научно-методический электронный журнал
Шатрова С. А. Влияние литературных произведений на развитие художественной речи дошкольника // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 08. - ART 13579. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13579.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 13579 УДК 373.2:159.9.072.43 Шатрова Светлана Анатольевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград. [email protected]
Аннотация. Статья посвящена вопросам влияния произведений художественной литературы на процесс художественно-речевого развития старших дошкольников. Раскрыты компоненты и разработана модель художественно-речевого развития старших дошкольников.
Ключевые слова: художественная речь, художественное слово, художественноречевое развитие детей, интегрированные занятия, литературные досуги.
Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, А. М. Горький, С. Я. Маршак, К. И. Чуковский всегда подчеркивали необыкновенное и неповторимое влияние детской литературы на ребенка. Н. К. Крупская так определила функцию художественного произведения в воспитании детей: «Детская книга должна давать яркие образы, быть для ребенка источником радости, помогать ему осмысливать окружающую жизнь, явления природы и отношения между людьми». Она отмечала так же, что воспитательный эффект возможен лишь в том случае, если в художественном отношении детская книга будет «стоять на высоте требований, предъявляемых к литературе общей». Данные положения и другие не менее важные были включены в «Основные требования к детской книжке» [1].
Термин «живое слово» используется также российскими детскими писателями и педагогами: Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, С. Я. Маршаком. Так, С. Я. Маршак писал: «Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков, в то время как у слова-термина всего один-единственный смысл и никаких оттенков» [2]. Благодаря именно богатству средств выразительности содержание произведения воспринимается ярко и образно. Органическое единство поэтического содержания и поэтической формы непременное условие художественности произведения и речевой культуры.
Известный советский ученый в области теории эстетического воспитания дошкольника Е. А. Флерина применяет термин «живое слово» в двух аспектах: как живое слово педагога и как рассказывание - речь ребенка. Она уделяет особое внимание образности речи воспитателя и эмоциональности ее донесения до ребенка: «Живое слово должно быть действенным и убедительным как по содержанию, так и по форме и тактике подачи» (Е. А. Флерина, 1961). Такой способ действия педагога побуждает и ребенка действовать (говорить, исполнять) выразительно и эмоционально. Е. А. Флерина употребляет и другой термин - «художественное слово» - для характеристики художественных произведений, знакомство с которыми является главным средством развития художественной речи детей. По ее мнению, дело не только в том, что они обогащают словарь ребенка и помогают ему усвоить грамматический строй языка. Художественные произведения активизируют воображение детей, учат их воспроизводить образы и события, видеть невидимые предметы и явления [3].
В работах многих известных педагогов-психологов Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, А. М. Виноградовой, В. Г. Нечаевой, Р. И. Жуковской, Л. А. Пеньевской и др. доказана роль использования детской литературы как важнейшего средства умственного развития, речевых способностей дошкольников.
Влияние литературных произведений на развитие художественной речи дошкольника
http://e-koncept.ru/2013/13579.htm
научно-методический электронный журнал
Шатрова С. А. Влияние литературных произведений на развитие художественной речи дошкольника // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 08. - ART 13579. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13579.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 13579 УДК 373.2:159.9.072.43
Только в литературе человек предстает говорящим, чему придал принципиальное значение М. М. Бахтин: «Основная особенность литературы - язык здесь не только средство коммуникации и выражения-изображения, но и объект изображения». Ученый утверждал, что «литература не просто использование языка, а его художественное познание» и что «основная проблема ее изучения» - это «проблема взаимоотношений изображающей и изображаемой речи» [4].
Художественная речь осуществляет себя в двух формах: стихотворной (поэзия) и нестихотворной (проза). Способность стихотворной (поэтической) речи жить в нашей памяти (гораздо большая, чем у прозы) составляет одно из важнейших и неоспоримо ценных ее свойств, которое и обусловило ее историческую первичность в составе художественной культуры [5].
Художественно-речевое развитие детей - одна из задач всестороннего воспитания подрастающего поколения. В целях ее решения необходимо обеспечить создание единой системы непрерывного образования, совершенствовать деятельность ДОУ, разработать систему комплексных мероприятий, обеспечивающих систематическое, последовательное литературное развитие детей, формирование художественного аспекта их речи, создание предпосылок самостоятельной художественной деятельности дошкольников, развивающейся на основе освоенных ими произведений детской литературы.
Содержание и структура этой деятельности необходимо рассматривать в эстетическом аспекте, так как педагогическая практика доказала, что для полноценного художественно-речевого развития детей требуется сформировать у них навыки осознания идейно-эмоциональной основы литературного произведения и его словеснохудожественных образов.
Художественно-речевое развитие - одна из главных задач подготовки детей к школе. Оно включает в себя следующие виды работ:
- ознакомление с различными жанрами художественной литературы;
- развитие выразительности и образности речи;
- пересказ и рассказывание.
В процессе этой работы у дошкольников необходимо развивать следующие художественно-речевые умения:
- умение слушать художественные произведения, эмоционально отзываться на них;
- умение воспринимать содержание произведения в единстве с формой, понимать функциональную связь между ними, мотивированно оценивать, понимать жанровое разнообразие произведений, особенности изобразительно-выразительных средств;
- умение пересказывать произведения эмоционально, логично, последовательно, уместно употребляя образные средства и выражения, в определённом жанре, выразительно исполнять произведение [6].
Крайне важным звеном в деле приобщения ребёнка к книге мы считаем сотрудничество его с родителями. Ясное понимание того, что чтение способствует духовной связи ребёнка со взрослым, преодолению дефицита общения детей и родителей, потому что процесс осознания художественной литературы не может быть механическим: это совместная работа души и ума. К сожалению, очень многие родители относятся к детскому чтению не так, как этого хотелось бы.
Практика показывает, что это не означает, что у родителей нет желания читать и рассказывать детям. Чаще всего они не знают, как организовать домашнее чтение с сыном или дочерью, а воспитатели затрудняются помочь им в этом.
Поэтому нами были подобраны и проведены семинары-практикумы взаимодействия педагога с семьёй по организации домашнего чтения (табл. 1).
http://e-koncept.ru/2013/13579.htm
КОНТ ТКПТ
научно-методический электронный журнал
ART 13579 УДК 373.2:159.9.072.43
Шатрова С. А. Влияние литературных произведений на развитие художественной речи дошкольника // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 08. - ART 13579. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13579.htm. -Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
Таблица 1
Темы семинаров-практикумов
№ Тематический план Час
Тема 1 Педагогический совет «Роль домашнего чтения в развитии и воспитании ребёнка» 1,5
Тема 2 Педагогический час «Цели, задачи и психолого-педагогические условия домашнего чтения» 1
Тема 3 Педагогический час «Роль воспитателя в организации домашнего чтения» (организационно-деятельностная игра) 1
Тема 4 Педагогический час «Методы организации домашнего чтения» (деловая игра) 1
Тема 5 Круглый стол «Круг домашнего чтения» (работа в творческих подгруппах) 1
Тема 6 Педагогический совет «Художественный синтез в литературе для детей» 1,5
Эти семинары позволяют познакомить родителей со спецификой круга детского чтения, и, самое главное, с методами, приёмами и формами работы с детьми по данной проблеме. Проведение таких практикумов способствовало решению таких задач как:
- организация просветительской работы для родителей по вопросам домашнего чтения;
- соблюдение требований к предметно-развивающей среде и общению с ребёнком, обеспечивающих мотивацию к домашнему чтению;
- определение перспективных направлений домашнего чтения в разных возрастных группах;
- повышение квалификации воспитателей, развитие их творческой инициативы, оказание помощи начинающим коллегам в разработке технологий домашнего чтения;
- использование современных приёмов и методов организации домашнего чтения;
- оказание помощи в социализации детей дошкольного возраста через организацию в семье системы домашнего чтения.
Необходимо использовать следующие методы активизации родителей:
1. «Родительская ассамблея»,- для определения тематики, которая интересует родителей.
2. Лекции для родителей по проблемам детского чтения, психологии возраста и восприятию книги, такие как «Роль детской литературы в умственном воспитании дошкольников», «Возрастные особенности дошкольника-читателя», «Воспитываем ребёнка как читателя», «Развитие творческих способностей детей средствами домашнего чтения», «Составление домашней библиотеки» и т. д.
3. Обязательное включение родителей в организацию и проведение литературных праздников, оформление литературного пространства, связанного с книгой: книжные выставки, аннотирование новых книг, списки - рекомендации о том, что и как читать детям.
4. Получение от родителей информации о наличии книг в домашней библиотеке, частота и продолжительность домашнего чтения, детском интересе к книге.
5. Участие родителей в экскурсиях в районную библиотеку. Работа библиотекаря с родителями по комплектации домашних библиотек, методике отбора книг.
6. Консультации для родителей по организации домашнего чтения.
Основная работа по художественно - речевому развитию старших дошкольников
включается в себя четыре этапа:
I этап - цикл занятий по ознакомлению дошкольников с жанровым разнообразием художественных произведений. Его задачи:
- приобщить детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас художественных впечатлений;
- продолжать воспитывать уважение и любовь к книге, художественной литературе;
http://e-koncept.ru/2013/13579.htm
научно-методический электронный журнал
Шатрова С. А. Влияние литературных произведений на развитие художественной речи дошкольника // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 08. - ART 13579. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13579.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 13579 УДК 373.2:159.9.072.43
- развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи, способность чувствовать художественный образ;
- побуждать детей эмоционально и выразительно передавать содержание произведений.
Помимо решения общих задач на каждом занятии ставятся конкретные цели, связанные с тематикой произведения. Разработано тематическое планирование занятий, содержащее перечень основных и дополнительных литературных произведений, рекомендуемых для чтения старшим дошкольникам, а также список рекомендуемой литературой: разучивание русских народных песенок, потешек, загадок и др.; былины о русских богатырях; авторские, литературные и народные сказки; чтение стихотворений; рассказов.
Большое внимание необходимо уделять предварительному знакомству детей с содержанием произведения. Такой подход необходим, чтобы не занимать основное время занятия, а потратить его на диалог (беседу) с детьми, знакомству с автобиографиями писателей и поэтов, что давало детям возможность узнать об их детстве и творчестве.
Содержание предварительной работы было разнообразно, помимо чтения художественной литературы оно включало в себя разучивание стихотворений, загадок, пословиц по определённой тематике, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильмов и прослушивание аудиозаписей, разыгрывание мини-сценок по сказкам, подготовка детских рисунков и различных поделок.
Именно на первом этапе работы у детей происходило начальное осознание основ жанра и возникновение литературных предпочтений. Этому способствовал и подбор демонстрационного материала: сборники произведений писателей и поэтов, их портреты, народные музыкальные инструменты (маракас, бубен, металлофон) при ознакомлении с малыми формами фольклора, элементы русского народного костюма, репродукции картин, различные иллюстрации и фотографии.
В процессе диалога - беседы по произведениям у детей появилась способность к восстановлению цепи событий и установлению разнообразных смысловых связей внутри произведения и между произведениями, видение внешних действий и понимание открытых мотивов поведения героев.
II этап - цикл интегрированных занятий для повышения эффективности художественно-речевого развития дошкольников, цель которого - помочь детям выразить впечатления от произведений художественной литературы через мир музыки и живописи.
Задачи второго этапа:
- повысить эффективность художественно-речевого развития дошкольников;
- пробудить интерес к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, рисунке;
- формировать умение использовать накопленный литературный опыт для действия в определённой ситуации.
Для реализации поставленных задач разработан перспективный план интегрированных занятий. В него были включены общеизвестные произведения поэтов, прозаиков, художников и композиторов, тематика которых близка по своему содержанию для детей и логически взаимосвязана с первым циклом занятий.
Интегрированные занятия проводятся один раз в месяц по трём направлениям: музыка, рисование, художественно-речевая деятельность. Методика проведения таких занятий двухэтапная: сначала детям обеспечивалось полноценное восприятие произведений художественной литературы (чтение, рассматривание иллюстраций и т. д.), а затем формируются изобразительные представления на основе этих восприятий. Сочетание
гм yj nj
http://e-koncept.ru/2013/13579.htm
научно-методический электронный журнал
Шатрова С. А. Влияние литературных произведений на развитие художественной речи дошкольника // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 08. - ART 13579. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13579.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 13579 УДК 373.2:159.9.072.43
художественной и изобразительной деятельности в едином занятии очень эффективно. В ходе такого занятия дети переживают своего рода эмоциональный подъём.
Благодаря эвристическому методу у детей создается целостный образ от услышанной музыки, от воспроизведённого в речи и изображённого в рисунке.
Интегрированные занятия дают возможность использовать в различных сочетаниях много интересных и действенных приёмов обучения детей. Например, на занятии после чтения рассказа, дети самостоятельно создают пиктограммы, а затем используют их при пересказе.
В процессе этих занятий дети учились понимать особенности изобразительновыразительных средств в произведении; они способствовали глубокому проникновению в смысл слова, помогали формированию грамотной устной речи, её развитию и обогащению.
III этап - литературные досуги по произведениям детских писателей. Его цели:
- расширение кругозора детей;
- обогащение жизненного опыта;
- закрепление знаний о творчестве писателей и поэтов;
- понимание смысла литературного произведения;
- умение видеть своеобразие изображённой действительности;
- поддержание интереса к литературному слову;
- закрепление жанровых особенностей литературных произведений.
Литературные досуги проводятся один раз в месяц во второй половине дня и
завершают цикл занятий по художественно-речевому развитию дошкольников.
К участию в литературных досугах необходимо привлекать не только детей группы, но и взрослых: родителей, музыкального и физкультурного работников.
Но главными героями досугов остаются дети. Они могут активно участвовать в подготовке к досугу, учить наизусть и рассказывать стихотворения, принимать участие в конкурсах и аттракционах. Взрослые могут выступать в качестве ведущих, гостей или героев праздника.
На таких досугах должна царить атмосфера взаимопонимания, содружества, совместного творчества детей и взрослых. Желание делать друг для друга хорошее, радовать окружающих помогает детям и родителям объединиться в ещё более тесный круг, наладить тот контакт, которого иногда не хватает в их отношениях. Обычно, после таких праздников дети и родители не торопятся расходиться, каждому хочется высказать своё впечатление, поделиться радостью от своего выступления, вспомнить то, что больше всего понравилось и запомнилось.
Итогом досугов является не только закрепление знаний о творчестве писателя, но и опыт выступления детей в качестве артистов.
IV этап - применение речевых дидактических игр с иллюстрациями для развития творческого мышления, умения пересказывать произведения последовательно и логично.
На этом этапе используются некоторые приёмы формирования у детей навыков планирования своих речевых высказываний, а также наглядного моделирования составляемых рассказов. Для этого предлагают речевые игры, упражнения и отдельные задания творческого характера, направленные на развитие восприятия, памяти, воображения и словесного творчества детей.
Таким образом, при формировании художественно-речевой деятельности старших дошкольников необходимо, чтобы:
- все виды художественной деятельности детей складывались в русле различных видов искусства;
http://e-koncept.ru/2013/13579.htm
КОНТ ТЕПТ
Шатрова С. А. Влияние литературных произведений на развитие художественной речи дошкольника // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 08. - ART 13579. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13579.htm. -Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
научно-методический электронный журнал
ART 13579 УДК 373.2:159.9.072.43
- ознакомление дошкольников с произведениями детской литературы в определенной системе способствовало развитию у них навыков эмоционального и осознанного восприятия произведений, а художественная практическая деятельность приобретала активный репродуктивный и творческий характер;
- комплексный подход к художественно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста предполагал взаимосвязь всех компонентов данной деятельности (восприятия, воспроизведения и творчества), которые требуют применения определенных способов действия, а также совместной работы педагога и ребенка.
Для успешного формирования художественно-речевой деятельности дошкольников в процессе совместно-разделенной работы с педагогом их следует обучать необходимым способам действия - обобщенным и специальным. Они направлены на обучение взрослым и усвоение ребенком всех нужных операций по приобретению детьми знаний, умений и навыков, связанных с освоением литературных произведений.
Исследование проблемы формирования художественно-речевой деятельности детей пяти-шести лет свидетельствует, что совместно-разделенная деятельность педагога и ребенка на занятиях должна быть направлена на обучение дошкольников и специальным знаниям, необходимым для развития у них умений и навыков восприятия, воспроизведения и элементарного словесного творчества.
В процессе интегрированных занятий дошкольники приобщаются к высокохудожественной литературе, у них формируется запас художественных впечатлений, развивается поэтический слух, пробуждается интерес к творчеству, умение выражать свои чувства и мысли в речи, рисунке, развивается фантазия и воображение. Дети проявляют стремление к постоянному общению с книгой, испытывая явное удовольствие при слушании литературных произведений. Литературные досуги способствуют проявлению творческой активности детей.
Ссылки на источники
1. Крупская Н. К. К вопросу об оценке детской книжки // Собр. соч. в 10 т. Т.6. - М., 1960. - С. 75-76.
2. Маршак С. Я. Воспитание словом. - М.: Сов. писатель, 1964.
3. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание в детском саду. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1961.
4. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975.
5. Там же.
Shatrova Svetlana,
candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of pedagogics of preschool education,
Volgograd State Social-Pedagogical University, Volgograd
The influence of literary works on the development of the artistic speech of preschool children Abstract. The article is dedicated to the questions of the literary works influence on the process of artistic speech development of senior preschool children. The author singles out the components and works out the model of artistic speech development of senior preschool children.
Keywords: artistic speech, artistic word, artistic speech development of children, integrated employments, literary leisure.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
977230412013520
http://e-koncept.ru/2013/13579.htm