Научная статья на тему 'Государственное регулирование инновационного развития предприятий как приоритетное направление модернизации Российской экономики'

Государственное регулирование инновационного развития предприятий как приоритетное направление модернизации Российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ИННОВАЦИИ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трифонов Юрий Васильевич, Рокунова Ольга Васильевна

Рассматриваются основные направления государственного регулирования процессов модернизации в Российской Федерации, проанализированы возможности госрегулирования на федеральном и региональном уровне, даны предложения по налоговому стимулированию процессов модернизации российских промышленных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ENTERPRISES AS A PRIORITY DIRECTION IN THE MODERNIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMY

Main directions in the state regulation of modernization processes in the Russian Federation are considered, possibilities of state regulation at the federal and regional level are analyzed, some proposals are offered concerning tax incentives for the modernization processes in Russian industrial enterprises.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование инновационного развития предприятий как приоритетное направление модернизации Российской экономики»

Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 5 (2), с. 222-226

УДК 338.246.2:336 338.246.027

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ

РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

© 2011 г. Ю.В. Трифонов, О.В. Рокунова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

decanat@ef.unn.ru

Поступила в редакцию 10.08.2011

Рассматриваются основные направления государственного регулирования процессов модернизации в Российской Федерации, проанализированы возможности госрегулирования на федеральном и региональном уровне, даны предложения по налоговому стимулированию процессов модернизации российских промышленных предприятий.

Ключевые слова: государственное регулирование, модернизация экономики, модернизация предприятий, особые экономические зоны, инновации, налоговое стимулирование.

Модернизация является одним из ключевых приоритетов России в настоящее время. Президент РФ Дмитрий Медведев убежден в том, что «у курса на экономическую модернизацию страны нет альтернативы» и что «не развиваясь, невозможно думать о будущем, невозможно оставаться конкурентоспособными». России необходимо менять структуру экономики и снижать зависимость от сырьевого экспорта, что выдвигает на первый план необходимость ускорения инновационных процессов, прежде всего в направлении модернизации производственных систем.

Модернизация предприятия представляет собой комплексный процесс перевода предприятия на новую модель производства за счет ввода в эксплуатацию нового оборудования, внедрения новых технологий производства, разработки и подготовки к производству новых видов продукции, реализации новых технологий управления и организации производства, кадрового обновления и повышения квалификации персонала с помощью собственных, привлеченных и/или заемных средств.

Поддержку процессов модернизации предприятий на основе развития инновационной деятельности в РФ государство осуществляет с помощью следующих инструментов: федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов; создания техниковнедренческих особых экономических зон [1]; региональных целевых программ; стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности [4], в том числе налогового стимулирования.

В качестве основных характеристик особых экономических зон (ОЭЗ) технико-внедренческого типа следует отметить следующие:

- ведение технико-внедренческой деятельности,

- ОЭЗ создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более трех квадратных километров,

- ОЭЗ не могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований,

- ОЭЗ не должны включать полностью территорию какого-либо административно-территориального образования,

- срок существования ОЭЗ не более 20 лет.

В настоящее время в России создано четыре особые экономические зоны технико-внедренческого типа: в Томске, в Санкт-Петербурге, на территории Московской области в Дубне, на территории Москвы - ОЭЗ «Зеленоград».

Налоговое стимулирование - важнейший инструмент экономической политики государства, наиболее значимый и эффективный в современной экономике. Именно поэтому в России оно является одним из элементов при создании особых экономических зон, а также инвестиционной и инновационной деятельности в регионах. Перечень налоговых льгот для резидентов ОЭЗ представлен в табл. 1.

Модернизация экономики России требует значительных инвестиций. Несмотря на государственную поддержку, модернизация будет осуществляться непосредственно хозяйствующими субъектами, которые будут использовать свои средства или привлекать инвесторов, а инвесто-

Таблица 1

Налоговые льготы для резидентов ОЭЗ

Наименование налога Статус налога Территория действия льгот Описание налоговых льгот Документ, устанавли- вающий льготы

Налог на прибыль Феде- ральный Территории ОЭЗ в любых регионах РФ Расходы на НИОКР (в том числе не давшие положительного результата), произведенные организациями, зарегистрированными и работающими на территориях ОЭЗ, признаются в размере фактических затрат для налога на прибыль. Налоговый кодекс РФ, часть 2, ст. 262,

Налог на прибыль Феде- ральный Территории ОЭЗ конкретного региона РФ, в котором принят соответствующий закон Для резидентов ОЭЗ законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная ставка налога (но не ниже 13,5%), зачисляемого в бюджеты субъектов РФ, от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов) от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, и доходов (расходов) от деятельности за пределами территории ОЭЗ. Налоговый кодекс РФ, часть 1, ст. 284; закон субъекта РФ

Налог на имущество организаций Регио- наль- ный Территории ОЭЗ в любых регионах РФ Освобождение от налогообложения имущества, созданного или приобретенного, используемого на территории ОЭЗ в рамках соглашения и расположенного на территории данной ОЭЗ в течение 5 лет с момента постановки на учет указанного имущества. Налоговый кодекс РФ, часть 1, ст. 381, пп. 17

Земельный налог Мест- ный Территории ОЭЗ в любых муниципальных образованиях Освобождение от уплаты налога организаций - резидентов ОЭЗ - в отношении земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ, сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок. Налоговый кодекс РФ, ст. 395, пп. 9

ры должны быть уверены в эффективном вложении своих средств и положительном конечном результате. Исходя из этого предоставление налоговых преференций проектам модернизации предприятий имеет существенное значение.

Наиболее льготные условия российское налоговое законодательство предлагает организациям, получившим статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов по проекту «Сколково» - это освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС и налогу на прибыль в течение десяти лет со дня получения ими статуса участников проекта (см. табл. 2).

При рассмотрении процесса модернизации предприятий обрабатывающих производств в первую очередь следует отметить необходимость обновления основных фондов, поскольку степень износа основных фондов по российским предприятиям обрабатывающих произ-

водств на конец 2009 г. около 46% [6], в Нижегородской области - около 49% [7].

Принимая решение об инвестициях в основные фонды, предприятие сталкивается с проблемой увеличения налоговых платежей по налогу на имущество организаций, так как налоговая база рассчитывается исходя из остаточной стоимости основных средств, причем затраты на приобретение амортизируемого имущества нельзя сразу полностью отнести на расходы по налогу на прибыль.

На федеральном уровне освобождение от налога на имущество [2] предоставлено: резидентам особой экономической зоны для имущества, созданного или приобретенного, используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение пяти лет с момента постановки на учет указанного имущества; управляющим компаниям организаций, полу-

Таблица 2

Льготы по налогам и обязательным страховым взносам для участников проекта «Сколково»

Наименование платежа Статус налога, взносов Описание льгот по налогам и страховым взносам Документ, устанавли- вающий льготы

ндс Федераль- ный Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС в течение 10 лет со дня получения статуса участников проекта. Налоговый кодекс РФ, часть 1 ст. 145.1,

Налог на прибыль Федераль- ный Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на прибыль в течение 10 лет со дня получения статуса участников проекта. Налоговый кодекс РФ, часть 1 ст. 246.1

Налог на имущество организаций Региональ- ный Освобождение от уплаты налога организаций, признаваемых управляющими компаниями, а также организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково». Налоговый кодекс РФ, часть 1, ст. 381 пп. 19,20,

Земельный налог Местный Освобождение от уплаты налога организаций, признаваемых управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», - в отношении земельных участков для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций. Налоговый кодекс РФ, ст.395, пп. 10

Страховые взносы в социальные фонды Взимаются по всей территории РФ Пониженные тарифы страховых взносов - 14% в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение 10 лет со дня получения статуса участников проекта. Закон от 24.07.2009 г., № 212-ФЗ, ст. 58.1

чивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в инновационном центре «Сколково» [3].

Льгот, способствующих обновлению основных фондов предприятий обрабатывающих производств или занятых НИОКР на федеральном уровне вне особых экономических зон, не предусмотрено. Существует возможность предоставления льгот или пониженных налоговых ставок регионам, что реализовано в той или иной мере законами 27 регионов, но лучшие условия для обновления основных фондов установлены в Санкт-Петербурге, Иркутской, Калужской областях, Ставропольском крае, Смоленской области, Республике Татарстан, Хабаровском крае. Льготные ставки действовали и в Нижегородской области в 2008-2010 гг. для организаций обрабатывающих производств, научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро в отношении приобретенных и вновь введенных в действие основных средств (новых, реконструированных и модернизированных) [5]: 0% - в течение 1-го года, -

0,55% - в течение 2-го года, - 1,1% - в течение

3-го года с момента ввода в эксплуатацию приобретенных и вновь введенных в действие основных средств (новых, реконструированных и модернизированных).

Поскольку проблема обновления основных фондов имеет общегосударственное значение, а модернизация экономики невозможна лишь за счет особых экономических зон и проекта «Сколково», то необходимо расширить перечень льгот или предусмотреть более низкие ставки в целях стимулирования обновления основных фондов, пусть и на ограниченный период времени. Обновлению активной части основных фондов должна способствовать планируемая правительством с 2013 г. замена действующих налогов на имущество и земельного налога налогом на недвижимость.

С точки зрения налогового стимулирования инноваций важным элементом является возможность включать в состав затрат, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли у организаций расходы на НИОКР, которые не дали положительного результата в полном размере равномерно в течение одного года, причем с 2009 г., некоторые расходы на НИОКР [8]

Таблица 3

Пониженные тарифы страховых взносов в социальные фонды для отдельных категорий плательщиков в переходный период 2011-2019 гг. (Закон от 24.07. 2009 г. № 212-ФЗ, ст. 58, . ч. 3), %

Период Пенсионный фонд Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Территориальные фонды обязательного медицинского страхования Итого

2011 г. 8 2,0 2,0 2 14

2012-2017гг. 8 2,0 4,0 0 14

2018 г. 13 2,9 5,1 0 21

2019 г. 20 2,9 5,1 0 28

включаются в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5, то есть в расходы включается сумма в полтора раза большая, чем фактические затраты.

Регионы могут снижать основную ставку налога на прибыль с 20 до 15,5% за счет средств, зачисляемых в бюджет субъекта РФ (статья 284 НК РФ). В Нижегородской области льгота предоставляется по проектам, получившим статус приоритетных для региона, на основании заключаемого соглашения о государственной поддержке между организацией и правительством области [4].

Снижению нагрузки на расходы по оплате труда для организаций и предпринимателей, занятых инновационной деятельностью, с 2011 г. до 2020 г. способствуют утвержденные пониженные тарифы страховых взносов [9, ст. 58], размер которых представлен в табл. 3.

Данные тарифы применяют следующие плательщики страховых взносов:

- резиденты технико-внедренческих особых экономических зон, производящие выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны;

- российские организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны), которыми признаются организации, разрабатывающие и реализующие программы для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных;

- хозяйственные общества, созданные после 13.08.2009 г. бюджетными научными учреждениями, образовательными учреждениями высше-

го профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 года №127-ФЗ «О науке и государственной научнотехнической политике» и образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 22.08.1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые выполняют НИОКР и внедряют результаты интеллектуальной деятельности.

Причем последние могут применять льготные тарифы лишь при использовании упрощенной системы налогообложения (УСН). Но режим УСН содержит массу ограничений его применения: средняя численность работников не более 100 человек, доход за год не более 60 млн рублей, а стоимость основных средств и нематериальных активов для организаций по данным бухгалтерского учета не должна превышать 100 млн рублей. Таким образом, организации не должны иметь в составе своих активов собственного дорогостоящего оборудования и нематериальных активов высокой стоимости, к которым относятся исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, патенты, ноу-хау и т.д.

Таким образом, мы видим, что непрорабо-танная нормативно-правовая база затрудняет коммерциализацию инновационных проектов и развитие инновационно-активных предприятий малого и среднего бизнеса.

Государство предприняло ряд мер по стимулированию инновационной деятельности и модернизации экономики, но их пока недостаточно, не создана конкурентная среда, в которой работа по устаревшим технологиям и выпуск неконкурентоспособной продукции будут, очевидно, невыгодны собственникам предприятий, а проекты модернизации можно будет осуществить при гарантированной государственной поддержке.

Список литературы

1. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Фе-

дерации» (ред. от 18.07.2011). URL: http://base.con-sultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=11 7143;div=LAW;mb=LAW;opt=1;ts=1F8F2F6B2553737 E4F5AAC56A1DCD08A

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от

19.07.2011). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/

online.cgi?req=doc;base=LAW ;n= 1173 44;div=LAW

3. Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (ред. от

12.07.2011). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/

online.cgi?req=doc;base=LAW ;n= 116785;div=LAW ;mb =LAW;opt=1 ;ts=B9EA2B78A7C60371C0B 101155A97 B7C4

4. Закон Нижегородской области «О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области» от 14.02.2006 № 4-З (в ред. законов Нижегородской области от 06.08.2009 № 105-З, от 04.08.2010 № 118-З, от 03.06.2011 № 75-З) URL: http://www.government-nnov.ru/_data/objects /0005/6268/105-Z.doc, http://www.government-nnov.ru /_data/objects/0006/9085/lІ8-Z.doc, http://www.govern-ment-nnov.ru/_data/obj ects/0008/631 б/75-Z.doc

5. Закон Нижегородской области от 27.11.2003 № 109-З «О налоге на имущество организаций» (в ред. законов Нижегородской области от 01.11.2007 № 144-З, от 07.07.2008 № 86-З, от 08.08.2008 № 95-З, от 05.06.2009 № 73-З, от 04.02.2010 № 18-З) URL: http ://www.government-nnov. ru/_data/objects/25993/ 144-Z.doc, http://www.government-nnov.ru/_data/obj-ects/0006/1388/18-Z.doc

6. Материалы Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi# 1 (дата обращения: 14.09.2011)

7. Материалы Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области [Электронный ресурс] URL: http://nizhstat.gks.ru/digital/region22/DocLib/stepen_iz-nosa.htm (дата обращения: 14.09.2011)

8. Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 № 988 «Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 2 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с ко-

эффициентом 1,5». URL: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=83596;div=LAW; mb=LAW ;opt= 1 ;ts=4A1560C0D632DDACCC1117BC1 5F53E18

9. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О

страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (ред. от 28.12.2010) URL: http://base.consultant.ru/cons/

cgi/online. cgi?req=doc ;base=LAW ;n= 108397 ;from= 117 163-33 ;div=LAW ;rnd=0.6704249074921285

10. Постановление Правительства РФ от

21.12.2005 № 783 «О создании на территории г. Том-

ска особой экономической зоны технико-внедренческого типа». URL: http://base.consultant.ru/cons/

cgi/online. cgi?req=query;mb=LAW ;opt=1;div=LAW;sb =LAW;ts=44D120A5E598CA6E2BDDD4832404CFC4

11. Постановление Правительства РФ от

21.12.2005 № 781 «О создании на территории г. Дубны (Московская область) особой экономической зоны технико-внедренческого типа». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=query ;mb=LAW;opt= 1 ;div=LAW ;ts=684DFC85F08BE2B3 4D2B1E9CBE671A2E

12. Постановление Правительства РФ от 21.12.2005

№ 779 «О создании на территории г. Москвы особой экономической зоны технико-внедренческого типа». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=

q^ry^b^AW ;opt= 1 ;div=LAW ;ts=20073D2209BE62 5D50105285C1C0D7D3

13. Закон г. Москвы от 05.07.2006 № 31 (ред. от

20.10.2010) «Об установлении ставки налога на прибыль организаций для организаций - резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Зеленоград». URL: http://base.consultant.ru/

cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=MLAW;n=121073;di v=LAW ;mb=LAW ;opt= 1 ;ts=D4CE60EEBEC74712B36 376263078905E

14. Постановление Правительства РФ от

21.12.2005 № 780 «О создании на территории

г. Санкт-Петербурга особой экономической зоны технико-внедренческого типа». URL: http://

base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=query;mb=L AW ;opt= 1 ;div=LAW ;ts=571CED1462EFAED5CD773 7 72564A63C2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

STATE REGULATION OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ENTERPRISES AS A PRIORITY DIRECTION IN THE MODERNIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMY

Yu. V. Trifonov, O.V. Rokunova

Main directions in the state regulation of modernization processes in the Russian Federation are considered, possibilities of state regulation at the federal and regional level are analyzed, some proposals are offered concerning tax incentives for the modernization processes in Russian industrial enterprises.

Keywords: state regulation, modernization of the economy, modernization of enterprises, special economic zones, innovations, tax incentives.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.