у школьников таких ценностных качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность и требовательность к себе и другим, настойчивость в достижении поставленной цели, умение работать в команде.
Проектная деятельность с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования учащихся.
Проектная деятельность с точки зрения учащегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Использование метода проекта во внеурочной деятельности одна из актуальных проблем школьного эстетического образования. Использование метода проекта позволят сделать занятие современным, более увлекательным и интересным для учащихся. Метод проектов повышает интерес к предмету, влияет на качество обучения, развивает познавательные навыки учащихся, помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству, развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки, демонстрирует взаимосвязь предметов. Метод проектов и использование информационных технологий способствует воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.
Список литературы
1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2008. 112 с.
2. Кульневич С.В. Не совсем обычный урок: Практическое пособие. Воронеж, 2006. 175 с.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В СИСТЕМЕ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И МУЗЫКИ
12 3
Белюченко О.П. , Винтер Л.И. , Шаповалова Т.А.
1Белюченко Ольга Павловна - учитель изобразительного искусства, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей № 10;
2Винтер Лилия Ивановна - учитель изобразительного искусства, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия № 3; 3Шаповалова Татьяна Анатольевна - учитель музыки, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей № 10, г. Белгород
Аннотация: в статье обозначена необходимость введения регионального компонента в систему уроков предметов эстетического цикла. Ключевые слова: краеведение, предметы эстетического цикла, регион.
В последние годы прошлого столетия в России произошли изменения, которые привели к потере духовных ценностей, общих для всех граждан страны. Эти изменения резко сократили воспитательное значение русской культуры и образования при формировании чувств патриотизма, духовности. Следовательно, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, а основной задачей в области образования становится воспитание патриотизма и гражданственности, как основы жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. [1, 48].
Более того, патриотическое воспитание на основе краеведческого материала сейчас приобрело новый виток при реализации требований ФГОС ООО, направленных на формирование художественных и культурных компетенций обучающихся, расширение кругозора, развитие образного, ассоциативно-критического мышления, приобретение личностного художественно-творческого опыта, выбора путей собственного культурного развития.
Учащиеся владеют минимальной информацией о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер.
Решить данную проблему способны предметы художественно-эстетического цикла, которые предполагают погружение школьников в различные исторические эпохи, дать возможность стать действующими лицами народного праздника или обряда.
Использование на уроках краеведческого материала позволяет реализовать основные направления современного образования через культурологический и личностно-ориентированный подходы. Исходя из этого, краеведческое образование приобретает особое значение, способствуя высокой социализации личности обучающегося.
Безусловно, краеведение способствует формированию личностных качеств ребенка, таких как доброта, отзывчивость, милосердие. Более того, краеведение решает задачи социальной адаптации воспитанников школы, формирует интерес к культурной жизни страны, региона, города, способствует расширению информированности о культурном пространстве и формированию компетентности в разных сферах образовательной деятельности: коммуникативной, культурно-досуговой, семейно-бытовой.
Современные программы дают учителю большую степень свободы, позволяют максимально наполнить её региональным содержанием, не отступая от основных целей и задач, но в свою очередь мало внимания уделяют развитию школьника, живущего в конкретном регионе страны.
Реализация регионального компонента содержания образования на уроках изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского может осуществляться путем включения регионального компонента в структуру уроков.
Существует несколько приемов включения краеведческого материала в урок: краеведческое вступление к уроку или к одному из вопросов урока, краеведческая конкретизация, краеведческое дополнение основных вопросов.
Краеведческий материал основа для изучения темы или отдельных вопросов урока. Для всех возрастных уровней, а особенно учащихся 5-х классов одним из самых результативных методов работы можно назвать экскурсии, посещение которых дает толчок к раскрытию творческих возможностей личности через знакомство с различными видами творческой деятельности человека, особенно мастеров родного края. Более того, посещение музеев осуществляется уже не только с целью просмотра
19
экспозиции, а и для участия в диалоге с музейными работниками, беседах, диспутах, приобщения к исследовательской деятельности.
Бинарные и интегрированные уроки и внеурочные занятия - позволяют учащимся воспринимать культурное наследие родного края, не только в качестве суженного, замкнутого в рамки только изобразительной деятельности, а расширять кругозор детей в области искусства, знакомить с произведениями поэтов, композиторов, этнографов, местных художников и др.
Таким образом, использование современных методов введения краеведческого материала в структуру урочной деятельности по изобразительному искусству создает больше возможностей для патриотического воспитания обучающихся и создает условия для более успешного освоения программы по изобразительному искусству.
Список литературы
1. Крупенков А.Н. Белгородская старина. Белгород: Константа, 2011. 272 с.
2. Овчинников В.В. Легенды, тайны, чудеса, загадки, были, небыли, сказы земли Белгородской. Белгород: Белгородская областная типография, 2011. 264 с.
ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тепулян Т.А.
Тепулян Татьяна Аракеловна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 32 «Березка», г. Туапсе
Аннотация: в статье говорится о том, нужна ли журналистика в детском саду,
какова ее роль в развитии старших дошкольников?
Ключевые слова: технология, целевой ориентир, журналистика. опыт.
Рис. 1. Участники студии "Дошколята - юные журналисты"
В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Главное условие для решения этой задачи является создание такого образовательного пространства, в котором ребенок сможет раскрыть и развить свои творческие способности на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками.