3. Доклад Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединённых наций (ФАО) [Электронный ресурс]. URL: http://www.fao.org/fileadmin/templates/wsfs/docs/synthesis_papers/How_to_Feed_the_World_in_2050_RU.pdf (дата обращения: 21.02.2018).
4. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. — М.: Лабиринт, 1999. - 192 с.
5. Дьюи Д. Демократия и образование. - М.: Педагогика-Пресс, 2000. - 384 с.
6. Зыков И.Е., Федорова Л.В. Современные технологии биоиндикации: Методические рекомендации по организации и проведению научно-исследовательской работы в школе и вузе. - Орехово-Зуево: РИО ГГТУ, 2016. - 40 с.
7. Леонтьев А. H. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
8. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2005. - 112 с.
9. Писсаридес К. Лекция: The Future of Work: Employment in the Age of Robots [Электронный ресурс] // Высшая школа экономики, 20 сентября 2016. URL: https://icef.hse.ru/news/191210948.html (дата обращения: 11.02.2018).
10. Прогноз численности населения ООН [Электронный ресурс] // World Population Prospects 2017. URL: http://esa.un.org/unpd/wpp/Excel-Data/population.html (дата обращения 13.02.2018).
11. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. - М.: Академия, 2010. - 368 с.
12. Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.В. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
13. Сергеева В.П. Проектно-организаторская деятельность учителя в воспитательной деятельности. -М.: УЦ Перспектива, 2008. - 96 с.
14. Тексье У. Гидропоника для всех. - Париж: HydroScope, 2014. - 265 c.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 классы). Портрет выпускника основной школы. [Электронный ресурс] // 17 декабря 2010 года, сайт Министерства образования и науки РФ. URL: https://минобрнауки.рф/documents/938 (дата обращения 12.02.2018).
16. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 144 с.
Педагогика
УДК: 373.2
кандидат педагогических наук, доцент Беляева Нина Леонидовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны)
ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
Аннотация. В статье раскрывается роль детской художественной литературы в развитии интереса к природе у детей разновозрастной группы, которая способствуют развитию эмоциональной сферы, познавательных процессов, формированию отзывчивости, готовности прийти на помощь, любви и уважения к объектам живой и неживой природы. Познавая образы и разнообразие природы через приобщение к произведениям художественной литературы, ребенок начинает сопоставлять их с окружающей действительностью, учится активно наблюдать за природой, замечать изменения, происходящие в ней.
Ключевые слова: детская художественная литература, интерес, природа, разновозрастная группа.
Annotation. The article reveals the role of children's fiction in the development of interest in nature in children of different age groups, which contribute to the development of the emotional sphere, cognitive processes, the formation of responsiveness, readiness to help, love and respect for the objects of living and inanimate nature. Learning the images and diversity of nature through familiarization with the works of fiction, the child begins to compare them with the surrounding reality, learns to actively observe nature, to notice the changes taking place in it.
Keywords: children's fiction, interest, nature, different age group.
Введение. Познание ребенком мира природы затрагивает не только область развития интеллекта, но и область развития нравственных, эстетических чувств. Выразительное художественное слово помогает настроить душу ребенка на восприятие природы, увидеть ее разнообразие, неповторимость, красоту. Детская художественная литература - традиционное и незаменимое средство развития и воспитания дошкольников [3].
Характеризуя современную среду жизни ребенка, педагоги и психологи отмечают, что она не предоставляет ему необходимых возможностей для общения с природой, формирования правильных ценностных установок по отношению к объектам природы. У специалистов вызывает тревогу и тот факт, что масштаб собственного жизненного пространства детей неуклонно сокращается, постоянно происходит их отдаление от естественной природной среды. Образ жизни большинства современных семей часто приводит к тому, что у родителей остается все меньше возможностей для активного, совместного семейного отдыха на природе; из-за сложностей с жильем немногие семьи решаются на приобретение и уход за домашними животными. Отношение к природе, которое демонстрируют взрослые, и которое видят дети, зачастую носит потребительский и варварский характер, экраны всевозможных гаджетов все чаще заслоняют от детей мир природы, лишая детей полноценного общения с природной средой.
В литературных художественных произведениях для детей раскрывается не только красота, неповторимость родной природы, но и даются примеры бережного, заботливого отношения к растениям и животным, обитателям лесов, полей, рек. Вместе с тем важно отметить, что в семьях сегодня стремительно падает интерес к чтению, книге; родители стали гораздо реже обращаться к произведениям детской
художественной литературы о природе, и, как следствие, у детей снижается интерес к книгам, в том числе, книгам о природе, что негативно сказывается на познавательном и эмоциональном состоянии ребенка.
Принимая во внимание сказанное, следует предположить, что отсутствие в жизни дошкольника хорошей детской книги о природе может отрицательно сказаться на уровне полноценного развития личности дошкольника, сформировать у него безразличное, возможно, даже жестокое отношение к объектам природы. В детском саду на чтение произведений детской художественной литературы остается все меньше времени, чтение все чаще заменяется современными технологиями обучения. Воспитательная, развивающая функции детской художественной литературы в ДОУ, в том числе, в воспитании у дошкольников интереса к природе, реализуются формально, неполно. Именно эта особенность, острота проблемы побуждает вести поиск методов и средств эффективного использования педагогического потенциала детской художественной литературы, повышения ее роли в развитии интереса и любви к природе у дошкольников.
Данное утверждение послужило основанием определения цели исследования, которая заключалась в теоретическом обосновании и практическом определении роли детской художественной литературы в развитии интереса к природе у детей разновозрастной группы.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:
1. Выявление содержания и специфики детской художественной литературы о природе.
2. Определение психолого-педагогических особенностей развития интереса к природе в дошкольном возрасте.
3. Организация работы по развитию интереса к природе у детей разновозрастной группы посредством детской художественной литературы.
Изложение основного материала статьи. Сегодня можно констатировать, что детские книги сопровождают человека с ранних лет его жизни, открывая и объясняя ребенку жизнь окружающего общества и природы, мир человеческих чувств, взаимоотношений между людьми.
На наш взгляд, художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Образное описание пышного цветения садов, разноцветие лугов, причудливых деревьев помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе, любить ее. Мы согласны с точкой зрением С.Д. Томиловой, что природоведческая книга развивает у ребенка познавательный интерес к природе, наблюдательность, любознательность, ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе, помогает детям узнать о природных явлениях, о жизни растений и животных различных климатических зон, имеет большую познавательную ценность [11, ^ 44].
П.Г. Саморукова считает, познание природы детьми дошкольного возраста - это насыщенное радостными впечатлениями восприятие разнообразных, ярких объектов и явлений мира животных, растений, неживой природы. Интерес к природе у дошкольников развивается от проявления эмоциональной отзывчивости к окружающей природе, к выделению внешних качеств объектов и явлений, внутренних связей и отношений, к самостоятельной постановке познавательных задач [7, ^ 124].
Особое место в воспитании у дошкольников любви к природе, бережного отношения к ней занимает любознательность, которая, как стадия развития интереса характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. Но, дошкольники не могут сами познать и объяснить интересующие их явления природы, поэтому взрослые должны помочь им в этом. Если ребенок не получит от взрослого объяснения интересующего его вопроса, то интерес к природе может быстро угаснуть. Ребенку нужно с самых ранних лет жизни внушать, объяснять, что любить природу - это значит творить добро; показывать детям пример благородного, доброго, заботливого отношения к природе. Интерес к природе у дошкольников проявляется в: стремлении познать природу (живую и неживую); чтении (слушании) книг о природе; деятельности по защите объектов природы; отображении природы в продуктивной деятельности.
С.А. Козлова отмечает, что познавательный интерес к природе - это избирательное, положительное, эмоционально-окрашенное отношение ребенка к объектам природы, проявляющееся в стремлении получать больше знаний о природе, овладевать новыми умениями и навыками по их применению в самостоятельной деятельности. [6, ^ 73]. По мнению автора, характерная особенность познавательного интереса заключается в том, что она имеет интеллектуальную направленность, которая определяет понимание значения и смысла деятельности, используется при решении познавательных вопросов и организации успешного поиска способов решения познавательных задач. Познавательные интересы следует начинать формировать с дошкольного возраста, когда у ребенка возникает и бурно развивается активное стремление познать окружающий его мир [6, ^ 86].
В своем исследовании мы опирались, что в основе познавательного интереса к природе - знание, приобретаемое в ходе активной мыслительной деятельности. Знания и эмоции - побудительный мотив к определенным действиям, действие проявляется в поведении и поступках человека.
С.А. Козлова выделяет условия развития познавательного интереса к природе у детей дошкольного возраста: интерес самого воспитателя к природе, его стремление передать воспитанникам пытливое, любознательное отношение к природе, постоянно поддерживать интерес к явлениям и объектам природы; живое общение детей с природой; организация активной познавательной деятельности детей.
Мы предположили, что формирование нравственно-эстетического отношения к природе у ребенка будет происходить в том случае, если дошкольник сможет воспринимать красоту окружающей природы, эмоционально откликаться на нее. Опыт показывает, что если у ребенка отсутствуют эмоциональные переживания при контакте его с природой, это приводит к обеднению детской личности. Каждое литературное произведение о природе, обладающее познавательным потенциалом, и, преподнесенное эмоциональным способом, гарантирует прочность представлений о природе, и порождает у детей познавательный интерес, развивает их наблюдательность, поддерживает детское любопытство и любознательность. Особая ценность детской художественной литературы о природе состоит в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком [1, ^ 14].
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад «Кугэрчен», расположенного в д. Калмия, Тукаевского муниципального района Республики Татарстан. В эксперименте принимали участие дети разновозрастной группы, учитывая возрастные особенности детей для проведения опытно-экспериментальной работы разделили детей разновозрастной группы на две возрастные подгруппы: младшую и старшую.
В результате анализа предметно-развивающей среды, годовых и календарных планов установлено, что в целом в ДОО созданы хорошие условия для развития интереса к природе у дошкольников. Книги о природе находятся в уголке природы, удобно расположены, в доступном для детей месте, но отдельно задача использования детской художественной литературы в развитии интереса к природе в планировании не выделяется. Следует отметить, что задача развития интереса к природе в ДОО решается косвенно, на музыкальных занятиях, в продуктивной деятельности, в подвижных играх постоянно используются образы животных, птиц, природных явлений.
В результате анкетирования было установлено, что все родители отмечают интерес детей к природе, который в основном, выражается в просьбе завести домашнего питомца или посетить мини-зоопарк. У большинства семей есть дома детские книги, но книги о природе есть у немногих. В основном, родители понимают, что нужно самим показывать пример бережного отношения к природе, учить ребенка поведению в природе. Книги о природе дома детям родители практически не читают, читают немногие. Таким образом, установлено, что родители недооценивают роль детской художественной литературы в развитии интереса дошкольников к природе, не знакомы с произведениями детских писателей о природе, не знают возрастных особенностей подбора книг о природе для дошкольников.
При исследовании уровня интереса к природе у дошкольников нами использовалась методика С.Н. Николаевой и И.А. Комаровой, позволяющую выявить уровень интереса к природе и отношение дошкольников к объектам природы [9, с. 47].
На констатирующем этапе экспериментальной работы у детей младшей возрастной подгруппы (от 2 до 4 лет) - средний (50 %) и низкий (37,5 %) уровни развития интереса к природе, только у 12,5 % детей подгруппы - высокий уровень развития интереса к природе; в старшей подгруппе также преобладают дети со средним (50%) и низким (26,7%) уровнем, высокий уровень - у 23,2% детей.
В процессе беседе дети старшей подгруппы более эмоционально отвечали на вопросы о природе, с интересом рассматривали иллюстрации пейзажей, изображения растений и животных, выбирали наиболее понравившиеся и объясняли почему, вспоминали случаи из своей жизни. Ильдар Т.: «А я птенчика спас», Артур Б.: «Я лягушку в огороде видел, хотел поймать, но у нее такие лапки прыгучие, что она ускакала», Дарина Ш.: «Я видела в лесу гриб - круглый и большой как шар, мне бабушка сказала - он называется дождевик», Ильсия М.: «Я люблю, когда радуга».
Дети младшей подгруппы, в основном, ограничивались словами, выражающими положительные или отрицательные эмоции: Лейсан Х.: «Зайчик хороший», Римма П.: «У меня тоже есть котенок, он молочко пьет», Тимур К.: «Я боюсь собак, мама сказала, что они кусаются». Альбина Х.: «Хомячки кусаются, они злые», Динар С. «Крапива кусается».
Немало детей и младшей, и старшей подгруппы хотели бы иметь животных, птиц, рыбок дома, ухаживать за ними. У старших ребят интерес к природе более выраженный, активный, они задают вопросы, делятся историями, связанными с природой, из своей жизни. У детей младшей подгруппы опыт общения с природой меньше, поэтому в их ответах, скорее, настороженность перед многими объектами природы. В целом, у детей разновозрастной группы интерес к природе избирательный, неустойчивый.
Работа с детьми на формирующем этапе эксперимента тщательно фиксировалась. Внимательно наблюдали, какие книги интересны детям, изучали их симпатии и предпочтения, и затем подбирали новые книги на интересующую детей тему. Во время прогулок, наблюдая за птицами, деревьями, сезонными изменениями в природе, читали стихи русских поэтов А. Пушкина, В. Жуковского, Ф. Тютчева, А. Блока, С. Есенина, современных авторов, вспоминали поговорки и пословицы о природе. На прогулках загадывали детям загадки о птицах, дети, наблюдая за птицами, по повадкам, их отгадывали. Художественное слово, передающее образы птиц, использовали в пальчиковой гимнастике во время занятий, в свободное время.
Читали произведения о природе на занятиях, которые проводились по подгруппам. В младшей подгруппе использовали небольшие по объему произведения: рассказы, стихи, потешки, пословицы, поговорки. Ребятам очень понравились стихотворения И. Векшенгоновой «Дружок», Б. Заходера «Песня бездомных собак», Р. Алдониной «Цап-царап». Отбирая литературные произведения для занятий в старшей подгруппе, старались подобрать такие рассказы, в которых дети могли бы увидеть, как необходимо относиться к природе, как ее нужно беречь. Читали рассказы Л. Толстого «Зайцы», «Как волк угощал своих детей»; М. Пришвина «Еж», «Белка», «Беличья память», «Медведь», «Этажи леса»; Е. Чарушина «Моя первая зоология», «Рябчонок», «Волчишко»; В. Бианки «Первая охота». После прочтения рассказов обсуждали с ребятами, как бережно надо относиться к растениям, животным. Из рассказа Е. Чарушина «Волчишко» ребята поняли, что не нужно трогать детенышей животных, птенцов без надобности, не нужно их переносить из привычной, родной среды обитания в домашнюю. Дети сравнивали себя с героями рассказов В. Бианки, Е. Чарушина, говоря, что они тоже хотели бы помогать обитателям природы в трудных ситуациях.
В процессе знакомства с произведениями о природе на занятиях, дети узнавали о домашних и диких животных, о растениях нашего края, о том, каким интересным, загадочным может быть лес. В беседах после чтения дети вспоминали, каких животных или растения они видели в лесу, в огороде, описывали их повадки. Перед чтением или после чтения старались провести наблюдение за объектами природы во время прогулки, в группе.
В наблюдениях за «Огородом на подоконнике», рассматривали, растут ли посаженные детьми растения (фасоль, лук, укроп, петрушка), читали стихи А. Максаковой «Посадила в огороде»; Т. Казыриной «А у нас в саду порядок», О. Емельяновой «Что растет в огороде», В. Корнина «Что растет на нашей грядке», Т. Шорыгиной «Не сажайте огород возле дорог!», Ю. Тувима «Овощи»; К. И. Чуковского «Огород», Т. Шорыгина «Три горошины»; русскую народную сказку «Мужик и медведь» [9, с. 116].
В работе по развитию интереса к природе старались сочетать чтение детской художественной литературы с другими методами: рассматриванием иллюстраций, прослушиванием музыкальных произведений, беседами по прочитанному, проблемно-поисковыми вопросами, наблюдением, изобразительной деятельностью. Сочетание методов и средств помогало активизировать интерес детей к природе, оказывало положительное влияние на эмоциональную сферу дошкольников, эстетически обогащало детей.
Повторное обследование показало, что после проведенной работы у детей младшей подгруппы, в основном, высокий (54,2%%) и средний (33,3%) уровни, только у 12,5% детей - низкий уровень развития
интереса к природе; в старшей подгруппе снизилось количество детей с низким уровнем (6,7%), и заметно увеличилось количество детей с высоким уровнем (53,3%) интереса к природе.
Выводы. Таким образом, результаты проведенной работы указывают на значимость рассмотренной проблемы. В процессе эмпирического исследования установлено, что у детей сформировалось положительное эмоциональное отношение к миру природы, они стали более чуткими и внимательными к поведению птиц, животных, состоянию растений. Одним из средств, позволившим достичь положительных результатов в развитии интереса к природе является детская художественная литература. Сопровождая жизнедеятельность детей чтением литературных произведений, постоянно активизировали интерес ребят к природе, побуждали их к наблюдению, желанию больше узнавать про растительный мир, повадки животных, замечать, когда животному, птицам или растениям нужна помощь, и оказывать ее под руководством взрослого.
Использование детской художественной литературы о природе в работе с детьми разновозрастной группы привело к повышению у детей уровня интереса к природе. Изменения выразились в следующем: дети стали задавать больше вопросов, касающихся растений, птиц, животных, насекомых, явлений природы, активнее наблюдать за природой; у ребят сформировалось положительное эмоциональное отношение к объектам и явлениям природы, обогатился словарный запас, речь стала более образной, активизировались познавательные процессы: память, любознательность, наблюдательность, внимательность, дети чаще стали интересоваться книгами, с вниманием рассматривать иллюстрации, что подтверждает развивающую роль детской художественной литературы в развитии интереса к природе.
Литература:
1. Бобылева, Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников / Л. Бобылева // Дошкольное воспитание. - 2015. - №7. - С. 10-15.
2. Валова, З.Г., Моисеенко, Ю.Е. Ребенок среди природы / З.Г. Валова, Ю.Е. Моисеенко. - Мн.: Полымя, 2011. - 112 с.
3. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Веретенникова. - М.: Просвещение, 2012. - 272 с.
4. Виноградова, Н.В. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н.В. Виноградова. - М.: Просвещение, 2010. - 103 с.
5. Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - с. 4-22.
6. Козлова, С.А. Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2005. - 375 с.
7. Методика ознакомления с природой в детском саду / под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение,
2011. - 240 с.
8. Миронов, А.В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО: Деятельностный и экологический подходы, виды, формы, методы деятельности / А.В. Миронов. - Волгоград: Учитель,
2012. - 260 с.
9. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 224 с.
10. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 336 с.
11. Полная хрестоматия для дошкольников / Сост. С. Д. Томилова. - М.: АСТ-ПРЕСС, - 2011. - 346 с.
12. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. - М.: Издательский дом «Карапуз», 2011. - 432 с.
Педагогика
УДК 377 ББК 74.4
кандидат педагогических наук, доцент Бжиская Юлия Вячеславовна
ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения» (г. Ростов-на-Дону); студентка Иноземцева Иллария Александровна
ФУБОУ ВО «Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова (г. Ростов-на-Дону)
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ СРЕДЕ
Аннотация. В данной статье авторы рассматривают психологическую структуру взаимопонимания в музыкальной среде, останавливаясь на таких понятиях как взимопонимание, эмпатия, идентификация. Также освещается история развития музыкальной психологии как науки. В контексте данной статьи актуальными также являются вопросы взаимоотношений композитора и исполнителя, между исполнителями и между исполнителем и слушателем.
Ключевые слова: психологическое взаимопонимание, музыкальная психология, композитор, исполнитель, взаимная адаптация индивидуальных художественных представлений, ансамблевая музыка.
Annotation. The psychological understanding in musical sphere is considered by the authors. Such concepts as understanding, identification, musical psychology are analyzed in this article. The relations between a composer and an interpreter, the interpreter and a listener, the interpreters are very actual and important to be mentioned.
Keywords: psychological understanding, musical psychology, composer, intepretor, ensemble music, adaption of individual art performances.
Введение. Для современного мирового сообщества, характеризующегося множеством мнений, политических взглядов и экономических форм собственности, чрезвычайное значение приобретает взаимопонимание между людьми, специалистами различных сфер. Не исключение и музыкальная среда.
Для рассмотрения психологической структуры взаимопонимания в музыкальной среде следует остановиться на таком понятии как взаимопонимание. В психологии этот термин рассматривается как комплексный феномен, состоящий, по крайней мере, из четырёх компонентов. Во-первых, взаимопонимание