Научная статья на тему 'Актуальные источники финансирования инвестиционных и инновационных проектов'

Актуальные источники финансирования инвестиционных и инновационных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2319
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / INVESTMENT PROJECTS / FINANCING SOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горбач Л. А.

Приведены результаты изучения существующих источников финансирования инвестиционных проектов по приоритетным сферам и субъектам инвестиционной деятельности и сделаны выводы о возможности практического применения данных механизмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of studying of existing sources of financing of investment projects on priority spheres and subjects of investment activity are resulted and conclusions are drawn on possibility of application of available mechanisms for financing of projects in actual practice.

Текст научной работы на тему «Актуальные источники финансирования инвестиционных и инновационных проектов»

УДК 330.322.1

Л. А. Горбач

АКТУАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ

И ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Ключевые слова: инвестиционные проекты, источники финансирования.

Приведены результаты изучения существующих источников финансирования инвестиционных проектов по приоритетным сферам и субъектам инвестиционной деятельности и сделаны выводы о возможности практического применения данных механизмов.

Keywords: investment projects, financing sources.

Results of studying of existing sources offinancing of investment projects on priority spheres and subjects of investment activity are resulted and conclusions are drawn on possibility of application of available mechanisms for financing ofprojects in actual practice.

Реализация актуальных задач современной экономики невозможна без привлечения значительных объемов инвестиционных ресурсов. В то же время, несмотря на расширение возможностей финансирования инвестиционных проектов в российской экономике, в том числе за счет привлечения иностранных источников, недостаток инвестиционных ресурсов по-прежнему остается одним из главных препятствий динамичного развития различных отраслей народного хозяйства. В первую очередь это касается перспективных направлений -проектов в сфере высокотехнологичных производств, а также инновационных проектов, реализуемых субъектами малого бизнеса. Таким образом, первостепенной задачей современной экономики является создание эффективных механизмов привлечения финансовых ресурсов под инвестиционные проекты, имеющие высокую значимость для социально-экономического развития России.

В современной литературе в качестве источников финансирования инвестиционных проектов выделяются следующие:

1. Самофинансирование, т.е. финансирование инвестиционных проектов за счет собственных средств компаний

2. Долевое финансирование: выпуск акций и др.

3. Кредитное финансирование (инвестиционные кредиты банков, выпуск облигаций и

др.).

4. Бюджетное финансирование (привлечение средств государственного бюджета для финансирования инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики)

5. Проектное финансирование (в широком смысле - способ мобилизации различных источников финансирования и использования разных методов финансирования для реализации конкретного инвестиционного проекта; в узком смысле - финансирование инвестиционного проекта, возвратность средств по которому обеспечивается благодаря генерируемой этим проектом прибыли и происходит оптимальное распределение рисков) [1].

6. Лизинг (вид инвестиционной деятельности, при котором арендодатель (лизингодатель) по договору финансовой аренды (лизинга) обязуется приобрести в собственность имущество у определенного продавца и предоставить его арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование).

7. Смешанное финансирование (привлечение различных источников средств для финансирования инвестиционных проектов)

Таким образом, в зависимости от субъектов инвестиционной деятельности перечисленные источники можно разделить на внутренние и внешние (для государства или регионов) и собственные и привлеченные (для отдельных организаций, аккумулирующих средства на реализацию конкретных инвестиционных проектов). При этом характеризующим

236

признаком данной классификации в обоих случаях является происхождение источника финансирования - средства субъекта инвестиционной деятельности либо средства сторонних субъектов. Таким образом, для отдельных организаций внутренними источниками финансирования выступают собственные средства - амортизация, прибыль, а для административных единиц - все инвестиционные ресурсы, сформированные на территории данной единицы, в том числе средства муниципального или регионального бюджетов.

Нами были осуществлены сбор и систематизация данных о существующих источниках финансирования инвестиционных и инновационных проектов по приоритетным сферам и субъектам инвестиционной деятельности и получены следующие выводы.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, основным источником финансирования инвестиционных проектов в России являются собственные средства предприятий (в 2008 г. 39,5% в общем объеме инвестиций), формируемые в основном за счет получаемой прибыли (18,4% от общего объема). Однако совокупно доля внешних (привлеченных) источников превалирует над собственными (60,5% в 2008 г.) и продолжает расти (с 2000 г. на 8 п.п.) [2, с. 46], что может быть обусловлено развитием финансовой инфраструктуры российской экономики, расширяющей возможности аккумулирования инвестиционных ресурсов.

Традиционно лидирующие позиции среди привлеченных источников занимают средства государственного бюджета (21% по итогам 2008 г.). Участие государства в инвестиционной деятельности может быть как косвенным через создание благоприятного инвестиционного климата путем совершенствования системы налогов, механизма отчисления амортизации, принятия антимонопольных мер, защиты интересов инвесторов, развития финансового лизинга и т.д.; так и прямым - путем разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, в том числе в форме субсидий; размещения средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов в форме государственных заказов для государственных и муниципальных нужд и т.д. [3] Кроме того, к формам прямого участия государства можно отнести предоставления государственных гарантий и поручительств при привлечении ресурсов (Инвестиционный фонд РФ, ГК «Роснано»), предоставления грантов в сфере научных разработок по приоритетным направлениям (Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм (Фонд Бортника), а также в форме долевого финансирования (ГК «Роснано»).

Непосредственную задачу в предоставлении инвестиционных ресурсов за счет средств государственного бюджета выполняет Инвестиционный фонд РФ, способствующий реализации общественно значимых проектов, не имеющих альтернативных вариантов привлечения финансирования. Фонд направляет бюджетные инвестиции в виде субсидий на капитальное строительство под проекты, стоимость которых не меньше 5 млрд. руб. При этом обязательным условием является участие в инвестировании инициатора проекта не менее чем на 25% от стоимости инвестиционного проекта, а также достижение положительного социального эффекта от реализации проекта. Объем бюджетных средств, которым располагает Инвестиционный фонд РФ в 2011 г. составляет 63761,48 млн. руб.

Важнейшим инструментом осуществления государственной социальной и экономической политики развития страны и отдельных ее регионов в настоящее время выступает программно-целевой метод. Целевые программы представляют собой увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексы научно-исследовательских, опытно-конструкторских, организационно-хозяйственных и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в области государственного строительства, научно-технического, экономического, инвестиционного, социальнодемографического, внешнеэкономического, культурного, экологического и регионального

развития Российской Федерации [4]. Особенностью программно-целевого метода является определение направлений развития и очередности их реализации исходя из народнохозяйственной значимости, экономической и социальной целесообразности с учетом возможностей финансирования программных мероприятий на федеральном, региональном или местном уровнях. Применение комплексного подхода при осуществлении программ по приоритетным направлениям развития путем интеграции усилий (материальных, финансовых, кадровых ресурсов) различных субъектов-участников позволяет достигать коренных сдвигов в развитии экономики и социальной сферы, которые не могут быть достигнуты в процессе реализации частных целей развития каких-либо отдельных производственных, инфраструктурных или иных элементов региональных хозяйственных систем.

На сегодняшний день в России реализуется 57 федеральных целевых программ по различным направлениям [5], на реализацию которых в 2011 г. бюджетом предусмотрено порядка 923 млрд. руб. Однако в последующие два года предусматривается снижение выделяемых на эти цели бюджетных средств (до 806 млрд. руб. в 2013 г.) [6].

Одним из наиболее приоритетных направлений, закрепленным в программах, является развитие высоких технологий, призванных обеспечить конкурентоспособность российской экономики на мировом рынке и снизить зависимость от иностранных производителей в ключевых сферах. Среди направлений: космос, навигационные системы, авиационная, морская техника, телерадиовещание и т.д. Актуальными также являются вопросы развития отечественной фармацевтической отрасли, создание национальной технологической базы (в том числе в сфере технологий энергетики, перспективных материалов), исследования и разработки по приоритетным направлениям научно-технического комплекса России, в рамках которых выделяется сфера энергоэффективности и энергосбережения, рационального природопользования, технологии наносистем и материалов и др. Всего по данному направлению реализуется 12 программ, предусматривающих 23,5% бюджетных средств, направляемых на финансирование ФЦП.

Значимую роль в структуре инвестиционных средств в последние годы получили кредитные ресурсы, доля которых с 2000 г. возросла на 9 п.п. и составила в 2008 г. 11,8%. Величина привлеченных кредитов в стоимостном выражении увеличилась в действующих ценах в 26 раз по сравнению с 2000 г. Подобная тенденция характеризует повышение доступности кредитных ресурсов, вызванное расширением предложения со стороны коммерческих банков и возможностями их привлечения заемщиками.

Так, сегодня практически все крупные банки предоставляют среднесрочное и долгосрочное финансирование инвестиционных проектов на различных условиях. Среди предлагаемых форм финансирования - предоставление долгосрочных кредитов (все рассмотренные банки), проектное финансирование (ОАО «Газпромбанк», ОАО «АИКБ «Татфондбанк», ОАО «АКБ Ак Барс Банк» и др.), банковские гарантии (ОАО «АИКБ «Татфондбанк», ОАО "АБ "Девон-Кредит"), корпоративное финансирование (ОАО АКБ «Ак Барс Банк»), лизинг и т. д. Подобно альтернативным источникам, коммерческие банки, прежде всего, готовы финансировать проекты по таким направлениям как энергетика, машиностроение, нефтехимия, транспортная инфраструктура.

Отдельные банки параллельно со стандартными кредитными продуктами разрабатывают комплексные программы по всестороннему финансовому обеспечению конкретных направлений. Например, ОАО «АИКБ «Татфондбанк» предлагает финансовую программу «Инвестиции в энергосбережение», в рамках которой предполагается предоставление целевого финансирования проектов в сфере энергосбережения (кредитование, лизинг, факторинг), банковских гарантий, консультационной поддержки, обеспечения закупок, монтажа и эксплуатации энергосберегающего оборудования и т. д.

Широкий перечень финансовых продуктов, включая коммерческие займы, предлагают различные фонды, государственные корпорации и иные учреждения, задача которых состоит в

предоставлении всесторонней поддержки инвестиционным проектам по приоритетным направлениям развития. Так, инновации как наиболее перспективная сфера, обусловили развитие в России сети венчурных фондов и программ венчурного финансирования как государственного, так и частного характера, которые призваны способствовать развитию инноваций путем реализации наиболее рисковых инновационных проектов на ранней стадии, чаще всего реализуемых малыми предприятиями. Среди наиболее известных - Российская ассоциация венчурного инвестирования, Инновационный центр «Сколково», Агентство стратегических инициатив и др.; в Республике Татарстан - Инвестиционно-венчурный фонд РТ (табл. 1). Кроме того, существует сеть частных венчурных фондов, готовых финансировать проекты малого бизнеса, информация о которых представлена на официальном сайте ОПОРА России.

Таблица 1 - Группировка источников финансирования инвестиционных проектов

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ

1 2 3 4

НГХК ОАО «Акибанк» ОАО АКБ «Ак Барс Банк» ОАО «Инновационнопроизводственный технопарк «Идея» ОАО "Газпромбанк" Инвестиционный фонд РФ Фонд содействия развитию малых форм (фонд Бортника) Российский фонд технологического развития (РФТР) Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)

МАШИНОСТРОЕНИЕ ОАО «Акибанк» ОАО АКБ «Ак Барс Банк» ОАО «Инновационнопроизводственный технопарк «Идея» ОАО "Газпромбанк" Инвестиционный фонд РФ Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)

ЭНЕРГЕТИКА ОАО "АИКБ " Татфондбанк" ОАО «Акибанк» ОАО АКБ «Ак Барс Банк» ГК "Российский банк развития и внешнеэкономической деятельности" (Внешэкономбанк) Инвестиционный фонд РФ Инновационный центр «Сколково» Инновационная корпорация "Технопром" ОАО "Лизинговая компания Российского банка развития" (СМП Лизинг) Российский фонд технологического развития (РФТР) Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) Евразийский банк развития (ЕАБР) Европейский инвестиционный банк (ЕІВ) Европейская комиссия Северная экологическая финансовая корпорация (НЕФКО) - Инвестиционный фонд

БИОТЕХНОЛОГИИ ОАО АКБ «Ак Барс Банк» ОАО «Инновационнопроизводственный технопарк «Идея» Инвестиционный фонд РФ Венчурный фонд i2b Russian Venture Fund ООО «Управляющая компания Центр» Фонд содействия развитию малых форм (фонд Бортника)

НАНОТЕХНОЛОГИИ Российская корпорация нанотехнологий РОСНАНО Инновационная корпорация "Технопром" Европейская комиссия

Окончание табл. 1

1 2 3 4

ИНФРАСТРУКТУРА ГК "Российский банк развития и внешнеэкономической деятельности" (Внешэкономбанк) Инвестиционный фонд РФ Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) Евразийский банк развития (ЕАБР) Европейский инвестиционный банк (EIB) Европейская комиссия

НАУКА, ИННОВАЦИИ ОАО "АИКБ "Татфондбанк" Инвестиционно-венчурный фонд РТ Агентство инвестициионного развития ОАО «Инновационнопроизводственный технопарк «Идея» ГК "Российский банк развития и внешнеэкономической деятельности" (Внешэкономбанк) ОАО «АКБ «Инвестиционный торговый банк » Инвестиционный фонд РФ Агентство стратегических инициатив Российский фонд фундаментальных исследований Фонд содействия развитию малых форм Российская ассоциация венчурного инвестирования Российский фонд технологического развития Американо-Российский фонд по правовому развитию (USRF) Британский венчурный фонд Top Technology Ventures Ltd Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям MIGA Евразийский банк развития (ЕАБР) Европейский инвестиционный банк (EIB) Европейская комиссия Финский национальный фонд исследований и развития (Sitra) Германское научноисследовательское общество (ДФГ)

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМА- ТЕЛЬСТВО ОАО "АИКБ "Татфондбанк" ОАО «Акибанк» ОАО "Интехбанк" Инвестиционно-венчурный фонд РТ Агентство инвестициионного развития ОАО «Инновационнопроизводственный технопарк «Идея» ГК "Российский банк развития и внешнеэкономической деятельности" (Внешэкономбанк) ОАО "Российский банк развития" Агентство стратегических инициатив Фонд содействия развитию малых форм ОАО "Лизинговая компания Российского банка развития" (СМП Лизинг) Американо-Российский фонд по правовому развитию (USRF) Центр предпринимательства США -Россия Фонд "Евразия", США Европейский инвестиционный банк (EIB)

Расширяются возможности привлечения средств международных финансовых институтов, таких как Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и т.д., которые представляют широкий перечень программ, реализуемых совместно с Внешэкономбанком и другими крупными отечественными структурами по выделению грантов или льготных кредитов на развитие приоритетных отраслей экономики России. В частности, активную поддержку во всем мире получила сфера энергосбережения и повышения энергетической эффективности, для развития которой Внешэкономбанком были заключены соглашения с ЕБРР, МБРР и ЕИБ, предполагающие привлечение средств и технической поддержки международных финансовых институтов в части софинансирования реализуемых в России проектов. Среди международных фондов, предполагающих возможность финансирования российских проектов на конкурсной основе, также существуют венчурные фонды (например, Британский венчурный фонд Top Technology Ventures Ltd, Финский национальный фонд исследований и развития).

Деятельность международных фондов, таких как ЕБРР, МБРР, Всемирного банка и др., средства которых формируются за счет взносов стран-участниц, прежде всего, направлена на финансирование проектов в сферах, отмеченных в качестве приоритетных во всем мире: экологическая безопасность, энергетика, высокотехнологичная инновационная сфера,

транспортная инфраструктура, агропромышленный сектор. Кроме того, отдельного внимания заслуживают проекты по улучшению качества жизни для населения беднейших стран мира, реализуемые Всемирным банком в партнерстве с Международной финансовой корпорацией (IFC), Многосторонним агентством по инвестиционным гарантиям (MIGA) и Международным центром по урегулированию инвестиционных споров, а также проекты в сфере социального развития, финансируемые Фондом «Евразия». Большинство фондов осуществляют также поддержку проектов малого предпринимательства, например, Европейский инвестиционный банк, Центр предпринимательства США - Россия и др.

Следует выделить отдельно программы по поддержке малого бизнеса. Приоритетность развития данного сектора экономики предопределила формирование перечня инструментов, в том числе финансовых, для создания благоприятных условий субъектам малого

предпринимательства, особенно в инновационной сфере. Помимо венчурных фондов, поддержку малому бизнесу активно оказывают коммерческие банки, предоставляя широкий набор кредитных продуктов на льготных условиях, в том числе предоставление финансового лизинга; фонды и центры, предоставляющие целевое финансирование на возвратной (ГК «Роснано») и безвозвратной основе ((в форме грантов - Инновационный центр «Сколково», Фонд содействия развитию малых форм (фонд Бортника); лизинговые компании (ОАО "Лизинговая компания Российского банка развития") и т.д.

В Республике Татарстан развитию малого бизнеса также уделяется особое внимание. Активно формируемая инновационная инфраструктура республики предполагает комплекс мероприятий для субъектов малого и среднего бизнеса по приоритетным направлениям. Так, перечень программ всесторонней поддержки предлагает вновь созданное на базе Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства РТ Агентство инвестиционного развития РТ, осуществляющее услуги бизнес-инкубатора для проектов на ранней стадии, субсидирование, в том числе при приобретении оборудования (программа «Лизинг-гранд»), предоставление грантов для социальных проектов, льготных кредитов, гарантий на привлечение инвестиционных средств, а также юридическое оформление и сопровождение проектов в рамках программы «Начало дела». Отдельные программы инвестирования проводятся также инновационным технопарком «Идея» в рамках программы «Идея-1000». Следовательно, вопросам развития малого предпринимательства на региональном уровне также уделяется должное внимание, что расширяет возможности для бизнеса и повышает доступность существующих механизмов преференций.

Отдельного внимания также заслуживает выступающая приоритетной в общемировом масштабе сфера биотехнологий. Так, среди изученных финансовых инструментов весьма ограниченное количество тех, которые готовы финансировать проекты в сфере биотехнологий в первоочередном порядке. Учитывая разрабатываемые программы развития данной отрасли на республиканском и федеральном уровнях, можно сделать вывод о недостаточном развитии отечественных механизмов их реализации.

Отсутствие сферы биотехнологий среди приоритетных направлений финансирования рассмотренных международных фондов не является показателем отсутствия интереса в развитии данной отрасли. Подобное обстоятельство объясняется включением биотехнологий в состав тех отраслей, в рамках которых они применяются (особенно в медицине и фармакологии), без выделения в автономную область, широкую по сферам применения и механизмам. Это, в свою очередь, может служить одним из доказательств отставания России по развитию данной отрасли от ведущих стран, в которых биотехнологии рассматриваются как неотъемлемая часть традиционных отраслей экономики.

В то же время международное научное сотрудничество в области биотехнологий представлено в рамках одного из направлений 7 Рамочной Программы Европейского союза, на реализацию которого до 2013 года предусмотрено финансирование в размере около 1,94 млрд. евро. Целью финансирования исследований в данной области является создание научно обоснованной концепции биоэкономики, охватывающей сферы возобновляемого

производства и потребления природных ресурсов, включая продукты питания, лесное и сельское хозяйство, водное хозяйство, продукты химического производства и т.д. [7].

Таким образом, на современном этапе отмечается динамичное развитие финансовой инфраструктуры России, способствующей подъему инвестиционной деятельности (объем инвестиций в действовавших ценах с 2000 г. возрос в 6,3 раз). Кроме того, расширяются возможности привлечения финансовых ресурсов за счет иностранных источников, готовых софинансировать инвестиционные проекты по отдельным направлениям в форме грантов, льготных долгосрочных кредитов и др. В то же время, учитывая доминирующее значение вложений в основной капитал в общей структуре инвестиций (порядка 99%) [2, с.42], назрела необходимость смещения акцентов в пользу создания интеллектуальной собственности, на что в первостепенном порядке и должны направляться средства рассмотренных нами источников.

Литература

1. Игонина Л.Л. Методы финансирования инвестиционных проектов. // Л.Л.Игонина

(http://www.cfin.ru/investor/finance_meths.shtml)

2. Инвестиции в России. 2009: Статистический сборник/Росстат. - М. - 2009. - 323 с.

3. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ от 05.02.1999 г., Ст. 11

4. Любовный В.Я. / Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации // В.Я. Любовный, И.Ф. Зайцев, А.Б. Воякина и др. (http://vasilievaa.narod.ru/mu/stat_rab/books/mpsf/index-2.html)

5. Перечень федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов,

предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на 2011 год.

(http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/FcpList/Full/2011)

6. Федеральный закон о Федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.

7. Общие сведения о 7 Рамочной Программе ЕС (http://fp7-bio.ru/7-framework-program/about/)

8. Каримов А.А. Роль государства в создании инновационной инфраструктуры экономики /

А. А. Каримов // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т. 14, № 9. - С. 294.

© А. А. Горбач - асп. каф. экономики КНИТУ, ludochka2904@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.