• разработать действенное законодательство, регулирующее отношения субъектов социального партнерства;
• вывести социальное партнерство из сферы политики и противоборства каких-либо политических сил.
Выработка принципов социального партнерства, законодательное их закрепле-
ние и реализация дадут мощный социально оздоровляющий эффект России.
1. Барова В. // Навигатор. 2001. № 11.
2. Этика бизнеса. М., 2001.
Поступила в редакцию 1.06.2007 г.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ политики СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
М.М. Сеидов, И.В. Филатников
Seidov M.M., Filatnikov I.V. Forming of the investment policy of economy subjects in Russia. The article shows the tools of investment policy used by the Federal centre. The authorities of subjects of the Federation within the limits of their power make attempts to attract investments to their regions. Basic elements of the investment policy formed during this decade in subjects of the Federation are reflected in the article.
Власти субъектов Федерации в рамках своих полномочий осуществляют деятельность по привлечению инвестиций в свои регионы. По данным Минэкономики России, большая часть российских регионов приняла законы, направленные на поощрение инвестиций, а также на создание зон наибольшего благоприятствования, предоставление налоговых льгот, государственную поддержку кредитованием строительства, предоставление земли, лизинговую деятельность.
Всего субъектами Федерации разного уровня - республиками, краями, областями, автономными образованиями - принято более 80 законодательных и нормативно-правовых актов, в том числе более 60 законов в этой сфере. Анализ регионального инвестиционного законодательства свидетельствует, что оно развивается преимущественно в направлении системного улучшения существующих положений федеральных нормативных актов в рамках компетенции местных властей.
Большинство принятых в субъектах Федерации нормативных актов предусматривают:
- гарантии равной защиты прав, интересов и имущества инвесторов;
- формирование и использование залоговых фондов, обеспечивающих гарантии по инвестициям, предоставленным отечественными и иностранными инвесторами;
- предоставление налоговых льгот региональными государственными органами.
Лидерами в разработке собственной инвестиционной политики выступили республики Коми, Саха (Якутия) и Татарстан. Их усилия были направлены на привлечение иностранных инвесторов, что выразилось в принятии соответствующих законов, определяющих благоприятные условия деятельности зарубежного капитала.
С небольшим отставанием к этому процессу подключились другие области России, продвинувшиеся в стратегии решения инвестиционных проблем. Но, в отличие от предшественников, их инициативы уже в равной мере были направлены на стимулирование всех потенциальных инвесторов. Так, Нижегородская область в конце 1996 г. приняла Закон «О гарантиях частных инвестиций в Нижегородской области», распространяющийся на отечественных и иностранных инвесторов. Суть его составили необходимые гарантии сохранности капитала, источниками которых служат средства областного бюджета, активы областных внебюджетных фондов, природносырьевые ресурсы и недвижимость, находящиеся в собственности области.
Основными элементами сформировавшейся за это десятилетие в субъектах Федерации инвестиционной политики является:
- принятие собственного законодательства, регулирующего инвестиционный процесс;
- предоставление (в пределах своих полномочий) инвесторам различных льгот и стимулов финансового и нефинансового характера, соответствующих современной мировой практике;
- создание организационных структур по содействию инвестициям;
- содействие инвесторам в получении таможенных льгот;
- гарантии области и поручительств банками под выделенные ими средства для реализации инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе;
- аккумуляция средств населения путем выпуска муниципальных займов.
Во многих российских регионах, испытывающих нехватку финансовых средств для реализации тех или иных проектов, используются и косвенные формы поддержки:
- освобождение на определенных условиях от уплаты налогов в региональный бюджет (снижение их ставок);
- полное или частичное погашение из средств регионального бюджета процентной ставки по кредитам, привлеченным для реализации инвестиционных проектов на территории региона;
- отсрочки по налогам и арендным платежам, снижение ставок арендной платы на землю;
- предоставление зданий и земли (право распоряжения которыми принадлежит региональным или муниципальным администрациям);
- гарантии местных органов власти.
Необходимость укрепления взаимоотношений местных властей с инвесторами подчеркивает и тот факт, что многие иностранные компании зачастую отказываются кредитовать предприятия регионов - риски и неопределенность в проектах, основанных на прямом взаимодействии отечественных и зарубежных предпринимательских структур. Естественно, что в подобных ситуациях инвестирующая сторона все активнее стремится к диалогу с руководством субъекта Федерации. Комплекс гарантий со стороны администрации Новгородской области по обеспечению иностранных инвестиций включает в себя:
- гарантийный фонд, предусмотренный соответствующей статьей Закона «О бюджете области»;
- полное бесплатное информационное обеспечение потенциальных инвесторов;
- сопровождение перспективных проектов областным экономическим комитетом и оказание помощи в разрешении проблем, касающихся федеральных органов власти.
Действительно, сегодня регионы России прилагают значительные усилия по организационному обеспечению инвестиционного процесса. Создаются банки реконструкции и развития, привлекающие денежные средства населения и юридических лиц для осуществления инвестиционных проектов (например, в Поволжье). Активно формируются специальные структуры (Центр содействия инвестициям в Татарстане, Агентство развития и привлечения инвестиций в Новгородской, Самарских областях), задачи которых - разработка инвестиционных программ, поиск инвесторов, предоставление необходимой информации ит. п. В Рязанской области создана информационная система ИКАР (информационный компьютерный атлас региона), помогающая инвесторам быстро получить полную и точную информацию об экономическом потенциале области, выбрать привлекательные для инвестиций объекты.
Все указанные структуры преимущественно финансируются из бюджетов, в силу чего их возможности бывают весьма ограничены и в дополнении к ним, как правило, создаются коммерческие структуры (финансово-промышленные или инвестиционные компании), привлекающие финансовые средства для подготовки инвестиционной документации, кредитования самих проектов, проведения консультаций, обучения, финансового аудита, маркетинговых исследований.
Бюджетная поддержка инвестиционной деятельности и инвестиционная политика государства. Одной из традиционных форм инвестирования на возвратной и безвозвратной основе служит механизм привлечения средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Основные условия формирования и использования финансовых ресурсов страны для финансирования, кредитования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов регламентируются Законом «О федеральном бюджете».
Государственная поддержка реализации проектов за счет средств бюджета развития Российской Федерации как части федерального бюджета осуществляется только на конкурсной основе и по нескольким направлениям:
- выделение средств из федерального
бюджета на возвратной и платной основах для осуществления высокоэффективных проектов при условии, что в структуре источников финансирования собственные и заемные средства составляют от 50 до 80 % (в зависимости от категории проектов - экспортноориентированные, импортозамещающие),
при этом собственные - не менее 20 %;
- предоставление гарантий до 60 % от объема заемных средств, вкладываемых кредитными организациями в реконструкцию действующих или создание новых производств. При этом необходимое условие -также наличие собственных средств у организации, реализующий проект в объеме пятой части его стоимости;
- привлечение ссуд за счет внешних заимствований на закупку импортного оборудования под гарантии Правительства в размере 85 % цены контракта сроком на 5-9 лет в зависимости от категории проекта при средней ставке 7-9 %. Обязательными в этом случае являются уплата предприятиями аванса в размере 15 % от суммы контракта, таможенных пошлин и сборов, НДС на оборудование и наличие финансовых ресурсов для осуществления строительно-монтажных работ и приобретение оборотных активов, прочих затрат, которое не включаются в сумму кредита.
Средства федерального бюджета на безвозвратной основе предоставляются только тем предприятиям, которые включены в состав федеральной адресной инвестиционной программы. Начиная с 1997 г. количество финансируемых государством целевых программ было значительно сокращено. Бюджетные средства на безвозвратной основе предоставляются негосударственным коммерческим организациям только при условии передачи ими в федеральную собственность дополнительно выпускаемых акций, стоимость которых эквивалентна размеру государственной поддержки
Роль государственной кредитной политики. Важным источником пополнения
инвестиционного потенциала экономики является и кредитная политика государства. Кредитование реального сектора ведется с помощью следующих мер:
- проведение политики низких процентных ставок путем формирования системы льготного кредитования приоритетных предприятий с целью минимизации их финансовых издержек, а также создания преимуществ в получении кредитов для инвестиций в оборудование;
- импорт передовой технологии;
- индивидуальное определение Банком России условий рефинансирования для каждого кредитного учреждения в зависимости от его инвестиционной программы с тем, чтобы стимулировать работу коммерческих банков с реальным сектором;
- через страхование инвестиционных рисков в высокотехнологичных отраслях, а также предоставление гарантий по возврату займов.
Среди других инструментов инвестиционной политики, используемых федеральным центром, можно назвать следующие.
1. Управление процессами амортизации капитала для наращивания инвестиционных возможностей предприятий за счет собственных средств. Для этого в амортизационной политике необходимо пересмотреть механизм учета сроков физического и морального старения основного капитала, порядок амортизационных списаний, а также сроков и величины предоставляемых инвестиционных налоговых кредитов и льгот.
2. Усиление валютного регулирования, направленного на аккумулирование в стране валютных ресурсов. Сегодня наибольший объем денежных ресурсов находится у экспортеров. Аккумулирование их финансовых средств достигнуто в рамках правительственных решений о продаже большей части валютной выручки.
3. Повышение государственного контроля за распределением прибыли предприятий, находящихся полностью или частично в государственной собственности, и преобразование ее в инвестиции внутри страны в соответствии с национальными приоритетами развития экономики при использовании соответствующих прав собственности. Так, если экспортеры в результате обязательной продажи большей части валютной выручки
получают избыточную рублевую массу, то согласно предусмотренной процедуре она может использоваться в рамках государственных инвестиционных программ, направленных на поддержание отечественной промышленности с целью выпуска оборудования для реконструкции предприятий ТЭК.
4. Снижение налогового бремени для увеличения объема собственных средств предприятий, которые они смогут направлять на модернизацию производства.
Поступила в редакцию 2.06.2007 г.
О СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИИ КАТЕГОРИИ «ТЕНЕВАЯ» ЭКОНОМИКА
О.А. Степичева
Stepicheva O.A. On the essence and content of the category «shady» economy. Researches and modern theories of foreign and Russian authors on the methodology of shady economy research are examined in the article. In the research the extent of study of this question is given, the views of various scientists-economists about the essence of “shady” economy are examined and the content of the category «shady» economy is determined.
Исследования в области «теневых» отношений прошли длительный путь развития. За рубежом исследование теневой экономики, с одной стороны, пошло по линии специальной разработки проблем теневой экономики (например, Гутман П. Подпольная экономика. США, 1997), а с другой - в направлении раскрытия теневого аспекта социально-экономических отношений общества (монографии Дж. Гелбрайта, Г. Мюрдаля,
Л. Туроу, Л. Ларуша и др.)
Наибольшую известность получила работа К. Харта, посвященная изучению структуры занятости в Гане. Обычно введение в научный оборот термина «неформальный сектор» связывают именно с именем Кита Харта, отмечавшего, что «отверженные структурой формальных возможностей, люди из низов городского пролетариата ищут неформальные способы, чтобы увеличить свои доходы» [1]. Подобные исследования проводились в Колумбии (1970), Шри-Ланке (1971), Кении (1972) и других странах третьего мира.
В 1983 г. в США прошла первая международная конференция по проблемам теневой экономики. Затем стали регулярно проводиться международные семинары и конференции по проблемам статистического изучения теневой экономики, в частности по ее мониторингу в различных странах мира, включая Россию и бывшие союзные респуб-
лики. В 1996 г. в системе Евростата создана до сих пор действующая рабочая группа, специализирующаяся на мониторинге теневой экономики.
Следует отметить, что в некоторых работах решается достаточно широкий спектр вопросов теневой экономики, так, например, позиции профессоров А. Бекряшева,
П. Белозерова, П. Клямкина, В. Лунеева, Л. Тимо-феева. В их работах научные позиции за последнее десятилетие эволюционировали, включая в теневой сектор все больше деяний, более склоняясь к системному подходу в изучении данного вопроса. В освещении отдельных факторов и инструментов теневой экономики, экономической преступности, коррупции особо следует отметить работы профессоров Ю. Агафонова, П. Бойко, Н. Голованова, Е. Дементьевой, Э. Иванова, В. Исправникова, Т. Корягиной, В. Лукина, В. Перекислова, Т. Сотской, Г. Столбова.
Особенно следует отметить работы, выполненные сотрудниками Центрального экономико-математического института РАН, Института системного анализа РАН, Государственного университета управления, Межотраслевого аналитического центра при Правительстве РФ, которые позволяют говорить об изменении взглядов российских ученых на необходимость использования системного подхода при анализе и синтезе