Один из них - мнемотаблица (схема). Именно наглядные модели служат дошкольникам с тяжёлыми нарушениями речи своеобразным планом для создания монологов.
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:
1. Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи
2. Формирование навыков перекодирования информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы
3. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
4. Развитие творческих способностей, фантазий
5. Совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
На логопедических занятия мнемотаблицы можно использовать в следующих направлениях: -заучивание стихотворений -составление рассказа описания -пересказ рассказа
Представленные приёмы работы с использованием мнемотехники позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников с ТНР, способствует повышению интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает речь детей. А также являются средствами формирования одной из ключевых понятий - владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе. Мнемотаблицы учат детей планировать рассказ и воспроизводить его в логичном порядке. Использование мнемотаблиц заметно улучшает образовательный процесс, дети учатся быстрее.
Список использованной литературы:
1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М., 2004.
2. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши.- М., 2007.
3. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 [с. 51-54.]
4. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, [с. 102-115.]
©Коновалова Е. Г., 2018
УДК 7.05
Е.А. Кулинич, магистрант 1 Институт изобразительного и декоративно-прикладного искусства 2Тольяттинский Государственный университет,
Тольятти, Россия Ведущий специалист отдела экопросвещения ФГБУ Национальный парк «Самарская Лука»
Жигулевск, Россия elenalkg@yandex.ru
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СФЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассмотрено экологическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях.
Рассмотрены основные направления художественного образования детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: Экологическое воспитание, дошкольники, художественное образование.
Модернизация системы образования в России определила главную цель экологического образования - это формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, который способен осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Тем самым содержание экологического воспитания в дошкольном образовании включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию [4].
Прослеживая взгляд на проблему экологического воспитания в историческом аспекте можно увидеть, что учёные находили её решение с различных, даже противоположных теоретических позиций. И большая часть исследований (В.А. Сухомлинский, А.А. Лопатина, С.Н. Николаева, М.В. Скребцова) подтверждает, что художественные занятия будут способствовать более лучшему усвоению экологических знаний [1].
Перестройка путей дошкольного экологического воспитания на новый образ жизни, мышления и поведения в окружающем мире, основанный на психологической активности людей к экологической деятельности, на экологической этике добра и милосердия, на экологизации сознания в целом. Выдвигает необходимость формировать у дошкольников умение адаптироваться к природной среде и вырабатывать навыки экологически целесообразного поведения.
Выше сказанное позволяет утверждать, что средства художественного образования как нельзя лучше позволяют решать цели и задачи экологического воспитания дошкольников. Художественный материал помогает закреплять и уточнять представления детей о знакомых животных, растениях, сезонных явлениях в природе, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С помощью художественных способов можно развивать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (например, показать диких зверей на картинах И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» или животных других климатических зон Й. Вольф «Волы»).
Изобразительное искусство позволяет дать детям представление о длительно протекающих в природе явлениях (например, сезонные явления природы картине Н.П. Крымова «После весеннего дождя», весна на картинах А. Саврасова и т.д.). С помощью искусства удается успешно обобщать и систематизировать знания детей. Особую роль здесь следует отвести демонстрации произведений, с помощью которых появляется возможность углубить знания детей, помочь им понять сущность явления, установить связи и отношения. Изобразительное искусство и рассматривание репродукций с художественных картин играет большую роль в формировании эстетического восприятия природы, в обогащении эстетических впечатлений и чувств [3].
Итак, применение изобразительного материала способствуют формированию у детей четких, полных представлений об окружающем мире, развитию восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. При отборе репродукций с художественных картин для работы с детьми необходимо учитывать ряд требований, основными из которых являются реалистичность изображенных объектов, явлений природы, ясность замысла художника. Не менее важна и художественная выразительность материала, представленная в единстве с познавательным содержанием. Картины, отображающие природу, должны вызывать у дошкольников чувственные восприятия, близкие к восприятию действительности.
Во время рассматривания картин с дошкольниками важно применять сравнения животных или растений по различию и сходству, что способствует развитию наблюдательности и мышления, а составление описательного рассказа по картине помогают закрепить полученные знания и развивают связную речь. Необходимо учитывать также возрастные возможности восприятия дошкольников. Так, при формировании знаний о временах года для детей порой сложно распознавание сезонов по пейзажным
картинам, особенно если предлагаются картины с изображением весны или осени. Показ художественных картин необходимо сопровождать рассказом воспитателя или беседой с детьми. Особая ценность рассказов педагога в том, что они дополняют и конкретизируют имеющиеся у дошкольников представления. Рассказ воспитателя о различных предметах и явлениях природы, которые изображены на картине значительно расширяет знания дошкольников. Рассказывать надо образно и красочно, при этом используя слова, которые понятны и знакомы детям. В то время как беседа должна подталкивать детей на сопоставление фактов, улавливание некоторых причинных связей. Этому способствуют вопросы типа «почему?» и «как ты узнал?», например: Что за дерево растет во дворе сада и на картине Шишкина «Около дачи»?
Художественное слово также позволяет накапливать знания о природе, воспитывать интерес и любовь к природе, развивать чувство красоты. Использование художественного произведения нужно грамотно сочетать с наблюдениями. Художественное описание уже знакомых растений, животных или явлений природы делает восприятие детей ярче, вызывает интерес к наблюдению. Например, после чтения М. Пришвина «Золотой луг» дети начинают обращать внимание на вид луга в разное время дня и при разной погоде. Рассматривают одуванчики и замечают изменения в форме их цветка, когда он открывается и закрывается. Художественное описание незнакомых растений и животных, которое опирается на уже имеющиеся наблюдения и общие представления, создает новый образ, который помогает найти такой объект в природе. Например, после чтения сказки Н. Павловой «Как облачко». На прогулке дети отыскивают цветы, признаки которых описаны в сказке.
Произведения художественной литературы, особенно небольшие по объему, лаконичные и образные описательные рассказы, стихи, загадки, могут использоваться как дополнительный способ работы с детьми по экологическому воспитанию. Но также могут быть основным источником экологической информации описание внешнего вида животных и его повадки, условия, необходимые для приспособления живых существ к окружающим условиям, взаимоотношения людей с растительным и животным миром и многое другое.
Произведения литературы особенно ценны тем, что содержат не только информацию, которую необходимо передать детям, но также они несут в себе эмоциональный заряд, который формирует эмоциональное отношение. Сюжеты хорошо известных детям народных сказок могут стать основой для проведения занятия в форме сюжетно-дидактической игры, целью которой является формирование у дошкольников обобщений экологических знаний [5].
Сказочных персонажей можно использовать как примеры отношения к природе, они позволяют ярко показать детям положительные и отрицательные стороны поведения к природе. За счет уже имеющегося в сказке противопоставления последствий позитивного и негативного поведения персонажей дошкольникам в дальнейшем легко их оценить, а также перенести данную оценку за пределы сказки, в соответствующие ситуации реальной жизни. В дальнейшем появляется возможность совместить сказку с театральной деятельностью. Театральная деятельность позволяет те или иные формы экологического поведения, давая при этом им оценку, помогают детям приобретать опыт воплощения в жизнь своих экологических знаний. Драматизировать целесообразно как народные сказки о животных, так и авторские познавательные сказки, и рассказы В.Бианки, Б.Заходера, Е.Чарушина, Н.Сладкова и других.
Содержание загадок, рассказов, стихотворений и пословиц можно использовать для проведения экологического тренинга (построение экологических цепочек, закрепление бережного отношения к природе и правил поведения и т.д.). Для примера приведем произведения Братья Гримм «Солнце ясное всю правду откроет», М.Пришвина «Разговор деревьев» К.Ушинского «Дети в роще», М.Сладкова «Не долго думая» и др.
Познавательные сказки обладают большими возможностями в экологическом воспитании детей, они не только необходимы для подачи детям сложной экологической информации, но также и для нравственного развития. К.Д.Ушинский писал, что сказки пробуждают у детей чувства, определенного отношения к моральным поступкам, делают понятной ту нравственную мысль, что описана в произведении. Сказка «Умей обождать» К.Д. Ушинского очень ярко показывает детям последствия неправильного поведения в природе, дает основу для ознакомления дошкольников с некоторыми правилами экологической
безопасности.
С целью приобретения определенного экологического опыта в детском саду важно не только прочитать и обсудить ее с детьми, но и организовать на ее основе театральную постановку, добавляя к содержанию сказки еще несколько эпизодов, которые поставят детей перед выбором экологически правильного поведения. Наблюдения за игрой детей позволят педагогу проверить действенность приобретенных дошкольниками экологических знаний. Одним из важных средств экологического воспитания с целью эстетического восприятия окружающего мира является музыка. Влияние музыки на развитие у дошкольников экологической культуры очень велико. Музыкальное искусство способно воздействовать на всестороннее развитие детей, побуждать их к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира [2].
Н. С. Дежникова, Л. Ю. Иванова указывали, что связь экологии и культуры прямолинейна, тем самым состояние экологии отражает уровень культуры общества. Поэтому без изменений в культуре экологического воспитания нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии [4].
Музыкальное искусство имеет главное значение в развитии способности к эмоциональному восприятию окружающего мира. Как известно многие композиторы в своем творчестве теме природы отводят большое значение. Например, музыкальные циклы «Времена года» А.Вивальди, П. И. Чайковского и А. К. Глазунова. В них композиторы с помощью музыкальных средств описывают яркие, красочные и поэтичные изображения природы.
Тему экологии можно вплести во все виды музыкальной деятельности дошкольников. Слушание музыки можно сочетать с танцевальными движениями и давая задания детям представлять себя то птичкой, то кошкой, то дождиком или снежинкой, тем самым давая возможность детям в движениях переживать состояние образа, эмоциональную окраску которую предоставляет музыка.
Начиная с раннего возраста дети воспринимают образы животных и обыгрывают их, напевая потешки, считалочки. песенки-прибаутки, песенки-небылицы (например, «Кисонька-Мурысонька», «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая» и т. д.). Дошкольники более старшего возраста с удовольствием слушают и поют песенки про животных, птиц и насекомых (Б. Брянского «Песенка про кисоньку», Н. Носова «В траве сидел кузнечик», Д. Тухманова «Птичка» и т. д.). Дети учатся сопереживать зайке, который приболел в произведении В.Сидорова «Зайка болеет», подражают в песенках крику и пению животных, из песен они узнают нельзя обижать животных и что им нужно помогать.
В процессе музыкальных занятий формируется любовь к растительному миру. Дети поют песни о березке, красоте яблоньки, расцветающей весной, о листочках, которые падают с деревьев, отчего становится грустно, про грибочки, поясняя заодно про съедобные и несъедобные, про овощи, выращенные на своем огороде и т. д.
Дети выполняют музыкальные этюды, изображая деревья, цветы и животных, слушают и поют песни о том, как красив наш край, о солнце, о листве - обо всем, что нас окружает. Использование музыкальной деятельности на занятиях по экологическому воспитанию приводит к отличным результатам, музыка способствует более успешному формированию у дошкольников экологического сознания и экологического отношения к природе, растениям и животным.
Большое значение для активизации экологического воспитания с помощью художественных сред для детей дошкольного возраста имеет создание соответствующей предметно-пространственной среды. Для полноценного процесса экологического воспитания необходимо групповое помещение оформлять и дополнять не только растительными композициями, но и репродукциями картин, устраивать выставки, устанавливать папки с детскими работами на природные темы и т.д.. Только предметно-пространственная среда, насыщенная соответствующими стимулами, создает уникальное настроение, благодаря которому каждое слово педагога становится более значимым и убедительным. Интерьер, в который органично включается мир природы, сам по себе оказывает на личность сильное психолого-педагогическое воздействие, и одновременно является наглядным пособием для художественного творчества дошкольников.
Итак, главное значение художественного образования в экологическом воспитании заключается в том, что искусство позволяет наглядно показать и выявить существенный характер тех или иных явлений окружающей природы, который будет понятен детям и позволит им не только увидеть мир природы, но и полюбить его.
Таким образом, дошкольный возраст главный период, когда формируются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе и окружающему миру. В данном возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды, у них начинает формироваться эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействии детей с природой, в осознании неразрывности с ней. Именно в дошкольном возрасте необходимо начинать работу по развитию у детей основ экологических знаний, правил и норм взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней и развитие активной личности в решении экологических проблем. Усвоение основ экологических знаний с использованием различных видов художественной деятельности наиболее продуктивно в дошкольном возрасте, так как дети воспринимают природу очень эмоционально, как нечто живое, что стимулируется и подкрепляется художественными средствами. Главная роль в процессе экологического воспитания культуры через художественное образование дошкольников отводится педагогам. Педагог должен найти такие педагогические методы и приемы, которые способны пробудить у детей интерес, вызвать эмоциональное отношение к изображаемому, желание оценить свои работы, заметить в них разнообразие форм, яркость цветосочетаний, ритмический повтор, расположение в пространстве и многое другое, которые, несомненно, будут транслироваться с изображения на реальный образ живой природы, и, следовательно, на бережное отношение к нему.
Список использованной литературы:
1. Аксенова, З. Ф. Экологическое воспитание дошкольников / З.Ф. Аксенова. - М.: Сфера, 2015. - 128 с.
2. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. -2012. - N 5. - с. 80-82.
3. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду / С.Н. Николаева. - М.: Просвещение, 2015. - 240 с.
4. Попов А.М. Актуальные проблемы экологического воспитания и образования // Вестник Омского университета № 1 - 2017 - С. 141-146
5. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т.М. Сереябрякова. М. : Академия. 2008, 256с.
© Кулинич Е.А., 2018
УДК 7.05
Е.А. Кулинич, магистрант 1 Институт изобразительного и декоративно-прикладного искусства 2Тольяттинский Государственный университет, Тольятти, Россия Ведущий специалист отдела экопросвещения ФГБУ Национальный парк «Самарская Лука», Жигулевск, Россия
elenalkg@yandex.ru
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СФЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассмотрено экологическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях.