Научная статья на тему 'Психологическая структура взаимопонимания в музыкальной среде'

Психологическая структура взаимопонимания в музыкальной среде Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
156
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / КОМПОЗИТОР / ИСПОЛНИТЕЛЬ / ВЗАИМНАЯ АДАПТАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / АНСАМБЛЕВАЯ МУЗЫКА / PSYCHOLOGICAL UNDERSTANDING / MUSICAL PSYCHOLOGY / COMPOSER / INTEPRETOR / ENSEMBLE MUSIC / ADAPTION OF INDIVIDUAL ART PERFORMANCES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бжиская Юлия Вячеславовна, Иноземцева Иллария Александровна

В данной статье авторы рассматривают психологическую структуру взаимопонимания в музыкальной среде, останавливаясь на таких понятиях как взимопонимание, эмпатия, идентификация. Также освещается история развития музыкальной психологии как науки. В контексте данной статьи актуальными также являются вопросы взаимоотношений композитора и исполнителя, между исполнителями и между исполнителем и слушателем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PSYCOLOGICAL STRUCTURE OF UNDERSTANDING IN MUSICAL SPHERE

The psychological understanding in musical sphere is considered by the authors. Such concepts as understanding, identification, musical psychology are analyzed in this article. The relations between a composer and an interpreter, the interpreter and a listener, the interpreters are very actual and important to be mentioned.

Текст научной работы на тему «Психологическая структура взаимопонимания в музыкальной среде»

интереса к природе; в старшей подгруппе снизилось количество детей с низким уровнем (6,7%), и заметно увеличилось количество детей с высоким уровнем (53,3%) интереса к природе.

Выводы. Таким образом, результаты проведенной работы указывают на значимость рассмотренной проблемы. В процессе эмпирического исследования установлено, что у детей сформировалось положительное эмоциональное отношение к миру природы, они стали более чуткими и внимательными к поведению птиц, животных, состоянию растений. Одним из средств, позволившим достичь положительных результатов в развитии интереса к природе является детская художественная литература. Сопровождая жизнедеятельность детей чтением литературных произведений, постоянно активизировали интерес ребят к природе, побуждали их к наблюдению, желанию больше узнавать про растительный мир, повадки животных, замечать, когда животному, птицам или растениям нужна помощь, и оказывать ее под руководством взрослого.

Использование детской художественной литературы о природе в работе с детьми разновозрастной группы привело к повышению у детей уровня интереса к природе. Изменения выразились в следующем: дети стали задавать больше вопросов, касающихся растений, птиц, животных, насекомых, явлений природы, активнее наблюдать за природой; у ребят сформировалось положительное эмоциональное отношение к объектам и явлениям природы, обогатился словарный запас, речь стала более образной, активизировались познавательные процессы: память, любознательность, наблюдательность, внимательность, дети чаще стали интересоваться книгами, с вниманием рассматривать иллюстрации, что подтверждает развивающую роль детской художественной литературы в развитии интереса к природе.

Литература:

1. Бобылева, Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников / Л. Бобылева // Дошкольное воспитание. - 2015. - №7. - С. 10-15.

2. Валова, З.Г., Моисеенко, Ю.Е. Ребенок среди природы / З.Г. Валова, Ю.Е. Моисеенко. - Мн.: Полымя, 2011. - 112 с.

3. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Веретенникова. - М.: Просвещение, 2012. - 272 с.

4. Виноградова, Н.В. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н.В. Виноградова. - М.: Просвещение, 2010. - 103 с.

5. Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - с. 4-22.

6. Козлова, С.А. Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2005. - 375 с.

7. Методика ознакомления с природой в детском саду / под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение,

2011. - 240 с.

8. Миронов, А.В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО: Деятельностный и экологический подходы, виды, формы, методы деятельности / А.В. Миронов. - Волгоград: Учитель,

2012. - 260 с.

9. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 224 с.

10. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 336 с.

11. Полная хрестоматия для дошкольников / Сост. С. Д. Томилова. - М.: АСТ-ПРЕСС, - 2011. - 346 с.

12. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. - М.: Издательский дом «Карапуз», 2011. - 432 с.

Педагогика

УДК 377 ББК 74.4

кандидат педагогических наук, доцент Бжиская Юлия Вячеславовна

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения» (г. Ростов-на-Дону); студентка Иноземцева Иллария Александровна

ФУБОУ ВО «Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова (г. Ростов-на-Дону)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. В данной статье авторы рассматривают психологическую структуру взаимопонимания в музыкальной среде, останавливаясь на таких понятиях как взимопонимание, эмпатия, идентификация. Также освещается история развития музыкальной психологии как науки. В контексте данной статьи актуальными также являются вопросы взаимоотношений композитора и исполнителя, между исполнителями и между исполнителем и слушателем.

Ключевые слова: психологическое взаимопонимание, музыкальная психология, композитор, исполнитель, взаимная адаптация индивидуальных художественных представлений, ансамблевая музыка.

Annotation. The psychological understanding in musical sphere is considered by the authors. Such concepts as understanding, identification, musical psychology are analyzed in this article. The relations between a composer and an interpreter, the interpreter and a listener, the interpreters are very actual and important to be mentioned.

Keywords: psychological understanding, musical psychology, composer, intepretor, ensemble music, adaption of individual art performances.

Введение. Для современного мирового сообщества, характеризующегося множеством мнений, политических взглядов и экономических форм собственности, чрезвычайное значение приобретает взаимопонимание между людьми, специалистами различных сфер. Не исключение и музыкальная среда.

Для рассмотрения психологической структуры взаимопонимания в музыкальной среде следует остановиться на таком понятии как взаимопонимание. В психологии этот термин рассматривается как комплексный феномен, состоящий, по крайней мере, из четырёх компонентов. Во-первых, взаимопонимание

- это согласование индивидуальных точек зрения на объект понимания - природного явления, социального события, обсуждаемой темы и.т.д. Во-вторых, взаимопонимание включает понимание себя. Любое понимание одновременно является и самопониманием. В-третьих, обсуждаемая тема включает понимание партнёра по общению - его целей, мыслей, личностных черт, ценностно-смысловой позиции, социальных нормативов и этических принципов. Значительную роль играют также эмпатия (способность к сопереживанию и вовлечению себя в эмоциональное состояние другого человека) и идентификация (умение поставить себя на место другого человека, взглянуть на объект понимание с его точки зрения). В-четвёртых, существует социально-рефлексивный компонент субъекта о том, как партнёр по общению понимает его [2].

Для нашего исследования психологической структуры взаимопонимания в музыкальной среде важно и необходимо уделить внимание музыкальной психологии как науке, изучение которой берёт своё начало в работах античных философов (например, Платона, Аристотеля, учении Пифагора об эвритмии).

В средние века музыкальная психология получила свое развитие на Востоке в трудах великих ученых Фараби («Большая книга о музыке»), Ибн Сины (о целительном значении музыки для тела и души, восприятии музыки с физиологической и психологической точки зрения), Джами, Мараги, Кавкаби и др.

Собственно научная музыкальная психология берет свое начало в труде немецкого естествоиспытателя Германа Гельмгольца - «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки», где разработана резонансная теория слуха о слуховых ощущениях, возникающих в человеке благодаря резонированию внутренних органов слуха в ответ на внешние воздействия.

Разработка физиологических основ музыкальной психологии принадлежит ученым-физиологам И.М.Сеченову («Рефлексы головного мозга») и И.П.Павлову о высшей нервной деятельности, рефлекторном характере психики, изучении второй сигнальной системы [3].

Исходя из сказанного, можно сделать вывод о значимости музыкальной психологии как науки, рассматривающей взаимопонимание как основополагающую. Музыкальная среда не является исключением во взаимопонимании между специалистами, так как она влияет на психологию человека и пробуждает в его психике особые сигналы.

Изложение основного материала статьи. Музыка всегда занимала в жизни человека значительное место. В музыке люди находят отражение своим собственным эмоциям, своим переживаниям и стремлениям. Музыка помогает преодолевать эмоциональные кризисы, она действует на душу человека успокаивающе и в большинстве случаев созидающе. Таким образом, музыка и человек неразрывно связаны между собой, и для сохранения этой связи необходимо поддержание взаимопонимания в музыкальной среде, то есть, непосредственно между композитором и исполнителем, самими музыкантами (например, оркестрантами и дирижёром, участниками камерного ансамбля) и между музыкантами и социумом (этика общения музыканта и слушателя).

Встаёт вопрос не просто о психологическом взаимопонимании в музыкальной среде, а о рассмотрении некой структуры такого феномена, где рассматриваются взаимоотношения между композитором и исполнителем, между исполнителями и между исполнителем и слушателем. Справедливо утверждение, что записанные на бумаге ноты сами по себе музыкой не являются, а служат лишь схемой для ее воспроизведения. Тогда нотная запись становится музыкой лишь в момент звучания, то есть когда кто-то ее исполняет. Следовательно, возникает первое звено взаимопонимания - «композитор - исполнитель».

В диалектической паре «композитор - исполнитель» наиболее часто представлены проблемы интерпретации, т.е. специфики отношения исполнителя к авторскому тексту. Проблема интерпретации -«золотая середина» между замыслом композитора и индивидуальностью исполнителя - всегда занимала важное место в сфере музыкального исполнительства и освещена в работах таких авторов, как Томский И.А. и Корноухов М.Д.

По мнению Корноухова М.Д., музыка требует от исполнителя работы интонационного аппарата, слуха, памяти, ассоциативного мышления, нравственных затрат, интеллекта, обладая высоким уровнем знаний в областях, связанных не только с исполнительством, но и теорией и историей музыки. Для эффективного осуществления интерпретационной деятельности автор выделяет такое понятие, как интерпретационно-текстологический комплекс, включающий мотивационно-ценностную (мотивационные установки понимания текста, диалектическое единство восприятия нотного текста в целом и его мельчайших деталей), информативно-смысловую (герменевтическая основа изучения текстовой информации - от целого к частному, от частного к целому) и художественно-практическую (поиск путей воплощения графической информации) компоненты. Таким образом, Корноухов М.Д. выстраивает постепенный процесс формирования ИТК музыкального произведения от первичного самоанализа через конструирование программы развития и совершенствования личностных качеств и умений к результативной фазе -исполнению музыкального произведения [4].

Томский И.А. называет интерпретацией субъективное исполнение созданного композитором нотного текста, так как партитура - это схематичное воспроизведение работы автора. Отсюда цель интерпретации -выявление особого настроения произведения, личностного смысла авторских обозначений, художественного образа, то есть, подтекста. С другой стороны, в силу невозможности передачи всего замысла при помощи композиторских ремарок исполнителю предоставляется возможность реализации своих индивидуальных качеств. Художественное воплощение интерпретации, по мнению Томского И.А., зависит от психологических и профессиональных качеств музыканта: музыкально-слуховых представлений, интеллекта, темперамента, эмоциональной отзывчивости, музыкального опыта, исполнительской выдержки, концентрации внимания, владения, способности контролировать свою игру. Поэтому Томский И.А., как и Беликова В., характеризует такие типы интерпретационных установок, как атрибуция (точное воспроизведение исполнителем нотного текста) и инвенция (изменение нотного текста и образной атмосферы). Последняя определяется внутренними качествами музыканта: характером, темпераментом и правильной трактовке произведения, которое подразумевает правильное понимание эпохи, в которую оно было написано. В этой связи работа над произведением - это его всестороннее изучение, позволяющее углубиться в образную сферу и понять замысел композитора [6].

Актуальными также являются вопросы взаимоотношений композитора и исполнителя, в связи с чем встают вопросы значимости субъективного начала в деятельности исполнителя, феномен «сотворчества» композитора и исполнителя.

Одной из особенностей деятельности исполнителя является свободное отношение к воспроизведению авторского текста. Композитором программируется звуковой состав произведения, однако исполнитель имеет право на собственную трактовку. С одной стороны, такое свободное обращение с авторским текстом влечёт за собой искажение композиторского замысла, с другой - есть плодотворные примеры внедрения свободно-импровизационного начала в авторский текст.

В современной музыкально-исполнительской культуре появляются новые формы концертного исполнительства, выдвигающие свои типы музыкантов. В.Беликова определяет их как «сочиняющего виртуоза», «играющего композитора» и «исполнителя-интерпретатора», деятельность которого связана с новой задачей - истолкованием авторского текста [1]. Для совершенного исполнительского искусства становятся актуальными такие понятия, как «сотворчество», «совместное редактирование», доработка авторского текста исполнителем.

Вывод из всего вышесказанного приведён в таблице:

Итак, в современной музыкальной культуре исполнитель часто становится «первичным ориентиром» для творчества современного композитора: сочинения создаются «по заказу», с учётом конкретных требований исполнителя в области инструментального состава, тематики, образности, масштабов сочинения.

Следующее звено - взаимопонимание между самими исполнителями. Здесь потребность во взаимопонимании необходима, прежде всего, в коллективе, так как от этого зависит конечный результат исполнения музыкальных произведений. В качестве примера рассмотрим такой коллектив как камерный ансамбль.

Ансамблевая музыка представляет собой тонкую, сложно организованную материально-духовную субстанцию. Для достижения высокохудожественного исполнения, ансамблевый коллектив должен стать подлинным содружеством музыкантов, объединённых между собой целями совместной деятельности, взаимопониманием, взаимоуважением, чувством взаимной симпатии. Именно здесь на первый план выдвигаются вопросы психологической совместимости и межличностного взаимодействия ансамблистов. В основе сотрудничества музыкантов-исполнителей, объединённых в камерный ансамбль, лежит принцип равноправия. Игра в ансамбле требует от партнёров, чтобы их исполнительские намерения были едины.

Особенностью ансамблевого творчества является взаимодействие нескольких индивидуумов, каждый из которых привносит в коллектив свой собственный, индивидуальный внутренний мир со своими субъективными качествами - характером, темпераментом, образом мыслей и т.д. Потому при формировании ансамблей возникает и требует своего разрешения проблема межличностной совместимости партнёров, основанной на оптимальном сочетании индивидуально-психологических характеристик личности, таких как: ценностные установки, интересы, мотивы, потребности, особенностей темперамента. Межличностная совместимость индивидов обеспечивает продуктивность общения и при определённых условиях способна перерастать в совместимость групповую.

Необходимо отметить, что участники камерного ансамбля должны обладать такими качествами, как антиципация и адаптивность. Существуют два смысловых аспекта понятия антиципация. Один из них означает способность ансамблиста интуитивно представлять себе возможный исход действия, другой -способность мгновенно реагировать на любые события до их наступления. К числу востребованных качеств участников камерного ансамбля относится и качество взаимной художественной антиципации, что означает умение предчувствовать и предугадывать художественно-исполнительские намерения партнёров. Качество взаимной художественной антиципации имеет большое значение как в репетиционной работе музыкантов, так и на стадии концертного исполнения камерно-ансамблевых произведений. Причём в последнем случае - в особенной степени, поскольку исполнение на концертной эстраде, вследствие волнения музыкантов, почти всегда сопряжено с элементом неожиданного, импровизационного, требующего мгновенной реакции со стороны партнёров-ансамблистов.

Также особые черты приобретает следующее коммуникативное качество, необходимое музыканту-исполнителю - адаптивность, то есть, согласование и соподчинение намерений исполнителей. Уже на начальной стадии работы над музыкальным произведением впервые сталкиваются между собой различные точки зрения относительно характера и содержательного смысла того или иного ансамблевого произведения. Однако цели совместной профессиональной деятельности требуют от музыкантов нахождения в данном вопросе взаимопонимания, выработки общей творческой позиции на основе неизбежных в этом случае компромиссов и взаимной адаптации индивидуальных художественных представлений.

Выводы. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что успешность исполнительской деятельности в камерном ансамбле напрямую зависит от формирования навыков межличностного взаимодействия, таких как ансамблевая адаптивность (взаимная приспособляемость участников ансамбля); деятельностная эмпатия (глубокое восприятие внутреннего мира другого человека, эмоциональное созвучие с его переживаниями); взаимная художественная антиципация (стимулирование, регулирование, коррекция и дополнение совместной исполнительской деятельности), обеспечивающих преодоление психологической несовместимости ансамблистов [5].

Наконец, в паре «исполнитель - слушатель» также наблюдается взаимовлияние: с одной стороны, деятельность исполнителя направлена на слушательское восприятие, с другой - исполнитель всегда работает

на конкретную аудиторию с учётом её особенностей (уровень музыкальной эрудиции, стилевые предпочтения, возрастной и гендерный факторы и.т.д.). Слушатель, в свою очередь, отчасти формирует запросы на то, что он хочет услышать (соответственно, от слушательской установки зависит деятельность и исполнителя, и композитора-современника). Беликова отмечает, что слушательское восприятие является «своеобразным видообразующим фактором», так как определяет своей конкретной настройкой популярность тех или иных музыкальных сочинений, тех или иных исполнителей и, в конечном счёте, музыкального исполнительства в целом [1]. Задачей исполнителя является не только воспроизведение, но и донесение авторского текста до слушателя, то есть глубокое понимание закономерностей слушательского восприятия.

Итак, взаимопонимание имеет сложную психологическую структуру, состоящую по крайней мере из четырёх элементов. В музыкальной среде взаимопонимание представляет собой последовательность из трёх компонентов: «композитор - исполнитель - слушатель», и для отображения взаимопонимания между ними можно выделить следующие наиболее важные аспекты и положения:

- в паре «композитор - исполнитель» наиболее часто представлены проблемы интерпретации, которая понимается как «золотая середина», соединяющая в себе замысел композитора и индивидуальность исполнителя;

- между самими исполнителями потребность во взаимопонимании наблюдается, прежде всего, в коллективе, что влияет на успешность его исполнительской деятельности;

- в паре «исполнитель - слушатель» наблюдается взаимовлияние: исполнитель воздействует на слушателя, активизируя его мыслительные и эмоциональные процессы, а слушатель формирует запросы на то, что он хочет услышать.

Литература:

1. Беликова В. Музыкальное исполнительство как вид художественно-творческой деятельности: автореф. дис. ... канд.искусствоведения: 17.00.02 / В. Беликова; Киевская гос. консерватория им. П. Чайковского. -Киев: 1991 г. - 16 с.

2. Знаков В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение в межличностном общении. // Вопросы психологии. - М.: 2002 г. - с. 22 - 53.

3. Кадыров Р. Музыкальная психология: Учебное пособие. Отв. Ред. Р.Ю.Юнусов; М-во по делам культуры и спорта респ. Узбекистан, гос. консерватория Узбекистана. - Т.: Мусика, 2005 г. - 80 с.

4. Корноухов И.А. Интерпретация музыкального произведения - от теории к практике // «Музыкальное искусство и образование» - М.: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет», 2016 г. - №3 - с. 81 - 96.

5. Немыкина И., Гришкова О. Особенности межличностного взаимодействия музыкантов в камерном ансамбле // Современные проблемы науки и образования. - М.: 2013 г. - № 6 - с. 309.

6. Томский И. Творческая интерпретация музыкального произведения в вокальном исполнении / «Современные проблемы науки и образования» - Пенза: Издательский дом «Академия Естествознания», 2014 г. - №1 - с. 90.

Педагогика

УДК 37.018.4

заведующий кафедрой иностранных языков, кандидат политических наук, доцент Бикбаев Вадим Манцурович

Новосибирское высшее военное командное училище (г. Новосибирск)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЕЙ ИНОЯЗЫЧНЫХ КОММУНИКАЦИЙ ОФИЦЕРА СУХОПУТНЫХ ВОЙСК

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования уровней иноязычной коммуникации офицера Сухопутных войск на основе методов дифференциации, классификации и педагогического целеполагания.

С учетом изменений в деятельности военнослужащих и военно-профессиональном образовании кратко раскрыты пять уровней иноязычной коммуникации, а также основные задачи, связанные с осуществлением военнослужащими общения на иностранном языке.

Подчеркивается, что большое значение в совершенствовании и развитии иноязычной коммуникации имеет сама практика информационного обмена, а также способность военнослужащего как к чтению языкового материала, так и его переводу.

Ключевые слова: уровень иноязычной коммуникации, методология общения, требования практики, военно-профессиональная деятельность, задачи иноязычной коммуникации.

Annotation. This article deals with the formation of levels of foreign language communication officer of the land forces on the basis of methods of differentiation, classification and pedagogical goal-setting. Taking into account the changes in the activities of military personnel and military professional education, five levels of foreign language communication are briefly characterized, as well as the main tasks associated with the implementation of communication in a foreign language by military personnel. It is emphasized that great importance in the improvement and development of foreign language communication is the practice of information exchange, as well as the ability of the military man to read the language material and its translation.

Keywords: Level of foreign language communication, methodology of communication, requirements of practice, military-professional activity, tasks of foreign language communication.

Введение. Изменение роли и значения иностранного языка является одной из актуальных тенденций развития военно-профессиональной деятельности, позволяющей предположить укрепление прямой связи между профессиональным становлением офицера Вооруженных Сил Российской Федерации и формированием у него способности осуществлять иноязычную коммуникацию. В этой связи продуктивной идеей научного поиска нам представляется мысль о том, что сложность иноязычной коммуникации способна выступать характеристикой профессиональных задач офицера: с одной стороны, выражать актуальные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.