ты, оформленные в виде журнала, после защиты передаются в школьную библиотеку, где каждый желающий может ознакомиться с результатами работы и внести свои наблюдения и пожелания в журнал «Здоровья».
Целесообразность подобной деятельности очевидна. Чем больше необходимых и полезных знаний получат учащиеся, тем выше будет духовная и нравственная отдача в виде благодарного отношения к школе, научившей видеть удивительное в простом и привычном, разбираться в современном потоке информации, сохранить здоровье для себя и будущих поколений.
Список литературы:
1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 кл. - М.: Вако, 2004. - 296 с.
2. Корыстелев Н.Б. 50 уроков здоровья. - М.: Детская литература, 1991. - 111 с.
3. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся / Под ред. Ю.П. Дубенского. - Омск: Изд-во ОмГУ 2005. - 59 с.
4. Психологические аспекты проектной деятельности / Н.Л. Куракина, И.С. Сидорук. - Волгоград: Изд-во Учитель, 2008. - 191 с.
5. Светенко Т.В. Учебный проект в школе. - Псков: 2000. - 28 с.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ © Ступак М.В.*, Питушенко И.В.*, Гузенко Н.Г.*
Центр развития ребенка - детский сад «Елочка», г. Новый Уренгой
Представлена система работы, действующая в дошкольном образовательном учреждении по созданию условий для развития детской одаренности, совершенствования творчества педагогов и организации единого образовательного пространства в учреждении и семье, обеспечивающего гармоничное развитие личности каждого ребенка.
Интерес к детской одаренности в настоящее время очень высок, что легко объясняется общественными потребностями. В обществе назрела проблема в формировании свободной личности, способной самостоятельно решать возникающие проблемы, готовой к самореализации и творчеству. Все эти качества присущи так называемым «одаренным» детям. Педагогами и психоло-
* Воспитатель.
* Воспитатель.
* Воспитатель.
гами установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем дошкольное детство, трудно представить [3].
В нашем учреждении развивающая работа с одаренными дошкольниками проводится в рамках психолого-педагогического проекта «Чудочадо». Цель проекта: обеспечение максимально благоприятных условий для раскрытия интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного возраста.
Термин «одаренность» в рамках проекта подразумевает высокий уровень развития способностей (общих и специальных). Для нас важно, что у некоторых детей уровень способностей значительно отличается от среднего.
Вся работа предполагает: организацию разнообразной деятельности, соответствующей возможностям и потребностям детей, отвечающую их особенностям; создание условий для дальнейшего развития способностей и реализации достигнутого в свободной деятельности; привлечение к работе с детьми заинтересованных, высококвалифицированных педагогов.
Большое значение в развитии одаренных детей имеет творческая деятельность педагога. С одной стороны она задается конкретной образовательной программой дошкольного учреждения, в рамках которой происходит весь воспитательно-образовательный процесс, с другой стороны определяется особенностями самих детей. Оптимизация образовательного процесса достигается не за счет увеличения объема знаний, а за счет переноса основного внимания на средства: интегрирование разных видов детской деятельности, использование прогрессивных методов и технологий таких, как моделирование ситуаций, детское экспериментирование, проектная и исследовательская деятельность, индивидуально-личностное общение с ребенком и т.д.
В проекте «Чудочадо» выделены следующие развивающие компоненты:
- мотивация, которая рассматривается как ведущая основа любой творческой деятельности дошкольников (одаренные дошкольники в своей творческой деятельности имеют такие устойчивые мотивации, как увлечение, желание, интересы, склонности и потребности в деятельности);
- креативность (или творческость) - одна из важнейших характеристик одаренности. Предрасположенность к творчеству у воспитанников расценивается, как высшее проявление их активности в любой сфере познавательной деятельности.
В проекте «Чудочадо» мы выделили шесть ведущих сфер деятельности воспитанников (по рекомендациям О.М. Дьяченко), которые позволяют описать способности дошкольников:
- интеллектуальная одаренность проявляется высоким уровнем развития мышления и памяти, позволяющим ребенку успешно решать различные задачи в процессе образовательной деятельности;
- академические достижения детей характеризуются быстрым продвижением в приобретении знаний в различных областях образования, особенно таких, как математика, чтение, естествознание и т.п.;
- креативность рассматривается как стремление детей к творческим нестандартным решениям, независимость в суждениях, гибкость в решении проблем;
- общение и лидерство ребенка проявляется легкостью в общении со сверстниками, взрослыми, умением принятия ответственного решения, умением быть хорошим партнером и др.;
- художественная деятельность ребенка характеризуется интересом к художественным занятиям и получению удовольствия от них, успешностью в различных областях искусства: музыке, изобразительной деятельности;
- двигательная сфера у детей оценивается развитием их психомоторных способностей, умением владеть своим телом, интересом к играм и занятиям, требующим физической нагрузки [2].
В целях создания особых условий для развития одаренности, проводится мониторинг, который включает оценку развития детей по ведущим направлениям познавательной деятельности: математическое, музыкальное, физическое, а также индивидуальные особенности характера и пр. Творческий потенциал подрастающего ребенка поистине безграничен. Он проявляется в играх, рисунках, суждениях о явлениях природы, разного рода сочинительстве, неуемной тяге к исследовательской деятельности [1].
В воспитании одаренного ребенка дошкольного возраста особенно значима роль семьи. Очень многое зависит от того, как поведут себя родители и другие члены семьи, когда обнаружится одаренность ребенка. Одни считают, что нет особой нужды обращать внимание на фантазии ребенка и его любознательность. В этом они видят лишь особенности возраста. Другие, наоборот, преувеличивают творческие возможности ребенка, тем самым, удовлетворяя родительское тщеславие.
Большинство родителей интуитивно угадывают высокий творческий потенциал ребенка и пытаются помочь в его раскрытии. Главная задача в образовании и воспитании таких детей заключается в выборе оптимального соотношения между желаниями всех участников образовательного процесса, соответствия требований взрослых и интересами ребенка. Но очень часто родители бывают в некоторой растерянности, не зная, как поддержать, сберечь ростки одаренности у ребенка. И поэтому одним из направлений работы в рамках проекта является оказание помощи родителям в определении своей позиции по решению вопросов развития одаренности детей [3].
Стратегия работы педагогов с родителями воспитанников предполагает: мониторинг потребностей родителей воспитанников в дополнительных образовательных услугах; объединение усилий педагогов и родителей для развития способностей детей с использованием активных форм работы (видеозаписи и компьютерные презентации из жизни группы и детского сада, тематические выпуски газет для родителей «Вырастайка», участие в конкур-
сах разного уровня, информирование родителей о достигнутых результатах, пропаганда лучшего семейного опыта и др.).
С целью повышения профессионального мастерства педагогов в области работы с одаренными детьми в рамках проекта разработано направление по формированию кадрового потенциала, включающее в себя следующие мероприятия: интернет-поиск под определенное задание, разработка и реализация индивидуальных и парных профессиональных мини-проектов, семинары-практикумы и др.
Немаловажное значение в развитии детской одаренности в рамках проекта «Чудочадо» имеет применение интегративного метода. Были разработаны различные мероприятия связанные как с образовательным процессом, так и со свободной деятельностью, а их содержание обеспечивает повышение качества всего воспитательно-образовательного процесса. Хорошо зарекомендовали себя интегрированные мероприятия, объединяющие специалистов учреждения: воспитатель, педагог-психолог, воспитатель по изобразительной деятельности, инструктор по физической культуре, педагог-эколог и др.
Необходимость организации педагогического сопровождения детей, имеющих выраженные способности в различных видах деятельности, воспитателями и специалистами учреждения проводится успешная деятельность в разработке интересных направлений дополнительного образования, к ним относятся: факультативы, кружки художественно-эстетического цикла, прикладной направленности и спортивные секции. Задача педагогов -содействовать тому, чтобы каждый ребенок смог наиболее полно проявить и применить все свои способности.
В результате проделанной работы педагогами разработаны мини-проекты, такие как:
- «Ребенок и мир информации». Маленький ребенок естественен в своем стремлении жить в мире информации, а задача взрослых -помочь им. На базе факультатива организована детская редакция, выпускающая тематическую газету «Планета Елочка», которая выходит два раза в месяц. Тематику придумывают сами дети. Газета отражает не только жизнь детского сада, но и разные важные события нашего города, страны. Дети учатся быть журналистами, брать интервью у детей и взрослых, записывая на диктофон. Затем в редакции дети с помощью взрослого печатают текст и размещают на страницах газет и листовок. Занятие журналистикой и использование специальных технических приспособлений позволяют детям почувствовать себя уверенными, способными компетентно преодолевать свои трудности, стать независимыми и похожими на взрослых.
- «Маленькие волшебники». Факультатив включает в себя познавательно-исследовательскую деятельность, которая пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Развивая креативность и творческую самостоятельность, воспитатель
использует проблемные ситуации и элементы самостоятельной исследовательской и творческой работы. Культурно-смысловыми контекстами для познавательно-исследовательской деятельности выступают доступные и интересные дошкольникам типы исследования: опыты (экспериментирование), игры-путешествия, коллекционирование, путешествия в пространстве. Они помогают педагогу гибко планировать партнерскую деятельность с детьми, делая их активными участниками интересного «исследования» [4].
- «Смак». Целью работы кружка является: поддержание и развитие у детей интереса к труду взрослых. Основной принцип деятельности кружка: «Изучай и делай!». Это «кулинарная лаборатория» - то место, куда ходят посмотреть, узнать и получить удовольствие. Особое внимание уделяется совместной деятельности детей и педагога, в процессе которой дети учатся использовать электробытовую технику: микроволновая печь, блинница, вафельница, тостер, электрический чайник. Деятельность детей организована так, чтобы у каждого ребенка, с одной стороны, была возможность выбора, а с другой - возникло чувство разнообразия и новизны. Дети имеют возможность работать вместе и обмениваться опытом.
- «Создаем красоту». Цель: создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала и эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами продуктивной деятельности. Среди современных путей художественно-эстетического развития детей одним из важнейших является дизайн. Освоение технологии дизайна происходит в рамках данного факультатива. Работа проводится в двух направлениях: оформительская деятельность (детский дизайн); организация музея детского творчества. Создание музея «Планета Детства», пополнение его экспозиции используется для введения детей в виды и жанры изобразительного искусства. Целенаправленное создание работ для периодически сменяющейся экспозиции позволяет в осмысленной для детей форме ориентировать их на овладение все более сложными изобразительными средствами, на совершенствование соответствующих умений и навыков. Дети учатся быть экскурсоводами, рассказывать о своих творческих достижениях. Это вызывает у них ощущение своей значимости и необходимости, способствует развитию инициативы, выдумки и совместного творчества [5].
Многое в способностях растущего человека зависит от того, что же сохранится и будет развито из тех свойств «одаренности», которые проявляет малыш в детстве. Действующая в нашем образовательном учреждении система работы по развитию детской одаренности в рамках проекта «Чудоча-до» способствует: созданию условий для обеспечения максимально благоприятного раскрытия интеллектуально-творческого потенциала воспитанников; совершенствованию творчества педагогов с помощью стимулирова-
ния педагогического поиска; организации единого образовательного пространства в учреждении и семье, обеспечивающего гармоничное развитие личности каждого ребенка.
Список литературы:
1. Барышева Т.А. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. - Ростов-н/Д: Феникс, 2004. - 416 с.
2. Дьяченко О.М. Одаренный ребенок. - М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1997. - 140 с.
3. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.
4. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль: Академия развития, 2002. - 160 с.
5. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. -М.: Педагогическое общество России, 1999. - 220 с.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ АРТ-ПЕДАГОГИКИ © Федоринова Е.А.*
Архитектурно-строительный институт Государственного университета -учебный научно-производственный комплекс, г. Орел
В статье представлена методика обучения студентов-дизайнеров с использованием элементов арт-педагогики в процессе преподавания курса живописи. Показаны теоретические и организационно-методические основы данной технологии, позволяющей осуществлять индивидуально-дифференцируемый подход в обучении, способствующей повышению мотивации студентов, развитию их творческих способностей; позволяющей педагогу высшей школы находить новые пути творческой самореализации в профессии.
Система вузовской подготовки, как никакая другая, отличаясь академичностью и консерватизмом, не всегда успевает за потребностями общества и государства, испытывает дефицит инновационных подходов и образовательных практик. В то же время, ситуация непрерывных личностных социокультурных изменений, в которых находятся и студенты, и преподаватели, предъявляет требования к гуманизации образовательного процесса.
Развитие творческих способностей дизайнеров является как профессионально-образовательной, так и гуманитарной задачей. С одной стороны,
* Старший преподаватель, аспирант кафедры «Дизайн».