Научная статья на тему 'Изучение краеведческого материала через реализацию программ внеурочной деятельности'

Изучение краеведческого материала через реализацию программ внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение краеведческого материала через реализацию программ внеурочной деятельности»

Список литературы

1. Соломатова А.А. «Воспитание духовности в нынешней молодежи» // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб.ст.помат.Ш-междунар.студ.науч.-практ.конф. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3.pdf/ (дата обращения: 20.12.2018).

2. Каримов И.А. «Высокая духовность - непобедимая сила». Ташкент, 2008.

3. Кинжаева Г.С. Обучение студентов организации духовно-просветительских работ // Молодой ученый, 2012. № 10. С. 342-345. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/45/5080/ (дата обращения: 21.12.2018).

4. Умарова Д.З. Инновационные реформы в системе высшего образования Республики Узбекистан. Научно-методический журнал «Вопросы науки и образования». № 02 (14). Февраль, Москва, 2018. С. 48.

ИЗУЧЕНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

12 3

Белюченко О.П. , Винтер Л.И. , Марочкина И.И.

1Белюченко Ольга Павловна - учитель изобразительного искусства, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей № 10;

2Винтер Лилия Ивановна - учитель изобразительного искусства, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия № 3;

3Марочкина Ирина Ивановна - учитель изобразительного искусства, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей № 32,

г. Белгород

В последние годы в России произошли изменения, которые привели к потере духовных ценностей, общих для всех граждан страны. Эти изменения резко сократили воспитательное значение культуры и образования при формировании чувств патриотизма, духовности. Более глобальна проблема, если рассматривать ее с позиции краеведения [1].

Мониторинг показал, что учащиеся мало знают о малой Родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. А имеющийся небольшой объем материала в рамках учебных дисциплин носит абстрактный характер. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края, авторы обратилась к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения. Для чего же следует изучать свой край? Что изучать? Как преподавать краеведческий материал?

Краеведение предполагает комплексное знакомство с родным краем, в процессе которого осуществляется систематизация и расширение представления учащихся о своей родине, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы, о культурных традициях и промыслах. В содержании стандартов второго поколения большое внимание придается духовному, патриотическому, гражданскому воспитанию, раскрытию творческого потенциала личности, развитию самостоятельности, подготовке обучающихся к адаптации в новых условиях. Использование краеведения в школе позволяет реализовать основные направления развития современного образования, реализуемые через культурологический и личностно-ориентированный подходы, через непосредственное общение ребенка со средой обитания, окружающей человека на протяжении всей жизни. Исходя из этого, краеведческое образование приобретает особое значение, способствуя высокой социализации личности обучающегося.

Изучение краеведения является одним из основных источников пополнения знаний учащихся о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданской позиции. Оно является связующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью и обеспечивают межпредметную интеграцию в рамках образовательного процесса. Безусловно, краеведение способствует формированию личностных качеств ребенка: доброты, отзывчивости, милосердия [2]. Таким образом, краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, ориентации в культурном наследии и расширению информированности о культурном пространстве, формированию у них интереса к культурной жизни страны, региона, города и формированию активной гражданской позиции.

Решение проблемы авторы видят в применение активных методов обучения на основе краеведческого материала, создании условий для патриотического воспитания обучающихся. Реализовать задуманное возможно, внедряя в образовательных учреждениях внеурочные программы соответствующего направления, которые позволят школьникам погрузиться в различные исторические эпохи, художественные стили, познакомиться с содержанием произведений искусства, механизмами его функционирования, с художественно-творческим опытом мастеров, тем самым способствуя формированию целостной эстетической культуры родного края.

Внеурочная деятельность позволяет педагогу расширить рамки учебного занятия живыми встречами с подлинными свидетелями истории края, экскурсиями в музеи и библиотеки города, походами по родному городу и области. Экскурсия выполняет обучающую, развивающую и воспитывающую функции, позволяя сблизить методы обучения и методы научного исследования. Посещение музеев осуществляется не только с целью просмотра экспозиции, а и для участия в диалоге с музейными работниками, беседах, диспутах, приобщения к исследовательской деятельности, что в конечном итоге формируют чувство гордости и любви к своему краю. В качестве альтернативы экскурсионному обучению можно предложить виртуальную экскурсию, которая может быть подготовлена как музеем, так и педагогом. Развитие современных информационных технологий позволяет многим музеям проводить виртуальные экскурсии, которые представлены на сайтах этих музеев [3].

Список литературы

1. Белгородоведение. 5-6 класс. Учебное пособие / Петин А.Н., Папков А.И., Партолин И.В. и др. Белгород: ООО «Эпицентр», 2015. 250 с.

2. Маслова В.А. Люби, познай и преобразуй свой край. Комплексная программа непрерывного краеведческого образования / В.А. Маслова, Т.А. Приставкина, И.Г. Самородских. Белгород, 2004. 100 с.

3. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учебно-методическое пособие / под ред. Н.М. Ланковой. М.: ВЛАДОС, 2001. 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.