационного предпринимательства

участие в создании юридических лиц, осуществляющих + 1

инновационную деятельность

содействие развитию международного сотрудничества + 1

Итого 3 6 6 8 4 5 2 5 9 7 55

Методы мобилизации собственных источников финансирования инновационной деятельности. Критериями отнесения конкретных методов в данную подгруппу будут: во-первых, создание дополнительного спроса на инновационную продукцию (работы, услуги) предприятия-

инвестора; во-вторых, установление различного рода льгот по налогам, сборам, аренде и прочим платежам в бюджет либо же их компенсация за счет бюджетных средств; в-третьих, предоставление различного рода субсидий и компенсаций на предынвестиционной фазе реализации РИИП.

Таблица 2

Методы мобилизации источников финансирования РИИП в Северо-Западном регионе

Субъекты Северо-Запада

я я а к яа я г р

а ск я а с д ка с я а а к ая бу

Методы мобилизации источников финансирования РИИП ьс 5 1-е н а х р < к с д е о л о т а р г к и н и л а К д а а 1-е н и н е Л к с н Й £ р у М с д о р о г в о Н ка с я о к с П ия 5 а а К Коми р е Й С кт н а С Итого

Собственные источники финансирования

Государственная премия субъекта РФ + + + + + + 6

Налоговые льготы + + + + + 5

Субсидирование части затрат по участию в выставках + + + + 4

Субсидирование затрат на подготовку кадров + + + + 4

Субсидирование затрат на получение патентов и пр. + + + + 4

Льготы по аренде государственного имущества + + + 3

Предоставление субсидий на возмещение части затрат + + + 3

на разработку и внедрение инновационных технологий

Государственный заказ инновационной продукции + + + 3

Присуждение именных научных стипендий + + 2

Субсидирование экспорта инновационной продукции + + 2

Отсрочки и рассрочки по налогам при реализации РИИП + + 2

Субсидирование части затрат на сертификацию + + 2

Инновационный грант на поддержку разработок в целях + + 2

возмещения затрат или недополученных доходов

Субсидии на возмещение затрат, связанных с увеличением + + 2

объема отгруженных инновационных товаров

Целевая субвенция по налогам при реализации РИИП + 1

Субсидирование части затрат в первый год деятельности ин- + 1

новационного предприятия

Компенсация части затрат субъектов инновационной + 1

деятельности, связанных с оказанием на безвозмездной основе

услуг для субъектов инновационной деятельности

Субсидии на возмещение затрат на аренду недвижимого + 1

имущества или пользование уникальным оборудованием

Привлеченные источники финансирования

Субсидии (грант) на создание собственного дела + + + + 4

Грант на финансирование инновационной деятельности + + + 3

Создание венчурного фонда + + + 3

Окончание табл. 2

Методы мобилизации источников финансирования РИИП

Субъекты Северо-Запада

г н а

х р

<

я а к

с

д

а гр

н и н

е

я а к

с

д

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о р

го

в о Н

р

а Ка

г р

у

б р

е

ет П-

кт

н

а С

Итого

Принятие на счет бюджета части расходов по содержанию объектов инновационной инфраструктуры

Создание гарантийного фонда инновационной деятельности

Предоставление средств бюджета на развитие инновационной инфраструктуры

Заемные источники финансирования

Субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам для реализации РИИП

Субсидирование лизинговых платежей по оборудованию для инновационной деятельности

Субсидирование процентов по облигационным займам, размещенным для финансирования РИИП

Предоставление целевых бюджетных средств специализированным региональным фондам развития для использования на выдачу инновационным организациям кредитов на льготных условиях

Бюджетные кредиты для реализации РИИП

Предоставление государственных гарантий по РИИП

Субсидирование заемных средств на срок до одного года для финансирования инновационных проектов

Итого

10

11

16

13

73

2

+

+

+

+

4

+

+

+

+

2

+

1

+

1

+

+

2

4

9

4

1

3

Проведенный анализ показал, что в половине субъектов Северо-Запада используются такие методы мобилизации собственных источников финансирования, как предоставление налоговых льгот и присуждение государственных премий субъекта РФ в инновационной сфере.

Методы мобилизации привлеченных источников финансирования инновационной деятельности. В этом случае критериями отнесения определенных методов в данную подгруппу будут либо финансовое участие региона в создании специальных фондов, средства которых будут использоваться при реализации РИИП, либо прямое

финансирование (софинансирование) реализации проектов за счет бюджетных средств. Анализ практики использования методов данной подгруппы в субъектах СЗФО показывает, что наибольшее развитие получили субсидии (гранты) на создание собственного дела (Вологодская, Ленинградская области, республики Коми и Карелия).

Методы мобилизации заемных источников финансирования инновационной деятельности. Критерием для отнесения конкретных методов в данную подгруппу будет выступать способность этих методов воздействовать на инвесто-

ров, стимулируя последних использовать именно заемные средства, несмотря на их возвратный и платный характер. Проведенный анализ показал, что в субъектах СЗФО наибольшее развитие получил метод субсидирования части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам (Калининградская, Мурманская области, Республика Коми, Санкт-Петербург).

Таким образом, в большинстве субъектов Северо-Запада среди методов государственного управления РИИП получили распространение: контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделенных на финансирование РИИП; разработка и реализация инновацион-

ной политики; создание инновационной инфраструктуры; создание специального регулирующего органа в инновационной сфере; оказание информационно-консультационных услуг; государственная премия субъекта РФ; налоговые льготы по инновационной деятельности.

Определение сущности регионального инвестиционно-инновационного проекта, а также систематизация практического применения методов управления РИИП в субъектах Северо-Запада позволят региональным органам власти активизировать деятельность по реализации стратегий инновационного развития и, в конечном итоге, повысят уровень инновационного процесса в России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Индикаторы инновационной деятельности: 2009 [Текст] : стат. сб. - М.: ГУ-ВШЭ, 2009.

2. Российский статистический ежегодник. 2010 [Текст] : стат. сб. / Росстат. - М., 2010.

3. Николаев, М.А. Инвестиционная деятельность [Текст] : учеб. пособие / М.А. Николаев. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 336 с.

4. Бланк И.А. Финансовый менеджмент [Текст] : [учеб. курс]. - 2-е изд. - Киев: Эльга, Ника-Центр, 2004. - 656 с.

5. Инвестиции [Текст] : учебник / под. ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова, В.А. Лялина. - М.: ТК Велби, 2003. - 440 с.

6. Быстров, О.Ф. Управление инвестиционной деятельностью в регионах Российской Федерации [Текст] : [моногр.] / О.Ф. Быстров, В.Я. Поздняков,

B.М. Прудников, В.В. Перцов, С.В. Казаков. - М.: Инфра-М, 2008. - 358 с. - (Научная мысль).

7. Методические рекомендации по подготовке документов для участия регионального инвестиционного проекта в отборе проектов, претендующих на получение бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации [Электронный ресурс] : офиц. сайт Мин-ва регион. развития РФ. - Режим доступа: http://www.minregion.ru/upload/investfond/instructions_g uides/metodichka2009.doc

8. Николаев, М.А. Механизм финансирования инвестиционного процесса на региональном уровне [Текст] / М.А. Николаев, Т.М. Мальцагова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. - 2011. - № 3. -

C. 138-143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.