Научная статья на тему 'Краеведческий проект: теория и практика реализации в школе и в вузе'

Краеведческий проект: теория и практика реализации в школе и в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5533
567
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филологический класс
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КРАЕВЕДЕНИЕ / УРАЛ / ИЗУЧЕНИЕ РЕГИОНА / ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ / THE STUDY OF LOCAL HISTORY / URAL / STUDY OF THE REGION / THE PROGRAM OF THE DISCIPLINE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурзина Ирина Яковлевна, Мурзин Александр Андреевич, Гридина Татьяна Александровна, Коновалова Надежда Ильинична

В статье представлена программа курса по краеведению. Авторы раскрывают особенности изучения локальной истории, ее различные репрезентации. Акцент в статье делается на практическом использовании полученных знаний в ходе работы над учебными проектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Local studies project: theory and practice of implementation in school and high school

The article presents the program of the course of local studies. The authors describe the peculiarities of studying the local history and its various representations. The emphasis of the article is on the practical use of knowledge gained in the course of work on the training project.

Текст научной работы на тему «Краеведческий проект: теория и практика реализации в школе и в вузе»

И.Я. Мурзина, A.A. Мурзин, T.A. Гридина, Н.И. Коновалова

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

УДК 372.89 ББК 4426.632.9

И.Я. Мурзина, А. А. Мурзин, Т. А. Г ридина, Н.И. Коновалова

Екатеринбург, Россия КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПРОЕКТ:

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ1

Аннотация: В статье представлена программа курса по краеведению. Авторы раскрывают особенности изучения локальной истории, ее различные репрезентации. Акцент в статье делается на практическом использовании полученных знаний в ходе работы над учебными проектами.

Ключевые слова: краеведение, Урал, изучение региона, программа дисциплины.

I.Y. Murzina, A.A. Murzin, T.A. Gridina, N.I. Konovalova

Yekaterinburg, Russia LOCAL STUDIES PROJECT:

THEORY AND PRACTICE OF IMPLEMENTATION IN SCHOOL AND HIGH SCHOOL

Abstract: The article presents the program of the course of local studies. The authors describe the peculiarities of studying the local history and its various representations. The emphasis of the article is on the practical use of knowledge gained in the course of work on the training project.

Keywords: the study of local history, Ural, study of the region, the program of the discipline.

Краеведческая деятельность в России развивается еще с ХУШ-Х1Х в., когда на волне интереса к «месту жизни» начинается изучение природноклиматических, историко-археологических, этнографических особенностей отдельных районов страны, разрабатываются школьные учебные программы «родиноведения» (или «отчизноведения»). Изучение истории родного края становится основой для патриотического воспитания. Не случайно особое место в концепции «народного воспитания» К. Ушинского уделяется именно краеведению.

Значение краеведческих изысканий состоит в том, что в них вовлекается довольно большое число людей, собиравших и систематизировавших материал, характеризующий жизнь людей в данной местности. Краеведение носит по преимуществу эмпирический характер, поскольку основу исследований составляет сбор информации, предметов материальной культуры, образцов полезных ископаемых и других данных, способствующих расширению знаний о крае, его хозяйственном и культурном развитии.

Изучение края начинается с деятельности по исследованию природных особенностей территории, постепенно возникал интерес к истории края, к особенностям жизни людей. Можно выделить ряд направлений в краеведческой деятельности: географическое краеведение занимается изучением природных особенностей края, историческое - прошлое края, памятники истории, литературное - литературу родного края, музыкальное - местный музыкально-исторический материал, лингвистическое - язы-

1 Статья подготовлена в рамках проекта № 12-13-66007 «Региональное культурно-образовательное пространство: структурно-функциональная модель, социокультурный потенциал» при поддержке РГНФ и Правительства Свердловской области.

ковые особенности диалектов, существующих в данной местности.

Отдельно необходимо отметить педагогический потенциал краеведения, его воспитательное значение. Изучение родного края воспитывает бережное отношение к природе и истории. Памятуя старинную поговорку «Своя земля и в горсти мила», краеведческие изыскания создают условия для становления гражданина, ответственно относящегося к окружающему его миру. Не случайно сегодня к краеведческим исследованиям примыкают экологические и культуроохранные направления деятельности.

Особое место занимает т.н. школьное краеведение, призванное развивать интерес к культуре места, предлагая обучающимся выход «за границы учебников» - в реальную жизнь. Краеведческая проблематика органично входит в содержание общеобразовательных предметов в современной школе - истории, географии, родного языка и литературы, мировой художественной культуры. Значима она и для педагогического вуза, который готовит студентов к работе с учащимися, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Предлагаемая ниже программа - один из вариантов, как можно включить краеведение в школьную образовательную практику. Авторы разрабатывали учебный курс для студентов, однако основные темы курса, систему проектных заданий можно успешно использовать в работе со школьниками.

Программа курса «Краеведение»

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель курса: получение сведений о краеведении как интегративной области знания и умений на их основе разрабатывать краеведческие проекты.

Задачи курса:

- раскрыть сущность краеведения как интегративной области знания, включающей исторический, географический, литературный, музыкальный и лингвистический компоненты;

- познакомиться с содержанием, формами и методами школьного краеведения;

- представить методико-практический уровень разработки краеведческих проблем в школьной практике;

- раскрыть возможности метода проектов в организации краеведческой работы;

- актуализировать знания и умения, полученные в общих и элективных культурологических курсах и курсах по методике преподавания культурологических дисциплин в школе.

Специфика содержания программы

Курс «Краеведческий проект: теория и практика реализации» предназначен для студентов педагогического университета в качестве дисциплины регионального компонента (курса по выбору) в ряду специальных дисциплин, читаемых студентам, обучающимся по направлению «Педагогическое образование», и является компонентом для дальнейшего овладения базовыми профессиональными компетенциями.

Будущие педагоги должны владеть умениями в области организации образовательно-воспитательной деятельности в образовательных учреждениях и учреждениях сферы культуры. Для этого необходимо обратиться к педагогическому потенциалу такой области гуманитарного знания, как краеведению.

Понимая под краеведением и сферу научной и просветительской работы, и общественную деятельность, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и значительно более широкий круг лиц, преимущественно местных жителей, встает необходимость формирования профессиональной компетенции будущих педагогов, которым и предстоит организовывать и реализовывать на новом этапе образовательную и просветительскую деятельность в регионе. Особенность предлагаемой программы состоит в том, что в ней впервые интегрированы все направления краеведения как теоретико-научного и методико-практического знания, а метод проектов реализует возможность реализации образовательно-воспитательных задач как исследовательских, реализующих индивидуальный и групповые образовательные стратегии и траектории.

Курс носит практико-ориентированный характер и построен на овладении студентами в процессе выполнения самостоятельных работ умениями по созданию, организации и реализации краеведческих проектов в моделированных ситуациях и в пространстве современного образовательного учреждения в ходе педагогической практики.

Данный курс находится в тесной связи с дисциплинами, реализующими социально-гумани-

тарный компонент (историей России, этикой), реализующими общепрофессиональный компонент (психологией, педагогикой, основами специальной

педагогики и психологии, теории и методике преподавания культурологии), теоретическими и историко-культурологическими дисциплинами («История культуры», «Теория и история искусства»), специальными курсами («Культура Урала», «Этно-культурология», «Этнолингвистика», «Социолингвистика»).

В курсе предлагаются формы письменной (письменные контрольные работы) и устной (собеседования, доклады с электронными презентациями по отдельным темам) отчетности.

Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения разделов дисциплины. Кроме традиционной лекции используются следующие виды и формы лекционных занятий: проблемная лекция, лекция с элементами видеолекции, лекции с элементами мультимедиа-лекции.

Методические разработки, подготовленные студентами, используются ими при разработке и проведению краткосрочных проектов со школьниками на педагогической практике.

Формы и методы реализации

практического компонента дисциплины

Практические занятия, проводимые в форме деловых имитационных игр, моделирования уроков, дискуссий по актуальным проблемам предназначены для углубления знаний по изучаемой дисциплине и контроля самостоятельной работы студентов.

Практический компонент дисциплины реализуется в ходе практических занятий (семинаров). Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения семинарских занятий и контрольного тестирования, а итоговый - в ходе проведения экзамена (дифференцированного зачета).

Рекомендации по формам контроля

и организации самостоятельной работы

Виды и формы текущего и итогового контроля осуществляются в ходе проблемных лекций, лекций-консультаций, проблемных семинаров, практических занятий, проектной работы, самостоятельной работы студентов.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента по отдельным разделам дисциплины осуществляется по рекомендованным педагогом материалам с целью углубления знаний, полученных на лекционных и практических занятиях. Самостоятельная работа студента предполагает работу над самостоятельными разработками проектов и мультимедиапрезентациями по избранным темам.

С целью оптимизации методов обучения предлагается внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, повышающих производительность труда преподавателя, активное использование информационных технологий, позволяющих студенту в удобное для него время осваивать учебный материал - обращение студента к ресурсам Интернет.

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Краеведение: предмет и сущность

Предмет краеведения. Определение краеведения как междисциплинарной и интегративной об-

ласти знания. Место и роль краеведения в системе гуманитарных наук. Определение, предмет и объект исследования исторического, географического, литературного, музыкального и лингвистического направлений краеведения. Организационные формы краеведения. Задачи краеведения как научной дисциплины.

Тема 2. Накопление первичных знаний и становление краеведения как научной дисциплины

XVIII в.: первые исследования, которые можно назвать краеведческими (П. Паллас, И. Лепехин, И. Гмелин, П. Крашенинников, П. Рычков, В. Крес-тинин, В. Татищев). Основные достижения этих исследований (и в целом по России, и на Урале, в частности).

Краеведческие исследования XIX в. в России (А. Афанасьев, В. Даль, С. Максимов, В. Докучаев,

В. Арсеньев) и на Урале (деятельность Уральского общества любителей естествознания).

Состояние отечественного краеведения в XX в. Этапы развития краеведческого движения на Урале в XX в.: 1920-е гг., «золотой век краеведения» (труды П. Богословского, В. Серебренникова, В. Бирюкова); 1930-е гг. («История фабрик и заводов»); активизация краеведческого движения и изучение Урала в 1960-е - 1980-е гг.

Современное состояние отечественного краеведения: проблемы и перспективы дальнейшего развития.

Роль образования в актуализации краеведческих знаний (региональный компонент образования).

Тема 3. Теория и методика краеведческого изучения региона

Сущность понятия «своя местность», «свой край», «регион» как объектов и предмета исследования. Подходы и приемы изучения.

Методы краеведческих исследований: текстологический, картографический, статистический, методы полевых исследований и др.

Основные этапы в организации краеведческого исследования: определение темы исследования, выбор района исследования, определение задач исследования своей местности, разработка программы краеведческих исследований территории применительно к ее особенностям, выбор методов исследования, определение содержания и форм отчетного материала.

Примерные схемы изучения природы (географии), хозяйственных объектов, историко-культурных памятников, диалектов и пр.

Метод проектов как образовательная технология. Возможности образовательных проектов краеведческой проблематики: образовательный и воспитательный потенциал.

Тема 4. Историческое краеведение на Урале

Сущность исторического краеведения, его связь с другими историческими науками. Этнографические и археологические источники и методы исследования в историческом краеведении. Взаимосвязь археологии, этнографии и исторического

краеведения. Основные археологические и исторические памятники на Урале.

Специфика социально-экономического развития Урала как промышленного и историко-культурного региона. Памятники индустриального наследия, их описание. «Заводская археология». Памятники промышленной архитектуры в Екатеринбурге и городах Свердловской области.

Разработка проекта на тему: «Проблема сохранения памятников индустриального наследия».

Фольклор как специфический источник по истории края. Уральский фольклор как источник по истории родного края. Отражение в фольклорных источниках исторических вех развития края.

Разработка проекта «Фольклорная экспедиция».

Тема 5. Топонимика и ономастика как источники краеведческого изучения Урала

Топонимика и ономастика: объект и предмет исследования. Истоки лингвистического краеведения на Урале. Изучение Урала в трудах современных ученых (А.К. Матвеев, М.Э. Рут, А.Г. Мосин, Е.Л. Березович и др.).

Источники изучения уральской топонимии: архивные документы, карты, планы градострои-тельств, местные периодические издания и т.п. Виды топонимов: гидронимы, урбанонимы, хронони-мы, эргонимы и др., их специфика, способы фиксации, принципы и средства номинации. Классификации топонимов и топообъектов с учетом принципов номинации. Естественная и искусственная номинация уральских объектов как источник социокультурной информации. Варьирование микротопонимов: языковые механизмы и внеязыковые факторы вариативности. Виды вариантов топонимов: лексико-фонетические, морфологические, словообразовательные, синтаксические, орфографические.

Экспедиции как форма краеведческой работы. Методика организации экспедиций лингвокраеведческой направленности. Специфика работы со школьниками. Принципы организации работы по лингвокраеведению в школе и вузе.

Изучение почитаемых мест населения Урала как предметной стороны религиозных традиций, экклезионимы и методика их анализа.

Фамилии уральцев как источник этнокультурной информации и один из способов изучения истории формирования вторичных уральских говоров.

Методика изучения происхождения фамилий и составления родословной, генеалогического древа. Источники по данным проблемам: общая характеристика и специфика интерпретации.

Исследование происхождения имен собственных и фамилий, построение родословных с использованием компьютерной программы «Мое родословие».

Тема 6. Искусствоведческое, литературное и музыкальное краеведение

Особенности искусствоведческого, литературного и музыкального краеведения, связь с искусствоведением, литературоведением и музыковедением. Проблемы провинциальной культуры и краеведческая проблематика.

Образы Урала в искусстве, литературе, музыке. Художественная жизнь Урала. История книги на Урале. Современное искусство региона.

Презентационный проект: особенности содержания. Разработка презентационных проектов, посвященных художественной жизни региона.

Тема 7. Лингвокраеведение как источник изучения этно- и социокультурной информации

Значение изучения языка региона и языковой картины мира. Методологическая база исследования уральских говоров и городского просторечия. Язык и культура в зеркале лингвокраеведния. Устные источники лингвокраеведения:

1) источники документального содержания (повседневная речь людей, фразы, реплики, ответы, вопросы, содержание бесед, интервью, монологов, диалогов, выступлений и т. п.);

2) источники литературно-художественного содержания: жанры народной прозы (сказки, легенды, предания, былины, сказы, рассказы, анекдоты, суеверья, предрассудки, загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, поверья, считалки и др.); песенные жанры (песни, колядки, причитания, частушки и др.).

История Урала, запечатленная в говорах и городском просторечии. Язык как средство хранения локальной культурологической информации: уральская идиоматика, тексты малых фольклорных жанров как форма художественного познания действительности и отражение истории формирования вторичных уральских говоров, образованных на базе основных наречий русского языка в разные периоды заселения Урала. Интерференция языков и культур русских переселенцев и коренных народов Урала (на материале записей демонологии, фитонимии, антропонимии, сакральных текстов).

Изучение традиционной духовной и материальной культуры Урала по данным диалектных, эт-ноидеографических и лингвокультурологических словарей.

Уральская антропонимия. Способы формирования данных об имени собственном и его интерпретации с учетом стереотипов национальной русской культуры.

Уральская фитонимия. Словари, включающие народные названия растений. Специфика и назначение каждого из видов хранения информации. Технология работы с фитонимическим материалом. Отражение в названиях растений мифологических представлений народа и опыта культурно-практической деятельности. Работа с методическими указаниями по сбору и обработке фитонимической лексики.

Сакральные тексты Урала. Сакральные смыслы традиционной народной культуры нерелигиозного содержания. Жанры уральского фольклора сакрального содержания: приметы, страшилки, заговоры, заклички, заклинания, былички и бывальщины и др. Методология сбора и описания сакральных текстов.

Язык, мифология и символика традиционных уральских обрядов. Обряд как культурный текст в единстве вербального, акционального и предметного кодов.

III. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Виды письменных работ

1. Составление аннотированного библиографического списка по определенной теме.

2. Подготовка обзора Интернет-источников.

3. Создание паспорта памятника.

4. Разработки сценариев проектов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Лексикографическая обработка материала (составление словарных статей для лингвокультурологического словаря).

6. Расшифровки диктофонных записей в упрощенной транскрипции, составление карт, отражающих ареальное распространение регионализма.

Тематика мультимедиа-проектов

- «Мое родословие».

- «Проблема сохранения памятников индустриального наследия».

- Презентационный проект (литературные, художественные, музыкальные памятники Урала -по выбору).

- Презентационный проект «Современное искусство региона».

- «Туристические тропы Урала».

- «По следам произведений Д. Мамина-Си-биряка».

- «По следам бажовских сказов».

- Лингвокультурологическая интерпретация традиционного уральского обряда (по выбору студента).

Тематика культурно-образовательных проектов

- Проблема сохранения памятников индустриального наследия.

- Фольклорная экспедиция.

Вопросы для экзамена (дифференцированного зачета)

1. Место и роль краеведения в системе гуманитарных наук.

2. Организационные формы краеведения.

3. Становление краеведения как научной дисциплины.

4. Этапы развития краеведения на Урале.

5. Современное состояние отечественного краеведения: проблемы и перспективы дальнейшего развития.

6. Роль образования в актуализации краеведческих знаний.

7. Методы краеведческих исследований: текстологический, картографический, статистический, методы полевых исследований.

8. Основные этапы в организации краеведческого исследования.

9. Принципы организации лингвокраеведческой работы в школе и вузе.

10. Возможности образовательных проектов краеведческой проблематики: образовательный и воспитательный потенциал.

11. Экспедиции как форма краеведческой работы.

12. Особенности искусствоведческого, литературного, лингвистического и музыкального краеведения, связь с искусствоведением, литературоведением, лингвистикой и музыковедением.

13. Источники изучения уральской топонимии, классификации топонимов.

14. Ономастика как источник изучения истории формирования вторичных уральских говоров.

15. Виды этнокультурной информации и способы ее извлечения из малых фольклорных жанров и устойчивых выражений, бытующих на территории Урала.

16. Принципы и методы анализа регионального языкового материала (сочетание традиционного структурно-семантического анализа с новыми процедурами лингвокультурологического и концептуального анализа).

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины «Краеведческий проект: теория и практика реализации» студент должен

иметь базовые представления

- о сущности краеведения как интегративной области знания, включающей исторический, географический, литературный, музыкальный и лингвистический компоненты;

- о содержании, формах и методах школьного краеведения;

- о деятельностном подходе в педагогике;

- об образовании как целенаправленном процессе воспитания и обучения в интересах человека и общества;

- о теориях и методиках обучения и воспитания;

- о психолого-педагогических методиках диагностики, прогнозирования и проектирования;

знать

- о краеведении как составной части гуманитарного знания;

- о путях и судьбах уральского краеведения;

- о методических основах работы при реализации различных типов краеведческих проектов;

- о психолого-педагогических особенностях работы в рамках краеведческих проектов с разновозрастной аудиторией;

- о тенденциях современного развития краеведения в России.

уметь

- применять знания по краеведению в разработке проектов различных типов;

- применять современные теории, концепции и инструментарий культурологии в практической педагогической и социокультурной деятельности;

- формулировать проблемы и использовать эвристические методы их решения;

- работать с информацией из различных источников;

- в различных видах использовать современные информационные технологии для получения доступа к источникам информации, хранения и обработки полученной информации;

- самостоятельно анализировать научную литературу;

- критически использовать методы современной науки в конкретной исследовательской и социально-практической деятельности; применять современные теории, концепции и инструментарий культурологии в практической педагогической и социокультурной деятельности;

владеть:

- приемами информационно-описательной деятельности, систематизации данных, структурированного описания предметной области;

- понятийным аппаратом педагогики и культурологии;

- методами критического анализа текстов;

- познавательными подходами и методами изучения культурных форм и процессов, социальнокультурных практик;

- процедурами практического применения методик анализа к различным культурным формам и процессам современной жизни общества.

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

Березович Е.Л. Язык и традиционная культура: Этнолингвистические исследования. - М., 2007.

Захарова Л.А., Нестерова Н.Г., Старикова Г.Н., Мороз Е.В. Лингвистическое краеведение: Учебное пособие. - Томск, 2005.

Иванова С.В. Культурологические аспекты языковых единиц. - Уфа, 2002.

Историческое краеведение. Учебное пособие. Под ред. проф. Е.Г. Корнилова / Урал.гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 2005.

Кокорина Л.Я. Лингвистическое краеведение в школе и вузе. - Кемерово, 1994.

Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. М., 1999.

Лингвистическое краеведение. - Пермь, 1991.

Литературное краеведение в школе. - Пермь, 2002.

Литературное краеведение в школе: Пособие для учителей. - М., 1976.

Мурзина И.Я., Мурзин А.Э. Очерки истории культуры Урала. - Екатеринбург, 2008.

Рут М.Э. Образная номинация в русской ономастике. - М., 2008.

Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под. ред. Н.И. Толстого. Т. 1-3. - М., 1995.

Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. - М., 2001.

Суперанская А.В. Ономастические универсалии // Восточнославянская ономастика. - М., 1979.

Суперанская А.В. Основные принципы топонимических наименований // Топонимика в региональных топонимических исследованиях. - М., 1984.

Суперанская А.В. Наименования и переименования в городах. Изучение географических названий // Вопросы языкознания. - 2002. - № 3.

Тарасова Л.А. Эстетическое краеведение. - М.; Тверь, 2008.

Тихомирова Л.А. Музыкальное краеведение как новое направление в музыкознании: Учебное пособие. - Тверь, 1995.

Шмидт С.О. Краеведение // Российская цивилизация: Энциклопедический словарь. - М., 2001. С. 130-134.

Коновалова Н.И. Сакральный текст как лингвокультурный феномен. - Екатеринбург, 2007.

Кулагина Г.А. Веселая энциклопедия уральских следопытов: 100 игр по истории, культуре, географии Урала. - Екатеринбург, 2004.

Максаковский В.П. Географическая культура: Учебное пособие для студентов вузов. - М., 1998.

Матвеев А.К. Географические названия Урала: топонимический словарь. - Екатеринбург, 2008.

Мосин А.Г. Уральские фамилии: Материалы для словаря. - Екатеринбург, 2000.

Никонова М.А. Землеведение и краеведение. -М., 2000.

Рут М.Э. Имена и судьбы. - Екатеринбург, 1996.

Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в XIX-XX вв.: Историко-этнографический атлас. - Екатеринбург, 2003.

Шмидт С.О. Гуманизирующий потенциал краеведения // Высшее образование в России. -1992. - № 3.

Шмидт С.О. Изучение культуры российской провинции (XVIII - начало XX вв.) и задачи краеведения // Русская провинция. Культура XVIII-

XIX вв. М., 1992.

Литература Урала: Кн. для чтения в 5-8 классах общеобразовательных школ. - Екатеринбург, 1997.

Большаков В.Н. Региональная экология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - Екатеринбург, 2000.

VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

При изучении данной дисциплины рекомендуется использовать ресурсы сети Интернет:

- Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников. URL: http://www.researcher. ru/practice/practice_org/practice_gum/a_5q5ko.html.

- Путеводитель по краеведческим ресурсам на библиотечных сайтах в Интернет. URL: http:// www.nlr.ru/res/inv/kray/list2.htm.

- Официальный сайт Отделения краеведения и историко-культурного туризма (Кафедра региональной истории и краеведения, Кафедра москвове-дения и Центр исторического краеведения и моск-воведения) Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета и Союза краеведов России. URL: http://www. roskraeved.ru/old/ presentations.html.

- Создание региональных краеведческих ресурсов. URL: http://www.altsoft.spb.ru/index.php?=

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

com_content&task=view&id= 15 &Itemid=19.

- Краеведы и краеведческие организации Перми. URL: http://enc.permkultura.ru/showObject.do? object=1803949544&viewMode=D_1803945639.

- Энциклопедия Челябинска. URL: http://

www.book-chel.ru.

- Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой город». иЯЬ: http://www.mojgorod.ru.

- Екатеринбург - столица Урала: Официальный портал Екатеринбурга. иЯЬ: http://ekburg.ru.

VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

В основе курса лежит представление о том, что краеведение - это двунаправленный процесс: с одной стороны, связанный с изучением различных видов деятельности людей, проживающих на отдельно взятой территории, с другой, - специфическая форма деятельности по изучению отдельных аспектов человеческой жизни. Следовательно, для студентов-будущих культурологов, чья профессиональная деятельность тесно связана с регионом, в котором они живут, изучение краеведения становится необходимым условием формирования профессиональной компетенции.

Данный курс носит интегративный характер, поскольку на его основе актуализируются известные студентам сведения о развитии культуры, приобретая практический смысл, и создается возможность включения студентов-будущих педагогов в осознанную культуротворческую деятельность.

Успешная реализация данного учебного курса возможна при наличии следующих условий: общекультурологической подготовки студентов, изучающих данный предмет; представлений о становлении и развитии региональной культуры; осознания связи языка и культуры; понимания педагогических условий профессиональной деятельности.

При обращении к теме «Краеведение: предмет и сущность» необходимо акцентировать проблему «место и роль краеведения в системе гуманитарных наук», раскрывая интегративную сущность предмета изучения, определяя его место в отношении к регионоведению и истории Отечества.

Тема «Накопление первичных знаний и становление краеведения как научной дисциплины» носит историко-культурологический характер, поэтому при анализе этапов становления и развития краеведения в России особое внимание уделяется исторической обусловленности явления, выявлению связей с развитием национального самосознания и формированием идентичности. Важное место занимает материал, посвященный краеведческому движению на Урале.

Тема «Теория и методика краеведческого изучения региона» сочетает материал, посвященный формам и методам краеведческих исследований, предвосхищая материал, посвященный педагогической деятельности в области краеведения. Акцент в изучении темы делается на проблеме построения и освоения алгоритмов краеведческого исследования.

Тема «Историческое краеведение на Урале» обращает студентов к отчасти известному из курса «Культура Урала» материалу, поэтому большее внимание уделяется проблемам изучения и сохранения индустриального наследия как наиболее актуальным сегодня. Отдельным блоком становится изучение местного фольклора, который может вы-

ступать в качестве исторического источника по культуре региона. Особое место занимает разработка собственных культурно-образовательных проектов студентами по заданной тематике.

Следующие темы посвящены по преимуществу раскрытию отдельных сторон краеведческого изучения Урала (темы: «Топонимика и ономастика как источники краеведческого изучения Урала», «Искусствоведческое, литературное и музыкальное краеведение»). Предлагается обратиться к специфике каждого из направлений краеведческих исследований с целью раскрытия их содержания и специфических особенностей. Для организации самостоятельной работы студентов предлагается использовать компьютерную программу «Мое родословие».

Для представления культуры региона важным является умение презентовать особенности и ценности регионального мира. Для этого в лекциях акцентируется особенность такого вида деятельности, как презентационный проект, а для самостоятельной внеаудиторной и последующей работы на практическом занятии студентам предлагается создание презентационных проектов.

Специфику данного курса составляет проектная деятельность студентов (создание и презентация культурно-образовательных проектов), которая носит интегративный и практико-ориентированный характер, предполагающий единство изучения общетеоретических аспектов бытия культуры и решения конкретных задач, связанных с профессиональной подготовкой студентов-будущих специалистов.

Для организации работы над проектом студенты получают в качестве методического «подспорья» алгоритм работы над медиа-проектом, которых включает: отбор визуального, аудиального, анимационного (если необходимо) материала для представления; написание сценария проекта; подготовку материалов для представления в проекте (сканирование иллюстраций, набор текстов, создание звуковых файлов и пр.) в соответствии с заявленным сценарием; «сборку» проекта. Формой итогового контроля выступает презентация самостоятельно созданных проектов.

Важным компонентом учебной деятельности по данной программе становится параллельное изучение методик краеведческой работы и попытка их реализации в практической деятельности или в моделированной ситуации. В связи с этим предлагаются различные задания, связанные с организацией кружковой или экспедиционной работы, обращение к фондам фольклорных и диалектологических экспедиций. Использование ролевых игр, моделирование учебных или экспедиционных ситуаций способствует активизации работы студентов.

Для организации самостоятельной работы студентов предлагается анализ учебной, научнопопулярной и научно-исследовательской литературы; составление аннотированных библиографических списков, планов-конспектов; работа со словарями и справочниками; анализ аудио- и видеозаписей, ресурсов Интернет.

Примерные формы выполнения самостоятельной работы: подготовка сообщений к выступлению на семинаре, краеведческой научно-практической конференции; подготовка рефератов и докладов; составление тематических кроссвордов; работа над проектами.

В качестве контрольных студентам можно предложить следующие вопросы:

1. Проанализируйте этапы развития культуры Урала и раскройте социально-экономические, общественно-политические, культурные связи, свойственные каждому периоду.

2. Как краеведение может быть включено в учебно-воспитательный процесс?

3. Предложите свой список учреждений, которые занимаются краеведческой работой.

4. Какие цели должны ставить библиотеки во время краеведческой работы? Ниже предлагается перечень традиционных направлений литературнокраеведческой работы, проводимый библиотекой: изучение жизни и творчества местных писателей; исследование современной литературной жизни и истории развития литературы в крае; издание и продвижение литературного творчества местных авторов; создание исследовательских работ в области литературного краеведения. Какие новые направления в работе библиотек вы можете предложить?

5. Методисты, занимающиеся краеведческой проблематикой, выделяют различные сферы, которые можно использовать при работе со школьниками, в частности: история и традиции родной семьи, школы; прошлое, настоящее и перспективы развития поселка (села, микрорайона, города) и т.п. Определите, в чем состоит соотношении этих пластов знаний на учебных занятиях и во внеклассной работе.

6. Возможно ли использование в краеведческой работе компьютерных технологий? И, если возможно, определите направления деятельности.

7. При подготовке собственного краеведческого проекта выделите набор методов, используемых в вашей работе.

8. По содержанию деятельности литературнокраеведческие кружки могут быть различными: фольклорные, фольклорно-этнографические, кружки по изучению народного художественного творчества (включая народное поэтическое и песенное творчество), историко-литературные (по изучению литературной истории родного края, современной литературной жизни своего города (села); жизни и творчества писателя-земляка. Близки к ним по своему содержанию кружки литературно-творческие, работающие по краеведческой тематике, а также кружки по изучению истории названий населенных пунктов (топонимические). Выберите одно из направлений и предложите собственную научнометодическую программу деятельности в сфере литературного краеведения, опираясь на материал литературы Урала.

9. В зависимости от содержания занятий форма работы в краеведческом кружке может быть лекционной (обзорные беседы педагога или доклады школьников на заданные темы); семинарской (обучение навыкам литературно-краеведческой работы);

экспедиционной (изучение литературно-краеведческих объектов, сбор материалов); научно-исследовательской (изучение и классификация собранных материалов, работа над литературой, подготовка докладов и т.д.); литературно-творческой (дневники, сочинения на темы похода); оформительской (изготовление наглядных пособий по литературному краеведению, оформление выставки, создание литературной карты, литературно-краеведческого кабинета, школьного музея и т.д.); организаторско-массовой (проведение литературно-музыкальных утренников и вечеров на краеведческие темы, организация экскурсий по школьному музею, встречи с писателями, проведение литературно-краеведческих олимпиад, викторин, игр, конкурсов, летняя работа с передвижной выставкой и т.д.). Выберите один из видов деятельности и предложите собственную разработку одного из видов работы.

10. В чем вы видите специфику самоподготовки учителя на краеведческих занятиях?

11. Важное место в краеведческой работе занимает описание и паспортизация памятников. На сайте Министерства культуры Свердловской области представлен список памятников историко-культурного наследия. Выберите два-три памятника и составьте паспорт памятника по следующему плану: название памятника; его местонахождение; вид, стиль сооружения, из каких материалов сделан памятник, примерный или точный возраст памятника; состояние памятника (хорошее, удовлетворительное, плохое, указать основные дефекты); подвергался ли данный памятник перестройкам и перепланировкам, если да, то каким и когда; что в нем расположено (живут жильцы, находится склад, пустует и т.д.); в чьем ведении находится памятник, состоит ли на учете как памятник культуры; с какими выдающимися деятелями региональной (отечественной) культуры связан. К паспорту прилагаются фотографии памятника.

12. Проект «Литературно-краеведческий журнал». Вам предложили организовать электронный

литературно-краеведческий журнал. Предложите концепцию журнала (цель, задачи, рубрикация, содержательные блоки). Как будет организована работа с потенциальными авторами? В чем особенность аудитории данного журнала?

13. Выделите этапы организации школьной экспедиции и предложите свой план ее организации и проведения.

14. Подготовьте мультимедиа-проект по одной из предложенных тем: «Мое родословие»; «Проблема сохранения памятников индустриального наследия»; презентационный проект (литературные, художественные, музыкальные памятники Урала - по выбору); презентационный проект «Современное искусство региона»; «Туристические тропы Урала»; «По следам произведений Д. Мамина-Сибиряка»; «По следам бажовских сказов».

15. Подготовьте вопросы для дискуссии на тему: «Краеведение сегодня: задачи и проблемы».

При использовании программы данного курса в общеобразовательной школе мы рекомендуем обратить особое внимание на практический компонент - проекты, организацию мини-экспедиций, проведение краеведческих слетов и конференций, разработку старшеклассниками для учащихся младших классов викторин, олимпиад, экскурсионных маршрутов.

Завершить нашу статью хотелось бы словами

С.О. Шмидта, который в статье «Краеведение - это всегда краелюбие» (ИЯЬ: http://his.1september.ru/ 2004/22/4.Ьт) писал: «Воспитание краеведением подразумевает не только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопамятностях, но и развитие потребности в действенной заботе о его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия. Подлинное краеведение всегда и краелюбие. Оно воплощает коренные взаимосвязи поколений и близких соседей и во многом определяет представление о месте своего родного «края» в регионе, в России в целом».

Данные об авторах:

Ирина Яковлевна Мурзина - доктор культурологии, профессор, заведующий кафедрой культурологии Уральского государственного педагогического университета.

Адрес: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.

E-mail: ekb-ural@yandex.ru

Александр Андреевич Мурзин - кандидат культурологии, научный сотрудник кафедры культурологии Уральского государственного педагогического университета.

Адрес: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.

E-mail: ekb-ural@yandex.ru

Татьяна Александровна Гридина - доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой общего языкознания и русского языка Уральского государственного педагогического университета.

Адрес: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.

E-mail: tatyana_gridina@mail.ru

Надежда Ильинична Коновалова - доктор филологических наук, профессор кафедры общего языкознания и русского языка Уральского государственного педагогического университета.

Адрес: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.

E-mail: sakralist@mail.ru

About the authors:

Irina Yakovlevna Murzina is a Doctor of Cultural Studies, Professor, Head of the Department of Culturalscience of Ural State Pedagogical University (Yekaterinburg).

Alexander Andreevich Murzin is a Candidate of Cultural Science Research Associate of Department of Cultural Scienceof Ural State Pedagogical University (Yekaterinburg).

Tatyana Aleksandrovna Gridina is a Doctor of Philology, Professor, Head of the Department of General Linguistics and Russian language of Ural State Pedagogical University (Yekaterinburg).

Nadezhda Ilinichna Konovalova, is a Doctor of Philology, a Professor of Department of General Linguistics and Russian language of Ural State Pedagogical University (Yekaterinburg).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.