Научная статья на тему 'Кластеры как форма локальных производственных систем'

Кластеры как форма локальных производственных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
844
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ / КЛАСТЕР / ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / LOCAL PRODUCTION SYSTEMS / CLUSTER / TERRITORIAL-PRODUCTION COMPLEX / REGIONAL COMPETITIVENESS / CLUSTER POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурматова Ольга Петровна

Проанализированы возможности и ограничения для формирования кластеров в условиях России. Кластеры рассматриваются как одна из форм локальных производственных систем (ЛПС). Дана краткая трактовка ЛПС и выделены их основные признаки. Показаны основные преимущества кластеров как формы организации производства на территории. Охарактеризованы ключевые факторы, за счет которых достигается усиление конкурентоспособности при функционировании кластеров. Дана краткая характеристика кластерной политики в Российской Федерации. Рассмотрены основные направления государственной поддержки формирования кластеров в России, проанализированы возможности и определенные трудности их создания в российских условиях. Показаны отличия подходов к созданию современных российских кластеров от концепции формирования территориально-производственных комплексов (ТПК), получивших широкое развитие в советской экономике. Отмечена преемственность идей ТПК и кластеров. На примере Нижнего Приангарья показаны возможности по отработке подхода к освоению и развитию, основанного на принципах кластерной концепции в сочетании с идеями концепции ТПК и программно-целевого подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTERSAS A FORM OF LOCAL PRODUCTION SYSTEMS

The paper analyzes the possibilities and limitations for the forming clusters in the conditions of Russia. Clusters are seen as a form of local production systems (LPS). A brief treatment of LPS and their main features are highlighted. Clusters are seen as a form of local production systems. A brief treatment of LPS and their main features are highlighted. The basic advantages of clusters as a form of organization of production on the territory are considered. The main factors, by means of which is achieved the strengthening of the competitiveness at the cluster, are describes. Characteristics of cluster policy in the Russian Federation are considered. The main directions of state support for the formation of clusters are considered. Differences between of approach to the creation of modern Russian clusters and concept of the formation of territorial-production complexes that have received wide development in the Soviet economy are shown. Continuity of ideas TPK and clusters marked. On the example of the Lower Angara region opportunities to simulate approach to the exploitation and development based on the principles of the cluster concept, combined with the ideas of TPK concept and program-oriented approach are shown.

Текст научной работы на тему «Кластеры как форма локальных производственных систем»

УДК 332.1 JEL O18, R11

О. П. Бурматова

Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия

burmatova@ngs.ru

КЛАСТЕРЫ КАК ФОРМА ЛОКАЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИСТЕМ

Проанализированы возможности и ограничения для формирования кластеров в условиях России. Кластеры рассматриваются как одна из форм локальных производственных систем (ЛПС). Дана краткая трактовка ЛПС и выделены их основные признаки. Показаны основные преимущества кластеров как формы организации производства на территории. Охарактеризованы ключевые факторы, за счет которых достигается усиление конкурентоспособности при функционировании кластеров. Дана краткая характеристика кластерной политики в Российской Федерации. Рассмотрены основные направления государственной поддержки формирования кластеров в России, проанализированы возможности и определенные трудности их создания в российских условиях. Показаны отличия подходов к созданию современных российских кластеров от концепции формирования территориально-производственных комплексов (ТПК), получивших широкое развитие в советской экономике. Отмечена преемственность идей ТПК и кластеров. На примере Нижнего Приангарья показаны возможности по отработке подхода к освоению и развитию, основанного на принципах кластерной концепции в сочетании с идеями концепции ТПК и программно-целевого подхода.

Ключевые слова: локальные производственные системы, кластер, территориально-производственный комплекс, конкурентоспособность региона, кластерная политика.

Кластерный подход

как одна из современных технологий управления региональным развитием

В мировой практике региональных исследований известны различные формы организации производства на территории. В последние десятилетия в России большой интерес проявляется к внедрению в практику регионального развития таких форм, как технопарки и технополисы, свободные экономические зоны, а также территориально-производственные кластеры. Все названные формы организации производства представляют собой частный случай локальных производственных систем (ЛПС), формированию которых в региональном развитии уделяется большое внимание как в мире, так и в России [1-4]. Это стало особенно актуальным в условиях мирового экономического кризиса, когда выживаемость регионов различного уровня развития и масштабов во многом зависит от возможностей их саморазвития, эффективного управления и обеспеченности различными государственными и частными институтами.

Локальные производственные системы понимаются довольно широко - это могут быть регионы разного типа и ранга, включая муниципальные образования, промышленные центры

Бурматова О. П. Кластеры как форма локальных производственных систем // Мир экономики и управления. 2016. Т. 16, № 4. С. 93-108.

ISSN 2542-0429. Мир экономики и управления. 2016. Том 16, № 4 © О. П. Бурматова, 2016

и узлы, территориально-производственные кластеры, свободные экономические зоны, различные инновационные образования типа технопарков и технополисов, регионы нового хозяйственного освоения и др. 1 Несмотря на такую широкую трактовку ЛПС, они должны обладать рядом обязательных признаков, среди которых главными являются:

• экономическая состоятельность территории (прежде всего наличие экономического потенциала, необходимого и достаточного для саморазвития);

• управляемость (наличие субъекта управления данной территорией);

• институциональность (наличие институциональных механизмов, лежащих в основе принимаемых решений на данной территории и обеспечивающих, в частности, подготовку квалифицированных кадров; проведение научных исследований и внедрение инноваций; а также налоговую, финансовую, организационную и прочую поддержку развития в регионе).

В последние годы за рубежом ЛПС являются предметом растущего интереса в экономических исследованиях, поскольку они отвечают на вызовы, связанные с необходимостью роста конкурентоспособности в условиях динамичных технологических изменений и нововведений. Кроме возможности обеспечения лучших позиций на рынке для предприятий, входящих в их состав, важное значение при формировании ЛПС имеет учет способности соответствующих производственных структур в создании новых рабочих мест на территории их размещения и в целом рассмотрение их как катализатора для экономического развития региона [3-5].

При анализе локальных производственных систем основное внимание фокусируется на учете взаимодействия сложных и многоплановых факторов, обеспечивающих развитие региональной экономики. При этом важно учитывать организационные факторы и факторы окружающей среды, которые могут создавать ограничения для сотрудничества и партнерства между различными группами заинтересованных лиц в структуре региона, особенно для малых и средних предприятий.

Среди многообразия форм ЛПС важное место принадлежит таким, которые позволяют укреплять инновационно-инвестиционный сектор региональной экономики, обеспечивая повышение конкурентоспособности ее отраслей в целом и отдельных производств, в частности. К числу подобных ЛПС относятся, в частности, производственные (или территориально-производственные) кластеры, назначение которых состоит прежде всего в формировании такого инструмента управления региональным развитием, с помощью которого была бы возможна мобилизация разного рода внутренних ресурсов в регионах для динамичного экономического роста, повышения конкурентоспособности и диверсификации региональной экономики.

Кластерный подход относится к числу относительно новых технологий управления региональным развитием, создающий возможности для региона и бизнеса не только выжить, но и развиваться в условиях перехода на постиндустриальную и инновационную модели развития. Так, среди экономистов-регионалистов Европейского союза кластерные структуры рассматриваются в качестве основного стратегического инструмента региональной экономической политики, который способен обеспечить интеграцию экономик стран - членов ЕС в европейском пространстве [1; 6]. В 2006 г. Совет ЕС объявил кластеризацию стратегическим приоритетом на пути повышения инновационности европейской и региональной экономики. В реализации этого приоритета важная роль отводится институтам, которые не только отвечают за разработку и проведение кластерной политики, но и создают наилучшие рамочные условия для обеспечения единой среды, которая стимулирует инновации и сотрудничество в рамках ЕС [1].

Региональные органы власти в странах ЕС при формировании кластеров стремятся ориентировать свою политику не столько на потребности крупного бизнеса, сколько на учет сложного клубка экономических, политических, социальных и других факторов территории и их взаимодействий в конкретном регионе, создавая наилучшие предпосылки для привлечения

1 Burmatova O. P., Sumskaya T. V. Innovative aspects of production organization on the level of the local production systems: world experience // Екон^чний вюник Донбасу: науковий журнал. 2012. № 4. Т. 30. С. 184-190. URL: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/evd/2012_4/32.pdf.

инвестиций и роста занятости населения. Интерес к кластерному подходу со стороны властных структур заключается прежде всего в возможности его использования для целей стимулирования инновационной и инвестиционной деятельности, особенно актуальных для малого и среднего бизнеса, а также для более эффективной реализации государственных региональных программ социально-экономического развития отдельных территорий.

В последние годы многие страны (в частности, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Швеция, Финляндия, Польша и др.) активно внедряют кластерный подход для формирования и регулирования своих национальных инновационных программ развития, используя при этом разные формы стимулирования, особенно актуальные для малых инновационных предприятий: прямое финансирование деятельности; предоставление ссуд без выплаты процентов; целевые дотации на научно-исследовательские разработки; создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного коммерческого риска, бесплатное ведение делопроизводства по заявкам индивидуальных изобретателей, бесплатные услуги патентных поверенных, снижение государственных пошлин для индивидуальных изобретателей и т. д. 2

Различным сторонам разработки кластерной концепции и проблемам ее внедрения в практику регионального развития посвящен целый ряд исследований как за рубежом, так и в России. В частности, глубокий анализ теоретико-методологических, методических и прикладных аспектов кластерной концепции дан Л. С. Марковым в работе [6].

Кластеризация экономики в России

В России, как и в мире, к формированию и использованию кластеров проявляется огромный интерес. В настоящее время кластерная политика выступает в качестве одного из ключевых рычагов регионального развития. В соответствии с этим разработан и принят ряд документов 3, рассматривающих кластеры как инструмент регулирования на федеральном и региональном уровнях, позволяющий создавать условия для модернизации производства, внедрения инновационных технологий и усиления конкурентоспособности производства на отечественных и мировых рынках. Проблемам и возможностям кластеризации экономики страны посвящено и множество научных публикаций в отечественной литературе (см., например, [6-12] и др.). Отметим некоторые актуальные проблемы и особенности использования кластерного подхода применительно к условиям России.

Кластерная политика, принятая в России, имеет четко выраженную региональную привязку и рассматривается как одно из условий развития конкурентоспособных на мировых рынках регионов посредством создания в них условий для модернизации промышленности и формирования инновационной экономики. Важная роль в поддержке развития кластеров отводится муниципальным и государственным органам власти путем осуществления мер нормативного и правового обеспечения, использования механизмов стимулирования инвестиционной активности на территории, использования финансово-бюджетных (в том числе кредитно-налоговых) рычагов, оказания информационной помощи и т. д. В конечном счете создание производственных кластеров нацелено на повышение конкурентоспособности и инновационного потенциала хозяйствующих субъектов, развитие малого и среднего биз-

2 Кожевникова С. Ю., Ермоленко О. М. Перспективы регионального социально-экономического развития Российской Федерации на основе формирования кластерных моделей предпринимательства. // Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления. СПб.: Институт бизнеса и права, 2009. URL: http://www.ibl.ru/ conf/031209/index.shtml (дата обращения 11.04.2016); Ксенофонтова О. Л. Опыт зарубежных стран по созданию и функционированию кластеров: модельный подход // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2015. № 2 (42). URL: https://www.isuct.ru/e-publ/snt/sites/ru.e-publ.snt/files/2015/02/snt_2015_n02-036.pdf.

3 Концепция Кластерной политики в Российской Федерации. М., 2008. URL: www.poria.ru/files/konc_

klastern_259_10.doc (дата обращения 13.03.2016); Методические рекомендации по реализации кластерной политики в северных субъектах Российской Федерации. М., 2008. URL: http://www.severcom.ru^ др.; Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской

Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров. URL: http://www.hse.ru/data/2013/03/12/1292260617/Постановление Правительства от

6 марта 2013 № 188.pdf (дата обращения 17.04.2016).

неса и содействие диверсификации национальной экономики. При этом кластеры рассматриваются как динамичная и гибкая форма организации производства, которая по мере развития уже созданных кластеров может расширяться, усложняться, но может и сужаться, свертываться, распадаться [13].

Важные преимущества кластеров обеспечиваются за счет взаимодействия их участников, прежде всего региональных органов власти и предпринимателей. Так, преимущества, получаемые региональными властями при реализации кластерного подхода, заключаются прежде всего в возможности не только инициировать создание кластеров на своей территории, но и принимать участие в процессе их реализации, концентрируя внимание на приоритетных проблемах того или иного региона с учетом его потенциала для экономического развития. Как правило, функционирование кластера находится под контролем специально создаваемых органов управления, в состав которых входят и представители региональных и местных органов власти. Тем самым представители властных структур получают возможность быть «в курсе событий» и в соответствии с собственными полномочиями они могут инициировать программы развития кластеров на своей территории и участвовать в их реализации. Основное внимание органов власти при этом уделяется не только и не столько поддержке отдельных предприятий, сколько развитию системы взаимодействий всех участников кластера, включая хозяйствующие субъекты, государственные, научные и другие учреждения по созданию и развитию кластеров. От эффективности данного участия в создании и функционировании кластера во многом зависят и доходы территориальных бюджетов за счет увеличения численности налогоплательщиков и расширения налогооблагаемой базы в результате роста числа фирм, вовлеченных в кластер, и как следствие - увеличение занятости, уровня заработной платы, отчислений в бюджеты разных уровней, что, в свою очередь, может сопровождаться укреплением экономической самостоятельности территорий и росту уровня жизни населения.

Предприятия - участники кластера также имеют возможность получать существенные выгоды, связанные, в частности, со снижением административных и прочих барьеров выхода на региональные и местные рынки товаров и услуг, сырья и рабочей силы. Кроме того, предприятия при концентрации и кооперации производства получают возможность снижения затрат за счет эффекта масштаба и агломерации, а также за счет систематизации возникающих проблем и выбора путей их решения, в том числе благодаря взаимодействию с региональными и муниципальными органами власти. Важным преимуществом кластеров является и стимулирование развития малого и среднего бизнеса в регионе, а также усиление действия мультипликативного эффекта, имеющего положительное воздействие кластера на конкурентную среду региона.

Помимо привлекательности кластеров как формы организации производства на территории, имеются и определенные проблемы и трудности их создания в условиях России, вытекающие как из ограниченных возможностей для реализации кластерной политики, так и из специфики социально-экономической обстановки в конкретных регионах. В частности, важными проблемами, требующими решения, являются слабые позиции прикладной науки, затрудняющие внедрение инноваций в производство; отсутствие эффективного механизма стимулирования развития малых и средних предприятий, составляющих опорный каркас кластера; дефекты в системе управления, включая трудности формирования эффективных взаимосвязей между всеми участниками кластера, слабое действенное участие местных органов власти в процессе создания кластеров; недостаточные стимулирующие возможности бюджетной и налоговой политики и др.

В качестве основных характеристик эффективности создания и функционирования кластеров может служить улучшение не только показателей, отражающих результаты деятельности производственных объектов - участников кластера (например, объем реализации продукции, рентабельность, фондоотдача, производительность труда и др.), но и показателей, с помощью которых можно оценить изменение к лучшему социально-экономической ситуации в регионе размещения кластера (например, объем привлекаемых инвестиций, в том числе иностранных; количество предприятий и организаций, участвующих в кластере, прежде всего малых и средних; число созданных квалифицированных рабочих мест; объем налоговых поступлений; доля интеллектуального продукта в продукции кластера и др.).

Государственная поддержка формирования кластеров

Важным этапом формирования кластерной политики в России считается 2012 г., когда Министерство экономического развития РФ провело конкурсный отбор программ развития инновационных территориальных кластеров. Одним из обязательных требований допуска к конкурсному отбору было совместное участие организации-координатора и региональных и муниципальных органов власти. Другие требования к отбору программ создания кластеров сводились к учету научно-технологического, образовательного и производственного потенциала территории будущего кластера, уровня развития производственной и социально-бытовой инфраструктуры, а также уровня организационного развития кластера. Предприятия в составе возможного кластера должны иметь высокую динамику роста производства, а принимающий регион - высокий научно-технический потенциал исследовательских и образовательных организаций. В результате из 94-х поданных заявок отобраны 25, которые, в свою очередь, были разделены на две группы (соответственно 13 и 12 проектов возможных кластеров), для каждой из которых предполагалось использовать разные механизмы государственной поддержки (прежде всего финансовой) создания кластеров 4. Для первой группы предусматривалось предоставление субсидий из федерального бюджета тем субъектам РФ, на территории которых находятся соответствующие кластеры. Для второй группы регионов такая поддержка не предусматривалась с учетом того, что программы создания соответствующих кластеров требуют доработки 5. Среди данных программ особого внимания заслуживают, в частности, программы кластеров на территории Сибири: это - «Комплексная переработка угля и техногенных отходов в Кемеровской области», охватывающая объекты химической промышленности и энергетики (ОАО «Кузбасский технопарк»), а также «Алтайский биофармацевтический кластер» в Алтайском крае, специализирующийся на медицине и фармацевтике (КГБУ «Алтайский центр кластерного развития»).

В табл. 1 представлено распределение предложенных кластеров по федеральным округам, субъектам Федерации и городам с точки зрения характера государственной поддержки, в табл. 2 - их специализация. Видно, что в качестве кластеров, поддерживаемых с помощью субсидий из федерального бюджета, выступают наиболее благополучные регионы, относящиеся к так называемым «точкам роста». Среди федеральных округов страны наибольшим числом поддержанных государством кластеров выделяется Приволжский ФО. За ним идут Центральный и Сибирский ФО. Уральский и Дальневосточный округа получили по одному кластеру и ни одного - Южный и Северо-Кавказский.

Среди основных мер предполагаемой государственной поддержки развития кластеров (прежде всего пилотных) можно назвать следующие [8]: оказание помощи пилотным кластерам в рамках федеральных целевых программ; использование в реализации проектов кластеров государственных институтов развития таких, как Госкорпорация «Внешэкономбанк», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, ОАО «Роснано», ОАО «Российская венчурная компания» и некоторых других; стимулирование инновационных программ в рамках пилотных кластеров крупных компаний с государственным участием (таких как ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Холдинг МРСК»); предоставление специальных налоговых льгот (из числа используемых для наукограда «Сколково») для пилотных кластеров 6.

В качестве источников государственного финансирования создания и функционирования кластеров могут выступать средства федеральных целевых программ и адресных инвестици-

4 Россия предоставит субсидии 13 инновационным кластерам. URL: http://www.bfm.ru/news/184560 (дата обращения 27.09.2015).

5 Перечень инновационных территориальных кластеров. URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/ 8b69 c0004ca1ebe280 f1ab12ac4184fa/perechen_innovacionnih_klasterov.pdf?M0D=AJPERES&CACHEID=8b69c0004 ca1 ebe 280f 1ab12ac4184fa

6 Постановление правительства РФ ОТ 6.03.2013 № 188. «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров». URL: http://www.hse.ru/data/2013/03/12/1292260617/Постановление Правительства от 6 марта 2013 №188.pdf (дата обращения 17.10.2015).

Распределение территориальных инновационных кластеров по федеральным округам России

Федеральный округ Подано заявок Кластеры, поддерживаемые с помощью субсидий Кластеры, поддерживаемые другими мерами

Центральный 26 1. Обнинск (Калужская область) 2. Зеленоград (Москва) 3. Дубна (Московская область) 4. Пущино (Московская область) 1. Троицк в Москве, 2. Долгопрудный и Химки в Московской области

Северо-Западный 11 1. Санкт-Петербург) 1. Архангельская область, 2. Санкт-Петербург

Приволжский 22 1. Саров (Нижегородская область) 2. Республика Мордовия 3. Нижнекамск (Республика Татарстан) 4. Самарская область 5. Димитровград (Ульяновская область) 1. Нижегородская область, 2. Пермский край, 3. Республика Башкортостан, 4. Ульяновская область

Южный 9 0 0

Северо-Кавказский 0 0 0

Уральский 6 0 1. Свердловская область

Сибирский 18 1. Железногорск (Красноярский край) 2. Новосибирская область 3. Томская область 1. Алтайский край, 2. Кемеровская область

Дальневосточный 2 0 1. Хабаровский край

Всего 94 13 12

Источник: составлено c использованием публикаций [8] и «Россия предоставит субсидии 13 инновационным кластерам». URL: http://www.bfm.ru/news/184560 (дата обращения 27.09.2015).

*

территориальных инновационных кластеров

Кластеры Специализация

1. Обнинск (Калужская область) Медицина, фармацевтика, биотехнологии и радиационные технологии

2. Зеленоград (Москва) Информационно-коммуникационные технологии

3. Дубна (Московская область) Ядерно-физические и нанотехнологии, получение новых материалов

4. Пущино (Московская область) Медицина, фармацевтика, биотехнологии

5. Кластер в Санкт-Петербурге Объединяет два кластера: • радиационные технологии; • фармацевтическая и медицинская промышленность

6. Саров (Нижегородская область) Ядерные, суперкомпьютерные и лазерные технологии

7. Кластер в Республике Мордовия Проект «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением»

8. Нижнекамск (Республика Татарстан) Нефтегазопереработка и нефтегазохимия, а также автомобилестроение

9. Кластер в Самарской области Аэрокосмический кластер, создаваемый для производства летательных и космических аппаратов

10. Димитровград (Ульяновская область) Ядерные технологии, радиационные технологии, новые материалы

11. Железногорск (Красноярский край) Ядерные технологии, производство летательных и космических аппаратов

12. Кластер в Новосибирской области Объединяет два кластера: • информационные и телекоммуникационные технологии «СибАкадемСофт»; • биофармацевтический кластер (медицина и фармацевтика) в наукограде Кольцово

13. Кластер в Томской области Объединяет два кластера: • фармацевтика и медицинская техника; • информационные технологии и электроника (информационно- коммуникационные технологии)

* Россия предоставит субсидии 13 инновационным кластерам. URL: http://www.bfm.ru/news/184560 (дата обращения 27.09.2015); Перечень инновационных территориальных кластеров. URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/8b69c0004ca1ebe280f1ab12ac4184fa/perechen_innovacionnih_klasterov.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=8b69c0004ca1ebe280f1ab12ac4184fa (дата обращения 27.06.2016).

онных программ; НИОКР; Инвестиционный фонд РФ; Фонд регионального развития; средства Банка развития и внешнеэкономической деятельности; средства, выделяемые на создание ОЭЗ и технопарков; венчурные фонды; средства, выделяемые на реализацию национальных проектов; средства программ развития малого предпринимательства.

Кластеры и территориально-производственные комплексы

Разработанная М. Портером теория кластеров имеет, на наш взгляд, много общего с концепцией территориально-производственных комплексов (ТПК), предложенной Н. Н. Коло-совским [14; 15] в середине ХХ в. и получившей дальнейшее развитие, в частности, в трудах М. К. Бандмана и его школы [16-19]. Это дает основание утверждать, что концепция ТПК может рассматриваться как важнейшая предпосылка кластерного подхода. Рассмотрим отличия подходов к созданию современных российских кластеров от концепции формирования территориально-производственных комплексов, получивших широкое развитие в советской экономике.

В основе концепции ТПК лежит обоснование эффективности рациональной территориальной концентрации производства и комплексного развития всех элементов хозяйства, населения и природной среды в пределах ограниченной территории. Учение о ТПК рассматривается как одна из составных частей теории размещения производительных сил и территориальной организации хозяйства. Суть последней заключается в поиске путей обеспечения наибольшего эффекта за счет, во-первых, рационального территориального разделения труда, во-вторых, концентрации усилий (инвестиций, различных ресурсов и т. д.) на определенной территории в определенный период времени и, в-третьих, рациональной организации самого хозяйства.

Широкое внедрение в практику хозяйственного развития идей ТПК и реализация проектов формирования конкретных ТПК как формы пространственной организации производительных сил началось в СССР в 50-е - 70-е годы и продолжалось в 80-е до начала 90-х годов. За этот период был создан целый ряд крупных ТПК в различных частях страны. В советский период ТПК считались наиболее прогрессивной формой территориальной организации производительных сил. Особенно широкое распространение они получили в Сибири.

В отечественной литературе между кластерами и ТПК нередко ставится знак равенства. В то же время, несмотря на определенное сходство, между ними существует целый ряд существенных различий. Покажем основные отличия этих двух форм организации производства на территории (табл. 3) [16].

В соответствии с концепцией территориально-производственных комплексов последние понимаются как совокупность производств, расположенных на ограниченной и компактной территории, связанных территориально и технологически, комплексно использующих местные трудовые и природные ресурсы, и создаваемых для участия в решении какой-либо крупной проблемы государственного значения [17].

Более полно ТПК можно определить как совокупность устойчиво взаимосвязанных и пропорционально развивающихся производств различных отраслей хозяйства, которые:

1) создаются для совместного решения одной или нескольких крупных народнохозяйственных проблем (и соответственно, выделяются размерами производства и четкой специализацией в масштабе страны и своего экономического района);

2) сконцентрированы на ограниченной, обязательно компактной территории, обладающей необходимым набором и размерами ресурсов для участия в решении соответствующих проблем;

3) эффективно используют местные ресурсы;

4) имеют единую производственную и социальную инфраструктуру;

5) обеспечивают соблюдение требований охраны окружающей природной среды и воспроизводства природных ресурсов;

6) обеспечивают создание заданных условий жизни людей.

Из приведенной трактовки ТПК видно, что они рассматриваются как форма пространственной организации производительных сил при решении крупных региональных меж-

Отличительные признаки кластеров и ТПК

Признаки Кластер ТПК

1. Суть и генезис Кластер - продукт действия рыночных сил. Основой для формирования кластеров является предпринимательская инициатива. Кластер - неформальное добровольное объединение предприятий. Совокупность взаимосвязанных производственных и сервисных фирм (в том числе создание технологий и ноу-хау), рыночных институтов и т. д. Главное - связи ради повышения конкурентоспособности и максимизации прибыли. Кластеры - социально-экономические образования ТПК - продукт плановой экономики. Совокупность взаимосвязанных производств (отраслей специализации и ком-плексирующих производств). Главное - производство, критерий - минимизация издержек общественного труда. ТПК - технико-экономические образования, форма организации производительных сил при решении крупных региональных проблем национального уровня значимости

2. Территориальное планирование Кластеры заранее не формируют, они создаются по согласию предпринимателей тогда, когда основное производство уже есть. ТПК с самого начала планируются как комплекс. Они строились таким образом, что все просчитывалось заранее

3. Назначение Кластер - метод повышения конкуренции экономики региона в рыночной среде. Кластер может появиться только там, где есть определенная бизнес-среда. Отсюда формирование кластеров преимущественно в староосвоенных регионах Комплексы - это, как правило, подход к освоению территории или метод дополнения сложившейся структуры региональной экономики. Отсюда формирование ТПК преимущественно в районах нового освоения

4.Конкуренто-способность Наличие внутренней конкурентной среды, существенное присутствие кластера в глобальной экономике, в наличии у него сильных конкурентных позиций на глобальном рынке Административно-командная система планирования и управления. Отсутствие конкуренции

5. Основа связей и их характер Экономическая целесообразность. Вертикальная и горизонтальная интеграция Технологически производственная связь между предприятиями. Вертикальные и горизонтальные связи

6. Масштабы объектов и управление В состав кластера обязательно должны входить наряду с крупными, также малые и средние предприятия, венчурные фирмы, НИИ, вузы и т.д., а также контролирующий орган за развитием кластера в целом В основе - крупные (часто - вертикально-интегрированные предприятия) производственные объекты, которые, как правило, невосприимчивы к инновациям, негибки и инерционны. Отраслевой принцип управления (Госплан, министерства, главки)

7. Отрасли специализации и ориентация Высокотехнологичные производства, ориентированные на конечного потребителя Отрасли минерально-сырьевого комплекса и тяжелой промышленности, ориентированные на производителя в рамках решения крупных народнохозяйственных проблем национального уровня.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. С чего все начинается Модернизация существующих структур Как правило, с нуля. В большинстве случаев ТПК выступали как метод освоения новых регионов

9. Интегрирующий фактор Новые знания, различные инновации, обеспечивающие конкурентоспособность кластера, информационно-коммуникационные сети, обеспечивающие обмен информацией, идеями и ноу-хау Объекты производственной и социально-бытовой инфраструктуры. Отсутствие информационных потоков между предприятиями

10. Структура Сетевая, горизонтальная структура «ядро — поставщики». Как правило, ярко выражена отдельная отрасль со смежными услугами. В структуре преобладают мелкие и средние высокотехнологичные объекты Иерархическая структура «промышленный узел - комплекс - район». Крупный межотраслевой комплекс, включающий, как правило, предприятия отраслей тяжелой индустрии

11. Конкуренция между предприятиями Высокая Низкая и, как правило, отсутствует совсем

12. Факторы и ограничения роста основного производства Квалифицированные, творчески мыслящие кадры - носители знаний и навыков Дефицитные основные производственные фонды. Трудовые ресурсы - один из факторов производительных сил

Источник: составлено автором с использованием публикаций [7; 14; 16;20].

отраслевых проблем общегосударственного значения в условиях административно-плановой экономики. При этом основной объект исследования в ТПК - это производство, рассматриваемое в границах определенной ограниченной территории в тесной взаимосвязи с остальными элементами экономики, социальной сферы и окружающей природной среды.

В процессе реализации проектов формирования ТПК выявился ряд недостатков, обусловленных, главным образом, существованием административно-командной системы, в условиях которой осуществлялась практическое внедрение положений концепции ТПК. Среди таких недостатков можно выделить в качестве основных следующие:

1) формирование ТПК в большинстве случаев осуществлялось в условиях отсутствия единой долгосрочной программы и шло через отдельные министерства и ведомства в рамках пятилетних планов;

2) использовался отраслевой подход к созданию и финансированию объектов комплекса;

3) не был создан механизм взаимодействия составных частей ТПК, включая, во-первых, взаимоотношения между предприятиями различных отраслей друг с другом и, во-вторых, взаимоотношения между предприятиями, с одной стороны, и территорией в лице местных органов власти, - с другой;

4) слабое использование экономического механизма.

При формировании ТПК не была обеспечена комплексность развития территории (прежде всего через пропорциональность, инфраструктуру, решение экологических и социальных проблем). Отступление от принципа комплексности территориального развития, преобладание ведомственного подхода приводило к появлению нерациональных форм размещения, диспропорциям в развитии между отраслями специализации, комплексообразующими отраслями и сферой услуг, снижению эффективности функционирования производства в ТПК. Однако все отмеченные дефекты формирования ТПК не умаляют их достоинств как одной из форм реализации крупномасштабных государственных проблем территориально-экономического развития.

Таким образом, можно утверждать, что та социально-экономическая система, в условиях которой осуществлялась разработка и реализация проектов формирования ТПК, была способна создать необходимые условия для постановки крупномасштабных долгосрочных задач развития и территориальной организации производительных сил, однако она была не способна обеспечить необходимые условия для их эффективного практического решения, поскольку рыночные отношения отсутствовали и конкуренция была сведена к минимуму. Тем не менее, несмотря на принципиальные различия ТПК и кластеров (табл. 3) опыт формирования ТПК, по нашему мнению, может быть полезным и при создании территориальных кластеров с учетом существующих экономических реалий, широкого использования экономических методов регулирования регионального развития и сложившейся системы управления на всех уровнях. Многие методологические положения концепции ТПК могут использоваться и в условиях рыночных отношений, в частности, при разработке государственных программ освоения новых регионов, включающих кластерные структуры.

Более того, кластерный подход, на наш взгляд, в определенной мере принял эстафету концепции ТПК, заключая в себе возможности, с одной стороны, для более гибкого формирования динамичных территориально-производственных систем в условиях рыночной экономики и, с другой стороны, для более эффективной реализации целого ряда специфических признаков ТПК, которые в силу объективных причин не могли получить достойного практического воплощения в условиях административно-командной системы планирования и управления.

В этой связи хотелось бы отметить прежде всего следующие важные аспекты концепции ТПК, которые представляются полезными и при использовании кластерного подхода. К ним относятся:

1) возможность реализации интересов государства на данной территории путем поддержки тех или иных производств (в первую очередь на базе инновационных технологий);

2) создание единой инфраструктуры с учетом потребностей всех потенциальных потребителей (прежде всего, транспортной, энергетической и т. п.);

3) использование государственного финансирования как средства стимулирования национальных инновационных программ развития;

4) наличие сочетания взаимосвязанных объектов, создаваемых для совместного решения определенного типа и ранга экономических проблем;

5) рациональная организация внешних и внутренних связей;

6) требование обязательного создания единого органа управления формированием хозяйственного комплекса.

Общность кластеров и ТПК проявляется в определенной мере в их эффективности как форм организации производства на территории. В случае с ТПК эффективность производства достигается за счет:

1) более полного и рационального использования ресурсов (природных, трудовых и др.), попутных продуктов и отходов производства;

2) лучшей организации производственного процесса (путем сочетания специализации, концентрации, кооперирования и комбинирования производства);

3) создания общих элементов инфраструктуры, их рационального размещения и использования;

4) улучшения внешних и внутренних связей;

5) совершенствования системы расселения.

Таким образом, при формировании ТПК важно, как взаимодействуют между собой его составные элементы и какова роль его основных производственных объектов в территориальном разделении труда. Взаимодействие элементов ТПК находит непосредственное выражение в сложной системе внутрикомплексных связей, которые и характеризуют зрелость комплекса, механизм его формирования и функционирования.

Эффективность кластеров определяется конкурентными преимуществами предприятий в составе кластеров и обеспечивается за счет территориальной концентрации, специализации, сочетания кооперации и конкуренции. В кластер входят предприятия, которые расположены в границах определенного региона и которые имеют тесные технологические и производственные связи, т.е. если предприятия являются поставщиками и потребителям продукции и услуг друг друга. Кластерный подход основывается на учете положительных синергетиче-ских эффектов региональной агломерации, т.е. близости потребителя и производителя, сетевых эффектах и диффузий знаний и умений за счет миграции персонала и выделения бизнеса. При этом отсутствуют границы между видами деятельности и все они рассматриваются во взаимосвязи.

В основе конкурентоспособности кластеров лежит их способность влиять на конкурентную борьбу несколькими путями:

1) повышение производительности входящих в них фирм и предприятий (за счет специализации и аутсорсинга непрофильных видов деятельности);

2) рост занятости (за счет привлечения и формирования новых субъектов экономической деятельности в родственных и поддерживающих видах деятельности);

3) повышение способности к инновациям в производственной сфере, способной активизировать обмен знаниями, взаимодействия и сетевые отношения между предприятиями;

4) стимулирование новых бизнесов, поддерживающих инновации и расширяющих границы кластера, прежде всего за счет развития малого и среднего бизнеса.

В качестве примера формирования локальной производственной системы (ЛПС) особого типа, охватывающей переход от использования подхода ТПК к возможному использованию кластерного подхода при хозяйственном освоении нового региона может в определенной мере служить регион Нижнего Приангарья в Красноярском крае. В настоящее время здесь реализуется инвестиционный проект «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» 7, предложен инвестиционный проект «Ангаро-Енисейский кластер» 8. На наш взгляд, применительно к данному региону можно говорить о возможности использования так называемой

7 Инвестиционный проект «Комплексное развитие Нижнего Приангарья». URL: http://www.sibarea.ru/ investment/investment_projects/id/5/ (дата обращения 21.01.2013); Распоряжение Правительства РФ от 30.11.2006 № 1708-р (в ред. от 17.03.2010). URL: http://www.referent.ru/1/152710 (дата обращения 27.03.2016).

8 В Красноярском крае разработан инвестиционный проект «Ангаро-Енисейский кластер» стоимостью 272 млрд рублей. URL: http://gnkk.ru/news/in-the-krasnoyarsk-region-developed-an-investment-project-angara-yenisei-cluster-value-272-billion-r.html (дата обращения 27.03.2016).

дирижисткой модели кластерной политики, когда в процессе создания кластеров активно участвуют органы власти и не всё отдается на откуп рынку.

Охарактеризуем Нижнее Приангарье как ЛПС (сочетающую элементы производственных кластеров, территориально-производственных комплексов, района нового хозяйственного освоения и совокупность муниципальных образований) по основным признакам, свойственным так называемой дирижисткой модели кластерной политики.

1. Выбор и роль региона (государство само отбирает территории для создания кластера и определяет объемы и источники его финансирования с учетом кластерных инициатив «снизу»).

Нижнее Приангарье является типичным примером региона нового хозяйственного освоения, который стал объектом самых крупных инвестиций в России в постсоветский период. Привлекательность региона обусловлена наличием на его территории разнообразных и нередко уникальных по качеству и масштабам топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, включая руды черных, цветных и благородный металлов, углеводородное сырье, разнообразное нерудное сырье, лесные, водные и гидроэнергетические ресурсы. Эти преимущества Нижнего Приангарья послужили основанием для разработки (начиная еще с советского периода) проектов комплексного освоения территории региона 9 вплоть до реализующегося в настоящее время инвестиционного проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» (КРНП) 10. При этом последний проект представляет собой по существу лишь фрагмент ФЦП освоения Нижнего Приангарья 11.

Инвестиционный проект КРНП является самым крупным проектом в России. В основе механизма его реализации лежит принцип государственно-частного партнерства. Финансовая поддержка государства осуществляется из Инвестиционного фонда Российской Федерации на условиях софинансирования и направлена на создание крупных объектов транспортной и энергетической инфраструктуры, что должно способствовать укреплению промышленного потенциала региона и стимулировать привлечение инвестиций.

2. Подход к созданию инфраструктуры (целенаправленное создание и развитие инфраструктуры, включая транспортные и энергетические коммуникации, филиалы ВУЗов и т. д.).

В данном регионе в результате реализации 1-го этапа инвестиционного проекта КРНП создана опорная база для дальнейшего интенсивного и крупномасштабного хозяйственного развития. Это связано с определенным инфраструктурным освоением территории региона. В частности, имеются два железнодорожных выхода в регион (Ачинск - Лесосибирск и Ре-шоты - Карабула), строится железная дорога Карабула - Ярки, построен автомобильный мост через Ангару, автомобильные трассы, в том числе автодорога Канск - Кодинск. Можно также назвать имеющиеся проекты соединения Усть-Илимска с Лесосибирском как части Северо-Сибирской железнодорожной магистрали. Создана энергетическая инфраструктура для обслуживания функционирования Богучанской ГЭС (пущенной в эксплуатацию в 2013 г.). Намечается дальнейшее наращивание энергетического потенциала региона путем строительства в нижнем течении реки Ангары 3-х новых ГЭС 12.

3. Выбор отраслевых приоритетов (состав кластеров определяют государственные органы власти исходя из общей стратегии социально-экономического развития страны или отдельных регионов).

9 Методические указания по разработке Государственной программы освоения Нижнего Приангарья на период до 2005г. Новосибирск: ИЭОПП СО АН СССР / Науч. ред. В. В. Кулешов, М. К. Бандман; ИЭОПП СО АН СССР. В 2 ч. Новосибирск, 1990. 48 с.; Нижнее Приангарье: логика разработки и основные положения концепции программы освоения региона. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1996. 231 с.; О реализации Федеральной целевой программы освоения Нижнего Приангарья: Постановление Правительства РФ от 19.01.98 г. № 66. Собрание законодательства Российской Федерации, 26.01.1998, № 4, ст. 487.

10 Инвестиционный проект «Комплексное развитие Нижнего Приангарья». URL: http://www.sibarea.ru/ investment/investment_projects/id/5/ (дата обращения 21.01.2011); Распоряжение Правительства РФ от 30.11.2006 № 1708-р (в ред. от 17.03.2010). URL: http://www.referent.rU/1/152710 (дата обращения 27.01.2015).

11 О реализации Федеральной целевой программы освоения Нижнего Приангарья: Постановление Правительства РФ от 19.01.98 г. № 66. Собрание законодательства Российской Федерации, 26.01.1998, № 4, ст. 487.

12 Генеральная схема развития объектов электроэнергетики до 2020 года. М.: Гидропроект, 2008; ГЭС на Нижней Ангаре. URL: http://blog.rushydro.ru/?p=8081 (дата обращения 11.11.2015).

Состав производственных объектов на рассматриваемой территории ограничен на первом этапе (2006-2012 гг.) в основном Богучанским промышленным узлом (Богучанская ГЭС, алюминиевый завод и ЦБК). В более отдаленной перспективе (второй этап - 2013-2020 гг.) предполагается строительство новых предприятий в Кодинском промузле (Тагарский ГОК, цементный завод) и в Богучанском (газоперерабатывающий и газохимический заводы). Новые производства намечаются также в Мотыгинском районе (Горевский ГОК, Мотыгинская ГЭС). Второй этап развития Нижнего Приангарья связан главным образом с освоением нефтегазовых месторождений Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса (в пределах южной Эвенкии) и поэтому, кроме нескольких промышленных предприятий и объектов транспортной и энергетической инфраструктуры, в пространственном аспекте выходит за пределы собственно самого Нижнего Приангарья.

Таким образом, в современных условиях социально-экономического развития проблемы хозяйственного освоения нового региона легче реализовать с использованием кластерной концепции и идеологии программно-целевого подхода. Поскольку кластеры - не столь масштабные образования, какими являлись ТПК (по размеру занимаемой территории, диверси-фицированности структуры производства, объему государственных инвестиций), то в терминах кластеров можно было бы рассматривать ТПК как совокупность нескольких крупных (пилотных) кластеров, которые как более динамичная и гибкая форма организации производства могут по мере развития расширяться, усложняться или, наоборот, свертываться.

Выводы

Экономическое развитие любого региона в условиях перехода на постиндустриальную и инновационную модели требует замены традиционных подходов новыми механизмами управления региональным развитием. Одним из них является кластерный подход к развитию региона и повышению его конкурентоспособности. Как было показано выше, существует определенная преемственность между концепциями кластеров и ТПК, позволяющая утверждать, что кластерный подход, несмотря на свою специфику, в определенной мере соответствует идеологии ТИК, заключая в себе большие возможности, с одной стороны, для более гибкого формирования динамичных территориально-производственных систем в условиях рыночной экономики и, с другой стороны, для более эффективной реализации целого ряда специфических признаков ТПК, которые в силу объективных причин не могли получить достойного практического воплощения в условиях административно-командной системы планирования и управления.

При формировании ТПК и при создании кластеров представляется важным соблюдение следующих ключевых положений:

1) организация эффективного сотрудничества между государственными структурами, бизнесом и местными властями;

2) согласование интересов различных участников на территории региона;

3) в случае финансовой поддержки формирования кластеров со стороны государства необходимо обеспечение контроля со стороны государственных органов за деятельностью местных властей и бизнес - структур в осуществлении соответствующих проектов.

Попытка наложения идей концепции ТПК и концепции кластеров на территорию Нижнего Приангарья позволяет предположить возможность рассмотрения данного региона в качестве модельного региона по отработке подхода к освоению и развитию, основанного на инновационных принципах кластеризации, опыта формирования ТПК и использования программно-целевого подхода при разработке стратегий и федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов.

Список литературы

1. Тонкова С., Бурматова О. П. Опыт Болгарии в формировании кластерной политики // Регион: экономика и социология. 2016. № 2. С. 237-252.

2. Aage T., Belussi F. From fashion to design: creative network in industrial district // Innovation and Industry. 2008. Vol. 15. Р. 475-492.

3. Lombardi M. The evolution of local production systems: the emergence of the «invisible mind» and the evolutionary pressures towards more visible «minds» // Research Policy. 2003. Vol. 32. No. 8. P. 1443-1462.

4. Lombardi M. The cognitive approach to the study of local production systems / F. Belussi,

G. Gottardi (editors). Evolutionary Patterns of Local Industrial Systems: Towards a Cognitive Approach to the Industrial District, chapter 3. Ashgate, Aldershot, 2000.

5. Bellandi M. A perspective on clusters, localities, and specific public goods // European Planning Studies. 2006. Vol. 13.

6. Марков Л. С. Теоретико-методологические основы кластерного подхода / Под ред.

H. И. Суслова. Новосибирск, 2015. 300 с.

7. Инновационное развитие промышленности: кластерный подход / Под ред. А. В. Бабкина. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. 484 с.

8. Кузнецова О. В. Региональная политика России: 20 лет реформ и новые возможности. М.: Либроком, 2013. 392 с.

9. Марков Л. С., ЯгольницерМ. А. Кластеры: формализация взаимосвязей в неформализованных производственных структурах / ИЭОПП СО РАН. Новосибирск, 2006. 194 с.

10. Марков Л. С., Ягольницер М. А. Развитие кластерной экономики в Сибирском федеральном округе / ИЭОПП СО РАН. Новосибирск, 2008. 130 с.

11. Печаткин В. В. Формирование и развитие кластеров в регионах России: ключевые проблемы и пути их решения (на примере республики Башкортостан) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. № 1. Т. 19. С. 68-76.

12. Швецов А. Н. Интеграционные механизмы ускорения территориального развития // Теория и практика системных преобразований. М.: КомКнига, 2006. Т. 22. С. 160-180.

13. Бурматова О. П. Кластерный подход к управлению экономикой региона // Основы экономики, управления и права. 2014. № 2 (14). С. 30-34.

14. Колосовский Н. Н. Теория экономического районирования. М.: Мысль, 1969. 336 с.

15. Колосовский Н. Н. Проблема территориальной организации производительных сил Сибири. Новосибирск: Наука, 1971. 176 с.

16. Бандман М. К. Территориально-производственные комплексы: теория и практика предплановых исследований. Новосибирск: Наука, 1980. 256 с.

17. Бурматова О. П. Экономическая география и регионалистика: Учеб.-метод. комплекс. Новосибирск: СибАГС, 2001. 203 с.

18. ПортерМ. Конкуренция: Пер. с англ. М.: Вильямс, 2000. 495 с.

19. Regional development in the USSR: Modeling the Formation of Soviet Territorial-Production Complexes. Pergamon Press, 1985.Vol. 33.

20. Burmatova O. Comparative analysis of the features creation and functioning of clusters and territorial - industrial complexes // Local production systems in countries in and outside the EU: from theory to practice [Electronic resource]. / Univ. of national and world economy, Univ. of Lodz, Matej Be luniv. Banska Bystrica, Institute of economics and industrial engineering of the Siberian Branch of the Russian Acad. of Sciences, Novosib. State Uni., Ternopil national econ. Uni. Sofia: UNWE, 2014. Ch. 2.9. CD-ROM. P. 227-241.

Материал поступил в редакцию 16.06.2016

О. P. Burmatova

Institute of Economics and Industrial Engineering, SB RAS 17Acad. Lavrentiev Ave., Novosibirsk, 630090, Russian Federation

Novosibirsk State University 2 Pirogov Str., Novosibirsk, 630090, Russian Federation

burmatova@ngs.ru

CLUSTERSAS A FORM OF LOCAL PRODUCTION SYSTEMS

The paper analyzes the possibilities and limitations for the forming clusters in the conditions of Russia. Clusters are seen as a form of local production systems (LPS). A brief treatment of LPS and

their main features are highlighted. Clusters are seen as a form of local production systems. A brief treatment of LPS and their main features are highlighted. The basic advantages of clusters as a form of organization of production on the territory are considered. The main factors, by means of which is achieved the strengthening of the competitiveness at the cluster, are describes. Characteristics of cluster policy in the Russian Federation are considered. The main directions of state support for the formation of clusters are considered. Differences between of approach to the creation of modern Russian clusters and concept of the formation of territorial-production complexes that have received wide development in the Soviet economy are shown. Continuity of ideas TPK and clusters marked. On the example of the Lower Angara region opportunities to simulate approach to the exploitation and development based on the principles of the cluster concept, combined with the ideas of TPK concept and program-oriented approach are shown.

Keywords: local production systems, cluster, territorial-production complex, regional competitiveness, cluster policy.

References

1. Tonkova, S., Burmatova O.P. Opyt Bolgarii v formirovanii klasternoi politiki. [Bulgarian experience in the formation of the cluster policy]. Region: Economics and Sociology. 2016. № 2. P. 237-252. (In Russ.)

2. Aage T., Belussi F. From fashion to design: creative network in industrial district. Innovation and Industry, 2008. Vol. 15. P. 475-492.

3. Lombardi, M. The evolution of local production systems: the emergence of the "invisible mind" and the evolutionary pressures towards more visible "minds". Research Policy, 2003, vol. 32, n. 8, p.1443-1462.

4. Lombardi M. The cognitive approach to the study of local production systems. / Belussi F. & Gottardi G., editors, Evolutionary Patterns of Local Industrial Systems: Towards a Cognitive Approach to the Industrial District, chapter 3. Ashgate, Aldershot, 2000.

5. Bellandi, M. A perspective on clusters, localities, and specific public goods. // European Planning Studies, 13, 2006.

6. Markov L.S. Teoretiko-metodologicheskiye osnovy klasternogo podkhoda. [Theoretic-methodological fundamentals of the clusters approach]. / Ed. N.I. Suslov. IEIE SB RAS. Novosibirsk: Publishing House of IEIE, 2015. 300 p. (In Russ.)

7. Innovatsionnoe rasvitie promyshlennosti: klasternyi podkhod. [The innovative development of the industry: the cluster approach]. / Ed. A.V. Babkin. SPb.: Publishing house of the Polytechnic University, 2011. 484 p. (In Russ.)

8. Kuznetsova O.V. Regionalnaya politika Rossii:20 let reform i novye vozmozhnosti. [Regional Policy of Russia: 20 years of reform and new opportunities]. M.: Book House "LIBROKOM", 2013. 392 p. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Markov L.S., Yagolnitser M.A. Klastery: formalizatziya vzaimosvyazei v neformalizovannykh proizvodstvennykh strukturakh. [Clusters: the formalization of the relationship in formalized structures of production] / IEIE SB RAS. Novosibirsk, 2006. 194 p. (In Russ.)

10. Markov L.S., Yagolnitser M.A. Razvitie klasternoi ekonomiki v Sibirskom federalnom okruge. [The development of cluster economy in the Siberian Federal Okrug]. / IEIE SB RAS. Novosibirsk: Publishing House of IEIE, 2008. 130 p. (In Russ.)

11. Pechatkin V.V. Formirovanie i razvitie klasterov v regionakh Rossii: klyuchevye problem i puti ikh resheniya (na primere respubliki Bashkortostan). [The formation and development of clusters in the regions of Russia: key problems and their solutions (for example, the Republic of Bashkortostan)]. Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2012. № 1. Vol 19, p. 68-76. (In Russ.)

12. Shvetsov A.N. Integratsionnye mekhanizmy uskoreniya territorialnogo razvitiya. / Teoriya i praktika sistemnykh preobrazovanii. [Integration acceleration mechanisms of territorial development]. / Theory and practice of systemic change: T. 22. M .: KomKniga 2006 P. 160-180. (In Russ.)

13. Burmatova O.P. Klasternyi podkhod k upravleniyu economicoi regiona. [The cluster approach to managing the economy of the region]. Fundamentals of Economics, Management and Law. 2014. № 2 (14). S. 30-34. (In Russ.)

14. Kolosovsky N.N. Teoriya ekonomicheskogo raionirovaniya. [The theory of economic re-gionalization]. M .: Thought, 1969. 336 p. (In Russ.)

15. Kolosovsky N.N. Problema territorialnoi organizatsii proisvoditelnykh sil Sibiri. [The problem of the territorial organization of the productive forces of Siberia]. Novosibirsk: Nauka, 1971. 176 p. (In Russ.)

16. Bandman M.K. Territorialno-proizvodstvennye complexsy: teoriya i practica predplanovyh issledovanii. [Territorial production complexes: Theory and practice of pre-planning research]. Novosibirsk: Nauka, 1980. 256 p. (In Russ.)

17. Burmatova O.P. Economicheskaya geografiya i regionalistika: Uchebno-metodicheskii complex. [Economic geography and regional studies: Educational-methodical complex]. Novosibirsk: SAPA, 2001. - 203 p. (In Russ.)

18. Porter M. Konkurentziya. [Competition]. / Transl. from English. M .: Publishing. House "Williams", 2000. 495 p. (In Russ.)

19. Regional development in the USSR: Modeling the Formation of Soviet Territorial-Production Complexes. Vol. 33. Pergamon Press, 1985.

20. Burmatova O. Comparative analysis of the features creation and functioning of clusters and territorial - industrial complexes. // Local production systems in countries in and outside the EU: from theory to practice [Electronic resource]. / Univ. of national and world economy, Univ. of Lodz, Matej Bel univ. Banska Bystrica, Institute of economics and industrial engineering of the Siberian branch of the Russian acad. of sciences, Novosib. stateuniv., Ternopil national econ. univ. Sofia: UNWE, 2014. Ch. 2.9. CD-ROM. P. 227-241.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.