Научная статья на тему 'Кластерный подход к управлению экономикой региона'

Кластерный подход к управлению экономикой региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
744
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / TERRITORIAL CLUSTER / COMPETITIVENESS OF REGION / CLUSTER POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурматова О. П.

В статье рассмотрены проблемы и возможности формирования кластеров в экономике России на примере мирового опыта активизации инновационной среды; проанализированы основные преимущества кластеров как формы организации производства на территории. Охарактеризованы основные факторы, за счет которых достигается усиление конкурентоспособности в кластере; дана характеристика кластерной политики в Российской Федерации; представлены основные направления государственной поддержки формирования кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Claster approach to the management by the economics of the region

In the article problems and possibilities of formation of clusters in the economics of Russia on the example of the world experience of activating of an innovative environment are viewed. The main advantages of clusters as a form of organization of production on the territory are analyzed. The main factors by means of which strengthening of competitiveness in cluster are characterized. Characteristic of cluster policy in the Russian Federation is given. The main directions of state support of the formation of clusters are considered.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход к управлению экономикой региона»

Основы экономики, управления и права № 2 (14)

ЭКОНОМИКА

УДК 502.17(1/9)

О.П. Бурматова* КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА

В статье рассмотрены проблемы и возможности формирования кластеров в экономике России на примере мирового опыта активизации инновационной среды; проанализированы основные преимущества кластеров как формы организации производства на территории. Охарактеризованы основные факторы, за счет которых достигается усиление конкурентоспособности в кластере; дана характеристика кластерной политики в Российской Федерации; представлены основные направления государственной поддержки формирования кластеров.

Ключевые слова: территориальный кластер, конкурентоспособность региона, кластерная политика.

Мировая практика региональных исследований располагает довольно широким набором различный; форм организации хозяйства на территории. Среди них в последние годы большой интерес в России проявляется к внедрению в практику регионального развития территориальных кластеров, которые рассматриваются в качестве одного из важнейших инструментов мобилизации ресурсов в регионах для динамичного экономического роста, повышения конкурентоспособности и диверсификации региональной экономики. Кластерный подход относится к числу относительно новых технологий управления региональным развитием, создающих возможности для региона и бизнеса вытжить и развиваться в условиях перехода на инновационную модель развития.

Основоположником кластерного подхода считается известный американский экономист М. Портер [1; 2], который определяет кластер как группу географически локализованных взаимосвязанных компаний — поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, обьектов инфраструктуры, а также научно-исследовательских институтов, вузов и др. организаций, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. По мнению Майкла Портера, в современной экономике, особенно в условиях

глобализации, на первое место выгходят кластеры — системы взаимосвязей фирм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных частей. Конкурентоспособность страны следует рассматривать через призму международной конкурентоспособности не отдельной ее фирмы, а кластеров — обьединений фирм различных видов экономической деятельности, причем принципиальное значение имеет способность этих кластеров эффективно использовать внутренние ресурсы [2].

Один из основных вышодов, сделанный М. Портером, состоит в том, что чем больше развиты кластеры в той или иной стране, тем выше в соответствующей стране уровень жизни населения и конкурентоспособность компаний. Данный вытод оказался весьма привлекательным для правительств разных стран, выбирающих кластерный подход как действенный инструмент экономической политики. Таким образом, наличие сильных кластеров в экономике страны способно обеспечивать высокую конкурентоспособность национальной экономики в целом и ее отдельный: регионов.

Хотя кластерная политика в каждой стране зависит от специфики государственной экономической политики, в то же время можно выщелить ряд характерных особенностей кластеров. Прежде всего это территориальная локализация основной

* © Бурматова О.П., 2014

Бурматова Ольга Петровна (burmatova@ngs.ru), Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук, 630090, Российская Федерация, г. Новосибирск, пр. Акад. Лаврентьева, 17.

массы хозяйствующих субъектов — участников кластерной системы (поставщиков, производителей, потребителей, элементов производственной инфраструктуры, исследовательских институтов и др.), взаимосвязанных в процессе создания добавочной стоимости. При этом отношения всех участников кластера должны строиться на долговременной координации их взаимодействий в рамках производственных программ, инновационных процессов и т. д. Немаловажное значение имеет также наличие крупного предприятия — лидера, определяющего долговременную экономическую, инновационную и иную стратегию всей формирующейся на его базе территориально-производственной системы в регионе. Следует подчеркнуть, что важной отличительной чертой кластеров является их инновационная ориентированность, что определяет приоритеты при выборе территорий и объектов для формирования кластера.

Вклад кластеров в создание и усиление конкурентных преимуществ регионов их локализации заключается в первую очередь в возможности обеспечения эффектов, обусловленных территориальной концентрацией, специализацией и кооперацией производства. При этом кластерный подход предполагает, что конкурентоспособность каждого отдельного участника кластера в значительной степени связана с конкурентоспособностью других участников, входящих в ту же цепочку создания стоимости или обеспечивающих более благоприятную внешнюю среду самого процесса создания стоимости. В соответствии с этим важной особенностью кластерного подхода является акцент на учете положительных синергетических эффектов территориальной агломерации, т. е. близости потребителя и производителя, сетевых эффектах и диффузий знаний и умений за счет миграции персонала и выделения бизнеса. Другими словами, общность территории и взаимосвязи по линии выпуска конечной продукции способствуют накоплению «критической массы» капитала региона, включая человеческий, научный, инновационный и производственный потенциалы. В результате данного процесса взаимосвязи между участниками кластера сильнее влияют на уровень производительности, чем масштабы работы каждого из участников. Поэтому при организации кластеров чаще всего не требуется дополнительных государственных инвестиций, что, в свою очередь, является положительной стороной для государства в развитии приоритетных видов экономической деятельности через кластеризацию, объединяя малые, крупные и средние предприятия в единые комплексы.

Усиление конкурентоспособности в кластере достигается прежде всего за счет способности объектов — участников кластера к инновациям, что сопровождается повышением производитель-

ности труда за счет усиления специализации и аутсорсинга непрофильных производственных и других функций; ростом занятости населения благодаря привлечению в регион новых хозяйствующих субъектов; расширением границ кластера посредством вовлечения новых видов деятельности, поддерживающих инновации (причем акцент делается на развитии малого и среднего бизнеса). Все это, вместе взятое, в условиях рынка придает кластерам как форме организации производства большую гибкость и эффективность.

Рост тесных взаимосвязей между хозяйствующими субъектами — участниками кластера позволяет более эффективно решать разнообразные задачи, связанные, в частности, с организацией совместных НИОКР и упрощением доступа к новым технологиям и другим инновациям; распределением возможных финансовых и других рисков в различных формах совместной экономической деятельности, включая совместный выход на мировые рынки; снижением транзакционных издержек в различных областях за счет увеличения доверия между участниками кластера; совместным использованием основных фондов и знаний; подготовкой квалифицированных кадров за счет расширения контактов со специалистами мирового уровня и др.

В последние годы многие страны (в частности Германия, Франция, Великобритания и др.) используют кластерный подход для формирования и регулирования своих национальных инновационных программ развития, используя при этом разные формы стимулирования, особенно актуальные для малых инновационных предприятий: прямое финансирование деятельности; предоставление ссуд без выплаты процентов; целевые дотации на научно-исследовательские разработки; создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного коммерческого риска, бесплатное ведение делопроизводства по заявкам индивидуальных изобретателей, бесплатные услуги патентных поверенных, снижение государственных пошлин для индивидуальных изобретателей и т. д. [3].

Большой интерес к формированию кластеров проявляется и в России, где формирование кластеров стало важной частью государственной политики в области развития экономики регионов. К настоящему времени разработана и одобрена Правительством РФ Концепция кластерной политики в Российской Федерации, а также ряд других документов [4; 5], рассматривающих кластеры как инструмент регулирования развития на федеральном и региональном уровнях для создания условий модернизации производства и усиления его конкурентоспособности на мировых рынках. Проблемам кластеризации экономики России посвящено и множество публикаций [3; 6-10].

Декларируемая в России кластерная политика имеет четко выраженную региональную привязку и рассматривается как одно из условий развития конкурентоспособных на мировыгх рышках регионов посредством создания в них условий для модернизации промышленности и формирования инновационной экономики. Важная роль в поддержке развития кластеров отводится муниципальным и государственным органам власти путем осуществления мер нормативного и правового обеспечения, использования механизмов стимулирования инвестиционной активности на территории, использования финансово-бюджетных рычагов, оказания информационной помощи и т. д. В конечном счете создание кластеров нацелено на повышение конкурентоспособности и инновационного потенциала хозяйствующих субъектов, развитие малого и среднего бизнеса и содействие диверсификации национальной экономики.

Кластерный подход способен обеспечивать усиление конкурентоспособности экономики страны в целом через укрепление позиций отдельных регионов, на территории которых получают развитие производственные кластеры. Кластеры, следовательно, выступают в качестве своеобразных «точек роста». По мере развития сформированные кластеры могут расширяться, усложняться, но могут также сужаться, свертываться, распадаться. Подобная динамичность и гибкость кластеров — это еще одно преимущество по сравнению с другими формами организации производства на территории.

Однако еще более важным является влияние географической концентрации на совершенствование производственных процессов и внедрение инноваций внутри кластера. Все фирмы из кластера взаимосвязанных отраслей делают инвестиции в специализированные, но родственные технологии, в информацию, инфраструктуру, человеческие ресурсы, что ведет к массовому возникновению новых фирм. Это объясняется тем, что современные конкурентные преимущества практически полностью обеспечиваются за счет преимуществ в технологиях производства, управления, организации продвижения товаров. Таким образом, ещё более успешное развитие конкурентоспособности экономической системы возможно при комплексном использовании теорий кластерного механизма и современных концепций инновационного развития. При этом кластерная форма организации инновационной деятельности приводит к созданию особой формы инновации — «совокупного инновационного продукта». Такая инновация является продуктом деятельности нескольких фирм или исследовательских институтов, что позволяет ускорить их распространение по сети взаимосвязей в общем региональном экономическом пространстве [3].

Взаимодействие участников кластера обеспечивает им определенные преимущества, обусловленные возможностью фокусирования внимания на проблемах и сильных сторонах региональной экономики. Органы управления кластерами, в которые могут входить и представители властных структур, получают доступ к разнообразной и концентрированной информации о деятельности предприятий, состоянии данного сектора экономики, рынке трудовых ресурсов, что существенно уменьшает объем аналитической работы, выполняемой органами власти, увеличивая уровень ее достоверности. Преимущества, получаемые бизнес-структурами, связаны с существенным понижением барьеров выхода на рынки сбыта продукции и поставок сырья и материалов, рабочей силы, снижением затрат за счет эффекта масштаба, который проявляется при кооперации производителей и потребителей. Кластер предоставляет предпринимателям новые возможности для систематизации возникающих проблем, выбора путей их преодоления. Взаимодействие с региональными и муниципальными властями позволяет найти методы и средства разрешения той части из них, которые лежат в сфере компетенции региона. Используя влияние и авторитет кластера, бизнес и региональные власти совместно могут искать пути наиболее эффективного продвижения своих инициатив через федеральные структуры, включая подготовку законопроектов и лоббирование на федеральном уровне прохождения региональных и отраслевых инициатив [7].

Внедрение кластерных технологий в структуру экономической политики страны представляется важным инструментом региональной политики, обеспечивающей регионам целый ряд возможностей для экономического роста. В частности, к ним можно отнести следующие: возникновение эффективных механизмов взаимодействия государства и бизнеса; усиление действия мультипликативного эффекта в регионе, заключающегося в положительном воздействии кластера на конкурентную среду региона; появление реальной возможности перехода науки и образования из дотационной социальной сферы в высокодоходную экономическую отрасль; постепенную интеграцию регионов в глобальную хозяйственную систему; усиление независимости региона от экономической ситуации за его границами; стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в регионе; рост числа фирм вокруг кластера, как следствие — увеличение занятости, уровня заработной платы, отчислений в бюджеты разных уровней; появление экономических предпосылок для перехода от политики выравнивания социальноэкономического развития территорий к политике поддержки регионов — «локомотивов роста»; эффект масштаба и эффект агломерации, которые

Кластерный подход к управлению экономикой региона

33

создают в «локомотивах» роста импульсы для развития других регионов.

Реальные шаги по реализации кластерного подхода в России были сделаны после проведения в 2012 г. Министерством экономического развития РФ конкурсного отбора программ развития инновационных территориальных кластеров. Критериями отбора программ кластеров являлись научнотехнологический и образовательный потенциал кластера; производственный потенциал; качество жизни и уровень развития производственной и социально-бытовой инфраструктуры территории локализации кластера; уровень организационного развития кластера.

Из поданных на конкурс 94 заявок были отобраны 25, которые, в свою очередь, были разделены на две группы, для которых предполагалось использовать разные механизмы государственной поддержки, прежде всего финансовой. Первая группа, включающая 13 кластеров, могла рассчитывать на предоставление субсидий из федерального бюджета субъектам РФ, на территории которых находятся соответствующие кластеры. Во вторую группу (12 кластеров) были включены кластеры, программы развития которых требуют дальнейшей доработки и которым на первом этапе поддержка за счет субсидий не предусмотрена [6]. Выбор кластеров определяется экономической политикой государства, которая нацелена на помощь наиболее благополучным регионам, относящимся к так называемым «точкам роста». Нет ни одного поддержанного территориального инновационного кластера в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах, по одному кластеру поддержано на Урале и Дальнем Востоке. Лидером по числу поддержанных кластеров и по процентному соотношению отобранных и заявленных кластеров стал Приволжский федеральный округ. За ним идут Центральный и Сибирский федеральные округа.

Кроме названных мер государственной поддержки развития кластеров, предполагается использование и других инструментов, в частности обеспечение поддержки реализации мероприятий программ развития пилотных кластеров в рамках федеральных целевых программ и государственных программ РФ; привлечение к реализации программ формирования кластеров таких государственных институтов развития, как госкорпорация «Внешэкономбанк», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, ОАО «Роснано», ОАО «Российская венчурная компания» и некоторых других; стимулирование уча-

стия крупных компаний с государственным участием (ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Холдинг МРСК»), реализующих программы инновационного развития, в деятельности пилотных кластеров; распространение на территории размещения пилотных кластеров части налоговых льгот, которые законодательно предусмотрены для проекта «Сколково» [6].

С позиций ресурсного обеспечения формирование кластеров может финансироваться за счет использования различных источников, включая федеральные целевые программы и адресные инвестиционные программы; НИОКР; Инвестиционный фонд Российской Федерации; Фонд регионального развития; средства Банка развития и внешнеэкономической деятельности; средства, выделяемые на создание особых экономических зон и технопарков; венчурные фонды; средства, выделяемые на реализацию национальных проектов; средства программ развития малого предпринимательства.

По мнению экспертов [6], пока это только предложения, и, как пойдет их реализация, покажет будущее. В целом же можно отметить положительную тенденцию в экономической политике страны, связанную с появлением нового инструмента государственной инновационной политики в виде территориальных инновационных кластеров.

В то же время следует отметить определенные проблемы и трудности эффективного внедрения кластерного подхода в практику регионального развития в российских условиях [10]. Прежде всего чрезмерно высокая скорость внедрения мер по развитию кластеров, введение своего рода «моды» на кластеры привели к размыванию самого понятия «кластер», а потому эффективность кластерной политики оказалась низкой. Отсутствие во многих случаях тщательной предварительной проработки вопросов выбора приоритетов кластерной политики, игнорирование требования тесного партнерства бизнеса, науки и образования, региональных и федеральных властей не обеспечивают условий для объединения ресурсов на цели финансирования научных исследований, коммерциализации разработок, развития образования и инновационной инфраструктуры, и, соответственно, проблематичным становится возможность снижения инвестиционных рисков, обеспечения реализации долгосрочных проектов и развития инновационной системы в регионах с учетом их конкурентных преимуществ.

34

Основы экономики, управления и права № 2 (14)

Библиографический список

1. Porter M.E. The Competitive Advantage of Nations: With a New Introduction. N.Y.: The Free Press, 1990; Palgrave Tenth Edition, 1998. 855 p.

2. Портер М. Международная конкуренция. М., 1993. 418 с.

3. Кожевникова С.Ю., Ермоленко О.М. Перспективы регионального социально-экономического развития Российской Федерации на основе формирования кластерных моделей предпринимательства / / Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления. СПб.: Институт бизнеса и права, 2009. URL: http: //www. ibl.ru/conf/031209/index. shtml.

4. Концепция Кластерной политики в Российской Федерации. М.: Министерство экономического развития РФ, 2008. URL: /konc_klastern_259_10.doc 8.

5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.

6. Кузнецова О.В. Региональная политика России: 20 лет реформ и новые возможности. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. 392 с.

7. Инновационное развитие промышленности: кластерный подход / под ред.А.В. Бабкина. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2011. 484 с.

8. Пилипенко И.В. Кластерная политика в России: возможности реализации и конкурентоспособность регионов // VIII Сократические чтения «Постиндустриальная трансформация старопромышленных районов России»: сб. докладов / под ред. В.А. Шупера. М.: Эслан, 2011. С. 177-211. URL: http://www. innoclusters.ru/uploaded/docs/pilipjenko.pdf.

9. Пилипенко И.В. Проведение кластерной политики в России. URL: http://www.biblio-globus.ru/docs/ Annex_6.pdf.

10. Кластеры по уму, а не по моде. URL: http:// expert.ru/2013/11/15/klasteryi-po-umu-a-ne-po-mode/ media/preview.

O.P. Burmatova* CLASTER APPROACH TO THE MANAGEMENT BY THE ECONOMICS OF THE REGION

In the article problems and possibilities of formation of clusters in the economics of Russia on the example of the world experience of activating of an innovative environment are viewed. The main advantages of clusters as a form of organization of production on the territory are analyzed. The main factors by means of which strengthening of competitiveness in cluster are characterized. Characteristic of cluster policy in the Russian Federation is given. The main directions of state support of the formation of clusters are considered.

Key words: territorial cluster, competitiveness of region, cluster policy.

* Burmatova Olga Petrovna (burmatova@ngs.ru), Institute of Economics and Industrial Engineering of Syberian Branch of the RAS, Novosibirsk, 630090, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.