ЭКОНОМИКА
УДК 336.2
НАЛОГОВЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗИДЕНТАМИ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Егорова Елена Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, egelni@yandex.ru
ФГБОУ ВПО «<Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва
The article considers special economic zones (SEZ) as an active means ofstatepolicy that is equally capable to bring some territories back to life and give additional encouragement to the regional points of growth. The article provides kinds of tax preferences for the Russian Federation special economic zone residents as well as the way and practice of their use.
В статье рассматриваются особые экономические зоны (ОЭЗ) как активное средство государственной политики, способное в равной степени и реанимировать отдельные территории, и дать дополнительный стимул региональным точкам роста. Представлены виды налоговых преференций для резидентов особых экономических зон Российской Федерации, порядок и практика их использования.
Keywords: tax preferences, tax gaps, special economic zone residents
Ключевые слова: налоговые преференции, налоговые льготы, резиденты особых экономических зон
Особая экономическая зона (ОЭЗ) — это часть территории, на которой действует специфический режим ведения предпринимательской деятельности, который выражается в особом правовом, административном, налоговом, таможенном регулировании [9]. Количество резидентов ОЭЗ увеличивается с каждым годом (рис. 1).
Для компаний инновационной сферы в целях разработки и внедрения продуктов научной деятельности, а также стимулирования инновационного процесса предназначены технико-внедренческие особые экономические зоны (ТВОЭЗ). В России они расположены в Зеленограде, Дубне, Санкт-Петербурге и Томске. Предприятия, расположенные в названных зонах, в основном специализируются в области информационно-коммуникационных и электронных технологий, нанотехнологий, биотехнологий, медицинских технологий, приборостроения, медицинской техники, разработки программных продуктов, электроники и средств связи, оптоэлектроники, информационно-комму-
никационных систем. Например, специализация ОЭЗ на территории Зеленоградского административного округа Москвы — микро- и наноэлектроника, оптоэлектроника, информационно-коммуникационные системы, биоинформационные и биосенсорные технологии, нанотехнологии и наноматери-алы. В ОЭЗ г. Дубны Московской области планируется развивать информационные и ядерно-физические технологии. Здесь создается крупнейший в России центр программирования, который сможет конкурировать с аналогичными центрами в Индии и Китае. Специализация технико-внедренческой ОЭЗ на территории г. Томска — микро- и нано-электроника, оптоэлектроника, биоинформационные и биосенсорные технологии, информационно-коммуникационные системы, нанотехнологии и наноматериалы [5].
Механизм особой экономической зоны предполагает преференции по трем ключевым для бизнеса направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, снижение админи-
350 300 250200150 10050 0
306
257
207
12
143
m
2006 2007 2008 2009 2010 2011
Рис. 1. Количество резидентов ОЭЗ по состоянию на 1 января 2012 года [Источник — www.rosez.ru]
стративных барьеров путем применения принципа «одного окна».
Преференция — это льгота или предоставление особого налогового режима для группы хозяйствующих субъектов, позволяющее им в течение указанного времени не нести часть налоговых обязательств. Одна из форм стимулирования и поддержки инновационной деятельности — особая налоговая политика государства. В соответствии с налоговым законодательством предусмотрены налоговые преференции, которые описаны ниже.
Инновациям свойственны высокая скорость смены идей, частое обновление ресурсов и оборудования. Поэтому исследования и нововведения — это всегда масштабные платежи, вложения, инвестиции, так называемые расходы на НИОКР. Для инновационных компаний особенно актуально, что при исчислении налога на прибыль организаций расходы на изобретательства и экспериментальные разработки, независимо от результата, в полной мере разрешается учитывать в качестве затрат, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Есть особые виды НИОКР, затраты по которым разрешено не только включать в расчет налога на прибыль, но и увеличивать их при этом в 1,5 раза. Правомерность применения повышающего коэффициента по окончании налогового периода важно подтвердить. Для этого к декларации по налогу на прибыль прикладывается научный или технический отчет по каждому проекту. Его форма произвольна. С 2012 года расходы на НИОКР признаются в налоговом учете единовременно. Главное, чтобы работы или их отдельные этапы были завершены, а значит, подписан акт сдачи-приемки.
Одна из категорий стимулирующих мер касается начисления амортизации в налоговом учете. В результате применения к основной норме амортизации специального коэффициента предприятия-резиденты промышленно-про-изводственной особой экономической зоны смогут перенести стоимость основного средства в расходы быстрее в 2 раза, а при осуществлении научно-технической деятельности — в 3 раза. При амортизации ряда «инновационных» нематериальных активов рекомендовано не ориентироваться на срок действия договоров, что позволит даже НМА по 10-летним контрактам включить в расходы в течение 25 месяцев [1]. Среди общих механизмов стимулирования инновационной деятельности можно выделить инвестиционный налоговый кредит (ИНК). Он представляет собой льготу в виде изменения срока уплаты налогов. В этом случае организация получает право в течение определенного периода времени уплачивать налоговые платежи не в полном размере. Сумма отложенного таким образом налогового обязательства и есть сумма ИНК. Он может быть предоставлен по налогу на прибыль организаций, а также по региональным и местным налогам. Срок возможной отсрочки — от одного года до пяти лет. Правом обратиться за получением ИНК наделены компании инновационной сферы, если они:
• осуществляют НИОКР или проводят техническое перевооружение собственного производства;
• занимаются внедренческой деятельностью;
• создают новые материалы и технологии или совершенствуют уже существующие;
• осуществляют инвестиции в создание объектов, которые имеют наивысший класс энергетической эффективности либо высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ от 12 июля 2011 года № 562.
Размер возможного инвестиционного налогового кредита зависит от основания его получения (табл.).
Для получения ИНК организация должна подать в уполномоченный орган заявление и заключить договор об ИНК [5]. Для каждого из оснований получения льготы предусмотрен
Основание для получения и размеры ИНК
Таблица
Основания получения ИНК
Размер ИНК
Норма НК РФ
Научно-исследовательские или опытно-конструкторские работы либо техническое перевооружение собственного производства
Внедренческая или инновационная деятельность, в том числе создание новых или усовершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов
[Источник — www.rosez.ru]
100 % стоимости приобретенного организацией оборудования, используемого исключительно для этих целей
Определяется по соглашению между уполномоченным органом и организацией
подп. 1 п. 2 ст. 67 НК РФ
подп. 2 п. 2 ст. 67 НК РФ
индивидуальный сопроводительный пакет документов [4].
Одна из категорий налоговых льгот в инновационной сфере выделена по территориальному признаку. Подобные преференции реализуются путем создания особых экономических зон. В этом случае налогообложение компании зависит от ее местоположения.
Для резидентов особых экономических зон можно выделить также следующие специальные налоговые льготы:
• налоговые каникулы;
• пониженная ставка налога на прибыль;
• пониженные ставки по транспортному налогу и страховым взносам;
• режим свободной таможенной зоны;
• гарантии от неблагоприятного изменения законодательства.
Налоговые каникулы. Налоговой преференцией, в настоящий момент свойственной исключительно предприятиям технико-внедренческой особой экономической зоны (ТВОЭЗ), являются налоговые каникулы. Суть льготы заключается в том, что резиденты с момента получения ими такого статуса сроком на пять лет получают частичное или полное освобождение от уплаты налога на имущество организаций, земельного и транспортного налогов.
Налоговые каникулы по транспортному налогу означают, что по приобретенным и зарегистрированным транспортным средствам компании освобождаются от уплаты налога. Льготы по этим налогам устанавливаются законодательными органами субъектов Российской Федерации самостоятельно. Право на льготу подтверждается выпиской из реестра резидентов особой экономической зоны, выданной органом управления особой экономической зоной.
Налоговые каникулы по земельному налогу
возможны в том случае, если резидент ТВОЭЗ является юридическим лицом, зарегистрирован в установленном порядке, применяет общую систему налогообложения и включен в единый реестр резидентов. При этом земельный участок должен располагаться на территории ОЭЗ, принадлежать резиденту на праве собственности или праве бессрочного пользования, а также использоваться компанией для реализации инвестиционного проекта. Первоначальный срок льготы составляет пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок (п. 9 ст. 395 НК РФ). Однако льгота может быть продлена законами субъекта РФ.
Налоговые каникулы по налогу на имущество организаций выражаются в том, что в течение 10 лет с момента постановки на учет основного средства его стоимость не учитывается резидентом при расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций при выполнении ряда условий:
• основные средства созданы или приобретены в целях ведения деятельности в ОЭЗ,
• расположены на территории ОЭЗ;
• используются на этой территории в рамках соглашений о создании ОЭЗ;
• находятся на балансе резидента.
Если имущество используется одновременно как для технико-внедренческой, так и иных видов деятельности, то оно также освобождается от налога. Однако если отдельные объекты имущества на балансе резидента используются полностью для ведения иных видов деятельности, то налог уплачивается в обычном порядке. Особые привилегии предоставлены тем компаниям, которые сосредоточены в малом бизнесе и применяют упрощенную систему налогооб-
ложения. Для ряда таких компаний со специальными видами деятельности предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов во внебюджетные фонды. Например, если организация ведет НИОКР, работает в сфере строительства или производства, использует в деятельности вычислительную технику и информационные технологии, она имеет право на льготу. Основное условие ее применения — зарабатывать по инновационному виду деятельности не менее 70% от всех доходов.
Общая величина тарифа страховых взносов во внебюджетные фонды в 2012 году составляет 20% и полностью уплачивается в Пенсионный фонд РФ.
Налоговые преференции, предоставляемые резидентам ОЭЗ, различаются в зависимости от расположения особой экономической зоны.
В Санкт-Петербурге действует освобождение от транспортного, земельного налогов и налога на имущество организаций. При этом существуют договорные обязательства, по которым рецензенты должны:
• реинвестировать высвобожденные средства в развитие организации;
• обеспечивать занятость сотрудников;
• сохранять и увеличивать количество рабочих мест.
В числе дополнительных условий вхождения в состав ОЭЗ — ведение деятельности по созданию и реализации научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения. Напомним, что специализация данной ОЭЗ — производство программного обеспечения, средств связи и бытовой электронной аппаратуры, автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП), медицинской техники, а также разработка и производство аналитических приборов.
В Дубне, Томске и Зеленоградском АО налоговые льготы, дополнительные условия вхождения и ограничения по использованию налоговой экономии аналогичны Санкт-Петербургской ОЭЗ. В Томске и Зеленоградском АО дополнительным условием вхождения резидента в состав ОЭЗ является также отсутствие филиалов и отделений.
В Липецке и Елабуге к льготам относятся освобождение от транспортного, земельного налогов и налога на имущество, налог на прибыль — 20%, а также ускоренная амортизация.
К дополнительным условиям вхождения помимо названных выше добавляется осуществление инвестиций на сумму не менее 400 млн руб.
В Калининградской ОЭЗ нет ограничений по использованию налоговых преференций. Резиденты освобождаются от налога на прибыль организаций и имущество организаций, но при этом должны осуществить инвестиции на сумму не менее 150 млн руб.
В Магаданской ОЭЗ резиденты освобождаются от налога на прибыль. При этом у них к дополнительным условиям вхождения относятся получение прибыли только от деятельности на территории ОЭЗ и размещение не менее 75% основных фондов на территории Магаданской области. К этому добавляется инвестирование в развитие производства и социальной сферы на территории Магаданской области.
Наиболее удобное налогообложение в настоящее время на территориях Магаданской и Калининградской ОЭЗ. В этих же ОЭЗ существуют значительные ограничения. Калининградская ОЭЗ привлекательна своей близостью к Европе и значительными налоговыми льготами. Однако обязанность выполнить довольно затратную инвестиционную программу для получения льгот делает эту ОЭЗ доступной только для крупного бизнеса. В Магаданской ОЭЗ фактически введен запрет на торговлю с нерезидентами ОЭЗ, что делает использование этой территории в целях налогового планирования неинтересным.
В настоящее время деятельность ОЭЗ в России является наиболее законодательно защищенной и относительно хорошо регламентированной. Существующие правовые механизмы позволяют компаниям в достаточной степени раскрывать инновационный потенциал, развивать социально ориентированные проекты [7].
Несмотря на неоднозначность и неустойчивость финансово-инвестиционного климата в России, в ОЭЗ прилагаются все усилия, привлечения как отечественного, так и иностранного капитала. Многие известные мировые компании готовы к сотрудничеству с российскими особыми экономическими зонами. На практике это означает стимул для реального развития отраслей отечественной экономики и улучшения уровня жизни россиян, проживающих на территориях особых экономических зон.
Современные условия требуют совершенствования нормативно-правовой основы ОЭЗ,
а также пересмотра других механизмов, от которых зависит эффективность работы инвесторов.
Последние изменения, внесенные в Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ», вступившие в силу с 1 января 2012 года, увеличили период действия режима ОЭЗ с 20 до 49 лет, а также закрепили функции управляющей компании для ОЭЗ и ввели понятие «кластер», означающий совокупность ОЭЗ одного или нескольких типов, управление которыми может осуществляться одной управляющей компанией.
В результате изменений налоговые преференции получили резиденты технико-внедренческих зон, судостроительные компании. Иностранные работники, привлекаемые в ОЭЗ,
получили статус высококвалифицированных специалистов, что означает упрощение миграционного режима для них, а также снижение налоговой ставки по НДФЛ. В то же время в нормативной базе ОЭЗ остаются значительные пробелы. В частности, нормы по раскрытию информации в стандартном плане резидента ОЭЗ представляются инвесторам чрезмерными. Проблемой является требование о получении положительного заключения на представленный бизнес-план, которое отказываются выдавать даже крупные кредитные организации.
Развитие российских ОЭЗ осложнено напряженными отношениями резидентов ОЭЗ с местными налоговыми инспекциями и судебными тяжбами с ними.
Литература
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (действующая редакция).
2. Федеральный закон 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» (действующая редакция).
3. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 365-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в РФ» и отдельные законодательные акты РФ».
4. Приказ Федеральной налоговой службы (ФНС России) от 28 сентября 2010 года № ММВ-7-8/469@ «Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами».
5. Приказ ФНС РФ от 29 ноября 2005 года № САЭ-3-19/622@ «Об утверждении форм договоров об инвестиционном налоговом кредите» (в ред. Приказа ФНС РФ от 1 апреля 2011 года № ММВ-7-8/247@).
6. Егорова Е.Н. Налоговое стимулирование инновационной деятельности в России // Сервис в России и за рубежом. 2012. № 7 (34). С. 112-123.
7. Егорова С. К. Новации в информационном обеспечении управления субъектов малого предпринимательства сферы услуг. // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2012. № 21. С. 87-95.
8. Митюрникова Л.А. Налогообложение — один из важнейших факторов развития рыночной экономики и малого предпринимательства в сфере сервиса // Сервис в России и за рубежом. 2009. № 1. С. 160-164.
9. Терминологический словарь банковских и финансовых терминов. 2011.
10. [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/law/hotdocs/15826.html. КонсультантПлюс (дата обращения: 15.11.2012).
11. [Электронный ресурс] http://www.rosez.ru/ — Российские особые экономические зоны (дата обращения: 20.11.2012).