Научная статья на тему 'ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ЦЕЛЕВОЙ ОРИЕНТИР / ЖУРНАЛИСТИКА / ОПЫТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тепулян Т. А.

статье говорится о том, нужна ли журналистика в детском саду, какова ее роль в развитии старших дошкольников?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

экспозиции, а и для участия в диалоге с музейными работниками, беседах, диспутах, приобщения к исследовательской деятельности.

Бинарные и интегрированные уроки и внеурочные занятия - позволяют учащимся воспринимать культурное наследие родного края, не только в качестве суженного, замкнутого в рамки только изобразительной деятельности, а расширять кругозор детей в области искусства, знакомить с произведениями поэтов, композиторов, этнографов, местных художников и др.

Таким образом, использование современных методов введения краеведческого материала в структуру урочной деятельности по изобразительному искусству создает больше возможностей для патриотического воспитания обучающихся и создает условия для более успешного освоения программы по изобразительному искусству.

Список литературы

1. Крупенков А.Н. Белгородская старина. Белгород: Константа, 2011. 272 с.

2. Овчинников В.В. Легенды, тайны, чудеса, загадки, были, небыли, сказы земли Белгородской. Белгород: Белгородская областная типография, 2011. 264 с.

ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тепулян Т.А.

Тепулян Татьяна Аракеловна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 32 «Березка», г. Туапсе

Аннотация: в статье говорится о том, нужна ли журналистика в детском саду,

какова ее роль в развитии старших дошкольников?

Ключевые слова: технология, целевой ориентир, журналистика. опыт.

Рис. 1. Участники студии "Дошколята - юные журналисты"

В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Главное условие для решения этой задачи является создание такого образовательного пространства, в котором ребенок сможет раскрыть и развить свои творческие способности на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Прекрасным подспорьем в ее решении стала детская журналистика как способ получить новый познавательный опыт, развить любознательность, наблюдательность, интерес к исследованиям и экспериментам.

Хочется порассуждать и ответить на вопросы: «А нужна ли журналистика в детском саду, и какова ее роль в развитии старших дошкольников?».

Основные преимущества данной технологии:

• во-первых, дошкольники получают новый познавательный опыт;

• во-вторых, такая деятельность прививает детям начальные навыки учения, способствуют развитию любознательности, наблюдательности, организованности, дисциплины.

Таким образом, детская журналистика стала неотъемлемой частью педагогической деятельности. Она не только повысила мой профессиональный уровень, но и поменяла подходы к воспитанию и обучению детей, раскрыла творческий потенциал дошкольников.

В нашем детском саду в старшей группе «Почемучка» создана познавательная студия «Дошколята - юные журналисты». Уникальность проекта состоит в возможности его использования для реализации любой образовательной области и в полной мере основывается на интегрированном подходе.

Цель работы студии заключается в повышении уровня познавательной и коммуникативной компетентности воспитанников посредством использования возможностей детской журналистики.

В процессе реализации проекта через использование словесных, наглядных и практических методов, таких как моделирование, наблюдение, сюжетно-ролевые и развивающие игры, импровизации, рассматривание рисунков и фотографий, беседы, обсуждения, решаются следующие задачи:

■ Обеспечивается формирование начального представления о профессиональных качествах и навыках;

■ Развиваются познавательные процессы, включающие в себя умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий;

■ Формируется интерес к поисково-исследовательской деятельности, к экспериментированию и проведению различных опытов;

■ Используются разнообразные формы общения, развиваются монологическая и диалогическая речь, обогащается словарный запас;

■ Воспитанники учатся проявлять доверие и толерантность во взаимодействии;

■ Формируются организаторские способности, умения, действия и навыки работать по определенным игровым правилам, доводить начатое до конца;

■ Воспитывается умение работать в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнеров.

Два основных блока: познавательный и деятельностный - позволяют не только получать информацию, но и на практике применять и развивать полученные знания и умения. Используя игровое журналистское оборудование (микрофон, видеокамера, фотоаппарат, игровой компьютер, блокнот и т.д.), разнообразный наглядный материал, а также элементы костюма (кепка, косынка), дети обучаются основам профессии журналиста, при этом у воспитанников развиваются умения брать интервью, составлять интересные рассказы, выпускать красочные газеты, проявляя фантазию и творчество. В игре дети учатся работать в группе, в паре, учатся договариваться, самостоятельно распределяют роли, при этом расширяется словарь ребенка. Работа перед камерой помогает преодолеть робость, стеснительность, повышает самооценку. Малыши с большим интересом и желанием перевоплощаются в журналистов, продумывают этапы своей работы по карточкам-символам для ведения интервью со «знаменитостями» детского сада, гостями утренников, во время экскурсий и наблюдений.

Изучение основ журналистской деятельности в детском саду помогает воспитанникам удовлетворять их потребности в новых знаниях, впечатлениях, способствуют развитию у них любознательности, самостоятельности и успешности. Все это является очень важным необходимым для успешного обучения в школе, адаптации ребенка в обществе сверстников.

Список литературы

1. Журнал «Педагогический вестник Кубани», № 4, 2016. «В журналистику - с пеленок».

2. Веракса Н.Е., Веракса Н.Н. «Проектная деятельность дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. Мозаика-Синтез, 2008.

3. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью, старшая группа. М. ООО: «Элизе и Трейдинг», 2002.

4. Фельдчер Ш., Либерман С. 400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет. СПб: Питер Пресс, 1996.

5. Халикова Л., МирзоеваХ. «Журналистика в ДОУ». Журнал «Обруч». № 5, 2003.

6. Дейкина А.Ю. Возраст творчества. Содержание и организация практических занятий по детской журналистике. Методические рекомендации. Бийск: НИЦ Бийск. БПГУ, 2001.

7. Нечаев М.П., Романова Г.А. Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования. Учебно-методическое пособие. М.: УЦ «Песпектива», 2014.

РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА

Волковская Е.А.

Волковская Екатерина Александровна - учитель-логопед, Муниципальноебюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 5, станица Крыловская, Краснодарский край

Аннотация: всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Ключевые слова: дети, родители, речь, художественная литература.

Оказывается в наше время стоит большая проблема приобщения детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. Анализ практики показал, что приобщение дошкольников к художественной литературе используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт. Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передаче семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.