Научная статья на тему 'Нормативно-правовое регулирование деятельности кластеров'

Нормативно-правовое регулирование деятельности кластеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1364
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРЫ / ПРОЦЕСС КЛАСТЕРИЗАЦИИ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВНИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иваненко Александр Александрович

Накопленный опыт исследования кластеров в России позволяет выявить трудности, характерные для организации процесса кластеризации на территории региона, нуждающейся в нормативно-правовом регулировании, которое необходимо развивать на федеральном, региональном и местном уровнях. Практика свидетельствует, что определенные меры в данном направлении осуществляются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое регулирование деятельности кластеров»

УДК 338.28

A.A. Иваненко*

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАСТЕРОВ

Накопленный опыт исследования кластеров в России позволяет выявить трудности, характерные для организации процесса кластеризации на территории региона, нуждающейся в нормативно-правовом регулировании, которое необходимо развивать на федеральном, региональном и местном уровнях. Практика свидетельствует, что определенные меры в данном направлении осуществляются.

Ключевые слова: кластеры, процесс кластеризации, нормативно-правовое регулирование, федеральный, региональный и муниципальный уровни.

Одной из основных задач кластеризации служат объединение и учет разнообразных интересов всех, участвующих в процессе кластеризации.

Процесс кластеризации реализуется на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Причем существенная часть кластеров формируется на федеральном уровне, а судьба значительного количества кластеров определяется на региональном и муниципальном уровнях. Соответственно, необходимо увязать, скоординировать, сделать однонаправленными их цели и действия.

Роль административно-управленческих органов власти в выявлении, формировании и становлении на начальных этапах развития кластеров трудно переоценить. Как известно, на федеральном уровне принимаются важные решения и нормативно-правовые документы, определяющие деятельность кластера, а на региональном и муниципальном уровнях власти имеют наибольший объем информации и сведений об экономическом состоянии предприятий и организаций, являющихся участниками кластеров.

Кроме того, региональные и муниципальные власти имеют особую заинтересованность и возможность способствовать в формировании тесных взаимоотношений внутри кластера между предприятиями-участниками, а также взаимодействии местного бизнеса и научного сообщества с кластером. Придя к такому консенсусу, предоставляется возможность совместного решения общих проблем и снижения социальной напряженности на данной территории.

На федеральном уровне одним из первых документов, создающих дополнительные предпосылки к развитию кластера на базе наукоградов, является Федеральный закон № 70-ФЗ от 07.04.1999 г. «О статусе наукограда Российской Федерации». В нем сказано, что развитие кластеров обеспечивается в рамках предоставления финансовой поддержки на строительство инновационной, социальной и инженерной инфраструктуры, осуществляемой из средств федерального бюджета.

Следующим было Постановление Правительства РФ № 249 от 22.04.2005 г. «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предус-

* © Иваненко A.A., 2011

Иваненко Александр Александрович ([email protected]), кафедра экономики и управления Поволжского государственного университета сервиса, 445677, Россия, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Гагарина, 4.

мотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».

В соответствии с Правилами предоставления средств федерального бюджета на конкурсной основе осуществляется выделение субсидий субъектам Российской Федерации на финансирование мероприятий, предусмотренных в соответствующей региональной программе. Данный механизм создает возможности для максимально гибкого использования финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в целях реализации широкого спектра кластерных проектов.

Формирует предпосылки образования новых территориально-производственных кластеров Постановление Правительства Российской Федерации № 166 от

29.03.2005 г. «О реализации проектов промышленной сборки».

Использование потенциала особых экономических зон технико-внедренческого, промышленно-производственного, туристско-рекреационного и портового типа, создаваемых в соответствии с законом, открывает благоприятные возможности для развития кластерных проектов. Об этом сказано в Федеральном законе № 116-ФЗ от 22.07.2005 г. «Об особых экономических зонах».

Необходимость определения направлений развития территориально-производственных кластеров требовала Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006—2008 годы), утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации № 38-р от

19.01.2006 г. В Программе указывается на проведение экспериментов по реализации мер кластерной политики на региональном и муниципальном уровнях, также она определяет число основных направлений развития кластерного подхода, среди которых долевое финансирование аналитических исследований структуры кластера; определение целей и направлений развития кластера; создание в кластерах центров по обмену знаниями, привлечение заинтересованных организаций к совместным действиям в рамках кластера; реализация программ содействия выходу предприятий кластера на внешние рынки и т. д.

15 февраля 2006 г. (протокол № 1) Межведомственная комиссия по научно-инновационной политике утвердила Стратегию развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. В данном документе стимулирование в экономике спроса на инновации и результаты научных исследований, создание условий и предпосылок к формированию устойчивых научно-производственных кооперационных связей, инновационных сетей и кластеров называется в качестве одной из подзадач модернизации экономики.

Распоряжением Правительства Российской Федерации № 328-р от 10.03.2006 г. была одобрена Программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Технопарки в сфере высоких технологий в 2006-2010 годах в рамках Программы планировалось создавать на территории Московской, Новосибирской, Нижегородской, Калужской, Тюменской областей, Республики Татарстан и города Санкт-Петербурга. В государственную программу включены следующие объекты: «Дмитровский технопарк» (Московская область) — информационные технологии, «Черноголовский технопарк» (Московская область) — химия, информационные технологии; технопарк «Идея» (Казань, Республика Татарстан) — информационные технологии; технопарк «Идея» — объект ТАСМА (Казань, Республика Татарстан) — нефтехимия; Западно-Сибирский инновационный центр — объект «Геолог» (Тюмень) — технологии разведки и разработки месторождений нефти и газа, информационные технологии; Западно-Сибирский инновационный центр — объект «Алебашево» (Тюмень) — технологии разведки и разработки месторождений нефти и газа, информационные технологии; технопарк Новосибирского

92

Вестник СамГУ. 2011. № 1/1 (82)

Академгородка (Новосибирск) — биотехнологии, информационные технологии, силовая электроника, научное приборостроение; «Обнинский технопарк» — объект ИАТЭ (Обнинск, Калужская область) — ядерные технологии, информационные технологии; «Обнинский технопарк» — объект РМЦ (Обнинск, Калужская область) — биотехнологии, радиомедицина; Нижегородский технопарк «Анкудинов-ка» (Нижний Новгород) — информационные технологии, биотехнологии; ИТ-парк (Санкт-Петербург) — информационные технологии.

Федеральная целевая программа «Национальная технологическая база» на 2007— 2011 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации № 54 от 29.01.2007 года, имеет целью обеспечение технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 года, предусматривает непосредственное создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России.

Одним из первых документов, положивших начало созданию региональной инновационной системы в Самаре, была Областная целевая программа «Инновации — Производство — Рынок», разработанная на 2003—2006 годы, утвержденная Законом Самарской области № 21-ГД от 04.04.2003 г. Затем был издан Закон Самарской области № 19-ГД от 16.03.2006 г. «Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области», в котором устанавливаются формы и методы государственной поддержки инвестиционной деятельности, а также принципы взаимодействия инвесторов с органами государственной власти Самарской области. Закон предусматривает возможность заключения инвестиционных меморандумов между Правительством Самарской области и инвесторами, реализующими на территории области инвестиционные проекты. В соответствии с инвестиционным меморандумом инвестору устанавливается режим наибольшего благоприятствования в период реализации инвестиционного проекта и назначается государственный куратор. Инвестиционный меморандум заключается на период окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем на семь лет.

Закон Самарской области «О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Самарской области» от 16.03.06 г. № 21-ГД регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией органами государственной власти Самарской области мер государственной поддержки инновационной деятельности на территории Самарской области. Также на региональном уровне в 2006 году была разработана «Стратегия социально-экономического развития Самарской области до 2020 года», которая была утверждена Постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 г. № 129. В основу данной стратегии был положен кластерный подход, позволяющий формировать центры роста экономики региона в наиболее конкурентоспособных, высокотехнологичных отраслях: авиационно-космической, нефтехимической, автомобилестроительной, транспортно-логистической.

В Стратегии развития нефтехимического комплекса Самарской области на период до 2015 года разработан механизм создания нефтехимического кластера.

В 2007 году разработана «Концепция создания промышленно-технологического парка на территории городского округа Тольятти», утвержденная Постановлением Правительства Самарской области № 50 от 15.04.2007 г. Целью данной программы является увеличение экономического потенциала и инвестиционной привлекатель-

ности Самарской области за счет создания эффективной инновационной и производственной инфраструктуры в рамках реализации проекта «Тольяттинский про-мышленно-технологический парк» (ТПТП).

Достаточно продолжительное время в Самарской области проводилась подготовка проекта особой экономической зоны промышленно-производственного типа. В Минэкономразвития РФ 7 сентября 2010 года было подписано соглашение с правительством Самарской области о создании особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно- производственного типа, которая будет расположена в непосредственной близости от города Тольятти. Сейчас на территории России два таких проекта: в Липецке и Елабуге. Однако новая ОЭЗ создана на основе измененного законодательства, открывающего более широкие возможности. На реализацию проекта в 2011 году планируется привлечь средства из федерального и областного бюджетов. Также финансовую подпитку проекту окажут и внебюджетные источники. Уже достигнуты договоренности с 11 потенциальными резидентами ОЭЗ, которые готовы развернуть свои инвестиционные проекты на ее территории. Кроме того, ведутся переговоры с 16 зарубежными компаниями, которые выразили заинтересованность в размещении своих производств в новой зоне. Взамен резиденты ОЭЗ получат существенные льготы: освобождение от налога на имущество и земельного налога на срок до 5 лет, снижение налога на прибыль до 15,5 %, введение режима свободной таможенной зоны.

В других регионах страны также разрабатываются нормативные документы, регулирующие кластерную политику. Например, в Санкт-Петербурге — комплексная программа мероприятий по реализации инновационной политики на 2008— 2011 годы, разработанная в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 884 от 20.06.2007 г. «Об основах инновационной политики в Санкт-Петербурге на 2008—2011 годы». В ней отмечается, что в качестве приоритетов развития инновационной деятельности в Петербурге выделяются следующие направления: развитие инновационной инфраструктуры, разработка и реализация кластерной политики, поддержка реализации инновационных проектов, инициируемых и проводимых федеральными органами исполнительной власти РФ на территории Санкт-Петербурга, подготовка и переподготовка кадров для инновационных предприятий города, развитие спроса на инновации и т. д. Особенностью плана мероприятий по реализации кластерной политики, который будет разработан и утвержден нормативным правовым актом Санкт-Петербурга уже в ближайшее время, станут мероприятия по развитию инновационного «пилотного» кластера. Это будет своеобразной «апробацией» механизма развития кластера в регионе.

Рассмотрим Постановление Правительства Ярославской области № 650-П от 30.06.2009 г. «Об утверждении Концепции кластерной политика Правительства области», целью которой в Ярославской области является повышение конкурентоспособности региональной экономики за счет создания кластеров на базе действующих хозяйствующих субъектов, учебных заведений и научных организаций, а также за счет привлечения (локализации) на территорию региона новых предприятий и организаций, необходимых для полного «доукомплектования» создаваемых кластеров. В создаваемых кластерах по мере их развития будут обеспечены высокие темпы экономического роста (объемов производства, выручки и производительности труда), увеличение качественной занятости населения и налоговой базы бюджета Ярославской области и бюджетов муниципальных образований; масштабное привлечение государственных и частных инвестиций в модернизацию действующих хозяйствующих субъектов — участников кластеров — и создание в регионе новых промышленных предприятий; существенное увеличение объемов НИОКР и инновационной деятельности хозяйствующими субъектами — участниками кластеров и т. д.

94

Вестник СамГУ. 2011. M 1/1 (82)

В Указе Президента Республики Татарстан № УП-320 от 10.06.2008 г. «О создании в Республике Татарстан производственного кластера в сфере информационных технологий» утверждается план мероприятий по созданию производственного кластера в сфере информационных технологий, включающий в себя создание специализированной финансово-промышленной группы из государственных компаний, специализирующихся на оказании услуг в области информационных технологий; варианты продвижения республиканских компаний, оказывающих услуги в сфере информационных технологий, на федеральный и международный рынки; привлечение компаний, оказывающих услуги в сфере информационных технологий, к участию в формирующихся образовательных кластерах республики в целях подготовки квалифицированных кадров в области информационных технологий; предложить ОАО «Татнефть», ОАО «Татэнерго» и ОАО «КамАЗ» принять участие в создании производственного кластера в сфере информационных технологий.

Закон Мурманской области № 977-01-ЗМО от 27.05.2008 г. «О содействии развитию и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Мурманской области» представляет кластер — сконцентрированной на определенной территории группы взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг, организаций инфраструктуры предпринимательства, научных, образовательных и иных организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и групп компаний в целом. Закон определяет содействие созданию и развитию региональных кластеров (рыбного, нефтяного, транспортно-логисти-ческого, строительного и других) в качестве основных приоритетов в осуществлении частно-государственного партнерства в сфере развития предпринимательства.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о значительном развитии системы законодательного обеспечения процесса кластеризации на федеральном и региональном уровнях. Самарский регион входит в число субъектов Российской Федерации, отличающихся достаточно высоким уровнем нормативно-правового обеспечения в этой сфере. Вместе с тем следует отметить, что для ликвидации трудностей создания кластеров в регионе и стабилизации процесса кластеризации необходимо активизировать нормативно-правовое регулирование кластерной политики на всех трех уровнях — федеральном, региональном и местном.

A.A. Ivanenko*

NORMATIVE-LEGAL REGULATION OF THE CLUSTER ACTIVITY

The know-how of investigation of clusters in Russia allows to reveal difficulties which are characteristic for the organization of the process of clustering on the territory of region, which needs normative-legal regulation. Normative-legal regulation needs to be developed on the federal, regional and local levels. The practice shows that certain measures are taken in the given direction.

Key words: clusters, the process of clustering, normative-legal regulation, federal, regional and local levels.

* Ivanenko Alexander Alexandrovich ([email protected]), the Dept. of Economics and Management, Volga Region State University of Service, Togliatti, 445677, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.