УДК 336.6
Проблемы совершенствования законодательства, регулирующего финансирование инновационной деятельности в Российской Федерации и Санкт-Петербурге
Демин А.В. [email protected]
Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов
В статье рассматривается проблема построения эффективной нормативно-правовой базы, устанавливающей основы реализации и финансирования инновационных проектов в России. Проанализированы и систематизированы существующие в настоящее время законодательные акты в сфере инноваций на федеральном и региональном уровне. Представлена система федеральных и региональных налоговых льгот. Даны рекомендации по направлениям дальнейшего развития и совершенствования законодательной базы на региональном и федеральном уровнях.
Ключевые слова: инновации, законодательство, налоговые льготы
The problems of legislation of financing the innovative activity in the Russian Federation and Saint-Petersburg
The article considers the problem of building an effective regulatory-legal system, setting the basis for implementation and financing of innovation projects in Russia. There is the analyze of the current existing legislative acts in the sphere of innovations at the Federal and regional level. The system of Federal and regional tax benefits. Recommendations on the directions of further development and improvement of the legislative framework at the regional and Federal levels.
Key words: innovation, legislation, tax benefits
На сегодняшний день построение инновационной экономики является одной из основных задач, стоящих как перед Россией в целом, так и перед отдельно взятыми субъектами Российской Федерации. Имеющаяся
в настоящее время политическая воля государства и выделяемые финансовые ресурсы позволяют сделать вывод наличии реальных возможностей
для формирования в ближайшие годы в России серьезных предпосылок для осуществления перехода к инновационной экономике.
К наиболее серьезным барьерам на пути построения инновационной экономики наряду с высокой моральной и физической изношенностью основных фондов и отсутствием необходимых финансовых ресурсов у предприятий и организаций необходимо отнести несовершенство нормативно-правового регулирования инновационной деятельности. В настоящее время законодательство становится ключевым элементом как национальной, так и региональной инновационной системы и выступает фактором, оказывающим влияние на финансирование и эффективность инновационного проекта.
Анализ инновационного законодательства и практика его применения свидетельствуют, что эффективные концептуальные подходы в виде целостной системы, охватывающей все аспекты и этапы инновационной деятельности на федеральном уровне, на сегодняшний день отсутствуют.
Имеющаяся статистика показывает недостаточную инновационную активность российских фирмы, в первую очередь, ввиду отсутствия необходимы стимулов к осуществлению инвестиционных вложений и технического перевооружения. Разработка и массовое создание инновационного продукта требует значительных финансовых затрат. В связи с этим, для перехода экономики на инновационный путь развития требуется снижение налоговой нагрузки на инновационные и высокотехнологичные предприятия.
К примеру, в экономически развитых или развивающихся странах, как правило, основную роль, стимулирующую инновационную активность, берут на себя налоговые льготы. Механизм налоговых льгот, как правило, подразумевает:
- вычет расходов для целей налога на прибыль в размере более 100% от размера фактически осуществленных затрат;
- отнесение к текущим затратам полностью или частично расходов на отдельные виды оборудования, обычно используемого в научных исследованиях (амортизационная премия);
- ускоренную амортизация (с применением коэффициентов);
- обложение прибыли по пониженным ставкам;
- «налоговые каникулы»;
- льготные ставки социального или подоходного налогов с заработной платы научно-технического персонала.
К общепринятым мерам бюджетного и таможенного стимулирования инновационной деятельности также относят:
- освобождение от таможенных пошлин экспортируемого оборудования.
- субсидирование арендных ставок, платежей по процентам за кредиты малым инновационным предприятиям;
- посевное финансирование для доведения проектов до состояния пригодного для привлечения инвесторов.
Специализированный федеральный закон об инновационной деятельности в настоящее время отсутствует.
Его разработка ведется уже более 12 лет (в разные годы были представлены проекты федеральных законов «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике», «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации» и др.).
С предложением принять такой документ обратились в Государственную Думу Федерального Собрания РФ также обращались государственные органы более 50 регионов РФ.
Основным аргументом в пользу подготовки и издания федерального закона называется тот факт, что только специальный закон может выполнить функцию «интегратора» всего пространства инновационного развития в экономике и позволит стимулировать взаимодействие всех субъектов инновационной деятельности, их кооперацию, реализацию и продвижение инновационных разработок до стадии их практической реализации.
По итогам рассмотрения экспертным и депутатским сообществом проектов законов среди причины отказов назывались:
- большинство положений и формулировок подготовленных проектов носило декларативный и неконкретный характер;
- суммы выпадающих доходов бюджета (как результата применения предлагаемых проектом закона льготы и преференции для субъектов инновационной поддержки) не предполагали сопоставимых источников компенсации (например, 426,1 млрд. рублей в случае проекта «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», 2010 год).
Вместе с тем, в 2011 году в Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» были внесены существенные изменения, устанавливающие на федеральном уровне единый основы государственной поддержки инновационной деятельности. В частности, даны легальные понятия «инноваций», «инновационной деятельности», «инновационного проекта», закон дополнен отдельной главой, посвященной государственной поддержке инновационной деятельности и устанавливающей её цели, принципы, субъекты, направления и формы предоставления.
Законом установлены следующие формы государственной поддержки:
- предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей;
- предоставления образовательных услуг;
- предоставления информационной поддержки;
- предоставления консультационной поддержки, содействия в формировании проектной документации;
- формирования спроса на инновационную продукцию;
- финансового обеспечения (в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал);
- реализации целевых программ, подпрограмм и проведения мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации;
- поддержки экспорта;
- обеспечения инфраструктуры.
Одновременно в России действует ряд законов, оказывающих регулирующее влияние на инновационную сферу. Среди них можно отметить: федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», федеральный закон «О защите конкуренции», федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», федеральный закон «О некоммерческих организациях».
С точки зрения разграничения сфер ответственности федерального и регионального законодателя Конституция РФ в статье 71 относит вопросы установления основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития, финансовое регулирование, федеральный бюджет, гражданское законодательство к исключительной компетенции Российской Федерации. К предметам совместного ведения с субъектами РФ относятся общие вопросы науки, установление общих принципов налогообложения и сборов. Вместе компетенция субъект РФ ограничена только той сферой, которая не урегулирована на федеральном уровне. Такой подход объясняется важностью регулируемых отношений и необходимостью установления единых норм и правил на территории всей страны. Таким образом, полномочия регионального законодателя ограничены изданием только правоприменительных актов регионального уровня, а также правоустанавливающих актов в отсутствии федеральных.
Финансирование полномочий в инновационной сфере, в том числе по реализации региональных инновационных программ и проектов, осуществляется регионами самостоятельно.
Практически во всех регионах РФ разработаны и утверждены стратегии социально-экономического развития, в рамках реализации мероприятий которых принимаются региональные законы, регулирующие инновационную деятельность.
В настоящее время более, чем в 60 субъектах Российской Федерации приняты региональные законы о научной, научно-технической и инновационной деятельности. Основная масса подобных региональных законов принята в период 2002-2008 гг. (Москва - 2004, Новосибирская обл. - 2007, Татарстан (Инновационный меморандум) - 2008, Брянская область - 2007).
Подавляющее большинство законов в своей структуре имеет следующие разделы:
- основные понятия;
- цели, задачи инновационной политики;
- объекты инновационной деятельности;
- субъекты инновационной деятельности;
- полномочия представительных и исполнительных органов власти субъекта в сфере инновационной деятельности;
- формы государственной поддержки инновационной деятельности;
- условия предоставления инновационной поддержки.
В качестве основных механизмов для их реализации регионы создают научную и социальную инфраструктуру в виде технопарков, промышленнопроизводственных, технико-внедренческих, туристско-рекреационных, портовых зон, бизнес-инкубаторов с инновационной ориентацией.
Существующие в настоящее время в РФ налоговые льготы в инновационной сфере можно разделить на следующие группы:
- федеральные;
- региональные.
Федеральные льготы:
НДС
- Освобождение от НДС при реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Требования к НИОКР устанавливаются Налоговым кодексом РФ (НК РФ). При этом налогоплательщик вправе отказаться от применения данной льготы.
- Освобождение от НДС реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности. Перечень прав определен в НК РФ (на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора). При этом налогоплательщик не вправе отказаться от использования указанного освобождения.
Налог на прибыль
- Освобождение от налога на прибыль средств целевого
финансирования. Не учитываются доходы в виде средств целевого финансирования, полученные из: Российского фонда фундаментальных
исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций, иных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности.
- Инвестиционный налоговый кредит. Форму отсрочки уплаты налога на прибыль (а также региональных и местных налогов) сроком до пяти лет на условиях возврата предоставленного кредита и начисленных процентов (по ставке не более 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ). Может предоставляться в том числе организациям, осуществляющим внедренческую или инновационную деятельность, НИОКР либо техническое перевооружение собственного производства, а также инвестиции в создание энергоэффективных объектов, - на сумму, составляющую не более 30% стоимости приобретенного оборудования, используемого исключительно для указанных для данных целей.
Льготы при учете расходов
- Расходы на определенные виды НИОКР (в т.ч. не давшие положительного результата) подлежат налоговому учету исходя из фактического размера расходов с коэффициентом 1,5. Такие НИОКР должны относиться к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг) и быть направленными на развитие приоритетных технологий, определенных Правительством РФ (нанотехнологии, технологии обработки, хранения, передачи и защиты информации, разработка методики утилизации промышленных отходов, производство программного обеспечения и др.)
- Расходы на приобретение электронно-вычислительной техники. Налогоплательщик вправе учитывать затраты на приобретение электронновычислительной техники в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода ее в эксплуатацию при одновременном соблюдении условий, установленных НК РФ (деятельность в сфере ИТ, доля доходов от ИТ-деятельности более 90%, среднесписочная численность сотрудников менее 50 человек);
- Ускоренный порядок амортизации основных средств, используемых в научно-технической деятельности. Компании вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент не выше
Разберем региональные льготы на примере Санкт-Петербурга (согласно Закону Санкт-Петербурга от 14.071995 №81-11 «О Налоговых льготах»):
- снижение до 13,5% ставки налога на прибыль для организаций осуществивших в течение трах лет вложения на сумму более 50 млн. рублей и более 80% выручки которых составляет реализация продукции из перечня:
- Компьютеры;
- Волоконно-оптические кабели;
- Электронно-оптические преобразователи, усилители изображения, фотоэлектронные приборы;
- СВЧ-приборы;
- Полупроводниковые элементы, приборы;
- Передающая аппаратура для радиотелефонной, радиотелеграфной связи, радиовещания или
телевидения;
- Медицинская диагностическая и терапевтическая аппаратура, хирургическое оборудование;
- Приборы на жидких кристаллах;
- Лазеры;
- Программное обеспечение, готовое к использованию: системное программное обеспечение, инструментальные средства, прикладные программы.
Также законодательство Санкт-Петербурга предусматривает инвестиционные налоговые льготы, которые применимы для крупных инвестиционных проектов по созданию производств инновационной
продукции. Данные льготы предусматривают снижение до 13,5% ставки налога на прибыль, и обнуление ставки по налогу на имущество для инвестиционных проектов, объем инвестиций в основной капитал за 3 года составил более 800 млн. рублей.
Таким образом, в сравнении общепринятой международной практикой в настоящее время российской федеральное и региональное законодательство в инновационной сфере содержит недостаточное число мер, носящих стимулирующее действие для финансирования инновационных проектов. Вместе с тем осуществленные в последние два года изменения в федеральном законодательстве, регулирующим научно-техническую деятельность, позволяют говорить о формировании полноценной базы инновационного законодательства, включающего специализированный федеральный закон, подзаконные акты Правительства Российской Федерации, законодательные акты субъектов Российской Федерации. Для Санкт-Петербурга, относящегося в настоящее время к незначительному числу субъектов РФ, в которых отсутствует региональной закон об инновационной деятельности, приоритетной задачей представляется подготовка и издание данного акта с учетом доступного положительного опыта других регионов России.
Список литературы:
1. Волынкина М.В. Правовое регулирование инновационной деятельности: Проблемы и теории. М.: Аспект Пресс, 2007.
2. Иванова Н.И. Налоговое стимулирование инновационных процессов. - М. ИМЭМО РАН, 2009
3. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями. Под ред. Б.З. Мильнера. - М.: ИНФРА-М, 2010.