А. В. Новиков
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ
Ключевые слова: Особая экономическая зона, промышленно-производственная ОЭЗ, технико-внедренческая ОЭЗ, туристско-рекреационная ОЭЗ, портовая ОЭЗ, резидент,
преференции, инвестор.
Особые экономические зоны (далее - ОЭЗ) - один из эффективных
инструментов привлечения инвестиций в экономику страны, ее диверсификации и выводу на инновационный путь развития. Существенным шагом для деятельности особых экономических зон было принятие нормативной базы, которая как показало время, требует доработки. В статье приведен анализ последних изменений, а так же представлены обстоятельства, на наш взгляд, препятствующих развитию данного института.
Keywords: special economic zone,industrial and production SEZ, implementation SEZ, tourism-recreational SEZ, port SEZ, resident, preferences, investor.
Special economic zones further - SEZ) - one of effective tools of attraction of investments into a national economy, to its diversification and a conclusion to an innovative way of development. Essential step for activity of special economic zones was acceptance of standard base which as time has shown, demands completion. The analysis of last changes presented in the article. Also the are circumstances interfering development of the given institutet.
Особые экономические зоны - определяемая Правительством Российской федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим предпринимательской деятельности. В соответствии с Законом № 116-ФЗ Правительством Российской Федерации на основании соответствующих постановлений созданы ОЭЗ промышленно-производственного, технико-внедренческого, туристско-рекреационного и портового типов. Существенным шагом для деятельности особых экономических зон было принятие нормативной базы. Деятельность ОЭЗ регулируется Гражданским кодексом, Налоговым кодексом, Таможенным кодексом, Земельным кодексом, Градостроительным кодексом.
В настоящее время основным законодательным актом, регулирующим порядок создания и функционирования ОЭЗ, является Федеральный закон от 22 июля 2005г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее - Закон № 116-ФЗ). Кроме этого законодательного акта в настоящее время действуют следующие Федеральные законы, регулирующие образование и деятельность ОЭЗ в Российской Федерации: от 31 мая 1999г. № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области»; от 22 июля 2005г. № 117-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»; от 10 января 2006г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»; от 17 мая 2007г. № 84-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 23 Федерального закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации», статью 89 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 288.1 и 385.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Анализ предыдущего этапа развития экономических зон показал, что общий режим регулирования хозяйственной деятельности в России, который отличается неопределенностью прав собственности, недоступностью или высокой ценой долгосрочных финансовых средств для большинства компаний, диспропорционально высоким налоговым бременем в секторах, производящих несырьевую продукцию, продолжает оставаться неблагоприятным для инноваций. Поэтому отдельными мерами по их поддержке обойтись нельзя. Необходимы комплексные улучшения в законодательной, административной и регуляторной сферах. Данный вывод свидетельствует о том, что ошибки, допущенные на практике в ходе реализации положений нормативно-правовых актов, регулирующих функционирование прежних экономических зон, в определенной мере позволили ускорить переосмысление условий ведения промышленной политики страны. Стало очевидным, что эта политика не должна заключаться в простой раздаче бюджетных средств и поддержке неконкурентоспособных производств за счет протекционистских мер. Экономическая ситуация в России потребовала выработки иных подходов к проблеме государственного регулирования процесса создания ОЭЗ, основанных на конкретных задачах реформирования и развития и использующих накопленный мировой опыт. В мире насчитывается около 1,2 тыс. особых экономических зон, из них 400 - зоны свободной торговли, 300 - промышленно-производственные, 400 -технико-внедренческие, 100 - сервисные. Мировой опыт свидетельствует: ОЭЗ
способствуют росту экспорта товаров и услуг на 20%.
В настоящий момент в особых экономических зонах (ОЭЗ) всех типов зарегистрировано 184 компании-резидента. Заявленный объем инвестиций этих резидентов по утвержденным нами бизнес-планам составляет 207 млрд. рублей, из них 20 млрд. рублей уже реально проинвестированы, или 10% уже вложено. В промышленнопроизводственных зонах задействованы 24 резидента, 18 - в туристско-рекреационных зонах. «В технико-внедренческих ОЭЗ работают 142 компании, более тысячи
исследователей, 89 докторов и 86 кандидатов наук. В 2008 году было произведено НИОКР на сумму более 1 млрд. рублей, создано 123 новые технологии и зарегистрировано 178 патентов. В особых экономических зонах работает 25 компаний с иностранным участием из 18 стран мира, в том числе, мировые лидеры из Германии, Бельгии, Дании, Японии и других стран. К выпуску продукции приступили 54 резидента, создано 8202 новых рабочих места». Современная промышленная политика должна представлять собой комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности национальных компаний на внутреннем и внешнем рынках путем создания благоприятных условий для их динамичного развития и реализации их фактических и потенциальных конкурентных преимуществ. Механизм ОЭЗ предполагает преференции по трем ключевым для бизнеса направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование
инфраструктуры, снижение административных барьеров. Именно сочетание этих факторов делает режим особой экономической зоны привлекательным для инвесторов, хотя каждый фактор в отдельности не так уж велик.
Среди преимуществ, предоставляемых частным инвесторам Законом № 116-ФЗ, следует отметить:
• инвестору предоставляются в аренду на весь срок действия заключенного с инвестором Соглашения земельные участки, а также находящиеся на них объекты недвижимости государственной или муниципальной собственности, (ч. 1, 7 ст. 31.11 Закона № 116-ФЗ);
• органы управления особыми экономическими зонами оказывают содействие в осуществлении государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и
проектной документации, а также организуют получение разрешения на строительство (ст. 31.16 Закона № 116-ФЗ);
• к возимым товарам применяется особый таможенный режим свободной таможенной зоны (ст. 37 Закона № 116-ФЗ);
• инвестору предоставляется особый налоговый режим - комплекс налоговых льгот, касающийся особого порядка исчисления и уплаты налогов, а также пониженных налоговых ставок, а также гарантия от неблагоприятного изменения законодательства, которая выражается в неприменении к инвестору в течение срока действия заключенного с ним Соглашения нормативных актов о налогах и сборах, ухудшающих положение инвестора в сравнении с теми нормативными актами, которые действовали на дату заключения Соглашения, за исключением актов, касающихся налогообложения подакцизных товаров (ст. 38 Закона № 116-ФЗ).
Органы управления особыми экономическими зонами управляют и распоряжаются земельными участками в пределах ее территории на основании соглашения о создании особой экономической зоны в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом положений Закона № 116-ФЗ. Земельные участки в пределах территории особой экономической зоны могут предоставляться во временное владение и пользование исключительно на основании договора аренды. Арендаторы земельных участков в пределах территории особой экономической зоны - собственники созданных ими объектов недвижимости имеют право выкупа расположенных под указанными объектами земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации. Примерная форма договора аренды земельного участка и методика расчета арендной платы определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон. Арендная плата и иные платежи за земельные участки, расположенные в пределах территории особой экономической зоны, поступают в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Резидент особой экономической зоны - арендатор земельного участка, находящегося в государственной и (или) муниципальной собственности, не вправе сдавать земельный участок в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять земельный участок в безвозмездное срочное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.
Институт особых экономических зон (ОЭЗ) в Российской Федерации как вид государственно-частного партнерства создавался в России давно с целью привлечения частных инвестиций, путем предоставления льгот по налогообложению, а также таможенных льгот. Однако создать работоспособный механизм удалось лишь после принятия Федерального закона от 22 июля 2005г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». С принятием закона все ранее действующие на территории Российской Федерации особые экономические зоны прекратили свое существование, за исключением особых экономических зон в Калининградской и Магаданской областях. Положения Закона не распространяются на деятельность указанных особых экономических зон, их деятельность регулируется отдельными законами. Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством Российской Федерации, на основании заявки на ее создание, направляемой от высшего исполнительной органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пп. 1-3 ст. 6 Закона). В заявке указывается обоснование целесообразности и эффективности ее создания для решения задач федерального, регионального и местного значения. Порядок оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, в том числе перечень документов,
прилагающихся к заявке, также определен Правительством Российской Федерации. В соответствии с законом ОЭЗ за исключением портовой особой экономической зоны, создаются на двадцать лет. Портовые особые экономические зоны создаются на сорок девять лет. Срок существования особой экономической зоны продлению не подлежит (п. 6 ст. 6 Закона).В связи с упразднением Указом Президента Российской Федерации от 5 октября 2009г. № 1107 Федерального агентства по управлению особыми
экономическими зонами (РосЭЗ) его функции передаются Министерству экономического развития Российской Федерации. При этом возникает вопрос о статусе и дальнейшем функционировании территориальных управлений РосОЭЗ, так как положениями об этих органах не предусмотрена процедура их ликвидации и реорганизации в связи с ликвидацией РосОЭЗ. К настоящему моменту на территории России созданы две ОЭЗ промышленно-производственного типа, четыре технико-внедренческие ОЭЗ и семь ОЭЗ туристско-рекреационного типа. В качестве резидентов в них зарегистрировано около 200 компаний. Данные компании получают налоговые льготы: так для них снижена ставка налога на прибыль, на длительные сроки они освобождаются от уплаты транспортного и земельного налогов, а также налога на имущество. В отношении иностранных товаров ввозимых на территорию ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны -таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость. Несмотря на количество, зарегистрированных на территориях ОЭЗ резидентов, предпринимательская деятельность в зонах практически не ведется.
Проанализировав положения Закона, можно сделать вывод, что, несмотря на перспективность, очевидную экономическую необходимость особых экономических зон, а также на детально проработанный правовой механизм их функционирования, существует ряд обстоятельств, препятствующих развитию данного института: предоставление для осуществляющих предпринимательскую деятельность в особых экономических зонах резидентов льгот по уплате определенных видов налогов является необходимым, но далеко не достаточным условием эффективности функционирования ОЭЗ. При организации особых экономических зон речь могла бы идти о создании более широкой системы стимулов, способствующей привлечению в ОЭЗ потенциальных инвесторов, например:
• предоставление компаниям, не являющимся резидентами ОЭЗ, возможности принимать участие в проектах, реализуемых внутри ОЭЗ;
• обеспечение возможности беспошлинно вывозить товар, произведенный в СЭЗ, на территорию страны и за ее пределы для доработки, испытаний и демонстраций;
• снятие временных ограничений по деятельности ОЭЗ, так как цели, ради которых создаются ОЭЗ, имеют долгосрочный характер, а ограничение времени действия обоснованно в большей степени для оффшорных зон, где не ставятся задачи создания высокотехнологичных товаров.
Литература
1. Закон Российской Федерации «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 № 116-ФЗ
2. Петрухин, В.В. Особенности создания и налогообложения свободных экономических зон в России / В.В.Петрухин // Финансовые и бухгалтерские консультации. - 2007. - № 7.
3. http://www.invur.ru/index.php?page=innstr&cat=oez&doc=game_open_economic
4. www.regnum.ru/news/1179271.html
© А. В. Новиков - аспирант, младший научный сотрудник кафедры государственного муниципального управления и социологии КГТУ, [email protected].