Научная статья на тему 'Кластеры или тик: сходства и различия'

Кластеры или тик: сходства и различия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
813
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / КЛАСТЕР / CLUSTER / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / MARKET ECONOMY / TERRITORIAL-INDUSTRIAL COMPLEXES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дондоков Б. С.

Сравнительный анализ территориально-производственных комплексов и кластеров как территориальных форм организации хозяйства. Анализируются опыт создания и развития ТПК в рамках советской плановой экономики, возможности использования кластерной практики для современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TIC AND CLUSTERS: SIMILARITIES AND DIFFERENCES

Comparative analysis of territorial-industrial complexes and clusters as a form of territorial organization of the economy. Analyzes the experience of creating and developing the TIC under the Soviet planned economy, the possibility of using cluster practices for modern Russia.

Текст научной работы на тему «Кластеры или тик: сходства и различия»

- © Б.С. Дондоков, 2015

УДК 332.13

Б.С. Дондоков

КЛАСТЕРЫ ИЛИ ТПК: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ

Сравнительный анализ территориально-производственных комплексов и кластеров как территориальных форм организации хозяйства. Анализируются опыт создания и развития ТПК в рамках советской плановой экономики, возможности использования кластерной практики для современной России.

Ключевые слова: территориально-производственный комплекс, кластер, конкуренция, эффективность, рыночная экономика.

В связи с инновационной ориентированностью многие как развитые, так и развивающиеся страны постепенно активнее начинают использовать в национальной экономике кластерный подход, как одного из перспективных направлений и форм предпринимательской деятельности, направленный на формирование и регулирование своих национальных инновационных систем.

В настоящее время не существует однозначного, строгого определения кластера, что говорит о становящемся характере кластерной теории. Кластер (от англ. - Cluster) - пучок, гроздь, куст. Понятие кластер пришло из математики и означает группу объектов с близкими свойствами [1].

Основополагающим принято считать определение кластера, данное американским экономистом Майклом Портером, впервые давший подробный анализ взаимосвязи степени развития кластеров и конкурентоспособности региона или страны. По М. Портеру, «кластер, или промышленная группа - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [2].

Однако стоит отметить, что термин «кластер», введенный в широкий науч-

ный оборот М. Портером, использовался советскими и российскими эко-номико-географами А.П. Горкиным и Л.В. Смирнягиным, а также шведскими бизнес-экономистами К. Фре-дрикссоном и Л. Линдмарком еще в 1970-х гг. для обозначения скоплений предприятий в пространстве [3]. Сам М. Портер утверждает, что предпосылки к разработке кластерной теории были отражены в вышедшей в 1890 г. «Принципы Экономики» Альфреда Маршалла. Он заметил, что в некоторых отраслях промышленности скопление групп малых и средних предприятий (далее - МСП), сконцентрированных в определенном районе страны, на определенном этапе производственного процесса могут быть не менее эффективными, чем крупные. Такие скопления, исследовавшиеся А. Маршаллом в Великобритании, были названы им как «промышленные районы».

Однако в то время эффективность системы массового производства на крупных предприятиях оттеснили теорию «промышленных районов» в тень.

Анализируя конкурентные преимущества более 100 отраслей в десяти странах, М. Портер пришел к выводу, что наиболее конкурентоспособными ТНК оказались те, что имели тенденцию концентрироваться на территории одной страны, а порой и даже в регионе страны. Это объясняется тем,

что одна или несколько фирм, достигая высокого уровня конкурентоспособности на мировом рынке, тем самым способствует увеличению качества своего ближайшего окружения: поставщиков, потребителей и конкурентов. А успехи окружения, в свою очередь, оказывают влияние на дальнейший рост конкурентоспособности данной компании. В итоге формируется «кластер»-сообщество фирм, тесно связанных между собой и взаимно способствующим росту конкурентоспособности друг друга.

Особое внимание М. Портер уделяет именно отраслевым взаимосвязям в кластере, на которых базируются устойчивые конкурентные преимущества страны (региона). Появление в отрасли хотя бы одного предприятия, которое способно сформировать кластер, способствует укреплению конкурентоспособности и конкурентного потенциала остальных отраслевых организаций, которые в процессе борьбы за выживание укрепляют свои конкурентные преимущества.

В отличие от обычных форм кооперационно-хозяйственных взаимодействий малого, среднего и крупного бизнеса, кластерные системы характеризуются следующими особенностями:

• наличием крупного предприятия - лидера, определяющего долговременную хозяйственную, инновационную и иную стратегию всей системы;

• территориальной локализацией основной массы хозяйствующих субъектов - участников кластерной системы;

• устойчивостью хозяйственных связей хозяйствующих субъектов-участников кластерной системы, доминирующим значением этих связей для большинства ее участников;

• долговременной координацией взаимодействия участников системы в рамках ее производственных программ, инновационных процессов,

основных систем управления, контроля качества и пр.;

• четко выраженный фактор лидирующего (интегрирующего) продукта или услуги;

• сочетание конкуренции и кооперации между участниками кластера.

На основе различных особенностей формирования кластерных образований в различных странах выделяют 6 моделей [4]. Все модели сформированы на основе 6 ключевых характеристик кластера: степень рыночных связей и конкуренции, наличие лидеров, развитие малого бизнеса, инновации, интернационализация, присутствие прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

Финская модель: кластер характеризуется высоким уровнем интернационализации бизнеса и инноваций.

Североамериканская модель: наличие сильно выраженной конкуренции между участниками кластера, большинство взаимосвязей опосредуются рынком.

Японская модель: наличие фирмы-лидера, наблюдается широкая вертикальная и горизонтальная взаимосвязь.

Итальянская модель: наличие большого количества малых фирм, объединяющихся в различные ассоциации с целью повышения своей конкурентоспособности.

Индийско-китайская модель: в большей степени играет роль ПИИ, которые приносят современные технологии, инвестиции и дают выход на мировые рынки.

Советская модель: концентрация производства на крупных фирмах, рыночные отношения и конкуренция сведены к минимуму.

Теория кластерного образования по экономической природе и логике можно сравнивать с теорией территориально-производственного комплекса, основоположником которой является советский ученый Н.Н. Колосовский.

Следует отметить, что теоретические положения М. Портера, которые пользуются популярностью и активно используются во многих странах, очень схожи с научными трудами советских ученых, разработанных на

Сравнение ТПК и кластеров

более ранних периодах. Стоит учесть, что исследования Н.Н. Колосовского проводились в 1940-50-е гг. для условий плановой экономики, а кластеры - в 1980-е гг. для рыночной экономики развитых стран [5].

Критерий сравнения ТПК Кластер

Общественно- экономическая система Плановая экономика (социалистическая система). Рыночная экономика (капиталистическая система).

Происхождение Плод научных проработок советских ученых по оптимизации промышленного производства Результат пространственного проявления действий рыночных сил

Место возникновения Регионы нового освоения с низкой плотностью населения Староосвоенные густонаселенные регионы в пределах агломераций

Целевая установка Технико-экономическое образование, цель создания которого получение продукта для следующих стадий технологического передела Социально-экономическое образование с особой ролью человеческого фактора, ориентацией на конечного потребителя

Структура и специализация Характеризуется наличием отраслей горнодобывающей, металлургической, химической промышленности и тяжелого машиностроения, ориентированных на производителя Множество равноправных мелких и средних высокотехнологичных компаний, добровольно объединенных для достижения общих целей. Развиваются в новых высокотехнологичных отраслях промышленности, сфере услуг или в традиционных отраслях промышленности, ориентированных на потребителя

Масштаб преобразований Крупные, потому и единичные, изменения в пространственной структуре хозяйства региона и страны в целом Мелкие и средние, при этом постоянные, изменения в уже сложившихся хозяйственных взаимоотношениях

Элементы инноваций Инновации уже «заложены» в проектах Инновации - продукт их деятельности, как на стадии появления, так и на стадии внедрения.

Роль информации в формировании их пространственных структур В рамках нескольких вертикально-интегрированных заводов сотрудники не обменивались важной для производственного процесса информацией Между компаниями развиваются информационные потоки, включающие общение между сотрудниками компаний и поддерживающих институтов. Информатизованность взаимодействующих элементов обеспечивает их конкурентоспособность.

Роль человеческого капитала в их развитии Человеческие ресурсы рассматриваются только как один из факторов развития хозяйства наравне с природными ресурсами и инфраструктурой Конечной целью стимулирования развития кластеров является повышение конкурентоспособности регионов и страны в целом, что влечет за собой повышение общего уровня жизни

Территориально-производственный комплекс (ТПК) - это совокупность расположенных рядом друг с другом взаимосвязанных производств [6].

Научный интерес и идеи к исследованиям Н.Н. Колосовского были продолжены в трудах Ю.Г. Саушки-на, Т.М. Калашниковой, Н.И. Блаж-ко, М.К. Бандмана и многих других экономистов.

Большой интерес представляют труды М.К. Бандмана, который определял ТПК как «планово формируемую совокупность устойчиво взаимосвязанных и взаимообусловленных пропорционально развивающихся объектов различных отраслей народного хозяйства, которые созданы для совместного решения одной или нескольких определенного ранга народно-хозяйственных проблем... сконцентрированы на ограниченной, обязательно компактной, территории, обладающей необходимым набором и размерами ресурсов... обеспечивает... эффективное использование ресурсов... обслуживается единой системой инфраструктуры» [7]. В самом определении ТПК заложена целевая установка получения обществом экономического эффекта не только за счет новой техники, но и благодаря целесообразной территориальной организации производства [8].

М.К. Бандман отмечал, что принципиальным отличием советской теории ТПК от теории, развивавшейся в капиталистических странах, о пространственной организации труда является направленность на максимальное использование возможностей и преимуществ государства, развивающегося по единому плану, на достижение единой глобальной цели. По мнению Н.Н. Колосовского и М. Портера в основе всего лежит производственная цепочка, имеющая сильные вертикальные и горизонтальные связи, выходящие за пределы одной отрасли -

в итоге все это направленно на экономическую целесообразность и эффективность, без чего конкурентные преимущества не могут существовать.

Сформировавшиеся в РФ ТПК во многом изначально имеют очертания кластеров, однако в современных рыночных условиях не удовлетворяют основной цели - повышению конкурентоспособности. Принципиальным отличием ТПК от кластеров по М. Портеру является обязательное наличие конкуренции внутри кластера.

Сравнительный анализ ТПК и кластеров позволил нам выявить их принципиальные различия (см. таблицу).

Как мы видим из таблицы, ТПК и кластеры характеризуются рядом принципиальных различий, что дает нам сделать вывод о том, что концепция кластеров не копирует ТПК, однако присутствие вышеописанных сходств, говорит о том, что эти концепции не противоречат друг другу, а значит и существуют «параллельно». При этом концепция ТПК может применяться и в условиях рыночной экономики для освоения новых территорий.

На наш взгляд, кластерная теория является наиболее адекватной реалиям современной экономики, поэтому в настоящее время наиболее реально и целесообразно развитие кластеров на основе созданных ранее ТПК.

Опыт передовых стран показал, что кластерный подход служит основой для конструктивного диалога между представителями предпринимательского сектора, государства, общественных профессиональных организаций, научных и образовательных учреждений в инновационном процессе.

Таким образом, с учетом положительного опыта ведущих зарубежных стран и наличия в России ответству-ющего задела в виде значительного числа территорий с высоким научно-

техническим потенциалом, целесообразно использовать возможности кластерного подхода для повышения

конкурентоспособности и роста объемов высокотехнологического производства.

1. Турганбаев Е.М., Козлова М.В. Индустриальные кластеры: идентификация и оценка из воздействия на экономику региона. Сборник научных статей / Под ред. P.M. Нижегородцева. - Новочеркасск: УПЦ «Набла» ЮРГТУ (НПИ), 2010. - 13 с.

2. Портер М. Конкуренция. - М.: Вильяме, 2005.

3. Дугар-Жабон Р.С., Черников А.П. Кластерный подход к устойчивому развитию региона. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010.

4. Бабкин А. В. Инновационное развитие промышленности: кластерный под-

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ_

_ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ход. - СПб.: Изд-во Политехнического унта, 2011.

5. Бачинина Ю.П. Кластерный подход в обеспечении конкурентоспособности региона. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2010.

6. Интернет-ресурс ru.wikipedia.org

7. Бандман М.К. Территориально-производственные комплексы: Теория и практика предплановых исследований. - Новосибирск: Наука, 1980.

8. Казанский Н.Н. ТПК - прогрессивная форма организации производства. - М.: Знание, 1982. ans

Дондоков Б.С. - аспирант, e-mail: [email protected], Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова.

UDC 332.13

TIC AND CLUSTERS: SIMILARITIES AND DIFFERENCES

Dondokov B.S., Graduate Student, e-mail: [email protected], Plekhanov Russian University of Economics.

Comparative analysis of territorial-industrial complexes and clusters as a form of territorial organization of the economy. Analyzes the experience of creating and developing the TIC under the Soviet planned economy, the possibility of using cluster practices for modern Russia.

Key words: territorial-industrial complexes, cluster, competition, efficiency, market economy.

REFERENCES

1. Turganbaev E.M., Kozlova M.V. Industrial'nye klastery: identifikatsiya i otsenka iz vozdeistviya na ekonomiku regiona. Sbornik nauchnykh statei. Pod red. P.M. Nizhegorodtseva (Industrial clusters: Identification and regional economy impact evaluation. Collection of scientific papers. Nizhegorodtsev P.M. (Ed.)), Novocherkassk: UPTs «Nabla» YuRGTU (NPI), 2010, 13 p.

2. Porter M. Konkurentsiya (Business competition), Moscow, Vil'yame, 2005.

3. Dugar-Zhabon R.S., Chernikov A.P. Klasternyi podkhod k ustoichivomu razvitiyu regiona (Cluster approach to stainable development of a region), Irkutsk: Izd-vo BGUEP, 2010.

4. Babkin A.V. Innovatsionnoe razvitie promyshlennosti: klasternyi podkhod (Innovation development of industry: Cluster approach), Saint-Petersburg, Izd-vo Politekhnicheskogo un-ta, 2011.

5. Bachinina Yu.P. Klasternyi podkhod v obespechenii konkurentosposobnosti regiona (Cluster approach to competitive strength of a region), Tyumen': TyumGNGU, 2010.

6. ru.wikipedia.org

7. Bandman M.K. Territorial'no-proizvodstvennye kompleksy: Teoriya i praktika predplanovykh issledova-nii (Territorial-industrial complexes: Theory and practice of pre-planned research), Novosibirsk, Nauka, 1980.

8. Kazanskii N.N. TPK progressivnaya forma organizatsii proizvodstva (Territorial-industrial complexes: Advanced-form production), Moscow, Znanie, 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.