О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
О. В. АРТЮХ
Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина
Main problems of state regulation of investment process in Russian regions on the modern stage of development, solution of which will permit to raise their investment image, are analyzed in the article as well as measures of their solution are suggested.
За последние несколько лет России удалось активно включиться в мировые инвестиционные процессы, став одной из наиболее перспективных с точки зрения осуществления капиталовложений стран наряду с Китаем и ведущими странами Европы. Причем большинство инвесторов стремятся не просто к быстрой окупаемости своих вложений, а руководствуются желанием закрепиться на новом потенциально перспективном рынке.
Однако, несмотря на позитивную динамику инвестиционной активности иностранных и отечественных инвесторов, в российской экономике
сохраняется много нерешенных проблем, связанных не столько с количественными, сколько с качественными характеристиками инвестиционных процессов.
В российской экономике тенденция активного роста инвестиций наблюдается начиная с 2000 г. За период 2000-2006 гг. инвестиции в основной капитал увеличились в 2,16 раза при росте ВВП в 1,68 раза. В 2006 г. объем инвестиций в основной капитал увеличился на 13,5 % против 10,7 % в предшествующем году [2]. Положительная динамика инвестиций в основной капитал четко прослеживается на рисунке.
Рис. 1. Динамика инвестиций в основной капитал в % к среднемесячному значению 2004 г. [2]
Однако расширение инвестиционного спроса протекало на фоне благоприятных изменений конъюнктуры цен мирового рынка на сырьевые ресурсы, с одной стороны, и активизации российского бизнеса на внутреннем рынке, с другой. Так, например, в 2004 г. 40 % инвестиций пришлись на отрасли естественных монополий и экспортно-сырьевой сектор.
Ключевыми моментами, отражающими динамику инвестиционного процесса в современной российской экономике, являются общий рост инвестиционной активности, повышение инвестиционной привлекательности российской эконо-
Оценка состояния инвестиционного пр
мики на фоне сохранения высоких объемов инвестиций в сырьевой сектор экономики, сокращение масштабов инвестиций в железнодорожный транспорт и связь, а также резкое увеличение темпов инвестиционного процесса в сфере розничной и автоторговли. В рамках реализации системного подхода к рассмотрению состояния инвестиционного процесса в российской экономике ряд авторов предлагают рассматривать его в трех аспектах: ресурсно-технологическом, институционально-организационном, рыночно-денежном.
Таблица
в современной российской экономике
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
Положительные моменты Отрицательные моменты
Ресурсно-технологический аспект
- рост иностранных инвестиций в пищевую промышленность, машиностроение и металлообработку, торговлю и общественное питание; - высокий уровень образования, т. е. наличие привлекательной для инвестиций интеллектуальной сферы. - отсутствие инвестиций в перерабатывающий комплекс, основные потоки в сырьевые отрасли экономики, сферу торговли и обслуживания; - сосредоточение высокотехнологичных производств в рамках ВПК.
Институционально-организационный аспект
- формирование эффективной законодательной базы в сфере инвестирования и налогообложения; - рост доверия как иностранных, так и внутренних инвесторов по отношению к государственной политике. - неподготовленная либерализация всех сфер экономики; - низкий уровень развития фондового рынка; - высокая концентрация инвестиций в нескольких регионах при низком их уровне в подавляющем большинстве других.
Денежно-рыночный аспект
- рост инвестиционной активности банковской сферы; - рост реальных располагаемых денежных доходов населения. - рост трансакционных издержек из-за распада централизованной системы; - перераспределение средств из промышленного и аграрного сектора в сферу торговли.
Рассмотренные в Таблице позитивные и негативные стороны инвестиционного процесса ставят перед государством ряд проблем, которые необходимо решать в процессе реализации инвестиционной политики:
- формирование стимулирующей системы налогообложения, направленной на привлечение как внутренних, так и иностранных инвестиций в сферу производства и аграрный сектор экономики;
- регулирование банковской сферы с целью усиления ее роли в инвестиционном процессе;
- контроль над деятельностью иностранных инвесторов с целью перераспределения инвестиционных потоков из добывающих отраслей в наукоемкие, высокотехнологичные производства и аграрный сектор экономики;
- обеспечение финансовой и политической стабильности экономики;
- активизация роли государства в формировании благоприятного инвестиционного имиджа страны в целом и ее отдельных регионов.
К сожалению, меры, принимаемые государством, в период активного реформирования российской экономики абсолютно не способствовали решению этих задач: наиболее крупные инвестиционные потоки направлялись в добывающие отрасли, при этом наукоемкие, перерабатывающие отрасли, пищевая промышленность испытывали явный недостаток инвестирования.
Проблемы в инвестиционной сфере нашей страны во многом являются отголосками сложностей, возникших в стране в связи с переходом к рыночной экономике, и в значительной мере связаны с ослаблением системы государственного управления в условиях неотработанности рыночных механизмов, заниженной оценкой экономи-
ческой роли государства в развитии страны. Совершенно очевидно, что для обеспечения инвестиционной привлекательности российской экономики необходимо усиление государственного регулирования инвестиционной деятельности и повышение эффективности государственной инвестиционной политики.
В странах с развитой рыночной экономикой государство в процессе регулирования инвестиционной деятельности принимает на себя одновременно несколько функций:
1. Регулирование (стимулирование или ограничение) общего объема капиталовложений частного бизнеса. По сути дела, это главная макроэкономическая функция по управлению инвестиционным процессом в развитой рыночной экономике, осуществляемая через политику ссудного процента, денежную, налоговую и амортизационную политики.
2. Выборочное стимулирование капиталовложений в определенные предприятия, отрасли и сферы деятельности через кредитные и налоговые льготы, например, с помощью инвестиционного кредита.
3. Прямое административное вмешательство в инвестиционный процесс с целью ввода или вывода определенных производственных мощностей путем согласования планов и действий крупнейших корпораций [1].
Современное состояние экономики России требует пересмотра концептуальных основ государственного регулирования инвестиционных процессов с учетом требований нового высокоразвитого инновационного, информационного постиндустриального общества.
На наш взгляд, для успешного решения этих задач необходима реализация следующих мер.
1. Пересмотр налоговой системы с целью перераспределения инвестиционных потоков в пользу базисных технологических инноваций за счет увеличения выплат за использование природных ресурсов и выбросов в окружающую среду.
2. Обеспечение инвестиционной привлекательности наиболее слабым регионам путем предоставления налоговых льгот, государственных гарантий по инвестиционным проектам, соинве-стирования со стороны федерального или регионального бюджета.
Одним из направлений государственной инвестиционной политики станет осуществление государственных инвестиций в развитие инфраструктурных объектов, необходимых для стимулирования деловой активности, при этом плани-
руется привлечение дополнительных частных инвестиций.
3. Активизация региональных властей по привлечению инвестиций, например, предоставление гарантий со стороны местных администраций и создание режима наибольшего благоприятствования.
Успешная реализация государственной инвестиционной политики в отдельных субъектах федерации ориентирована на принятие региональных инвестиционных программ, представляющих собой совокупность инвестиционных проектов, выбранных на конкурсной основе, которые позволяют сконцентрировать на решении неотложных задач средства как частных инвесторов, так и местных бюджетов. Это дает дополнительные гарантии инвесторам, делая территорию более привлекательной для инвестирования. Государственная поддержка может осуществляться посредством предоставления бюджетных ссуд, товарных кредитов или участия в учреждении хозяйствующих единиц, льготного налогообложения.
В ряде субъектов РФ приняты законодательные акты, регламентирующие меры по привлечению дополнительных (преимущественно иностранных) инвестиций в экономику региона, порядок предоставления инвесторам льгот и гарантий. В этих документах гарантом прав инвесторов названы главы администраций и регионов, которые наделены необходимыми полномочиями. Привлечение капитала стимулируется льготными ставками местных налогов, вплоть до освобождения от них. Предусматриваются и другие меры стимулирования в виде льготных займов, кредитов, поручительств, а также нефинансовые механизмы - содействие в создании инфраструктуры, в получении в собственность земельных участков и другой недвижимости для развития производства, а также государственные гарантии от рисков для инвесторов.
4. Предоставление максимально полной и объективной информации о возможных объектах инвестирования.
5. Создание государственных банков реконструкции и развития, инновационных центров, венчурных фондов, технологических парков и других элементов научно-технической инфраструктуры, обеспечивающих льготное кредитование малому и среднему инновационному бизнесу.
6. Активизация инвестиционной деятельности в сфере развития человеческого капитала (наука, образование, здравоохранение).
7. Сокращение вывоза капитала за границу, возврат уже вывезенных активов с помощью налоговой амнистии и обеспечения гарантий прав собственности.
В качестве потенциальных ресурсов для активизации внутренней инвестиционной деятельности можно выделить:
- Средства, вывезенные за рубеж, которые могут быть частично возвращены при осуществлении грамотной финансовой и юридической политики.
- Средства теневого бизнеса при принятии мер по легализации теневой экономики.
- Валютные накопления населения, которые возможно привлечь для инвестирования, при обеспечении инвесторам государственных гарантий, для сохранения политической стабильности в стране.
8. Создание условий для развития инвестиционных фондов, фондового рынка, долгосрочных банковских ресурсов, системы залогов при кредитовании.
Степень участия банков в инвестиционном процессе зависит от развития рыночной инфраструктуры, инфляции, а также от общеэкономических процессов, предопределяющих ограниченность сферы для эффективного вложения инвестиционных ресурсов, недостаточную предсказуемость дальнейших условий экономической деятельности.
Негативную роль имеет обстоятельство недоверия к существующей системе коммерческих банков со стороны населения, да и банки не особенно доверяют государству, что усложняет его
деятельность по вовлечению банков в активный инвестиционный процесс.
9. Обеспечение реализации механизма ускоренной амортизации и развитие финансового лизинга.
Заместитель министра экономического развития и торговли РФ Кирилл Андросов в качестве основных инструментов государственной инвестиционной политики выделяет: экономический рост государства, макроэкономическую стабильность и существующую в стране правовую базу, а также инвестиционный фонд, особые экономические зоны, недавно созданный Российский банк развития [3].
На наш взгляд, залогом успеха в формировании эффективных инвестиционных процессов в российской экономике может стать только согласованная деятельность всех органов и ветвей власти федерального и регионального уровней при поддержке предпринимательских структур по реализации предложенных направлений совершенствования инвестиционной политики, что позволит России и ее регионам сделать свой инвестиционный климат более привлекательным как для иностранных, так и для внутренних инвесторов.
Литература
1. Пороховский А. Россия на пути оптимизации экономической роли государства // Российский экономический журнал. 2002. № 5-6.
2. Российский статистический ежегодник. 2006 г. М.: Госкомстат, 2006.
3. www.hse.ru