КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты использования кластерного механизма в целях устойчивого развития региона. Показаны признаки и преимущества кластера, как инструмента регионального развития. Определены факторы, негативно и позитивно влияющие на развитие кластеров в России. Сформулированы стратегические направления деятельности органов исполнительной власти, направленные на стимулирование процессов формирования и развития кластеров.
Ключевые слова: кластер, признаки кластера, регион, социально-экономическое развитие региона, региональная политика, устойчивое развитие, развитие северных территорий.
CLUSTER APPROACH TO SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE KHANTY-MANSIYSK AUTONOMOUS OKRUG - YUGRA
Annotation. The article discusses the theoretical and practical aspects of the use of cluster mechanism for the sustainable development of the region. Showing features and advantages of the cluster as a tool for regional development. The factors that negatively and positively influence the development of clusters in Russia. Formulated the strategic direction of the executive authorities, aimed at stimulating the formation and development of clusters.
Keywords: cluster, features a cluster, region, socio-economic development of the region, regional policy, sustainable development, development of the northern territories.
В Послании Президента Федеральному Собранию 4 декабря 2014 г. поставлены задачи подъема эффективности национальной экономики с ежегодным ростом производительности труда не менее чем на 5 %, снятия критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции, обеспечения импортозамещения, формирования спроса на отечественную продукцию, увязки реализации крупных проектов с размещением заказов на российских предприятиях, с развитием отечественной производственной и исследовательской базы, с локализацией продукции [1]. Активное применение кластерного подхода, конечно, в сочетании с другими организационно-экономическими решениями, позволит решить эти проблемы. На заседании Правительства Российской Федерации, на котором рассматривалась Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 гг., отмечалась целесообразность такого инструмента, как повышение координации исследовательской деятельности в стране с использованием механизма технологических платформ и инновационных территориальных кластеров [2].
По мнению Майкла Портера, признанного авторитета по проблемам конкуренции, «в современной экономике, особенно в условиях глобализации... на первое место выходят кластеры - системы взаимосвязей форм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных частей» [8]. Кластер - это сконцентрированная по географическому признаку совокупность взаимосвязанных хозяйствующих субъектов, а также связанных с их деятельностью организаций, конкурирующих, но и осуществляющих совместную работу [9].
УДК 332.122 Ю.Н. Шедько
Yuri Shedko
© Шедько Ю.Н., 2015
Анализ хозяйственной практики показывает, что территориальный охват кластера может изменяться от групп производства в одном городе или регионе до страны в целом или нескольких стран.
Отметим, что кластер - это группа и географически взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга организаций. Причем эта совокупность организаций отличается высоким уровнем агрегации. Однако в экономике инновационного развития, большую значимость приобретают услуги по хранению, обработке и передаче информации, в сфере бизнеса активно используется Интернет, поэтому главным положением в теории кластерного механизма становится комплементарный эффект, который выражается в повышении производительности труда; развитии малого и среднего бизнеса, ускорении внедрения технологических инноваций, увеличении «критической массы» человеческого капитала, научного, инновационного и производственного потенциалов.
Анализ литературы позволил выделить следующие подходы к пониманию кластера:
— институциональный подход. В основе кластера не отдельные виды экономической деятельности и не организации, а институты, взаимодействующие в рамках определенного географического ареала;
— функциональный подход. Основу составляет анализ горизонтальных и вертикальных связей между участниками кластера в зависимости от выполняемых ими функций (производственных, сбытовых, маркетинговых и т.д.);
— интеграционный подход. При этом подходе особое внимание уделяется интеграционным связям и процессам объединения фирм в кластере. Интеграционные связи носят межотраслевой характер, обусловленный концентрацией, кооперированием и специализацией производства;
— стратегический подход. В рамках этого подхода кластер рассматривается как инструмент реализации стратегии развития совокупности предприятий и организаций определенного вида экономической деятельности, региона, страны.
Зарубежные исследователи используют преимущественно институциональный подход, в трудах российских авторов в большей степени присутствует структурная составляющая [6].
Следует отметить, что на практике наблюдается значительное взаимопересечение и взаимосвязанность подходов, отражающих ключевые аспекты трактовки вопроса о региональном кластере.
Кластер как система включает в себя:
— регулирующую и управляющую подсистему (органы законодательной и исполнительной власти);
— подсистему обеспечения (банки и финансовые компании, учебные и научно-исследовательские институты);
— подсистему оказания услуг (поставщики специализированных услуг, организации инфраструктуры, организации транспорта и связи и др.);
— подсистему снабжения (предприятия, поставляющие сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие, оборудование и т.д.);
— подсистему производства конечного продукта.
Отличие кластера экономики инновационного развития от регионального индустриального комплекса состоит в том, что в первом основными интегрирующими факторами являются виртуальные коммуникационные сети и новое знание (инновации), способны длительно поддерживать конкурентоспособность кластера. Внутренним интегратором индустриального комплекса выступали объекты производства, направленные на выпуск готовой продукции.
Кластерный подход фокусируется на взаимосвязи и взаимозависимости участников производственного цикла создания товаров, услуг и инноваций. Кластеры отличаются от других форм сотрудничества тем, что стороны, участвующие в кластере связаны в одну цепочку и специализируются на индивидуальной производственной деятельности или исследовании.
Кластерный подход предлагает новый взгляд на развитие региона, преимущественно основывается на горизонтальных связях между фирмами, объектами инфраструктуры, научно -исследовательскими центрами и другими участниками и симбиотической взаимозависимости на основе синергизма. Несмотря на то, что инновации стимулируются горизонтальной борьбой между конкурентами, работающими на одних рынках, вертикальные отношения между поставщиками, основными производителями и покупателями, так же важны для создания инноваций.
Теоретическое исследование выделить следующие преимущества кластерного подхода.
1. Для всей экономики государства в целом и для регионов в частности кластеры играют роль точек роста внутреннего рынка [5]. Высокая конкурентоспособность экономики регионов основывается именно на сильных позициях отдельных кластеров. Региональные кластеры во многом предопределяют уровень развития экономики в долгосрочном периоде.
2. Важным является влияние географической концентрации на совершенствование производственных процессов и внедрение инноваций внутри кластера. В кластере существенно оптимизируются бизнес-процессы, так как участники кластера, могут достичь оптимальных масштабов деятельности, и, таким образом, высокого уровня производительности и эффективности за счет специализации.
3. Кластерный подход позволяет территориальному образованию приобрести необходимые свойства, формирующие благоприятную для инновационно ориентированного развития среду. Все участники кластера взаимосвязанных видов экономической деятельности делают инвестиции в специализированные, но родственные технологии, в информацию, инфраструктуру, человеческие ресурсы, что ведет к массовому возникновению новых фирм. В рамках кластеров обеспечивается более эффективное решение задач, связанных с обеспечением конкурентоспособности предприятий, проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых технологических платформ и их производственным освоением.
4. Кластерный подход кардинально меняет содержание промышленной политики: усилия органов власти направляются не на поддержку отдельных предприятий и видов экономической деятельности, а на развитие системы взаимоотношений между хозяйствующими субъектами и государственными институтами, что позволяет более эффективно формировать и реализовывать крупные инвестиционные и инновационные проекты регионального и национального значения. При этом кластерный подход является не только средством достижения целей промышленной политики (структурные изменения, повышения конкурентоспособности, усиления инновационной направленности и др.), но и эффективным инструментом стимулирования регионального развития, позитивно влияющим на улучшение торгового баланса региона, увеличение занятости, заработной платы, отчислений в бюджеты различных уровней, повышение конкурентоспособности промышленности региона [3].
5. Кластерная форма организации инновационной деятельности приводит к созданию особой формы инновации - «совокупного инновационного продукта». Эта инновация является продуктом деятельности нескольких организаций, что позволяет ускорить их распространение в общем региональном экономическом пространстве. Инновационный кластер, являясь наиболее эффективной формой достижения высокого уровня конкурентоспособности, представляет собой объединение различных организаций (промышленных предприятий, финансовых компаний и банков, исследовательских центров, органов государственного управления, общественных организаций и т.д.), позволяющее более быстро и эффективно распределять новые знания, научные открытия и изобретения. Таким образом, ускоряются процессы диверсификации экономики.
6. Кластерная политика в аграрной сфере на основе стимулирования формирования и развития региональных форм территориальной организации производства также обеспечивает диверсифи-кационное развитие агропромышленного комплекса и повышение качества жизни сельского населе -
ния. При этом учитывается социальная, природно-климатическая и экономико-географическая составляющие сельскохозяйственного производства [4].
Кластер как форма интеграции предприятий в регионе обладает следующими специфическими признаками: наличие сильных конкурентных позиций и высокий экспортный потенциал участников; наличие у территории базирования конкурентных преимуществ; географическая концентрация и близость расположения предприятий и организаций кластера; широкий набор участников, родство технологий; общность сырьевой базы; наличие инновационной составляющей, преобладание организационных связей между предприятиями-участниками; общее управление активами (или частью активов); согласованная производственная деятельность; объединение (или создание общих подразделений) следующих функций: сбыт, логистика, снабжение, маркетинг; эффективность взаимодействия между участниками кластера.
Важным направлением кластерной политики является формирование институтов и эффективная организация бизнес-среды для развития региональных кластеров и обеспечения высокого уровня их конкурентоспособности. Данное направление предусматривает формирование эффективной среды для деятельности участников региональных кластерных инициатив, характеризующейся творческой атмосферой конкуренции и партнерства между участниками кластера.
Применение кластерного подхода для органов власти региона позволяет комплексно, системным образом рассматривать ситуацию в группе взаимосвязанных предприятий, относящихся к разным видам экономической деятельности.
Другие достоинства кластера как инструмента регионального развития и способа участия организации в межфирменном сотрудничестве показаны в таблице 1 [7].
Таблица 1
Преимущества кластера как инструмента межфирменной кооперации и регионального
развития
Признак кластера Выгоды для участников кластера Выгоды для региона
Территориальная организация — Упрощение логистического взаимодействия. — Доступность человеческих ресурсов. — Возможность лоббирования своих интересов в локальных органах власти (так как деятельность кластера имеет четкую региональную привязку — Развитие территории (в том числе создание инфраструктуры, направленной на обслуживание интересов кластера и занятых на нем работников). — Рост налоговых поступлений. — Создание рабочих мест. — Создание отчетливых региональных конкурентных преимуществ. — Встраивание в систему географического разделения труда
Сетевой механизм координации — Экономия на издержках контроля и управления. — Отказ от избыточной конкуренции — Отсутствие единого интегрированного производственного комплекса, в зависимость от которого регион может попасть (т.е. предприятие может стать регионообразующим). — Отсутствие избыточной конкуренции между участниками кластера обеспечивает стабильность региональной экономики
Хозяйственное взаимодействие между участниками Рост эффективности участников кластера за счет углубления специализации (передача ряда функций и задач на аутсорсинг и отказ от избыточных производственных фондов Встраивание в систему географического разделения труда за счет создания регионального участка цепочки создания стоимости.
Анализ зарубежного опыта показывает, что распространение кластеров - это одна из главных характеристик всех высокоразвитых экономик. Эффективное высокотехнологичное производство
основывается на интеграции научных, инновационных и производственных предприятий различных типов. Использование кластеров в наибольшей степени реализует идею инновационного развития региона. В регионах, на территории которых складываются эффективные кластеры, улучшается деловая среда, повышается конкурентоспособность предприятий, появляются новые рабочие места и, как следствие, улучшается социальная обстановка.
Кластерный подход эффективен не только в производственной сфере, но и в видах экономической деятельности, связанных с формированием, сбережением и развитием человеческого потенциала.
Так, анализ зарубежного опыта показывает действенность кластеров при модернизации жилищно-коммунальной сферы - важнейшего фактора формирования комфортной среды обитания. В частности, на основе кластерного механизма возможно решение проблемы притока финансовых ресурсов в жилищно-коммунальную сферу и радикального обновления фондов.
В образовательных кластерах интеграция образования, науки и производства позволяет обеспечить значительные экстернальные эффекты. Интеграция создает условия для развития эффективной системы взаимодействия бизнеса с рынком труда на основе увеличения возможности изучения передового опыта в профессиональной сфере. Бизнес также получает выгоду от сотрудничества, в частности, повышается конкурентоспособность предприятия благодаря обучению персонала передовым методам труда и трансферту технологий.
Несомненно, перспективно создание кластеров в сфере здравоохранения, поскольку они позволяют значительно повысить качество предоставления медицинских и образовательных услуг, что является важным элементом качества жизни населения. В результате улучшаются условия формирования, сбережения и развития человеческого потенциала России, а также повышается конкурентоспособность отечественных систем здравоохранения и образования, причем не только внутри страны, но и на мировом рынке.
Анализ тенденций развития системы управления здравоохранением позволяет сделать вывод, что в российской системе здравоохранения, в первую очередь регионального уровня, уже используются элементы кластерного управления.
Таким образом, использование кластерного механизма способствует развитию региона как социо-эколого-экономической системы [10].
Позитивными факторами для развития кластеров в России являются: наличие большого опыта в формировании и развитии территориально-производственных комплексов и различных форм кооперации; высокий уровень интеллектуального потенциала; развитость технологической инфраструктуры, высокая технологическая культура и др.
Факторами, сдерживающими развитие кластеров, являются: недостаточно развитые связи между научно-исследовательскими институтами и бизнесом; несоответствие образовательных программ образовательных учреждений потребностям кластеров; низкое качество делового климата и низкая эффективность отраслевых ассоциаций; недостаточно высокий уровень доверия между представителями бизнеса, науки, власти и др. [4].
Рассмотрим перспективы и возможности использования кластерного механизма в Ханты -Мансийском автономном округе - Югре (ХМАО-Югре).
Одной из ключевых задач развития ХМАО-Югры является обеспечение ускоренного инновационного преобразования территориально-пространственной структуры в контексте повышения уровня жизни населения и создания благоприятной среды для проживания и работы. Проведение сбалансированной, целенаправленной политики пространственного развития округа должно обеспечить устойчивое развитие региона на базе формирования опорных зон развития, усиления внутри- и межрегиональной связности территории, стимулирования агломерационных эффектов в системе расселения.
Округ обладает базовыми возможностями и высоким потенциалом для реализации задач оптимизации пространственного развития. Решение этих задач должно сочетаться с диверсификацией экономики, активной поддержкой инновационных центров и высокотехнологичного среднего и малого бизнеса, повышения качества жизни и комфортности проживания населения.
Целью совершенствования пространственной организации ХМАО-Югры является обеспечение условий для роста качества жизни населения округа и роста его экономики.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач.
1. Повышение связанности территорий для активного усиления каркаса системы расселения на базе конкурентных преимуществ многоядерной структуры, обеспечивающих оптимизацию размещения производительных сил, эффективное использование коммунальной и социальной инфраструктуры, диффузию инноваций на периферийные территории.
2. Формирование опорных зон развития на базе муниципальных районов, расположенных в менее развитых зонах ХМАО-Югры, за счет насыщения территорий объектами промышленности и агропромышленного комплекса, обеспечивающих занятость населения, перераспределение трудовых потоков, с целью создания условий для закрепления местного населения.
3. Формирование «полюсов роста» - опорных территорий роста экономики и повышения качества жизни населения, территорий, способных принять значительные инвестиции и развиваться ускоренными темпами.
4. Создание иерархической сетевой структуры автомобильных дорог ХМАО-Югры, обеспечивающей взаимодействие транзитной сети автомагистралей и межмуниципальной и местной транспортных систем.
5. Повышение качества и энергоэффективности инженерной инфраструктуры.
Пространственное развитие ХМАО-Югры носит ярко выраженный дисперсный полицентрический характер с доминированием крупных центров нефтяной промышленности: г. Сургута, г. Нефтеюганска, г. Нижневартовска, г. Когалыма, а также г. Ханты-Мансийска как административного центра округа.
Особенностью пространственного развития ХМАО-Югры, основывающейся на размещении населения, являются ярко выраженные пространственные диспропорции развития на районном уровне: основные центры размещения производительных сил муниципальных районов приурочены к главным городским поселениям этих районов. Таким образом, округ характеризуется слабыми внутрирайонными связями и сильно выраженной центростремительной моделью развития муниципальных районов.
Анализ основных социально-экономических показателей, характеризующих уровень развития муниципальных районов и городских округов, позволил выявить основные пространственные диспропорции между обладающим наибольшим хозяйственным развитием «нефтяным» Восточным и Западным макрорегионами округа. Совокупность природных и социально-экономических предпосылок развития, а также экономико-географического положения муниципальных районов ХМАО-Югры позволила выделить следующие крупные районы: Северо-Западный (Березовский и Белояр-ский районы), Юго-Западный (Советский и Кондинский районы), Центральный (Октябрьский и Ханты-Мансийский районы), Восточный (Сургутский, Нефтеюганский, Нижневартовский районы). Наибольшей долей в общем объеме отгруженных товаров и услуг характеризуются Нижневартовский и Сургутский районы.
Вместе с тем, оптимизация пространственной организации Ханты-Мансийского автономного округа Югры требует преодоления недостаточной инфраструктурной обеспеченности региона и выделения опорных зон развития. Данная проблема может быть решена на основе формирования зон территориального развития и использования кластерного механизма.
В соответствии с приоритетами социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа Югры основные направления пространственного развития включают формирование опорных зон и кластеров.
Размещение территориально-отраслевых кластеров соответствует функциональному зонированию округа. Целесообразным представляется первоочередное развитие и концентрация основных административно-правовых, финансово-экономических ресурсов, следующих территориально-отраслевых кластеров: нефтегазодобывающего; нефтегазоперерабатывающего; лесопромышленного; горнопромышленного; научно-инновационного; туристско-рекреационного; медицинского; агропромышленного.
Анализ существующей структуры представленных в Ханты-Мансийском округе Югре видов экономической деятельности и их доли позволяет определить приоритетность развития выделенных кластеров. К наиболее приоритетным можно отнести нефтегазодобывающий, лесопромышленный, медицинский и научно-инновационный кластеры. Развитие этих кластеров позволит существенно увеличить совокупные доходы предприятий и, соответственно, налоговые отчисления в региональный бюджет. Развитие горнопромышленного, туристско-рекреационного и агропромышленного кластеров может быть осуществлено в средней и долгосрочной перспективе.
Нижневартовский, Сургутский, Нефтеюганский районы: размещение нефтегазового кластера на базе технологического совершенствования нефтегазодобычи, нефтегазоперерабатывающей и неф-тегазохимической промышленности; строительство транспортной инфраструктуры, в том числе неф-тепродуктопроводов, для увеличения объемов перевозок производимой продукции.
В Советском, Кондинском, Сургутском, Нижневартовском районах развитие лесопромышленного кластера должно происходить на базе существующих производственных мощностей. Здесь необходимо создать крупные лесопромышленные комплексы, обеспечивающие глубокую переработку древесины в сочетании с уменьшением ее экспорта.
Развитие горнопромышленного кластера может быть перспективным в случае реализации Проекта «Урал Промышленный - Урал Полярный» в Березовском районе. Развитие горнопромышленного кластера согласуется с заявленной в Стратегии развития Уральского федерального округа до 2020 г. перспективной зоной интенсивного освоения «Восточный склон Урала». Основными отраслями специализации должны стать добыча минерально-сырьевых ресурсов (развитие горнодобывающей промышленности) и транспортные услуги.
На основе инновационного центра «РАН -ЮГРА», инновационного центра «Технополис Юг-ры» и существующих в автономном округе НИИ и вузов, а также формируется научно-инновационный кластер региона.
Создание туристско-рекреационного кластера (на базе развития таких видов туризма как спортивный, этнографический и экологический) предусматривается в главных туристских районах Ханты-Мансийского автономного округа: г. Сургуту, г. Нижневартовску, г. Ханты-Мансийску, пгт. Березово, району Приполярного Урала.
Медицинский кластер, сочетающий возможности лечения, рекреации, медицинского туризма, станет необходимой основной развития здравоохранения в Югре и базой для привлечения в Югру граждан других регионов и стран, нуждающихся в получении медицинской помощи или в медицинском образовании.
Агропромышленный кластер имеет широкий территориальный охват и позволяет обеспечить размещение агропредприятий как в основной зоне расселения, так и на периферии округа. Данный кластер может формироваться на базе развития традиционных отраслей сельского хозяйства и традиционного хозяйствования (оленеводство, пушное звероводство, рыбоводство и рыболовство, сбор дикоросов).
При формировании кластеров в ХМАО-Югре следует, по нашему мнению, принимать во внимание ряд особенностей: географическую локализацию региона, состояние институциональной и бизнес-среды, общность производимой продукции, ресурсов, технологий, существующие взаимосвязи между субъектами-участниками кластера.
Библиографический список
1. Послание Президента Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/47173/work (дата обращения 24.12. 2014).
2. Стенограмма заседания Правительства России 1 ноября 2012 года // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/index.php?page_id=5&topic_id=22&sid=26779&print=y (дата обращения 24.12.2014).
3. Багаутдинова, Н. Г. Формирование территориально-производственного кластера в региональной экономике. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// cpei.tatarstan.ru/ (дата обращения: 12.12.2014).
4. Батищева, Е. А. Анализ факторов процессов кластеризации в региональной экономике / Е. А. Батищева, А. А. Ващенко // Управление экономическими системами. Региональная экономика. 2 (38) УЭкС. 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uecs.ru/uecs-38-382012 (дата обращения: 12.12.2014).
5. Кожевникова, С. Ю. Перспективы регионального социально-экономического развития Российской Федерации на основе формирования кластерных моделей предпринимательства. Глобальный экономический кризис : реалии и пути преодоления / С. Ю. Кожевникова, В. В. Тумалева // Сборник научных статей. -СПб: НОУ ВПО Институт бизнеса и права, 2009, - № 7. ISSN 2070-7428.
6. Миндлин, Ю. Б. Классификация общих подходов к пониманию кластера: материалы 12-ой международной межвузовской научно-практической конференции «Национальные интересы РФ и финансовое оздоровление экономики», - М., 2010. - С. 235-240.
7. Миндлин, Ю. Б. Проблемы использования кластеров в Российской Федерации / Ю. Б. Миндлин, Е. П., Колпак, Ю. Е. Балыкина // Вестник НГУЭУ, 2014, - № 1, - С. 22-32.
8. Портер, М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / пер. с англ. И. Минерви-на // - М. : Альпина Паблишер, 2011. - 454 с. ISBN 978-5-9614-1605-3.
9. Печаткин, В. В. Теоретические и практические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в регионах России / В. В. Печаткин, С. М. Гаймалова // Проблемы современной экономики, 2009, - № 3, - 31 с. ISSN 0131-2227.
10. Шедько, Ю. Н. Регион как большая социально-экономическая система // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2010, - № 6. - С. 32-37. ISSN 2073-2872.