/Ъ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Бабич Т.Н., Вертакова Ю.В. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КЛАСТЕРОВ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Аннотация. В статье рассмотрены основные формы территориальные организации производительных сил в России. Обоснована актуальность использования кластерного подхода в современных условиях. Проведен компаративный анализ кластера и территориально-производственного комплекса. Рассмотрены основные виды стратегий кластера в зависимости от этапов его жизненного цикла. Предложен укрупненный вариант формирования стратегии развития кластера, позволяющий согласовать интересы его участников с целями кластерного развития.
Ключевые слова. Кластер, стратегическое планирование, экономическое развитие, региональная кластерная политика.
Babich T.N., Vertakova Yu.V. STRATEGIC PLANNING OF INDUSTRY CLUSTERS
Abstract. The article describes the main forms of territorial organization of the productive forces in Russia. The urgency of the use of the cluster approach in the present conditions. Spend a comparative analysis of the cluster and territorial-production complex. The main types of cluster strategies depending on the stage of its life cycle. A enlarged version of the formation of the cluster development strategy, which allows to reconcile the interests of its members with the objectives of cluster development.
Keywords. Cluster, strategic planning, economic development, regional cluster policy.
В последние десятилетия получил развитие кластерный подход при выборе инструментов экономического развития региона. Понятие кластер связывают с Майклом Е. Портером, согласно которому кластер - это «сконцентрированная по географическому признаку группа взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем ведущих совместную работу» [7]. Чаще всего кластеры формируются с целью повышения эффективности производства на основе роста производительности входящих в него предприятий и активизации инновационной деятельности. Подробно подход к выявлению потенциальных кластеров рассмотрен в [2, 3, 4], а направления, особенности и механизмы реализации кластерной политики - в [3, 6, 8, 9].
Следует отметить, что в экономической науке территориальная организация производительных сил эволюционировала от простых форм к более сложным. Например, в России (СССР) основными
ГРНТИ 06.61.23
© Бабич Т.Н., Вертакова Ю.В., 2016
Татьяна Николаевна Бабич - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры региональной экономики и менеджмента Юго-Западного государственного университета (г. Курск).
Юлия Владимировна Вертакова - доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой региональной экономики и менеджмента Юго-Западного государственного университета (г. Курск). Контактные данные для связи с авторами (Вертакова Ю.В.): 305040, Курск, 50 лет Октября ул., д. 94 (Russia, Kursk, 50 let Oktyabrya str., 94). E-mail: vertakova7@ya.ru.
Исследование выполнено на основании государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации № 26.2671.2014 "Теоретико-методологические основы разработки и реализации кластерной политики на региональном уровне и научно-методическое обоснование инструментария прогрессивных структурных преобразований региональных социально-экономических систем".
формами территориально-производственных организаций можно считать следующие: губернии, хутора, план ГОЭЛРО, Совнархоз, экономический район, промышленный узел, территориально-производственный комплекс (ТИК), отраслевые территориально-производственные формирования (ОТПФ), особая экономическая зона, кластер. Это далеко не полный перечень исторически сложившихся рассматриваемых формирований, возникших в России.
В советский период хозяйствования значительное внимание уделялось вопросам согласования отраслевых и территориальных интересов развития и был накоплен значительный опыт управления и планирования в данной сфере, причем некоторые его положения могут быть адаптированы и в современных условиях. Исходя из этого, например, многие экономисты отмечают связь кластерной теории с теорией ТПК. Данное обстоятельство обусловлено тем, что некоторые положения теории отечественного комлексообразования нашли применение в зарубежных странах, например, в виде свободных экономических зон, технополисов и т.п. Сравнение кластера и ТПК по основным отличительным признакам представлено в таблице.
Таблица
Основные отличительные особенности ТПК и кластера_
Отличительный признак ТПК Кластер
Наличие органа управления Не указывается или отсутствует управляющая подсистема Рекомендуется создание координационного совета кластера
Форма собственности Государственная Все виды
Цель создания Решение народнохозяйственных задач Повышение эффективности производства и конкурентоспособности
Основной метод создания Программно-целевой или создавались стихийно Эволюционный, но может быть и программно-целевой
На базе чего создается Чаще всего - имеющиеся природные ресурсы Освоенное и функционирующее производство
Наличие конкуренции Незначительная или отсутствовала Наличие внутренней конкуренции
Место образования Создавались чаще всего на территории нового освоения с низкой плотностью населения и большей частью непростыми природными условиями Чаще создаются в обжитых густонаселенных районах
Стадия жизненного цикла для предприятий, входящих в данную формацию Чаще это стадия внедрения Чаще всего стадия роста и зрелости
Следует отметить, что в таблице приведены не все отличительные признаки кластера и ТПК, а только основные. Но также не следует пренебрегать и накопленным опытом советского хозяйствования при территориальной организации производительных сил. Вообще согласованию деятельности отраслевых и территориальных комплексов в нашей стране основное внимание стали уделять еще в советский период. Первый (официально узаконенный правительством СССР) конкретный метод увязки интересов объединения и территории был реализован в «Типовой методике разработки пятилетнего плана производственного объединения (комбината), предприятия». В 1978 г. «Типовая методика» была переиздана (с дополнениями). В соответствии с ней для обеспечения разработки годовых планов в территориальном разрезе и составления отчетности, производственное объединение установило плановые показатели по производству промышленной продукции, труду по головной производственной единице и расположенным на этой же административной территории другим производственным единицам.
Эти плановые показатели объединение было обязано представлять в областной (краевой) плановой комиссии или Госплану АССР, а в союзных республиках, не имеющих областного деления, Госплану союзной республики по форме № 56-ТП. Показатели планов производственных единиц, расположенных на территории других областей, краев, АССР, объединение (предприятие) также должно было сообщать по месту их нахождения соответствующим плановым органам. Дальнейшим развитием этого направления являлась разработка на январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС Закона о государственном предприятии (объединении). Принципиальное положение этой реформы
- переход к экономическим методам управления. Речь шла о том, чтобы постепенно перейти от директивных методов к эквивалентным экономическим отношениям: более высокий уровень согласованности интересов общества (государства) и предприятий (организаций) достигается путем нормативного формирования доходов предприятий и бюджета. В пятилетних планах предприятиям промышленности утверждались нормативы, которые разрабатывались в составе контрольных цифр и доводились до производственных объединений (предприятий) заблаговременно. Они должны были оставаться стабильными в течение всей пятилетки.
На основании утвержденных показателей и экономических нормативов, а также в соответствии с новым Законом предприятия (объединения) самостоятельно разрабатывали планы экономического и социального развития. Для ориентации планов на более полное удовлетворение потребностей населения было предложено активнее переводить промышленность (например, легкую) на прямые длительные хозяйственные связи с предприятиями смежных отраслей и торгующими организациями. Такие связи оформлялись хозяйственным договором на несколько лет. Следует отметить, что заказы производственных объединений и предприятий, переведенных на прямые длительные хозяйственные связи с предприятиями смежных отраслей, принимались к исполнению в первоочередном порядке.
Таким образом, начиная с 1987 г. советы министров автономных республик, а также исполкомы краевых и областных Советов выполняли новые координирующие функции по согласованию интересов отраслей и территорий и разрабатывали проекты пятилетних и годовых планов экономического и социального развития на соответствующей территории. При этом местные органы власти получили право включать в планы расположенных на их территории организаций задания на выполнение соответствующих работ для решения местных проблем. Для согласования отраслевых и территориальных интересов в настоящее время можно учитывать этот опыт.
Подробно алгоритм кластеризации экономического пространства рассмотрен в [1]. Авторами в данной работе процесс формирования кластера рассматривается как последовательное принятие ряда управленческих решений относительно отраслевой специализации, состава участников, месторасположения, мощности и других параметров кластера. Кластером необходимо управлять, учитывая, что первоначальным этапом данного процесса является планирование, рассмотрим особенности планирования в кластере.
Рассмотрев зарубежный опыт формирования кластеров, можно выделить следующие варианты их создания, следовательно, и варианты разработки их планов: «сверху вниз» - органы государственной власти определяют стратегию развития кластера, выделяют соответствующие ресурсы для его функционирования и формируют координационный совет по его управлению; «снизу вверх» -инициатива по формированию кластера исходит от хозяйствующих субъектов в результате объединения отдельных проектов и программ, следовательно, планирование также осуществляется методом «снизу-вверх»; смешанный вариант создания кластера подразумевает осуществление интерактивного планирования. Для функционирования кластеру рекомендуется разрабатывать стратегию его развития, причем существует точка зрения (например [5]), что на каждом этапе его жизненного цикла необходимо уделять большее внимание той стратегии, которая характерна данному этапу (рисунок 1).
Согласно рисунку 1 первоначальным этапом жизненного цикла кластера является зарождение (иногда в экономической литературе эту стадию называют проектной). На этом этапе появляются и развиваются новые организации, проекты, структуры кластера. Здесь большую роль играют лидеры, способные формировать вокруг себя сети учеников и последователей, реализующих инновационные замыслы. В результате приоритет отдается проектной стратегии кластера, под которой понимается стратегическое описание проектов или целевых программ, которые реализуются участниками кластера. Часто проектная стадия подразумевает экстенсивное развитие, что характеризуется не в генерации новых идей и направлений по развитию кластера, а в реализации и масштабировании уже существующих, выраженных в целевых показателях проектов.
Также на этой стадии необходимо учитывать две существующие возможности: (1) кластер может не сформироваться из-за сокращения количества компаний по причине банкротства или экономических кризисов; (2) кластер может перейти на стадию роста.
Стадия роста характеризуется увеличением количества предприятий, и из-за их концентрации в регионе формируется специализированные рынки труда и капитала. Это означает, что экстенсивная фаза развития переходит в интенсивную, т.е. основная задача - это получить максимум эффективности от сформированных структур и работающих идей за счет унифицирования и взаимозаменяемости всех бизнес-процессов. Для этой стадии преобладающую роль играет процессная стратегия в виде стратегических планов развития и взаимосвязей процессов развития кластера.
Следующий этап жизненного цикла кластера - стадия зрелости. Для этого этапа характерно следующее: относительная стабильность предприятий кластера, сложившаяся инфраструктура, неоднородность технологий убывает, однако еще поддерживается контактами с фирмами и институтами из других регионов. Для этой стадии преобладающую роль играет объектная стратегия, под которой понимается стратегическое объединение планов предприятий кластера с учетом их всесторонних взаимосвязей.
В период насыщения (развитого функционирования) также возрастает роль средовой стратегии, т.е. стратегических планов функционирования и развития составляющих элементов кластера, направленных на формирование внутрикластерной (институциональной) среды (норм, правил, традиций, регламентирующих поведение и взаимоотношение участников кластера).
Кластер на стадии зрелости может быть и обновлен, что влечет наступление стадии повторного роста (ренессанс). Этому, как правило, способствует повышение неоднородности, которого можно достигнуть обновлением технологической области кластера с помощью радикальных инноваций. Основная задача этого этапа - это поиск ресурсов для развития, следовательно, опять возобладает использование проектной и процессной стратегий.
Стадия спада характеризуется тем, что количество фирм и работников сокращается из-за банкротств, слияний и поглощений, стартапы очень редки. Инновации возможны, но, как правило, это инновации в уже «изжившем» себя направлении. Тем не менее, фирмы внутри кластера благодаря сильным связям еще способны совершать эффективные совместные действия и лоббировать интересы.
Таким образом, стратегия кластера постоянно развивается и для каждой стадии жизненного цикла преобладающую роль играет определенная стратегия, но необходимо не забывать, что на любом из этапов могут разрабатываться и реализовываться стратегии других видов, образуя комплексную стратегию, включающая в себя все разновидности стратегических альтернатив.
В общем виде процесс разработки стратегии для кластера укрупненно можно представить на рисунке 2. Таким образом формируется стратегия кластера, которая согласована со всеми участниками. Для успешной реализации данных этапов рекомендуется в координирующем совете кластера создавать стратегический отдел развития, который будет выполнять соответствующие функции. В результате формирования комплексной стратегии кластера повысится эффективность его деятельности в целом.
Определение цели планирования кластера N
Определение целей планирования каждого участника кластера
Разработка стратегий каждого участника кластера в отдельности
n, П2 П3 Пп
Согласование стратегий между участниками (по горизонтали)
П1 П2 П3 Пп
Согласование стратегий по вертикали, т.е. корректируется стратегия кластера N с учетом мнения п-участников и приоритета данной стратегии в целом
Корректировка, согласование и утверждение стратегий п-участников и комплексной стратегии развития кластера N
Рис. 2. Укрупненная схема разработки стратегии кластера ЛИТЕРАТУРА
1. Вертакова Ю.В., Положенцева Ю.С. Алгоритм кластеризации регионального экономического пространства // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2016. № 1 (235). С. 75-85.
2. Вертакова Ю.В., Положенцева Ю.С., Клевцова М.Г. Векторный анализ кластерных инициатив региона // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2015. № 1 (211). С. 43-50.
3. Кластерная структура экономики промышленности / под ред. А.В. Бабкина. СПб.: Изд-во Политехн. унта, 2014. 300 с.
4. Кластерная экономика и промышленная политика: теория и инструментарий / под ред. А.В. Бабкина. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2015. 588 с.
5. Клейнер Г.Б., Качалов Р.М., Нагрудная Н.Б. Синтез стратегии кластера на основе системно-интеграционной теории //Наука - Образование - Инновации. 2008. № 7. С. 9-39.
6. Положенцева Ю.С. Кластерный подход к анализу инновационного развития субъектов Российской Федерации // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 4-3 (43). С. 31-38.
7. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2002. 496 с.
8. Рисин И.Е. Региональная кластерная политика: содержание и механизм реализации. Воронеж: ВГПУ, 2014. 112 с.
9. Рисин И.Е., Трещевский Д.Ю. Типологизация инновационного развития регионов России на основе поэтапной кластеризации // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. 2011. № 1. С. 20-27.