Научная статья на тему 'Интеграция инновационных технологий в развитии личности одаренного ребенка'

Интеграция инновационных технологий в развитии личности одаренного ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ / ТАЛАНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тремасова О.В.

Целью статьи является показать актуальность проблемы понимания и развития одаренного ребенка, необходимость перенесения проблемы из научных исследований в практическую деятельность, где ребенок сможет свободно проявлять свои особенности, развиваться в силу своего дарования, как уникальная личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция инновационных технологий в развитии личности одаренного ребенка»

Интеграция инновационных технологий в развитии личности одаренного ребенка.

Тремасова О. В. Заведующий СП «Детский сад «Сказка», Новокуйбышевск, Россия птёви42@уапёвх. ги

Аннотация. Целью статьи является показать актуальность проблемы понимания и развития одарённого ребенка, необходимость перенесения проблемы из научных исследований в практическую деятельность, где ребенок сможет свободно проявлять свои особенности, развиваться в силу своего дарования, как уникальная личность.

Ключевые слова: одаренный ребенок, раскрытие потенциала, интеграция.

В последнее время отмечается рост интереса к проблеме воспитания и обучения одаренных детей. Проблема развития одаренных и талантливых детей все шире привлекает внимание психологов и педагогов. Создан Всемирный совет по таланту и одаренности детей, в состав которого входят представители 23 государств. 55 стран объединены во Всемирный совет по одаренным и талантливым детям. Основные задачи Совета - изучение одаренных и талантливых детей и создание специальных программ по их развитию.

Почему так много одаренных детей и так мало одаренных взрослых? Этот вопрос занимает умы многих исследователей, педагогов, родителей, и тех, кто когда-то подвал надежды, но так и не реализовал их.

Исследованиями установлено, что наиболее благоприятный возраст для развития способностей - это дошкольное детство. Детский возраст - период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У детей каждая из отмеченных способностей проявляется главным образом с положительной стороны, и это неповторимое своеобразие детского возраста.

Признаки одаренности - это особенности ребенка, которые выделяют его, в чем-то поднимают над общим уровнем. Это повышенная расположенность к усвоению, творческие проявления, необычные достижения в каких-нибудь видах деятельности (Лейтес Н.С., 2003, с. 3).

Одаренный ребенок - это яркая индивидуальность в самых разных её проявлениях. Одаренный ребенок отличается от других детей выдающимися чертами личности, он эмоционален, необычен, без видимых усилий быстро справляется с различными задачами, выбирает оригинальные способы действий, получает интересные результаты. Создается ощущение, что он заранее все знает и умеет. Что другим детям достается большим трудом, одаренным детям дается легко и просто. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Поддержка одаренных детей старшего дошкольного возраста -это профессионально-педагогическая деятельность, направленная на выявление и сопровождение индивидуальной образовательной траектории развития детей 6-7 лет, превосходящих основные нормы и уровень развития познавательных функций.

Признавая за ребенком право быть индивидуальностью, мы можем определить свои усилия по его развитию. Что же будем развивать у одаренного ребенка? Во-первых, активное отношение к окружающему миру. Одаренный ребенок, обладая талантами, стремиться применить их в своей жизни, деятельности. Такие дети любознательны, активны, непоседливы, любопытны, все время придумывают что-то новое, с ними интересно другим детям, с ними интересно взрослым. Задача взрослых в этом случае - направить энергию ребенка в полезное русло, иначе он может её использовать по обстоятельствам.

Во-вторых, самостоятельность. Чем больше ребенок включен в самостоятельную деятельность, тем лучше он усваивает материал. Обычно одаренные дети с большой охотой стремятся к самостоятельности, но взрослые, педагоги и родители, зачастую ограничивают их стремления по собственному образу и подобию.

В-третьих, произвольность регулирования своего поведения. Именно с этим личностным компонентом у одаренных детей бывают проблемы.

В нашем структурном подразделении для детей старшего дошкольного возраста разработана программа на основе программы «Развитие», программы «Из детства - в отрочество» Т.Н. Дороновой, авторской программы Т.В. Просвировой «Экспериментирование в ознакомлении старших дошкольников с окружающим миром», методическое пособие «Раз ступенька, два ступенька» Л.Г. Петерсон и В.П.Холиной. Целью является создание максимально благоприятных условий для раскрытия интеллектуально-творческого потенциала детей через интеграцию инновационных технологий.

Для реализации данной цели решаются следующие задачи - разработка содержания, обеспечивающего воспитание, гармоничное развитие личностных качеств ребенка, познавательной и эмоциональной сферы, целостность детского мировоззрения;

-формирование опыта практической, познавательной, творческой и другой

деятельности;

-самопознание.

В соответствии с задачами в нашем саду разработана система работы с детьми старшего дошкольного возраста. Базовый компонент образования детей обогащен модулями занятий по познавательному развитию. Оптимизация образовательного процесса достигается не за счет увеличения объема знаний и количества, а за счет переноса внимания с содержания обучения на его средства: интегрирование разных видов деятельности, использование таких методов и технологий, как моделирование ситуаций, детское экспериментирование, проектная и исследовательская деятельность и индивидуально-личностное общение с ребенком.

Для развития потенциала интеллектуально одаренных детей педагоги выстраивают сопровождение индивидуальной образовательной траектории с учетом: отличительных и критериально-уровневых характеристик, умений и ключевых компетенций детей, обеспечивая «ситуацию выбора», «ситуацию продвижения», «ситуацию достижений» и «ситуацию успеха».

Для раскрытия творческого потенциала, индивидуальных способностей детей организуются занятия по дополнительному образованию. Дети занимаются по специально разработанным индивидуальным траекториям развития в кружках и на факультативах: «Юный эколог», «Здоровячок», «Очумелые ручки», «Веселая карусель», «Цветные ладошки», «Любознайки».

Развитию одаренности способствует обогащение предметно-информационной среды, что предполагает наличие материального и информационного оснащения групп, доступность и разнообразие предметов; трансформационные возможности развивающей среды (предметно-пространственная среда должна быть способна к самым разным, неожиданным преобразованиям).

Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.

Особую роль в развитии одаренных детей играет тесное взаимодействие с родителями. Модель сотрудничества педагогов с семьями воспитанников строится на основе межличностного общения, результат которого - формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании детей. В этом направлении решаются такие задачи:

- объединение усилий педагогов и родителей для развития способностей детей;

- создание атмосферы общности интересов в организации воспитательно-образовательного процесса;

- активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

Для решения поставленных задач используются такие формы работы, как заседания дискуссионного клуба, творческие гостиные, встречи за круглым столом, вечера вопросов и ответов, дни открытых дверей, творческие концерты, видеозаписи и компьютерные презентации, рассказывающие о жизни детей. Благодаря активным методам работы с семьями обозначились положительные тенденции в сотрудничестве педагогов и родителей в воспитании и обучении детей с ярко выраженными способностями. Следует отметить, что в развитии детской одаренности от педагогов зависит очень многое. Дети с высоким интеллектом нуждаются в индивидуальных программах обучения, особенно в «своем» педагоге. Неподготовленные педагоги часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Педагог, работающий с одаренными детьми должен:

- уметь разрабатывать гибкие, индивидуальные программы;

- создавать теплую, эмоционально-положительную атмосферу в группе;

- предоставлять воспитанникам обратную связь;

- уважать личность ребенка;

- поощрять творчество и работу воображения;

- уважать и стимулировать индивидуальность каждого ребенка.

В дошкольный и школьный период развития ребенка необходимо бережное отношение к проявлению одаренности.

Одаренные дети - это ценная, но хрупкая часть нашего общества. Они представляют собой его культурный и научный потенциал, от них зависит, как будет развиваться наука, техника и культура.

Библиография

1. Никитин Б.П., Никитина Л.А. 1980. Мы и наши дети. М.

2. Статья в журнале: КакоринаН.А., ЮринаЕ.В. 2013. Педагогический проект «В детский сад с улыбкой»//Воспитатель. №3. с. 19-23

3. Статья в журнале: КукшкинаМ.В. 2011. Не бойся, я с тобой!//Ребенок в детском саду. №5. с.75-78

4. Лейтес Н.С. 2003. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: Доклад.- Москва. с. 3.

5. СавенковА.И. 2004. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников: учебное пособие // Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Питерпринт

6. Богатырёва Л.М. 2001. Развитие личности ребёнка в творческой образовательной среде учреждения дополнительного образования // Федеральные и региональные аспекты проблемы поддержки одарённых детей в России. Сургут.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.