Научная статья на тему 'Теоретико-методические аспекты управления региональными инвестиционными проектами'

Теоретико-методические аспекты управления региональными инвестиционными проектами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
835
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / КЛАССИФИКАЦИЯ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / REGIONAL INVESTMENT PROJECT / CLASSIFICATION / METHODS OF MANAGEMENT / EFFECTIVENESS OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малышев Денис Перфильевич

Рассматриваются сущность, классификация, а также методы управления региональными инвестиционными проектами; предлагается методический подход к оценке эффективности управления региональными инвестиционными проектами в субъектах РФ и производится его апробация на примере субъектов Северо-Запада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODICAL ASPECTS OF MANAGEMENT OF THE REGIONAL INVESTMENT PROJECTS

The article considered essence, classification and methods of management of regional investment projects, offered methodical approach to assessing the effectiveness of the management of regional investment projects in the regions of Russia and made his approbation by the example of the regions of the North-West.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методические аспекты управления региональными инвестиционными проектами»

G. V. Lukovskaya

FACTORS OF EFFICIENCY OF FUNCTIONING OF A CLUSTER

This article considers factors of efficiency offunctioning of a cluster.

Key words: factors, innovations, efficiency, clusters.

Луковская Галина Витальевна — ассистент кафедры «Финансы и кредит» ФГБОУ ВПО ПсковГУ, galina31031987@mail.ru.

УДК 332.1

Д. П. Малышев

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ

Рассматриваются сущность, классификация, а также методы управления региональными инвестиционными проектами; предлагается методический подход к оценке эффективности управления региональными инвестиционными проектами в субъектах РФ и производится его апробация на примере субъектов Северо-Запада.

Ключевые слова: региональный инвестиционный проект, классификация, методы управления, эффективность управления

Территориальный фактор имеет особую значимость для РФ: огромная территория государства, разнообразие ресурсов и условий ведения хозяйственной деятельности, с одной стороны, создают определенные проблемы в развитии отраслей инженерной и социальной инфраструктуры, с другой стороны, открывают широкие возможности для социально-экономического развития, повышения темпов и качества экономического роста за счет эффективного использования региональных ресурсов.

В соответствии с этим территориальному аспекту экономического развития в настоящее время уделяется приоритетное внимание в программных документах РФ: Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, проекте Стратегии социальноэкономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года, а также в стратегических документах субъектов РФ.

Решение проблем территориального развития невозможно без повышения уровня инвестиционной активности в регионах, основанного на реализации региональных инвестиционных проектов (РИП). В то же время исследования показывают существенную дифференциацию субъектов РФ по числу реализуемых региональных инвестиционных проектов. Так, например, на мегаполис

Санкт-Петербург-Ленинградская область в 2009-2010 гг. приходилось свыше 550 проектов (проекты в высокотехнологичных сферах, перерабатывающей промышленности, сельском хозяйстве), в то же время в Новгородской и Псковской областях в совокупности реализовывалось около 50 проектов. При этом регионы, осуществляющие большее число региональных инвестиционных проектов, показывают более высокие темпы экономического роста.

Существующие различия в масштабах проектной деятельности в регионах России во многом обусловлены недостаточным уровнем развития методологии построения эффективного механизма управления региональными инвестиционными проектами, а также отсутствием единого подхода к сущности и классификации РИП.

В результате систематизации точек зрения различных авторов нами выделены три подхода к определению понятия «инвестиционный проект» — ресурсный, логический, системный. С точки зрения ресурсного подхода под инвестиционным проектом понимают вложение капитала на определенный срок с целью извлечения дохода (Николаев, 2009, С. 69). Логический подход предполагает, что инвестиционный проект — это последовательность действий, связанных с обоснованием объемов и порядка вложения средств, их реальным вложением, введением мощностей в действие, текущей оценкой целесообразности поддержания и продолжения проекта и итоговой оценкой результативности проекта по его завершении (Ковалев, 2009, С. 186). С позиций системного подхода под инвестиционным проектом понимается система взаимосвязанных намерений, документов и мероприятий по осуществлению целей инвестиционных вложений, обеспечивающие заданные производственные, социальные и финансово-экономические результаты (Быстров, 2008, С. 77).

Системный подход применительно к региональному инвестиционному проекту необходимо рассматривать в двух аспектах. Первый аспект предполагает направленность целей таких проектов на социально-экономическое развитие региона. Второй аспект при рассмотрении инвестиционного проекта с позиций региона как сложной социально-экономической системы, на наш взгляд, должен заключаться, прежде всего, в комплексном использовании региональных ресурсов. Наиболее часто к региональным ресурсам относятся следующие их виды: природно-сырьевые, производственные, трудовые, финансовые и инфраструктурные ресурсы.

Проведенный анализ учебной литературы, монографических источников, нормативной базы позволил определить региональный инвестиционный проект как систему взаимосвязанных мероприятий, согласованных с целями социально-экономического развития территории, имеющих региональное (межрегиональное) значение, и обеспечивающих развитие субъекта (субъектов) РФ в части создания и (или) развития объектов инфраструктуры, бизнеса или социальной сферы. В то же время анализ показал, что в представленных в литературе определениях сущности регионального инвестиционного проекта отсутствует весьма важный его аспект — необходимость комплексного использования региональных ресурсов. При этом наибольшее влияние на экономический рост в регионе оказывают такие региональные инвестиционные проекты, при реализа-

ции которых наблюдается мультипликативный эффект, возникающий благодаря комплексному использованию всех региональных ресурсов. В связи с этим нами предлагается классифицировать региональные инвестиционные проекты по степени использования региональных ресурсов и выделять два типа проектов: простые и комплексные региональные инвестиционные проекты.

При реализации простых региональных инвестиционных проектов обычно задействуется один-два вида ресурсов (проекты, связанные с расширением действующих предприятий, по выпуску новой продукции, либо использующие новую технологию, способ организации производства и т. д.). Однако наиболее важную роль в развитии региональной экономики играют именно комплексные региональные инвестиционные проекты. Данный тип проектов основан на таком использовании всех региональных ресурсов, которое предполагает оптимальное с точки зрения территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг размещение производителей, поставщиков сырья и покупателей готовой продукции. Таким образом, реализация комплексных РИП предполагает наиболее полное и эффективное использование всех видов ресурсов региона. В связи с этим нами предлагается использовать следующее определение сущности понятия «комплексный региональный инвестиционный проект».

Под комплексным региональным инвестиционным проектом будем понимать систему взаимосвязанных мероприятий, согласованных с целями социально-экономического развития территории, имеющих региональное (межрегиональное) значение, базирующихся на наиболее полном и эффективном использовании региональных ресурсов, и обеспечивающих развитие субъекта (субъектов) РФ в части создания и (или) развития объектов инфраструктуры, бизнеса или социальной сферы. Отличительной чертой данного определения является выделение таких атрибутов проекта как его комплексный характер, а также цель и сфера реализации.

Систематизация различных подходов к определению сущности понятия регионального инвестиционного проекта позволила выявить не только такие его атрибуты, как принципы и методы, но и цель, субъекты, объекты, ресурсы.

Целью регионального инвестиционного проекта является социальноэкономическое развитие региона.

Субъектами регионального инвестиционного проекта выступают государственные и региональные органы власти, предприятия, осуществляющие инвестиционную деятельность, которая направлена на социальноэкономическое развитие региона.

Объектами региональных инвестиционных проектов могут выступать объекты бизнеса, инфраструктуры и социальной сферы.

Ресурсы региональных инвестиционных проектов включают в себя природно-сырьевые, производственные, трудовые, финансовые и инфраструктурные ресурсы.

Широкий спектр инвестиционных проектов актуализирует задачу их классификации с целью построения эффективного механизма управления этими проектами. Для выявления и оценки существующих типов проектов нами

был проведен обзор, анализ и систематизация региональных инвестиционных проектов в субъектах СЗФО. В качестве информационной базы использовались данные сайтов региональных органов власти (каталоги, списки, перечни, базы данных инвестиционных и инновационных проектов субъекта РФ).

Проведенный анализ показал, что в настоящее время в регионах используется традиционный отраслевой подход к классификации инвестиционных проектов (табл. 1). Данный подход предполагает объединять все проекты в следующие группы: проекты в сфере бизнеса, в сфере инфраструктуры, в социальной сфере.

Как видно из табл. 1, в настоящее время в СЗФО реализуется или планируется к реализации свыше 1000 инвестиционных проектов. При этом около 78% проектов реализуется в бизнес-сфере, 15,5% проектов направлено на создание или развитие инфраструктуры, около 6% проектов имеют социальную направленность. Также можно отметить, что 55% всех проектов имеют инновационную основу, а 42 проекта были признаны стратегическими для Северозападного федерального округа.

Таблица 1

Региональные инвестиционные проекты субъектов Северо-Запада

за 2009-2010 гг.

Субъекты РФ Инвестиционные проектьі\^ Архангельская Вологодская Калининградская Ленинградская Мурманская Новгородская Псковская Карелия Коми С.-Петербург ИТОГО

Количество, ед.

в бизнес-сфере 103 25 33 121 30 20 23 62 177 334 928

в сфере инфраструктуры 26 6 7 29 23 2 4 11 39 36 183

в социальной сфере 5 7 4 15 2 1 1 3 4 30 72

в т. ч. стратегические в СЗФО 6 4 4 5 2 3 3 42

в т. ч. инновационные 1 8 2 135 2 10 10 26 132 327 653

Всего 134 38 44 165 55 23 28 76 220 400 1183

Удельный вес, %

в бизнес-сфере 76,9 65,8 75,0 73,3 54,5 87,0 82,1 81,6 80,5 83,5 78,4

в сфере инфраструктуры 19,4 15,8 15,9 17,6 41,8 8,7 14,3 14,5 17,7 9,0 15,5

в социальной сфере 3,7 18,4 9,1 9,1 3,6 4,3 3,6 3,9 1,8 7,5 6,1

в т. ч. стратегические в СЗФО 4,5 10,5 9,1 3,6 9,1 8,7 10,7 3,9 1,4 1,5 3,6

в т. ч. инновационные 0,7 21,1 4,5 81,8 3,6 43,5 35,7 34,2 60,0 81,8 55,2

Проведенный анализ показал существенную дифференциацию субъектов Северо-запада по числу реализуемых региональных инвестиционных проектов. При этом стоит сказать, что большее число проектов приходится на мегаполис

Санкт-Петербург-Ленинградская область (проекты в высокотехнологичных сферах, перерабатывающей промышленности, сельском хозяйстве) и на огромное пространство Архангельской области и Республики Коми (проекты в основном связаны с добывающей промышленностью).

В то же время анализ программных документов субъектов Северо-запада показал, что в современных стратегиях регионов все чаще диктуется необходимость, с одной стороны, инновационного, а с другой — комплексного развития территории субъекта РФ. Таким образом, данный подход предъявляет определенные требования к реализуемым региональным инвестиционным проектам: качественные требования (инновационная составляющая) и требования взаимосвязи проектов (комплексность).

В связи с этим в развитие существующей отраслевой системы классификации инвестиционных проектов, которая предполагает выделение проектов в бизнес-сфере, в сфере инфраструктуры и в социальной сфере, нами предлагается межотраслевой подход к классификации, в рамках которого будем выделять проекты социального партнерства, инфраструктурного партнерства, а также проекты формирования кластеров (см. рис. 1).

Рис. 1. Классификация региональных инвестиционных проектов согласно межотраслевому подходу

Региональные инвестиционные проекты социального партнерства представляют собой комплекс взаимосвязанных мероприятий по созданию бизнеса и объектов социальной сферы. В зависимости от инициатора проекта могут являться коммерческими (бизнес-идея) или социальными (социальная идея).

Региональные инвестиционные проекты инфраструктурного партнерства представляют собой комплекс взаимосвязанных мероприятий по созданию бизнеса и объектов инфраструктуры. Данные проекты могут быть следующих видов: проекты индустриальных парков, проекты технопарков, проекты развития инфраструктуры.

Проекты индустриальных парков представляют собой комплекс взаимосвязанных мероприятий по обустройству специально отведенной для этих целей территории субъекта РФ различного рода инфраструктурой, необходимыми

административно-правовыми условиями и формированию бизнеса на данной территории.

Проекты технопарков представляют собой комплекс взаимосвязанных мероприятий по обустройству специально отведенной для этих целей территории различного рода инфраструктурой, необходимыми административноправовыми условиями для развития инновационного бизнеса на данной территории. В зависимости от инициатора проекта могут представлять собой научный парк (создается на базе крупной научной организации) или промышленный парк (на базе крупного промышленного предприятия).

Проекты развития инфраструктуры базируются на создании новых объектов инфраструктуры региона (развитие газопроводов, ЛЭП, сетей дорог и т. д.) и связанных с ним объектов бизнеса.

Региональные инвестиционные проекты формирования кластеров представляют собой комплекс взаимосвязанных мероприятий по организации эффективного взаимодействия следующих элементов региональной системы: предприятий, поставщиков и покупателей, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. Данные проекты могут быть двух видов: проекты формирования региональных кластеров (при размещении кластеров на территории одного субъекта РФ) и межрегиональных кластеров (при размещении на территории нескольких субъектов РФ).

Предложенная классификация региональных инвестиционных проектов позволит органам власти и управления субъектов РФ подобрать наиболее адекватные методы управления такими проектами для достижения устойчивого социально-экономического развития территории и наиболее эффективного использования региональных ресурсов.

На основе анализа нормативно-правовой базы субъектов РФ были выделены общие для всех региональных инвестиционных проектов методы управления. Данная совокупность методов может быть использована для построения эффективного механизма управления любым типом региональных инвестиционных проектов.

Наибольшее развитие в субъектах РФ получили следующие общие методы управления РИП: защита прав и законных интересов инвесторов, разработка и реализация инвестиционной политики, предоставление налоговых льгот, государственный заказ, адресные инвестиционные программы, предоставление государственных гарантий и др.

В то же время проведенный анализ регионального законодательства позволил выделить методы управления простыми РИП, а также методы управления комплексными РИП.

Методы управления простыми региональными инвестиционными проектами в большей степени подходят для управления проектами небольших производств, в том числе малых инновационных компаний, при реализации которых обычно задействуется один-два вида региональных ресурсов. Анализ показал наибольшее развитие в субъектах РФ следующих методов данный группы: гос-

ударственная премия субъекта РФ; инновационный грант; субсидирование части затрат по участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях; субсидирование затрат на обучение и повышение квалификации кадров; субсидирование затрат на получение патентов, лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей и др.

Наибольший интерес представляет группа методов управления комплексными региональными инвестиционными проектами. Поскольку исходным пунктом управления является целеполагание, то с точки зрения построения механизма управления РИП целесообразно выполнить классификацию всей совокупности методов управления данной группы по целевому признаку и выделить следующие: обеспечивающие интересы региона; создающие благоприятные условия реализации проекта; направленные на мобилизацию источников финансирования проекта.

Проведенный анализ нормативно-правовых документов субъектов Северо-Запада позволил систематизировать методы управления комплексными РИП (см. табл. 2).

Таблица 2

Методы управления комплексными РИП в регионах Северо-запада

Субъекты Северо-Запада Методы управления Архангельская Вологодская Калининградская Ленинградская Мурманская Новгородская Псковская Карелия Коми С.-Петербург ИТОГО

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Методы, обеспечивающие интересы региона:

Контроль за целевым использованием бюджетных средств + + + + + + + + + + 10

Разработка и реализация инновационной политики + + + + + + + + + 9

Экспертиза (оценка, проверка) инновационных программ и проектов + + + 3

Методы, направленные на создание благоприятных условий реализации РИП:

Создание инновационной инфраструктуры + + + + + + + + + + 10

Создание специального регулирующего органа в инновационной сфере + + + + + 5

Информационно-консультационные услуги + + + + + 5

Выставочно-ярмарочные мероприятия + + + + 4

Сопровождение РИП + + + 3

Инновационный мониторинг + 1

Организация проведения НИР + 1

Участие в создании инновационных компаний + 1

Продолжение таблицы 2

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Методы мобилизации источников финансирования РИП:

Создание венчурного фонда + + + 3

Принятие на счет бюджета части расходов по содержанию инновационной инфраструктуры + + 2

Создание гарантийного фонда + 1

Предоставление средств бюджета на развитие инновационной инфраструктуры + 1

Предоставление бюджетных кредитов + 1

Как показывает анализ, наибольшее развитие в субъектах Северо-Запада получили следующие методы управления комплексными РИП: контроль за целевым использованием бюджетных средств; разработка и реализация инновационной политики; создание инновационной инфраструктуры; создание специального регулирующего органа в инновационной сфере; информационноконсультационные услуги.

Проведенный анализ также позволил оценить степень использования каждой группы методов управления комплексными РИП в субъектах Северо-Запада (см. табл. 3). Оценка производилась с применением следующей расчетной формулы:

р

Степень использования = —М. х 100%, (1)

Р

где Рм — количество субъектов РФ, в которых используются методы данной группы; Р — общее количество субъектов СЗФО.

Таблица 3

Степень использования методов управления комплексными РИП в субъектах Северо-Запада

Методы управления комплексными РИП Степень использования, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методы, обеспечивающие интересы региона 73,3

Методы, направленные на создание благоприятных условий реализации РИП 37,5

Методы мобилизации источников финансирования 16,0

Все методы 37,5

Систематизация методов управления комплексными РИП и оценка степени их использования показывают, что в большей степени используются методы, обеспечивающие интересы региона (73,3%). В меньшей степени — методы, направленные на создание благоприятных условий реализации проектов (37,5%), в еще меньшей — методы мобилизации источников финансирования проектов (16%).

Для оценки эффективности управления РИП нами предлагается использование двух взаимодополняющих моделей. Первая (аддитивная) модель имеет следующий вид:

где Б — интегральный показатель в виде суммы баллов по аддитивной модели для субъекта РФ; а; — удельный вес 1-того показателя; Б; — оценивающий балл 1-того показателя.

В качестве показателей, входящих в данный интегральный показатель оценки эффективности, включены такие: темп прироста инвестиций в основной капитал, изменение степени износа основных фондов, изменение доли инвестиций в социальную сферу, изменение доли инновационной продукции в валовом региональном продукте. Удельный вес каждого показателя принят равным 0,25. Оценивающий балл выставляется на основе нормирования абсолютных значений показателей, входящих в интегральный индекс. О росте эффективности управления РИП будет свидетельствовать большее значение рассчитываемого показателя.

Вторая модель оценки эффективности имеет комплексный характер, дополняет первую и сводится к оценке влияния инвестиций на экономический рост в регионе. Модель имеет следующий вид:

где К — комплексный показатель эффективности; Т^рд — темп прироста ВРП

субъекта РФ за период, %; — темп прироста инвестиций в субъекте РФ за

период, %.

Предложенный методический подход был использован для оценки эффективности управления РИП в субъектах Северо-Запада (см. табл. 4).

Оценка проводилась за период 2000-2010 гг.

Проведенные исследования позволили сделать вывод о том, что повышение эффективности управления РИП в отдельных субъектах Северо-Запада происходило по разным направлениям. Так, рост эффективности, связанный со снижением степени износа основного капитала, более характерен для Архангельской и Калининградской областей. Повышение эффективности, связанное с улучшением отраслевой структуры инвестиций, характерно для Архангельской области и Санкт-Петербурга. Увеличение удельного веса инновационной продукции в ВРП как пример эффективного управления РИП, свойственен Ленинградской области и Санкт-Петербургу. Интегральный показатель эффективности свидетельствует о росте эффективности управления в Калининградской, Архангельской областях, Санкт-Петербурге.

п

(2)

Таблица 4

Оценка эффективности управления РИП в регионах Северо-Запада

Показатель Архангельская Вологодская Калининградская Ленинградская Мурманская Новгородская Псковская Карелия к 5! о М С.-Петербург

1. Темп прироста инвестиций, % 145,5 191,9 211,8 305,7 76,1 194,4 78,2 57,9 114,3 255,2

2. Изменение степени износа основных фондов, % -15,0 3,9 -11,4 -4,4 0,9 -5,7 -1,1 -5,5 17,0 -4,3

3. Изменение доли инвестиций в социальную сферу, % 2,0 1,7 -0,1 -0,2 -1,8 -0,7 -1,4 -2,2 1,0 5,7

4. Изменение доли инновационной продукции в ВРП, % -0,5 -8,1 -0,3 1,1 -5,1 -3,3 0,1 -11,4 0,6 2,4

I. Интегральный показатель эффективности, баллов 0,45 0,00 0,35 0,42 -0,27 0,10 -0,07 -0,36 -0,05 0,78

II. Комплексный показатель эффективности, раз 0,62 0,12 0,50 0,41 0,02 0,26 0,39 0,40 0,29 0,42

Расчет комплексного показателя — в нашем случае соотношение темпа прироста ВРП и темпа прироста инвестиций — позволяет также говорить о более эффективном управлении РИП в Калининградской, Архангельской областях, Санкт-Петербурге.

Таким образом, согласно данному методическому подходу для большинства субъектов СЗФО характерна недостаточная эффективность управления РИП.

Анализ показал, что за период 2000-2010 гг. инвестиции в основной капитал в целом по Северо-западу выросли примерно в 3 раза. В то же время имеет место высокий уровень дифференциации регионов по интенсивности инвестиционной деятельности, что во многом обусловлено недостаточным уровнем развития механизма управления региональными инвестиционными проектами.

Литература

1. Быстров О. Ф. и др. Управление инвестиционной деятельностью в регионах Российской Федерации: монография / Быстров О. Ф., Поздняков В. Я, Прудников В. М., Перцов В. В., Казаков С. В. М. : ИНФРА-М, 2008. 358 с.

2. Инвестиции: учебник / Под. ред. В. В. Ковалева, В. В. Иванова, В. А. Лялина. М. : ООО «ТК Велби», 2003. 440 с.

3. Николаев М. А. Инвестиционная деятельность: учеб. пособ. М. : Финансы и статистика, 2009. 336 с.

D. P. Malyshev

THEORETICAL AND METHODICAL ASPECTS OF MANAGEMENT OF THE REGIONAL INVESTMENT PROJECTS

The article considered essence, classification and methods of management of regional investment projects, offered methodical approach to assessing the effectiveness of the management of regional investment projects in the regions of Russia and made his approbation by the example of the regions of the North-West.

Key words: regional investment project, classification, methods of management, effectiveness of management.

Малышев Денис Перфильевич — ассистент кафедры «Финансы и кредит» ФГБОУ ВПО ПсковГУ, +7 (8112) 79-78-13, maldenper@mail.ru.

УДК 332.122

М. А. Николаев, М. Ю. Махотаева

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ

Рассматриваются актуальность и преимущества кластерного подхода как управленческой технологии, позволяющей повысить конкурентоспособность как отдельного региона или отрасли, так и государства в целом. Оценка степени реализации данных конкурентных преимуществ осуществляется в рамках методологии оценки кластеров, которая включает в себя принципы, методы, показатели и критерии оценки эффективности, а также логику процесса оценки.

Ключевые слова: кластерный подход, конкурентоспособность региона, оценка эффективности кластеров, методология оценки эффективности кластеров.

Развитие экономики и сохранение ее конкурентоспособности в долгосрочной перспективе неразрывно связано с разработкой и освоением инноваций. В связи с этим создание механизма инновационного развития экономики является приоритетом, как на федеральном, так и на региональном уровне управления. Важное место в структуре данного механизма занимают инновационные кластеры. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в качестве важнейшего направления перехода к инновационному развитию регионов рассматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий».

Начиная со второй половины XX века, промышленные кластеры начали проявлять себя как важный фактор регионального развития. Среди экономистов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.