УДК 373.1 ГРНТИ 14.25.07 ВАК 13.00.02
А. С. Максяшин, М. В. Найденова
Екатеринбург, Россия
ПРОБЛЕМЫ ПОСТИЖЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УРАЛА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: регион, художественная культура Урала, общеобразовательная система, учебно-воспитательный процесс, программа «Урал. Человек. Истоки», проект «Учитель. Культура. Ребенок», общекультурные ценности.
АННОТАЦИЯ: проблема, раскрываемая авторами статьи, связана с региональной художественной культурой Урала и обеспечением важной задачи по сохранению и передаче лучших традиций посредством приобщения к ним учащихся общеобразовательной школы. Включенные в учебный процесс материалы подразумевают формирование мировоззрения, патриотизма, эстетического вкуса и других качеств личности, базирующихся на общекультурные ценности отдельно взятого региона России.
A. S. Maksyashin, M. V. Naidenova
Yekaterinburg, Russia
PROBLEMS OF COMPREHENSION REGIONAL ARTISTIC CULTURE OF THE URALS IN THE SECONDARY SCHOOL
KEY WORDS: region, artistic culture of the Urals, the General education system, the educational process, the program «Urals. People. Origins», the project «Teachers. Culture. Child», common cultural values
ABSTRACT: the Problem solved by the authors of the article linked with regional artistic culture of the Urals and the provision of important tasks on preservation and propagation of the best traditions by joining them students of secondary schools. Included in the educational process materials mean the formation of Outlook, Patriotic, aesthetic taste and other qualities of the person, based on common cultural values of the separately taken region of Russia.
Художественная культура каждого региона России по-своему уникальна. И уникальность эта отражена, с одной стороны, в самом существовании общекультурных процессов, для которых свойственно самопознание, самосовершенствование, самосохранение и трансляция, а другой стороны, имеет ярко выраженные региональные географические, экономические, исторические и социальные особенности. Изучение региональной художественной культуры в современный период - это и изучение новой культурной среды в ус-
ловиях глобализации, и новый качественный виток развития культурного пространства, требующий детального и тщательного изучения культурологами. В. С. Библер считает, что «основами культуры заложена самоустремленность всех форм человеческой деятельности (направленность нашей деятельности на нее самое). Ее грани - основные произведения культуры искусства, философии, нравственности, теории, сосредоточивающие свободное волеизъявление и свободное общение. Ее вершина -формируемые в основных формах куль-
туры идеи личности и идеи разума. В свете этих идей человек оказывается способным самоопределить и порешить собственную судьбу» [3, с. 25]. Мир художественной культуры устроен таким образом, что ребенок не может войти в него без помощи взрослого и включиться в культурный диалог. Передачей современных знаний о культуре, развитием культуры мышления и нравственной культуры призвана заниматься и общеобразовательная школа.
С этих позиций региональная художественная культура представляет собой ядро, вокруг которого у обучаемых вырабатывается культура деятельности, культура мышления, культура общения, эстетическая культура и этико-художественная культура [1. С. 82]. По утверждению В. И. Беляева, современная наука рассматривает региональную художественную культуру как процесс и результат преобразовательной деятельности, совокупность материальных и духовных ценностей, что является основой, целью и содержанием воспитания и образования молодого поколения, развития всех сущностных сил личности. Художественная культура, пронизывая всю жизнедеятельность общества, является одной из составляющих обобщенного критерия конкретно-исторического бытия [2. С. 19].
Российская система общего образования имеет опыт разработок и внедрения в общешкольную практику национально-регионального компонента, основу которого составляет краеведение. Краеведение считается учебным предметом по комплексному изучению конкретной территории, для населения которого эта территория считается родным краем, на основе различных составляющих: географических, исторической, этнографической, культурной... [4. С. 43-44, 48]. Г. П. Пирожков краеведение рассматривает с позиций современности как «роди-
но(крае)ведение», подразумевая при
этом систему образовательновоспитательной работы, направленную на ознакомление с материальным, духовным и эстетическим богатством родного края [13. С. 129]. В свою очередь Л. И. Смокотина отмечает, что введение предмета «Родиноведение» в курс начальной российской школы связано с именем русского педагога Г. Н. Потанина, положившего начало изучению природно-географических
характеристик [14. С. 137].
На современном этапе краеведение является важным средством формирования культуры учащихся, посредством которого наряду с образовательновоспитательными задачами успешно решаются многие важные задачи общественно полезного характера и, в первую очередь, с историко-культурными особенностями конкретного региона страны. В общеобразовательном плане культуролого-краеведческие вопросы
представлены для всех видов основных программ, поскольку эти программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
В этом ракурсе можно рассмотреть подходы изучения художественной культуры Урала в общеобразовательной школе, которая формировалась на протяжении ХУШ-ХХ столетий в качестве составной части культуры России и ставшая, по утверждению
И. Я. Мурзиной, «относительно самобытным явлением с собственными закономерностями и логикой» [7. С. 3]. Поэтому очевидна задача для общеобразовательной школы - постижение региональной художественной культуры, необходимой для воспитания и образования молодого поколения. На это нацеливало постановление Правительства Свердловской области «О региональном (национально-региональном) компонен-
те Государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области» (от 17.01.2006 г. № 15-ПП). Документ был призван содействовать общественному и гражданскому самоопределению обучаемых, развитию способностей понимать реалии современной жизни, критически мыслить и создавать продукт художественной деятельности.
И это не случайно: при отборе содержания регионального компонента ведущими являются искусствоведческий и культурологический подходы в контексте становления художественной культуры. Их реализация должна осуществляться через изучение памятников материальной и духовной культуры региона, творческой деятельности профессиональных и народных мастеров искусства. Постижение регионального компонента ориентировано на содействие общественному и гражданскому самоопределению обучаемых, развитию способностей понимать реалии современной жизни, критически мыслить и создавать продукт художественной деятельности.
Благодаря такому подходу появилась возможность разработать и внедрить в учебный процесс общеобразовательной школы № 60 г. Екатеринбурга программу «Урал. Человек. Истоки». Появилась возможность подвести учащихся к истокам духовности в том ее понимании, которое бытует у народов Урала как конкретных представителей российской цивилизации. В центре внимания и изучения - ценности внутреннего мира человека посредством приобщения учащихся к изобразительному и музыкальному искусству, народным танцам, песням и преданиям, театрализованным представлениям... Теоретическую базу программы составил комплекс учебно-методической литературы: «Путешествуем по Свердловской области»
(Т. П. Нездолий), «Хрестоматия по литературе Урала для начальной школы с методическими подсказками для педагогов и родителей» (М. А. Литовская, Е. К. Созина), «Мир родного Урала» (И. Я. Мурзина, Т. М. Наумова), «Истоки уральского характера»
(А. И. Долгушина, В. В. Субачев), «Художественная культура Урала» (З. М. Ковалевская, И. Я. Мурзина), «История Урала» (И. С. Огоновская, В. А. Шкерин), «Мировая художественная культура. Базовый курс с региональным компонентом “Художественная культура Урала”» (И. Я. Мурзина).
Основные задачи, решаемые многочисленными авторами, могут быть обозначены, как знание традиций, культурных достижений, особенностей жизни региона, представление истории своего края как единого и целостного процесса всей страны; осмысление региональной культуры как культуры единства мира человека и мира социума, по сути, опредмеченного исторического опыта человечества, ориентация на обогащение исторической памяти учащихся и приобщение их к духовнокультурным ценностям, заключенных в образах отечественного искусства, отечественной поэзии и прозы, музыки, играх и обрядах, в родной природе, постижение искусства родного края как особого типа художественного творчества, связывающего настоящее с культурным прошлым народа; формирование потребности в постоянном диалоге с пространством художественной культуры на основе полученных знаний об истории ее развития и понимании роли эстетических ценностей в историкокультурном развитии человечества. Таким образом, изучение региональных историко-культурных и художественных материалов во всем их многообразии представляет собой сложный познавательно-образовательный комплекс, в котором значимую роль играют:
- разнообразие методов воспитания и обучения, применяемых как на уроках, так и на внеурочных занятиях с учащимися;
- применение нетрадиционных форм занятий, обеспечивающих активную (самостоятельную) позицию учащихся в учебном процессе и создающих эмоциональную атмосферу обучения, как источника радости, света и знания;
- использование методических приемов, обеспечивающих возрастающий интерес к изучению искусства и художественной культуры родного края;
- личностные качества учителя как носителя региональной художественной культуры.
Формирование основ целостной художественной культуры Урала закладывают интегрированные занятия во внеурочное время (классные часы, целевые экскурсии, встречи с деятелями культуры и искусства). Целостности региональной художественной культуры и искусства способствует интеграция музыки, изобразительного искусства, литературы, трудового обучения, природоведения, истории. Предусмотрена тесная связь изобразительнопластического искусства с музыкальнопоэтическим, прикладным и календарно-обрядовым фольклором, в процессе чего появляется возможность приобщения учащихся к различным сферам творческой деятельности.
В программе «Урал. Человек. Истоки» среди тем для изучения в 1 -4 классах - обращение к Екатеринбургу, его историческим местам и достопримечательностям, способствующих расширению социокультурного пространства учащихся - от пространства локального предметного мира, мира «дома» - к пространству художественной культуры города, а также возможности повышенного и устойчивого интереса к местным музеям - «хранителям культурной информации, выполняющих функции аккумуляторов культурных
смыслов и представлений о памятниках культуры» [6. С. 12]. Экскурсии в Свердловский областной краеведческий музей, Музей истории Екатеринбурга, Екатеринбургский музей изобразительных искусств и Музей камнерезного и ювелирного искусства Урала, например, способствуют приобретению тех знаний, без которых невозможно погрузиться в мир материальной и духовной культуры прежних поколений, проникнуться в атмосферу сопереживания и сотворчества. И главное - возникает необходимая эстетическая среда, которая максимально приблизила учащихся к сокровищам родной культуры, нравственным ценностям своего края. Такой подход всецело ориентирован на дальнейшее развитие творчески активной личности, способной создавать на основе воспринятых элементов новую комбинацию в виде образов, исходящих из личных творческих замыслов.
Структурирование учебного материала программы «Урал. Человек. Истоки» носит вариативный характер и строится по хронологическому, тематическому, ценностному и историкопроблемному принципам. Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала с демонстрацией презентаций иллюстративного материала. При этом практическая деятельность учащихся является основной и необходимой для закрепления полученной информации в виде различных творческих разработок: презентаций, эссе, рисунков, поделок, стихов, конкурсов, праздников. Художественно-краеведческий практикум, например, включает встречи с мастерами профессионального и народного искусства, посещение выставок и концертных площадок. В процессе межличностного общения в цепи «педагог-ученик» реализуется коммуникативный потенциал учащихся и формируется их мировоззрение.
В рамках программы «Урал. Человек. Истоки» разработан и проект «Учитель. Культура. Ребенок» для учащихся 4-9 классов в объеме 99 часов, который носит практико-ориентированный характер и состоит из двух взаимосвязанных блоков:
1) развитие интеллектуальных умений обучаемой личности (4-7 классы) - 62 часов;
2) обучение работе с информацией (8-9 классы) - 37 часов.
Проект предусматривает возможность интеграции гуманитарных дисциплин (литература, музыка, изобразительное искусство, природоведение, история), входящих в конкретную внеклассную работу общеобразовательной школы, результатом которой становится ориентация учащихся в социальнокультурном пространстве. Проект «Учитель. Культура. Ребенок» включает в себя шесть основных разделов:
Тема 1 (4 класс). «Мир далеких предков - Урал в древности» посвящена миру далеких предков, мифологии коренных жителей Урала, с их жизненным укладом, с волшебным миром народных игр и игрушек, праздников и обрядов, сопровождаемые народными музыкальными инструментами.
Тема 2 (5 класс). «Малахитовая шкатулка - в поисках новых ключей» посвящена знакомству учащихся с более широким и углубленным социокультурным пространством категории «Моя малая родина» посредством знакомства со сказами П. П. Бажова, прославившего уральских мастеров в своих сказах. Вместе с героями сказов учащиеся непосредственно соприкаснутся с красотами и тайнами уральской земли.
Тема 3 (6 класс). «Музеи - хранители памяти» позволяет обратиться к коллекциям екатеринбургских музеев. Учащиеся знакомятся с основными типами городских музеев, среди которых особое внимание уделяется историкокраеведческому, художественному, ес-
тественнонаучному, заводскому и школьному, а также с разнообразием коллекций музеев как следствием разнонаправленной деятельности человека.
Тема 4 (7 класс). «Искусства и ремесла» знакомит с художественными промыслами Урала и его изобразительным искусством; с творчеством уральских мастеров, с их неисчерпаемым богатством мыслей, чувств. В процессе выполнения творческих заданий учащиеся могут почувствовать самобытность народных мастеров.
Темы классных часов в 8-9 классах направлены на более глубокое изучение культурно-исторического наследия Урала, формированию духовнонравственных ценностей на примере жизни и деятельности выдающихся соотечественников, как граждан, патриотов своей Родины.
Тема 5 (8 класс). «Известные люди Урала» посвящена жизни и творчеству людей, прославивших наш край на весь мир своими открытиями, изобретениями, произведениями искусства. Это
- основатели Екатеринбурга В. Н. Татищев и В. де Генин и их сподвижник - И. Ф. Патрушев; уральские изобретатели Е. Артамонов, отец и сын Черепановы, А. С. Попов; первые предприниматели - Строгановы, Демидовы, Агафуровы; легендарный разведчик
Н. И. Кузнецов; маршал победы -Г. К. Жуков, испытатель первого реактивного двигателя - Г. Я. Бахчиванджи; святители земли уральской - Стефан Пермский и святой праведный Симеон Верхотурский.
Тема 6 (9 класс). «Палитра искусств» продолжает знакомство с историей, культурой родного края через постижение тайн красоты уральских художников; музыку и театральные постановки, через тайны уральских подземелий; а также учащимся предоставляется большая самостоятельность в исследовательской деятельности по темам
данного раздела, с последующим представлением отчета на классных часах.
Для успешного и осознанного внедрения программы из имеющегося банка педагогических технологий -именно тех, которые адекватны концепции развития общеобразовательной школы, основным направлениям педагогической стратегии, а также самостоятельной разработке и конструированию новых технологий обучения и воспитания - применяются следующие методы.
1. Метод вхождения в художественную культуру, в процессе которого происходит процесс познания культуры
- от рассмотрения культурного разнообразия окружающего мира к выражению личностных переживаний посредством различных видов искусства; от понимания культуры прошлого, осознания настоящего и причастности к наследию будущего.
2. Метод художественно-
синкретического обобщения информации заключается в раскрытии смысла целостного искусства во всем его жанровом многообразии, единстве содержания и формы исторически художественного отражения окружающего мира. Художественно-синкретическое обоб-
щение информации помогает учащимся понять всеобъемлемость искусства, воплощающее духовное начало и осмысление его как особого культуросоставляющего проявления деятельности человека и общества.
3. Метод интуитивного предвосхищения художественных событий, в основе которого заложена ведущая идея определенного произведения искусства (музыкального, изобразительного и др.), которая способствует воссозданию прообраза его будущего развития (сопоставление). Данный метод позволяет учащимся сделать вывод относительно культурно-исторического значения художественной культуры человечества, а
также определить собственное культуротворческое будущее.
4. Метод ассоциаций позволяет порождать в сознании учащихся явления, в зависимости от идей, образов, слов. Ассоциации имеют характерную особенность - недосказанность, в которой заключен источник глубоких человеческих размышлений, духовных и эмоциональных переживаний. Данный прием помогает приблизиться к пониманию природы художественного образа, его рождения и воплощения в конкретном виде искусства с помощью специфических выразительных средств.
5. Метод погружения в систему традиций и осмысления взаимосвязей искусства с явлениями отечественной и мировой культуры. Именно художественно-образное содержание помогает раскрыть явления художественной культуры и действительности в их глубине и целостности, разнообразии и взаимосвязи между собой.
Каждому этапу реализации данного проекта соответствуют свои специфические организационные формы:
- первый этап - лекция, рассказ, сообщение, экскурсия, просмотр кино-, видео-, телефильма, спектакля, концерта;
- второй этап - продуктивная игра, выполнение творческих заданий - изготовление демонстрационного объекта;
- третий этап - концерт, ярмарка, праздник;
- четвертый этап - дискуссия, диспут, вечер общения.
Художественная культура Урала требует своего дальнейшего осмысления и применения в образовательновоспитательном процессе в качестве положительного опыта. Апробация материалов программы «Урал. Человек. Истоки» и проекта «Учитель. Культура. Ребенок» дает основание утверждать, что в регионе исторически была сформирована система художественнокультурных ценностей, которая на со-
временном этапе может способствовать становлению гармонично-развитой личности, полезной для современного общества. Художественная культура Урала имеет важное значение для системы общего образования, так как ориентирует на постижение региональных историко-педагогических и художественнокультурных традиций, предстает как своеобразный стимулятор развития личности, определяет пути культурного развития и самоопределения, выполняет функцию культурологической адапта-
ции в современном обществе. Отсюда следует вывод, что традиционные региональные аспекты должны и в дальнейшем оставаться своеобразным инструментом созидания и распространения знаний и общекультурных ценностей. Изучение художественной культуры в общеобразовательной школе может стать свидетельством нового качества в развитии краеведения, выступающего философией обустройства России, что настоятельно требует использования исторического опыта [13. С. 129].
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс: В 2 кн.
- Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. - Кн. 1. - 568 с.
2. Беляев В. И. Современные подходы в историко-педагогических исследованиях // Педагогика. - 1999. - № 6. - С. 19-25.
3. Библер В. С. Школа диалога культур: Основные программы. - Кемерово: «Алеф», 1992. - 96 с.
4. Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Регионоведение: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: «Гардарики», 2003. - 384 с.
5. Долгушина А. И., СубачевВ. В. Истоки уральского хребта: Пособие для начальной школы. - Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2005. - 124 с.
6. Ковалевская З. М. Художественная культура Урала. - Екатеринбург: «Деловая книга», 1997.- 125 с.
7. Мурзина И. Я. Культура Урала: очерки становления и развития региональной культуры: Учебное пособие для вузов. В 2 ч. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2006.
- Ч. 1. - 244 с.
8. Мурзина И. Я. Мировая художественная культура. Базовый курс с региональным компонентом: Сборник программ для общеобразовательных школ. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2007. - 191 с.
9. Мурзина И. Я., Наумова Т. М. Мир родного Урала: Учебное пособие для начальной школы. - Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2005. - 128 с.
10. Мурзина И. Я. Художественная культура Урала: Учебное пособие для учащихся 1011 классов. - Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003. - 304 с.
11. Нездолий Г. П. Природа Среднего Урала. Путешествуем по Свердловской области: Учебное пособие для начальной школы (3-4 классы). - Екатеринбург: ООО «Форум-книга», 2007. - 148 с.
12. ОгоновскаяИ. С., ШкеринВ. А. История Урала. - Екатеринбург: «Сократ», 2005. -55 с.
13. Пирожков Г. П. Использование исторического опыта родино(крае)ведения // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: «Грамота», 2012. № 6 (61). - С. 129-132.
14. Смокотина Л. И. Г. Н. Потанин о проблеме введения предмета «Родиноведение» в курс начальной российской школы // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 7. - С.137-139.
15. Хрестоматия по литературе Урала для начальной школы с методическими подсказками для педагогов и родителей: 1-4 классы. / Сост: Литовская М. А., Созина Е. К. -Екатеринбург: «У-Фактория», 2002. - 624 с.