Финансы и кредит. Бюджет
УДК 336.719
НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ
© 2014 Попова Екатерина Витальевна
магистрант
Самарский государственный экономический университет E-mail: [email protected]
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, государственное регулирование, налоговые льготы
Рассматриваются основные методы государственного регулирования инновационной деятельностью в современных условиях российской экономики. Особое внимание уделяется характеристики налоговых льгот и преференций применительно к налогоплательщикам, занимающихся инновационной деятельностью в РФ и зарубежных странах.
TAX INCENTIVES AS CONTROL METHOD OF REGION INNOVATIVE
DEVELOPMENT
© 2014 Ekaterina Vitalyevna Popova
Post-graduate student Samara State University of Economics.
E-mail: [email protected]
Keywords: innovation, innovative activity, state regulation, tax incentives
The paper considers the main methods of state regulation of innovative activity under the current conditions of the Russian economy. The special attention is paid to the characteristics of tax incentives and preferences relating to taxpayers, being engaged with innovative activity in RF and foreign countries.
Вмешательство государства в инновационную деятельность является очевидным в силу своей специфики, так как внедрение инноваций - это процесс, отличающийся длительностью научно-производственного цикла, высокими издержками и неопределенностью результата.
Государственное регулирование инновационной деятельности можно рассматривать, как целенаправленное воздействие органов государственного управления на экономический интерес институтов инновационной сферы.
Сущность механизма государственного регулирования инновационной деятельности представляет собой отношения между органами государственной власти и хозяй-
ствующими субъектами по поводу инновационного процесса.
Содержание механизма государственного регулирования инноваций заключается в совокупности мер целенаправленного воздействия по созданию благоприятных условий для развития инновационной деятельности на определенном этапе развития экономики страны в целом.
Одним из элементов механизма государственного регулирования инноваций являются методы регулирования.
Методы регулирования инновационной деятельности, как и любые методы государственного регулирования, делятся на:
1) прямые (финансирование НИОКР и инновационных проектов; формирования государственной инновационной инфра-
152
Региональное развитие • № 3,4 • 2014
regrazvitie.ru
структуры; моральная поддержка инновационной деятельности)
2) косвенные (налоговые льготы, отсрочка налогообложения, льготное кредитование, специальные законодательные нормы).
Налоговые льготы являются важной составляющей государственной политики поддержки инновационных процессов, так как являются таким рыночным инструментом, который способен в странах с традиционно низким уровнем бюджетного финансирования обеспечить движение финансовых потоков в сферу науки и технологий.
Помимо решения отдельных экономических задач, налоговые льготы обеспечивают рост конкурентоспособности национальной экономики и привлечение частного капитала в сферу инновационного развития.
Налоговые льготы и преференции, предусмотренные российским законодательством, можно разделить на следующие.
Прежде всего, это стандартные налоговые льготы и преференции, применительно ко всем налогоплательщикам, занимающимся инновационной деятельностью.
Затем, налоговые льготы и преференции, предоставляемые организациям, ведущим деятельность на территории особой экономической зоны.
И наконец, налоговые льготы и преференции для организаций-участников проекта ИЦ «Сколково».
К стандартным налоговым льготам и преференциям относятся:
1. Льготы по налогу на добавленную стоимость.
Во-первых, это освобождение от НДС при выполнении организациями научноисследовательских, опытно-
конструкторских и технологических работ. При этом налогоплательщик вправе отказать от применения данной льготы.
Во-вторых, освобождение от НДС реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности. В пункте 2 статьи 149 Налогового Кодекса РФ прописано, что не подлежит обложению НДС реализация исключительных прав интеллектуальной деятельности, а также прав на ис-
пользовании полученных результатов от данной деятельности.
В-третьих, освобождение от НДС при ввозе на таможенную территорию РФ технологического оборудования, комплектующих и запчастей к нему, аналоги которого не производятся в России (1 статья 150 НК РФ).
В-четвертых, возможность отнесения сумм налога на добавленную стоимость на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг).
В-пятых, возможность уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.166 НК РФ, на установленную в соответствии с нормами НК РФ налоговые вычеты.
2. Льготы по налогу на имущество.
Согласно ст.380 НК РФ ставки по налогу на имущество устанавливают законами субъектами РФ и не могут превышать 2,2% от среднегодовой стоимости имущества.
3. Налоговые преференции по налогу на прибыль.
Первая форма - это льготы при учете расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки.
Вторая форма - возможность единовременного учета расходов на приобретение электронно-вычислительной техники. В статье 259 НК РФ прописано, что организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий имеют право учитывать затраты на приобретение электронно-вычислительной техники в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода ее в эксплуатацию.
Третья форма - льготы в области амортизации основных средств, используемых в научно-технической деятельности (ускоренный порядок амортизации). В соответствии со статьей 259.3 НК РФ налогоплательщик при амортизации основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности, вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3. И четвертой формой налоговых преференций по налогу на прибыль является освобождение от необходимости отнесения на доходы при исчислении на-
153
лога на прибыль средств, полученных налогоплательщиком в виде целевого финансирования. При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывается доходы в виде средств, полученных из 5 российских фондов по поддержке развития инноваций.
4. Применение пониженного тарифа страховых взносов. При этом данный вид льготы предусмотрен для плательщиков страховых взносов хозяйствующих субъектов, созданных после 13 августа 2009г. бюджетными научными учреждениями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования. В частности, в период с 2012г. по 2017г. применяется пониженный совокупный тариф страховых взносов в размере 14%.
5. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на условиях специального договора, заключаемого с уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами. Основания предоставления инвестиционного налогового кредита указаны в статье 67 Налогового Кодекса РФ.
В рамках налоговых льгот и преференции, предоставляемых организациям на территории особой экономической зоны выделяют три формы:
1. Льготы по налогу на прибыль.
Для резидентов особой экономической зоны по налогу на прибыль приняты следующие изменения по взиманию и величины налоговых выплат:
1) применение пониженной ставки налога на прибыль, которая устанавливается при условии ведения раздельного учета доходов, полученных от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов, полученных при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны. Размер указанной налоговой ставки не может быть ниже 13,5%.
2) льготный порядок признания расходов на НИОКР в размере фактических затрат в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены.
3) льготы в области амортизации, когда налогоплательщики могут в отношении основных средств к общей норме аморти-
Финансы и кредит. Бюджет
зации применять специальный коэффициент, но не выше двух (т.е. возможность применения ускоренной амортизации).
2. Освобождение от налога на имущество, земельного и транспортного налога.
Льгота по налогу на имущество предоставляется в отношении имущества, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ, используемого на территории ОЭЗ в рамках соглашения о создании ОЭЗ, в течение 10 лет с момента постановки на учет указанного имущества. Льгота в отношении земельного налога предусматривается в течение 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, исключение является судостроительные организации-резиденты ОЭЗ - для них срок увеличен до 10 лет. В свою очередь, освобождение от уплаты транспортного налога в отношении транспортных средств предоставляется законами субъектов РФ.
3. Применение пониженного тарифа страховых взносов.
Пониженный совокупный тариф страховых взносов для резидентов техниковнедренческой ОЭЗ в период 2011-2017гг. будет составлять 14%, с 2018г. - 21%, с 2019г. - 28%1.
Российским законодательством выделяют четыре группы налоговых льгот и преференций для организаций-участников проекта ИЦ «Сколково».
1. Освобождение от обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость.
Организации, участвующие в осуществлении инновационных исследований, а также коммерциализации их результатов, имеют право на данную льготу в течение 10 лет со дня получения статуса участника проекта инновационного центра.
2. Освобождение от исполнения обязанностей плательщика налога на прибыль.
Так организация, получившая статус участника проекта может быть освобождена от исполнения обязанностей налогоплательщика на основании письменного заявления и документов, направляемых в налоговый орган по месту постановки на учет.
154
Региональное развитие • № 3,4 • 2014
regrazvitie.ru
Срок освобождения составляет также 10 лет со дня получения статуса участника2.
3. Льготы по налогу на имущество, земельный налог.
Управляющая компания ИЦ «Сколково» и организации-участники проекта имеют право на льготы по налогу на имущество и земельный налог в соответствии со ст.381 НК РФ.
4. Применение пониженных тарифов страховых взносов.
В частности, с 2011г. для таких организаций в течение 10 лет при условии сохранения статуса участника и соответствия критериям по совокупному размеру прибыли размер тарифа страховых взносов будет составлять в совокупности 14%, в соответствии со ст. 145.1. НК РФ.
При этом взнос будет целиком направляться в Пенсионный фонд РФ, а в Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования взносы участники проекта не платят.
В российском законодательстве предусмотрено немало налоговых льгот и преференции для субъектов инновационной деятельности, при этом они активно модернизируются на современном этапе развития экономики страны. Однако, как показывает практика, в РФ применение налогового стимулирования инновационном развитии территории не является достаточно эффективным.
Россия пока отстает от признанных мировых инновационных лидеров по многим показателям, в том числе по важнейшим ключевым индикаторам: внутренним затратам на исследования и разработки, в процентах к валовому продукту; удельному весу инновационно-активных организаций в общем их числе3.
В зарубежных странах налоговые льготы на НИОКР представляются в виде скидок с расходов организации на эти цели.
В основном применяются два вида таких льгот как: объемная и приростная.
Так, объемная скидка дает право на льготу пропорционально размерам затрат. Она применяется в США, Великобритании, Канаде, Италии, где 100% расходов на НИОКР вычитаются из налогооблагаемых доходов компаний.
Приростная скидка определяется из достигнутого компанией увеличения затрат на НИОКР по сравнению с уровнем базового года или среднего за определенно взятый период. Данная льгота предоставляется после того, как указанные расходы были произведены. Максимальная скидка действует во Франции - 50%. В Канаде, США, Японии ее размер составляет - 20%.
Отдельные страны используют одновременно оба вида налоговых скидов, но по отношению к разным видам расходов (например, США).
Во многих странах имеет место такой вид налоговой льготы, как «налоговые каникулы». Налоговые каникулы представляют собой временное освобождение от уплаты налога на прибыль или частичное его снижение. Такая льгота действует во Франции и распространяется на вновь созданные малые и средние фирмы со снижением на первые пять лет их деятельности на 50% уплачиваемого ими подоходного налога. В свою очередь, в Великобритании для новых компаний, занимающихся инновационной деятельностью, налог на прибыль снижен с 20% до 1%4.
Зарубежная практика применяет и налоговые льготы, связанные с системой амортизационных списаний, которые используются в качестве стимулирования отражающего развития конкретных отраслей, поощрения НИОКР.
В высокоразвитых странах используется механизм ускоренной амортизации технологического оборудования, т.е. стимулирование обновления производственных фондов. Так в США установлен пятилетний рок амортизации для оборудования и приборов, используемых НИОКР со сроком службы 4-10 лет. Инновационным компаниям в Великобритании в первый год работы разрешено списание полной стоимости технического оборудования, а в Германии в первый год может быть списано 40% расходов на приобретения оборудования и технологий, используемых для проведения НИОКР. В международной практике нормы ускоренной амортизации варьируются в пределах 10-50%.
Таким образом, в мире инновационная активность стимулируется различными
155
Финансы и кредит. Бюджет
налоговыми льготами и преференциями, которые являются необходимыми при освоении наукоемкой продукции.
Взвешенное применение зарубежного опыта в российских условиях, может стать действенным механизмом развития инноваций в России. 1
1П.3. ст.58 Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ» - URL:
http://base.garant.ru/12168559/8/
Федеральный закон от 28.09.2010г. №244-ФЗ «Об инновационном центре
«Сколково» - URL:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 12079043/
3Гродская Г.Н. Обоснование целевых ориентиров инновационного развития региона на долгосрочную перспективу// Вестник Самарского государственного экономического университета. - Самара, 2013. - №6(104). - С. 29-33
4Гретченко А.А., Манахов С.В. Формирования национальной инновационной системы: методология и механизмы/ А.А. Гретченко, С.В. Манахов: монография. -Москва: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. П.В. Плеханова», 2012. - С. 97-99
156