ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА КОНКУРЕНТНЫХ КЛАСТЕРОВ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ
УЧЕНЫХ
Борисова Е.Н.
В статье обобщены подходы отечественных и американских ученых к изучению территориально-отраслевых комплексов, показана универсальность природы экономических закономерностей и процессов. Представлен авторский подход к структуре конкурентных кластеров.
В последнее десятилетие понятия конкуренции как действия и конкурентоспособности как состояния потенциальных возможностей различных экономических систем прочно заняли свое место в экономическом лексиконе российских ученых. Достаточно часто в отечественных экономических публикациях используется понятие национальных и региональных конкурентных кластеров. По определению классика в области международной конкуренции, американского ученого Майкла Портера, кластеры - это совокупности взаимосвязанных компаний и организаций, взаимодополняющих друг друга, действующих в определенной сфере для достижения общей цели (в виде производства готовой продукции либо услуг), и, как правило, расположенных в географической близости [1].
Кластеры - комбинации различных отраслей, и они лучше, чем отрасли, согласуются с характером конкуренции и более эффективно используют конкурентные преимущества. В состав кластеров должны включаться те фирмы и организации, между которыми существуют устойчивые вертикальные, горизонтальные или структурные связи, независимо от отраслевой принадлежности. Для достижения конкурентоспособности в кластерах предполагаются новые программы менеджмента, позволяющие обеспечить согласованную работу всех входящих в них структур [2]. В кластерную схему включаются те производства товаров или услуг, в которых страна достигла успеха в международной конкуренции, определяемого по наличию значительного экспорта или существенных иностранных инвестиций (рис. 1).
В стимулировании конкурентного преимущества важная роль отводится фактору спроса и вертикальным отношениям между отраслями. Соответственно, отрасли на схеме сгруппированы по конечному использованию:
• в верхнем ряду представлены широкие секторы, содержащие отрасли промышленности, продукты которых являются полуфабрикатами, заготовками и изделиями, используемыми во многих других отраслях. Полупроводники и компьютеры хотя и являются сравнительно новым сектором в экономике, представляют категорию продуктов, которые служат буквально для каждой отрасли промышленности;
• в среднем ряду большинство секторов относятся к областям конечного использования. Категория сложного бизнеса включает такие отрасли, как измерительные инструменты и силовые установки, продукция которых используется во многих секторах производства продуктов конечного использования;
• в нижнем ряду - секторы, тесно связанные со спросом конечного потребителя.
Секторы, осуществляющие поставки другим отраслям
Индустриальные и поддерживающие функции
Товары и услуги конечного использования
Рис. 1. Кластерная схема М. Портера для исследования национальной экономики
Внутри каждого широкого сектора виды деятельности, имеющие международный успех, сгруппированы по следующим категориям: первичные товары; машины и другое оборудование, используемые для их выпуска; специализированная продукция; услуги, связанные с производством товаров или услуг. Это позволяет исследовать вертикальные отношения между успешными отраслями и глубину национальных кластеров.
Кластерные схемы наглядно иллюстрируют профиль экономики каждой страны и являются инструментом для анализа ее изменения.
Более глубокое изучение кластерных схем М. Портера подтолкнуло автора к сопоставлению его подходов с результатами исследований отечественных ученых, имеющих близкую экономическую природу и логику. Представляется, что особого внимания заслуживает метод энергопроизводственных циклов Н.Н. Колосовского - известного ученого в области экономического районирования, научная и хозяйственная деятельность которого относится к 30 - 50-м гг. XX века. По определению Колосовского, энергопроизводственный цикл - это совокупность производственных процессов, развертывающихся в экономическом районе на основе сочетания данного вида энергии и сырья от первичных форм - добычи и облагораживания сырья до получения всех видов готовой продукции, которые возможно получить на месте, исходя из требований приближения производства к источникам сырья и требований комплексного использования всех компонентов сырьевых и энергетических ресурсов данного типа. В соответствии с конкретными условиями района и этапами развития хозяйства страны в целом каждый цикл в данном районе может быть полным (законченным) и неполным (усеченным). Н.Н. Колосовский выделял следующие генерализованные циклы:
• пирометаллургический цикл черных металлов;
• нефтеэнергохимический цикл;
• гидроэнергетический цикл;
Материалы и металлы Лесоматериалы Нефтепродукты и химикаты Полупроводники и компьютеры
Сложный бизнес Транспорт Производство и передача энергии Офис Телекомму- никации Оборона
Пищевые продукты и напитки Текстиль и одежда Жилищное строительство и бытовые товары Здравоохранение Продукция индивидуального назначения Развлечение и досуг
• совокупность циклов перерабатывающей индустрии;
• лесоэнергетический цикл;
• индустриально-аграрный цикл;
• гидромелиоративный цикл.
Например, пирометаллургический цикл черных металлов включает добычу углей и железных руд, их облагораживание (обогащение), процессы коксования, доменный процесс, передельные процессы по получению стали, процессы проката, стального и чугунного литья, металлообработку и машиностроение (прежде всего тяжелое и частично среднее), коксобензольную химию (краски и пр.), углехимию (пластики, моторное топливо, азотистые соединения, растворители, синтетические соединения из газов, спирты, органокислоты, каучук, высокоактивные добавки и пр.), основную химию (неорганические кислоты, сода, щелочи, удобрения) [3].
Сходство между широкими секторами кластерных схем М. Портера и энергопроизводственными циклами Н.Н. Колосовского вполне ощутимо, хотя и не может быть полным, поскольку циклы разрабатывались в 1940-х - начале 1950-х гг. для условий плановой экономики, а кластеры в 1980-е гг. для рыночной экономики развитых стран. И все-таки сходство большое: и у Н. Колосовского, и у М. Портера присутствуют производственные цепочки, сильно развитые горизонтальные и вертикальные связи, выход за рамки чистых отраслей, а в конечном итоге все направлено на экономическую целесообразность и эффективность, без чего конкурентные преимущества не могут создаваться.
Научные идеи Н.Н. Колосовского получили свое продолжение и развитие в трудах ученых "московской школы" - Ю.Г. Саушкина, Т.М. Калашниковой, А.Т. Хрущева; "пермской школы" - М.Н. Степанова, М.Д. Шарыгина, В.А. Осипова, "казанской школы" - Н.И. Блажко, Ю.Р. Архипова, Р.Г. Хузеева и большого количества других отечественных ученых в различных городах бывшего Советского Союза.
Наибольший интерес, с точки зрения близости к современному кластерному подходу, представляют результаты исследований "казанской школы" под научным руководством доктора географических наук, профессора Н.И. Блажко [4]. Эти исследования особенно активно проводились в 60 - 70-е гг. XX века и, следовательно, несколько опережали по времени научные разработки М. Портера, первые публикации которых относятся к началу 1980-х годов.
Конструкция энергопроизводственных циклов по Н.И. Блажко (рис. 2) при детальном сравнении и сопоставлении очень близка к структуре широкого сектора М. Портера. И у Н. Блажко, и у М. Портера в основе лежит производственная (технологическая) цепочка, выходящая за пределы "чистой" отрасли, а также смежные или "родственные", по М. Портеру, производства и виды деятельности. Формирование кластеров или комплексов производств и видов деятельности, по мнению обоих авторов, является наиболее эффективным, если происходит в непосредственной близости или, иначе говоря, имеет пространственный ареал. Казанская научная школа под руководством Н. Блажко сделала действительно большой вклад в развитие теоретических и прикладных аспектов энергопроизводственных циклов Н. Колосовского, расширив их за счет включения инфраструктурных отраслей, научного обслуживания и подготовки кадров, а также системы управления, что и позволяет считать эти циклы очень близкими к кластерам М. Портера.
Экономика региона № 2 2006
"Боковые ветви" нематериальной сферы _____________обслуживания______________
Стержень цикла
"Боковые ветви" материальной сферы ____________обслуживания
Управление
Научное обслуживание и подготовка кадров
Добыча и первичная переработка сырья
Металлообработка и машиностроение
МТС
Транспорт и связь
Управление
отдельными
предприятиями и
первичными
строительными
организациями
Подготовка рабочих для треста
£ -а
и о
ю
33
Е.
ез
0.
О
Ремонтные
работы в
отдельных
предприятиях
и первичных
строительных
организациях
Управление
трестами
Подготовка рабочих для объединения
Производство строительных материалов
Ремонтные работы по обслуживанию трестов_______
УНТК
трестов
Автоко-
лонны
трестов
III
Управление
объединениями
Подготовка специалистов средней квалификации
* е
*3 о
= ю с, о
ё ** и §
о»
‘1
я
о.
3 5
ш -
2 Еі £ о
м £3
Ю
%
О
<
ю
о
о
X
'л
о
о
'X,
О
а
и
Лі
о.
ю
со
о
О
С
Ремонтные работы по обслуживанию трестов
Материально-
техническое
снабжение
объединений
Автоко-
лонны
объеди-
нений
IV
Рес п убл и канс кое управление
І Іаучно-
кон структорское
обслуживание,
проектирование
Строительство
Ремонт и производство запасных частей для цикла
У МТС
Татарского
района
УМТС при
Совете
Министров
ТАССР
Научное обслуживание специалистов и подготовка высшей квалификации__________
Промышленные
объекты
Жилищные и кул ьтурно-бытовые объекты
С ел ьс кохозя й ст ве н и ы е объекты
Союзное
управление
Рис. 2. Схема цикла строительной индустрии Татарии (по Блажко Н.И.)
К другому направлению отечественных исследований, которое также имеет отношение к эффективному функционированию региональной и национальной экономики и, в определенном смысле, к формированию конкурентных кластеров, следует отнести теоретико-методологические и прикладные разработки в области территориальнопроизводственных комплексов (ТПК). Здесь следует выделить самую продуктивную научную школу - новосибирскую - под руководством доктора экономических наук М.К. Бандмана, а также уральскую под руководством доктора экономических наук А.И. Деменева [5].
По определению М.К. Бандмана, ТПК представляет собой совокупность устойчиво взаимосвязанных и взаимообусловленных пропорционально развивающихся производств отраслей народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, непроизводственная сфера), которые:
• созданы для совместного решения одной или нескольких крупных народнохозяйственных проблем;
• сконцентрированы на ограниченной территории;
• эффективно используют местные ресурсы;
• имеют единую производственную и социальную инфраструктуру.
Эффективность ТПК выражается в экономии естественных и трудовых ресурсов,
сокращении капитальных вложений, снижении текущих затрат, уменьшении объема транспортных работ, ускорении оборачиваемости оборотных средств и экономии средств на создание и функционирование общей инфраструктуры (производственной, социальной и т.д.).
Ядром любого ТПК является сфера производства, которая состоит из группы отраслей специализации, группы комплексирующих производств и некоторых элементов инфраструктуры. Организационной основой сферы производства внутри комплекса является широкое развитие внутрикомплексного распределения труда - специализация отдельных предприятий, концентрация, комбинирование и кооперирование производств [6]. Таким образом и здесь, как у М. Портера, взаимосвязанные производства, территориальная близость и, в конечном итоге, эффективная экономика региона и страны в целом. Данное научное направление подкреплено экономикоматематическими моделями, разработанными под руководством академика А. Гранбер-га и позволяющими оптимизировать развитие как отдельных производственных комплексов, так и регионов и страны в целом.
Справедливо обратить внимание и на разницу в подходах М. Портера, Н. Блажко и М. Бандмана, которые разрабатывались для разных экономических систем. Так, в разработках Н. Блажко и М. Бандмана отсутствовали такие элементы, как реклама и продвижение товаров, послепродажное обслуживание, рыночная инфраструктура и т.д., что было не актуально для социалистической планово-распределительной системы.
Научные идеи и разработки М. Портера нашли широчайшее применение во всем мире. Что касается практической реализации научно-методологических подходов российских ученых, то, по мнению автора статьи, она не была полной и удовлетворительной, поскольку их труды не могли быть реализованы в планово-распределительной системе (хотя и были нацелены на рациональное экономическое хозяйствование).
Возможность изучать и использовать достижения мировой научной мысли позволила увидеть, как близки в данном случае исследования российских и американских ученых в отдельных областях. Это прекрасное свидетельство науки без границ, универ-
сальности природы экономических закономерностей и процессов независимо от экономических и политических систем.
Проводимые автором исследования по методологии оценки региональной конкурентоспособности позволили учесть результаты отечественных и зарубежных ученых и предложить собственную структуру кластера по основным составляющим его элементам, представленную схематично на рис. 3.
Поставщики оборудования для всех предприятий кластера______
Предприятия, доставляющие сырье, материалы, детали, узлы
Государственные и региональные учреждения и агентства, оказывающие существенное влияние
Основное Родственные
производство отрасли
или вид услуг
Поле совместной деятельности и конкуренции
Общая или сходная система продвижения и реализации продукции
Финансовые
институты
Финансирование и организация НИОКР, в т.ч. совместных для группы предприятий
Образовательные учреждения для подготовки кадров___________
Рис. 3. Основные детерминанты национальных и региональных кластеров
На характер внешнеэкономической деятельности страны, а также структуру экспорта, прежде всего, оказывают влияние кластеры национального масштаба, позволяющие, благодаря эффективному сочетанию производств и соответствующей системе управления, производить определенные товары и услуги с меньшими издержками, чем в других странах.
Кластеры регионального уровня призваны формировать структуру и направление межрегиональных связей внутри страны. Причем региональные кластеры необходимо рассматривать как потенциал для формирования кластеров более высокого порядка. Необходимо отметить, что наличие в стране совокупностей взаимосвязанных предприятий и организаций не позволяет автоматически влиять на позиции страны в международной конкуренции. Только при условии высокой конкурентоспособности всех входящих в кластер фирм можно говорить о наличии национального кластера, определяющего место страны в международном разделении труда и мировой экономике в целом.
Формирование кластеров в российской экономике можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны, слабая интеграция Советского Союза и России в его составе в мировое хозяйство отразилась на том, что российская экономика имеет достаточно полный набор предприятий по основным технологическим цепочкам ведущих и вспомогательных отраслей. Но лишь немногие предприятия в настоящее время являются конкурентоспособными как на мировом, так и на внутреннем рынке. Наиболее конкурентными оказались комплексы, объединяющие предприятия, научные и учебные институты металлургической промышленности, добывающих отраслей.
На первом этапе перехода российской экономики к рыночной модели многие технологические связи были ослаблены либо прекращены вообще (распад Советского Союза также усугубил эти процессы), но затем вертикальные связи стали восстанавливаться и появились новые, в том числе внешнеэкономические связи, соответствующие экономической целесообразности. Более сложно и медленно идет процесс восстановления и создания новых горизонтальных связей: наука - производство - подготовка кадров.
Таким образом, одной из задач кратко- и среднесрочного стратегического планирования на уровне страны и региона является доведение, достраивание наиболее развитых научно-производственных комплексов до уровня национальных либо региональных конкурентных кластеров, которые способны позитивно повлиять на экономический рост и стать центрами для создания новых родственных предприятий, в том числе, по углублению переработки и диверсификации производства продукции.
С другой стороны, в настоящее время в российской экономике практически отсутствуют конкурентоспособные отрасли и предприятия, связанные с высокими, сложными технологиями или сферой услуг, хотя определенные зачатки их, несомненно, имеются в виде научно-технических центров, институтов РАН, отдельных передовых предприятий, а также услуг в области здравоохранения, образования, дизайна, туризма и т.д. В связи с этим одной из долгосрочных стратегических задач является развитие кластеров в области высоких технологий и сферы услуг, что уже сегодня требует развития всевозможных связей между элементами будущих кластеров.
Для достижения этих целей необходимо проведение мероприятий в следующих направлениях:
• интеграция академической, вузовской и корпоративной науки;
• создание здоровой конкурентной среды с реально действующим антимонопольным законодательством;
• улучшение инвестиционного климата как для иностранных, так и для внутренних инвестиций, особенно в сфере действия венчурного капитала;
• развитие законодательной базы и эффективной системы налогообложения на федеральном уровне;
• подготовка менеджеров высокого уровня, умеющих стратегически рассчитывать и организовывать эффективные взаимоотношения на уровне вертикальных, горизонтальных и структурных связей.
Представляется, что повышение конкурентоспособности российской экономики в целом и ее отдельных регионов, в том числе по международной составляющей, напрямую связано с развитием и формированием кластеров, которые позволят объединить пока разрозненные предприятия, фирмы, организации, институты в эффективно действующие сообщества. Бизнес интуитивно ведет практическую работу в этом направлении, создавая холдинги. Разработка стратегических планов, широко обсуждаемых обществом, сопровождаемая открытой информацией по всем направлениям, позволит сориентироваться огромному количеству представителей малого и среднего бизнеса и стать частью конкурентоспособного кластера. Только в этом случае Россия и ее субъекты хозяйственной деятельности могут занять достойное место в мировой экономике и получить устойчивые конкурентные преимущества. Создание зрелых кластеров национального масштаба позволит России перейти от стадии факторов производства к более высоким и устойчивым стадиям международной конкурентоспособности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М.: Международные отношения, 1993.
2. Портер М. Конкуренция. М.: Издательский дом "Вильямс", 2000.
3. Колосовский Н.Н. Теория экономического районирования. М.: Мысль, 1969.
4. Блажко Н.И., Архипов Ю.Р. Методология подхода к исследованию цикла строительной индустрии // Математико-географические методы изучения строительной индустрии Татарской АССР. Сборник статей. Казань: Изд-во КГУ, 1975.
5. Деменев А.И. Эффективность специализации и комплексного развития промышленных узлов. Свердловск: Изд-во АН СССР, Уральский филиал, 1970.
6. Моделирование формирования территориально-производственных комплексов / Под ред. М.К. Бандмана. Новосибирск: АН СССР. Сибирское отделение ИЭ и ОПП, 1971.