Научная статья на тему 'Система инновационно направленных налоговых льгот как элемент экономической политики государства'

Система инновационно направленных налоговых льгот как элемент экономической политики государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
448
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куклина Евгения Анатольевна, Федорков Александр Иванович

The article shows the location of the tax incentives in the innovative infrastructure. There are given the problems of the subject of research and the economic substance, characteristics and composition of the tax benefits. An analysis of international and domestic experience in tax incentives for innovation is carried out. The author also proposes guidelines for improving the system of tax incentives.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Куклина Евгения Анатольевна, Федорков Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of Innovative Directed Tax Privileges as an Element of Economic Policy of the State

The article shows the location of the tax incentives in the innovative infrastructure. There are given the problems of the subject of research and the economic substance, characteristics and composition of the tax benefits. An analysis of international and domestic experience in tax incentives for innovation is carried out. The author also proposes guidelines for improving the system of tax incentives.

Текст научной работы на тему «Система инновационно направленных налоговых льгот как элемент экономической политики государства»

Е. А. Куклина А. И. Федорков

E. A. Kuklina A. I. Fedorkov

Система инновационно направленных налоговых льгот

как элемент экономической

*

политики государства

System of Innovative Directed Tax Privileges as an Element of Economic Policy of the State

С А

Куклина Евгения Анатольевна

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Профессор кафедры экономической теории Доктор экономических наук, доцент jeakuklina@mail .ги

Федорков Александр Иванович

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Заведующий кафедрой экономической теории Доктор экономических наук, профессор [email protected]

Kuklina Evgeniya Anatolievna

North-West Institute of Management branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg) Professor of the Chair of Economic Theory Doctor of Science (Economy), Associate Professor jeakuklina@mail .ru

Fedorkov Alexander Ivanovich

North-West Institute of Management branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg) Head of the Chair of Economic Theory Doctor of Science (Economy), Professor [email protected]

ключевые слова

инновационная деятельность, инновационная активность, налоговая система, налоговое стимулирование, налоговые льготы

keywords

innovation, innovation activity, the tax system, tax incentives, tax breaks

реферат

В статье показано место налогового стимулирования в инфраструктуре, поддерживающей инновации, приведены основные проблемы указанной предметной области, выявлены экономическое содержание, характерные особенности и состав налоговых льгот, выполнен анализ мирового и отечественного опыта налогового стимулирования инновационной деятельности, а также предложены основные направления совершенствования системы налоговых стимулов.

abstract

The article shows the location of the tax incentives in the innovative infrastructure. There are given the problems of the subject of research and the economic substance, characteristics and composition of the tax benefits. An analysis of international and domestic experience in tax incentives for innovation is carried out. The author also proposes guidelines for improving the system of tax incentives.

* Статья подготовлена по результатам исследований в рамках первого этапа реализации международного научно-исследовательского проекта кафедры экономической теории СевероЗападного института управления — филиала РАНХиГС и кафедры экономики Пекинского административного института по теме: «Сопоставительный анализ налоговой политики стимулирования инновационной деятельности организаций в Российской Федерации и Китайской Народной Республике».

2 Система налогообложения является ^ мощным ресурсом стимулирования вну-о тренних инвестиций на государственном о уровне. В рамках налоговой политики со государства традиционно формируется х система экономических средств и на-н- логовых льгот, стимулирующих инвести-< ции в производство и научно-техниче-т ские исследования. Налоговые льготы как инструмент стимулирования инновационного развития используют все большее число стран мира. Так, если в 1996 г. данная форма стимулирования использовалась в 12 странах, то в 2006 г. уже в 19 странах ОЭСР, а также рядом быстро развивающихся стран, включая КНР [3, с. 2].

Арсенал налоговых мер по стимулированию инновационной деятельности в целом одинаковый, хотя каждая страна имеет свои особенности в развитии, способах и условиях применения этих рычагов воздействия. Во многом это определяется современным состоянием налоговой системы государства, спецификой развития и задачами регулирования тех или иных сегментов национальной инновационной системы. Но в любом случае использование позитивного мирового опыта, при условии его адаптации к условиям экономического развития каждой страны, будет способствовать повышению эффективности государственной экономической политики.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, налоговые льготы отдельно выделены как перспективный инструмент для стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов, что позволяет говорить о высокой актуальности и значимости научных исследований в этой области. Использованию налогового стимулирования как инструмента повышения инновационной активности хозяйствующих субъектов в нашей стране свойственны определенные проблемы, которые заключаются в следующем.

1. Несмотря на широкое использование в налоговой теории и практике понятия «налоговая льгота», до сих пор

не сложилось однозначного подхода к общему пониманию и видовому содержанию налоговых льгот, отсутствует развернутая классификация видов налогового льготирования.

2. В действующем Налоговом кодексе РФ не предусмотрено прямое стимулирование деятельности научно-производственных и инновационных организаций, а также стимулирование потребителей наукоемкой продукции, хотя именно они формируют спрос на нее. Этот факт приводит к тому, что зачастую для характеристики действующих механизмов стимулирования научной и инновационной деятельности в России используют термин «кредитно-налоговое стимулирование» [1, с. 316].

3. Отсутствуют налоговые льготы для реального сектора экономики, использующего объекты интеллектуальной собственности и результаты научно-технической деятельности как результаты инновационной деятельности.

4. Неоднозначно отношение российских экономистов к оценке места, роли и направлений использования налоговых льгот. Действительно ли необходимо применять налоговые льготы, будут ли они целесообразным и эффективным инструментом для стимулирования развития инновационного сектора экономики? Может быть, выгоднее субсидировать инновационные компании напрямую, сохраняя равные условия налогообложения в целом для всех хозяйствующих субъектов? Рассмотрим экономическое содержание, характерные особенности и состав налоговых льгот, которые одновременно выступают в двух основных ипостасях: как элемент налогообложения и как инструмент политики налогового регулирования рыночной экономики. Определение налоговых льгот дается в ст. 56 Налогового кодекса РФ: «Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплатель-

щиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере»1.

Все традиционные налоговые льготы можно разделить на три основные укрупненные группы: налоговые освобождения; налоговые скидки; налоговые кредиты. В основе такой группировки лежат различия в методах льготирования, в результатах их влияния на изменение какого-либо конкретного элемента структуры налога. Отдельно следует выделить две группы льгот стимулирующего характера — для венчурного (рискового) капитала и для резидентов особых экономических зон (ОЭЗ), а также «косвенные» стимулы инновационной деятельности (снижение ставок НДС по товарам инновационного назначения, либо освобождение от них и др.). Наиболее представительна первая группа налоговых льгот — налоговые освобождения, большинство из которых используются в целях стимулирования инновационной деятельности.

Рассмотрим перечень основных мер и инструментов налогового стимулирования инновационной деятельности (таблица).

Налоговая амнистия — это освобождение лица, совершившего налоговое правонарушение, от соответствующих штрафных санкций за эти нарушения. Они применяются, как правило, в отношении плательщиков, допустивших налоговые правонарушения по небрежности и добровольно заявивших об этом в налоговые органы. Налоговая льгота в виде полного освобождения от уплаты налога отдельных категорий плательщиков (участники войны, инвалиды и т.д.) применяется в основном по отношению к личным налогам, реже от налогов могут освобождаться и некоторые категории юридических лиц.

возврат ранее уплаченных налогов, например авансовых платежей сверх суммы, превышающей фактический пла-

1 Налоговый кодекс РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant. ш/10900200/.

теж, или излишне уплаченных налогов в 2 связи с техническими ошибками в рас- ^ четах. Как налоговая льгота, также пред- о полагает определенное налоговое осво- о бождение от части будущих платежей т или уплату в счет предстоящих взносов х налога в размере излишне внесенных н сумм. <

Налоговые изъятия представляют со- т бой выведение из-под налогообложения отдельных элементов объекта налога.

Налоговые каникулы — полное освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период времени.

Понижение налоговых ставок заключается в частичном или полном освобождении от уплаты налога, исчисленного по полной ставке, путем применения льготных размеров ставки.

образование консолидированных групп налогоплательщиков также можно считать одной из разновидностей налоговых льгот, поскольку оно направлено на уменьшение налоговых обязательств по группе в целом, по сравнению с суммарными налоговыми обязательствами, исчисленными по каждому участнику в отдельности.

Налоговая инвестиционная премия — широко распространенная в развитых странах, но не применяемая в российской практике форма целевого налогового освобождения. Она связана с общей системой мер государственного регулирования движения национальных капиталов через границу. Инвестиционные премии засчитываются как налог на прибыль корпораций путем снижения налоговых ставок для национальных фирм при экспорте капитала в форме прямых инвестиций. Премии предоставляются компаниям в момент начала прямого инвестирования за границей. В результате снижения ставок налога на прибыль они получают дополнительные финансовые ресурсы для функционирования за пределами страны и гарантии сохранности капитала при инвестировании в других странах.

Налоговые льготы по операциям с объектами интеллектуальной собственности предоставляются в целях избежания двойного налогообложения. В соот-

g ветствии с этой льготой может быть ^ установлена низкая ставка налога на до-о ходы корпораций, а также отсутствовать о налог у источника выплаты на проценты, ст) дивиденды и роялти и др. Примером х страны, предоставляющей такие налого-н- вые льготы, является Кипр, который об-< ладает одним из наиболее благоприятно ных налоговых режимов в ЕС. Этот режим, основанный на прозрачной системе общего права, а также подписанных Кипром международных конвенциях по защите прав интеллектуальной собственности, гарантирует высокую защиту объектов интеллектуальной собственности в этой стране. Кипрское законодательство обеспечивает защиту объектов интеллектуальной собственности и гарантирует охрану результатов интеллектуальной деятельности на местном, европейском и международном уровнях. Кипром заключено большое количество двухсторонних соглашений о избежании двойного налогообложения, обеспечивающих благоприятные условия по налогообложению роялти налогом у источника выплаты в странах местонахождения компаний-пользователей объектов интеллектуальной собственности. Характеристиками принятого нового режима налогообложения объектов интеллектуальной собственности на Кипре являются1:

• освобождение от налогообложения 80% дохода в форме роялти, а также доходов от реализации объектов интеллектуальной собственности;

• отсутствие ограничений в отношении учета убытков прошлых периодов, в том числе по срокам переноса убытков;

• налогообложению подлежит совокупный доход от объектов интеллектуальной собственности, уменьшенный на расходы, связанные с получением такого дохода;

• возможность применения ускоренной амортизации в течение 5 лет;

1 Новый режим налогообложения объектов интеллектуальной собственности на Кипре [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.kpmg.com/ru/ru/issuesandinsights/arti-clespubMcatюns/tax-рuЫюatюns/alerts/pag-es.../alerts-tax-issue17.aspx.

• широкий перечень объектов интеллектуальной собственности, подпадающих под указанный режим;

• эффективная налоговая ставка равная или менее 2%.

Налоговые льготы для венчурных компаний относятся к формам и способам венчурного финансирования с целью стимулирования данного вида деятельности для компаний, преимущественно занятых в сфере высоких технологий. К налоговым льготам такого рода относятся: соответствующие налоговые ставки и налоговые средства поощрения исследований и разработок, включая заключение договоров с исследователями; поддержка технологического трансфера; возможность для портфельных компаний вычитать проценты и связанные с выплатой процентов расходы из налогооблагаемой базы [2, с. 48].

Налоговые льготы для резидентов оЭЗ представляют систему стимулов и льгот, которые применяются для резидентов ОЭЗ, особенно для технико-внедренческих зон (ТВЗ). Финансирование инновационной деятельности ТВЗ из государственного бюджета за рубежом в настоящее время практикуется на основе программно-целевого подхода, суть которого состоит в предоставлении исполнителям (ТВЗ и их резидентам) финансовых средств на основе конкурсного отбора целевых исследовательских проектов и программ. Все инвесторы российских ОЭЗ, также как и инвесторы ОЭЗ за рубежом, пользуются набором льгот, гарантированных законодательством РФ. Так, для резидентов ОЭЗ устанавливается нулевая ставка по налогу на прибыль при уплате в федеральный бюджет и не выше 13,5% при уплате в бюджеты субъектов РФ. Инвесторы промышленно-производственных зон (ППЗ) и туристско-рекреационных зон (ТРЗ) также вправе применять ускоренную амортизацию, устанавливая повышающий коэффициент (но не более 2,0). Инвесторы получают право не платить налог на имущество организации с момента постановки имущества на учет (в среднем ставка по налогу на имущество составляет в России 2,2%). Инве-

Основные меры налогового стимулирования

Группа налоговых льгот Форма налоговых льгот В том числе инновационно направленные льготы

страны с рыночной экономикой Российская Федерация

Налоговые освобождения Налоговая амнистия

Возврат ранее уплаченных налогов

Налоговые изъятия + +

Налоговые каникулы + +

Понижение налоговых ставок + +

Образование консолидированных групп налогоплательщиков

Налоговая инвестиционная премия

Налоговые льготы по операциям с объектами интеллектуальной собственности +

Налоговые льготы для венчурных компаний + +

Налоговые льготы для резидентов ОЭЗ +

Налоговые скидки Необлагаемый минимум

Налоговые вычеты +

Инвестиционные скидки +

Повышенный вычет расходов на НИОКР +

Скидки «на истощение недр»

Льготные режимы амортизации + +

Налоговые кредиты Вычет из налогового оклада

Целевой налоговый кредит

Инвестиционный налоговый кредит +

Налоговый исследовательский кредит +

Налоговый зарплатный исследовательский кредит +

сторы ОЭЗ освобождаются от уплаты налога на землю (около 1,5%). Инвесторы также полностью освобождаются от уплаты налога на транспортное средство с момента его регистрации (в зависимости от мощности двигателя, в различных регионах ставка по этому налогу составляет от 10 до 150 руб./л. с). Понижены тарифы страховых взносов для резидентов ТВЗ, ППЗ, осуществляющих технико-внедренческую деятельность, и резидентов туристического кластера. На период с 2012 г. по 2017 г.

тарифы страховых взносов составляют 14%, в 2018 г. — 21%, в 2019 г. — 28%. Налоговые каникулы, предоставленные органами государственной власти на региональном уровне, длятся от 5 до 10 лет.

Вторая группа налоговых льгот (налоговые скидки) — совокупность налоговых льгот, направленных на прямое уменьшение налоговой базы на установленную величину законодательно разрешенных к вычету видов расходов в целях стимулирования их экспансии и не-

2 которых видов доходов. К этой категории ^ относятся следующие формы налоговых о льгот.

о Необлагаемый минимум объекта наго лога устанавливается при подоходном х налогообложении физических лиц и взи-н- мании налога с наследств и дарений. < Это — прямой первоначальный вычет т минимальных сумм из валовой стоимости объекта налога (при налоге на доходы граждан — установленной суммы оплаты труда, при налоге с наследств и дарений — установленной стоимости имущества, переходящего физическому лицу в порядке наследования и дарения).

Налоговые вычеты — исключение из налоговой базы отдельных текущих расходов, имущества и некоторых видов доходов.

Инвестиционные скидки следует выделить в самостоятельный вид налогового вычета в силу их особой целевой направленности. Из названия следует, что они предполагают вычеты из налогооблагаемой прибыли определенных видов инвестиционных расходов, как правило, в определенных процентах к ним или к сумме налога.

Повышенный вычет расходов на НИ-окр заключается в применении повышающего коэффициента к сумме расходов предприятия на НИОКР для целей налогообложения. Так, например, действующим законом № 132-ФЗ установлен закрытый перечень статей расходов, которые могут относиться к расходам на НИОКР для целей налогообложения. Также этот закон устанавливает, что налогоплательщики, осуществляющие НИОКР по установленному перечню и учитывающие расходы на указанные НИОКР с коэффициентом 1,5, должны представлять в налоговые органы специальный отчет о выполненных НИОКР. Такой отчет предоставляется одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором завершены НИОКР (отдельные этапы), и в случае непредставления отчета о НИОКР суммы расходов на НИОКР учитываются для целей налогообложения в размере фактических затрат.

скидки «на истощение недр» широко применяются во многих странах. Они предоставляются предприятиям добывающих отраслей промышленности в размере дополнительных, по сравнению со среднеотраслевыми, расходов на добычу полезных ископаемых на старых, истощенных месторождениях, что стимулирует разработчиков максимально извлекать из недр полезные ископаемые. В России также применялась скидка с платежа за пользование недрами при разработке истощенных недр, а в связи с введением с 2002 г. налога на добычу полезных ископаемых стимулирование разработки некондиционных, остаточных или списанных запасов полезных ископаемых производится обложением их добычи по ставке 0%.

льготный режим амортизации в форме ускоренной амортизации является своеобразной формой налоговых скидок, преследующей цель стимулирования роста инвестиций и внедрения новой техники. Это позволяет предприятиям уменьшить налоговую базу при обложении налогами на прибыль и на имущество, снизить налоги и в более короткий промежуток времени накопить необходимые финансовые ресурсы для замены устаревшего производственного оборудования новым. Так, например, в Японии ускоренная амортизация позволяет компаниям, входящим в технополисы, в течение первого года списывать 30% стоимости оборудования и 15% стоимости зданий и различных сооружений [4, с. 197].

Налоговый кредит является наиболее сложным элементом в системе налоговых льгот. По этому вопросу также нет достаточной определенности ни в действующем законодательстве, ни в отечественной финансовой науке. В Налоговом кодексе РФ налоговый кредит вообще оторван от налоговых льгот и односторонне определяется как изменение срока исполнения налогового обязательства на период от 3 месяцев до 1 года с поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы кредита, а отсрочка (рассрочка) налогового платежа отрывается от общего понятия налогового кредита. Иными словами, в Налоговом кодексе РФ зауже-

на сфера действия и налоговых льгот в целом, и налогового кредита как элемента их системы.

Нельзя смешивать понятие «налоговый кредит» с экономической категорией кредита вообще как формы движения ссудного капитала на основе принципов срочности, возвратности и платности. Такое название в отношении одной из групп налоговых льгот весьма условно и отражает не сущностные, а лишь отдельные внешние черты категории кредита. Даже инвестиционный налоговый кредит, наиболее близкий к последнему, можно считать таковым только с определенными оговорками1. В широком, системном понимании, налоговые кредиты — это группа условных (требующих дополнительных оснований) мер, предполагающих непосредственное сокращение налогового обязательства (налогового оклада) с целью оказания нуждающимся предприятиям финансовой поддержки, стимулирования пользователей в производственном и социальном развитии предприятий и территорий, а также исключения двойного налогообложения.

К одной из форм налогового кредита можно отнести частичное сокращение или вычет из налогового оклада. Вычеты из окладной суммы налога применяются, например, при взимании акцизов в случае использования плательщиком в качестве сырья подакцизных товаров, по которым был уже уплачен этот налог.

Целевой налоговый кредит — замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением (в Налоговом кодексе РФ — просто налоговый кредит). Для получения целевого налогового кредита налогоплательщики должны заключить налоговое соглашение (договор) с уполномоченным органом власти. Целевой налоговый кредит предоставляется на условиях возвратности (погашения за-

1 Барулин с. в., Макрушин а. в. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lawmix. ru/comm/5393/.

долженности в денежной форме или 2 товарами, работами,услугами — пред- ^ метами налогового соглашения — по о

Н

договоренности сторон), срочности и о платности (в размере 1/3 ставки рефи- т нансирования ЦБ РФ). В случае нару- х шения налогового соглашения вся сум- н-ма кредита, увеличенная на 25% в виде < штрафа, должна быть взыскана с пла- т тельщика в соответствующий бюджет.

Отдельным видом целевого налогового кредита как наиболее перспективной формы налогового регулирования является инвестиционный налоговый кредит, связанный с приобретением определенных высокотехнологичных товаров и услуг конечным потребителем. Понятие, порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита в России регламентируются ст. 66 и 67 Налогового кодекса РФ, где он определен как «изменение срока уплаты налога, при котором организации, при наличии оснований, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов». Он может быть предоставлен на срок от 1 года до 5 лет по налогу на прибыль организаций, а также по региональным и местным налогам.

Налоговый исследовательский кредит становится в настоящее время основным видом налоговой помощи в большинстве стран с рыночной экономикой. Суть его заключается в том, что он позволяет вычитать из суммы налога на прибыль часть затрат на инновационную деятельность, определяемую процентной ставкой налогового кредита. В каждой стране налоговый исследовательский кредит имеет свою специфику, а определение налогооблагаемой базы и тех видов деятельности, которые подпадают под режим налоговой помощи, во многом зависит от тех целей, которые преследует государство в своей политике в отношении предприятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для избежания повторного счета правительства многих стран не включают в режим налоговых льгот расходы, связанные с субподрядом или кооперацией

2 между предприятиями. Тем не менее

^ ряд стран учитывают фактор сотрудни-

о чества между предприятиями в своих

о налоговых режимах (Великобритания,

го Испания, Норвегия). В большинстве ев-

х ропейских стран (Италия, Испания, Фран-

-О 1

н- ция и др.) налоговый режим помощи < инновационным разработкам носит ценоз трализованный характер, но в ряде стран он корректируется в зависимости от района размещения предприятия. Однако есть страны, которые открыли свои льготные налоговые режимы и для предприятий, работающих за рубежом. Так, например, Испания распространяет льготы по своему налоговому кредиту на расходы научных организаций, расположенных в пределах ЕС. Во Франции с 2004 г. в зону действия налогового кредита также включаются все расходы по инновационным разработкам, осуществленные французскими предприятиями на территории ЕС.

Налоговый зарплатный исследовательский кредит представляет собой уменьшение издержек компании на заработную плату, частью которых являются взносы в социальные фонды, и уменьшение подоходного и социального налога научных сотрудников. Другими словами, это вычет из суммы подоходного и социального налога научных сотрудников в размере, устанавливаемом ставкой кредита. Ориентация на установление льготного режима налогообложения доходов наемных научных работников характерна для стран Северной Европы (Дания, Швеция, Финляндия, Нидерланды и др.).

К мерам косвенного стимулирования инновационной деятельности относятся снижение ставок НДС и других косвенных налогов по товарам инновационного назначения, либо освобождение от них. Так, в соответствии со ст. 149 Налогового кодекса РФ, от НДС освобождаются такие операции, как выполнение НИОКР, при условии что в состав работ входит разработка конструкции инженерного объекта; разработка новых технологий, либо создание опытных образцов для собственных нужд; уступка (приобретение) прав (требований) по договорам займа или кредитным договорам.

Большинство исследователей основными налоговыми стимулами считают налоговые скидки (вычеты из налогооблагаемой прибыли), налоговый исследовательский кредит и специальные режимы амортизации [3, с. 35].

На основании выполненного анализа опыта налогового стимулирования в странах с рыночной экономикой можно сделать вывод о том, что основными мерами налогового стимулирования являются:

• налоговое стимулирование в связи с проведением НИОКР (США, Япония, Корея, КНР, Индия, Финляндия, Ирландия, Нидерланды);

• налоговые каникулы (КНР, Индия, Израиль);

• стимулы для венчурного капитала (КНР, Сингапур, Малайзия);

• налоговые льготы по операциям с объектами интеллектуальной собственности (Кипр, Ирландия);

• косвенное налогообложение (Япония, КНР, Индия).

При этом необходимо отметить, что комплексы преимущественных мер налогового стимулирования в связи с проведением НИОКР в странах со зрелой рыночной и переходной экономикой различаются. Так, по результатам исследования российского и американского офиса Центра технологий и инноваций фирмы «PпcewaterhouseCoopers», в странах со зрелой экономикой (США, Япония, Финляндия, Ирландия, Нидерланды, Израиль, Корея) преобладающей мерой налогового стимулирования является налоговый кредит на проведение НИОКР, а в станах с переходной экономикой (КНР, Индия, Малайзия, Сингапур) — повышенный вычет расходов на НИОКР1.

Действующие в настоящее время в Российской Федерации механизмы кредитно-налогового стимулирования научной и инновационной деятельности представлены системой налоговых льгот и кредитов (в части начисления аморти-

1 Налоговые механизмы стимулирования инноваций. Международный и российский опыт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gosbook.ru/node/15452.

зационных отчислений, налогообложения венчурных проектов и организаций, имеющих статус резидентов технико-внедренческих ОЭЗ, и др.). Так, к числу налоговых мер регулирования инновационной деятельности в России относятся: дифференциация ставок налога и отсрочка платежа налога; специальные льготные режимы амортизации; уменьшение размера налогооблагаемой базы; уменьшение суммы самого налога; льготное налогообложение прибыли.

В свете налоговой реформы последних лет в России наметился переход от простой поддержки научных организаций налоговыми льготами к стимулированию инвестиций в исследования и разработки. В частности, были отменены прямые льготы, освобождающие государственные научные организации от уплаты земельного налога, налога на имущество. В то же самое время за последние 5 лет были внесены достаточно существенные изменения во вторую часть Налогового кодекса РФ, направленные на стимулирование расходов на исследования, и разработки, предоставляющие определенные налоговые преференции инновационно-ориентированным компаниям.

Признавая тот факт, что налоговое стимулирование становится разнообразнее, отметим проблемы, которые возникают на практике.

Проблемы законодательного характера:

• вводимые меры нередко не стыкуются с иными нормами и правилами налогообложения и потому сразу становятся либо неэффективными, либо мало применяются налогоплательщиками;

• достаточно большой объем изменений, вносимых в налоговое законодательство в последнее время и направленных на предоставление дополнительных преференций компаниям, связанным с высокотехнологичным сектором, сопряжен с различными пробелами законодательного регулирования, что также может снижать результативность льготы как инструмента экономической политики государства, т. е. льгота, которая в целом доказала свою эффек-

тивность в одних странах, в других, 2 например в РФ, может быть нецеле- ^ сообразной; о

• правила и условия использования на- о лотовых льгот изложены в законода- т тельных документах так, что допуска- х ют различную их интерпретацию. Для н разъяснения правил использования < льгот и толкования положений зако- т нодательных норм Минфин РФ регулярно публикует письма, однако и

в них не всегда дается однозначная трактовка;

• льготные группы, в отношении которых вводятся те или иные налоговые льготы, нередко игнорируются в нормах общего налогового регулирования, что нивелирует предоставляемые им льготы.

Проблемы концептуального характера:

• основным препятствием для внедрения льгот в инновационном секторе является потенциальная возможность использования льгот в целях получения необоснованной налоговой выгоды компаниями, не имеющими отношения к инновационным процессам. Это явление может значительно снизить результативность применения налоговых льгот, так как последние могут быть использованы для целей ухода от налогов;

• далеко не всегда очевидно, что конкретные налоговые льготы будут дополнительно стимулировать инновационную активность, а не просто экономить налоговые платежи инновационным компаниям (даже допуская, что все они законно пользуются льготой).

Задача администрирования мер налогового стимулирования инноваций вообще и построения системы налоговых льгот в этой области в частности должна быть решена для следующих условий. Во-первых, налоговые льготы должны быть устойчивыми к необоснованному применению. Во-вторых, льготы должны быть максимально гарантированы тем, кто действительно нуждается в них. В условиях безусловного приоритета инновационных аспектов экономического

2 развития России государственная поли-^ тика должна быть направлена не на подо держку определенных отраслей и предо приятий, а на снижение рисков для ин-го вестирования и инноваций, создание х различных механизмов стимулирования, н- соответствующих уровню конкурентоспо-< собности предприятий. т В связи с этим необходимо отметить, что среди негативных факторов инновационного развития предприятий особо выделяется непредсказуемость государственной политики, частый пересмотр мер без оценки прошлого опыта. Это не позволяет предприятиям планировать свою работу на перспективу, несмотря на то что инновационная деятельность и затраты на нее являются долгосрочными вложениями. Для разработки и внедрения эффективных налоговых механизмов стимулирования инновационной деятельности целесообразно обратиться к положительному опыту про-мышленно развитых стран. Основными направлениями совершенствования системы налоговых стимулов, по нашему мнению, являются следующие:

• совершенствование амортизационной политики и предоставление бизнесу права использования механизмов переоценки основных средств для целей налогообложения;

• освобождение от НДС НИОКР, выполняемых негосударственными организациями, а также разрешение списывать затраты на НИОКР предприятий в общем порядке, действующем для остальных расходов предприятий (в том периоде, в котором они были произведены, а не один раз в год);

• введение так называемой «приростной налоговой льготы», когда предприятие имеет право списывать на себестоимость реальные затраты на НИОКР с повышающим коэффициентом, зависящим от динамики роста расходов на НИОКР этого предприятия;

• введение нулевой ставки НДС при ввозе технологического оборудования (или отсрочка от уплаты до начала работы оборудования). На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

1. Правительства многих стран мира, в том числе и России, в настоящее время усиливают поддержку инновационных процессов в частном секторе и в экономике в целом, при этом одним из факторов создания благоприятной среды для поддержки инноваций является налоговое стимулирование.

2. Анализ государственной политики в сфере инноваций показывает, что наилучший результат достигается путем разумного сочетания различных мер регулирования и стимулирования инноваций.

3. При разработке политики поддержки и развития инноваций в России необходимо опираться на богатый мировой опыт разных стран, проводящих различную политику поддержки инноваций,

4. Наука, особенно фундаментальная, интернациональна, но инновационная деятельность в научно-технической сфере во многом определяется такими национальными чертами, как менталитет людей, национальными корнями, национальными традициями, экономическим укладом, состоянием образования и т.д., и она во многом национальна.

5. В инновационной деятельности отражается душа, дух народа. Это наглядно продемонстрировали такие страны, как Япония и КНР. Страна, которая хочет иметь будущее, должна иметь не только сильную фундаментальную науку, но и сильную инновационную политику, сильную инновационную сферу деятельности и сформированную национальную инновационную способность.

Литература

1. Государственно-частное партнерство в научно-инновационной сфере / Под ред. А. К. Казанцева, Д. А. Рубвальтера. М.: Инфра-М, 2010. 330 с.

2. Кулиев П. р. Международный опыт финансово-правового регулирования венчурного финансирования // Национальная безопасность России: проблемы и пути обеспечения: Сб. науч. статей / Под общ. ред. С. В. Смульского. М.: МАКС Пресс, 2010. Вып. I (10). С. 4249.

3. Налоговое стимулирование инновационных процессов / Отв. ред. Н. И. Иванова. М.: ИМЭМО РАН, 2009. 160 с.

4. тацуно Ш. Стратегия — технополисы. М.: Прогресс, 1989. 202 с.

References

1. State-private partnership in the scientific and innovative sphere / Edited by A. K. Kazantsev, D. A. Rubvalter. M.: INFRA-M, 2010. 330 p.

2. KulievP. г. International experience of financial and legal regulation of venture financing//National security of Russia: problems and ways of providing : Collection of articles / Edited by Smulsky S. V. M.: MAX Press, 2010. N 1 (10). P. 42-49.

3. Tax incentives of innovative processes / Edited by N. I. Ivanova. M.: Institute of World Economy and International Relations of Russian Academy of Sciences, 2009. 160 p.

4. Tatsuno sh. Strategy — technopolises. М: Progress, 1989. 202 p.

о <

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.