Научная статья на тему 'Налоги как стимулирующий фактор инновационного развития'

Налоги как стимулирующий фактор инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
306
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / TECHNOLOGICAL MODERNIZATION / ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ / RESEARCH AND DEVELOPMENT / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / КОНКУРЕНТНАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / COMPETITIVE TAXATION POLICY / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / TAX PREFERENCES / АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / DEPRESSION POLICY / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / INTANGIBLE ASSETS / ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ПЛАТЕЖИ / LICENSE CHARGES / НАЛОГОВЫЙ ЗАРПЛАТНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КРЕДИТ / TAX WAGE RESEARCH CREDIT / TAX INCENTIVE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маршавина Любовь Яковлевна, Князева Анастасия Викторовна

Статья посвящена вопросам государственного регулирования инновационного развития российской экономики посредством инструментов налоговой политики, которые должны поддержать переход к экономике знаний, являющейся единственно возможным путем развития в условиях ограниченности ресурсов и их высокой стоимости. Авторами предложены направления трансформации эндогенных факторов развития инноваций в условиях сохранения бюджетной устойчивости, поддержки предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающих конкурентную российскую налоговую систему. Особое внимание уделено порядку налогообложения операций с нематериальными активами, снижению нагрузки на фонд оплаты труда, восстановлению прямой инвестиционной льготы и накопительных амортизационных счетов, вопросам защиты фискальных интересов российского бюджета путем пересмотра как международных соглашений, так и норм внутреннего налогового законодательства по трансграничным операциям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with problems of state regulating the innovation development of Russian economy by tools of tax policy, which are to support the transit to economy of knowledge, the only possible way of development in conditions of limited resources and their high cost. The authors put forward the directions to transform endogenous factors of developing innovations in conditions of maintaining budget stability, supporting entrepreneurial and investment activity ensuring competitive taxation system in Russia. Special attention is paid to taxation of transactions with intangible assets, cutting the burden on the remuneration fund, restoring the direct investment preference and accrual depression accounts. The authors focus on the issues of protecting fiscal interests of the Russian budget by revising both international agreements and standards of the national tax legislation dealing with cross-border transactions.

Текст научной работы на тему «Налоги как стимулирующий фактор инновационного развития»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

налоги

как стимулирующий

фактор

инновационного развития

Маршавина Любовь Яковлевна

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры налогов и налогообложения РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: Marshavina.LYA@rea.ru

Князева Анастасия Викторовна

кандидат экономических наук,

доцент кафедры налогов и

налогообложения

РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский

экономический университет имени

Г. В. Плеханова», 117997, Москва,

Стремянный пер., д. 36.

E-mail: Knyazeva.AV@rea.ru

Статья посвящена вопросам государственного регулирования инновационного развития российской экономики посредством инструментов налоговой политики, которые должны поддержать переход к экономике знаний, являющейся единственно возможным путем развития в условиях ограниченности ресурсов и их высокой стоимости. Авторами предложены направления трансформации эндогенных факторов развития инноваций в условиях сохранения бюджетной устойчивости, поддержки предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающих конкурентную российскую налоговую систему. Особое внимание уде-

taxes as an incentive factor of innovation development

Marshavina, Lyubov' Ya.

Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department for Taxes and Taxation of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: Marshavina.LYA@rea.ru

Knyazeva, Anastasiya V.

PhD, Assistant Professor of the Department for Taxes and Taxation of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: Knyazeva.AV@rea.ru

The article deals with problems of state regulating the innovation development of Russian economy by tools of tax policy, which are to support the transit to economy of knowledge, the only possible way of development in conditions of limited resources and their high cost. The authors put forward the directions to transform endogenous factors of developing innovations in conditions of maintaining budget stability, supporting entrepreneurial and investment activity ensuring competitive taxation system in Russia. Special attention is paid to taxation of transactions with intangible assets, cutting the burden on the remuneration fund, restoring

лено порядку налогообложения операций с нематериальными активами, снижению нагрузки на фонд оплаты труда, восстановлению прямой инвестиционной льготы и накопительных амортизационных счетов, вопросам защиты фискальных интересов российского бюджета путем пересмотра как международных соглашений, так и норм внутреннего налогового законодательства по трансграничным операциям.

Ключевые слова: технологическая модернизация, исследования и разработки, инновации, конкурентная налоговая политика, налоговое стимулирование, налоговые льготы, амортизационная политика, нематериальные активы, лицензионные платежи, налоговый зарплатный исследовательский кредит.

the direct investment preference and accrual depression accounts. The authors focus on the issues of protecting fiscal interests of the Russian budget by revising both international agreements and standards of the national tax legislation dealing with cross-border transactions.

Keywords: technological

modernization, research and development, innovation, competitive taxation policy, tax incentive, tax preferences, depression policy, intangible assets, license charges, tax wage research credit.

Государство провозгласило инновационный путь развития экономики России, который должен привести к повышению конкурентоспособности отечественной высокотехнологичной продукции и эффективному использованию научно-технических результатов. В настоящее время величина российского сектора научных исследований и разработок, масштабы и динамика его финансирования недостаточны для полноценного восстановления научно-технической сферы России, поддержания науки в целом и прикладных научных исследований в частности, т. е. для осуществления модели устойчивого инновационного развития. Пик расходов на исследования и разработки (ИиР) по отношению к ВВП РФ пришелся на 2003 г. (1,283%). С тех пор наблюдается тенденция к постепенному понижению показателя наукоемкости ВВП, которая стремится к стабилизации в пределах 1,1%. Между тем вариант лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях, который соответствует форсированному сценарию прогноза Минэкономразвития России до 2030 г., предполагает долю расходов на ИиР, равную 3% ВВП РФ, которая, однако, ниже, чем в странах-лидерах по расходам на НИОКР.

Инновационно-технологическая модернизация экономики России должна осуществляться в соответствии с основными направления-

ми формирования нового технологического уклада. К нему, как известно, принадлежат биотехнологии, основанные на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии; нанотехнологии; системы искусственного интеллекта; глобальные информационные сети и интегрированные высокоскоростные транспортные системы. Интенсивность и эффективность инновационной деятельности субъектов в значительной мере зависят от благоприятной институциональной и макроэкономической среды и рыночной конъюнктуры. Именно они создают у субъектов соответствующую мотивацию к проведению собственных НИОКР, повышают ресурсные возможности для внедрения их результатов, приобретения новых технологий и оборудования.

Поскольку научно-исследовательская деятельность носит венчурный характер и требует значительных и долгосрочных инвестиций, частные инвесторы не готовы вкладывать большие средства, потребность в которых для стабильного роста в направлении экономики знаний оценивается как минимум в 3% ВВП ежегодно, то на первые позиции выходит государство, средства которого преобладают в структуре внутренних затрат на НИОКР.

Государственная инновационная политика, направленная на развитие и стимулирование инновационной деятельности, может реали-зовываться двумя способами: посредством прямого финансирования инновационных программ и проектов либо через использование экономических инструментов поощрения деятельности инновационных предприятий. Эффективность применения первого способа зависит от правильности выбора проекта для вложения бюджетных средств, что само по себе крайне сложно. Более действенным и всеохватывающим является второй способ, который базируется на реализации стимулирующей роли налогов. В отличие от прямого финансирования налоговые льготы охватывают все предприятия, занимающиеся инновационной деятельностью, и снижают реальные затраты таких компаний. Использование именно налоговых инструментов в государственном регулировании инновационной деятельности является перспективным в силу наличия ряда преимуществ в виде относительной простоты реализации, легкой трансформируемости, сокращения налогового бремени всех налогоплательщиков заявленной сферы, наличия потенциала для совершенствования методов, доказанной эффективности в практике налогообложения зарубежных стран.

Механизмы налогового стимулирования инноваций, применяемые в различных странах, довольно сильно различаются по объектам и способам воздействия на инновационные процессы, однако в сущности сводятся к предоставлению экономическим агентам, осуществляющим научно-исследовательскую и инновационную деятельность, ряда налоговых льгот.

Оценка ситуации

К первоочередным задачам современной налоговой политики относятся сохранение бюджетной устойчивости и обеспечение доходов бюджетов. Не менее важная задача - поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, ориентированная на налоговую конкурентоспособность российской экономики в мире.

В последние годы налоговая политика России была направлена на создание с помощью механизмов налогообложения благоприятных условий для технологической модернизации отраслей экономики на основе инноваций. В результате российское налоговое законодательство, в котором в значительной степени задействован передовой зарубежный опыт, направленный на стимулирование развития инновационных предприятий, содержит большое количество инструментов поддержки инноваций.

В аспекте налогообложения прибыли в последние годы были приняты следующие меры стимулирования инноваций:

- с середины 2008 г. расходы на ИиР, входящие в перечень приоритетных направлений развития науки и технологий, определяемый правительством РФ, стали полностью включаться в состав расходов с коэффициентом 1,5 в отчетном периоде, в котором они были осуществлены;

- с 2009 г. расширены условия для принятия в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль организаций, затрат налогоплательщика на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников;

- в 2010 г. система льгот для ИиР пополнилась преференциями (на срок до 10 лет) для организаций, получивших статус участника проекта по осуществлению ИиР (в целях коммерциализации результатов их деятельности в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре "Сколково"»);

- в 2011 г. были внесены поправки в Налоговый кодекс России, касающиеся расходов на ИиР, в частности, определен перечень затрат на ИиР, предоставлены возможность формирования резервов на их проведение и льготы для организаций, выполняющих ИиР в качестве исполнителя (подрядчика, субподрядчика);

- существует возможность использования инвестиционного налогового кредита, в том числе при проведении НИОКР, технического перевооружения, осуществлении внедренческой или инновационной деятельности;

- введена ускоренная амортизация основных средств с помощью амортизационной премии;

- на период с 2014 по 2029 г. предусмотрены специальные льготы для участников региональных инвестиционных проектов по налогу на прибыль в виде нулевой ставки налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, и пониженной ставки налога, подлежащего зачислению в региональный бюджет (снижение не более чем на 10% в течение первых 5 лет и не менее чем на 10% в течение последующих 5 лет, независимо от момента присоединения к проекту, но в пределах 2014-2029 гг.);

- резидентам территорий опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири планируется предоставить 5-летние налоговые каникулы по налогу на прибыль, НДПИ, налогам на недвижимость с передачей полномочий по формированию системы налоговых льгот по региональным и местным налогам органам власти соответствующего уровня;

- ожидается внедрение налоговых каникул по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов Федерации, для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и представителей малого бизнеса, занятых в производственной, социальной и научной сферах в 2015-2018 гг.

Действующие налоговые механизмы, ориентированные на поддержку предпринимательской и инвестиционной активности, сконцентрированы в налоге на прибыль организаций, НДС, налоге на имущество организаций. По данным проекта Основных направлений налоговой политики до 2017 года, на эти налоги приходится основная доля налоговых расходов бюджетов бюджетной системы России: в 2012 г. - 77% от общей величины налоговых расходов бюджетов бюджетной системы России, или 2,9% ВВП (рисунок)1. Без налоговых льгот величина налогового бремени в России в 2012 г. составила бы не 34,99, а 37,89%.

Имеющиеся льготы и механизмы стимулирования инноваций, несмотря на значительное их количество, не дают требуемого эффекта, измеряемого долей инноваций в ВВП, что детерминировано эндогенными и экзогенными факторами. К последним относится то, что для трансформации финансовых ресурсов, накопленных организациями, необходимы основные средства и квалифицированный человеческий капитал, которых недостаточно. Особенностью налоговых льгот является их компенсационный характер: налогоплательщик должен сформировать средства для финансирования инноваций и лишь затем получить льготу, которая предоставит ресурсы для последующей деятельности. Кроме этого, бихевиористские особенности российской организации с высокой рентабельностью склоняют ее к отказу от риско-

1 ЦКЬ: Ыйр://www.pwc.ru/ru_RU/ru/tax-consulting-services/assets/legislation/tax-flash-report-14-rus. pdf

вых, долгосрочных инвестиций в технологии и инновации в пользу более простого, быстрого и дешевого получения дохода. В свою очередь, организация с невысокой рентабельностью не имеет возможности отвлечь из оборота собственные средства или привлечь кредиты.

Млрд руб.

% к ВВП

2 000,00 1 800,00 1 600,00 1 400,00 1 200,00 1 000,00 800,00 600,00 400,00 200,00 0

2,95

2,90

Прочие налоги

2,85

2,80 ■ ■ Налог на имущество организаций

2,75

2,70 ■ ■ Налог на добавленную стоимость

2,65

2,60 1 1 Налог на прибыль организаций

2,55

2,50 Налоговые расходы в % к ВВП

2,45

2010

2011

2012

Рис. Налоговые расходы бюджетов бюджетной системы России

в 2010-2012 гг.

Наши рекомендации касаются эндогенных факторов, которые будут влиять на снижение негативного эффекта экзогенных факторов. К эндогенным факторам относятся недостаточная роль налогов в регулировании создания и использования нематериальных активов, амортизационная политика, значительная нагрузка по отчислениям во внебюджетные фонды.

Предложения по усилению роли налогов с целью перехода к модели устойчивого инновационного развития

В долгосрочной стратегии российской экономической политики налоговые льготы должны стимулировать развитие НИОКР в России; коммерциализацию результатов НИОКР в реальном секторе российской экономики; направление лицензионных платежей иностранных компаний за использование российских объектов интеллектуальной собственности на дальнейшее развитие инноваций; защиту фискальных интересов российского бюджета от недобросовестного применения норм по устранению двойного налогообложения (освобождению

от налогообложения некоторых видов доходов от иностранных источников в стране резидентства получателя дохода).

Приведенные ниже меры, по нашему мнению, будут способствовать реализации перечисленных направлений развития российской налоговой политики на период до 2040 г.

1. Установление пониженной налоговой ставки налога на прибыль по доходам от использования объектов интеллектуальной собственности в России. Кроме того, возможно снижение ставки налога на прибыль или освобождение в течение первых лет от налогообложения дохода в виде роялти при соблюдении реципиентами льгот следующих условий: патент является результатом собственных затрат на НИОКР; исключительное право (патент) зарегистрировано в стране выполнения НИОКР. В настоящее время существует угроза использования лицензионных платежей с целью перемещения дохода в низконалоговые территории. Соглашения об избежании двойного налогообложения с основными странами-инвесторами Российской Федерации предусматривают налогообложение лицензионных платежей в стране продавца (лицензиара), а национальное законодательство этих стран доходы в виде лицензионных платежей освобождает от налогообложения.

Таким образом, надо реализовать доктрину превосходства сущности над формой и защитить налоговые доходы российского бюджета посредством механизма распределения прибыли в форме роялти в пользу экономического собственника нематериального актива. В случае, когда юридическое право собственности закреплено за иностранной дочерней компанией российской ТНК при условии, что фактические расходы на разработку и создание произвела материнская компания, которая впоследствии осуществляет выплату роялти иностранной дочерней компании, такие расходы материнской компании не должны признаваться для целей налогообложения при соблюдении следующих условий:

- лицензионные платежи в стране получателя не подлежат налогообложению либо ставка соответствующего налога ниже, чем в отношении аналогичного дохода в России;

- получатель дохода не является бенефициарным собственником (фактическим владельцем) такого дохода.

2. Ввод вместо действующего освобождения от НДС, которое исключает возможность использования налогового вычета, обложения операций по реализации произведенных объектов интеллектуальной собственности по нулевой ставке.

3. Изменение при определении налоговой базы по налогу на прибыль модели налогового вычета на затраты, связанные с НИОКР: размер налогового вычета на НИОКР определять в зависимости от

размера выручки компании от затрат на НИОКР, выделять федеральную и региональную части вычета.

4. Введение дифференцированных ставок налога на прибыль в зависимости от размера затрат хозяйствующих субъектов на собственные НИОКР, приобретение новых технологий и оборудования, определяемых относительно доли инновационной продукции или продукции, произведенной с использованием инноваций, в общем объеме реализации.

5. Поскольку любые инновации создаются прежде всего людьми, заслуживающими достойной оплаты труда, необходимо акцентировать внимание на страховых взносах работодателей, которые оплачивают труд таких людей. В этой связи было бы целесообразно расширить сферу применения льготы (не ограничиваться ИТ-технологиями). Также стоит либо снизить порог по доходам от данного вида деятельности, либо вообще отказаться от порога, заменив его условием применения льготы к зарплате только тех сотрудников, которые непосредственно были задействованы в процессе внедрения инновационных технологий. Для минимизации злоупотреблений можно было бы предусмотреть предварительное согласование пониженных тарифов с налоговыми органами или фондами, для того чтобы исключить произвольное применение льготы (для этого целесообразно определить приоритетные направления науки и технологий и продумать механизм определения соответствия осуществляемых исследований и внедряемых технологий конкретным налогоплательщиком этому перечню). Вариантом стимулирования может быть также частичная компенсация работодателю государством (бюджетом) сумм отчислений во внебюджетные фонды с фонда оплаты труда лиц, занятых в НИОКР, при условии, что исключительное право на результаты НИОКР зарегистрировано в стране выполнения НИОКР, результаты НИОКР приносят доход организации (результаты НИОКР коммерциализированы). Для стимулирования инновационной деятельности через уменьшение издержек на заработную плату сотрудников целесообразно также уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на сумму прироста фонда оплаты труда сотрудников, занятых в научно-исследовательских организациях, демонстрирующих высокие достижения в приоритетных направлениях развития науки, технологии и техники. Данная мера налогового стимулирования, получившая название налогового зарплатного исследовательского кредита (НЗИК), компенсирует издержки предпринимателя на высококвалифицированный и высокооплачиваемый труд и является мерой двойного стимулирования, так как выгодна как предпринимателю, так и научному сотруднику.

6. Для активизации процессов регионального развития и перехода от политики регионального выравнивания на основе дотаций и суб-

сидий к политике создания экономических стимулов к эффективной хозяйственной деятельности и благоприятной институциональной среды в отдельных регионах, что сформирует полицентрическую пространственную структуру экономики страны, целесообразно:

а) ввести понижающие коэффициенты к ставкам налога на прибыль предприятий, расположенных на определенной территории, подоходного налога с граждан, проживающих и работающих на ней, в зависимости от уровня ее депрессивности и отраслевой специализации;

б) использовать понижающие коэффициенты к ставкам налога на прибыль для группы предприятий, объединенных в региональные кластеры.

7. Для стимулирования увеличения собственных средств организаций, направляемых на структурно-технологическую модернизацию производства, необходимо использовать такие налоговые преференции, как инвестиционный налоговый кредит, инвестиционная налоговая льгота и инвестиционная налоговая премия.

Инвестиционный налоговый кредит в российской практике работает неэффективно вследствие своей низкой востребованности. Причиной такого положения является, в том числе, необходимость получения разрешения от компетентных органов, что не только не добавляет прозрачности процедуре, но и провоцирует коррупцию. Срок предоставления ограничивается пятью годами, что не всегда согласуется с периодом окупаемости инновационного продукта.

Для расширения объемов инвестиционного налогового кредита важно обеспечить доступные условия их предоставления и низкую стоимость. Стоимость его должна быть минимальной и не превышать, например, половины ставки рефинансирования в год предоставления кредита или трети средневзвешенной ставки коммерческих банков по долгосрочным кредитам на инвестиционные цели. Для предприятий, работающих в приоритетных сферах, стоимость инвестиционного налогового кредита может быть нулевой.

Следует восстановить существовавшую ранее инвестиционную налоговую льготу, уменьшавшую налоговую базу по налогу на прибыль и равную инвестициям в модернизацию действующих или создание новых производств при полном использовании на эти цели амортизационных отчислений и ранее действующем (до 2002 г.) ограничении ее размера.

8. В последние десятилетия амортизационные средства потеряли свое прямое назначение, их начисление приводит лишь к уменьшению базы налогообложения, однако практически не влияет на улучшение воспроизводственных процессов. Поэтому нужно осуществлять регулярный контроль над их целевым использованием. Целесообразно вос-

становить в бухгалтерском учете накопительные амортизационные счета, ввести регулярный контроль налоговых органов за использованием предприятиями средств с этих счетов, предусмотреть возмещение в пользу государства начисленных сумм амортизации в случае их нецелевого использования или отсутствия эффекта от них с точки зрения уменьшения уровня износа основного капитала или улучшения его возрастной структуры.

9. Для налогового стимулирования повышения активности предприятий в осуществлении ими собственных исследований и разработок и повышения уровня их внедрения возможно введение регрессивного налогообложения прибыли в зависимости от прироста затрат на НИОКР в сравнении с предыдущим налоговым периодом. Чтобы предотвратить злоупотребления этой льготой как средством уклонения от налогообложения, нужно периодически сопоставлять ее предоставление с результативностью НИОКР, т. е. с практическим внедрением осуществляемых разработок и их эффектом для производства. При отсутствии последних на протяжении некоторого периода и ощутимого эффекта нужно в бесспорном порядке осуществлять возмещение предоставленной льготы.

10. Для увеличения доходов российского бюджета и использования их на инновационные цели (прямо или косвенно в виде налоговых расходов) целесообразно:

а) ввести налог на вывоз капитала и на валютно-обменные операции в больших размерах небанковскими учреждениями и физическими лицами, не связанными с оплатой импортных контрактов и погашением внешних займов. Особенно это касается того капитала, который, согласно законодательству, подпадает под классификацию прямых или портфельных инвестиций резидентов в экономики других стран и используется для так называемого международного структурирования бизнес-процессов, когда резиденты создают в странах с меньшим уровнем налоговой нагрузки свои зарубежные «дочки», которые используются для формирования трансакций, позволяющих вывести капитал в эти страны, минимизировав налоговые обязательства в России. Инструментом противодействия такой скрытой утечке капитала, кроме введения налога на его вывоз для создания подобных контролируемых иностранных компаний, может стать зачисление их доходов в доход резидентов для целей налогообложения;

б) пересмотреть свои международные соглашения об избежании двойного налогообложения и денонсировать их для стран-офшоров, распространив на офшорные компании общий режим налогообложения, действующий в России;

в) ввести экологическое налогообложение, позволяющее не только получить дополнительный источник доходов бюджета, но и стиму-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лировать предприятия-загрязнители внедрять новые экологозащитные технологии.

11. С целью межотраслевого перелива капитала из сырьевых и низкотехнологичных в приоритетные высокотехнологичные секторы вместе с увеличением государственного инвестирования последних и внедрением стимулов для банков относительно их кредитования должны быть также предусмотрены соответствующие налоговые преференции, состоящие в дифференцированном налогообложении как прибыли, так и добавленной стоимости, причем с точки зрения как разных ставок налогов, так и разных условий их уплаты.

Предоставление налоговых преференций должно сопровождаться жестким контролем над их целевым использованием. В случаях нецелевого использования или недостижения предприятиями заявленных для получения льгот результатов средства, недополученные бюджетом из-за их предоставления, должны быть в бесспорном порядке возвращены государству или принудительно взысканы с таких субъектов. В этой связи целесообразно создать единый государственный реестр субъектов, которые получили льготы, с внесением в него сумм льгот, целей их предоставления и формализованного перечня запланированных показателей по инновационным проектам. Такая мера повысит ответственность субъектов за взятые на себя инновационные обязательства, а также экономическую и финансовую обоснованность последних.

Постоянный мониторинг налоговых льгот в сфере инновационной деятельности, качественный и количественный анализ их востребованности, разработка, внедрение и применение единой методологической системы оценки их эффективности на федеральном уровне -необходимые условия для реализации стратегических направлений налоговой политики в сфере инновационной деятельности.

Перечисленные стратегические направления налоговой политики должны оказать положительное влияние на активизацию инновационной деятельности хозяйствующих субъектов. Однако для осуществления технологического прорыва в приоритетных видах экономической деятельности меры налогового стимулирования должны сочетаться с другими видами государственного стимулирования развития высокотехнологичных видов экономической деятельности: введением более жестких стандартов энергоэффективности, стимулированием спроса на инновационную продукцию, установлением специальных тарифов для продукции, произведенной с использованием новейших технологий, и т. д. Такие меры вовлекают в инновационный процесс более широкие слои экономических агентов и запускают механизмы диффузии инноваций, позволяя новым технологиям стать востребованными не для точечного, а для массового потребления, и сформиро-

вать контуры нового технологического уклада в национальной экономике.

Список литературы

1. Семенова Г. Н. Налоговая политика увеличения бюджетных доходов и создания стимулов инновационной активности // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. -2012. - № 11 (53). - С. 18-21.

2. Cordova D., Sierra G., Cowan D. IP Transfers: Transfers of IP - Tax and Accounting Considerations // International Tax Review. - 2012. -December 17. - URL: http://www.internationaltaxreview.com/Article/ 3132172/IP-transfers-Transfers-of-IPtax-and-accounting-considerations.html

3. Europe 2020 Targets: Research and Development. - URL: http://ec.europa.eu/europe2020/pdf/themes/ 15_research_development. pdf

4. Westaway P. Canada: The Taxation of IP in a Nutshell // Dale & Lessmann LLP. - 2013. - March 15. - URL: http://www.mondaq.com/ canada /x/227284/Trademark/The+Taxation+Of+IP+In+A+Nutshell

References

1. Semenova G. N. Nalogovaya politika uvelicheniya byudzhetnykh dokhodov i sozdaniya stimulov innovatsionnoy aktivnosti [Tax Policy of Increasing Budget Revenues and Creating Incentives for Innovation Activity], Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2012, No. 11 (53), pp. 18-21. (In Russ.).

2. Cordova D., Sierra G., Cowan D. IP Transfers: Transfers of IP - Tax and Accounting Considerations, International Tax Review, 2012, December 17. Available at: http://www.internationaltaxreview.com/Article/3132172/IP-transfers-Transfers-of-IPtax-and-accounting-considerations.html

3. Europe 2020 Targets: Research and Development. Available at: http://ec.europa.eu/europe2020/pdf/themes/15_research_development. pdf

4. Westaway P. Canada: The Taxation of IP in a Nutshell, Dale & Lessmann LLP, 2013, March 15. Available at: http://www.mondaq.com/ canada/x/227284/Trademark/The+Taxation+Of+IP+In+A+Nutshell

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.