Научная статья на тему 'Экологическое воспитание в сфере художественного образования'

Экологическое воспитание в сфере художественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
653
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОШКОЛЬНИКИ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулинич Е. А.

В статье рассмотрено экологическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях. Представлены основные направления художественного образования детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическое воспитание в сфере художественного образования»

Итак, главное значение художественного образования в экологическом воспитании заключается в том, что искусство позволяет наглядно показать и выявить существенный характер тех или иных явлений окружающей природы, который будет понятен детям и позволит им не только увидеть мир природы, но и полюбить его.

Таким образом, дошкольный возраст главный период, когда формируются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе и окружающему миру. В данном возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды, у них начинает формироваться эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействии детей с природой, в осознании неразрывности с ней. Именно в дошкольном возрасте необходимо начинать работу по развитию у детей основ экологических знаний, правил и норм взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней и развитие активной личности в решении экологических проблем. Усвоение основ экологических знаний с использованием различных видов художественной деятельности наиболее продуктивно в дошкольном возрасте, так как дети воспринимают природу очень эмоционально, как нечто живое, что стимулируется и подкрепляется художественными средствами. Главная роль в процессе экологического воспитания культуры через художественное образование дошкольников отводится педагогам. Педагог должен найти такие педагогические методы и приемы, которые способны пробудить у детей интерес, вызвать эмоциональное отношение к изображаемому, желание оценить свои работы, заметить в них разнообразие форм, яркость цветосочетаний, ритмический повтор, расположение в пространстве и многое другое, которые, несомненно, будут транслироваться с изображения на реальный образ живой природы, и, следовательно, на бережное отношение к нему.

Список использованной литературы:

1. Аксенова, З. Ф. Экологическое воспитание дошкольников / З.Ф. Аксенова. - М.: Сфера, 2015. - 128 с.

2. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. -2012. - N 5. - с. 80-82.

3. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду / С.Н. Николаева. - М.: Просвещение, 2015. - 240 с.

4. Попов А.М. Актуальные проблемы экологического воспитания и образования // Вестник Омского университета № 1 - 2017 - С. 141-146

5. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т.М. Сереябрякова. М. : Академия. 2008, 256с.

© Кулинич Е.А., 2018

УДК 7.05

Е.А. Кулинич, магистрант 1 Институт изобразительного и декоративно-прикладного искусства 2Тольяттинский Государственный университет, Тольятти, Россия Ведущий специалист отдела экопросвещения ФГБУ Национальный парк «Самарская Лука», Жигулевск, Россия

[email protected]

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СФЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрено экологическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях.

Представлены основные направления художественного образования детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: Экологическое воспитание, дошкольники, художественное образование.

Одна из главных задач модернизации образования в России является достижение инновационного современного качественного дошкольного образования. Экологическое воспитание сегодня стало неотъемлемой составной частью содержания системы образования.

Согласно указу Президент РФ в 2017 году в России объявлен год экологии. Целью данного решения является необходимость привлечения внимания к проблемам, которые существуют в экологической сфере нашей страны, а также улучшение состояния экологической безопасности для жителей России. В связи с этим происходит переосмысление позиций по самым ключевым вопросам экологического воспитания: сущность человека, его роли и назначение в мире, тенденции в развитии культуры, взаимоотношения человека и природы [4].

В качестве основных социальных предпосылок экологического воспитания выступили проблемы, стоящие перед современным человеком, в первую очередь - это угроза глобальной экологической катастрофы. С точки зрения нравственности экологическое воспитание необходимо для понимания ребенком гармонизации взаимоотношений человека с природой, которое бы обеспечивало дальнейшие позитивное развитие взаимодействия с природой. Жизнь современных дошкольников оторвана от живой природы, они живут в мире техники, в ритме больших городов с насыщенными высокими скоростями изменений. Данная ситуация обостряет проблему экологического воспитания детей и усложняет построение воспитательного процесса. Ситуация, происходящая в окружающей среде, убедительно подтверждает, что никакие позитивные изменения в экологии невозможны без изменений в культуре природопользования, без того, чтобы уже сегодняшние дети с ранних лет научились жить в созвучии с окружающим миром.

Разработанные стандарты образования (ФГОС ДО) подразумевают экологическое воспитание, уже начиная с младшего дошкольного возраста. В связи с этим перед педагогами стоит задача по необходимости разрабатывать и внедрять современные образовательные технологии, обновлять содержание работы в группах воспитанников. Особенной сферой экологического воспитания является художественное образование. Связь между экологией и художественным творчеством исключительно тесная. В. А. Сухомлинский писал, что: «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства» [1].

Возможность экологического воспитания в сфере художественного образования является наиболее универсальной моделью воспитания гуманного отношения к природе, формирование экологических знаний и развитие эстетических чувств. Занятия художественной деятельностью позволяют воспитывать навыки экологической культуры у дошкольников не только в сфере искусства, но и помогают развивать ребенка с яркой индивидуальностью.

Художественное творчество - это сосредоточение духовного мира народа, выражение в его философии и истории развития национальной культуры, в формировании ощущения и восприятия внешнего мира, в конкретном продукте. Вовлекая ребенка в практическую деятельность по освоению мира экологической культуры, эффективно использовать интеграционное, комплексное, целостное обучение [3].

Учёные-исследователи В.И. Вернадский, И.В. Стебаева, Г.В. Гуровец, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, Т.А. Сорочук, С.Н. Николаева, И.А. Лыкова, Н.А. Рыжова и др. рассматривали экологическое воспитание во взаимосвязи с художественным образованием. Художественные средства помогают направить внимание дошкольника на самые красивые и завораживающие явления природы. Художественное образование представляет собой неистощимый источник описания природы и ее явлений.

Экологическое воспитание в процессе художественного образования не только позволяет развивать в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям, но также служит важным

средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и формирует нравственно-эстетические чувства. Поэтому занятия художественного образования являются значимой составляющей экологического воспитания дошкольников. Причем, здесь важен не просто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая дает возможность использовать по максимуму закономерности, явления, нужные для художественных занятий рисованием, лепкой, аппликацией [5].

Программы по обучению и воспитанию дошкольников, соответствующие требованиям ФГОС указывают на необходимость экологического воспитания в сфере художественного образования. Прослеживая проблему экологического воспитания в историческом аспекте можно увидеть, что учёные находили её решение с различных, даже противоположных теоретических позиций. И большая часть исследований (В. А. Сухомлинский, А.А. Лопатина, С.Н. Николаева, М.В. Скребцова) подтверждает, что художественные занятия будут способствовать более лучшему усвоению экологических знаний [2].

Анализ теоретического материала, связанного с темой исследования, показал, что проблема экологического воспитания средствами художественного образования является актуальной.

Целью исследования являлось выявление уровня экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи эксперимента - психолого-педагогическое, организационно - деятельностное обеспечение процесса исследования уровня экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Для реализации цели и задач исследования нами применялся комплекс научно-исследовательских методов. Одним из методов явилась опытно - экспериментальная работа, проводимая в 2017 году в ГБОУ СОШ №16 СПДС "Красная шапочка" г. Жигулевск, в нем принимали участие 20 детей в естественных условиях в процессе осуществления воспитательной деятельности.

На данном этапе были выделены следующие критерии для определения уровня экологического воспитания детей дошкольного возраста:

1. Ценностно-мотивационный компонент. Определяет понимание дошкольниками всей природной ценности и характеризует интерес для получения знаний о проблемах экологии.

2. Когнитивный компонент. Данный компонент определяет наличие знаний и представлений об экологии.

3. Эмоционально-чувственный компонент. Определяет ответственность, заботу и позитивные эмоции дошкольников к природе.

4. Практико-деятельностный компонент. Определяет наличие практических умений в заботе о природе, наличие инициативы в решении экологических проблем.

5. Поведенческий компонент. Определяет наличие потребности в приобретении экологических знаний и умений, потребности в общении с представителями окружающего мира, сопереживания им, проявления доброты, чуткости, милосердия.

По окончании констатирующего эксперимента на основе полученных результатов был выделен средний показатель уровня экологического воспитания детей дошкольного возраста.

На рисунке 1 предоставлены результаты проведенного исследования уровня экологического воспитания детей дошкольного возраста

Уровни

Высокий

45%

Рисунок 1 - Показатели результатов уровня экологического воспитания детей дошкольного возраста

~ 154 ~

Используя на практике представленные методики, были получены следующие результаты.

Высокий уровень был выявлен у 4 детей (20%) - у детей данного уровня имеется выраженная положительная направленность отношения к вопросам экологии. Дети с удовольствием, по собственной инициативе проявляют интерес к объектам природы, они самостоятельно обогащают свой опыт познания в вопросах экологии. У детей сформировано сострадание к объектам природы, ярко выраженно желание заботиться о природе. Для детей характерна радость и восхищение от взаимодействия с природой. Детям свойственно соблюдение норм и правил экологического поведения, оказывает помощь природе и людям, имеют чувство долга и ответственности перед природой. Имеют самостоятельные желания реализоваться в решении экологических проблем. Дети предпочитают активную деятельность с объектами природы. С удовольствием, по собственной инициативе общаются с живыми существами, наблюдают за проявлениями их жизни. С удовольствием откликаются на предложение помочь живому объекту, самостоятельно видят необходимость ухода за ним и качественно его выполняют. Замечают экологические проблемы, пытаются их решить, привлечь внимание взрослых. Выражена потребность к общению с природными объектами. Проявляет чуткость и сопереживание в отношении природных объектов

Средний уровень был выявлен у 9 детей (45%) - дети данного уровня имеют положительное отношение к вопросам экологии. Дети с удовольствием, по собственной инициативе проявляют интерес преимущественно со знакомыми, приятными для них объектами природы. У детей сформировано сострадание к знакомым объектам природы, наблюдается желание заботиться об объектах природы, но только за теми, которые нравятся детям. У детей выражен интерес к наблюдению за природой. Дети понимают важность экологии для здоровья человека и его успешной жизнедеятельности, но не применяет данные знания на практике. Дети данного уровня проявляют радость при встрече с объектами природы, к которым проявляют интерес. С удовольствием, по собственной инициативе общаются со знакомыми, приятными животными и растениями, интересуются проявлениями их жизни, состоянием. Направленность практических умений за объектами природы до конца не осмыслена. Детей увлекает процесс выполнения практических действий, а не получение качественного результата. В основном имеют интерес в общении только с интересующими объектами природы. Эмоционально выражает свое отношение только к интересующим объектам природы

Низкий уровень был выявлен у 7 детей (35%) - дети данного уровня не интересуются вопросами экологии. Отсутствует интерес к природным явлениям или живым организмам. Дети данного уровня отдают предпочтение игре, рисованию и т.д. и по собственной инициативе не проявляют желания общаться с объектами природы. У детей полностью отсутствует интерес и желание к взаимодействию с объектами природы. Отношение к окружающему миру - пассивно-созерцательное, характеризующееся неосознанным восприятием природных явлений. Познавательное отношение к вопросам экологии не устойчивое. Дети данного уровня не интересуются и не проявляют радость при встрече с объектами природы. Дети наряду с положительными действиями могут проявлять с объектами природы небрежность и иногда проявлять агрессию. При этом действуют неосознанно, механически, подражательно, могут присоединиться к неправильному поведению других. Не выполняют правила гуманного взаимодействия с объектами природы, не умеют ухаживать за живыми существами. Проявляет слабый интерес и эмоционально не выражает свое отношение к экологическим проблемам. Эмоционально не выражают свое отношение объектам природы.

Таким образом, результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента, подтверждают и дополняют данные научных исследований педагогов и психологов в данной области, по результатам исследования можно сделать вывод, что дети, участвующие в эксперименте имеют не достаточно сформированные экологические представления. Это подтвердило необходимость осуществления целенаправленной развивающей работы по экологическому воспитанию.

Список использованной литературы:

1. Аксенова, З. Ф. Экологическое воспитание дошкольников / З.Ф. Аксенова. - М.: Сфера, 2015. - 128 с.

2. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. -

2012. - N 5. - с. 80-82.

3. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду / С.Н. Николаева. - М.: Просвещение, 2015. - 240 с.

4. Попов А.М. Актуальные проблемы экологического воспитания и образования // Вестник Омского университета № 1 - 2017 - С. 141-146

5. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т.М. Сереябрякова. М. : Академия. 2008, 256с.

© Кулинич Е.А., 2018

УДК 376

С.Н. Кулясова

социальный педагог

ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

п. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ

Анохина Л.В. социальный педагог

ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

п. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ

ЛЭПБУК КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Аннотация

Статья посвящена созданию лэпбуков как новому средству работы с детьми, имеющими особенности в развитии. Задания и занимательный материал по разным темам можно использовать как в групповой, так и в индивидуальной работе.

Ключевые слова

Игра, реабилитация, средство обучения, лэпбук, инновационные технологии

Наше время- время контрастов. С одной стороны, жизнь - шаблонные действия, ритуалы и правила. С другой стороны - наше время- время перемен. Оно задает высокую планку творческому человеку и к этому надо стремиться: находить нестандартные и нестереотипные решения проблем, умение видеть вещи в новом, необычном ракурсе. Важным аспектом современного Российского образования является «научиться учиться самому».

Перед педагогом стоит задача научить ребенка ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации и каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности, и находит столько граней, планов и радость новых открытий.

Всем известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка, чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу. Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества мы находим в использовании лэпбука в образовательном и реабилитационном процессе.

Лэпбук - это тематическая, интерактивная яркая папка наполненная дидактическим игровым материалом. Особенности данного лэпбука в том, что он подходит как для обычных детей дошкольного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.