Научная статья на тему 'Рекреационные географические кластеры и проблемы их конкурентоспособности'

Рекреационные географические кластеры и проблемы их конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2643
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов С. Н.

Предлагается понятие рекреационных географических кластеров, которые формируются на базе циклов рыночной экономики. Такой кластер это географически сконцентрированная группа компаний и организаций, конкурирующих, но при этом ведущих совместную деятельность на территории, которая отличается от других не только экономической специализацией, но и особенностями развития рекреационного хозяйства и его территориальной организации, своеобразным географическим положением, ресурсным потенциалом, населением и пространственной структурой расселения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рекреационные географические кластеры и проблемы их конкурентоспособности»

С.Н.Соколов

— доктор географических наук, доцент кафедры географии, Нижневартовский государственный гуманитарный университет

РЕКРЕАЦИОННЫЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ И ПРОБЛЕМЫ ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

АННОТАЦИЯ. Предлагается понятие рекреационных географических кластеров, которые формируются на базе циклов рыночной экономики. Такой кластер — это географически сконцентрированная группа компаний и организаций, конкурирующих, но при этом ведущих совместную деятельность на территории, которая отличается от других не только экономической специализацией, но и особенностями развития рекреационного хозяйства и его территориальной организации, своеобразным географическим положением, ресурсным потенциалом, населением и пространственной структурой расселения.

The concept recreational geographical cluster which are formed on the basis of market economy cycles is offered. Such cluster is geographically concentrated group of the companies and the organizations competing, but thus conducting joint activity in territory which differs from others not only economic specialization, but also features of development of a recreational economy and its territorial organization, an original geographical position, resource potential, the population and spatial structure of moving.

Как известно, в теоретическом плане в развитии советского экономического районирования были достигнуты серьезные успехи, например, разработка научных концепций мирового значения энергопроизводственных циклов (ЭПЦ) и территориально-производственных комплексов (ТПК). Но на деле проблемы ЭПЦ и ТПК так и не нашли целостного рационального решения [2].

Территориально-производственные комплексы (ТПК) — это взаимосвязанные научно-обоснованные сочетания различных предприятий и расселения трудовых ресурсов на общей территории, которая дает большую экономию средств, повышает производительность труда, обеспечивает решение проблем охраны природы [10].

В ТПК достигается большой экономический эффект за счет близкого размещения взаимосвязанных предприятий (на основе кооперирований и комбинирования), которые работают с помощью единой транспортной, энергетической и строительной базы, а также

за счет рационального использования природных и трудовых ресурсов, вторичного сырья и отходов.

ТПК имеют свою покомпонентную и территориальную структуру. Покомпонентную структуру образуют устойчиво повторяющиеся в его составе массовые типы производственных процессов, которые Н.Н.Колосовский назвал энергопроизводственными циклами.

Энергопроизводственный цикл (ЭПЦ) — это совокупность производственных процессов, последовательно развертывающихся в экономическом районе на базе сочетания данного вида сырья и энергии: от добычи и облагораживания сырья до получения всех видов готовой продукции, которые можно производить на месте, исходя из приближения производства, разумно используя все сырьевые и энергетические ресурсы.

М.К.Бандман [4] под программно-целевым ТПК понимает планово создаваемую, пропорционально развивающуюся совокупность устойчиво взаимосвязанных отраслей народного хозяйства, трудовых и природных ресурсов.

ТПК формируется и функционирует с целью решения проблем народнохозяйственного уровня значимости. Она сконцентрирована на ограниченной и компактной территории, обеспечивает эффективное использование ресурсов, обслуживается единой системой инфраструктуры, обеспечивает создание намечаемых условий жизни населения и охраны среды.

ТПК — совокупность предприятий и сооружений различных отраслей хозяйства, включая инфраструктуру, на компактной территории [9]. Отрасли ТПК экономически и технологически связаны между собой использованием общих природных и хозяйственных ресурсов и условий, а также единой системой расселения.

Понятие ТПК было введено для плановой экономики, целью ТПК являлось получение продукта для следующих стадий технологического передела. ТПК были характерны для районов нового освоения и включали преимущественно отрасли тяжелой промышленности [13].

Понятие ТПК широко использовалось в теории и практике централизованной плановой экономики и вполне «вписывалось» в советскую систему хозяйствования, на нынешнем же этапе формирования рыночной экономики все чаще применяется понятие «кластер».

И.В.Пилипенко [14] обратил внимание на значительное сходство многих элементов теории кластеров с теорией ТПК. Районные кластеры подобны районным ТПК. При этом различные типы кластеров имеют достаточно высокий уровень генерализации структуры, особых связей и отношений общности.

Строго говоря, однозначно выделить структуры, относящиеся к определенному кластеру, не представляется возможным. ЭПЦ изменяются с течением времени: меняется их структура (появляются новые звенья, ветви, материалы), одни циклы заменяются другими, появляются новые.

По нашему мнению, в концепцию ЭПЦ необходимо ввести непроизводственную сферу, тем более что именно непроизводственная сфера является приоритетной при постиндустриальном развитии мировой экономики. Такие циклы, которые назовем «циклами рыночной экономики», будут характеризоваться всей совокупностью производственных и непроизводственных процессов, развивающихся в определенном социально-экономическом районе на основе складывающихся географических кластеров.

Пример классификации циклов рыночной экономики отражен на рис. 1.

Производственные циклы Непроизводственные циклы

Энерго- Аграрно- Инфраструктурные Сервисные

производственные индустриальные

т

г

//Теплоэнергопромышленный'' Атомэнергопромышленный Гидроэнергопромышленный Машиностроительный Черных металлов Цветных металлов Благородных металлов Нефтеэнергохимический Газоэнергохимический Углеэнергохимический Лесоэнергопромышленный Индустриальностроительный Горно -химический Ракетно-космический Нанотехнологический Оборонно-промышленный

Растениеводческий

Животноводческий

Рыбопромышленный

Мелиоративный

Легкой

промышленности

Пищевой

промышленности

Примитивного

хозяйства

Транспортно-

логистический

Коммуникационный

Торговый

Коммунально-

хозяйственный

Бытовых услуг

Водного хозяйства

Информационный

Финансовый

Управленческий

Рекреационный

Физкультурно-

спортивный

Научно-

образовательный

Инвестиционный

У V У

Рис. 1. Пример классификации циклов рыночной экономики

Теория диффузии нововведений базируется на том, что экономическое развитие является результатом диффузии между регионами нововведений — технических усовершенствований, новых источников сырья и энергии и научно-технического прогресса в целом. В современных условиях в свете данной теории можно говорить о диффузии инноваций — распространении новшеств в самом широком смысле, тогда как первые теоретические модели диффузии Т.Хагерстранда касались нововведений в сельском хозяйстве. Основные понятия, которыми оперирует теория диффузии нововведений, — расстояние, поле, контакт, информация — вполне вписываются в ныне формирующуюся глобальную модель информационного общества и становятся важнейшими параметрами экономики развития стран, включая Россию [7].

Информация является новым высокоэффективным ресурсом, важное значение которого выявила НТР Современные информационные технологии внедряются на всех уровнях управления экономикой и во всех ее областях. Их основа — стандартизированные компо -ненты системы информации: компьютерная аппаратура, программное обеспечение и система коммуникаций. Фундаментом единой распределительной информационно-сотовой системы банков является теория построения распределенных информационно-вычислительных систем [21].

Технологическая база образует каркас региональных хозяйственных комплексов. Крупнейшие города и административные центры являются и ведущими научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими центрами. Как замечает Ф.Бродель, «города — это “вечные” двигатели прогресса; как только появились первые признаки подъема, они взяли на себя ответственность за его продолжение» [5. С. 315]. Появляются наукограды и технополисы как современная форма территориальной интеграции науки, образования и высокотехнологичных производств. Они включают капитало- и наукоемкие исследовательские, информационные и посреднические организации, т.е. возникают географические кластеры.

Теоретические аспекты кластерного подхода достаточно подробно разработаны М.Пор-тером [28, 15, 16] и его последователями [22, 24—27]. Существует много видов и определений кластеров, они различаются по масштабам, направленности, но в целом суть кластеров едина. Мировой опыт показывает, что в условиях рынка кластеры — наиболее эффективные и гибкие структуры. В их основе лежит два принципа — кооперация и конку -ренция. Главный тезис М.Портера заключается в том, что перспективные конкурентные преимущества создаются не извне, а на внутренних рынках. На раннем этапе, считает М.Портер, главная задача правительства — улучшение инфраструктуры и устранение неблагоприятных условий, затем его роль должна концентрироваться на устранении ограничений к развитию инноваций. Критерием для выделения базовой отрасли кластера является ее способность производить продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке.

М.Портер [28] и М.Энрайт [25, 26] выявили, что крупные компании способны формировать конкурентные отрасли, которые размещаются сочетаниями, кластерами в определенных районах. М.Портер предложил кластерную модель «diamond» (бриллиант), которая отражена на рис. 2. Мы добавили два звена — международный бизнес (исходя из практики создания кластеров в Финляндии) и предложенное нами звено — имидж кластера.

Рис. 2. Кластерная модель «бриллиант» по М.Портеру

Достоинством теории кластерного развития является выделение принципиально нового структурного элемента в совокупности субъектов конкуренции, где «кластеры представляют собой новый и дополнительный способ организации экономики, ее динамичного развития и принцип проведения государственной политики в регионах. Понимание состояния кластеров в регионе обеспечивает важное видение внутренних свойств производственного потенциала экономики кластеров и ограничений, существующих для их будущего развития» [8. С. 12].

Подобные территориальные структуры могут выделяться для различных сочетаний фирм и корпораций на стадиях инвестиционных оценок и обоснований, функционирования, реконструкции и инновации. Выявление полных структур в территориальных системах, формируемых отдельными предприятиями и компаниями, позволяет осуществлять непрерывный мониторинг их функционирования, своевременно оценивать эффективность различных структурных перестроений, в том числе связанных с инновациями и реконструкциями [3. С. 11]. Периодические оценки потенциальных структурных звеньев, совмещения и пересечения рыночных зон позволяет оценивать состояние конкурентной среды, а также корректировать структуры географических кластеров, управлять тенденциями их развития.

Географический кластер (пространственно-временной воспроизводственный кластер) — это географически сконцентрированная группа взаимосвязанных компаний и организаций, конкурирующих, но при этом ведущих совместную деятельность на территории, которая отличается от других не только экономической специализацией, но и особенностями развития хозяйства и его территориальной организации, своеобразным ЭГП, ПРП, населением и пространственной структурой расселения [18. C. 34]. Часть территории регионов находится за пределами таких кластеров.

В основе географических кластеров лежат циклы рыночной экономики. Одним из таких циклов является рекреационный. На его основе формируется ряд рекреационных географических кластеров, в том числе рекреационно-экологические, рекреационно-спортивные, рекреационно-культурные и др.

Обобщенная структура рекреационного географического кластера отражена на рис. 3.

Обязательное условие региона (кластера) как квазикомпании — это создание (выработка) регионального образа корпоративности, который служит основой «маркетинга» региона и его продукции [12. С. 3]. Известный экономист С.Буасье [23] пишет, что видение региона как квазикомпании означает применение некоторых корпоративных методов к региону mutates mutandis, особенно методов «крупной корпорации» — одного из немногих типов современных организаций, эффективно использующих современную концепцию стратегического планирования. По нашему мнению, все вышесказанное вполне подходит и для характеристики рекреационных географических кластеров.

Для определения конкурентоспособности кластеров на основе маркетинговых исследований составляется рейтинг регионов, в которых находятся данные кластеры. В первую очередь это касается комплексного анализа конъюнктуры товарных рынков, исследования привлекательности и имиджа территории, анализа инфраструктурной обеспеченности, информационной привлекательности.

Рис. 3. Обобщенная структура рекреационного географического кластера

Анализ создания и функционирования рекреационного географического кластера подразумевает оценку следующих проблем:

• Состояние социальной сферы;

• Природно-ресурсный потенциал;

• Экономический потенциал;

• Географическое положение;

• Организация и управление кластером;

• Имидж кластера;

• Продвижение услуг;

• Действенность маркетинговых коммуникаций;

• Уровень публичности власти.

М.Портер [15. С. 105] сделал интересный вывод: достаточно часто неблагоприятная структура факторов дает импульс к развитию инноваций на территории, что может привести к долгосрочному конкурентному преимуществу. Он считает, что наилучшие условия для обновления — это «определенное сочетание благоприятных условий в одних системах и неблагоприятных в других».

Новые экономические отношения выдвигают вопрос о конкурентных позициях региона в рыночной среде. Конкурентные возможности региональной системы зависят от социальных, экономических, научно-технических, экономико-географических, экологических и других условий. Кроме этого проявляются и противодействующие конкурентным позициям регионов факторы: налоговые и ценовые барьеры, процедуры лицензирования и регистрации предприятий, ограниченная емкость рынка. Методология оценки конкуренто -способности регионов находится в стадии разработки.

По нашему мнению, данные положения вполне можно применить и в отношении отдельных туристско-рекреационных регионов для определения их конкурентоспособности. Доход от продажи продукции туристско-рекреационной индустрии отдельным региональным рекреационным географическим кластером будет определяться следующим образом:

п

где Ху — доход от продажи услуги г региональным рекреационным географическим кластером ], — продажи услуги г в целом в стране или регионе, п — количество фирм в ту-

ристско-рекреационной отрасли, производящих данную услугу, Ъ — переменная спроса, показывающая зависимость рыночной доли рекреационного географического кластера от цены на его услугу, рг} — цена услуги у данного кластера, р — средняя цена конкурирующих аналогичных услуг у других рекреационных географических кластеров.

Необходимо отметить, что важнейшей объективной составляющей имиджа кластера является совокупность конкурентных преимуществ и недостатков. Имидж кластера — это совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков кластера и территории, собственного опыта людей и слухов, влияющих на создание определенного образа. Иначе говоря, среди элементов имиджа следует выделять объективную и субъективную составляющие. Взаимоотношения между имиджем кластера и его брендом отражены на рис. 4.

Рис. 4. Имидж кластера и его бренд

Понятие конкуренции применительно к территории весьма условно, так как территория обладает определенными постоянными физическими характеристиками и не может их изменить в ответ на динамику рыночных условий, что составляет суть конкурентного процесса [11]. Проблемы конкурентоспособности территорий в российской науке начали исследовать сравнительно недавно, они отличаются большой сложностью, обусловленной их масштабностью и многосторонностью [6, 19, 20]. М.Портер утверждает [16], что конку -рентоспособность регионов основывается «либо на макроэкономической политике (дефицит бюджета управления, валютная политика, открытие рынков и приватизация), либо на сравнительных преимуществах, обеспечиваемых за счет таких источников, как трудовые ресурсы, природное сырье или капитал».

Конкуренцию между рекреационными географическими кластерами можно определить как соперничество между ними. Она обусловлена совокупностью экономических, социальных, научно-образовательных, геополитических, экономико-географических, информационных, институциональных и иных факторов.

Мы считаем, что конкурентоспособным является рекреационный географический кластер, который имеет такие институты, управление, ресурсные, квалификационные, производственные и научно-технические возможности, финансовую и поддерживающую инфраструктуру, которые позволяют ему добиться долговременного конкурентного успеха рекреационных географических кластеров на основе устойчивой динамики экономического роста и повышения благосостояния населения (рис. 5).

Ресурсные,

к вал иф икацио нны е, производственные, научно-техни ческие ^возможности;

Финансовая инф ра структура; поддерживающая инф ра структура

Конкурентоспособность ни рынке шпитвлв (инвестиционная конкурентоспособность)

Формирование Привлечение внешних

и эффективное инвестиционных ресурсов

использование (иностранных,

инвестиционных инорегиональных и т.д.) -

ресурсов инвестиционная

территории пр и вл екател ьно сть

Повышение Л благосостояния

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

населения

Рис. 5. Конкурентоспособность рекреационного географического кластера

Важнейшими составляющими маркетинговых исследований рекреационных географических кластеров могут выступать результаты SWOT-анализа. SWOT-анализ предполагает в качестве результата создание специфической матрицы анализа условий жизнедеятельности системы, в том числе рекреационных географических кластеров.

На ее базе представляется комплексная оценка текущего состояния рекреационного района, его конкурентоспособности. Анализу подвергаются следующие проблемы: состояние социальной сферы, природно-ресурсный потенциал, экономический потенциал, географическое положение, организация и управление рекреационными географическими кластерами.

Кроме того, важным объектом SWOT-анализа является маркетинговая составляющая: имидж кластера, продвижение услуг, действенность маркетинговых коммуникаций, уровень публичности власти и др. [17]

Используя SWOT-анализ, можно предлагать стратегию развития каждого конкретного рекреационного географического кластера. Это позволяет оценить его преимущества и недостатки, минимизировать угрозы и максимизировать возможности.

В регионах и странах с высоким рекреационным потенциалом, где развитие туризма опирается на систему государственной поддержки и правильно регулируется, доходы от туризма являются одним из главных источников жизнеобеспечения местного населения, сохранения окружающей среды. Эти регионы и страны наиболее конкурентоспособны, и именно здесь рекреационные географические кластеры наиболее развиты.

При решении оптимизационных задач функционирования рекреационных географических кластеров необходимо учитывать всю систему критериев, проявляющихся на стадии природопользования, производства, распределения, обмена, потребления, а также воздействия на окружающую природную среду. С этой целью необходимо использование разнообразных моделей. Таковыми могут быть модели природопользования и оценки сочетаний рекреационных и экологических ресурсов, производственно-структурные и территориально-структурные, экономико-экологические и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абросимов Н.В. Региональная инвестиционная политика. Опыт. Проблемы. Перспективы. Ярославль, 1997.

2. Айвазян С.А. Интегральные показатели качества жизни населения: их построение и использование в социально-экономическом управлении и межрегиональных сопоставлениях. М., 2000.

3. Бакланов П.Я. Территориальные структуры хозяйства в региональном управлении. М., 2007.

4. Бандман М.К. Территориально-производственные комплексы: теория и практика предплановых исследований. Новосибирск, 1980.

5. Бродель Ф. Грамматика цивилизаций. М., 2008.

6. Бусыгина И. Региональная политика: новые тенденции и вызовы // Европейский союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития. М., 2001.

7. Введение в экономическую географию и региональную экономику России: Учеб. пособие для вузов: В 2 ч. / А. А. Винокуров и др. М., 2003. Ч. 1.

8. Воронов А., Буряк А. Кластерный анализ — база управления конкурентоспособностью на макроуровне // Маркетинг. 2003. № 1. С. 12.

9. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: Учебник для вузов. М., 2002.

10. Колосовский Н.Н. Основы экономического районирования. М., 1958.

11. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты. М., 2003.

12. Куклиньски Э. Региональное развитие — начало поворотного этапа // Региональное развитие и сотрудничество. 1997. С. 3—6.

13. Малов В.Ю. ТПК и кластеры: общее, особенное, частное // ЭКО. 2006. № 11. С. 2—18.

14. Пилипенко И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. Смоленск, 2005.

15. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М., 1993.

16. Портер М. Конкуренция. М., 2002.

17. Рюмина Е.В. Анализ эколого-экономического взаимодействия. М., 2000.

18. Соколов С.Н. Предпосылки развития регионов с точки зрения циклично-волновой методологи и конкурентоспособности // Вестник Нижневарт. гос. гуманит. ун-та. Серия «Естественные науки и науки о Земле». 2009. № 1. С. 32—42.

19. Унтура Г.А. Регион как эпицентр зарождения конкурентоспособности // Регион: экономика и социология. 2002. № 1. С. 6.

20. Шеховцова Л.С. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 4. С. 11.

21. Юзвишин И.И. Информациология или закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макромирах Вселенной. 4-е изд. М., 1996.

22. Bergman E.M. Industrial and Regional Clusters: Concepts and Comparative Applications. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rri.wvu.edu/WebBook/Bergman-Feser

23. Boisier S. Regional management in a new international order/ Quasi States and Quasi Firms / 11 pes CEP-AL. Santiago-Chile, 1992. P. 3—9.

24. Enright M.J. Regional clusters and economic development: a research agenda. Boston, 1993.

25. Enright M.J. The geographical scope of competitive advantage // Stuck in the region? Changing scales for regional identity. Utrecht, 1993. P. 87—102.

26. Enright M.J. Regional clusters: What we know and what we should know // Paper prepared for the Kiel institute international workshop on innovation clusters and interregional competition. 2002.

27. Maillat D. The innovation process and the role of the milieu // Regions Reconsidered: Economic Networks, Innovation, and Local Development. L., 1991. P 113.

28. Porter M.E. The competitive advantage of nations. N.Y., 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.