экспозиции, а и для участия в диалоге с музейными работниками, беседах, диспутах, приобщения к исследовательской деятельности.
Бинарные и интегрированные уроки и внеурочные занятия - позволяют учащимся воспринимать культурное наследие родного края, не только в качестве суженного, замкнутого в рамки только изобразительной деятельности, а расширять кругозор детей в области искусства, знакомить с произведениями поэтов, композиторов, этнографов, местных художников и др.
Таким образом, использование современных методов введения краеведческого материала в структуру урочной деятельности по изобразительному искусству создает больше возможностей для патриотического воспитания обучающихся и создает условия для более успешного освоения программы по изобразительному искусству.
Список литературы
1. Крупенков А.Н. Белгородская старина. Белгород: Константа, 2011. 272 с.
2. Овчинников В.В. Легенды, тайны, чудеса, загадки, были, небыли, сказы земли Белгородской. Белгород: Белгородская областная типография, 2011. 264 с.
ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тепулян Т.А.
Тепулян Татьяна Аракеловна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 32 «Березка», г. Туапсе
Аннотация: в статье говорится о том, нужна ли журналистика в детском саду,
какова ее роль в развитии старших дошкольников?
Ключевые слова: технология, целевой ориентир, журналистика. опыт.
Рис. 1. Участники студии "Дошколята - юные журналисты"
В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Главное условие для решения этой задачи является создание такого образовательного пространства, в котором ребенок сможет раскрыть и развить свои творческие способности на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Прекрасным подспорьем в ее решении стала детская журналистика как способ получить новый познавательный опыт, развить любознательность, наблюдательность, интерес к исследованиям и экспериментам.
Хочется порассуждать и ответить на вопросы: «А нужна ли журналистика в детском саду, и какова ее роль в развитии старших дошкольников?».
Основные преимущества данной технологии:
• во-первых, дошкольники получают новый познавательный опыт;
• во-вторых, такая деятельность прививает детям начальные навыки учения, способствуют развитию любознательности, наблюдательности, организованности, дисциплины.
Таким образом, детская журналистика стала неотъемлемой частью педагогической деятельности. Она не только повысила мой профессиональный уровень, но и поменяла подходы к воспитанию и обучению детей, раскрыла творческий потенциал дошкольников.
В нашем детском саду в старшей группе «Почемучка» создана познавательная студия «Дошколята - юные журналисты». Уникальность проекта состоит в возможности его использования для реализации любой образовательной области и в полной мере основывается на интегрированном подходе.
Цель работы студии заключается в повышении уровня познавательной и коммуникативной компетентности воспитанников посредством использования возможностей детской журналистики.
В процессе реализации проекта через использование словесных, наглядных и практических методов, таких как моделирование, наблюдение, сюжетно-ролевые и развивающие игры, импровизации, рассматривание рисунков и фотографий, беседы, обсуждения, решаются следующие задачи:
■ Обеспечивается формирование начального представления о профессиональных качествах и навыках;
■ Развиваются познавательные процессы, включающие в себя умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий;
■ Формируется интерес к поисково-исследовательской деятельности, к экспериментированию и проведению различных опытов;
■ Используются разнообразные формы общения, развиваются монологическая и диалогическая речь, обогащается словарный запас;
■ Воспитанники учатся проявлять доверие и толерантность во взаимодействии;
■ Формируются организаторские способности, умения, действия и навыки работать по определенным игровым правилам, доводить начатое до конца;
■ Воспитывается умение работать в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнеров.
Два основных блока: познавательный и деятельностный - позволяют не только получать информацию, но и на практике применять и развивать полученные знания и умения. Используя игровое журналистское оборудование (микрофон, видеокамера, фотоаппарат, игровой компьютер, блокнот и т.д.), разнообразный наглядный материал, а также элементы костюма (кепка, косынка), дети обучаются основам профессии журналиста, при этом у воспитанников развиваются умения брать интервью, составлять интересные рассказы, выпускать красочные газеты, проявляя фантазию и творчество. В игре дети учатся работать в группе, в паре, учатся договариваться, самостоятельно распределяют роли, при этом расширяется словарь ребенка. Работа перед камерой помогает преодолеть робость, стеснительность, повышает самооценку. Малыши с большим интересом и желанием перевоплощаются в журналистов, продумывают этапы своей работы по карточкам-символам для ведения интервью со «знаменитостями» детского сада, гостями утренников, во время экскурсий и наблюдений.
Изучение основ журналистской деятельности в детском саду помогает воспитанникам удовлетворять их потребности в новых знаниях, впечатлениях, способствуют развитию у них любознательности, самостоятельности и успешности. Все это является очень важным необходимым для успешного обучения в школе, адаптации ребенка в обществе сверстников.
Список литературы
1. Журнал «Педагогический вестник Кубани», № 4, 2016. «В журналистику - с пеленок».
2. Веракса Н.Е., Веракса Н.Н. «Проектная деятельность дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. Мозаика-Синтез, 2008.
3. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью, старшая группа. М. ООО: «Элизе и Трейдинг», 2002.
4. Фельдчер Ш., Либерман С. 400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет. СПб: Питер Пресс, 1996.
5. Халикова Л., МирзоеваХ. «Журналистика в ДОУ». Журнал «Обруч». № 5, 2003.
6. Дейкина А.Ю. Возраст творчества. Содержание и организация практических занятий по детской журналистике. Методические рекомендации. Бийск: НИЦ Бийск. БПГУ, 2001.
7. Нечаев М.П., Романова Г.А. Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования. Учебно-методическое пособие. М.: УЦ «Песпектива», 2014.
РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА
Волковская Е.А.
Волковская Екатерина Александровна - учитель-логопед, Муниципальноебюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 5, станица Крыловская, Краснодарский край
Аннотация: всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Ключевые слова: дети, родители, речь, художественная литература.
Оказывается в наше время стоит большая проблема приобщения детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. Анализ практики показал, что приобщение дошкольников к художественной литературе используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт. Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передаче семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.